Содержание
Введение 2-5
§ 1. Место Конституционного суда РФ в судебной системе.
§ 2. Роль института конституционного контроля
§ 3. Общая характеристика полномочий Конституционного суда РФ.
3.1 Толкование Конституции РФ
3.2 Полномочия конституционного суда РФ
Заключение
Список нормативных актов и использованной литературы
6-13
14-15
Тема данной работы является очень актуальной, потому что важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов состоит в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.
Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью не может предотвратить правовые конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение прав всеми его субъектами. Эту задачу выполняют, прежде всего, суды, - независимое звено государственной власти.
Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые суды, административные суды) – конституционные суды, которые возникли в западных странах на ранних стадиях строительства правового государства. Несмотря на то, что такие суды возникли достаточно давно, эта тема не потеряла своей актуальности, так как многие принимаемые в наши дни законы не соответствуют конституциям в различных государствах. Это объясняется тем, что эти законы разрабатываются специалистами и парламентариями с неодинаковой степенью квалификации. На основании этого можно сделать вывод, что для обеспечения своего нормального существования, для гарантии прав и свобод граждан правовое государство непременно наделяет судебную власть функцией конституционного контроля.
Тема актуальна и тем, что в России, как в любом другом правовом государстве, должен существовать институт конституционного контроля, а не надзора, чтобы избежать подчинения органов государственной власти конституционной юстиции. Как пишет Баглай,1 контроль – право какого-либо органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдениям, позволяющим указать на ненадлежаще принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам. Также он считает, что в России эти термины употребляются как синонимы.
Конституция РФ в статье 125 учреждает Конституционный Суд РФ в системе судебной власти, четко определяя его состав, компетенцию, порядок образования, юридическую силу решений. Его полномочия регламентируются в ряде других статей Конституции РФ:
- статья 100 – о посланиях Суда Федеральному Собранию;
- статья 104 – о праве законодательной инициативы;
- часть 2 статьи 82 – о присутствии судей Конституционного Суда при принесении присяги Президентом РФ.
В тексте Конституции РФ отсутствуют термины ''высший'', ''верховный'', так как Конституционный Суд учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции. Конституция закрепила четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в суд с запросами.
В связи с принятием Конституции РФ 1993 года, в июле 1994 года был принят Федеральный конституционный закон '' О Конституционном Суде РФ'', который закрепил не только полномочия суда, но и принципы судопроизводства, статус судей.
Законом установлены основания для отказа в принятии обращений к рассмотрению, правовые гарантии обязательности исполнения требований Конституционного Суда всеми органами, организациями и лицами, которым они адресованы.
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место Конституционного суда России в обеспечении верховенства Конституции РФ. В задачи работы входит:
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия «толкования Конституции», а также некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда.
Анализ использованной литературы показал, что вопросы, касающиеся конституционного суда и его полномочий, полно раскрыты в трудах отечественных авторов и представляют большой интерес для изучения.
Конституционный Суд Российской Федерации решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного Суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной инициативе. Одни (например, Варламова Н., Нерсесянц В.) считают, что Конституционный суд, прежде всего, является «хранителем Конституции» и должен придерживаться только ее текста, другие ( Поленина С., Лазарев В.) убеждены, что Конституционный Суд должен иметь полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.
Федеральный закон о Конституционном Суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный Суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный Суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля” .
О судебной защите в России всегда было много риторики, но мало дела. Положение существенно изменилось после избрания Съездом народных депутатов в октябре 1991 года Конституционного Суда Российской Федерации – высшего органа судебной власти по защите конституционного строя. Работа и компетенции его деятельности значительно изменились и дополнились новой конституцией 1993 года и федеральным конституционным законом 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», которые являются базовыми законами. Механизм защиты гражданских прав и свобод Конституционным Судом, основанный на проверке конституционности нормативных актов и правоприменительной практики, достаточно подробно урегулирован законом. Уже одно это обстоятельство родило надежду, что человек может опереться на судебную власть, когда государственные органы попытаются отказать ему в праве быть личностью. Особенно это важно, когда мы сейчас строим гражданское общество, когда личность, человек стоит во главе угла. Лучшая гарантия выполнения решений Конституционного суда - не принуждение, а такое состояние общественного сознания, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает желания действовать вопреки этому решению. Под «таким» общественным сознанием имеется в виду повышение уровня правовой культуры.
