ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
|
Введение 3
Глава 1. Институты внешней политики ЕС и основополагающие принципы их работы 10
1.1 Принципы внешней политики ЕС 10
1.2 Институты ЕС, осуществляющие внешнюю политику 26
Глава 2. Ключевые направления внешней политики ЕС 29
2.1 Общая внешняя политика и политика безопасности 29
2.2 Миссии и операции ЕС, миротворчество 34
2.3 Гуманитарная деятельность 37
2.4 Политика развития 41
2.5 Экономическая политика 46
Заключение 57
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Институты внешней политики ЕС и основополагающие принципы их работы 10
1.1 Принципы внешней политики ЕС 10
1.2 Институты ЕС, осуществляющие внешнюю политику 26
Глава 2. Ключевые направления внешней политики ЕС 29
2.1 Общая внешняя политика и политика безопасности 29
2.2 Миссии и операции ЕС, миротворчество 34
2.3 Гуманитарная деятельность 37
2.4 Политика развития 41
2.5 Экономическая политика 46
Заключение 57
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. ЕС является многоуровневой, многоакторной системой управления, куда, в качестве ее составных частей, включены европейские институты и государства-члены. В ходе интеграционных процессов и развития институтов ЕС произошло оформление специфической политической системы, где власть и влияние распределены между несколькими уровнями - субнациональным, национальным и наднациональным.
Отправной точкой при изучении внешней политики ЕС является представление ЕС как актора международных отношений. Являясь наднациональной организацией с уникальным статусом, действуя исходя из принципа прямой передачи полномочий (закреплённого в Конституционном и Лиссабонском договорах) ЕС имеет отличия от других акторов международных отношений. Внешняя политика ЕС означает нечто большее, нежели просто сумма внешних политик его государств - членов. В то же время она не ограничивается внешнеполитическими действиями институтов ЕС. Она захватывает оба эти измерения, хотя не все, что делают отдельные государства-члены в плане внешней политики, относится к внешней политике самого ЕС или даже идет ей на пользу . Так как Европейский союз (ЕС) не является государством, в нем отсутствуют централизованная власть и собственные государственные институты, тогда как его внешняя политика отражает, в том числе, общие особенности функционирования его специфических (наднациональных) институтов. Между тем европейские сообщества, из которых вырос Евросоюз, фактически стали участниками международных отношений со времени своего появления в 1950-х
годах . Термин «внешние сношения» со временем обрел в приложении к ЕС вполне определенный смысл, подразумевая внешнюю торговлю, помощь третьим странам и ряд других разрозненных отраслевых «низких» сфер его международной деятельности, которыми занималась Европейская комиссия (Комиссия, ЕК) и которые позднее стали противопоставлять «высокому» измерению его внешней политики.
Одной из причин участия государств-членов во внешней политике ЕС является достижение «политики масштаба» . Большинство государств-членов имеют ограниченные возможности и трудности в достижении международного воздействия. Вместо того, чтобы проводить одностороннюю внешнюю политику, они могут действовать через структуры ЕС. ЕС не только часто дает государствам-членам больше рычагов влияния на мировую политику, но и защищает их в вопросах взаимодействия с крупными акторами. Например, страны Балтии вместо того, чтобы обращаться к самой России, предпочитают действовать через Брюссель. Кроме того, когда речь заходит о обсуждении прав человека с Китаем, государства-члены склонны высказывать свои опасения через ЕС, а не через национальные каналы дипломатии. Таким образом, одним из способов рассмотрения внешней политики ЕС является продолжение национальной внешней политики стран-членов с помощью поддержки ЕС. Внешняя политика ЕС в таком контексте используется, когда государствам-членам это выгодно.
На практике становится ясно, что внешняя политика ЕС во многом дополняет национальную внешнюю политику. Внешняя политика ЕС предоставила государствам-членам форум для обмена информацией и мнениями и координации их национальных позиций для достижения большего воздействия на международном уровне. Высокий представитель и приблизительно 140 делегаций ЕС также в основном выполняют дополнительные функции, которые не противоречат национальной политике государств-членов.
Объектом исследования является Европейский Союз и его внешняя политика.
Предметом исследования является деятельность институциональной и правовой системы внешней политики Европейского союза, их формирование и принципы.
Целью работы является анализ структуры политических институтов Европейского союза, ответственных за международные отношения, направлений и результатов их деятельности.
Задачи, сформированные в рамках исследования выражены в двух главах выпускной квалификационной работы.
