Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования имиджа 7
1.1. Понятие «имидж», его виды, особенности и этапы формирования 7
1.2. PR и рекламные инструменты в формировании имиджа 14
Глава 2. Особенности PR и рекламной деятельности туристского предприятия в процессе формирования имиджа 32
2.1. Общая характеристика туристического агентства «Эксклюзив» 32
2.2. Анализ деятельности туристического агентства «Эксклюзив» 36
Глава 3. Основные рекомендации по формированию имиджа туристического агентства «Эксклюзив» 40
3.1. PR и рекламные мероприятия как инструменты формирования имиджа
туристического агентства «Эксклюзив» 40
3.2. Разработка предложений по совершенствованию имиджа туристического
агентства «Эксклюзив» 46
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 69
Актуальность исследования. Долгое время организации не заботились о своем имидже, ставя на первое место среди целей маркетинговых кампаний сбыт продукции. Развитие рыночной экономики повлекло за собой увеличение её субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа.
Имидж - это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью создания желаемого впечатления. То есть имидж - это общее представление, которое остается у людей о том или ином человеке, фирме, организации, предприятии.
Имидж является важным инструментом коммерческой деятельности организации в условиях конкуренции, так как это собирательный образ, который отражает наиболее важные характеристики для потребителей, деловых партнеров, работников организации. Всё аспекты, имеющие малейшее отношение к организации и предлагаемым ею услугам, товарам работают на ее имидж.
В данной работе мы сосредоточили свое внимание на категории имиджа в туристическом бизнесе. Важными факторами, влияющими на рост туризма, стали развитие транспорта, связи, повышение мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного благосостояния. В этих условиях социально-экономическое положение туризма стремительно укрепляется. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30%. На мировом рынке туристический продукт лидирует наряду с нефтью. Рост инвестиций в индустрию туризма увеличивается с каждым годом.
Бурное развитие индустрии туризма привело к росту числа туристических предприятий, заинтересованных в правильном и эффективном формировании собственного имиджа. Имидж туристической компании часто является ее важнейшим конкурентным преимуществом. Это связано с характером туристических услуг. Туристические услуги неосязаемы, неотделимы от источника, не сохраняются, нестабильны по уровню качества, а эффективный имидж туристических услуг является гарантией их качества.
Степень научной разработанности проблемы выражается наличием большого количества работ, научных трудов, книг, учебников и учебных пособий по созданию имиджа, авторами которых являются Г.Г.Почепцов , И.В.Алешина, Г.Л.Тульчинский и многие другие не менее известные политологи, социологи, публицисты и журналисты. Все они определяют понятие имидж организации, дают характеристику имиджу и репутации, изучают понятие PR-кампании, подробно описывают ее проведение.
Объект исследования - имидж.
Предмет исследования - PR и рекламная деятельность в процессе формирования имиджа.
Цель исследования - составление рекомендаций по совершенствованию имиджа туристического агентства «Эксклюзив».
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «имидж», его виды, особенности и этапы формирования.
2. Изучить PR и рекламу как инструменты формирования имиджа.
3. Дать общую характеристику туристического агентства
«Эксклюзив».
4. Провести анализ деятельности туристического агентства
«Эксклюзив».
5. Рассмотреть PR-мероприятия и рекламу как инструменты продвижения имиджа туристического агентства «Эксклюзив».
6. Разработать предложения по совершенствованию имиджа туристического агентства «Эксклюзив».
Методы исследования. В работе были использованы методы анкетного опроса. Кроме того, в работе использован материал, собранный в результате изучения и систематизации данных, полученных из книг, периодических изданий, справочной литературы, нормативно-законодательных актов и документов, определяющих законодательно-правовую среду РФ в области туризма, а также информации и статистических данных из электронных Интернет-ресурсов, данных по организации, предоставленных директором турагентства «Эксклюзив».
Теоретическая база исследования. Для теоретической базы анализа были взяты работы отечественных и зарубежных специалистов по рассматриваемым вопросам и проблемам; методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати, а также данные учета и отчетности турагентства «Эксклюзив».
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке рекомендаций по продвижению туристского продукта различными PR-инструментами, в частности с помощью социальных блогов и форумов, которые смогут улучшить объем продаж и увеличить прибыль производительности, что впоследствии повысит эффективность работы. Так же эти рекомендации, могут быть использованы для других фирм, занимающиеся аналогичной направленностью.
Структура исследования. Содержательно работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
В современных условиях обострения конкуренции на рынке туруслуг на фоне активизации внутреннего туризма для каждой туристской фирмы актуализируются вопросы формирования и поддержания позитивного образа предприятия.
Имидж - это сложное явление, состоящее из разных факторов, сливающихся воедино. Поэтому для успешного формирования и поддержания положительного имиджа предприятия необходимо обращать внимание на все мелочи, тщательно анализируя каждый шаг и продумывая каждое решение.
