Педагогические факторы повышения готовности иностранных студентов к межкультурной коммуникации
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты межкультурной коммуникации 7
1.1 Сущность и содержание межкультурной коммуникации 7
1.2 Методическое обеспечение межкультурной коммуникации 13
1.3 Состояние развития межкультурной коммуникации в научных школах
разных стран 16
Глава 2 Готовность иностранных студентов к межкультурной коммуникации 27
2.1 Изучение личностных характеристик студентов в процессе межкультурной
коммуникации 27
2.2 Использование педагогических технологий Китая в изучении процесса
готовности российских студентов к межкультурной коммуникации 31
2.2.1 Культурные различия и их влияние на межкультурную коммуникацию 33
2.2.2 Технология обучения межкультурной коммуникации 37
2.3 Результаты экспериментальной деятельности по повышению готовности студентов к межкультурной коммуникации 42
2.3.1 Цели и задачи экспериментальной деятельности 42
2.3.2 Результаты и анализ анкетирования 47
2.3.3 Предложения по повышению готовности к межкультурной
коммуникации студентов 51
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 62
Глава 1. Теоретические аспекты межкультурной коммуникации 7
1.1 Сущность и содержание межкультурной коммуникации 7
1.2 Методическое обеспечение межкультурной коммуникации 13
1.3 Состояние развития межкультурной коммуникации в научных школах
разных стран 16
Глава 2 Готовность иностранных студентов к межкультурной коммуникации 27
2.1 Изучение личностных характеристик студентов в процессе межкультурной
коммуникации 27
2.2 Использование педагогических технологий Китая в изучении процесса
готовности российских студентов к межкультурной коммуникации 31
2.2.1 Культурные различия и их влияние на межкультурную коммуникацию 33
2.2.2 Технология обучения межкультурной коммуникации 37
2.3 Результаты экспериментальной деятельности по повышению готовности студентов к межкультурной коммуникации 42
2.3.1 Цели и задачи экспериментальной деятельности 42
2.3.2 Результаты и анализ анкетирования 47
2.3.3 Предложения по повышению готовности к межкультурной
коммуникации студентов 51
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 62
В последнее десятилетие идея однополярности мира во главе с США утратила свою актуальность. Непростительные ошибки во внешней политике, повлекшие за собой ответную реакцию мирового сообщества, показали, что Западная цивилизация больше не всесильна. Одновременно с этим пришло понимание того, что принадлежность к Западной культуре не является единственно возможным способом существования.
Человечество никогда не представляло, и не будет представлять собой единой целостности, каждая культура, цивилизация, имеет свой уникальный исторический опыт. Даже у процесса глобализации сегодня проявляется обратная сторона, которая как нельзя лучше это доказывает: возрождаются, укрепляются и развиваются с небывалой силой отдельные этнокультурные объединения, будучи даже оторванными от своего места обитания.
Системы высшего образования многих стран мира начинают интегрировать в мировое образовательное пространство: идет отбор лучших мировых образцов, повышающих уровень жизни человека, разрабатываются новые методы управления педагогическими системами, осуществляется поиск путей межнационального взаимодействия во всем многообразии человеческой деятельности.
Актуальной становится подготовка специалистов в условиях иной культуры, предполагающей активное вхождение в систему национальных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения и общения. Проблема изучения особенностей адаптации личности к межкультурному общению и ее влияние на успешность достижений в учебной деятельности студентов приобретает особую актуальность.
Это связано с влиянием глобализации как мировой тенденции развития современных обществ, неравенством в развитии государств, вызывающем миграцию, поиском новых путей совместного существования различных этносов и культур. Решение социальных и образовательных задач ставит общество и государство перед необходимостью разрабатывать концепцию межкультурного образования как образца современного подхода к воспитанию и обучению нового поколения детей и молодежи.
Между тем, налицо противоречие: с одной стороны, важность
межкультурного образования в настоящее время состоит в том, что в условиях данного образования формируется личность, способная противостоять межкультурным конфликтам, критически осмысливать собственную культуру, проявлять понимание, терпимость к носителям другой культуры. С другой стороны, в реальной жизни, на практике, очень сложно такую личность воспитать. Ещё сложнее подобрать или создать методики, которые бы точно могли замерить уровень толерантности, готовности к межкультурному диалоги, способности воспринимать элементы чужой культуры так же сердечно, как своей.
Проблема исследования: Как можно повысить готовность иностранных студентов к межкультурному общению? Каково влияние межкультурной коммуникации на успешность достижений в учебной деятельности студентов?
