Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы коррекции и профилактики
депрессивных состояний старшеклассников……………………………….8
1.1 Сущность понятия депрессивные состояния в психолого-педагогической
литературе…………………………………………………………………………8
1.2 Сущность депрессивного состояния юношества: факторы, мотивы……..29
1.3 Особенности коррекции и профилактики депрессивных состояний
старшеклассников………………………………………………………………..38
Выводы по первой главе…………………………………………………...........56
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции
депрессивных состояний старшеклассников……………………………….60
2.1. Диагностика уровня депрессивного состояния старшеклассников
(результаты констатирующего этапа исследования)………………………….60
2.2 Реализация программы коррекции депрессивных состояний
старшеклассников……………………………………………………………….73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по коррекции
депрессивных состояний старшеклассников…………………………………..75
Выводы по второй главе………………………………………………………..80
Заключение…………………………………………………………….................82
Список литературы………………………………………………………………87
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (А. Адлер [2], К.Э. Изард [18], И.М. Сеченов [42], З. Фрейд [49], К. Юнг [54] и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.
По данным Всемирной организации здравоохранения депрессиями страдает около 5-8% населения земного шара, в ближайшие 20 лет ожидается рост распространенности этого заболевания, а инвалидизация по причине депрессии к 2020 г. может выйти на второе место среди всех прочих недугов [12].
Симптомы депрессии так часто обнаруживаются, что ее иногда называют «простудой в психопатологии». А рост численности заболеваний депрессией среди юношей побудил Дж. Л. Клерман назвать XX век «веком молодежной меланхолии» [39].
Распространенность депрессий связывают как с постарением населения, с увеличением количества разнообразных социальных стрессогенных событий, провоцирующих развитие депрессии (Д.Ю. Вельтищев [7], А.А. Северный [20] и др.), так и с более полным выявлением аффективных нарушений и совершенствованием представлений о расстройствах депрессивного круга (А.Б. Смулевич [41] и др.).
Рост депрессивных состояний в основном происходит за счет
непсихотических форм (Л.С. Лобачева [32] и др.). Важным фактором,
3
объясняющим увеличение случаев депрессии среди юношей Г.Э. Трот, считает отмечающееся в настоящее время более раннее половое созревание.
Согласно А. Лоуэн распространенность депрессии в популяции юношей составляет от 15 до 40% [33]. Во многих публикациях (Г.З. Батыгина [19], Н.М. Иовчук [19; 20; 21], А.А. Северный [20; 21] и др.) отмечено неуклонное увеличение распространенности как тяжелых, так и неглубоких депрессивных расстройств среди подростков и юношей на протяжении последних десятилетий.
В первую очередь депрессивные состояния в юношеском возрасте сопряжены с суицидальным поведением (Е.С. Крылова [27], И.В. Олейчик [51] и др.).
Большинство отечественных и зарубежных работ, посвященных изучению юношеских депрессий, выполнены на основании результатов исследования больных с более ранним возникновением заболевания, то есть в старшем подростковом возрасте. Недостатком методического подхода, использовавшегося в данных исследованиях, является также отбор депрессивных больных только по нозологическому принципу, что обусловливало рассмотрение ограниченных по численности и поэтому недостаточно репрезентативных групп (С.Д. Озерецковский [36], В.Н. Синицкий [43]). Негативную роль играет также отсутствие
целенаправленных катамнестических исследований.
Анализом юношеской психологии и стрессоустойчивости занимались ученые В.Г. Ротштейн [41], В.Т. Лекомцев [29], И.А. Уваров [29], Н.В. Матвеева [29], Е.А. Панченко [29] и другие. Кроме того, общие и возрастные вопросы депрессивности и стрессоустойчивости освящали В.Н. Синицкий [43], С.Ю. Циркин [50]. А британский психолог Р. Кеттел [32] сторонник теории черт личности позволил изучать стрессоустойчивость в аспекте глобальных личностных характеристик.
Особую роль при юношеских депрессиях играет применение адекватной психотерапии, но особенно важна профилактика.