Имидж туристской фирмы - это целостная картина того, что фирма предъявляет клиенту. Успех любой организации зависит от множества факторов и одним из важных аспектов общего восприятия и оценки компании является впечатление, которое она производит, поэтому современные предприятия вплотную сталкиваются с необходимостью формирования и развития своего позитивного имиджа.
Изучать имидж необходимо практически всегда, когда у организации нет имиджа или при запуске кампании по формированию нового имиджа. Даже при хорошо сформировавшемся имидже, всё равно приходится проводить исследования, поскольку со временем или в зависимости от каких то событий связанных с организацией имидж может устаревать или ухудшаться. Как уже упоминалось выше, конкурент в борьбе за клиента, будет так же не стоять на месте, изучать рынок и своё место на нём, пытаясь укрепить позиции.
В литературе приводится такое же множество точек зрения на виды имиджа организации, как и на само его понятие.
М.В.Томилова выделяет целых восемь элементов: имидж товара (услуги), имидж потребителей товара (услуги), имидж основных руководителей и/или основателей организации, внутренний имидж организации, социальный имидж организации, визуальный имидж, имидж персонала (представляет собой обобщенный имидж персонала организации) и бизнес-имидж организации, то есть представление о ней, как о субъекте определенной деятельности.
Выделяют следующие этапы формирования имиджа:
1. Определение цели формирования имиджа;
2. Определение целевой аудитории, изучение ее возраста, рода занятий и т.п.;
3. Разработка концепции имиджа (главные принципы, мотивы и ценности, характерные для фирмы и ее товаров, а также значимые для потребителя);
4. Оценка возможностей (ресурсов) фирмы для формирования заявленного имиджа;
5. Формирование, внедрение и закрепление имиджа в сознании потребителя;
6. Оценка состояния имиджа, контроль за реализацией программы.
Далее нами были изучены PR инструменты формирования имиджа.
Паблик рилейшнз — специализированная деятельность государственных и иных организаций, обеспечивающих установление взаимопонимания и доброжелательности между организациями, осуществляющими PR, в том числе правительственными, и людьми, социальными группами, на которых обращена эта деятельность.
Грамотное использование РR-инструментов позволяет более эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией, формируя выгодный образ организации и производимой им продукции или оказываемой им услуги.
PR-инструменты - это различные средства и методы, применяемые в деятельности по связям с общественностью, с целью достижения поставленных коммуникативных задач.
PR-мероприятия - продуманные, спланированные, постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между предприятием и общественностью. Это выставки, презентации, пресс-конференции, спонсорские мероприятия.
Изучение особенностей формирования имиджа в нашей работе было проведено на примере туристического агентства «Эксклюзив». Туристическое агентство «Эксклюзив» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Предприятия с такими формами собственности являются коммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, основной целью которых является получение прибыли.
На сегодняшний день основными направлениями деятельности турфирмы ООО «Эксклюзив» являются:
- осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом;
- организация и обеспечение визовой поддержки при оформлении заграничной путевки;
- продажа индивидуальных и групповых туров;
- обеспечение проживания туристов в любой стране мира путем бронирования гостиничных номеров;
- организация транспортного обслуживания, в том числе бронирование билетов на все виды транспорта.
За анализируемый период эффективность основных организационно - технологических показателей фирмы, а также использования ее трудовых ресурсов и основных средств увеличилось, о чем свидетельствует повышение объема реализации, фонда заработной платы и повышения производительности труда 1-го работающего.
Как было установлено, сегодня туристическое агентство «Эксклюзив» занимает неустойчивое положение на рынке, а эффективность продаж ниже, чем у конкурентов. В таких условиях туристическое агентство «Эксклюзив» нуждается в продвижении своей продукции и товаров, в частности - в реализации грамотной PR-кампании.
Проведенный SWOT-анализ также приводит к выводу, что существует ряд выявленных проблем в PR и рекламной деятельности «Эксклюзив», а именно:
- отсутствие единой маркетинговой стратегии развития и механизмов ее реализации;
- неэффективность рекламной и сбытовой политики;
- низкий уровень развития процедур разработки кадровой политики (условия труда персонала);
- низкий уровень внедрения инноваций, информационных технологий в развитие
В качестве рекомендаций по совершенствованию имиджа «Эксклюзив» можно предложить комплекс мероприятий по повышению эффективности имиджа туристкой компании, которая будет состоять из следующих составных частей: рекламные средства «Эксклюзив»; не рекламные средства «Эксклюзив»; стимулирование менеджеров «Эксклюзив»; стимулирование потребителей «Эксклюзив». туристского предприятия и др.
Предложенный к реализации проект мероприятий предполагает разносторонний подход к организации эффективной работы интернетресурсов туристической фирмы. В рамках проекта предложена работа с сотрудниками, клиентами турфирмы, привлечение сторонних организаций и физических лиц в рамках предоставления аутсорсинг-услуг.