Целью исследования является выявление педагогических факторов повышения готовности к межкультурной коммуникации у студентов, предполагающих обучение за рубежом. В работе будут представлены результаты экспериментальной деятельности по повышению готовности студентов к межкультурной коммуникации.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
1) Выявить, обобщить и провести анализ литературы по указанной проблематике, выявить подходы, необходимые для исследования; на основе выявленных подходов рассмотреть:
- сущность и содержание межкультурной коммуникации;
- методическое обеспечение межкультурной коммуникации;
- состояние развития межкультурной коммуникации в научных школах разных стран;
2) Провести педагогическое исследование с целью определения готовности
- изучить личностные характеристики студентов в процессе межкультурной коммуникации;
- использовать педагогические технологии Китая в изучении процесса готовности российских студентов к межкультурной коммуникации;
- представить результаты экспериментальной деятельности по повышению готовности студентов к межкультурной коммуникации.
3) Выявить и софрмулировать педагогические факторы, способствующие целенаправленной подготовке студентов к межкультурной коммуникации.
Объект исследования - межкультурная коммуникация в современном
мире.
Предмет исследования - педагогические факторы, влияющие на процесс формирования готовности российских студентов к межкультурной коммуникации в зарубежных вузах .
Опытно экспериментальная база исследования: Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявляются конкретные факторы и предлагается технология для улучшения готовности студентов к межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) В соответствии с проблемами, отраженными автором в фактическом опыте преподавания, в данном исследовании предлагаются соответствующие решения, основанные на реальных случаях преподавания китайского языка, которые помогут продвигать его будущие задачи по преподаванию китайского языка как иностранного, а также помогут совершенствоваться, высококачественные преподаватели китайского как иностранного языка дают новые перспективы и идеи.
2) Предпринята попытка помочь обучащимся, которые изучают китайский язык в России, понять китайскую культуру и овладеть ею, решить проблемы
межкультурного общения, возникающие при изучении китайского языка, и улучшить их понимание использования китайского языка для межкультурного общения.
3) Предпринята попытка более качественного преподавания китайского языка для русскоговорящих студентов, находящая пути и средства уменьшения или устранения проблем межкультурного общения, способствуя тем самым плавному прогрессу преподавания китайского языка в России, и далее обогащая исследовательскую и практическую базу преподавания русского языка на русском языке, чтобы решить эту проблему. Предоставить новый метод межкультурного общения в преподавании китайского языка.
Теоретико-методологическую основу исследования составляли теории и концепции, которые раскрывают проблемы определения ценностей межкультурной коммуникацим, межкультурного обучения и межкультурного концепции.
Источниками нашего исследования являются теория межкультурной коммуникации.(С.Г. Тер-Минасова[19], О.В.Флеров[20], Ху Вэньчжун [31], Ян Ин, Чжуан Эньпин[36], Чжан Хунлин[37], Лин Дажинь, Се Чаокин[38], Дай Сяодун[39], Цзя Юйсинь[40], Вэнь Цюфан[41], Gudykunst,W.B [43],Spitzberg,B,H[45], Lustig M & Koester J[46], Larry A. Samovar, Richard E. Porter and Lisa A. Stefani[47], Byram,M[48])
Методы исследования: В магистерской диссертации применяются следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, изучение педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный, и обобщающий этапы), методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).
Научная новизна исследования заключается в выборе самой проблематики, в использовании теоретических подходов различных
социологических школ для составления наиболее полной картины изучаемого явления, в выработке конкретных рекомендаций для усиления эффективности межкультурной коммуникации в реализации идеи современного мира.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были доложены на итоговой научной конференции студентов Казанского Федерального университета в мае 2019 года. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались с администрацией и студентами Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ в процессе реализации сетевой образовательной программы.
Структура исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, включающий 48 источников, и Приложения.
Человечество никогда не представляло, и не будет представлять собой единой целостности, каждая культура, цивилизация, имеет свой уникальный исторический опыт. Даже у процесса глобализации сегодня проявляется обратная сторона, которая как нельзя лучше это доказывает: возрождаются, укрепляются и развиваются с небывалой силой отдельные этнокультурные объединения, будучи даже оторванными от своего места обитания.
Системы высшего образования многих стран мира начинают интегрировать в мировое образовательное пространство: идет отбор лучших мировых образцов, повышающих уровень жизни человека, разрабатываются новые методы управления педагогическими системами, осуществляется поиск путей межнационального взаимодействия во всем многообразии человеческой деятельности.
