Отношения Республики Таджикистан и Республики Узбекистан на современном этапе
|
Введение 3
Глава I. Эволюция политических взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан 13
1.1. Политические отношения Республики Таджикистан и Республики Узбекистан 13
1.2. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в рамках
международных и региональных организаций в области экономики и безопасности 29
Глава II. Торгово-экономическое и социально-культурное сотрудничество Таджикистана и Узбекистана 34
2.1. Формирование и развитие торгово-экономических отношений между
Таджикистаном и Узбекистаном 34
2.2. Таджикско-узбекские взаимоотношения в культурной, научной и
социально-гуманитарных областях 41
Заключение 52
Список использованных источников и литературы
Глава I. Эволюция политических взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан 13
1.1. Политические отношения Республики Таджикистан и Республики Узбекистан 13
1.2. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в рамках
международных и региональных организаций в области экономики и безопасности 29
Глава II. Торгово-экономическое и социально-культурное сотрудничество Таджикистана и Узбекистана 34
2.1. Формирование и развитие торгово-экономических отношений между
Таджикистаном и Узбекистаном 34
2.2. Таджикско-узбекские взаимоотношения в культурной, научной и
социально-гуманитарных областях 41
Заключение 52
Список использованных источников и литературы
Постановка проблемы. После распада СССР в 1991 г. произошли коренные изменения в геополитической карте мира. На постсоветском пространстве происходило становление новых независимых государств, желавших приобрести собственный суверенный путь развития, упрочить своё положение как в регионе, так и в мире, занять достойное место на международной арене.
Однако наряду с положительной динамикой развития двусторонних отношений между новыми государствами происходили серьёзные обострения. Одним из ярких примеров тому стали взаимоотношения двух соседних и дружественных в целом друг другу республик: Таджикистан и Узбекистан. Между которыми всё ещё остаются нерешенные спорные вопросы (или как их чаще называют «зоны напряжения»), в первую очередь, по трём ключевым вопросам: граница между государствами, водно-энергетический баланс и визовый режим.
Среди наиболее острых вопросов важным является территориальный. География проживания таджиков и узбеков не соответствует границам государств. Например, северный район Республики Таджикистан - Ленинабадская область - является частью Ферганской долины и отделена от основного Таджикистана горными хребтами. А города Бухара и Самарканд территориально принадлежат Узбекистану, нотам проживает большое количество таджиков и традиционно эти города больше относятся к таджикской культуре, что является предметом межэтнических и межгосударственных конфликтов.
Также большое значение во взаимоотношениях двух государств является проблема борьбы с терроризмом. Так, например, руководство Узбекистана постоянно упрекает руководство Таджикистана в слабой борьбе с боевиками Исламского движения Узбекистана, которое базируется на территории Таджикистана.
Третьим пунктом трудностей межгосударственных отношений является экономика стран. Таджикистан не имеет запасов углеводородных источников энергии, поэтому в стране развито использование гидроресурсов в целях обеспечения энергетической независимости страны, что наносит колоссальный ущерб сельскому хозяйству Республики Узбекистан. Решение этого вопроса в каждая из сторон видят противоположно: таджикская сторона хочет вернуть систему компенсаций углеводородами в ответ на создание благоприятного оросительного режима, а узбекская и казахская стороны не спешат решить эту проблему. Однако остро нуждаются в той благоприятной ситуации с оросительными системами, которые сложились в бытность общей советской экономической системы. Но если не решать этот вопрос и не компенсировать таджикской стороне потери, тогда она будет вынуждена использовать гидроресурсы в целях обеспечения собственной энергобезопасности.
Ещё одной важной точкой напряжения являются пограничная и таможенные зоны таджикско-узбекской границы. Администрация
Узбекистана занимается протекционистской политикой и позволяет пересекать свои пункты только этническим узбекам, устраивая таким образом товаропотоку идущему из Таджикистана неравномерную конкуренцию. Также из-за этого страдают обычные граждане Республики Таджикистан, которые не могут нормально пересекать границу и ездить по семейным, рабочим делам в соседние страны. В ходе таких манипуляций на границе таджики вытесняются из торговли, происходит искусственное укрепление торговых позиций узбекских агентов на территории Республики Таджикистан. Таким образом, пограничный вопрос стал очередным инструментом «мягкой силы» во внутренней и внешней политике Республики Таджикистан.
В связи со всеми выше перечисленными пунктами, актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, изучение взаимоотношений добрососедствующих стран на примере Республики Таджикистан и Республики Узбекистан позволит улучшению интеграционных процессов на евразийском пространстве, улучшению обстановки в самих республиках. Как образец для подражания можно взять курс выдвинутый президентом Таджикистана Э. Рахмоном на XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, в основе которого легла идея укрепления международной позиции республики и сотрудничества, в первую очередь, с государствами-членами СНГ укрепления связей на постсоветском пространстве и усиление роли СНГ в Евразии.
