ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В РОССИИ И КИТАЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни подростков в России и в Китае 7
1.1. Физико-психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Основы формирования здорового образа жизни подростков 12
1.3. Методика формирования здорового образа жизни подростков в России 32
1.4. Традиции физического воспитания и формирования здорового образа
жизни в Китае 38
Вывод по 1 главе 52
Глава 2. Исследование интеграции традиций физического воспитания Китая
в формировании здорового образа жизни у подростков России 54
2.1. Методы и методики исследования 54
2.2. Организация исследования 54
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 57
Вывод по 2 главе 70
Список литературы 73
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни подростков в России и в Китае 7
1.1. Физико-психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Основы формирования здорового образа жизни подростков 12
1.3. Методика формирования здорового образа жизни подростков в России 32
1.4. Традиции физического воспитания и формирования здорового образа
жизни в Китае 38
Вывод по 1 главе 52
Глава 2. Исследование интеграции традиций физического воспитания Китая
в формировании здорового образа жизни у подростков России 54
2.1. Методы и методики исследования 54
2.2. Организация исследования 54
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 57
Вывод по 2 главе 70
Список литературы 73
Актуальность исследования. Возрастание и изменение темпов жизни человека, увеличение характера рисков, которые провоцируют отрицательное воздействие на состояние здоровья - все это делает актуальным тему здорового образа жизни человека. Существует много определений здорового образа жизни, которые дают специалисты разных направлений, анализируя их, можно определить здоровый образ жизни (ЗОЖ) как образ жизни, который направлен на профилактику и укрепление здоровья [23, с. 103].
Главной потребностью человека, которая возрастает с возрастом, является забота о своем здоровье. Здоровье человека зависит от множества факторов. Процесс формирования у молодых людей здоровых потребностей связан с преодолением многих соблазнов, с нравственными исканиями, размышлениями. Поэтому повышается роль воспитания и особенно самовоспитания личности, предполагающего умение самостоятельно дополнять знания, совершенствовать свой характер [16, 217].
Образовательный процесс в школе предполагает не только получение знаний, умений, навыков и воспитание личности школьников, но и оздоровление подрастающего поколения. Развитие научно-технического прогресса, информационный «бум», развитие компьютерных технологий, повышения требований к качеству образования предъявляют к личности повышения психофизиологических функций ребенка, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, изменению гомеостаза и развитию различных патологических состояний. По данным ВОЗ подобные состояния характерны для детей всего земного шара [13, с.98].
В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о «физическом», о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом формирования здорового образа жизни является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека [22,с. 11].
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.
Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [29, с.321].
Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют собой удивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. В обретении полного мастерства духа над телесно-технической стороной является на Востоке аксиомой [16,с. 128]
В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры [30, с.53]. Таким образом, тема исследования актуальна.
Объект: процесс и результат формирования здорового образа жизни подростков средствами физической культуры.
Предмет: модели формирования здорового образа жизни подростков в России и Китае средствами физической культуры.
Цель: произвести сравнительный анализ эффективности моделей формирования здорового образа жизни подростков в России и Китае.
Цель и предмет исследования определяет ее задачи:
- уточнить понятия здорового образа жизни;
- исследовать показатели и критерии сформированности здорового образа жизни подростков в России;
- изучить особенности воспитания здорового образа жизни в Китае;
- оценить эффективность влияния модели формирования ЗОЖ на основе восточных единоборств на физические и психические показатели здоровья подростков.
Гипотеза исследования - использование модели формирования ЗОЖ на основе занятий по физической культуре восточных оздоровительных систем, будет способствовать эффективной профилактике стрессов у школьников, снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, мотивации, гармоничному физическому совершенствованию, развитию физических качеств: ловкости, гибкости, скорости, точности.
Методы исследования: в работе были использованы общенаучные и специально-исторические методы исследования. К общенаучным методам относятся анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, анкетирование, тестирование, методы математического анализа.