1. Описание процесса становления основополагающих институтов внешней политики ЕС;
2. Определение влияния политических институтов ЕС на мировую политику в условиях сложившихся принципов работы этих институтов;
3. Анализ развития политической структуры ЕС;
4. Рассмотрение процессов взаимодействия государств-членов и наднациональных органов ЕС
5. Определение геополитических целей и принципов организации;
6. Анализ приоритетных направлений внешней политики ЕС;
7. Описание деятельности внешнеполитических институтов ЕС в рамках пяти основных направлений внешней политики ЕС: политики безопасности, миротворческих операций, гуманитарной деятельности, политики развития и экономической политики.
Хронологические рамки исследования определены с 1992 года по 2019 год. Нижняя граница обусловлена образованием Европейского союза с подписанием “Договора о Европейском союзе”. Выбор верхней границы исследования связан с упоминанием процесса выхода Великобритании из состава ЕС в контексте экономической политики Союза.
Географические рамки работы охватывают территорию, занимаемую странами-членами ЕС, однако при исследовании внешней политики ЕС также упоминаются и описываются отношения организации со странами за пределами данных географических рамок.
Методологическая основа исследовательской работы.
Исследование базируется на следующих принципах:
1. научность - построение выводов на основе анализа полного комплекса документов и научной литературы и принятия во внимание всех событий и явлений в них;
2. беспристрастность - характеристика изучаемых явлений на основе фактов без каких-либо предпочтений со стороны исследователя;
3. системность - учет многообразия факторов, влияющих на изучаемую тему, как объективных и субъективных, внутри- и внешнеполитических, а также локальных и глобальных;
4. историзм - рассмотрение исторических процессов и явлений в их постоянном развитии и видоизменении.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: аналитический, метод синтеза, геополитический метод, хронологический, статистический и проблемный. Геополитический метод был использован при анализе сотрудничества между государствами-членами и наднациональными органами ЕС. а также при рассмотрении основных направлений внешней политики организации. Хронологический метод был применен при анализе процесса становления и развития институтов ЕС, ставших ключевыми в международной деятельности организации. В ходе детального изучения внешнеэкономической политики ЕС был применен статистический подход, для необходимости анализа основных статистических показателей.
Источниковая база. При исследовании в качестве источников использовались многочисленные нормативные документы Европейского союза, в том числе договоры , отчеты , законодательные акты и постановления . Помимо этого, для анализа основных направлений внешнеполитической деятельности ЕС, были использованы монографии и сборники
Степень изученности. Актуальность темы вызывает особый научный интерес, так как процесс европейской интеграции не имеет аналогов в истории. Из наиболее актуальных и полных исследований на русском языке стоит выделить работы под редакцией М.В. Стрежневой и Д.Э. Руденковой . В западной научной среде тема данного исследования изучена в частности Полем Джеймсом Кардвеллом , Бэном Тонра и Томасом Кристьянсеном.
Научная новизна исследования. Существующие подходы к пониманию глобальной роли Европы ограничены. Институциональный анализ европейской внешней политики, в частности, ограничен рядом слабых мест, наиболее серьезными из которых являются отсутствие развитого представления о поведении субъекта, упрощенное представление о процессах формирования политики и ограниченное определение внешней политики в европейском контексте. Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа раскрывает внешние отношения Европейского союза комплексно, учитывая особую роль и структуру ЕС как международного актора, используя при этом современные исследования.
Научно-практическая значимость. Исследование может быть использовано в процессе изучения широкого спектра междисциплинарных тем, связанных с исследованием и затронутыми в данной работе направлениями политики ЕС. Помимо этого, исследование дает развернутое описание структуры внешнеполитических институтов ЕС и методов их работы, что является необходимой информацией для глубокого изучения взаимодействия ЕС или стран-членов ЕС с другими акторами международных отношений.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Отправной точкой при изучении внешней политики ЕС является представление ЕС как актора международных отношений. Являясь наднациональной организацией с уникальным статусом, действуя исходя из принципа прямой передачи полномочий (закреплённого в Конституционном и Лиссабонском договорах) ЕС имеет отличия от других акторов международных отношений. Внешняя политика ЕС означает нечто большее, нежели просто сумма внешних политик его государств - членов. В то же время она не ограничивается внешнеполитическими действиями институтов ЕС. Она захватывает оба эти измерения, хотя не все, что делают отдельные государства-члены в плане внешней политики, относится к внешней политике самого ЕС или даже идет ей на пользу . Так как Европейский союз (ЕС) не является государством, в нем отсутствуют централизованная власть и собственные государственные институты, тогда как его внешняя политика отражает, в том числе, общие особенности функционирования его специфических (наднациональных) институтов. Между тем европейские сообщества, из которых вырос Евросоюз, фактически стали участниками международных отношений со времени своего появления в 1950-х
годах . Термин «внешние сношения» со временем обрел в приложении к ЕС вполне определенный смысл, подразумевая внешнюю торговлю, помощь третьим странам и ряд других разрозненных отраслевых «низких» сфер его международной деятельности, которыми занималась Европейская комиссия (Комиссия, ЕК) и которые позднее стали противопоставлять «высокому» измерению его внешней политики.
