Влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Выборка: 20 обучающихся 6-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек
Есть много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения технологии развития критического мышления в обучении основам безопасности жизнедеятельности 6
1.1 Сущность понятия «критическое мышление» 6
1.2 Педагогическая технология развития критического мышления: содержание, цели, задачи, виды 11
1.3 Приемы технологии и их использование для развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности 16
1.4 Особенности развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности 24
Глава 2 Исследование влияния технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 34
2.1 Этапы проведения педагогического эксперимента 34
2.2 Диагностика сформированности умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 37
2.3 Особенности разработанных уроков основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления 41
2.4 Анализ результативности обучения в процессе применения приёмов технологии развития критического мышления 48
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 62
Выборка: 20 обучающихся 6-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек
Есть много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения технологии развития критического мышления в обучении основам безопасности жизнедеятельности 6
1.1 Сущность понятия «критическое мышление» 6
1.2 Педагогическая технология развития критического мышления: содержание, цели, задачи, виды 11
1.3 Приемы технологии и их использование для развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности 16
1.4 Особенности развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности 24
Глава 2 Исследование влияния технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 34
2.1 Этапы проведения педагогического эксперимента 34
2.2 Диагностика сформированности умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 37
2.3 Особенности разработанных уроков основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления 41
2.4 Анализ результативности обучения в процессе применения приёмов технологии развития критического мышления 48
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 62
Школа, в которой учится современный ученик, изменилась. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в основу которого составляет системно-деятельностный подход, сегодня активно внедряется в школах. Смысл данного подхода заключается в том, что знания и умения формируются в процессе деятельности обучающихся на уроке. Для того, чтобы реализовать данное положение, учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями и применять их в своей работе.
Обучающиеся должны уметь воспринимать информацию, тщательно, критично ее исследовать, сопоставляя в своем сознании разные точки зрения, и выбрать самую нужную с целью последующего ее исследования. Для этого необходимо у обучающихся развивать критическое мышление.
Критическое мышление – это способ реализации интеллектуальной деятельности личности, характеризующийся высоким уровнем развития процессов восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру и его информационному обеспечению. Педагогическая наука рассматривает критическое мышление, как оценочный процесс, который развивается посредством наложения на имеющийся жизненный опыт новейшей информации – А.Т. Смирнова [50], Н.Г. Яковлева [65] и др. Критическое мышление неразрывно связано, а порой, и отождествляется с аналитическим мышлением и логическими процессами умственной деятельности. Кроме того, критическое мышление включает в свой состав элементы творческого мышления.
Проблема применения на уроках технологии развития критического мышления раскрыта в научных трудах таких ученых, как Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Д. Халперна и др. Н.А. Лиман, А.И. Петровской, Н.В. Шараповой. Н.Г. Яковлевой и др. определены основные цели, задачи и принципы использования технологии развития критического мышления в работе с обучающимися. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинской, А.Т. Смирновой и др. раскрыты методические аспекты использования технологии развития критического мышления. Г.В. Сорокиной, И.О. Федоровой, Р.О. Юрчик и др. проанализированы условия использования технологии развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на значительное количество работ, которые описывают возможности применения технологии развития критического мышления для на формирования умственных способностей обучающихся, в настоящее время отсутствуют прикладные исследования, определяющие условия формирования умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в процессе применения технологии развития критического мышления. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – применение технологии развития критического мышления в формировании умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучить влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках основ безопасности жизнедеятельности применять технологию развития критического мышления, то у обучающихся значительно повысятся умственные способности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу влияния технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
2. Раскрыть роль технологии развития критического мышления в формировании умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать и апробировать на практике уроки по основам безопасности жизнедеятельности с применением технологии критического мышления.
4. Выявить влияние уроков основ безопасности жизнедеятельности с применением технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
3. Тестирование.
База исследования:
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, выводов, списка использованной литературы и источников, приложений.
Обучающиеся должны уметь воспринимать информацию, тщательно, критично ее исследовать, сопоставляя в своем сознании разные точки зрения, и выбрать самую нужную с целью последующего ее исследования. Для этого необходимо у обучающихся развивать критическое мышление.
Критическое мышление – это способ реализации интеллектуальной деятельности личности, характеризующийся высоким уровнем развития процессов восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру и его информационному обеспечению. Педагогическая наука рассматривает критическое мышление, как оценочный процесс, который развивается посредством наложения на имеющийся жизненный опыт новейшей информации – А.Т. Смирнова [50], Н.Г. Яковлева [65] и др. Критическое мышление неразрывно связано, а порой, и отождествляется с аналитическим мышлением и логическими процессами умственной деятельности. Кроме того, критическое мышление включает в свой состав элементы творческого мышления.