Актуальной становится подготовка специалистов в условиях иной культуры, предполагающей активное вхождение в систему национальных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения и общения. Проблема изучения особенностей адаптации личности к межкультурному общению и ее влияние на успешность достижений в учебной деятельности студентов приобретает особую актуальность.
Это связано с влиянием глобализации как мировой тенденции развития современных обществ, неравенством в развитии государств, вызывающем миграцию, поиском новых путей совместного существования различных этносов и культур. Решение социальных и образовательных задач ставит общество и государство перед необходимостью разрабатывать концепцию межкультурного образования как образца современного подхода к воспитанию и обучению нового поколения детей и молодежи.
Между тем, налицо противоречие: с одной стороны, важность
межкультурного образования в настоящее время состоит в том, что в условиях данного образования формируется личность, способная противостоять межкультурным конфликтам, критически осмысливать собственную культуру, проявлять понимание, терпимость к носителям другой культуры. С другой стороны, в реальной жизни, на практике, очень сложно такую личность воспитать. Ещё сложнее подобрать или создать методики, которые бы точно могли замерить уровень толерантности, готовности к межкультурному диалоги, способности воспринимать элементы чужой культуры так же сердечно, как своей.
Проблема исследования: Как можно повысить готовность иностранных студентов к межкультурному общению? Каково влияние межкультурной коммуникации на успешность достижений в учебной деятельности студентов?
Целью исследования является выявление педагогических факторов повышения готовности к межкультурной коммуникации у студентов, предполагающих обучение за рубежом. В работе будут представлены результаты экспериментальной деятельности по повышению готовности студентов к межкультурной коммуникации.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
1) Выявить, обобщить и провести анализ литературы по указанной проблематике, выявить подходы, необходимые для исследования; на основе выявленных подходов рассмотреть:
- сущность и содержание межкультурной коммуникации;
- методическое обеспечение межкультурной коммуникации;
- состояние развития межкультурной коммуникации в научных школах разных стран;
2) Провести педагогическое исследование с целью определения готовности
- изучить личностные характеристики студентов в процессе межкультурной коммуникации;
- использовать педагогические технологии Китая в изучении процесса готовности российских студентов к межкультурной коммуникации;
- представить результаты экспериментальной деятельности по повышению готовности студентов к межкультурной коммуникации.
3) Выявить и софрмулировать педагогические факторы, способствующие целенаправленной подготовке студентов к межкультурной коммуникации.
Объект исследования - межкультурная коммуникация в современном
мире.
Предмет исследования - педагогические факторы, влияющие на процесс формирования готовности российских студентов к межкультурной коммуникации в зарубежных вузах .
Опытно экспериментальная база исследования: Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявляются конкретные факторы и предлагается технология для улучшения готовности студентов к межкультурной коммуникации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) В соответствии с проблемами, отраженными автором в фактическом опыте преподавания, в данном исследовании предлагаются соответствующие решения, основанные на реальных случаях преподавания китайского языка, которые помогут продвигать его будущие задачи по преподаванию китайского языка как иностранного, а также помогут совершенствоваться, высококачественные преподаватели китайского как иностранного языка дают новые перспективы и идеи.
2) Предпринята попытка помочь обучащимся, которые изучают китайский язык в России, понять китайскую культуру и овладеть ею, решить проблемы
межкультурного общения, возникающие при изучении китайского языка, и улучшить их понимание использования китайского языка для межкультурного общения.
3) Предпринята попытка более качественного преподавания китайского языка для русскоговорящих студентов, находящая пути и средства уменьшения или устранения проблем межкультурного общения, способствуя тем самым плавному прогрессу преподавания китайского языка в России, и далее обогащая исследовательскую и практическую базу преподавания русского языка на русском языке, чтобы решить эту проблему. Предоставить новый метод межкультурного общения в преподавании китайского языка.
Теоретико-методологическую основу исследования составляли теории и концепции, которые раскрывают проблемы определения ценностей межкультурной коммуникацим, межкультурного обучения и межкультурного концепции.
Источниками нашего исследования являются теория межкультурной коммуникации.(С.Г. Тер-Минасова[19], О.В.Флеров[20], Ху Вэньчжун [31], Ян Ин, Чжуан Эньпин[36], Чжан Хунлин[37], Лин Дажинь, Се Чаокин[38], Дай Сяодун[39], Цзя Юйсинь[40], Вэнь Цюфан[41], Gudykunst,W.B [43],Spitzberg,B,H[45], Lustig M & Koester J[46], Larry A. Samovar, Richard E. Porter and Lisa A. Stefani[47], Byram,M[48])
Методы исследования: В магистерской диссертации применяются следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, изучение педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный, и обобщающий этапы), методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).
