Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЫТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Работа №36383

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
531
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
1.1 Сущность опыта межличностных отношений старшеклассников в
условиях современной школы 10
1.2 Особенности и структура понятия педагогической поддержки 20
1.3 Практическая модель организации педагогической поддержки в
современной школе 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
2.1 Изучение специфики межличностных отношений учащихся
старших классов (анализ результатов констатирующего этапа эксперимента) 38
2.2 Разработка программы педагогической поддержки
старшеклассников с целью улучшения их межличностных отношений 44
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по улучшению межличностных отношений старшеклассников (контрольный этап эксперимента) 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78



Наше государство вступает в новый этап политического и экономического развития, которое влечет за собой кардинальные изменения ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Исходя из этого, вопрос межличностных отношений между школьниками, в частности старшеклассниками, становится все более значимым в процессе образования. Важно понимать, что характер межличностного общения между школьниками находится в прямой зависимости от их нравственного воспитания и личностного развития. И от того, насколько благоприятно будут протекать эти процессы, зависит благополучие общества в целом.
В результате изучения данной проблемы, было выявлено, что для успешного личностного развития подростков и улучшения характера их межличностного взаимодействия важно курирование школьников со стороны образовательной организации, поддержка на пути взросления и социализации, в частности, педагогическая поддержка.
Изучение и анализ специальных научных работ последних лет по теме исследования показывает, что реформации в образовательной сфере России происходят в основном в направлении изменения содержания образования и создания программ для обучения. Однако такая проблема как педагогическая поддержка долгое время оставалась без должного внимания федеральных органов управления. Нужно сказать, что этот вопрос теоретически достаточно изучен, однако потенциал понятия педагогической поддержки и ее роль в образовании ребенка до конца не осознан обществом.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, во-первых, в настоящее время проблема охраны психического здоровья детей и улучшения их межличностных отношений становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения и требует широких профилактических мер в системе образования.
Во-вторых, методологическое основание улучшения межличностных отношений подростков через педагогическую поддержку представляет собой идеи развития личности, педагогического взаимодействия субъект- субъектного характера, нравственной сущности воспитания. Однако целостного понятия и содержания педагогической поддержки пока нет. Объясняется это тем, что это понятие обуславливается неоднородностью и объемностью понятий, в которых затрагиваются различные области научного знания, такие, как педагогика, социальная педагогика, психология, социология. Чаще понятие педагогической поддержки трактуют как метод и форму воспитания, как позицию педагога, и «свободное общение» и «отношения взрослого человека и ребенка» [1].
То, какие отношения будут складываться между учащимися вследствие проводимой в образовательной организации педагогической поддержки, зависит от грамотности систематизации и проведения таковой. Ситуации, возникающие в процессе межличностных отношений старшеклассников, дают почву для наиболее глубокой и обширной систематизации педагогической поддержки. Вследствие чего возникает необходимость детального изучения межличностных отношений старшеклассников и их влияние на процесс проведения педагогической поддержки.
Анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в подростковой жизни. Неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, плохие компании, безнадзорность, жестокое обращение - это далеко не полный список проблем, которых отчасти удалось бы избежать, будь у нас отлаженная система психолого-педагогического обеспечения в образовательных организациях.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена возрастанием необходимости улучшения межличностных отношений подростками, включения педагогическую поддержку в систему работы с подростками в рамках общеобразовательной школы.
Мысли о необходимости проведения педагогической поддержки в условиях современной школы содержатся в научных работах многих педагогов и психологов: Н.Б. Крылова, С.И. Попова, А.Д.Андреева, О.С. Газман, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Е.И. Исаев и других.
Так, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и И.П. Иванов рассматривали педагогическую поддержку учащихся через призму защиты их интересов и прав.
Н.М. Михайлова и С.М. Юсфин в своих исследованиях пришли к выводу, что, если существующая система ориентирована на реализацию гуманистического подхода во взаимодействии взрослого и ребенка, то поддержка обретает смысл педагогической деятельности [56].