Проблема применения на уроках технологии развития критического мышления раскрыта в научных трудах таких ученых, как Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Д. Халперна и др. Н.А. Лиман, А.И. Петровской, Н.В. Шараповой. Н.Г. Яковлевой и др. определены основные цели, задачи и принципы использования технологии развития критического мышления в работе с обучающимися. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинской, А.Т. Смирновой и др. раскрыты методические аспекты использования технологии развития критического мышления. Г.В. Сорокиной, И.О. Федоровой, Р.О. Юрчик и др. проанализированы условия использования технологии развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на значительное количество работ, которые описывают возможности применения технологии развития критического мышления для на формирования умственных способностей обучающихся, в настоящее время отсутствуют прикладные исследования, определяющие условия формирования умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в процессе применения технологии развития критического мышления. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – применение технологии развития критического мышления в формировании умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучить влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках основ безопасности жизнедеятельности применять технологию развития критического мышления, то у обучающихся значительно повысятся умственные способности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу влияния технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
2. Раскрыть роль технологии развития критического мышления в формировании умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать и апробировать на практике уроки по основам безопасности жизнедеятельности с применением технологии критического мышления.
4. Выявить влияние уроков основ безопасности жизнедеятельности с применением технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
3. Тестирование.
База исследования:
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, выводов, списка использованной литературы и источников, приложений.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Технология развития критического мышления, её приёмы и методы организации учебной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ могут рассматриваться как механизм, формирующий самостоятельность мышления, вооружающий способами и методами самостоятельной работы, то есть формирует и развивает надпредметные (метапредметные) умения, универсальные учебные действия, которые необходимы выпускникам современной школы. Применение технологии критического мышления на уроках ОБЖ предполагает учащимися умение видеть проблемы, находить нестандартные решения, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик может отказаться от своего решения в пользу более эффективного.
Определение уровня сформированности умственных способностей шестиклассников на констатирующем этапе экспериментального исследования показало, что у обучающихся есть определенные проблемы в развитии вербально-логического мышления и уровня сформированности общих учебных компетенций.
В рамках формирующего этапа было разработано и проведено пять уроков ОБЖ с использованием приемов и методов технологии развития критического мышления. При проведении формирующего этапа большое внимание уделялось отбору учебного материала и его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Использование технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ, сотрудничество на уроке позволили всех обучающихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования умственных способностей, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. В целом уроки прошли активно, плодотворно. Шестиклассники были полноправными участниками процесса обучения. На уроке присутствовали монологи, диалоги учащихся. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводила к открытому диалогу, дискуссии.
Большая часть шестиклассников повысили уровень сформированности основных учебных компетенций с низкого до среднего и со среднего до высокого уровня. За время проведения пяти уроков ОБЖ с использованием различных форм и приемов критического мышления, у многих школьников стал возникать интерес к предмету, повысилась учебная мотивация.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Технология развития критического мышления, её приёмы и методы организации учебной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ могут рассматриваться как механизм, формирующий самостоятельность мышления, вооружающий способами и методами самостоятельной работы, то есть формирует и развивает надпредметные (метапредметные) умения, универсальные учебные действия, которые необходимы выпускникам современной школы. Применение технологии критического мышления на уроках ОБЖ предполагает учащимися умение видеть проблемы, находить нестандартные решения, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик может отказаться от своего решения в пользу более эффективного.
Определение уровня сформированности умственных способностей шестиклассников на констатирующем этапе экспериментального исследования показало, что у обучающихся есть определенные проблемы в развитии вербально-логического мышления и уровня сформированности общих учебных компетенций.
В рамках формирующего этапа было разработано и проведено пять уроков ОБЖ с использованием приемов и методов технологии развития критического мышления. При проведении формирующего этапа большое внимание уделялось отбору учебного материала и его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Использование технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ, сотрудничество на уроке позволили всех обучающихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования умственных способностей, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. В целом уроки прошли активно, плодотворно. Шестиклассники были полноправными участниками процесса обучения. На уроке присутствовали монологи, диалоги учащихся. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводила к открытому диалогу, дискуссии.
Большая часть шестиклассников повысили уровень сформированности основных учебных компетенций с низкого до среднего и со среднего до высокого уровня. За время проведения пяти уроков ОБЖ с использованием различных форм и приемов критического мышления, у многих школьников стал возникать интерес к предмету, повысилась учебная мотивация.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



