Введение 3
Глава I. Американо-иракские отношения на рубеже 1980-х - 1990-х гг. 14
1.1 Возникновение иракской проблемы во внешней политике Соединенных
Штатов 14
1.2 Кувейтский кризис 1990-1991 гг 25
Глава II. Иракский вектор во внешней политике США в период между двумя войнами в Персидском заливе 41
2.1 Послевоенная политика Дж. Буша ст. в 1991-1993 гг 41
2.2 Основные приоритеты и направления иракской политики Б.Клинтона в
1993-2001 гг 46
2.3 Политика администрации Дж. Буша мл. и пересмотр американо
иракских отношений в 2001-2003 гг 61
Глава III. Вторжение США в Ирак как катализатор глобальных перемен в регионе 70
3.1 Иракская война 2003-2011 гг. в контексте американского
внешнеполитического курса 70
3.2 Вывод американских войск из Ирака. Противостояние угрозам
исламского экстремизма 81
Заключение 91
Список использованных источников и литературы
В середине XX века зародились или серьезно обострились региональные конфликты, чье развитие вызывало вмешательство со стороны крупнейших держав, международных организаций и других заинтересованных акторов. Некоторые из них в результате длительного и сложного развития не только изменили геополитическую ситуацию в отдельной стране или регионе, но и вызвали к жизни масштабные сдвиги в системе мировой политики. Причем эти сдвиги произошли не только в сфере традиционной военной безопасности, но и в международно-правовой, энергетической, экологической, гуманитарной областях, в конечном итоге расшатывая самые основы существующего миропорядка. Именно одной из таких конфликтогенных зон и явилась территория Ближнего Востока, составной частью которого является Иракская Республика.
Сегодня государство Ирак, как и на протяжении всего XX в., является точкой пересечения интересов многих мировых держав, пытающихся завоевать лидирующие позиции в регионе, поскольку оно обладает выгодным географическим положением, богатыми энергетическими ресурсами. Поэтому нестабильность и фактическое состояние гражданской войны, в котором эта страна находится в течение последних шестнадцати лет, определяют необходимость исследования предпосылок возникновения подобной ситуации, а также ее развития. Среди важнейших причин дестабилизации ситуации в Иракской республике следует отметить внешний фактор, а именно наличие и реализацию национальных интересов США в регионе Персидского Залива.
Определяющее место Вашингтона в политических процессах данного субрегиона было обусловлено коренными изменения в мировой политике на рубеже 1980-х - 1990-х годов, связанными с распадом СССР и крахом социалистического лагеря. С тех пор и до настоящего момента США в значительной степени влияют на характер и развитие международных отношений. Поэтому, для Российской Федерации выявление закономерностей стратегии и тактики американской администрации на мировой арене принципиально важно, ведь это способствует определению путей оптимизации ее собственных внешнеполитических возможностей. Кроме того, всестороннее изучение военного опыта Соединенных Штатов в Ираке в значительной мере будет способствовать пониманию характера вооруженных конфликтов в недалеком будущем.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена научным интересом к изучению одной из актуальнейших и сложнейших проблем политической жизни мирового сообщества, а именно, влияния главного нерегионального актора на Ближнем Востоке, Соединенных Штатов Америки, на возникновение острой и, фактически, перманентной конфликтности на территории Иракской Республики.
Хронологические рамки исследования охватывают анализ внешнеполитических действий США по отношению к Ираку в период 19902011 гг. Начальная дата обусловлена фактическим распадом биполярного мироустройства и утверждением Соединенных Штатов в качестве основной нерегиональной силы на Ближнем Востоке, а также значительным ухудшением двусторонних отношений Вашингтона и Багдада.Верхняя хронологическая граница связана с выводом американских войск с территории Ирака и завершением Иракской войны. Кроме вышеуказанных хронологических рамок работы, в отдельных случаях необходимо затронуть события, выходящие за поставленные хронологические рамки для наиболее целостного раскрытия аспектов предмета исследования.
Объектом исследования являются основные приоритеты и направления ближневосточной политики США в отношении Ирака.
Предметом исследования — влияние внешнеполитического курса США на ситуацию в Ираке.
