Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (Южно-Уральский Институт Управления и Экономики)
|
Выпускная квалификационная работа
Проведен анализ статистических данных по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ по 2019 год включительно.
Введение 7
Глава 1 Ретроспективный анализ становления системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 12
1.1 Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике государства 12
1.2 Становление и развитие системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства 22
1.3 Анализ зарубежного опыта формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 37
Глава 2 Анализ современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 49
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РФ 49
2.2 Оценка качества и эффективности механизмов государственной поддержки на современном этапе 61
2.3 Проблемы в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 71
Глава 3 Направления развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 83
3.1 Основные предложения по улучшению функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 83
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 93
Заключение 100
Список литературы 106
Проведен анализ статистических данных по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ по 2019 год включительно.
Введение 7
Глава 1 Ретроспективный анализ становления системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 12
1.1 Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике государства 12
1.2 Становление и развитие системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства 22
1.3 Анализ зарубежного опыта формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 37
Глава 2 Анализ современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 49
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РФ 49
2.2 Оценка качества и эффективности механизмов государственной поддержки на современном этапе 61
2.3 Проблемы в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 71
Глава 3 Направления развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 83
3.1 Основные предложения по улучшению функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 83
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 93
Заключение 100
Список литературы 106
Стабильное развитие экономики в каждой стране немыслимо без развития сектора малого и среднего предпринимательства. С точки зрения мировой экономики малое и среднее предпринимательство представляет собой экономическую категорию, способную аккумулировать средства, заниматься производством товаров, оказывать услуги, а также стимулировать занятость и торговлю. Малое и среднее предпринимательство – это самостоятельная форма организации экономической деятельности со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками и закономерностями развития.
Малый бизнес является одним из видов предпринимательской деятельности, оказывающий существенное влияние на эффективность функционирования более крупных субъектов предпринимательства, также способствует формированию конкурентной среды и в меньшей степени монополизирован. Малый бизнес обладает и высоким уровнем эффекта синергии, как следствие идентификации функций собственника и предпринимателя, эффективной системы мотивации трудовой деятельности, а также совокупности принципов организационного единства.
Малое и среднее предпринимательство представляет собой такой сектор бизнеса, который определяет темпы экономического роста страны, а также занятость населения, структуру и качество ВНП.
Предприятия малого и среднего предпринимательства играют очень важную роль в экономике и общественной жизни экономически развитых стран. Они не требуют крупных начальных инвестиций, формирую быструю оборачиваемость разных ресурсов, быстрый рост, оперативно и адекватно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и стабильность.
На сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства являются значимым элементом роста как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.
Данная категория бизнеса – это своеобразная опора рыночной экономики, который как самостоятельный и незаменимый её элемент создаёт и поддерживает свободную конкуренцию на рынке, оперативно реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, развивает инновационный потенциал экономики, а также способствует стабильному формированию налоговой базы.
В мировой практике понятия малого и среднего предпринимательства достаточно близки по значению. Общие черты между ними заключаются в возможности ведения упрощенной отчетности, льготном налогообложении, а также в том, что такие субъекты бизнеса не могут превышать определенные размеры по различным критериям, которые установлены законом.
В некоторых регионах Западной Европы доля малого и среднего предпринимательства составляет до 99 % от общего числа хозяйствующих субъектов. В развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится примерно 40-60% производства ВВП, тогда как в России – не более 25%. При этом в 2019 году вклад малого и среднего предпринимательства в экономику страны снизился до критического уровня и составил менее 22% [56].
В связи с этим со стороны государства разрабатывается ряд мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, прежде всего, с точки зрения финансов. В России, как и в других странах, для предприятий малого бизнеса установлены дополнительные льготы в различных областях деятельности (налогообложение, бухгалтерский учет, инвестирование, экспорт и т.д.), которые регулируются на законодательном уровне. Однако их применение зачастую вызывает сложности у предпринимателя, начинающего новый бизнес.
По результатам проводимой государственной финансовой поддержки необходимо отметить, что она оказывается лишь малому количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, достигающему 1% от общего количество малых и средних предприятий. Поэтому говорить о высокой эффективности государственных мер по поддержке рано.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в России, сопровождающаяся ограничениями импорта и экспорта, диктует существенное повышение роли предприятий малого и среднего предпринимательства. В этих условиях малый и средний бизнес является одним из основных стратегических ресурсов в период экономических преобразований и обеспечивает эффективное вложение средств и использование различных факторов производства.