При этом О.С. Газман, И.А. Бакулина, Т. Фролова, В.И. Слободчиков и другие педагоги выделяли проблему организации педагогической поддержки в особую сферу педагогической деятельности.
Научные труды этих и других авторов являются теоретической и методологической основой проведения исследования.
Анализ научных исследований и психолого-педагогических источников дает основание полагать, что в современной педагогической науке создана значительная теоретическая база, сформирован круг целей и подходов к организации педагогической поддержки школьников, однако в традиционной системе воспитания в школах реакция педагогов на проблемы учеников носит, в основном, стихийный, ситуативный характер.
Учителя, как правило, выступают в роли «фельдшеров» скорой помощи: дают наставления по поводу внешнего вида, манер поведения, вызывают родителей для разбирательств, передают им жалобы учителей- предметников, в крайних случаях водят к директору на «беседу».
Такая «односторонняя» деятельность учителей обходит стороной самого ученика, его мысли, его проблемы, и, собственно, его личность; и исключает активное участие в жизни ребенка и потому непродуктивна.
Мы предполагаем, что это связано с недостаточным количеством разработанных практических рекомендаций, приемов, методов и средств организации и проведения педагогической поддержки учащихся.
Это приводит к возникновению противоречий между:
объективной необходимостью обеспечения педагогической поддержки учащихся в условиях современной школы и отсутствием практических рекомендаций по организации данной работы;
- потребностью подростков в безоценочном принятии их переживаний и внимательном отношении к их чувствам и переживаниям, и формальным участием педагогов в процессе общения с учащимися; и высокой потребностью в организации квалифицированной педагогической поддержке учащихся и недостатком количестве психологов в школах.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении межличностных отношений старшеклассников и их влиянии на выбор условий, средств и методов педагогической поддержки.
Данная проблема определила выбор темы исследования: «Межличностные отношения старшеклассников как предмет педагогической поддержки».
Объект исследования - процесс формирования качественных межличностных отношений между старшеклассниками.
Предмет исследования - опыт межличностных отношений старшеклассников как предмет педагогической поддержки.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация эффективности разработанной программы педагогической поддержки старшеклассников в качестве условия улучшения межличностных отношений.
Гипотеза исследования: педагогическая поддержка подростков, как условие благоприятных межличностных отношений, будет организована успешно, если:
будут выявлены и соответствующим образом учитываться сущностные, структурные и содержательные характеристики педагогической поддержки в условиях общеобразовательного;
- формирование межличностных отношений старшеклассников будет опираться на разработанную программу педагогической поддержки старшеклассников;
- будут созданы эффективные педагогические условия для улучшения межличностных отношений старшеклассников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа феноменов «межличностные отношения» и «педагогическая поддержка» выявить сущность, структуру и содержание путей организации педагогической поддержки, которая будет оказывать существенное влияние на улучшение межличностных отношений подростков в школьной среде;
2. Изучить межличностные отношения старшеклассников в условиях современной школы с целью выявления их влияния на процесс педагогической поддержки;
3. Разработать и апробировать эффективность программы педагогической поддержки старшеклассников, направленной на улучшение межличностного общения подростков в условиях основной школы.
Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические: праксиметрический метод (изучение школьной документации), анализ учебных достижений старшеклассников, анкетирование, психодиагностические методы, педагогический эксперимент.
3. Статистические методы: количественная и качественная обработка данных методами математической статистики.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района города Казани; учащиеся 9-11 классов.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что нами:
- было уточнено понятие «педагогическая поддержка»;
- были определены эффективные методики определения особенностей межличностных отношении подростков в классном коллективе;
- разработана программа педагогической поддержки старшеклассников и обоснована ее эффективность с целью улучшения межличностных отношений подростков в условиях общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Было дано подробное теоретическое толкование понятия «педагогическая поддержка».
2. Теоретически рассмотрены, обоснованы и экспериментально подтверждены аспекты влияния педагогической поддержки учителя на процесс формирования, развития и улучшения их межличностных отношений.
Практическая значимость работы обусловлена разработкой эффективной программы по организации педагогической поддержки старшеклассников с целью улучшению из межличностных отношений.