Во-вторых, добрососедские отношения и взаимовыгодное развитие постсоветских республик может укрепить их позиции на центральноазиатском пространстве и улучшить экономическую, социальную, политическую, культурную и гуманитарную ситуацию в каждой из стран постсоветского пространства. Что в свою очередь позволяет обеспечить национальную и региональную безопасность, стабильность внутри стран постсоветского пространства, их гармоничное и добрососедское развитие. Поддержание внутренней и внешней стабильности стран, формирует вектор их дальнейшего развития.
В-третьих, формирование добрососедских отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан - основополагающий фактор развития центрально-азиатского региона, который сегодня приобретает новый виток развития и глобальное значение. Именно поэтому существует потребность в изучении основных закономерностей, влияющих на взаимоотношения двух государств. Особую актуальность носит научное исследование целостной политической концепции государств на развитие двусторонних и многосторонних отношений в регионе, которое необходимо для развития различных областей сотрудничества, исходя из внутренних и внешних задач, стоящих перед республиками Таджикистан и Узбекистан.
В-четвёртых, несмотря на длительную историю сосуществования народов среднеазиатского региона, таджикский народ обладает богатой культурой, языком и историей, которые с одной стороны отличают его от тюркских народов региона, а с другой - сильно нивелируют все указанные отличия, так как у жителей Таджикистана за многовековой период исторического развития рядом с тюркоязычным населением сложились хорошие добрососедские отношения, что позволяет наладить дружбу между республиками.
Степень научной разработанности темы. В годы независимости Республики Таджикистан, но в большей степени после установления мира и национального согласия в стране, интерес к изучению дипломатии и международных связей республики возрос. История развития двустороннего и многостороннего сотрудничества с международными и региональными партнерами, становления и развития таджикской дипломатии, роль дипломатии в процессе межтаджикских переговоров и в достижении мира и согласия, дипломатический потенциал в процессе урегулирования проблем с ключевыми игроками региона стали основными темами научных исследований последних десятилетий. Что даёт возможность разделить исследования ученых и специалистов по международным отношениям Республики Таджикистан на несколько групп.
К первой группе можно отнести работы, посвященные внешнеполитической деятельности главы государства Эмомали Рахмона. В работах З.Ш. Саидова , В. Сухомлинова, Г. Шалаева ,К. Юлдашева , А. Шарифзода, З. Косими, Э. Рахматуллоева и др. был осуществили всесторонний анализ внешней политики Республики Таджикистан в президентство Э. Рахмона.
Вторая группа освещает эволюцию развития международных связей Республики Таджикистан, её двусторонние и многосторонние связи, становление и развитие дипломатии. Здесь стоит выделить работы Х. Зарифи , И.К. Усмонова , Э. Рахматулоева , Х. Холикназара , С. Шарифи , Р.Ш. Нуриддинова , Е.В. Белова . Сюда же можно отнести многотомный труд Д. Назриева и И. Сатарова «Республика Таджикистан: история независимости (хроника событий)».
К третьей группе принадлежат информационно-аналитические материалы и издания МИД Республики Таджикистан. Книга посвященна 50- летию создания МИД РТ «Дипломатия Таджикистана» отражает деятельность внешнеполитического ведомства страны до 1994 г. В двухтомном труде «Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня», посвящённом 65-летию образования МИД РТ собран бесценный материал по развитию дипломатии Таджикистана. Также были полезными информационно-аналитические сборники МИД РТ «Дипломатия Таджикистана» , которые начали выходить с 2007 года; журнал МИД РТ «Внешняя политика» («Сиёсати хоридй») , в котором с 2011 г. началась публикация работ аналитиков и дипломатов.
Объектом исследования являются государственные взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан в период с 1991 по 2016 гг.
Предметом исследования являются условия и особенности формирования и развития политических, торгово-экономических, культурных, научных и социально-гуманитарных отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
Целью исследования является анализ процесса становления и развития отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан в 1991 - 2016 гг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. проследить эволюция внешней политики Республики Таджикистан в современный период (1991 - 2016) и проанализировать политико-дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан;
2. изучить сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в рамках международных и региональных организаций в области экономики и безопасности;
3. выявить основные тенденции в формировании и развитии торгово-экономических отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан;
4. охарактеризовать таджикско-узбекские взаимоотношения в культурной, научной и социально-гуманитарных областях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2018 гг. Нижняя граница обусловлена с распадом СССР и становлением государственного суверенитета в Республике Таджикистан и Республике Узбекистан, в которых происходило формирование собственных векторов внешнеполитического развития. Верхняя граница связана со смертью первого президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в 2016 г. и приходом на этот пост Ш.М. Мирзиёева, внешнеполитические векторы страны в этот момент получили корректировку. Но для того, чтоб создать полную картину изменений произошедших в таджикско-узбекских взаимоотношения существует необходимость упомянуть ряд событий произошедших при Ш. Мирзиёеве в 2017 - 2018 гг., а именно взаимные визиты президентов Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, визиты министров иностранных дел и подписание важных договоров.