Целью работы обозначим анализ влияния внешнеполитического вектора Соединенных Штатов Америки на ситуацию в Ираке.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• исследовать причины ухудшения двусторонних отношений США и Ирака на рубеже 1980-1990-х гг.;
• проанализировать основные внешнеполитические действия американского руководства в отношении Иракского государства в 1993-2001 гг.;
• рассмотреть влияние проводимого Соединенными Штатами внешнеполитического курса на ситуацию в Ираке в 2003-2011 гг.
Методология и методы исследования.
Исследовательская работа базируется на основных положениях реалистической концепции. Вместе с тем, методология исследования основывается на таких принципах, как историзм, научная объективность, достоверность. Одновременно автор опирался на ряд методов: историкосравнительный, проблемно-хронологический, ретроспективный анализ.
Так ретроспективный анализ позволил изучить широкий круг источников с целью раскрытия причин проводимого американского внешнеполитического курса, в связи с которым обуславливалась напряженность в межгосударственных отношениях Вашингтона и Багдада. Помимо этого, историко-сравнительный метод был использован для сопоставления различных подходов президентов США, а также их администраций к решению иракской проблемы. Кроме того проблемнохронологический метод был применим для разделения основных этапов американо-иракских взаимоотношений, а также их рассмотрения в хронологической последовательности.
Источниковая база исследования:
Необходимость реализации поставленных исследовательских задач определила использование значительного количества документов и материалов различного характера и происхождения. Использованные источники можно разделить на несколько групп: нормативно-законодательные, публицистические, делопроизводственные, статистические, а также интернет-ресурсы.
Первая группа, а именно нормативно-законодательные источники, такие как Стратегии Национальной Безопасности Соединенных Штатов, указы президентов и акты Конгресса США, позволили рассмотреть особенности внешнеполитического курса американских администраций в различные периоды.
Первая группа также включает в себя международно - правовые документы: Резолюции Совета Безопасности ООН , с помощью которых поясняется реакция мирового сообщества относительно иракской проблемы, а также анализируются усилия по урегулированию кризиса.
Вторую группу составляют публицистические источники. В дипломной работе были использованы обращения Президентов США к нации, что помогло определить позицию Президентов Соединенных Штатов по иракскому вопросу в зависимости от конкретной внешнеполитической обстановки.
Третья группа представлена делопроизводственными документами и включает в себя отчеты инспекционных организаций (ЮНСКОМ и ЮНМОВИК), благодаря которым раскрывается процесс разоружения в Ираке.
К четвертой группе относятся статистические материалы, которые затрагивают социально-экономические аспекты ситуации в Ираке.
Помимо вышеперечисленного, следует выделить пятую группу - интернет - ресурсы, в которую вошли электронные страницы международных организаций, крупных аналитических центров, информационных агентств.
Таким образом, обращение к данным видам источников дало возможность комплексно изучить влияние внешнеполитического курса США на ситуацию в Ираке. Подобная репрезентативная источниковая база также позволила сделать обоснованные и достоверные выводы.
Историография проблемы.
При проведении данного исследования был проанализирован широкий круг работ, посвященный не только рассмотрению внешнеполитического курса США в отношении Иракской республики в период 1990-2011 гг., но и общих проблем развития международных отношений в регионе Ближнего и Среднего Востока. По географическому критерию, эта научная, публицистическая и периодическая литература была разделена на несколько групп.
Отечественная историография.
По современным проблемам Ближнего Востока сегодня выходит множество научных работ, в российской историографии в настоящее время идет процесс накопления, разработки, а также систематизации фактического материала.
Прежде всего, следует упомянуть работы, освещающие международную обстановку в регионе Ближнего Востока в ХХ в., в целом, а именно труды Балашова Ю.А. и Кини А.Г. Учебные пособия этих историков явили собой вклад в разработку исследуемой нами проблематики, прежде всего, благодаря имеющемуся у них фактическому материалу, а также подробному освещению событий, происходивших в регионе.
Особенно тщательно в российской историографии анализируется ситуация, а также международное положение Ирака после начала военной операции коалиционных войск. Свержение режима Саддама Хусейна и нестабильная обстановка, установившаяся в этой стране, вызвала в российских академических кругах серьезное беспокойство. Поэтому указанные события были предметом дискуссии во время конференций. В частности, в 2003 г. по материалам круглых столов были опубликованы тезисы докладов «Иракский кризис. Международный и региональный контекст».