Одной из причин участия государств-членов во внешней политике ЕС является достижение «политики масштаба» . Большинство государств-членов имеют ограниченные возможности и трудности в достижении международного воздействия. Вместо того, чтобы проводить одностороннюю внешнюю политику, они могут действовать через структуры ЕС. ЕС не только часто дает государствам-членам больше рычагов влияния на мировую политику, но и защищает их в вопросах взаимодействия с крупными акторами. Например, страны Балтии вместо того, чтобы обращаться к самой России, предпочитают действовать через Брюссель. Кроме того, когда речь заходит о обсуждении прав человека с Китаем, государства-члены склонны высказывать свои опасения через ЕС, а не через национальные каналы дипломатии. Таким образом, одним из способов рассмотрения внешней политики ЕС является продолжение национальной внешней политики стран-членов с помощью поддержки ЕС. Внешняя политика ЕС в таком контексте используется, когда государствам-членам это выгодно.
На практике становится ясно, что внешняя политика ЕС во многом дополняет национальную внешнюю политику. Внешняя политика ЕС предоставила государствам-членам форум для обмена информацией и мнениями и координации их национальных позиций для достижения большего воздействия на международном уровне. Высокий представитель и приблизительно 140 делегаций ЕС также в основном выполняют дополнительные функции, которые не противоречат национальной политике государств-членов.
Объектом исследования является Европейский Союз и его внешняя политика.
Предметом исследования является деятельность институциональной и правовой системы внешней политики Европейского союза, их формирование и принципы.
Целью работы является анализ структуры политических институтов Европейского союза, ответственных за международные отношения, направлений и результатов их деятельности.
Задачи, сформированные в рамках исследования выражены в двух главах выпускной квалификационной работы.
1. Описание процесса становления основополагающих институтов внешней политики ЕС;
2. Определение влияния политических институтов ЕС на мировую политику в условиях сложившихся принципов работы этих институтов;
3. Анализ развития политической структуры ЕС;
4. Рассмотрение процессов взаимодействия государств-членов и наднациональных органов ЕС
5. Определение геополитических целей и принципов организации;
6. Анализ приоритетных направлений внешней политики ЕС;
7. Описание деятельности внешнеполитических институтов ЕС в рамках пяти основных направлений внешней политики ЕС: политики безопасности, миротворческих операций, гуманитарной деятельности, политики развития и экономической политики.
Хронологические рамки исследования определены с 1992 года по 2019 год. Нижняя граница обусловлена образованием Европейского союза с подписанием “Договора о Европейском союзе”. Выбор верхней границы исследования связан с упоминанием процесса выхода Великобритании из состава ЕС в контексте экономической политики Союза.
Географические рамки работы охватывают территорию, занимаемую странами-членами ЕС, однако при исследовании внешней политики ЕС также упоминаются и описываются отношения организации со странами за пределами данных географических рамок.
Методологическая основа исследовательской работы.
Исследование базируется на следующих принципах:
1. научность - построение выводов на основе анализа полного комплекса документов и научной литературы и принятия во внимание всех событий и явлений в них;
2. беспристрастность - характеристика изучаемых явлений на основе фактов без каких-либо предпочтений со стороны исследователя;
3. системность - учет многообразия факторов, влияющих на изучаемую тему, как объективных и субъективных, внутри- и внешнеполитических, а также локальных и глобальных;
4. историзм - рассмотрение исторических процессов и явлений в их постоянном развитии и видоизменении.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: аналитический, метод синтеза, геополитический метод, хронологический, статистический и проблемный. Геополитический метод был использован при анализе сотрудничества между государствами-членами и наднациональными органами ЕС. а также при рассмотрении основных направлений внешней политики организации. Хронологический метод был применен при анализе процесса становления и развития институтов ЕС, ставших ключевыми в международной деятельности организации. В ходе детального изучения внешнеэкономической политики ЕС был применен статистический подход, для необходимости анализа основных статистических показателей.