Первая научно-практическая конференция по проблемам конституционного контроля приуроченная к пятилетию образования Конституционного Суда подвергла резкой критике этот орган конституционного контроля, особенно резко выступил А.Л. Комалов судья Конституционного Суда Российской Федерации кандидат юридических наук, где он в своём докладе обобщал опыт работы данного органа за 5 лет. Он обвинял его в слишком неопределённых двусмысленных решениях. В современных условиях у Конституционного Суда остаётся ещё почти безбрежное поле деятельности.
Анализ полномочий и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации позволяют сделать следующие выводы:
1. Конституционный Суд Российской Федерации – высший орган судебной власти по защите конституционного строя, по проверке конституционности нормативных актов и правоприменительной практики, по защите основных прав и свобод граждан
2. Обеспечивает взаимодействие властей при президентской форме правления
3. Эффективно устраняет конфликты, возникающими между различными ветвями власти, в частности между исполнительной и законодательной, между федеральными органами и органами субъектов федерации
4. Охраняет незыблемость общих принципов права и основанных на них прав и свобод личности
5. Создал почву для перехода к правовому государству, при котором люди приобретают безопасность от произвола со стороны государства, его органов и могущественных экономических организаций
6. Это независимый суд, подчиняемый только закону и оценивающий подзаконные акты сточки зрения их законности эффективное действие которого зависит от степени сформированного гражданского общества.
В настоящий период Россия только строит гражданское общество и правовое государство, но, используя свой опыт, опыт зарубежных стран постепенно совершенствует.
Список нормативных актов и используемой литературы.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
"О судебной системе Российской Федерации"
(с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 6 января 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.). Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 23 июля 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., N 13, ст. 1447
4. Закон РСФСР от 6 мая 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР". Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 9 мая 1991 г., N 19, ст. 621.
5. Указ Президента РФ №1612 "О Конституционном Суде РФ" от 7 октября 1993 года.Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 9 октября 1993 г. Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г., N 41, ст. 3917.
6. Кряжков В.А. Ю.Л.Шульженко Конституционный контроль в России// Государство и право. 1995. N 10.
7. Судебная власть (под ред. И. Л. Петрухина)// М., 2003, .
8. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции – Казань, 1995. -250 с.
9. Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // Государство и право, 1999. - № 12. - 40 с.
10. Шульженко Ю.Л. Форма российской конституционности и её толкование./Теоретические проблемы российского конституционализма. –М.,2000. – 29 с.
11. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблема реализации. – М.: ЮНТИ-ДАНА, 2002. – 640 с.
12. Стрекозов В.Г. Конституционное право РФ, - 340 с.
13. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации, - 300 с.
14. Страшун Б.А. Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы, перспективы, М., 2000, - 200 с.
15. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации. М., - 150 с.
16. Жилин Г.А. Основные проблемы повышения эффективности конституционного правосудия в Российской Федерации. // М., 2001, - 359 с.
17. Гаджиев Г.А. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации. // Государство и право. 1993. N 7. - 348 с.
18. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение.// Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999. №3. --- 150 с.
19. Васильева Т. Становление федеральных отношений и практика Конституционного Суда РФ. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999. №4. - 250 с.
20. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста. // Государство и право. 1993. N 10.
21. Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 1998; - 358 с.
22. Баглай М.В. Конституционное право РФ, М., НОРМА, 2000, - 239 с.
23. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. - 198 с.