Значительным вкладом в развитие историографии иракского вопроса являются работы Багдасарова С.А., в которых он рассматривает глубинные этноконфессиональные противоречия региона Ближнего Востока и сопоставляет их с нынешней геополитической ситуацией. Для нашего исследования наиболее ценны выводы этого известного российского востоковеда о влиянии американской администрации на усиление террористического движения на территории Ирака, а также о значительной эскалации конфликта между арабами и курдами, шиитами и суннитами после вывода американских войск.
Помимо этого, нужно выделить материалы реферативных сборников, а также сборников статей: «Конфликты и войны XXI века (Ближний Восток и Северная Африка)», «Иракский кризис и его последствия», в которых авторы обосновывают тезисы о высокой степени вовлеченности международных акторов в процессы, происходящие как в Ираке, так и в регионе Ближнего Востока. В них также рассматриваются военные аспекты иракской проблемы, а кроме того, и экономическая составляющая американского внешнеполитического курса. Следует особо упомянуть и о сборнике статей «Гроза с Востока. Как ответит мир на вызов ИГИЛ?» , в котором анализируются причины зарождения террористического движения, показаны основные этапы развития террористических организаций в различных странах и, в частности, в Ираке; современная идеология боевиков, а также становление группировки Исламское государство.
Американо-британская историография.
В трудах исследователей стран Запада, прежде всего - Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства, указанная тематика представлена достаточно широко. Интерес ученых этих стран к проблеме обусловлен, прежде всего, существованием потребности в выработке теоретической базы для формирования внешнеполитической стратегии их государств в отношении Багдада.
Так в своих статьях и монографиях Э. Кордсман , ведущий эксперт Центра стратегических и международных исследований, занимавший ряд государственных должностей, в том числе в Госдепартаменте и Международном Совете НАТО, комплексно анализирует двусторонние отношения между США и Ираком, которые, согласно его словам, значительно ухудшились в рассматриваемые временные рамки. В своих работах он исследовал причины, ход и последствия Кувейтского кризиса, политику администрации Дж Буша ст., американское вторжение в Ирак в 2003 г., а также послевоенное урегулирование. Он высказывает мнение о том, что США не удалось выстроить устойчивую модель политической системы, а также органов безопасности в Иракской Республике, что впоследствии привело к усилению террористической активности и росту числа этнорелигиозных столкновений.
Помимо этого следует выделить монографии таких авторов, как Р. Бригам, М. Гордон, Р. Скейлз которые в своих работах раскрыли военные аспекты операций американских войск в Ираке, рассмотрели стратегии американских вооруженных сил, сопоставили военные потенциалы двух государств. В свою очередь К. Шимко помимо самих конфликтов, также описывал и экономико - политическую составляющую.
Кроме того, политика США в период между Кувейтским кризисом описана в трудах Дж. Дамбрелла и Дж. Эдвардса , которые сделали вывод о низкой эффективности тактики «двойного сдерживания». Их аргументы сводились к тому, что санкционный режим, фактически, способствовал консервации правящего режима в Ираке, а также препятствовал реализации американских целей.
Влияние «нефтяного фактора» рассматривается исследователями в качестве одного из главных мотивов формирования курса Вашингтона в отношении Багдада. В частности, этому аспекту посвящены работы М. Шарифа и Ю. Бассила.
Таким образом, степень научной разработанности проблемы свидетельствует о наличии интереса к ее изучению. В то же время, проведенный анализ историографии по данному вопросу показал недостаточную освещенность иракской проблемы в отечественной литературе и отсутствие обобщающей работы по ней в зарубежной.
Научная новизна полученных результатов данной дипломной работы заключается, прежде всего, в комплексном изучении актуальной проблемы и критическом анализе широкого круга источников, которые ранее мало использовались в российской историографии. Это позволило подробнее и с новых позиций осветить основные направления и особенности ближневосточного курса Соединенных Штатов в отношении Ирака, а также рассмотреть влияние политики, проводимой США, на изменение политической, экономической и социальной ситуации в Ираке - с момента значительного ухудшения двусторонних отношений в 1990 году и вплоть до завершения военной кампании американцев.
