Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №36240

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
551
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Выборка: 20 обучающихся 6-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек
Есть много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения технологии развития критического мышления в обучении основам безопасности жизнедеятельности 6
1.1 Сущность понятия «критическое мышление» 6
1.2 Педагогическая технология развития критического мышления: содержание, цели, задачи, виды 11
1.3 Приемы технологии и их использование для развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности 16
1.4 Особенности развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности 24
Глава 2 Исследование влияния технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 34
2.1 Этапы проведения педагогического эксперимента 34
2.2 Диагностика сформированности умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 37
2.3 Особенности разработанных уроков основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления 41
2.4 Анализ результативности обучения в процессе применения приёмов технологии развития критического мышления 48
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 62



Школа, в которой учится современный ученик, изменилась. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в основу которого составляет системно-деятельностный подход, сегодня активно внедряется в школах. Смысл данного подхода заключается в том, что знания и умения формируются в процессе деятельности обучающихся на уроке. Для того, чтобы реализовать данное положение, учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями и применять их в своей работе.
Обучающиеся должны уметь воспринимать информацию, тщательно, критично ее исследовать, сопоставляя в своем сознании разные точки зрения, и выбрать самую нужную с целью последующего ее исследования. Для этого необходимо у обучающихся развивать критическое мышление.
Критическое мышление – это способ реализации интеллектуальной деятельности личности, характеризующийся высоким уровнем развития процессов восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру и его информационному обеспечению. Педагогическая наука рассматривает критическое мышление, как оценочный процесс, который развивается посредством наложения на имеющийся жизненный опыт новейшей информации – А.Т. Смирнова [50], Н.Г. Яковлева [65] и др. Критическое мышление неразрывно связано, а порой, и отождествляется с аналитическим мышлением и логическими процессами умственной деятельности. Кроме того, критическое мышление включает в свой состав элементы творческого мышления.
Проблема применения на уроках технологии развития критического мышления раскрыта в научных трудах таких ученых, как Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Д. Халперна и др. Н.А. Лиман, А.И. Петровской, Н.В. Шараповой. Н.Г. Яковлевой и др. определены основные цели, задачи и принципы использования технологии развития критического мышления в работе с обучающимися. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинской, А.Т. Смирновой и др. раскрыты методические аспекты использования технологии развития критического мышления. Г.В. Сорокиной, И.О. Федоровой, Р.О. Юрчик и др. проанализированы условия использования технологии развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на значительное количество работ, которые описывают возможности применения технологии развития критического мышления для на формирования умственных способностей обучающихся, в настоящее время отсутствуют прикладные исследования, определяющие условия формирования умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в процессе применения технологии развития критического мышления. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – применение технологии развития критического мышления в формировании умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучить влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках основ безопасности жизнедеятельности применять технологию развития критического мышления, то у обучающихся значительно повысятся умственные способности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу влияния технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
2. Раскрыть роль технологии развития критического мышления в формировании умственных способностей обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать и апробировать на практике уроки по основам безопасности жизнедеятельности с применением технологии критического мышления.
4. Выявить влияние уроков основ безопасности жизнедеятельности с применением технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
3. Тестирование.
База исследования:
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, выводов, списка использованной литературы и источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Технология развития критического мышления, её приёмы и методы организации учебной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ могут рассматриваться как механизм, формирующий самостоятельность мышления, вооружающий способами и методами самостоятельной работы, то есть формирует и развивает надпредметные (метапредметные) умения, универсальные учебные действия, которые необходимы выпускникам современной школы. Применение технологии критического мышления на уроках ОБЖ предполагает учащимися умение видеть проблемы, находить нестандартные решения, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик может отказаться от своего решения в пользу более эффективного.
Определение уровня сформированности умственных способностей шестиклассников на констатирующем этапе экспериментального исследования показало, что у обучающихся есть определенные проблемы в развитии вербально-логического мышления и уровня сформированности общих учебных компетенций.
В рамках формирующего этапа было разработано и проведено пять уроков ОБЖ с использованием приемов и методов технологии развития критического мышления. При проведении формирующего этапа большое внимание уделялось отбору учебного материала и его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Использование технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ, сотрудничество на уроке позволили всех обучающихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования умственных способностей, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. В целом уроки прошли активно, плодотворно. Шестиклассники были полноправными участниками процесса обучения. На уроке присутствовали монологи, диалоги учащихся. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводила к открытому диалогу, дискуссии.
Большая часть шестиклассников повысили уровень сформированности основных учебных компетенций с низкого до среднего и со среднего до высокого уровня. За время проведения пяти уроков ОБЖ с использованием различных форм и приемов критического мышления, у многих школьников стал возникать интерес к предмету, повысилась учебная мотивация.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абаскалова, Н. П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст] / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. – Новосибирск : АРТА, 2011. – 302 с.
2. Беляков, Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : Учебник для бакалавров [Текст] / Г. И. Беляков. – Москва : Юрайт, 2012. – 572 c.
3. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная Безопасность) : Учебник [Текст] / С. В. Белов. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 702 c.
4. Бутенко, А. В. Критическое мышление : метод, теория, практика [Текст] / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. – Москва : Мирос, 2012. – 254 с.
5. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты на уроках ОБЖ [Текст] : пособие для учителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
6. Выготский, Л. С. Общая психология. Т.6 [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2013. – 412 с.
7. Глазкова, К. Р. Уроки-семинары : формирование творческой, критически мыслящей личности [Текст] / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // География : изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 4. – С. 2-4.
8. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2016. – 480 с.
9. Гузеев, Э. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС / В. В. Гузеев. – Москва : НИИ шк. технологий, 2006 (г. Истра : Типография НИИ шк. технологий). – 206 с.
10. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. – 2003. – №2. – С. 23-29.
11. Дружинин, В. В. Педагогика и психология [Текст] / В.В. Дружинин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 512 с.
12. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы : Методическое пособие [Текст] / Р. А. Дурнев. – Москва : Дрофа, 2008. – 156 с.
13. Дыбина, О. В. Интегрированные формы взаимодействия учителя и учащихся на уроках ОБЖ [Текст] / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина, О. А. Еник, С. Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. – № 1. – C. 224-230.
14. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / 2-е изд., дораб. [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 426 с.
16. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Иовенко. – Москва : Наука, 2003. – 33 с.
17. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова. – Москва : Просвещение, 2011. – 190 с.
18. Казин, Э. М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. – Казань, 2014. – С. 205–211.
19. Карпачёв, С. В. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / С. В. Карпачев // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 274-727
20. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / М. А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал, 2009. – № 4. – С. 14-21.
21. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст] / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – Москва : КноРус, 2013. – 192 c.
22. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
23. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учебник [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва : Юрайт, 2013. – 471 с.
24. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения [Текст] / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
25. Кузнецов, В. С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. – № 12. – С. 34-38.
26. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2014. – 380 с.
27. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2011. – 635 с.
28. Лиман, Н. А. Технология критического мышление как инструмент учителя [Текст] / Н. А. Лиман // Педагогика. – 2012. – №3. – С. 52-56
29. Маслов, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. К учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова [Текст / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. – Москва : Дрофа, 2014. – 128 c.
30. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
31. Мельников, А. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / А. А. Мельников. – Москва : Трикста, 2012. – 332 c.
32. Мельникова, Т. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. В. Мельникова. – Санкт-Петербург , 2006. 18 с.
33. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : практикум [Текст] / Авт.-сост. Э. А. Кузнецова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 110 с.
34. Миленко, В. Проектная деятельность как специфический вид деятельности на уроках ОБЖ [Текст] / В. Миленко, В. Лепепюха // Начальная школа. – 2012. – №1. – С. 25-31.
35. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т. Ф. Михнюк. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 341 с.
36. Мишин, Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Обучение по учебникам под редакцией Ю. Л. Воробьева [Текст] / Б. И. Мишин, М. В. Юрьева. – Москва : АСТ, Астрель, 2014. – 224 c.
37. Морелова, С. Н. Организация рефлексивного пространства как фактор индивидуализации обучения на проблемно-диалогическом уроке [Текст] / С. Н. Морелова // Сибирский учитель. – 2010. – №1. – С. 31-35.
38. Морозова, И. И. Приемы критического мышления [Текст] / И. И. Морозова // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 85-88
39. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 144 с.
40. Олешков, М. Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М. Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения : Сборник научных трудов. – Екатеринбург : РГППУ, 2005. – С. 5-19.
41. Основы безопасности жизнедеятельности : Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы [Текст] / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – Москва : Дрофа, 2014. – 112 с.
42. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках ОБЖ [Текст] / А. И. Павлова // Педагогические исследования. – 2014. – № 8. – С. 11–15.
43. Петров, С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения [Текст] / С. В. Петров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – № 10. – 2014. – С. 11–16.
44. Петровская, А. И. Технология критического мышления [Текст] / А. И. Петровская. – Волгоград : Учитель, 2015. – 205 с.
45. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учебное пособие [Текст] / Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2013 – 272 с.
46. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. – Санкт-Петербург : Лань, 2012. – 672 c.
47. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Ю. Г. Сапронов. – Москва : НОРМА-ИНФРА., 2012. – 336 с.
48. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания [Текст] / В. С. Селиванов. – Москва : Академия, 2016. – 352 с.
49. Селевко, Г. К. Педагогические образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко.  Москва : НИИ школьных технологий, 2017.  208 с.
50. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы : Поурочные разработки [Текст] / Российская академия наук, Российская академия образования, под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
51. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
52. Сорина, Г. В. Критическое мышление : история и современный статус [Текст] / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – № 6. – 2013. – С. 97-110.
53. Сорокина, Г. В. Технология критического мышления на уроках в старшем звене [Текст] / Г. В. Сорокина // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77
54. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И. К. Топоров. – Москва : Просвещение, 2009. – 93 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
56. Федорова, И. О. Элементы технологии критического мышления на уроках ОБЖ [Текст] / И. О. Федорова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 33-36
57. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 159 с.
58. Шарапова, Н. В. Педагогические технологии на уроках в старшей школе [Текст] / Н. В. Шарапова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 236 с.
59. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии [Текст] / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
60. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности [Текст] / Р. П. Шульга // Начальная школа. – №12. – 2016. – С. 9-10.
61. Щербаков, А. На занятии – проблемные ситуации [Текст] / А. Щербаков // Учитель. – 2010. – №6. – С. 82-83.
62. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 412 с..
63. Юрченко, Р. Л. Формирование основ пожарной безопасности у школьников при изучении ОБЖ [Текст] / Р. Л. Юрченко // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 112-115.
64. Юрчик, Р. О. Возможности образовательного процесса в школе в использовании технологии критического мышления [Текст] / Р. О. Юрчик // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 85-88
65. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