Теоретическое значение исследования состоит в анализе оздоровительной и адаптивной физической культуры Востока. Теоретической исследования влияния восточных физических культур на нравственное и духовное развитие человека.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в прикладном междисциплинарном подходе к познанию оздоровительного, адаптационного и развивающего воздействия восточных систем на комплекс энергетических, психических и физиологических свойств человека, предложенную модель развития здорового образа жизни подростков могут использовать на уроках физической культуры в школе, и на занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены физико-психологические особенности подросткового возраста, изучены основы здорового образа жизни, исследована методика формирования здорового образа жизни в России, проанализированы традиции физического воспитания в Китае.
Во второй главе проведено исследование интеграции традиций физического воспитания Китая в формировании здорового образа жизни у подростков России, представлены методы и методики исследования, обобщены результаты проведённого эксперимента.
В заключении даны выводы и результаты по работе, подведены итоги исследования.
Главной потребностью человека, которая возрастает с возрастом, является забота о своем здоровье. Здоровье человека зависит от множества факторов. Процесс формирования у молодых людей здоровых потребностей связан с преодолением многих соблазнов, с нравственными исканиями, размышлениями. Поэтому повышается роль воспитания и особенно самовоспитания личности, предполагающего умение самостоятельно дополнять знания, совершенствовать свой характер [16, 217].
Образовательный процесс в школе предполагает не только получение знаний, умений, навыков и воспитание личности школьников, но и оздоровление подрастающего поколения. Развитие научно-технического прогресса, информационный «бум», развитие компьютерных технологий, повышения требований к качеству образования предъявляют к личности повышения психофизиологических функций ребенка, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, изменению гомеостаза и развитию различных патологических состояний. По данным ВОЗ подобные состояния характерны для детей всего земного шара [13, с.98].
В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о «физическом», о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом формирования здорового образа жизни является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека [22,с. 11].
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.
Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [29, с.321].
Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют собой удивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. В обретении полного мастерства духа над телесно-технической стороной является на Востоке аксиомой [16,с. 128]
В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры [30, с.53]. Таким образом, тема исследования актуальна.
Объект: процесс и результат формирования здорового образа жизни подростков средствами физической культуры.
Предмет: модели формирования здорового образа жизни подростков в России и Китае средствами физической культуры.
Цель: произвести сравнительный анализ эффективности моделей формирования здорового образа жизни подростков в России и Китае.
Цель и предмет исследования определяет ее задачи:
- уточнить понятия здорового образа жизни;
- исследовать показатели и критерии сформированности здорового образа жизни подростков в России;
- изучить особенности воспитания здорового образа жизни в Китае;
- оценить эффективность влияния модели формирования ЗОЖ на основе восточных единоборств на физические и психические показатели здоровья подростков.
Гипотеза исследования - использование модели формирования ЗОЖ на основе занятий по физической культуре восточных оздоровительных систем, будет способствовать эффективной профилактике стрессов у школьников, снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, мотивации, гармоничному физическому совершенствованию, развитию физических качеств: ловкости, гибкости, скорости, точности.
Методы исследования: в работе были использованы общенаучные и специально-исторические методы исследования. К общенаучным методам относятся анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, анкетирование, тестирование, методы математического анализа.
Теоретическое значение исследования состоит в анализе оздоровительной и адаптивной физической культуры Востока. Теоретической исследования влияния восточных физических культур на нравственное и духовное развитие человека.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в прикладном междисциплинарном подходе к познанию оздоровительного, адаптационного и развивающего воздействия восточных систем на комплекс энергетических, психических и физиологических свойств человека, предложенную модель развития здорового образа жизни подростков могут использовать на уроках физической культуры в школе, и на занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены физико-психологические особенности подросткового возраста, изучены основы здорового образа жизни, исследована методика формирования здорового образа жизни в России, проанализированы традиции физического воспитания в Китае.
Во второй главе проведено исследование интеграции традиций физического воспитания Китая в формировании здорового образа жизни у подростков России, представлены методы и методики исследования, обобщены результаты проведённого эксперимента.
В заключении даны выводы и результаты по работе, подведены итоги исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 14 - 16 ЛЕТ В ЖЕНСКОЙ КОМАНДЕ ПО ЧИРЛИДИНГУ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Различие современных российских печатных и советских печатных СМИ для детей
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Движение русских скаутов в Китае (1920-1940-е гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ЦЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И СИАНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Особенности невербального общения девиантных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РЕГИОНЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