Географические рамки исследования ограничиваются территориями двух республик (Таджикистан и Узбекистан).
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование проводилось на принципах историзма, объективности и системности. Из общенаучных методов был применен, в первую очередь, диалектический метод познания общественного развития, согласно которому взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан выстраиваются на базе общих традиций и ценностей, несмотря на наличие противоречий и разногласий. Опираясь на научные принципы в данной работе, были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, описание, сравнение, прогнозирование.
Изучение процесса развития таджикско-узбекских дипломатических связей как одного из основных направлений реализации внешнеполитического курса потребовал применения комплекса исторических методов, отвечающих целям и задачам дипломной работы, прежде всего историко-описательного метода, поэтому все гипотезы и теории выстроены на основе фактологического материала. Историко-сравнительный метод позволил выделить элементы общего и специфического в развитии отношений между республиками Таджикистан и Узбекистан. Но исследование было бы не полным, если бы в нём не отразились корни общих и отличительных черт двух государств, что стало возможным при использовании историко-генетического метода. В работе, при изложении полученной в ходе исследования информации, структурирования и определения основных направлений взаимоотношений РТ и РУ был применен метод системного анализа.
Системный конкретно-исторический подход позволил сформировать концептуальный взгляд на развитие таджикско-узбекских отношений в начале XXI в. и провести подробный анализ важнейших процессов и явлений в истории взаимоотношений двух государств.
Источниковую базу исследования составляют:
1. Документы высшего государственного руководства Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Речь идёт о посланиях Президента РТ
Э. Рахмона, которые традиционно произносятся каждый год в Парламенте республики (Маджлиси Оли) начиная с 2000 г. ; основных документах внешнеполитических ведомств, концепций международных отношений, которые определяют принципы позиционирования Республики Таджикистан в международном сообществе и стратегию внешней политики страны : основой которой является традиционное проведение политики открытых дверей в отношении всех стран и субъектов, готовых к равноправному диалогу с РТ.
2. Ежегодные отчёты о деятельности внешнеполитических ведомств РТ и РУ, а также публикации Министерства иностранных дел Республики Таджикистан . В первую очередь, был сделан акцент на изучение документов, проливающих свет на внешнюю политику РТ по развитию различных форм межгосударственных отношений, так и участию РТ в различных международно-политических вопросах. В эту группу также входят официальные документы: такие как «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан» от 4 января 1993 г. (Ташкент) и «Договор о вечной дружбе между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан» от 15 июня 2000 г. (Душанбе).
3. Труды, выступления и заявления официальных лиц, в которых дается общая характеристика, видение, перспективы и направления во взаимоотношениях двух государств. Среди этой группы источников можно выделить труды Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона, первого Президента Республики Узбекистана И. Каримова.
Научная новизна работы заключается в том, что исследование проводится в период улучшения отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Существует необходимость рассмотреть основные черты сотрудничества стран в период с 1991-2016 гг., для того чтобы проанализировать их, учесть слабые и сильные стороны, улучшать в дальнейшем добрососедствующие отношения Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы государственными, общественными и научными учреждениями при изучении данной проблемы в целях улучшения отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Некоторые выводы и предложения могут найти применение в деятельности Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, дипломатических учреждений страны в Республике Узбекистан.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Однако наряду с положительной динамикой развития двусторонних отношений между новыми государствами происходили серьёзные обострения. Одним из ярких примеров тому стали взаимоотношения двух соседних и дружественных в целом друг другу республик: Таджикистан и Узбекистан. Между которыми всё ещё остаются нерешенные спорные вопросы (или как их чаще называют «зоны напряжения»), в первую очередь, по трём ключевым вопросам: граница между государствами, водно-энергетический баланс и визовый режим.
Среди наиболее острых вопросов важным является территориальный. География проживания таджиков и узбеков не соответствует границам государств. Например, северный район Республики Таджикистан - Ленинабадская область - является частью Ферганской долины и отделена от основного Таджикистана горными хребтами. А города Бухара и Самарканд территориально принадлежат Узбекистану, нотам проживает большое количество таджиков и традиционно эти города больше относятся к таджикской культуре, что является предметом межэтнических и межгосударственных конфликтов.