Научная новизна исследования заключается в выборе самой проблематики, в использовании теоретических подходов различных
социологических школ для составления наиболее полной картины изучаемого явления, в выработке конкретных рекомендаций для усиления эффективности межкультурной коммуникации в реализации идеи современного мира.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были доложены на итоговой научной конференции студентов Казанского Федерального университета в мае 2019 года. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались с администрацией и студентами Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ в процессе реализации сетевой образовательной программы.
Структура исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, включающий 48 источников, и Приложения.
Во всем мире интерес к межкультурной коммуникации проистекает из двух предположений. Во-первых, мы живем в эпоху, когда изменения в технологии, средствах передвижения, экономике и системах, моделях иммиграции и плотности населения создали мир, в котором мы все больше общаемся с людьми из разных культур. Во-вторых, люди теперь знают, что влияние культуры влияет на общение тонким и глубоким образом. Наши культурные представления и опыт помогают определить, как выглядит мир и как мы взаимодействуем в этом мире. (Larry A. Samovar, Richard E. Porter and Lisa A. Stefani, 2002)
С изменением времени в преподавании языка произошли многие изменения. Много теорий о преподавании языка возникло. Под влиянием развития лингвистики и философии появилось много методов обучения второму иностранному языку. Многие ученые постепенно осознали важность культурного обучения. Тем не менее, традиционное обучение языку фокусируется на языковых способностях студентов и игнорирует их коммуникативные навыки.
Успешная межкультурная коммуникация означает, что можно общаться с людьми из разных культур взаимно уместным и эффективным образом. Коммуникация - это процесс, действие и сообщение. Это процесс, который варьируется между культурами. Это обмен мыслями, сообщениями или информацией. С этой точки зрения, межкультурная осведомленность, поведенческая компетентность, стратегическая компетентность и
коммуникативная компетентность должны преподаваться и уделяться большое внимание.
Педагогические факторы, которые влияют на компетенцию
межкультурной коммуникации, разнообразны. Поэтому в данном исследования исследуются сущность и исследовательское состояние межкультурной коммуникации, а также предлагаются педагогические факторы, которые влияют на компетенцию межкультурной коммуникации студентов. Во второй главе анализируеются изменения компетенции межкультурной коммуникации 40 студентов под влиянием различных факторов, а также проверяет такие педагогические факторы, как технология обучения и преподавание культурных различий студентам.
Через анкетный опрос студентов были выдвинуты четыре предложения и мнения. Надеемся, что это исследование действительно улучшит общее качество студентов и позволит добиться существенного прогресса и развития в будущем межкультурной коммуникации.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
С изменением времени в преподавании языка произошли многие изменения. Много теорий о преподавании языка возникло. Под влиянием развития лингвистики и философии появилось много методов обучения второму иностранному языку. Многие ученые постепенно осознали важность культурного обучения. Тем не менее, традиционное обучение языку фокусируется на языковых способностях студентов и игнорирует их коммуникативные навыки.
Успешная межкультурная коммуникация означает, что можно общаться с людьми из разных культур взаимно уместным и эффективным образом. Коммуникация - это процесс, действие и сообщение. Это процесс, который варьируется между культурами. Это обмен мыслями, сообщениями или информацией. С этой точки зрения, межкультурная осведомленность, поведенческая компетентность, стратегическая компетентность и
коммуникативная компетентность должны преподаваться и уделяться большое внимание.
Педагогические факторы, которые влияют на компетенцию
межкультурной коммуникации, разнообразны. Поэтому в данном исследования исследуются сущность и исследовательское состояние межкультурной коммуникации, а также предлагаются педагогические факторы, которые влияют на компетенцию межкультурной коммуникации студентов. Во второй главе анализируеются изменения компетенции межкультурной коммуникации 40 студентов под влиянием различных факторов, а также проверяет такие педагогические факторы, как технология обучения и преподавание культурных различий студентам.
Через анкетный опрос студентов были выдвинуты четыре предложения и мнения. Надеемся, что это исследование действительно улучшит общее качество студентов и позволит добиться существенного прогресса и развития в будущем межкультурной коммуникации.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- ВОВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ В
УСЛОВИЯХ КАМПУСНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК МЕХАНИЗМ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов- первокурсников в образовательном процессе высшей школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ ГОРОДА: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях вуза
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТИВНОМ СПЕЦКУРСЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