Однако проблема профилактики депрессивных состояний в старшем школьном возрасте в научной литературе освящена недостаточно, в связи с этим возникает противоречие между необходимостью снижения депрессивных состояний старшеклассников и поиском адекватных форм и методов их коррекции. Таким образом, тема нашего исследования «Коррекция депрессивных состояний старшеклассников» является актуальной.
Проблема исследования: каково содержание, методы и формы
коррекции депрессивных состояний старшеклассников?
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов коррекции депрессивных состояний старшеклассников.
Объект исследования - процесс коррекции депрессивных состояний старшеклассников.
Предмет исследования - содержание, формы и методы коррекции депрессивных состояний старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс коррекции депрессивных состояний старшеклассников будет более эффективным, если:
- опираться на сущность понятия депрессивные состояния;
- учитывать особенности проявления депрессивных состояний у юношей;
- на основе выявленных форм и методов коррекции депрессивных состояний старшеклассников разработать и реализовать программу профилактики депрессивных состояний старшеклассников «Счастливый мир».
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, были поставлены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия депрессивные состояния в психологопедагогической литературе.
2. Определить сущность депрессивного состояния юношества: факторы, мотивы.
3. Раскрыть особенности коррекции депрессивных состояний старшеклассников.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность программы коррекци депрессивных состояний старшеклассников «Счастливый мир».
Теоретическая база исследования. В нашем исследовании мы опирались на труды С.Д. Озерецковского [36], В.Н. Синицкого [43], Д.Ю. Вельтищева [7], А.А. Северного [20], С.Ю. Циркина [50], А.Б. Смулевича [41], которые изучают особенности проявления депрессивных состояний в юношеском возрасте, рассматривают особенности коррекции депрессивных состояний старшеклассников.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, анкетирование,
тестирование;
- качественные и количественные методы обработки данных. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы коррекции депрессивных состояний старшеклассников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытноэкспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Каратунская СОШ» Апастовского района республики Татарстан. В исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана
эффективность программы «Счастливый мир», направленной на коррекцию депрессивных состояний старшеклассников.
Практическая значимость исследования. В работе выявлена сущность понятия депрессивные состояния в психолого-педагогической литературе, определена специфика проявления депрессивных состояний у юношей (факторы, мотивы), в исследовании апробирована и доказана эффективность использования программы коррекции депрессивных состояний старшеклассников.
Собранные и апробированные материалы могут использоваться в работе классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с целью коррекции депрессивных состояний у молодежи; при подготовке студентов к семинарским занятиям, для подготовки к прохождению практики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
1. Анализ литературы показал, что проблема депрессии и депрессивных состояний в юношеском возрасте изучался различными исследователями и с различных точек зрения. Исследование депрессивности в юношеском возрасте занимались такие ученые, как А.Г. Амбрумова, А.А. Бебуришвили, Д.Ю. Вельтищев, Д.А. Вольф, Е.М. Вроно, Дж. Л. Клерман, Е.С. Крылова, Э. Маш, М.С. Павлова, В.Г. Ротштейн, АА. Северный, А.Б. Смулевич, Ю.В. Синягин, Н.Ю. Синягина, Д. Фомбенн и др.
2. Распространённость депрессий связывают как с постарением населения, с увеличением количества разнообразных социальных стрессогенных событий, провоцирующих развитие депрессии, так и с более полным выявлением аффективных нарушений и совершенствованием представлений о расстройствах депрессивного круга, особенно принадлежащих к его «мягкому» полюсу - таких как субсиндромальные и маскированные формы.
По мнению многих современных исследователей, депрессия во все большей степени поражает юношей, у которых депрессивные расстройства становятся одной из наиболее часто встречающихся форм психической патологии.
3. Депрессия (от лат. - подавление, угнетение) - это подавленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, безынициативность - таковы характерные признаки депрессии.