При условии соблюдения описанных рекомендаций, предполагается существенное увеличение популярности электронных представительств турфирмы и, как следствие увеличение потока клиентов в организацию.
1. Алешина, И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. /И.В. Алешина // Маркетинг. - 2013. - №14. - С. 50-57.
2. Ассель, Г. Маркетинг: Принципы и стратегия : учебное пособие / Д. Ассель. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - с. 225
3. Афанасьев С.В. Формирование корпоративного имиджа как основная составляющая PR-стратегии. Спб: Аист, 2015. - 76 с
4. Блэк, С. Паблик рилейшенз. Что это такое? / С. Блэк. -М.: Модино Пресс , 2017. - 239 с.
5. Богданов Е., Зазыкин В. Психологические основы «Паблик рилейшнз». учеб. пособие- СПб.: Питер, 2012. - 254 с.
6. Большой толковый словарь русского языка. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. / Первое издание / СПб.: Норинт, 1998. - 215 с.
7. Бурцева, Т.К. Исследование корпоративного имиджа / Т.К. Бурцева, В.Г. Миронова // Маркетинг. - 2018. - №3. - С. 74-81.
8. Гольман, И.А. Рекламная деятельность: Планирование.
Технологии. Организация: учебное пособие / И.А Гольман - Москва: Галлапринт, 2017. - 400 с
9. Грачев, А.С., Грачева С.А., PR-служба компании / А.С. Грачев,
С.А. Грачева. - М.: Изд-во “Дашков и Ко”, 2017. - 246с.
10. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Г. Даулинг; пер. с англ. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2013. - 17 с.
11. Джи Б. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение. СПб.: Питер, 2010
12. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. - СПб., 2017. - 442 с.
13. Иванова Д.И. Роль связей с общественностью и массовых коммуникаций в формировании имиджа и репутации компании // Вестник ГУУ. 2014. №3. - 201-203 с.
14. Иноземцев Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности: учебное пособие / Ю. Иноземцев. - Экономист. - 2017. - С.94.
15. Кошмаров А. Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып.
2. М., 2012. - 426 с.
16. Краткий психологический словарь. / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.
17. Мексиканская декларация паблик рилейшнз. Мехико. 1978. С. 14.
18. Мещанинов А.А. Реклама: Образ компании / А.А. Мещанинов. - М., 2018. - 314 с.
19. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехники. Психотехнологии. / М. - Издательство: Омега - Л, 2016. - 272
20. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 223с.
21. Пименов Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга / Уч. Пособие, 2018, - 103 с.
22. Политология. Энциклопедический словарь/ Под общ. ред. Аверьянов Ю.И. М.: Моск. коммерч. ун-т. 2015. С. 238.
23. ПочепцовГ.Г. Имиджеология[Текст]: учеб./ Г.Г. Почепцов.-М.: изд-во Рефл-бук, 2015. - 698с
24. Рабинович Л.А.,Стерехова А.А. Имидж человека и организации, Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2016. - 84 с
25. Райков А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес, 2012. - № 2. - С.37-41.
26. Рид С. Эффективно ли вы поддерживаете свой корпоративный имидж? / С. Рид // Маркетинг. - 2018. - №6.
27. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник / Л. С. Сальникова. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 303 с.
28. Самарцева Е.А. Роль корпоративных коммуникаций в защите репутации бизнеса // Российский журнал менеджмента. Том 10. - 2017. - № 4. - 105- 126 с.
29. Сироткина И.В. Построение целостного имиджа компании / И.В. Сироткина // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2018. - №1.
30. Скараманга, В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве: учебное пособие / В.П. Скараманга. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 192 с.
31. Тарасевич, Л.Л. Организация работы отдела по связям с
общественностью: конспект лекций / Л.Л. Тарасевич. - М.: Омск, 2018. - 123с.
32. Томилова М.В. Модель имиджа организации / М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - №1.
33. Тульчинский Г. Л. Маркетинг в сфере культуры: учебное
пособие. / СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. - 204 с.
34. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджеология[Текст]: учеб./ Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова.- М.: изд-во Дашков и к, 2018.- 280с.
35. Федоров И.А. Индивидуальный имидж как феномен духовной жизни общества//Тамбов, 2016. С.366
36. Хмылев, В. Л. Организация работы отдела по связям с
общественностью: учебное пособие / В.Л. Хмылев .- М.: Омск, 2015. - 110с.
37. Яковлев, И. П. Паблик рилейшенз в организациях / И. П.
Яковлев. - М.: Петрополис, 2015. - 52с. 53
38. Душкина М. Организация и проведение мероприятий в PR- кампании [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.marketing.spb.ru/ (дата обращения: 01.05.2019)
39. Заячникова А.Ю., Макеев В.А. Влияние корпоративной культуры на имидж организации. [Электронный ресурс]- Режим доступа. - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1350/15923(дата обращения: 01.05.2019)
40. Мухамадиева Л.Н., Дедова Д.И. ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА КОМПАНИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 06.05.2019)