Права ребенка
|
Введение 3
Глава 1. Развитие и становление правового положения детей в семье 6
1.1. Охрана прав ребенка в семье в дореволюционный период 6
1.2. Советский опыт правовой регламентации положения ребенка в семье 9
1.3. Основы международной охраны прав ребенка в семье 12
Глава 2. Правовой статус ребенка в семье на современном этапе развития семейного законодательства в РФ 18
2.1. Понятие и система права ребенка в семье 18
2.2. Личные права ребенка в семье 23
2.3. Имущественные права ребенка в семье 34
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы реализации прав ребенка в семье 38
3.1 Проблемы правового регулирования положения ребенка в семье 38
3.2. Пути совершенствования законодательной регламентации правового
положения ребенка в семье 43
Заключение
Литература
Глава 1. Развитие и становление правового положения детей в семье 6
1.1. Охрана прав ребенка в семье в дореволюционный период 6
1.2. Советский опыт правовой регламентации положения ребенка в семье 9
1.3. Основы международной охраны прав ребенка в семье 12
Глава 2. Правовой статус ребенка в семье на современном этапе развития семейного законодательства в РФ 18
2.1. Понятие и система права ребенка в семье 18
2.2. Личные права ребенка в семье 23
2.3. Имущественные права ребенка в семье 34
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы реализации прав ребенка в семье 38
3.1 Проблемы правового регулирования положения ребенка в семье 38
3.2. Пути совершенствования законодательной регламентации правового
положения ребенка в семье 43
Заключение
Литература
Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества.
Эта проблема актуальна и в нашей стране, так как государство, несмотря на то, что дети, в силу своего возраста, очень нуждаются в помощи и поддержке государства и общества в целом, не может уделять должного внимания регулированию правоположения ребенка.
Доказательством вышеизложенного являются такие факты, как попрошайничество, рост преступности несовершеннолетних, беспризорность детей, халатное отношение их родителей, в погоне урегулировать свои межличностные отношения. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права , в том числе семейные.
Несовершеннолетние лица наделены определенным комплексом прав. Между тем реализация прав ребенка , признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений нормативно-правовых актов. Принятые Конституция РФ , Семейный кодекс РФ , Гражданский кодекс РФ , другие федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в частности Конвенции ООН о правах ребенка . Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты придеоживаются принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Правоприменительная деятельность в этой сфере имеет свои недостатки и нуждается в научно-обоснованных рекомендациях. Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка, проблем реализации его имущественных и личных неимущественных прав и выявления научно-обоснованной системы мер их решения.
Основной целью данной работы является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России, а также формирование комплексного представления о личных неимущественных и имущественных правах детей по семейному,гражданскому законодательству, выявление проблемных вопросов, касающихся защиты прав ребенка и определение пути совершенствования законодательной регламентации правового положения ребенка в семье.
Обозначенная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- исследовать исторические предпосылки формирования системы имущественных и личных неимущественных прав ребенка в отечественном праве, в частности, в дореволюционный и советский периоды.
- изучить основы международного регулирования прав ребенка в семье.
- дать понятие и классификацию имущественных и личных неимущественных прав ребенка.
- изучить личные права ребенка в семье.
- рассмотреть содержание имущественных прав ребенка в семье.
- определить пути совершенствования законодательной регламентации правового положения ребенка в семье.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе законодательного регулирования прав детей в семье по семейному, гражданскому законодательству в РФ.
Предметом исследования стали нормы действующего российского и международного законодательства, регламентирующие правовое положение детей, имущественные и личные неимущественные права детей в семье.
При написании работы использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования, метод аналогии и системного подхода, анализ, синтез, дедукция, индукция и иные методы научного познания.