Источниковая база. При исследовании в качестве источников использовались многочисленные нормативные документы Европейского союза, в том числе договоры , отчеты , законодательные акты и постановления . Помимо этого, для анализа основных направлений внешнеполитической деятельности ЕС, были использованы монографии и сборники
Степень изученности. Актуальность темы вызывает особый научный интерес, так как процесс европейской интеграции не имеет аналогов в истории. Из наиболее актуальных и полных исследований на русском языке стоит выделить работы под редакцией М.В. Стрежневой и Д.Э. Руденковой . В западной научной среде тема данного исследования изучена в частности Полем Джеймсом Кардвеллом , Бэном Тонра и Томасом Кристьянсеном.
Научная новизна исследования. Существующие подходы к пониманию глобальной роли Европы ограничены. Институциональный анализ европейской внешней политики, в частности, ограничен рядом слабых мест, наиболее серьезными из которых являются отсутствие развитого представления о поведении субъекта, упрощенное представление о процессах формирования политики и ограниченное определение внешней политики в европейском контексте. Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа раскрывает внешние отношения Европейского союза комплексно, учитывая особую роль и структуру ЕС как международного актора, используя при этом современные исследования.
Научно-практическая значимость. Исследование может быть использовано в процессе изучения широкого спектра междисциплинарных тем, связанных с исследованием и затронутыми в данной работе направлениями политики ЕС. Помимо этого, исследование дает развернутое описание структуры внешнеполитических институтов ЕС и методов их работы, что является необходимой информацией для глубокого изучения взаимодействия ЕС или стран-членов ЕС с другими акторами международных отношений.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Нет сомнений в том, что характер Европейского Союза как субъекта определяет тот факт, что традиционные принципы власти в этом случае не применимы. Отсутствие общих военных сил под единым командованием является одним из главных факторов, мешающих ЕС следовать наднациональному пути развития, но в то же время создает много препятствий для продвижения его принципов. Очевидно, что нормативные цели, такие как поддержание мира, международная безопасность и предотвращение конфликтов, должны решаться нормативными средствами. Поэтому убеждение и влияние являются основными инструментами, которые используются ЕС в условиях международного кризиса. Это, однако, работает на близких стран- соседей, но совершенно не подходит для таких регионов, как Африка, где масштаб проблем и различные трудности на этом этапе не могут быть преодолены только с помощью инструментов, находящихся в распоряжении ЕС. Тем не менее, даже несмотря на то, что успехи, достигнутые внешней политикой Европейского сообщества, скромны, они все же свидетельствуют о попытках ЕС оспорить международные обвинения в политической пассивности Европы.
Вопросы поддержания мира, безопасности и предотвращения конфликтов являются важными вопросами для международного сообщества и, кроме того, очень сложными. Они затрагивают такие аспекты мировой политики как суверенитет, целостность, военные действия, международное участие и т.п. Кроме того, они задействуют внешнюю политику национальных государств в определенных кризисных ситуациях и требуют некоторого политического вклада. Во многих случаях это оказывается проблематичным, так как государства действуют рационально, и часто потенциальный ущерб их жизненным интересам, вызванный вовлечением и вовлечением в определенную кризисную ситуацию, мешал им предпринимать какие-либо действия или по крайней мере откладывал их, что приводило к многочисленным человеческим жертвам и нестабильности. Хотя международное сообщество приверженно сотрудничеству в области глобального мира и безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и декларациями, в которых провозглашается мир на основе взаимопонимания, сотрудничества, многосторонности, укрепления доверия, укрепления развития, борьбы с бедностью - что было сделано для урегулирования конфликтов в Дарфуре, Сомали или Конго?