Практическая значимость. Дипломная работа на тему «Влияние внешнеполитического курса США на ситуацию в Ираке в период 1990-2011 гг.» содержит в себе комплексный анализ политических действий Соединенных Штатов по иракской проблеме, а также последствия проводимого ими курса, отразившиеся на положении внутри Иракской Республики. Таким образом, практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в будущих научных исследованиях как иракского, так и ближневосточного векторов внешней политики Соединенных Штатов, в целом.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и целью, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются истоки возникновения американо-иракских противоречий: причины их ухудшения после ирано-иракской войны 1980-1988 гг., а также основные попытки руководства США по урегулированию Кувейтского кризиса 1990-1991 гг. К тому же, уделяется особое внимание результатам данного конфликта, а также то, каким образом он отразился на экономическом и политическом положении Иракской республики.
Вторая глава посвящена анализу ближневосточной политики в отношении Ирака в период 1991-2003 гг. В данном разделе исследование охватывает внешнеполитические курсы администраций трех президентов: Дж. Буша ст., Б. Клинтона, а также Дж. Буша мл. Проводится комплексный анализ санкционного режима в отношении Иракского государства начиная с момента окончания Кувейтского кризиса и до начала американо - иракской войны 2003 г.
Третья глава содержит в себе изучение американо - иракской войны, основных методов руководства США, направленных на послевоенное урегулирование ситуации в регионе, а также их усилий по формированию нового государственного устройства в Ираке. Анализируются приоритеты ближневосточной политики двух президентов - Дж. Буша мл. и Б. Обамы.
В ходе работы автору удалось разрешить все поставленные исследовательские задачи. На основе исследованных материалов и проанализированной литературы по теме дипломной работы были сделаны следующие выводы:
1. После окончания войны с Ираном, Ирак находился в глубоком экономическом упадке, но, тем не менее, продолжал наращивать свой военный потенциал. Иракское руководство полагало, что получение доступа к Кувейтским богатствам позволит решить большую часть финансовых проблем государства. В свою очередь, это вызывало озабоченность в политических кругах Соединенных Штатов, поскольку после распада биполярной системы мироустройства Вашингтон пытался закрепить за собой статус ведущей мировой державы. Укреплению позиций США препятствовал Ирак с его устремлениями на лидерство, как в регионе, так и арабском мире, в целом. Помимо этого возникала опасность и для других государств Персидского залива - экономических партнеров Вашингтона. Поэтому американским руководством был реализован план по вовлечению Иракской Республики в конфликт, задачей которого стало ослабление военного, экономического и политического состояния государства. Таким образом, в период между окончанием ирано-иракской войны и началом Кувейтского кризиса американо-иракские отношения прошли процесс глубокой трансформации - от партнерства до конфронтации.
2. Война в Персидском заливе произошла в разгар радикального изменения международной обстановки, связанной с окончанием «холодной войны» и распадом биполярного мироустройства. Данный конфликт установил широкую коалицию между Западом и арабскими государствами, которая продемонстрировала потенциальную способность совместных
оборонительных действий по отражению агрессии и принуждения к миру. И хотя впоследствии, многие международные конфликты продемонстрировали, что война в Персидском заливе вряд ли станет парадигмой для всех будущих миротворческих операций, тем не менее, она указывает на тот потенциал, который может быть использован многими государствами в отстаивании своих жизненно важных стратегических интересов, - даже в условиях высокой напряженности. Американо - иракские отношения с этого момента и вплоть до свержения С. Хусейна будут находится в глубоком упадке, поскольку поражение Ирака - не только военное, но и морально-политическое, и экономическое - надолго нарушили геополитический баланс, сложившийся в регионе после окончания Ирано-Иракской войны.
3. В период после окончания Войны в Персидском заливе политика США в отношении Ирака была направлена на ликвидацию режима С.Хусейна путем усиления экономических санкций, моральнополитической и финансовой поддержки антиправительственных элементов, а также прямого военного давления на иракское правительство. Однако вместе с тем, не была достигнута основная цель американского внешнеполитического курса в данный период, а именно - свержение иракского президента.
