Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни подростков в России и в Китае 7
1.1. Физико-психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Основы формирования здорового образа жизни подростков 12
1.3. Методика формирования здорового образа жизни подростков в России 32
1.4. Традиции физического воспитания и формирования здорового образа
жизни в Китае 38
Вывод по 1 главе 52
Глава 2. Исследование интеграции традиций физического воспитания Китая
в формировании здорового образа жизни у подростков России 54
2.1. Методы и методики исследования 54
2.2. Организация исследования 54
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 57
Вывод по 2 главе 70
Список литературы 73
Актуальность исследования. Возрастание и изменение темпов жизни человека, увеличение характера рисков, которые провоцируют отрицательное воздействие на состояние здоровья - все это делает актуальным тему здорового образа жизни человека. Существует много определений здорового образа жизни, которые дают специалисты разных направлений, анализируя их, можно определить здоровый образ жизни (ЗОЖ) как образ жизни, который направлен на профилактику и укрепление здоровья [23, с. 103].
Главной потребностью человека, которая возрастает с возрастом, является забота о своем здоровье. Здоровье человека зависит от множества факторов. Процесс формирования у молодых людей здоровых потребностей связан с преодолением многих соблазнов, с нравственными исканиями, размышлениями. Поэтому повышается роль воспитания и особенно самовоспитания личности, предполагающего умение самостоятельно дополнять знания, совершенствовать свой характер [16, 217].
Образовательный процесс в школе предполагает не только получение знаний, умений, навыков и воспитание личности школьников, но и оздоровление подрастающего поколения. Развитие научно-технического прогресса, информационный «бум», развитие компьютерных технологий, повышения требований к качеству образования предъявляют к личности повышения психофизиологических функций ребенка, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, изменению гомеостаза и развитию различных патологических состояний. По данным ВОЗ подобные состояния характерны для детей всего земного шара [13, с.98].
В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о «физическом», о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом формирования здорового образа жизни является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека [22,с. 11].
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.
Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [29, с.321].
Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют собой удивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. В обретении полного мастерства духа над телесно-технической стороной является на Востоке аксиомой [16,с. 128]
В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры [30, с.53]. Таким образом, тема исследования актуальна.
Объект: процесс и результат формирования здорового образа жизни подростков средствами физической культуры.
Предмет: модели формирования здорового образа жизни подростков в России и Китае средствами физической культуры.
Цель: произвести сравнительный анализ эффективности моделей формирования здорового образа жизни подростков в России и Китае.
Цель и предмет исследования определяет ее задачи:
- уточнить понятия здорового образа жизни;
- исследовать показатели и критерии сформированности здорового образа жизни подростков в России;
- изучить особенности воспитания здорового образа жизни в Китае;
- оценить эффективность влияния модели формирования ЗОЖ на основе восточных единоборств на физические и психические показатели здоровья подростков.
Гипотеза исследования - использование модели формирования ЗОЖ на основе занятий по физической культуре восточных оздоровительных систем, будет способствовать эффективной профилактике стрессов у школьников, снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, мотивации, гармоничному физическому совершенствованию, развитию физических качеств: ловкости, гибкости, скорости, точности.
Методы исследования: в работе были использованы общенаучные и специально-исторические методы исследования. К общенаучным методам относятся анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, анкетирование, тестирование, методы математического анализа.
Теоретическое значение исследования состоит в анализе оздоровительной и адаптивной физической культуры Востока. Теоретической исследования влияния восточных физических культур на нравственное и духовное развитие человека.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в прикладном междисциплинарном подходе к познанию оздоровительного, адаптационного и развивающего воздействия восточных систем на комплекс энергетических, психических и физиологических свойств человека, предложенную модель развития здорового образа жизни подростков могут использовать на уроках физической культуры в школе, и на занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены физико-психологические особенности подросткового возраста, изучены основы здорового образа жизни, исследована методика формирования здорового образа жизни в России, проанализированы традиции физического воспитания в Китае.
Во второй главе проведено исследование интеграции традиций физического воспитания Китая в формировании здорового образа жизни у подростков России, представлены методы и методики исследования, обобщены результаты проведённого эксперимента.
В заключении даны выводы и результаты по работе, подведены итоги исследования.
1. Дубровина, И. В., Прихожан, А. М., Зацепин, В. В. Возрастная и
педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для
студ.высш.учеб.заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
2. Лисецкий, К. С., Литягина, Е. В. Психология не - зависимость. Учебное пособие по курсу Профилактика аддиктивного поведения / К. С. Лисецкий, Е. В. Литягина. - М.: Изд-во Универс-групп, 2015. - 276с.
3. Абросимова, М. Ю. Здоровье молодёжи / М. Ю. Абросимова. - Казань: Медицина, 2014. - 220 с.