Тема правового положения ребенка достаточно разработана в юридической литературе. Ей посвящено значительное количество научных трудов таких ученых, как Т.Б.Фабричная, М.И.Титова, К.Н.Вентцель, Е.А.Татаринцева, М.Ю.Калинкина, Е.А.Чефранова, С.Ю.Чашкова, Е.М.Никитина, Н.Ф.Звенигородская, В.И.Абрамов, А.Ю.Желаннова, Ф.М.Рудинский и др.
Работа построена от общего частному. В начале раскрывается проводится анализ развития и становления правового положения детей в семье. Далее рассматривается правовой статус ребенка на современном этапе развития семейного законодательства. В последней главе внимание уделяется непосредственно проблемам правового регулирования и проблемным вопросам защиты прав ребенка в семье и предлагаются пути совершенствования законодательной регламентации правового положения ребенка в семье.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы.
Эта проблема актуальна и в нашей стране, так как государство, несмотря на то, что дети, в силу своего возраста, очень нуждаются в помощи и поддержке государства и общества в целом, не может уделять должного внимания регулированию правоположения ребенка.
Доказательством вышеизложенного являются такие факты, как попрошайничество, рост преступности несовершеннолетних, беспризорность детей, халатное отношение их родителей, в погоне урегулировать свои межличностные отношения. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права , в том числе семейные.
Несовершеннолетние лица наделены определенным комплексом прав. Между тем реализация прав ребенка , признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений нормативно-правовых актов. Принятые Конституция РФ , Семейный кодекс РФ , Гражданский кодекс РФ , другие федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в частности Конвенции ООН о правах ребенка . Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты придеоживаются принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Правоприменительная деятельность в этой сфере имеет свои недостатки и нуждается в научно-обоснованных рекомендациях. Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка, проблем реализации его имущественных и личных неимущественных прав и выявления научно-обоснованной системы мер их решения.
Основной целью данной работы является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России, а также формирование комплексного представления о личных неимущественных и имущественных правах детей по семейному,гражданскому законодательству, выявление проблемных вопросов, касающихся защиты прав ребенка и определение пути совершенствования законодательной регламентации правового положения ребенка в семье.
Обозначенная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- исследовать исторические предпосылки формирования системы имущественных и личных неимущественных прав ребенка в отечественном праве, в частности, в дореволюционный и советский периоды.
- изучить основы международного регулирования прав ребенка в семье.
- дать понятие и классификацию имущественных и личных неимущественных прав ребенка.
- изучить личные права ребенка в семье.
- рассмотреть содержание имущественных прав ребенка в семье.
- определить пути совершенствования законодательной регламентации правового положения ребенка в семье.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе законодательного регулирования прав детей в семье по семейному, гражданскому законодательству в РФ.
Предметом исследования стали нормы действующего российского и международного законодательства, регламентирующие правовое положение детей, имущественные и личные неимущественные права детей в семье.
При написании работы использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования, метод аналогии и системного подхода, анализ, синтез, дедукция, индукция и иные методы научного познания.
Тема правового положения ребенка достаточно разработана в юридической литературе. Ей посвящено значительное количество научных трудов таких ученых, как Т.Б.Фабричная, М.И.Титова, К.Н.Вентцель, Е.А.Татаринцева, М.Ю.Калинкина, Е.А.Чефранова, С.Ю.Чашкова, Е.М.Никитина, Н.Ф.Звенигородская, В.И.Абрамов, А.Ю.Желаннова, Ф.М.Рудинский и др.
Работа построена от общего частному. В начале раскрывается проводится анализ развития и становления правового положения детей в семье. Далее рассматривается правовой статус ребенка на современном этапе развития семейного законодательства. В последней главе внимание уделяется непосредственно проблемам правового регулирования и проблемным вопросам защиты прав ребенка в семье и предлагаются пути совершенствования законодательной регламентации правового положения ребенка в семье.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы.
Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы изучение имущественных и личных неимущественных прав ребенка позволяет сформулировать следующие выводы.