В диагностическом смысле термин «депрессия» обозначает
психическое заболевание, основным критерием которого являются
эмоциональные расстройства. Кроме того, не следует забывать, что
депрессия сопутствует большому количеству психических заболеваний
с различным происхождением. В связи с этим остается справедливым мнение
82
знаменитого ученого З.Фрейда о том, что имеют место взаимодополняющие причины и факторы возникновения депрессий, в том числе наследственные и физиологические, конституциональные.
4. Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Будущее становится главным измерением временного горизонта. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши.
Основными новообразованиями юношеского возраста являются самоопределение и самопознание, не удовлетворенность в данных областях может привести к возникновению у юношей депрессивных состояний.
Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у юноши могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе - для юноши всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка - это «драма», как считал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, это и трагедия.
Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот,
чрезмерно ранняя сексуальная активность, депрессия, склонность к
правонарушениям, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем,
что организм старшеклассника физически не справляется с чрезмерными
стрессами, истощающими внутренние резервы организма. Стрессовой
ситуацией для старшеклассника может быть первая любовь, потеря
девственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного
пола, отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в
83
общежитии. Армия - тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовым ситуациям и слишком заласканные маменькины сынки способны даже на самоубийство.
Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о старшеклассниках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс и всегда быть на стороне своих детей.
5. Подводя итоги, следует подчеркнуть, что проблема депрессий сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Пубертатные депрессии являются нозологически неспецифичными и, возможно, одними из наиболее частых проявлений психической патологии у юношей. По степени выраженности большая часть их относится к состояниям средней тяжести и лёгким, а среди всего массива аффективной патологии доминируют непсихотические депрессии с субклиническим уровнем аффективных расстройств. Жесткой границы, разделяющей патологические и психологически адекватные состояния сниженного настроения, зачастую не обнаруживается. В связи с этим необходима целенаправленная работа по снижению депрессивности, которая в нашем случае заключается в том, чтобы использовать в работе с юношами релаксационные упражнения, направленные на саморегуляцию эмоционального состояния, а также развивающие занятия, содействующие социальной адаптации.
6. Диагностика показала, что почти половине старшеклассников не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети старшеклассников свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная психолога пристального внимания. В ходе диагностики было выяснено, что старшеклассники, показавшие высокие баллы по опроснику, направленному на выявление депрессии, проявляют тенденцию к дезадаптации, что было выяснено с помощью опросника социально-психологической адаптивности.
Для подтверждения проявившейся зависимости между уровнем депрессии и уровнем адаптивности была проведена ранговая корреляция, с использованием коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Зависимость оказалась статистически достоверной. Для проведения более качественной диагностики была использована специально разработанная стандартизированная беседа, а также тест Люшера, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные.
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью старшеклассников является общение, и потому при работе со
старшеклассниками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности - сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими старшеклассник получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.
В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является
комплексный подход к проблеме коррекции депрессивных состояний.
теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая, групповая психокоррекции, семейная психотерапия). Этот подход был успешно использован в данной работе.
Изменения, произошедшие в ходе коррекции, показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у старшеклассников осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались. С помощью критерия t-Стьюдента были статистически подтверждены результаты проведенной коррекции депрессивных состояний. Гипотезы о том, что выборочные средние величины статистически достоверно отличаются, подтвердились. Повторное применение опросника СПА показало, что вместе с повышением адаптивности, повышался уровень самоприятия, приятия других. Следовательно, программа, разработанная нами, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у старшеклассников и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе со старшеклассниками, в соответствии с ее целями и назначением.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования гипотеза данной работы подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург, 1999. - 256 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Сфера, 2015. - 342 с.
3. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. - М.: Владос, 267 с.
4. Антропов Ю.Ф. Психосоматические депрессии у детей и подростков (клиника, патогенез, систематика и дифференцированная терапия) / Ю.Ф. Антропов. - М.: Владос, 1997. - 256 с.
5. Башина В.М. Аффективные нарушения у детей. Руководство по психиатрии / В.М. Башина. - М.: Медицина, 1999. -578 с.
6. Борисова Д.Ю. Социальная адаптация подростков с шизоидным расстройством личности (клинико-катамнестическое исследование). Автореф. дис. канд. наук / Д.Ю. Борисова. - М:, 2007. - 34 с.