Также большое значение во взаимоотношениях двух государств является проблема борьбы с терроризмом. Так, например, руководство Узбекистана постоянно упрекает руководство Таджикистана в слабой борьбе с боевиками Исламского движения Узбекистана, которое базируется на территории Таджикистана.
Третьим пунктом трудностей межгосударственных отношений является экономика стран. Таджикистан не имеет запасов углеводородных источников энергии, поэтому в стране развито использование гидроресурсов в целях обеспечения энергетической независимости страны, что наносит колоссальный ущерб сельскому хозяйству Республики Узбекистан. Решение этого вопроса в каждая из сторон видят противоположно: таджикская сторона хочет вернуть систему компенсаций углеводородами в ответ на создание благоприятного оросительного режима, а узбекская и казахская стороны не спешат решить эту проблему. Однако остро нуждаются в той благоприятной ситуации с оросительными системами, которые сложились в бытность общей советской экономической системы. Но если не решать этот вопрос и не компенсировать таджикской стороне потери, тогда она будет вынуждена использовать гидроресурсы в целях обеспечения собственной энергобезопасности.
Ещё одной важной точкой напряжения являются пограничная и таможенные зоны таджикско-узбекской границы. Администрация
Узбекистана занимается протекционистской политикой и позволяет пересекать свои пункты только этническим узбекам, устраивая таким образом товаропотоку идущему из Таджикистана неравномерную конкуренцию. Также из-за этого страдают обычные граждане Республики Таджикистан, которые не могут нормально пересекать границу и ездить по семейным, рабочим делам в соседние страны. В ходе таких манипуляций на границе таджики вытесняются из торговли, происходит искусственное укрепление торговых позиций узбекских агентов на территории Республики Таджикистан. Таким образом, пограничный вопрос стал очередным инструментом «мягкой силы» во внутренней и внешней политике Республики Таджикистан.
В связи со всеми выше перечисленными пунктами, актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, изучение взаимоотношений добрососедствующих стран на примере Республики Таджикистан и Республики Узбекистан позволит улучшению интеграционных процессов на евразийском пространстве, улучшению обстановки в самих республиках. Как образец для подражания можно взять курс выдвинутый президентом Таджикистана Э. Рахмоном на XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, в основе которого легла идея укрепления международной позиции республики и сотрудничества, в первую очередь, с государствами-членами СНГ укрепления связей на постсоветском пространстве и усиление роли СНГ в Евразии.
Во-вторых, добрососедские отношения и взаимовыгодное развитие постсоветских республик может укрепить их позиции на центральноазиатском пространстве и улучшить экономическую, социальную, политическую, культурную и гуманитарную ситуацию в каждой из стран постсоветского пространства. Что в свою очередь позволяет обеспечить национальную и региональную безопасность, стабильность внутри стран постсоветского пространства, их гармоничное и добрососедское развитие. Поддержание внутренней и внешней стабильности стран, формирует вектор их дальнейшего развития.
В-третьих, формирование добрососедских отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан - основополагающий фактор развития центрально-азиатского региона, который сегодня приобретает новый виток развития и глобальное значение. Именно поэтому существует потребность в изучении основных закономерностей, влияющих на взаимоотношения двух государств. Особую актуальность носит научное исследование целостной политической концепции государств на развитие двусторонних и многосторонних отношений в регионе, которое необходимо для развития различных областей сотрудничества, исходя из внутренних и внешних задач, стоящих перед республиками Таджикистан и Узбекистан.
В-четвёртых, несмотря на длительную историю сосуществования народов среднеазиатского региона, таджикский народ обладает богатой культурой, языком и историей, которые с одной стороны отличают его от тюркских народов региона, а с другой - сильно нивелируют все указанные отличия, так как у жителей Таджикистана за многовековой период исторического развития рядом с тюркоязычным населением сложились хорошие добрососедские отношения, что позволяет наладить дружбу между республиками.
Степень научной разработанности темы. В годы независимости Республики Таджикистан, но в большей степени после установления мира и национального согласия в стране, интерес к изучению дипломатии и международных связей республики возрос. История развития двустороннего и многостороннего сотрудничества с международными и региональными партнерами, становления и развития таджикской дипломатии, роль дипломатии в процессе межтаджикских переговоров и в достижении мира и согласия, дипломатический потенциал в процессе урегулирования проблем с ключевыми игроками региона стали основными темами научных исследований последних десятилетий. Что даёт возможность разделить исследования ученых и специалистов по международным отношениям Республики Таджикистан на несколько групп.
К первой группе можно отнести работы, посвященные внешнеполитической деятельности главы государства Эмомали Рахмона. В работах З.Ш. Саидова , В. Сухомлинова, Г. Шалаева ,К. Юлдашева , А. Шарифзода, З. Косими, Э. Рахматуллоева и др. был осуществили всесторонний анализ внешней политики Республики Таджикистан в президентство Э. Рахмона.