Основные материалы, положения и выводы, изложенные в исследовании, могут быть использованы при разработке воспитательных программ, семинаров, практических занятий по организации педагогической поддержки старшеклассников и улучшению их межличностных отношений, а также:
- в процессе подготовки будущих педагогов,
- практической деятельности учителя в школе,
- в системе повышения квалификации классных руководителей и тьюторов.
Кроме того, наши разработки могут быть использованы учителями- предметниками, педагогами-психологами и заместителями директора по воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования:
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года;
- IV Международная студенческая конференция «Студенческое научное сообщество XXI столетия»;
V Международная научно-образовательная конференция «Инновационные технологии в образовании».
Структура работы: работа включает в себя введение (6 стр.), две главы (59 стр.), заключение (4 стр.), список используемой литературы (83 наименований) и 2 приложения. В тексте содержится 7 таблиц и 7 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических источников показал, что, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме межличностных отношений подростков, потенциал ее разрешения за счет организации педагогической поддержки в рамках воспитательного процесса раскрыт в недостаточной степени.
А потому целью нашей исследовательской работы стало выявление и обоснование опыта межличностных отношений старшеклассников как условий оказания педагогической поддержки в условиях современной школы, а также разработка и апробация программы педагогической поддержки старшеклассников.
Нами был проведен детальный теоретический анализ научной литературы по изучаемому вопросу.
В первом параграфе были изучены основные аспекты опыта подросткового возраста и межличностных отношений старшеклассников. Был сделан вывод, что решение рассмотренных в параграфе проблем межличностных отношений старшеклассников кроется в проведении в образовательных организациях программы педагогической поддержки школьников. Обеспечение старшеклассников педагогической поддержкой поможет не только в решении их личных проблем, но и в нормализации отношений между сверстниками. Межличностные отношения школьников являются неким катализатором для реализации продуктивной и качественной программы педагогической поддержки в школах.
Во втором параграфе были рассмотрены основные определения понятие педагогической поддержки. Был сделан вывод, что в работах многих ученых педагогическая поддержка рассматривается как сложная система педагогического взаимодействия в условиях современного образования, которая сосредоточена на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующих укреплению веры ребенка в себя и свои способности, повышению устойчивости личности к негативным факторам.
В третьем параграфе был изучен вопрос о сущности и практическом значении педагогической поддержки в условиях современной школы. Вывод из этого параграфа был сделан следующий: педагогическая поддержка учащихся в современной школе способствует повышению их активности в решении как учебных, так и жизненных задач и ситуаций. А позитивный опыт решения таковых способствует формированию устойчивой и позитивной мотивации к учебной деятельности и преобладанию внутренних мотивов учения над внешними мотивами.
В соответствии с этим нами была разработана программа педагогической поддержки подростков, с целью улучшения межличностных отношений в классе.
Эффективность данной программы мы изучили в рамках педагогического эксперимента, который был проведен в период с 11 декабря 2018 года по 25 апреля 2019 года.
Экспериментальную выборку составили учащиеся 10 классов МАОУ «Школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново- Савиновского района города Казани, 16-17 лет мужского пола в количестве 29 человек.
На этапе констатирующего эксперимента из полученных результатов оценки психологической атмосферы в классе мы сделали вывод о том, что группа учащихся, участвующих в эксперименте, демонстрирует крайне низкий уровень сплоченности, дружелюбия друг к другу и взаимопомощи. И данная группа учащихся нуждается в целенаправленной и комплексной работе по улучшению межличностных отношений в классном коллективе.
Основываясь на анализе причин обращения учащихся за индивидуальной поддержкой, можно утверждать, что межличностные отношения со сверстниками, друзьями и одноклассниками чаще всего становятся источником проблем и переживаний для подростка. Это также подтверждает актуальность нашего исследования и необходимость системной, целенаправленной работы по улучшению межличностных отношений старшеклассников и улучшению атмосферы в классных коллективах.