7. Вельтищев Д.Ю. Социальная и клиническая психиатрия / Д.Ю. Вельтищев. - М.: Медицина, 2006. - 256 с.
8. Вертоградова О.П. Возможные подходы к типологии депрессий / О.П. Вертоградова. - М.: Медицина, 1980. - 226 с.
9. Вертоградова О.П. Тревожно-фобические расстройства и депрессия. Тревога и обсессии / Под ред. А.Б. Смулевича. - М.: Медицина, 1999. - 333 с.
10. Вертоградова О.П., Шахматов Н.Ф., Сосюкало О.Д. Возрастные аспекты проблемы депрессий. // Возрастные аспекты депрессий (клиника, диагностика, терапия). Сб. научных трудов. / О.П. Вертоградова, Н.Ф. Шахматов, О.Д. Сосюкало. - М.: Изд. Моск. НИИ Психиатрии МЗ РСФСР. - 1987. - 216 с.
11. Владимирова Т.В. Юношеские депрессии (диагностика, типология и вопросы прогноза) Автореф.дис.канд. / Т.В. Владимирова. - М.:, 1986. - 23 с.
12. Возрастные аспекты депрессий (клиника, диагностика, терапия), сборник научных трудов. - М.: изд. Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1987. - 278 с.
13. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова // Московский психотерапевтический журнал. - 1996. - № 3. - С. 141-163
14. Гурьева В.А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В.А. Гурьева. - М.: Медицина, 2001. - 478 с.
15. Дмитриева Т.Б. Психогенные депрессии в юношеском и подростковом возрасте (клиника, патогенез, лечение) // Автореф. канд.дис. / Т.Б. Дмитриева. - М.:, 1981. - 17 с.
16. Дмитриева Т.Б., Макушкин Е.В., Федина М.А. Расстройства аффективной сферы у детей и подростков / Т.Б. Дмитриева, Е.В. Макушкин, М.А. Федина // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2001. - № 5. - С. 154-158
17. Железнова Е.В., Земляная А.А. Аффективные расстройства у больных эпилепсией подростково-юношеского возраста / Е.В. Железнова, А.А. Земляная. - М.: Варт, 2003. - 345 с.
18. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - М.: Варгус, 2015. - 321 с.
19. Иовчук Н.М., Батыгина Г.З. Распространённость и клинические проявления депрессий в школьной подростковой популяции // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова / Н.М. Иовчук, Г.З. Батыгина. - 1998. - № 9. - С. 33-36
20. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков / Н.М.
Иовчук, А.А. Северный. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 279 с.
88
21. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков / Н.М. Иовчук, А.А. Северный. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 379 с.
22. Кемпинский А. Меланхолия. Депрессии юношеского возраста / А. Кемпинский. - СПб.: Наука, 2002. - 325 с.
23. Козлова И.А., Горюнов А.В. Клинико-психопатологическая характеристика депрессий детского возраста / И.А. Козлова, А.В. Г рюнов // Психиатрия. - 2006. - № 4. - С. 24-43
24. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 1989. - 219 с.
25. Копейко Г.И. Аффективные расстройства в подростковом и юношеском возрасте / Г.И. Копейко. - М: Медицина, 1999. - 745 с.
26. Копейко Г.И., Олейчик И.В. Вклад пубертатных психобиологических процессов в формирование и клинические проявления юношеских депрессий / Г.И. Копейко, И.В. Олейник. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2007. - № 3. - С. 3-11
27. Крылова Е.С. Юношеские депрессии с симптомокомплексом «метафизической интоксикации» (типология, диагностика, прогноз и вопросы терапии). Автореферат дис. канд. мед наук. / Е.С. Крылова. - М. -2004. - 18 с.
28. Курпатов А.В. Депрессия: от реакции до болезни (пособие для врачей общей практики) / А.В. Курпатов. - М.: Школа-Пресс, 2003. - 278 с.