Вторая группа освещает эволюцию развития международных связей Республики Таджикистан, её двусторонние и многосторонние связи, становление и развитие дипломатии. Здесь стоит выделить работы Х. Зарифи , И.К. Усмонова , Э. Рахматулоева , Х. Холикназара , С. Шарифи , Р.Ш. Нуриддинова , Е.В. Белова . Сюда же можно отнести многотомный труд Д. Назриева и И. Сатарова «Республика Таджикистан: история независимости (хроника событий)».
К третьей группе принадлежат информационно-аналитические материалы и издания МИД Республики Таджикистан. Книга посвященна 50- летию создания МИД РТ «Дипломатия Таджикистана» отражает деятельность внешнеполитического ведомства страны до 1994 г. В двухтомном труде «Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня», посвящённом 65-летию образования МИД РТ собран бесценный материал по развитию дипломатии Таджикистана. Также были полезными информационно-аналитические сборники МИД РТ «Дипломатия Таджикистана» , которые начали выходить с 2007 года; журнал МИД РТ «Внешняя политика» («Сиёсати хоридй») , в котором с 2011 г. началась публикация работ аналитиков и дипломатов.
Объектом исследования являются государственные взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан в период с 1991 по 2016 гг.
Предметом исследования являются условия и особенности формирования и развития политических, торгово-экономических, культурных, научных и социально-гуманитарных отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
Целью исследования является анализ процесса становления и развития отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан в 1991 - 2016 гг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. проследить эволюция внешней политики Республики Таджикистан в современный период (1991 - 2016) и проанализировать политико-дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан;
2. изучить сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в рамках международных и региональных организаций в области экономики и безопасности;
3. выявить основные тенденции в формировании и развитии торгово-экономических отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан;
4. охарактеризовать таджикско-узбекские взаимоотношения в культурной, научной и социально-гуманитарных областях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2018 гг. Нижняя граница обусловлена с распадом СССР и становлением государственного суверенитета в Республике Таджикистан и Республике Узбекистан, в которых происходило формирование собственных векторов внешнеполитического развития. Верхняя граница связана со смертью первого президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в 2016 г. и приходом на этот пост Ш.М. Мирзиёева, внешнеполитические векторы страны в этот момент получили корректировку. Но для того, чтоб создать полную картину изменений произошедших в таджикско-узбекских взаимоотношения существует необходимость упомянуть ряд событий произошедших при Ш. Мирзиёеве в 2017 - 2018 гг., а именно взаимные визиты президентов Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, визиты министров иностранных дел и подписание важных договоров.
Географические рамки исследования ограничиваются территориями двух республик (Таджикистан и Узбекистан).
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование проводилось на принципах историзма, объективности и системности. Из общенаучных методов был применен, в первую очередь, диалектический метод познания общественного развития, согласно которому взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан выстраиваются на базе общих традиций и ценностей, несмотря на наличие противоречий и разногласий. Опираясь на научные принципы в данной работе, были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, описание, сравнение, прогнозирование.
Изучение процесса развития таджикско-узбекских дипломатических связей как одного из основных направлений реализации внешнеполитического курса потребовал применения комплекса исторических методов, отвечающих целям и задачам дипломной работы, прежде всего историко-описательного метода, поэтому все гипотезы и теории выстроены на основе фактологического материала. Историко-сравнительный метод позволил выделить элементы общего и специфического в развитии отношений между республиками Таджикистан и Узбекистан. Но исследование было бы не полным, если бы в нём не отразились корни общих и отличительных черт двух государств, что стало возможным при использовании историко-генетического метода. В работе, при изложении полученной в ходе исследования информации, структурирования и определения основных направлений взаимоотношений РТ и РУ был применен метод системного анализа.
Системный конкретно-исторический подход позволил сформировать концептуальный взгляд на развитие таджикско-узбекских отношений в начале XXI в. и провести подробный анализ важнейших процессов и явлений в истории взаимоотношений двух государств.
Источниковую базу исследования составляют:
1. Документы высшего государственного руководства Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Речь идёт о посланиях Президента РТ
Э. Рахмона, которые традиционно произносятся каждый год в Парламенте республики (Маджлиси Оли) начиная с 2000 г. ; основных документах внешнеполитических ведомств, концепций международных отношений, которые определяют принципы позиционирования Республики Таджикистан в международном сообществе и стратегию внешней политики страны : основой которой является традиционное проведение политики открытых дверей в отношении всех стран и субъектов, готовых к равноправному диалогу с РТ.