4. В течение первого президентского срока Б. Клинтона Ирак занимал важное место во внешней политике Соединенных Штатов Америки. Общее направление этого курса определялось американскими национальными интересами, которые сводились к факторам экономической безопасности, заключавшимся в защите своих ближневосточных экспортеров нефти от посягательств Багадада и Тегерана. Помимо этого была важна и идеологическая составляющая, а именно подавление очагов сопротивления влиянию Вашингтона в мире. В основу иракского вектора была положена стратегия «двойного сдерживания», которая сводилась к усилению режима санкций, поддержке антиправительственной оппозиции и продолжению военного присутствия на территории государств Персидского залива.
5. Что касается второго президентского срока, то внешнеполитический курс Б. Клинтона в отношении Ирака включал в себя систему жестких экономических санкций, организацию и патрулирование бесполетной зоны, долговременные инспекции по поиску оружия массового поражения, а также авиаудары по объектам на территории Иракской Республики. Впрочем, режим санкций, введенный против Багдада, обнаружил свою неспособность существенным образом повлиять на внутриполитическую ситуацию в Ираке. В результате действия эмбарго не было выполнено ни одной из поставленных задач: Саддам Хусейн не только не был отстранен от власти, но и укрепил свои позиции, и к тому же, не выдвигал инициативы добровольного разоружения. Единственным результатом данной политики стало фактическое уничтожение экономики Ирака, а также массовое обнищание иракского населения. Кроме того, следует отметить, что в период правления Б.Клинтона также наблюдалась тенденция к финансированию оппозиционных сообществ на территории Иракской Республики. Тем самым, Соединенные Штаты Америки, фактически втянули Ирак в, так называемую, гибридную войну.
6. В начале XXI века установление в Ираке проамериканского правительства по многим причинам превратилось для Соединенных Штатов Америки одной из приоритетных внешнеполитических задач. Учитывая исчерпанность мирных средств реализации данной цели, единственным способом оставалось установления военного присутствия. Американские лидеры, ответственные за формирование внешней политики страны, в том числе и президент государства, Дж. Буш мл., одобряли непопулярные решения и действовали, объективно говоря, вне норм международного права. Среди причин такого курса было сочетание национальных интересов с личными амбициями главы государства. В течение 2002-2003 годов американские политики приложили значительные усилия для пропаганды опасности режима С. Хусейна для мирового сообщества. Против руководимой им страны выдвигались обвинения в выработке неконвенционных видов оружия и поддержке международных террористических организаций, ведущей из которых называлась «аль-Каида». Однако, не найдя поддержки мирового сообщества, США, а также некоторые их союзники, приняли решение об использовании вооруженных сил без санкции ООН, что, де-факто, сломило механизм коллективной международной безопасности, сформированный после Второй мировой войны.
7. Американское вторжение в Ирак в период с 2003 по 2011 гг. имело противоречивые последствия. С одной стороны, в результате операции «Свобода Ирака» был свергнут авторитарный режим С.Хусейна, впоследствии были проведены попытки по демократическому устройству государства и передаче всей полноты власти в руки иракских граждан. Вместе с тем, американской стороной прилагались усилия по формированию системы безопасности: подготавливались военные кадры, а также милицейские корпуса. Однако, с другой стороны, экспансия США лишь усилила противоречия между религиозными и этническими группами. Произошла активизация повстанческих сил на территории государства, направленная как против оккупационных сил, так и против граждан других этноконфессиональных общин, что сказывалось на колоссальном увеличении жертв среди мирного населения. В свою очередь, подобная борьба вызвала широкомасштабный приток террористических ячеек, направленных на эскалацию напряженности внутри государства, особенно на территории провинции аль-Анбар. Помимо этого, к моменту вывода американских войск не было единого консенсуса относительно дальнейшего устройства государства между представителями различных политических партий, что впоследствии могло привести лишь к усилению противоречий. Поэтому необходимо констатировать тот факт, что США не сумели создать в Ираке жизнеспособную и устойчивую политическую систему.
1. Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Иракской республикой от 9 апреля 1972 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVIII, М.: Международные отношения,1974. с 45
2. Резолюция Совета Безопасности ООН № 660 от 2 августа 1990 года // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/660(1990)
3. Резолюция Совета Безопасности ООН № 662 от 9 августа 1990 года // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/662(1990)
4. Резолюция Совета Безопасности ООН № 678 от 29 ноября 1990 года // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/678(1990)
5. Резолюция Совета Безопасности ООН № 686 от 2 марта 1991 года // Сайт
Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.un. org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/686(1991)
6. Резолюция Совета Безопасности ООН № 687 от 3 апреля 1991 года // Сайт
Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/687(1991)
7. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1266 от 4 октября 1999 года // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1266(1999)
8. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1284 от 17 декабря 1999 года // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1284(1999)
9. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1382 от 29 ноября 2001 года // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. un. org/ru/documents/ods. asp?m=S/RES/1382(2001)
10. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1441 от 8 ноября 2002 года // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1441(2002)
11. Authorization for Use of Military Force Against Iraq Resolution of 2002 // U.S. Government Publishing Office [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW- 107publ243/pdf/PLAW-107publ243.pdf
12. Documented civilian deaths from violence // Iraq Body Count [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://www.iraqbodvcount.org/components/multigraph/multicsv.php?sv=2011 &ev=2016&tvpe=mk&res=month&locn=0&wean=0&forn=0&sizn=0
13. Eighth report of the Executive Chairman of the Special Commission established by the Secretary-General pursuant to Security Council resolution 687 (1991) // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. un. org/Depts/unscom/sres94-1422. htm
14. G.H.W. Bush. Blocking Iraqi Government Property and Prohibiting
Transactions with Iraq, August 2, 1990 // The American Presidency Project [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=23563&st=&st1=;
15. G. W. Bush Address to the Nation on Iraq March 17, 2003 // The Miller Centre
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://millercenter.org/the-
presidency/presidential-speeches/march-17-2003-address-nation-iraq
16. G. H. W. Bush. Address to the Nation Announcing the Deployment of United States Armed Forces to Saudi Arabia. August 8, 1990 // The American Presidency Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=18750&st=&st1=.
17. Gulf War: US Embassy Bagdhad to Washington (Saddam's message of friendship to George Bush) [declassified 1998] // Margaret Thatcher
Foundation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.margaretthatcher.org/archive/displaydocument.asp?docid= 110705
18.Inaugural Address of George W. Bush, January 20, 2001 // The American Presidency Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.presidencv.ucsb.edu/ws/?pid=25853
19.Iraq situation report. August, 2016 // The United Nations International Children's Emergency Fund [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unicef.org/iraq/UNICEF Iraq Humanitarian Situation Report - August 2016(1).pdf
20. Joint Resolution to authorize the use of United States Armed Forces pursuant to United Nations Security Council Resolution 678 (Public Law 102-1), January 14, 1991 // U.S. Government Publishing Office [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-105/pdf/STATUTE-105- Pg3.pdf
21. Joint Statement by President George W. Bush and Prime Minister Tony Blair on Iraq // The U.S. Department of State Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://2001-2009.state.gov/p/eur/rls/rm/2003/19406.htm
22. Law of administration for the State of Iraq for the transitional period, March 8, 2004 // ProCon U.S. - Iraq Waq [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://usiraq.procon.org/sourcefiles/IraqProvConstitution.pdf
23. Letter dated 15 December 1998 from the Executive Chairman of the Special Commission established by the Secretary-General pursuant to Security Council resolution 687 (l991) addressed to the Secretary -General // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/Depts/unscom/s98-1172.htm
24. National Security Strategy 1991, The White House, August 1991 // National Security Strategy Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //nssarchive.us/N SSRZ1991.pdf
25. National Security Strategy for a New Century, May 1, 1997 // National Security Strategy Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nssarchive.us/national-securitv-strategy-1997/
26. National Security Strategy of Engagement and Enlargement, The White House, July 1994 // National Security Strategy Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //nssarchive. us/N SSR/1994. pdf
27. National Security Strategy of the United States of America, September 17, 2002 // National Security Strategy Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2002/ (дата обращения: 01.05.2017)
28.Obama B. Authorizing Targeted Air Strikes and Humanitarian Aid in Iraq. August 7, 2014. // American Rhetoric [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www. americanrhetoric. com/speeches/PDFF iles/Barack%20Obama%20- %20Iraq%20Airstrikes%20and%20Humanitarian%20Aid%20New.pdf
29.Obama B. Speech to Nation on the Islamic State of Syria and the Levant // American Rhetoric [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.americanrhetoric.com/speeches/PDFFiles/Barack%20Obama%20- %20ISIL%20.pdf
30. President Delivers State of the Union Address // The White House. George
Bush [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html
31. President George W. Bush's address announcing end of major combat operations in Iraq, May 1, 2003 // Johnston’s Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. j ohnstonsarchive. net/terrorism/bushiraq4. html
32. Thirteenth quarterly report of the Executive Chairman of the United Nations
Monitoring, Verification and Inspection Commission in accordance with Security Council resolution 1284 (1999) // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. un. org/Depts/unmovic/documents/S-2003-580. pdf
II. Литература
33. Багдасаров С.А. Ближний Восток. Перезагрузка - М.: Издательство «Э», 2016. - 288 с.