29. Лекомцев В.Т., Уваров И.А., Матвеева Н.В., Панченко Е.А. К типологии депрессий у детей и подростков / В.Т. Лекомцев, И.А. Уваров, Н.В. Матвеева, Е.А. Панченко // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. - № 4. - С. 3-28
30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
31. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. 2-е
изд., доп. и перераб. / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1985. - 416 с.
89
32. Лобачева Л.С. Тенденции рспространенности и изменения
клинических проявлений эндогенных и неэндогенных депрессий в последние десятилетия // Мат. Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию организации психиатрической помощи в Иркутской области / Л.С. Лобачева. - Иркутск, 2005. - 356 с.
33. Лоуэн А. Депрессия и тело / А. Лоуэн. - М.: Эксмо, 2002. - 384 с.
34. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. - М.: Оникс 21 век, 2002. - 704 с.
35. Нуллер Ю.Л. Депрессия и деперсонализация: проблема
коморбидности. Депрессия и коморбидные расстройства / Под ред. А.Б. Смулевича. - М.: Медицина, 1997. - 367 с.
Зб.Озерецковский С.Д. Особенности диагностики и лечения депрессий у подростков / С.Д. Озерецковский. - Л.: МГУ, 1990. - 267 с.
37. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС,2002. - 352 с.
38. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А. Подольский, О. Идобаева, П. Хейманс. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
39. Подход Клермана и Вейсман https://studopedia.ru/5_54036_podhod- klermana-i-veysman.html
40. Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий / М.М. Решетников. - СПб.: Издательство Восточно-Европейского Института психоанализа, 2003. - 328 с.
41. Ротштейн В.Г., Богдан М.Н., Долгов С.А. Эпидемиология депрессий. Депрессия и коморбидные расстройства / под ред. А.Б. Смулевича. - М.: Варгус, 1997. - 325 с.
42. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. - М.: Просвещение, 1956. - 267 с.
43. Синицкий В.Н. Депрессивные состояния / В.Н. Синицкий. - Киев: Рада, 1986. - 167 с.
44. Смулевич А.Б. Депрессия как общемедицинская проблема // Психиатрия и психофармакотерапия / А.Б. Смулевич. - 2006. - № 3. - С. 4-10
45. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Тхостов А.Ш. и др. Психопатология депрессий (к построению типологической модели). Депрессия и коморбидные расстройства / Под ред. А.Б. Смулевича. - М.: Аст-Пресс, 1997. - 267 с.
46. Точилов В.А. Неглубокие депрессии и их распознавание, история вопроса и современное состояние (обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии / В.А. Точилов. - 1999. - № 3. - С. 39-43
47. Трот Г.Э., Вирт С., Фрайследер Ф.И. Особенности формирования депрессивного синдрома у детей и подростков / Г.Э. Трот, С. Вирт, Ф.И. Фрайследер // Социальная и клиническая психиатрия. - 1994. - №
2. - С. 4-23
48. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. - 467 с.
49. Фрейд З. Детская патология / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 1998. - 156 с.
50. Циркин С.Ю. Психопатологический анализ аффективноэмоциональной сферы: депрессивный аффект // Российский
психиатрический журнал / С.Ю. Циркин. - 2002. - № 3. - С. 33-37
51. Цуцульковская М.Я., Копейко Г.И., Олейчик И.В., Владимирова Т.В. Роль психобиологических характеристик юношеского возраста в формировании клинической картины депрессий и особенностях терапии // Психиатрия / М.Я. Цуцульковская, Г.И. Копейко, И.В. Олейчик, Т.В. Владимирова. - 2003. - № 5. - С. 21-28
52. Цуцульковская М.Я., Олейчик И.В. Юношеские эндогенные депрессии (психопатология, типология, нозологическая оценка лечение) // Психиатр / М.Я. Цуцульковская, И.В. Олейчик. - 2005. - № 3. - С. 1727
53. Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести... Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу / И.Г. Юдина. - М.: АРКТИ,
2007. - 134 с.
54. Юнг К.Г. Эмоциональные психологические типы https://www.psyoffice.rU/8/psichology/book_o255_page_21 .html