2. Ежегодные отчёты о деятельности внешнеполитических ведомств РТ и РУ, а также публикации Министерства иностранных дел Республики Таджикистан . В первую очередь, был сделан акцент на изучение документов, проливающих свет на внешнюю политику РТ по развитию различных форм межгосударственных отношений, так и участию РТ в различных международно-политических вопросах. В эту группу также входят официальные документы: такие как «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан» от 4 января 1993 г. (Ташкент) и «Договор о вечной дружбе между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан» от 15 июня 2000 г. (Душанбе).
3. Труды, выступления и заявления официальных лиц, в которых дается общая характеристика, видение, перспективы и направления во взаимоотношениях двух государств. Среди этой группы источников можно выделить труды Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона, первого Президента Республики Узбекистана И. Каримова.
Научная новизна работы заключается в том, что исследование проводится в период улучшения отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Существует необходимость рассмотреть основные черты сотрудничества стран в период с 1991-2016 гг., для того чтобы проанализировать их, учесть слабые и сильные стороны, улучшать в дальнейшем добрососедствующие отношения Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы государственными, общественными и научными учреждениями при изучении данной проблемы в целях улучшения отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Некоторые выводы и предложения могут найти применение в деятельности Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, дипломатических учреждений страны в Республике Узбекистан.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Изучение материала позволило сформулировать следующие обобщающие выводы.
Двусторонние отношения Таджикистана и Узбекистана охватывают несколько условных периодов: советский, постсоветский и современный. Отношения Таджикистана и Узбекистана начались складываться задолго до их официальной даты, когда страны установили дипотношения в 1992 году. Любопытный факт — с 1924 до 1929 автономная Таджикская Советская Социалистическая Республика входила в состав Узбекской ССР. А уже с 1929 по 1991 год Таджикская ССР была самостоятельной единицей в составе СССР. Обе центральноазиатские советские республики были частью общей региональной энергосистемы, где одна ССР компенсировала соседу нехватку тех или иных ресурсов за счет собственных излишков. Так, Узбекистан поставлял в Таджикистан природный газ, откуда, в свою очередь, соседу поставляли воду, уже тогда ставшую дефицитом в засушливых узбекских районах.
После распада Советского Союза Таджикистан и Узбекистан провозгласили независимость и установили дипломатические отношения 22 октября 1992-го. А в 1995-м в Ташкенте открылось посольство Республики Таджикистан.
Естественно, с учетом общей многовековой истории, географического и геополитического расположения и перспектив своего экономического развития страны старались уделять как можно больше внимания развитию двусторонних отношений. Правда, стоит отметить, что отношения двух стран не всегда были безоблачными. В начале 1990-х гг., после распада СССР, когда республики обрели независимость, у руля Узбекистана встал Ислам Каримов, а Таджикистан в разгар гражданской войны возглавил Эмомали Рахмон.
И уже тогда между странами постепенно стали накапливаться взаимные претензии. Они касались спорных участков ранее общих территорий, особенно в плодородной Ферганской долине, а также вопросов гидроэнергетики, в частности, перспектив строительства Рогунской ГЭС, которая позволила бы Таджикистану контролировать значительную часть водных ресурсов региона.
С годами взаимные обвинения достигли апогея. И вот тогда власти РУ пошли на разрыв отношений со своим ближайшим соседом. Граница с Таджикистаном была закрыта и частично заминирована, участок железной дороги между странами был разрушен, прямое авиасообщение отменено. Более того, между странами был установлен визовый режим.
Многое во взаимоотношениях двух стран зависело от характера взаимоотношений между лидерами. Так, 4 января 1998 года по приглашению Каримова в Узбекистан с официальным визитом прибыл президент Эмомали Рахмон. Данный визит способствовал активизации таджикско-узбекских двусторонних отношений, однако принципиальных конфликтов между властями двух стран разрешить, увы, так и не смог.
Не менее значимым событием в истории двух государств стал первый официальный визит Ислама Каримова в Душанбе в июне 2000 г.
А в конце 2001 г. состоялась рабочая поездка Эмомали Рахмона в Узбекистан. Тогда в совместном заявлении, принятом по итогам встречи, были зафиксированы основные пути конструктивного решения всего спектра проблем, существующих в таджикско-узбекских отношениях.
В феврале 2009 г. очередная важная веха в дипломатических отношениях между странами: в столице Таджикистана состоялись очередные заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и делимитации госграницы.
В период с 2010 г. встречи на межправительственных уровнях проходят на постоянной основе.
Значительных результатов в потеплении отношений двух республик удалось добиться начиная с 2016 г. Таджикистан и Узбекистан заметно укрепили сотрудничество. Многие эксперты связали это с деятельностью нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. За прошедший год стороны не только провели Дни культуры Узбекистана в Душанбе и Таджикистана в Ташкенте, но и организовали несколько торгово-экономических выставок-ярмарок, в ходе которых предприниматели двух стран заключили контракты на несколько миллионов долларов. Также были аннулированы самые абсурдные решения прошлых лет. Был отменен визовый режим и восстановлено прямое авиасообщение между странами.