Мы разработали и апробировали программу по улучшению межличностных отношений старшеклассников, которая включала в себя:
- проведение 20 групповых внеклассных занятий (2 раза в неделю) продолжительностью 1-2 часа каждое;
- индивидуальную работу с учащимися, в рамках которой будет осуществляться помощь и поддержка в процессе учебной деятельности учащегося и в жизненных проблемах, возникающих у него (в общей сложности за время формирующего эксперимента нами было проведено 23 индивидуальные беседы с 16 учащимися);
- организацию и контроль самостоятельной деятельности учащихся в социальных сетях, с целью создания там доверительной среды для организации взаимопомощи учащихся друг другу.
Из результатов контрольного исследования мы видим, что после проведения программы педагогической поддержки старшеклассников с целью улучшения их межличностных отношений (по результатам социометрического исследования) в классе произошли значительные изменения. Общее число принимаемых и предпочитаемых учащихся значительно увеличилось, а количество непринятых учеников снизилось.
Атмосфера, взаимовыручка и теплота взаимоотношений в классном коллективе улучшились, и теперь находятся в пределах нормы.
Таким образом, из полученных результатов констатирующего этапа эксперимента мы видим, что в показателях межличностных отношений произошли существенные изменения. Проведенная нами статистическая обработка данных, полностью подтвердила достоверность выдвинутой гипотезы.
На этом основании мы можем говорить о том, что проведенная нами работа оказалась достаточно эффективной и при большем количестве времени, на наш взгляд, результаты могли бы быть более высокими.
Полученные результаты исследования могут служить базой для решения научных психолого-педагогических проблем, связанных с улучшением межличностных отношений старшеклассников и организации педагогической поддержки в классных коллективах.
Кроме того, наши разработки могут быть использованы учителями- предметниками, педагогами-психологами и заместителями директора по воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.



1. Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: автореф. дне. ... канд.педаг. наук. - Москва, 2000. - 19с.
2. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия,- М.: Знание, 2014. - 64с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии,- М.: Просвещение, 2005. - 291с.
4. Александровская Э.М. Психогимнастика детей и подростков. — М.: Просвещение, 2015. - 232 с.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса,- М.: Университетское, 2016. - 560 с.
6. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика //Вопросы психологии. 1968. №6. С.21-33.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика,2010. -79 с.
8. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации. - М.: Педагогика, 2011. - 112 с.
9. Андреева Г.М. Социализация личности. - М.: Аспект пресс, 2000. -376 с.
10. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 2016. №1. С. 92-100.
11. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 310 с.
12. Безродных Т.В. Организация конструктивных взаимодействий в учебной деятельности как фактора развития межличностных отношений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2017. - 338 с.
13. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 2005. - 271 с.
14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Педагогика, 2005. - 186 с.
15. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Педагогика. 2013. №9. С. 3-9.
16. Венгер А.Л. Научное творчество Д.Б. Эльконина и проблемы детской психологии»//Вопросы психологии. 1998. №3. с.93-98.
17. Волков Б.С. Возрастная педагогика. М.: ЭКМОС, 2016. - 413 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология . - М. Просвещение. - 2001.-345 с.
19. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как
инновационная проблема // Новые ценности в образовании: Десять
концепций и эссе. 2005. № 3. С. 58-59.
20. Галогузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 101-115.
21. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 2009. - 79 с.
22. Глоточкин А.Д. О личностной и социально-психологической адаптации // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. 2014. №2. С. 102-105.
23. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М: Знание, 2007.- 115 с.
24. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как факторгуманизации пространства детства. - Казань, 2010. - 190 с.
25. Донцов А.И. Дети социального риска и их воспитание. - СПб.: Речь, 2013.-213 с.
26. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 2004. -
208с.
27. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Академия, 2011. - 232 с.
28. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. - СПб.: Речь, 2016. - 54 с.
29. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М: Знание, 2006. - 296 с.
30. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: учебное
пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2009. - 55 с.
31. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2009. - 384 с.
32. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений // Начальная школа. 2016. №3. С. 14-17.
33. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. 1998. №4. С. 25-34.
34. Кала У.В. Психологическая служба в школе. - М.: Знание, 2006,-
80с.
35. Каин-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2017.- 190 с.
36. Карпова Г.Ф. О позиции неуспевающих в системе межличностных отношений. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2003. - 168 с.
37. Кедьюсон Х.К. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер, 2010.-312 с.
38. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: автореф. дне. ... канд. психол. наук. - Москва, 2015. - 18 с.
39. Клюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Трикста, 2017. - 420 с.
40. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: автореф. дне. ... канд. психол. наук.
- Москва, 2016. - 23 с.
41. Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей с повышенной тревожностью и их коррекция: автореф. дне. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2013. - 18 с.
42. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. - Минск.: Народная асвета, 2004. - 238 с.
43. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
- Минск: Изд-во БГУ, 2006. - 350 с.
45. Коломинский Я.Л. Актуальные методологические проблемы изучения межличностного педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2002. №3. С. 14-20.
46. Кон И.С. Общение и самопознание. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения между людьми. - М.: Просвещение. - 2011. - 208 с.
47. Королев Ф.Ф. Концепция воспитания школьников в современных условиях. —М.: Просвещение, 1993,- 316 с.
48. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях текст // Советская педагогика. 1970. № 9. С. 103-115.
49. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2013. - 160 с.
50. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2017. - 224с.
51. Куликов Л.В. Психогигиена личности: основные понятия и проблемы: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 112 с.
52. Куницина В.Н. Межличностное общение,- СПб: Питер, 2001. -
544с.
53. Леонтьев А.Н. Психология общения. - М.: Просвещение, 2007. -
391с.
54. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения,- М.: Просвещение, 2003. - 392 с.
55. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 2008. - 400с.
56. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Просвещение, 1999. - 18 с.
57. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. №8. С. 82-88.
59. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Сов. Педагог, 1984. - 147 с.
60. Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика
социального воспитания: учебное пособие. - М.: NOTA BENE, 2018. - 218 с.
61. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж: МОДЭК, 2013. -
200 с.
62. Наумова Ю.А. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения: автореф. дне. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2009. - 26 с.
63. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение, 2005. - 300 с.
64. Новикова Л.И. Школам среда. -М.: Просвещение, 2015. - 115 с.
65. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 2006. - 360 с.
66. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей //Вопросы психологии. 1988. №1. С 16-26.
67. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: автореф. дне. ... док. псих, наук,- Москва, - 2013. - 19 с.
68 Пергаменщик Л.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. - Минск: Харвест, 2002. - 331 с.
69. Подласый И.П. Игры и коррекционные упражнения, повышающие успеваемость учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. 2013. №7. С.36-39.
70. Петровский В.А. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -256 с.
71. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986,-
254с.
72. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии. - М.: Высшая школа, 1969. - 224 с.
73. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: Изд-во МПО «Моден», 2010. - 304 с.
74. Рожков М.И. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 324 с.
75. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер Ком, 2009. - 720 с.
76. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Педагогика, 2011,- 192 с.
77. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 2007. - 240 с.
78. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте,- М.: Межд. пед. академия, 1995. — 514 с.
79. Aronfreed J. The Concert of Internalization // Handbuk of Socialization: Theory and Research. Russei sage Foundation. Chicago, 1980 - 312 p.
80. Ainswjrt M. Patterns ot affachment behavior seen by the infant interaction with his mother/- Meerill- Palmer Quaterly, 2014. - 128p.
81. Bern D.J/ Self-perception Theory / Advancesin Experimental Social Psychology. N.-Y., 2017. - 62.
82. Каланина T.B. Педагогические условия организации
межличностного взаимодействия младших школьников в учреждениях интернатного типа [Электронный ресурс]. URL:
https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii- mezhlichnostnogo-vzaimodeistviya-mladshikh-shkolnikov- (дата обращения: 21.05.2018) .
83. Куприянов Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций. [Электронный ресурс]. UR1: http://isiksp.ru (дата обращения 28.08.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