На рынке складывается конкуренция между субъектами малого и среднего предпринимательства, а также субъектами малого и крупного бизнеса. Несмотря на это, такая форма предпринимательства имеет явные достоинства. К ним относят гибкость и высокую степень приспособляемости к конъюнктуре рынка, возможность быстро менять структуру производства или продаж, создавать и эффективно применять новые технологии.
Несмотря на ту важную роль, которую играет малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации, в его деятельности существует ряд проблем, обусловленных недостаточностью объемов финансирования и поддержки, а также другими факторами.
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства сдерживается в связи с низким уровнем производственно-технической и ресурсной базы предпринимателей. Имеющиеся основные фонды предприятий требуют реконструкции и строительства дополнительных производственных помещений, обновления новым усовершенствованным оборудованием.
Наиболее важной проблемой является нехватка финансовых ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также проблемы поиска клиентов и рынков сбыта. Ввиду ограниченности ресурсов предприятий малого и среднего предпринимательства в нестабильных экономических условиях поддержка со стороны государства является более чем необходимой.
Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность темы исследования.
Целью работы является оценка перспектив и разработка направлений совершенствования методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
охарактеризовать понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике государства;
описать процесс становления и развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства;
дать характеристику зарубежного опыта формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
провести анализ динамики развития малого и среднего бизнеса в РФ;
оценить эффективность механизмов государственной поддержки на современном этапе и выявить их проблемы;
разработать направления развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
оценить эффективность предложенных мероприятий.
Предметом исследования выступает государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования являются проблемы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
В работе были использованы такие методы как: описание, нормативно-правовой метод, научное наблюдение, систематизация, классификация, обобщение, сравнение, динамический и структурный анализ, коэффициентный анализ, табличный и графический метод.
Теоретико-методологической основой и информационной базой послужила нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, статьи периодической печати, статьи электронных журналов в сети Интернет.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:
систематизированы определения понятия «малое и среднее предпринимательство»;
дано определение понятию «малое и среднее предпринимательство» на основании различных трактовок;
разработаны мероприятия по государственной поддержке предприятий малого и среднего предпринимательства в России.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные мероприятия по развитию государственной поддержки могут быть применены для многих субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет, объект и методы исследования, практическая и теоретическая значимость, научная новизна, структура работы. В первой главе рассматривается понятие и роль малого и среднего предпринимательства, становление и развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом. Вторая глава посвящена анализу современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России, выявлению основных тенденций и проблем в данной области. Третья глава посвящена разработке мероприятий по развитию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценке их эффективности. В заключении обобщены выводы по проведенному исследованию.
Малый бизнес является одним из видов предпринимательской деятельности, оказывающий существенное влияние на эффективность функционирования более крупных субъектов предпринимательства, также способствует формированию конкурентной среды и в меньшей степени монополизирован. Малый бизнес обладает и высоким уровнем эффекта синергии, как следствие идентификации функций собственника и предпринимателя, эффективной системы мотивации трудовой деятельности, а также совокупности принципов организационного единства.
Малое и среднее предпринимательство представляет собой такой сектор бизнеса, который определяет темпы экономического роста страны, а также занятость населения, структуру и качество ВНП.
Предприятия малого и среднего предпринимательства играют очень важную роль в экономике и общественной жизни экономически развитых стран. Они не требуют крупных начальных инвестиций, формирую быструю оборачиваемость разных ресурсов, быстрый рост, оперативно и адекватно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и стабильность.
На сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства являются значимым элементом роста как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.
Данная категория бизнеса – это своеобразная опора рыночной экономики, который как самостоятельный и незаменимый её элемент создаёт и поддерживает свободную конкуренцию на рынке, оперативно реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, развивает инновационный потенциал экономики, а также способствует стабильному формированию налоговой базы.
В мировой практике понятия малого и среднего предпринимательства достаточно близки по значению. Общие черты между ними заключаются в возможности ведения упрощенной отчетности, льготном налогообложении, а также в том, что такие субъекты бизнеса не могут превышать определенные размеры по различным критериям, которые установлены законом.
В некоторых регионах Западной Европы доля малого и среднего предпринимательства составляет до 99 % от общего числа хозяйствующих субъектов. В развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится примерно 40-60% производства ВВП, тогда как в России – не более 25%. При этом в 2019 году вклад малого и среднего предпринимательства в экономику страны снизился до критического уровня и составил менее 22% [56].