34. Багдасаров С.А. Ближний Восток: вечный конфликт - М.: Издательство «Э», 2016. - 91 с.
35. Балашов Ю.А. Международные отношения на Ближнем Востоке в XX веке. Учебное пособие/Под общ, ред. О.А. Колобова и К.С. Гаджиева. — Нижний Новгород, 2003. - С. 136-145
36. Белевцева С. Н. Подходы администрации Дж. Буша-старшего к решению
региональных конфликтов - Курск: Курский государственный
университет, 2011. - 7 с.
37. Белоногов А. М. МИД, Кремль, кувейтский кризис — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — С. 98-105
38. Гроза с Востока. Как ответит мир на вызов ИГИЛ? / сост. Ф.А. Лукьянов. - М.: Эксмо, 2016 - 320 с. - (Валдайский клуб: дискуссия о мировом порядке).
39. Иракский кризис и его последствия: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глобал. пробл. - М., 2004. - 200 с.
40. Иракский кризис. Международный и региональный контекст. Материалы «круглого стола». Апрель 2003/ Отв. ред. Е.С. Мелкумян - М.: Институт стран Азии и Африки при МГУ, 2003. - 196 с.
41. Кини А.Г. Международные отношения и внешняя политика на Ближнем Востоке в XX веке - М., 2001 - С. 245-260
42. Конфликты и войны XXI века (Ближний Восток и Северная Африка) / Институт востоковедения РАН.-М.: ИВ РАН, 2015.-504с.
43. Куделев В.В. «Аль-Каида» и война в Ираке - М.: Институт Ближнего Востока, 2009. - 256 с.
44. Макаров С. Военные акции США и Великобритании против Ирака (декабрь 1998 - май 1999 года) / С. Макаров, С. Корнеев // Зарубежное Военное Обозрение. - 1999. - № 6. - С. 15-25
45. Стариков Н. Кризис: как это делается / Н. Стариков. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 148 с.
46. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира/Пер. с англ. — М.: Алыгана Паблишер, 2003. — 504 с.
47. Хасан Х. Вайс М. Исламское государство. Армия террора - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 74 с.
48. Ahmad P.R. The US-Iraqi Relations 1945-2003 // International Journal of Business, Humanities and Technology. - 2014. - №4. - 14 p.
49. Al-Khoei H., Geranmayeh E. After ISIS: how to win the peace in Iraq and Libya - London: European Council on Foreign Relations, 2017. - 18 p.
50. Bassil Y. The 2003 Iraq War: Operations, Causes, and Consequences // IOSR Journal Of Humanities And Social Science. - 2012. - Vol. 4. - P. 29-47
51. Battle for Mosul: The story so far. May 17, 2017 // British Broadcasting Corporation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.bbc.com/news/world-middle-east-37702442
52. Brigham R.K. Iraq, Vietnam, and the Limits of American Power - New York: Public Affairs, 2008. - 238 p.
53. Cockburn P. The rise of Islamic State: ISIS and the new Sunni revolution - New York: Verso Books, 2015. - 48 p.
54. Cordesman A.H. Creeping Incrementalism: U.S. Strategy in Iraq and Syria from 2011 to 2015 - Washington, D.C.: CSIS, 2015. - 30 р.