Уже в начале 2018-го стало известно, что новый президент Узбекистана собирается посетить Душанбе. В марте 2018-го исторический визит состоялся. В ходе переговоров Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев подписали 27 соглашений, которые затронули разные сферы взаимодействия двух стран. Большинство договоров касались экономического взаимодействия.
Также республики возобновили движение поездов на железнодорожном участке "Амузанг-Хошади", связывающим Сурхандарьинскую область Узбекистана с Хатлонской областью Таджикистана. Пассажирские поезда на этом участке появились впервые за 7 лет.
Не менее значимой темой встречи Мирзиёева и Рахмона была окончательная отмена виз. Предварительным шагом к этому стало открытие 1 марта девяти приграничных КПП. В тексте нынешнего визового соглашения отмечается, что граждане двух государств могут находиться на территории друг у друга в течение 30 дней без каких-либо разрешительных документов.
Обсуждались и другие темы, связанные с конфликтной риторикой и взаимными претензиями прошлых лет: окончательное разминирование границ, совместное обучение силовиков, возобновление авиасообщения.
Но важнее всего, что спустя десятилетия власти наконец-то договорились по вопросу водопользования и гидроэнергетики — краеугольному камню всех остальных противоречий в отношениях соседских республик. Лично Шавкат Мирзиёев выразил желание рассмотреть возможность участия Узбекистана в строительстве гидроэнергетических объектов Таджикистана, в том числе Рогунской ГЭС.
Дополнительно стороны создадут объединенную комиссию по изучению вопросов использования пресной воды Сарезкого озера.
Начиная с 2016 г. стороны стремятся обеспечить свободное перемещение населения, товаров и услуг, содействовать более эффективному развитию многих отраслей экономики и использовать общий транзитный потенциал для выхода на другие рынки региона.
А общие историко-культурные ценности, традиционно отличающиеся взаимоуважением и добрососедством, закладывают прочный фундамент для дальнейшего сотрудничества Таджикистана и Узбекистана.
В ближайшее время состоится визит президента Таджикистана в Узбекистан. Событие, несомненно, станет знаковым в истории узбекскотаджикских отношений и продемонстрирует принципиально новое качество повестки двустороннего диалога, сообщает узбекская пресса. Ожидается, что Эмомали Рахмон обсудит со своим коллегой Шавкатом Мирзиёевым в первую очередь вопросы двухсторонней безопасности, водную проблему и общую угрозу от террористов в Афганистане
Двусторонние отношения Таджикистана и Узбекистана охватывают несколько условных периодов: советский, постсоветский и современный. Отношения Таджикистана и Узбекистана начались складываться задолго до их официальной даты, когда страны установили дипотношения в 1992 году. Любопытный факт — с 1924 до 1929 автономная Таджикская Советская Социалистическая Республика входила в состав Узбекской ССР. А уже с 1929 по 1991 год Таджикская ССР была самостоятельной единицей в составе СССР. Обе центральноазиатские советские республики были частью общей региональной энергосистемы, где одна ССР компенсировала соседу нехватку тех или иных ресурсов за счет собственных излишков. Так, Узбекистан поставлял в Таджикистан природный газ, откуда, в свою очередь, соседу поставляли воду, уже тогда ставшую дефицитом в засушливых узбекских районах.
После распада Советского Союза Таджикистан и Узбекистан провозгласили независимость и установили дипломатические отношения 22 октября 1992-го. А в 1995-м в Ташкенте открылось посольство Республики Таджикистан.
Естественно, с учетом общей многовековой истории, географического и геополитического расположения и перспектив своего экономического развития страны старались уделять как можно больше внимания развитию двусторонних отношений. Правда, стоит отметить, что отношения двух стран не всегда были безоблачными. В начале 1990-х гг., после распада СССР, когда республики обрели независимость, у руля Узбекистана встал Ислам Каримов, а Таджикистан в разгар гражданской войны возглавил Эмомали Рахмон.
И уже тогда между странами постепенно стали накапливаться взаимные претензии. Они касались спорных участков ранее общих территорий, особенно в плодородной Ферганской долине, а также вопросов гидроэнергетики, в частности, перспектив строительства Рогунской ГЭС, которая позволила бы Таджикистану контролировать значительную часть водных ресурсов региона.
С годами взаимные обвинения достигли апогея. И вот тогда власти РУ пошли на разрыв отношений со своим ближайшим соседом. Граница с Таджикистаном была закрыта и частично заминирована, участок железной дороги между странами был разрушен, прямое авиасообщение отменено. Более того, между странами был установлен визовый режим.