В связи с этим со стороны государства разрабатывается ряд мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, прежде всего, с точки зрения финансов. В России, как и в других странах, для предприятий малого бизнеса установлены дополнительные льготы в различных областях деятельности (налогообложение, бухгалтерский учет, инвестирование, экспорт и т.д.), которые регулируются на законодательном уровне. Однако их применение зачастую вызывает сложности у предпринимателя, начинающего новый бизнес.
По результатам проводимой государственной финансовой поддержки необходимо отметить, что она оказывается лишь малому количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, достигающему 1% от общего количество малых и средних предприятий. Поэтому говорить о высокой эффективности государственных мер по поддержке рано.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в России, сопровождающаяся ограничениями импорта и экспорта, диктует существенное повышение роли предприятий малого и среднего предпринимательства. В этих условиях малый и средний бизнес является одним из основных стратегических ресурсов в период экономических преобразований и обеспечивает эффективное вложение средств и использование различных факторов производства.
На рынке складывается конкуренция между субъектами малого и среднего предпринимательства, а также субъектами малого и крупного бизнеса. Несмотря на это, такая форма предпринимательства имеет явные достоинства. К ним относят гибкость и высокую степень приспособляемости к конъюнктуре рынка, возможность быстро менять структуру производства или продаж, создавать и эффективно применять новые технологии.
Несмотря на ту важную роль, которую играет малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации, в его деятельности существует ряд проблем, обусловленных недостаточностью объемов финансирования и поддержки, а также другими факторами.
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства сдерживается в связи с низким уровнем производственно-технической и ресурсной базы предпринимателей. Имеющиеся основные фонды предприятий требуют реконструкции и строительства дополнительных производственных помещений, обновления новым усовершенствованным оборудованием.
Наиболее важной проблемой является нехватка финансовых ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также проблемы поиска клиентов и рынков сбыта. Ввиду ограниченности ресурсов предприятий малого и среднего предпринимательства в нестабильных экономических условиях поддержка со стороны государства является более чем необходимой.
Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность темы исследования.
Целью работы является оценка перспектив и разработка направлений совершенствования методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
охарактеризовать понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике государства;
описать процесс становления и развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства;
дать характеристику зарубежного опыта формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
провести анализ динамики развития малого и среднего бизнеса в РФ;
оценить эффективность механизмов государственной поддержки на современном этапе и выявить их проблемы;
разработать направления развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
оценить эффективность предложенных мероприятий.
Предметом исследования выступает государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования являются проблемы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
В работе были использованы такие методы как: описание, нормативно-правовой метод, научное наблюдение, систематизация, классификация, обобщение, сравнение, динамический и структурный анализ, коэффициентный анализ, табличный и графический метод.
Теоретико-методологической основой и информационной базой послужила нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, статьи периодической печати, статьи электронных журналов в сети Интернет.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:
систематизированы определения понятия «малое и среднее предпринимательство»;
дано определение понятию «малое и среднее предпринимательство» на основании различных трактовок;
разработаны мероприятия по государственной поддержке предприятий малого и среднего предпринимательства в России.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные мероприятия по развитию государственной поддержки могут быть применены для многих субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет, объект и методы исследования, практическая и теоретическая значимость, научная новизна, структура работы. В первой главе рассматривается понятие и роль малого и среднего предпринимательства, становление и развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом. Вторая глава посвящена анализу современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России, выявлению основных тенденций и проблем в данной области. Третья глава посвящена разработке мероприятий по развитию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценке их эффективности. В заключении обобщены выводы по проведенному исследованию.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Под малым бизнесом предложено понимать такую форму предпринимательства, которая подразумевает небольшие объемы производства и численности работников в сравнении со средними и крупными фирмами, а также требует поддержки со стороны государства ввиду ограниченности финансовых и производственных ресурсов. Для отнесения к субъектам малого предпринимательства в России необходимо соблюдение определенных критериев, установленных на законодательном уровне. Малый бизнес выполняет важнейшие функции, к которым относят общеэкономическую, ресурсную, организационную и социальную функции. В функциях малого и среднего предпринимательства выражается его роль в развитии экономики страны, которая является значительной.