55. Cordesman A.H. Iran and Iraq: The Threat from the Northern Gulf - Boulder: Westview, 1994. - Р.21-78
56. Cordesman A.H. Iraq in Crisis - Washington, D.C.: CSIS, 2014. - 408 p.
57. Cordesman A.H. Lessons Of The Gulf War: 1990-1991 - Washington, D.C.: CSIS, 2013. - 1009 р.
58. Coles I., Parker N. How Saddam’s men help Islamic State rule // Reuters
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.reuters.com/investigates/special-report/mideast-crisis-iraq- islamicstate/
59. Danchev A., Kehone D. International Perspectives on the Gulf Conflict 19901991 - Oxford: St. Martin's Press, 1994. - Р. 23-57
60. Dumbrell J. Clinton’s Foreign Policy Between the Bushes, 1992-2000 - Abingdon: Routledge, 2009. - 228 p.
61. Dunford D. Battle for Mosul: UN prepares for aftermath «chaos». October 15, 2016 // British Broadcasting Corporation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-37643228
62. Dunnigan J. F., Bay A. From Shield to Storm - New York: William Morrow & Co., 1992. - P. 186-198
63. Edwards J. A. Foreign Policy Rhetoric for the Post-Cold War World: Bill Clinton and America's Foreign Policy Vocabulary: Dissertation... Doctor of Philosophy / Jason A. Edwards; Georgia State University, 2006. - 298 p.
64. Establishment of the United Nations Special Commision // Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/Depts/unscom/General/basicfacts.html#ESTABLISH
65. Fitzgerald M.C. The Soviet Image of Future War: Through the Prism of the Persian Gulf: Comparative Strategy, October-December, 1991. - Р. 393-424
66. Genovese M. The power of the American presidency: 1789-2000 - New York: Oxford University Press, 2000. - 288 p.
67. Gordon M.R. The General's War: The Inside Story of the Conflict in the Gulf, Boston: Little Brown, 1994. - Р. 20-25
68.Islamic State and the crisis in Iraq and Syria in maps. April 28, 2017 // British Broadcasting Corporation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. bbc. com/news/world-middle-east-27838034
69. Kaysen C., Miller S. E, Malin M.B. War with Iraq: Cost, Consequences, and Alternatives - Cambridge: The American Academy of Arts and Sciences, 2002. - 93 p.
70. Kurds, Shi’ite fighters to coordinate after sealing off Mosul. November 24,
2016 // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://in.reuters.com/article/mideast-crisisiraq-idINKBN13J0X1.
71. MacKinnon M.G. The Evolution of US Peacekeeping Policy Under Clinton: A Fair-Weather Friend? - London: Cass, 2000. - P. 12-46
72. Murphy D.E. Responding to Saddam: U.S. policy toward Iraq since the Gulf war: Thesis... Master of Arts in National Security Affairs / Daniel E. Murphy; Naval Postgraduate School. - Monterey, 2000. - 90 p.
73.Scales R. H. Certain Victory: The United States Army in the Gulf War - Washington, D.C.: Office of the Chief of Staff, US Army, 1993. Р. 112-118
74.Shareef, M.J.M. President George W. Bush's Policy Towards Iraq: Change or Continuity? - Durham: Durham University, 2010. - 294 p.
75.Shimko K.L. The Iraq Wars and America’s Military Revolution - New York: Cambridge University Press, 2010. - 263 p.
III. Электронные ресурсы
76. Ближний восток — информационный центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.middleeast.org.ua/
77. Министерство Иностранных Дел Иракской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mofa.gov.iq/en/
78. Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.un. org/ru/
79. Carnegie Endowment for International Peace [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://carnegieendowment.org/
80. Center for Strategic & International Studies [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csis.org/
81. Margaret Thatcher Foundation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.margaretthatcher.org/
82. The American Presidency Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.presidency.ucsb.edu/
83. British Broadcasting Corporation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/
84. Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reuters.com/
85. The White House [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www. whitehouse. gov/
86. American Rhetoric [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. americanrhetoric. com/
87. National Security Strategy Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //nssarchive. us/
88. U.S. Government Publishing Office [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. gpo. gov/
89.Iraq Body Count [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www. iraq bodycount. org/
90.Office of the Iraq programme. Oil - for - food [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. un. org/Depts/oip/background/index.html