Наиболее полно в дореволюционном праве права детей в семье были урегулированы в Своде Законов Российской Империи, в главе именуемой «О правах и обязанностях семейственных». Хотя, Свод Законов Гражданских не содержал специального раздела, посвященного правам детей.
В советский период права ребенка в семье были урегулированы в кодифицированных актах, последним из которых стал СК РФ.
Основой защиты несовершеннолетних на международном уровне принято считать, прежде всего Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989г., а также Пекинские правила 1985 г. (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних).
При этом необходимо учитывать, что положения внутреннего законодательства РФ не должны противоречить нормам международного пава.
Ребенок обладает в соответствии с положениями СК РФ комплексом прав. В семейном праве права несовершеннолетних детей подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.
Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами не только семейного, но и гражданского законодательства. Имущественные права детей включают право каждого из них получать содержание от своих родителей и других членов семьи, а также причитающиеся им государственные платежи (пенсии, пособия). Наряду с этим ребенку может принадлежать на праве собственности любое движимое и недвижимое имущество, не ограниченное и не изъятое из гражданского оборота.
В процессе исследования были выявлены следующие проблемы правового регулирования содержания прав и обязанностей детей и родителей:
1. Мнение ребенка характеризуется наличием правовой значимости и в ряде случаев учет мнения ребенка является юридическим основанием для принятия того или иного решения. С целью обеспечения прав и интересов детей можно внести в ст. 57 СК РФ следующие дополнения: 1) перечень случаев, когда органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста, должен быть расширен с одновременным внесением дополнений в соответствующие статьи СК РФ: при рассмотрении судом иска об установлении отцовства в отношении данного ребенка (п. 4 ст. 48); при рассмотрении судом иска об отмене усыновления (ст. 142);
2) следуя принципу разграничения правового статуса малолетних и несовершеннолетних, должно быть придано правовое значение достижению ребенком возраста 14 лет. В связи с чем представляется обоснованным включить в ст. 57 СК РФ правило: «В случаях, предусмотренных законом, обязательным является согласие ребенка, достигшего возраста 14 лет»;
3) исходя из вышесказанного, необходимость получения согласия ребенка, достигшего возраста 14 лет, нужно учитывать:
• при расторжении брака в судебном порядке, в частности, при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетних детей;
• при заключении между родителями, проживающими раздельно, соглашения о месте жительства детей, что предполагает, в свою очередь, внесение дополнений в п. 2 ст. 24 и п. 3 ст. 65 СК РФ.
2. Множество проблем возникает при рассмотрении дел о лишении родительских прав. На наш взгляд, в СК РФ необходимо закрепить норму, предусматривающую возмещение вреда здоровью ребенка родителями (усыновителями) при удовлетворении иска о лишении родительских прав и отмене усыновления в том случае, когда противоправные действия родителей (усыновителей) выражались в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении родительскими правами, уклонении от выполнения родительских обязанностей и совершения преступления против жизни и здоровья детей (ст.ст.69, 140, 141 СК РФ).
Возмещению в этих случаях должен подлежать и моральный вред, поскольку противоправными действиями родителей, усыновителей (оставление детей без пищи, без теплой одежды в зимний период, психическое насилие и т.п.) ребенку причиняются и физические, и нравственные страдания.
3. В Семейном Кодексе в виде исключения из общего правила допускается взыскание алиментов в твердой денежной сумме. Однако, сложно определить размер алиментов в твердой денежной сумме, учитывая потребности ребенка и материальное положение его родителей. Как выход, можно установить минимальный и максимальный размеры алиментов на законодательном уровне.
Развитие общественных отношений, постоянное обновление нормативно-правовых актов объективно обосновывают актуальность продолжения научных исследований в данном направлении.
Наиболее полно в дореволюционном праве права детей в семье были урегулированы в Своде Законов Российской Империи, в главе именуемой «О правах и обязанностях семейственных». Хотя, Свод Законов Гражданских не содержал специального раздела, посвященного правам детей.