Задачей государственной политики в целях нормативного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации является государственная поддержка и создание благоприятных экономических условий для развития малого бизнеса в стране. Основные виды поддержки субъектов малого бизнеса в России определены Федеральным законом №209-ФЗ: финансовая поддержка; имущественная поддержка; информационная и консультационная поддержка; поддержка в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в областях инноваций и промышленного производства; поддержка внешнеэкономической деятельности; поддержка сельского хозяйства. Одной из наиболее эффективных форм государственных инструментов поддержки малого бизнеса является финансовая поддержка. Оказание финансовой поддержки осуществляется за счет средств бюджетов, помощи организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки малого бизнеса.
Общей установкой государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах является создание для него благоприятной среды, которая предполагает стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, эффективную систему защиты интеллектуальной собственности, упрощенные административные процедуры и т.д. Сектор малого и среднего предпринимательства в развитых странах, активно поддерживаемый государством, занимает прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, сфера деловых и бытовых (индивидуальных) услуг. При этом в секторе малого и среднего предпринимательства сосредоточено около 80-90% предприятий, на их долю приходится 40-50% валового национального продукта, около половины изобретений и «ноу-хау», ими создается 60-70% новых рабочих мест.
Проведенный анализ показал, что в динамике количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России снижается к концу 2019 года, что обусловлено замедлением развития сектора. Несмотря на рост доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны до 21,9%, данный показатель остается на низком уровне в сравнении с другими странами, где на малый бизнес приходится 50-60%%. Средний показатель доля в рассматриваемых странах составляет 42%. Также с 2018 года происходит сокращение численности работников, занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства, что обусловлено падением реальных доходов населения, отсутствием улучшений административного климата, ростом налоговой нагрузки неблагоприятным климатом для развития малых предприятий. Кроме того, Россия значительно уступает всем странам, кроме США, по критерию численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 100 человек граждан.
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по России неравномерно. Наибольшее их количество представлено в Центральном федеральном округе – треть всех субъектов малого и среднего предпринимательства. По количеству работников в секторе малого и среднего предпринимательства лидирует также Центральный Федеральный округ. Наименьшее количество субъектов и число работников в секторе малого и среднего предпринимательства наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе. При этом на малые предприятия в России приходится наибольшая доля занятых 46,0%, тогда как на микропредприятия приходится 39,8%, а на занятых на средних предприятиях – 14,2%.
При сопоставлении разных стран по показателю доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, можно отметить значительное отставание России от других стран – в России доля работников малого и среднего предпринимательства не превышает 1/5 всех занятых, тогда как в других странах – 50-70%. В России почти 40% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность в оптовой и розничной торговле, около 20% приходится на отрасль операций с недвижимостью. В России на малое и среднее предпринимательство приходится 29,2% оборота, тогда как в других странах более 50-70%%.
Проведенный анализ показал, что Россия отстает по показателям развития сектора малого и среднего предпринимательства в сравнении с другими странами. Кроме того, в динамике наблюдается стагнация развития данного сектора в России к 2019 году.
В 2017-2018 гг. при содействии АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» осуществлялась поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне по основным направлениям: федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, программа льготного кредитования, государственная программа развития сельского хозяйства, финансовая поддержка – региональные гарантийные организации, микрофинансовые организации; консультационная поддержка; поддержка в области инноваций и промышленного производства; имущественная поддержка.
Получателями поддержки при этом стали 166,4 тыс. уникальных субъектов малого и среднего предпринимательства. В общем числе получателей поддержки максимальным является число субъектов, получивших консультационную поддержку, минимальным – число субъектов, получивших имущественную поддержку. Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки принадлежат к категории микропредприятий. Среди получателей прямой финансовой поддержки наблюдается высокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся сельским хозяйством, в области инноваций и промышленного производства.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в секторе малого и среднего предпринимательства России существует масса проблем, несмотря на разнообразие форм и методов государственной поддержки, в том числе в области финансов. В результате анализа был сделан вывод о неэффективности такой формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России как льготное кредитование. Кроме того, такая форма поддержки как снижение налогового бремени не работает в должном ключе: средняя величина налоговой нагрузки предприятий в России составляет 93%, тогда как малые и микро предприятия имеют налоговую нагрузку 107%, а на средние предприятия вынуждены платить 111% прибыли от налогообложения.
Следовательно, при всем разнообразии форм и видов государственной поддержки имеющийся в России опыт создания федеральных органов поддержки малого и среднего предпринимательства, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, все еще не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении поддержки малого и среднего предпринимательства.
Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что на сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства встречают на пути с различные трудности, прежде всего, это проблемы финансирования. Слишком высокая цена на финансовые ресурсы, жесткие требования к заемщикам влекут за собой недоступность финансирования малых и средних предприятий, что и является наиболее важной проблемой, что препятствует динамичному развитию малого и среднего предпринимательства в России. В целях разрешения выявленных вопросов и проблем необходимо совершенствование механизма государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, учитывающего опыт зарубежных стран.
Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в различных инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере. Главными направлениями государственной политики по части развития малого бизнеса на долгосрочную перспективу являются: снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого бизнеса; расширение мер имущественной поддержки субъектов малого бизнеса; снижение финансовых расходов субъектов малого бизнеса, связанных с ведением предпринимательской деятельности; упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры; совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого бизнеса.
Кроме того, для совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства автором были разработаны мероприятия, позволяющие компенсировать затраты субъектов малого предпринимательства, а также получать помощь на начальном этапе осуществления деятельности. Предложенные мероприятия позволят сократить расходы субъектов малого и среднего бизнеса, в результате чего будет происходить развитие малого и среднего предпринимательства в России.
По прогнозам АО «Корпорация «МСП», при сохранении темпов роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, их общее количество к 2024 году может вырасти с 5,9 до 7,3 млн. единиц (в 1,2 раза). Целевые показатели Национального проекта прогнозируют, что численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2024 году составит 25 млн. человек против 19,2 млн.чел. в 2018 году, а доля малого и среднего предпринимательства в ВВП увеличится с 2018 года до 2024 года с 22,3% до 32,5%.
Для совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства были разработаны мероприятия, позволяющие компенсировать затраты субъектов малого предпринимательства, а также получать помощь на начальном этапе осуществления деятельности. Предложенные мероприятия позволят сократить расходы субъектов малого и среднего бизнеса, в результате чего будет происходить развитие малого и среднего предпринимательства в России. Рассчитанная эффективность некоторых предложенных автором мероприятий свидетельствует об их необходимости для начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса, так как это позволит снизить расходы предпринимателя и направить финансовые ресурсы на развитие бизнеса.
Задачей государственной политики в целях нормативного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации является государственная поддержка и создание благоприятных экономических условий для развития малого бизнеса в стране. Основные виды поддержки субъектов малого бизнеса в России определены Федеральным законом №209-ФЗ: финансовая поддержка; имущественная поддержка; информационная и консультационная поддержка; поддержка в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в областях инноваций и промышленного производства; поддержка внешнеэкономической деятельности; поддержка сельского хозяйства. Одной из наиболее эффективных форм государственных инструментов поддержки малого бизнеса является финансовая поддержка. Оказание финансовой поддержки осуществляется за счет средств бюджетов, помощи организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки малого бизнеса.
Общей установкой государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах является создание для него благоприятной среды, которая предполагает стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, эффективную систему защиты интеллектуальной собственности, упрощенные административные процедуры и т.д. Сектор малого и среднего предпринимательства в развитых странах, активно поддерживаемый государством, занимает прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, сфера деловых и бытовых (индивидуальных) услуг. При этом в секторе малого и среднего предпринимательства сосредоточено около 80-90% предприятий, на их долю приходится 40-50% валового национального продукта, около половины изобретений и «ноу-хау», ими создается 60-70% новых рабочих мест.
Проведенный анализ показал, что в динамике количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России снижается к концу 2019 года, что обусловлено замедлением развития сектора. Несмотря на рост доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны до 21,9%, данный показатель остается на низком уровне в сравнении с другими странами, где на малый бизнес приходится 50-60%%. Средний показатель доля в рассматриваемых странах составляет 42%. Также с 2018 года происходит сокращение численности работников, занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства, что обусловлено падением реальных доходов населения, отсутствием улучшений административного климата, ростом налоговой нагрузки неблагоприятным климатом для развития малых предприятий. Кроме того, Россия значительно уступает всем странам, кроме США, по критерию численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 100 человек граждан.
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по России неравномерно. Наибольшее их количество представлено в Центральном федеральном округе – треть всех субъектов малого и среднего предпринимательства. По количеству работников в секторе малого и среднего предпринимательства лидирует также Центральный Федеральный округ. Наименьшее количество субъектов и число работников в секторе малого и среднего предпринимательства наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе. При этом на малые предприятия в России приходится наибольшая доля занятых 46,0%, тогда как на микропредприятия приходится 39,8%, а на занятых на средних предприятиях – 14,2%.