4. Баринова В. В. Мы за здоровый образ жизни: классный час для учащихся подросткового возраста / В. В. Баринова, А. И. Феденева // Воспитание школьников. - 2013. - №9. - С.12
5. Белов, В. Г. Профилактика аддиктивного поведения / В. Г. Белов. - М.: Академия, 2013. - 215с.
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Академия, 2014. - 217с.
7. Чжан Юйчжай. Бэйцзин улинь ши (Истории из мира боевых искусств Пекина) / Сост. Чжан Юйчжай.- Пекин: Цзинхуа чубаньшэ, 1989.436 с.
8. Вайнер, Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э. Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №3. - С.39-46
9. Ван Цзыпин. Цюаньшу эршифа (Двадцать способов кулачного искусства) / Ван Цзыпин. - Пекин: Бэйцзин тиюй дасюэ чубаньшэ, 1962.118 с.
10. Го Линь. Синьцигун ляофа (Новая методика лечения цигун) / - Го Линь. Хэфэй: Аньхой жэньминь чубаньшэ, 1987.- 212 с.
11. Гэ Чжаогуан. Чаньцзун юй чжунго вэньхуа (Чань-буддизм и китайская культура) / Гэ Чжаогуан. - Шанхай: Шанхай тиюй чубаньшэ, 1986.394 с.
12. Клейберг, Ю.А. Девиантология: Хрестоматия. / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2017. - 412 с.
13. Каракозов, С. Д. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012 г. / С. Д. Каракозов. - Барнаул : АлтГПА, 2012. - 314 с.
14. Дубровина, И. В. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / И. В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2013. - 400 с.
15. Дун Цинхуэй. Ушу саньда цзифа (Техника ушу саньда) / Дун Цинхуэй. -Пекин: Бэйцзин кэцзи чубаньшэ, 1987.- 320 с.
16. Симбирцева, С. А. Здоровый образ жизни: сб. науч. тр / С. А. Симбирцева. - 2016. - 72 с.
17. Соколова, С. В. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // С. В. Соколова. Школа.-2005.- №3.- С.52-87
18. Зубок, Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи / Ю. А. Зубок // Социологические исследования. - 2015. - №8. - С.11
19. Пожарская, Е. Н. Интегральная система мониторинга здоровьесберегающей деятельности в сфере образования / Е. Н. Пожарская. М-во образования и науки Рос. Федерации, Дон. гос. техн. ун-т, Ассоциир. Рост. науч. центр Юж.отд-ния гос. акад. наук «Рос. акад. Образования». - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2012. - 282 с.
20. Кан Гэу. Чжунго ушу шиюн дацюань (Практическая энциклопедия китайского ушу) / Кан Гэу. - Пекин: Бэйцзин кэцзи чубаньшэ, 1990.- 518 с.
21. Козак, Н. Г. Дефиниция здоровье в педагогической литературе: многообразие научных подходов к содержанию и составляющим // Н. Г. Козак. - Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-6. - С. 1356-1359
22. Колесникова, М. Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя / М. Г. Колесникова // Естествознание в школе.-2005.- №5.- С.52-55
23. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Академия, 2018. - 287с.
24. Котляров, А. А. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый / А. А. Котляров. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 321с.
25. Крылов, А. А. Психология / А. А. Крылов - М.: Проспект, 2016. -
475 с.
26. Леванова, Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании / Е. А. Леванова - М.: МПГУ, 2017. - 170 с.
27. Ли Гунчэн. Багуа чжуаньчжан цзицзишу (Искусство вращающейся ладони восьми триграмм) / Ли Гунчэн. - Пекин: Бэйцзин тиюй дасюэ чубаньшэ, 1995.- 268 с.
28. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. - М.: Академия, 2018. - 326с.
29. Лян Юйгун. Шаолиньсы нэйвай гун чжэньчуань (Истинная традиция внешнего и внутреннего искусства Шаолиньского монастыря) / Лян Юйгун. - Пекин: Цзинхуа чубаньшэ, 1990.- 424 с.
30. Мандель, Б. Р. Аддиктология / Б. Р. Мандель - М.: Академия, 2014. - 216с.
31. Менделевич, В. Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2007. - 632с.
32. Хрипковой, А. Г. Мир детства: Подросток / А. Г. Хрипковой. - М.: Академия, 2015. - 237с.
33. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко. // Педагогика.-2005.- №6. - С.37-44.
34. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2016. - 162с.
35. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже - М.: Академия, 2015. - 217с.
36. Шурухт, С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С. М. Шурухт. - М.: Речь, 2012. - 327с.
37. Дубровиной, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 176 с.
38. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - С.-Пб.: Питер, 2017. - 216с.