В советский период права ребенка в семье были урегулированы в кодифицированных актах, последним из которых стал СК РФ.
Основой защиты несовершеннолетних на международном уровне принято считать, прежде всего Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989г., а также Пекинские правила 1985 г. (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних).
При этом необходимо учитывать, что положения внутреннего законодательства РФ не должны противоречить нормам международного пава.
Ребенок обладает в соответствии с положениями СК РФ комплексом прав. В семейном праве права несовершеннолетних детей подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.
Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами не только семейного, но и гражданского законодательства. Имущественные права детей включают право каждого из них получать содержание от своих родителей и других членов семьи, а также причитающиеся им государственные платежи (пенсии, пособия). Наряду с этим ребенку может принадлежать на праве собственности любое движимое и недвижимое имущество, не ограниченное и не изъятое из гражданского оборота.
В процессе исследования были выявлены следующие проблемы правового регулирования содержания прав и обязанностей детей и родителей:
1. Мнение ребенка характеризуется наличием правовой значимости и в ряде случаев учет мнения ребенка является юридическим основанием для принятия того или иного решения. С целью обеспечения прав и интересов детей можно внести в ст. 57 СК РФ следующие дополнения: 1) перечень случаев, когда органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста, должен быть расширен с одновременным внесением дополнений в соответствующие статьи СК РФ: при рассмотрении судом иска об установлении отцовства в отношении данного ребенка (п. 4 ст. 48); при рассмотрении судом иска об отмене усыновления (ст. 142);
2) следуя принципу разграничения правового статуса малолетних и несовершеннолетних, должно быть придано правовое значение достижению ребенком возраста 14 лет. В связи с чем представляется обоснованным включить в ст. 57 СК РФ правило: «В случаях, предусмотренных законом, обязательным является согласие ребенка, достигшего возраста 14 лет»;
3) исходя из вышесказанного, необходимость получения согласия ребенка, достигшего возраста 14 лет, нужно учитывать:
• при расторжении брака в судебном порядке, в частности, при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетних детей;
• при заключении между родителями, проживающими раздельно, соглашения о месте жительства детей, что предполагает, в свою очередь, внесение дополнений в п. 2 ст. 24 и п. 3 ст. 65 СК РФ.
2. Множество проблем возникает при рассмотрении дел о лишении родительских прав. На наш взгляд, в СК РФ необходимо закрепить норму, предусматривающую возмещение вреда здоровью ребенка родителями (усыновителями) при удовлетворении иска о лишении родительских прав и отмене усыновления в том случае, когда противоправные действия родителей (усыновителей) выражались в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении родительскими правами, уклонении от выполнения родительских обязанностей и совершения преступления против жизни и здоровья детей (ст.ст.69, 140, 141 СК РФ).
Возмещению в этих случаях должен подлежать и моральный вред, поскольку противоправными действиями родителей, усыновителей (оставление детей без пищи, без теплой одежды в зимний период, психическое насилие и т.п.) ребенку причиняются и физические, и нравственные страдания.
3. В Семейном Кодексе в виде исключения из общего правила допускается взыскание алиментов в твердой денежной сумме. Однако, сложно определить размер алиментов в твердой денежной сумме, учитывая потребности ребенка и материальное положение его родителей. Как выход, можно установить минимальный и максимальный размеры алиментов на законодательном уровне.
Развитие общественных отношений, постоянное обновление нормативно-правовых актов объективно обосновывают актуальность продолжения научных исследований в данном направлении.
Подобные работы
- ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конвенция ООН о правах ребенка. Общие и личные права ребенка
Контрольные работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019 - Наследственные права ребенка в РФ и их законодательная регламентация
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Наследственные права ребенка в РФ и их законодательная регламентация
Бакалаврская работа, наследственное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2020 - Моральные проблемы прав ребенка
Дипломные работы, ВКР, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА НА МЕЖДУНАРОДНОМ И
НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА И ИХ ЗАЩИТА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016