При сопоставлении разных стран по показателю доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, можно отметить значительное отставание России от других стран – в России доля работников малого и среднего предпринимательства не превышает 1/5 всех занятых, тогда как в других странах – 50-70%. В России почти 40% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность в оптовой и розничной торговле, около 20% приходится на отрасль операций с недвижимостью. В России на малое и среднее предпринимательство приходится 29,2% оборота, тогда как в других странах более 50-70%%.
Проведенный анализ показал, что Россия отстает по показателям развития сектора малого и среднего предпринимательства в сравнении с другими странами. Кроме того, в динамике наблюдается стагнация развития данного сектора в России к 2019 году.
В 2017-2018 гг. при содействии АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» осуществлялась поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне по основным направлениям: федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, программа льготного кредитования, государственная программа развития сельского хозяйства, финансовая поддержка – региональные гарантийные организации, микрофинансовые организации; консультационная поддержка; поддержка в области инноваций и промышленного производства; имущественная поддержка.
Получателями поддержки при этом стали 166,4 тыс. уникальных субъектов малого и среднего предпринимательства. В общем числе получателей поддержки максимальным является число субъектов, получивших консультационную поддержку, минимальным – число субъектов, получивших имущественную поддержку. Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки принадлежат к категории микропредприятий. Среди получателей прямой финансовой поддержки наблюдается высокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся сельским хозяйством, в области инноваций и промышленного производства.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в секторе малого и среднего предпринимательства России существует масса проблем, несмотря на разнообразие форм и методов государственной поддержки, в том числе в области финансов. В результате анализа был сделан вывод о неэффективности такой формы поддержки малого и среднего предпринимательства в России как льготное кредитование. Кроме того, такая форма поддержки как снижение налогового бремени не работает в должном ключе: средняя величина налоговой нагрузки предприятий в России составляет 93%, тогда как малые и микро предприятия имеют налоговую нагрузку 107%, а на средние предприятия вынуждены платить 111% прибыли от налогообложения.
Следовательно, при всем разнообразии форм и видов государственной поддержки имеющийся в России опыт создания федеральных органов поддержки малого и среднего предпринимательства, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, все еще не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении поддержки малого и среднего предпринимательства.
Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что на сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства встречают на пути с различные трудности, прежде всего, это проблемы финансирования. Слишком высокая цена на финансовые ресурсы, жесткие требования к заемщикам влекут за собой недоступность финансирования малых и средних предприятий, что и является наиболее важной проблемой, что препятствует динамичному развитию малого и среднего предпринимательства в России. В целях разрешения выявленных вопросов и проблем необходимо совершенствование механизма государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, учитывающего опыт зарубежных стран.
Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в различных инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере. Главными направлениями государственной политики по части развития малого бизнеса на долгосрочную перспективу являются: снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого бизнеса; расширение мер имущественной поддержки субъектов малого бизнеса; снижение финансовых расходов субъектов малого бизнеса, связанных с ведением предпринимательской деятельности; упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры; совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого бизнеса.
Кроме того, для совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства автором были разработаны мероприятия, позволяющие компенсировать затраты субъектов малого предпринимательства, а также получать помощь на начальном этапе осуществления деятельности. Предложенные мероприятия позволят сократить расходы субъектов малого и среднего бизнеса, в результате чего будет происходить развитие малого и среднего предпринимательства в России.
По прогнозам АО «Корпорация «МСП», при сохранении темпов роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, их общее количество к 2024 году может вырасти с 5,9 до 7,3 млн. единиц (в 1,2 раза). Целевые показатели Национального проекта прогнозируют, что численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2024 году составит 25 млн. человек против 19,2 млн.чел. в 2018 году, а доля малого и среднего предпринимательства в ВВП увеличится с 2018 года до 2024 года с 22,3% до 32,5%.
Для совершенствования механизма поддержки малого предпринимательства были разработаны мероприятия, позволяющие компенсировать затраты субъектов малого предпринимательства, а также получать помощь на начальном этапе осуществления деятельности. Предложенные мероприятия позволят сократить расходы субъектов малого и среднего бизнеса, в результате чего будет происходить развитие малого и среднего предпринимательства в России. Рассчитанная эффективность некоторых предложенных автором мероприятий свидетельствует об их необходимости для начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса, так как это позволит снизить расходы предпринимателя и направить финансовые ресурсы на развитие бизнеса.
Подобные работы
- Роль малого и среднего предпринимательства в
политическом процессе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СФЕРЫ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании города Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Исследование механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЁ МОДЕРНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Программно-целевой метод управления монофункциональным городом (на примере Озерского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