Многое во взаимоотношениях двух стран зависело от характера взаимоотношений между лидерами. Так, 4 января 1998 года по приглашению Каримова в Узбекистан с официальным визитом прибыл президент Эмомали Рахмон. Данный визит способствовал активизации таджикско-узбекских двусторонних отношений, однако принципиальных конфликтов между властями двух стран разрешить, увы, так и не смог.
Не менее значимым событием в истории двух государств стал первый официальный визит Ислама Каримова в Душанбе в июне 2000 г.
А в конце 2001 г. состоялась рабочая поездка Эмомали Рахмона в Узбекистан. Тогда в совместном заявлении, принятом по итогам встречи, были зафиксированы основные пути конструктивного решения всего спектра проблем, существующих в таджикско-узбекских отношениях.
В феврале 2009 г. очередная важная веха в дипломатических отношениях между странами: в столице Таджикистана состоялись очередные заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и делимитации госграницы.
В период с 2010 г. встречи на межправительственных уровнях проходят на постоянной основе.
Значительных результатов в потеплении отношений двух республик удалось добиться начиная с 2016 г. Таджикистан и Узбекистан заметно укрепили сотрудничество. Многие эксперты связали это с деятельностью нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. За прошедший год стороны не только провели Дни культуры Узбекистана в Душанбе и Таджикистана в Ташкенте, но и организовали несколько торгово-экономических выставок-ярмарок, в ходе которых предприниматели двух стран заключили контракты на несколько миллионов долларов. Также были аннулированы самые абсурдные решения прошлых лет. Был отменен визовый режим и восстановлено прямое авиасообщение между странами.
Уже в начале 2018-го стало известно, что новый президент Узбекистана собирается посетить Душанбе. В марте 2018-го исторический визит состоялся. В ходе переговоров Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев подписали 27 соглашений, которые затронули разные сферы взаимодействия двух стран. Большинство договоров касались экономического взаимодействия.
Также республики возобновили движение поездов на железнодорожном участке "Амузанг-Хошади", связывающим Сурхандарьинскую область Узбекистана с Хатлонской областью Таджикистана. Пассажирские поезда на этом участке появились впервые за 7 лет.
Не менее значимой темой встречи Мирзиёева и Рахмона была окончательная отмена виз. Предварительным шагом к этому стало открытие 1 марта девяти приграничных КПП. В тексте нынешнего визового соглашения отмечается, что граждане двух государств могут находиться на территории друг у друга в течение 30 дней без каких-либо разрешительных документов.
Обсуждались и другие темы, связанные с конфликтной риторикой и взаимными претензиями прошлых лет: окончательное разминирование границ, совместное обучение силовиков, возобновление авиасообщения.
Но важнее всего, что спустя десятилетия власти наконец-то договорились по вопросу водопользования и гидроэнергетики — краеугольному камню всех остальных противоречий в отношениях соседских республик. Лично Шавкат Мирзиёев выразил желание рассмотреть возможность участия Узбекистана в строительстве гидроэнергетических объектов Таджикистана, в том числе Рогунской ГЭС.
Дополнительно стороны создадут объединенную комиссию по изучению вопросов использования пресной воды Сарезкого озера.
Начиная с 2016 г. стороны стремятся обеспечить свободное перемещение населения, товаров и услуг, содействовать более эффективному развитию многих отраслей экономики и использовать общий транзитный потенциал для выхода на другие рынки региона.
А общие историко-культурные ценности, традиционно отличающиеся взаимоуважением и добрососедством, закладывают прочный фундамент для дальнейшего сотрудничества Таджикистана и Узбекистана.
В ближайшее время состоится визит президента Таджикистана в Узбекистан. Событие, несомненно, станет знаковым в истории узбекскотаджикских отношений и продемонстрирует принципиально новое качество повестки двустороннего диалога, сообщает узбекская пресса. Ожидается, что Эмомали Рахмон обсудит со своим коллегой Шавкатом Мирзиёевым в первую очередь вопросы двухсторонней безопасности, водную проблему и общую угрозу от террористов в Афганистане
Подобные работы
- ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ВЫЯВЛЕНИЕ БАЛАНСА СОТРУДНИЧЕСТВА
И СОПЕРНИЧЕСТВА
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Отношения Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Таджикско-узбекские отношения в период с 1991 по 2015 годы.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕРЕСЫ И ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - Проблема водных ресурсов в межгосударственных отношениях Узбекистана со странами Центральной Азии на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Концепция «Великого Турана» и отношения Турции и стран Центральной Азии на современном этапе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023 - ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ ШОС, 2012-2016
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Российско-Таджикские отношения на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