39. Семёновых, Л. Н. Факторы среды обитания и их влияние на здоровье детей и подростков / Л. Н. Семёновых, Г. К. Семёновых. - М.: Изд- во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. - 217с.
40. Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу) /Си Юньтай. -Пекин: Вэньхуа, 1985.- 733 с.
41. Сытин, Г. Н. Мысли, творящие крепкий иммунитет / Г. Н. Сытин. - СПб.: Питер, 2014. - 224 с.
42. Толстых, Н. Н. Социально-психологические аспекты развития индивидуального хронотопа // Социальная психология малых групп. Материалы I всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Петровского, Н. Н. Толстых. - М.: МГППУ, 2009. - С. 228-231.
43. Тюмасева, З. Ю. Невалеологические проблемы валеологии // Народное образование / З. Ю. Тюмасева - 2002. - № 7. - С. 73-79.
44. Холл, Ст. Г. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике / Ст. Г. Холл. - М.: Либроком, 2013. - 296с.
45. Шершаков, Н. В. Ветру и солнцу навстречу / Н. В. Шершаков. - М.: ФиС, 2009. - 173 с.
46. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.:
Прогресс, 2013. - 344с.
47. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - 2-е изд. - М.: ФиС, 2015. - 208 с.
48. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева., Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 127с.
49. Правдов, Д. М., Шмелева, Е. А. Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы: материалы международной научно-практической конференции / Д. М. Правдов., Е. А. Шмелева. - Шуя : Изд-во ШГПУ, 2012. - 295с.
50. Тан Шоуцай, Чжоу Хацюань. Ушу.- Хунань: Хунань тиюй чубаньшэ / Тан Шоуцай, Чжоу Хацюань. 1983.- 449 с.
51. Тюмасева, З. И., Богданов, Е. Н. Системное образование и образовательные системы: Монография / З. И. Тюмасева., Е. Н. Богданов. - Калуга: КГПУ им К.Э.Циолковского, 2003. - 312 с.
52. Ван Сюе Мань. Особенности системы государственного управления физической культурой и спортом в КНР / Мань Ван Сью // Слобожанський науково-спортивний вюник. - 2008. - № 4. - С. 217-221
53. Копцева, О. А. Государственная молодёжная политика: демографический аспект: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции / М-во спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Ин-т социально-политических исслед. Рорссийской акад. наук, Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодёжными парламентами субъектов Российской Федерации, молодёжными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежная парламентская ассамблея), Фонд социального развития. О. А. Копцева. - М.: ПКЦ Альтекс, 2016. - 307 с.
54. Деветьярова, И. Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного
55. Леванова, Е. А., Сахарова, Т. Н. Опыт реализации магистерской программы «технологии здоровьесбережения в образовании» по направлению «психолого-педагогическое образование» // Вестник Воронежского государственного технического университета /Е. А. Леванова., Т. Н. Сахарова. -2014. - Том 10.- № 3-2. - С. 145-147.
56. Глебова, Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза. Дисс.канд.пед.наук. Специальность
13.0. 01 / Е. И. Глебова. - Екатеринбург, 2005. - 182 с.
57. Зеленин, А. А. Государственная молодежная политика Российской
Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты,
эффективность региональных моделей: диссертация доктора политических наук: 23.00.02 / А. А. Зеленин. Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского. - Нижний Новгород, 2013. - 580 с.
58. Крючков, Р. В. Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Р. В. Крючков - Москва, 2003 - 150 с.
59. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного образования. Автореферат ... д.п.н. / Т. Ф. Орехова - Магнитогорск, 2005. - 40 с.
60. Рыбина, И. Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:
13.0. 01 / И. Р. Рыбина. - Орлов. гос. ун-т. - Белгород, 2015. - 24 с.
61. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус. Яз / В.И. Даль. - Медиа, 2015. - Т.3
62. Фридман, Л. М., Кулагина, И. Ю. Психологический справочник учителя/ Л. М. Фридман., И. Ю. Кулагина. - М: Академия, 2014. - 285с.
63. Васютин, Ю. С. Теория и практика организации работы с молодежью: учеб.-метод. пособие / Ю. С. Васютин., Е. Н. Савинова., А. А. Харченко. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2018. - 114 с.
64. .Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения: учеб.- метод. комплекс / Е. Б. Усова. - Минск: Изд-во МИУ, 2017. - 216с.
65. Информационный ресурс для тех, кто заботится о своем здоровье
Электронный ресурс: здоровый образ жизни. - Режим доступа:
www.stanzdorovei .ru
66. Оксфордский толковый словарь общей медицины Электронный ресурс. URL:https://vocabulary.ru/slovari/oksfordskii-tolkovyi-slovar-obschei- mediciny.html