Принимая во внимание вышесказанное, представляется, что эффективное выполнение целей ОВПБ по-прежнему остается сложной задачей. Международная безопасность и мир в настоящее время являются предметом глобальной озабоченности. Мы являемся свидетелями появления новых угроз, таких как терроризм с возможным применением оружия массового уничтожения, международная преступность, несостоявшиеся государства и опасности, которую они представляют. Эти проблемы требуют решений и действий на международном уровне. Европейский союз четко заявляет, что как организация он несет ответственность не только за внутренний, но и за глобальный мир и безопасность. Во времена холодной войны Европейскому сообществу не хватало всеобъемлющей юридической связи с точки зрения сотрудничества в области безопасности и мира. Сообщество полагалось на двусторонние соглашения и взаимную гарантию военной помощи в случае нападения третьей стороны. В Маастрихтском договоре появляются заявления о сохранении мира и укреплении международной безопасности среди целей ЕС. Лиссабонский договор дает новое представление о вопросах безопасности и мира. Европейский союз признает связь между развитием, экономическим ростом, социальным обеспечением, надлежащим управлением и стабильностью, миром, безопасностью во всем мире.
Деятельность ЕС в аспекте поддержания мира, безопасности и предотвращения конфликтов развивается в позитивном направлении. Однако определенно не хватает четких, признанных достижений на международной арене, хотя и с момента создания ОВПБ был достигнут значительный прогресс. Основная проблема заключается в самой структуре Европейского союза и в том, что он состоит из суверенных государств-членов, которые, хотя и связаны внешнеполитическими целями, по-прежнему отдают приоритет национальным интересам в международных отношениях. В связи с этим компромисс в отношении действий ЕС в вопросах внешней политики является сложным. Еще одна проблема, которую можно выявить, это модель ЕС, представленная в договорах. Предполагается, что Европейский Союз вносит вклад в «мир, безопасность, устойчивое развитие Земли, солидарность и взаимное уважение между народами, свободную и справедливую торговлю, искоренение нищеты и защиту прав человека (...)» и многие другие аспекты, включенные в Лиссабонский договор. Очевидно, что такой организации, как Европейский Союз, чрезвычайно трудно эффективно выполнить все из них, что делает ЕС жертвой его собственных амбиций. Модель международной организации, представленная в правовых рамках ЕС, если не утопична, то, по крайней мере, чрезвычайно трудна для исполнения. Поэтому Европейский Союз, приверженный нормативному содействию международной безопасности, поддержанию мира и предотвращению конфликтов, способный быстро реагировать в случае необходимости, эффективный и полностью независимый в своих действиях, будет оставаться в таком виде многие годы.
В настоящей работе выявлена специфика методов проведения Евросоюзом своей политики на международной арене и продемонстрированы инструменты, которыми он при этом пользуется. Можно утверждать, что формы участия Евросоюза в международных делах сильно отличаются от того, как ведут свою внешнюю политику
государства. Тем не менее, есть все основания, чтобы считать его международную политику внешней политикой, к тому же достаточно влиятельной. Глобальное присутствие ЕС, поверх всего прочего, обеспечено его торговой мощью и связями. Это крупнейший в мире рынок и важный (или ключевой) пункт назначения для экспорта многих развивающихся и развитых стран. Слабости же ЕС как внешнеполитического игрока объясняются, прежде всего, отсутствием институциональных или каких-то иных средств, которые помогали бы игрокам, действующим внутри этой системы, добиваться политического согласия между собой по конкретным внешнеполитическим вопросам, вырабатывая однозначные позиции, на реализацию которых Евросоюз мог бы оперативно бросить имеющиеся у него (в потенциале) внушительные средства.
Вопросы поддержания мира, безопасности и предотвращения конфликтов являются важными вопросами для международного сообщества и, кроме того, очень сложными. Они затрагивают такие аспекты мировой политики как суверенитет, целостность, военные действия, международное участие и т.п. Кроме того, они задействуют внешнюю политику национальных государств в определенных кризисных ситуациях и требуют некоторого политического вклада. Во многих случаях это оказывается проблематичным, так как государства действуют рационально, и часто потенциальный ущерб их жизненным интересам, вызванный вовлечением и вовлечением в определенную кризисную ситуацию, мешал им предпринимать какие-либо действия или по крайней мере откладывал их, что приводило к многочисленным человеческим жертвам и нестабильности. Хотя международное сообщество приверженно сотрудничеству в области глобального мира и безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и декларациями, в которых провозглашается мир на основе взаимопонимания, сотрудничества, многосторонности, укрепления доверия, укрепления развития, борьбы с бедностью - что было сделано для урегулирования конфликтов в Дарфуре, Сомали или Конго?
Принимая во внимание вышесказанное, представляется, что эффективное выполнение целей ОВПБ по-прежнему остается сложной задачей. Международная безопасность и мир в настоящее время являются предметом глобальной озабоченности. Мы являемся свидетелями появления новых угроз, таких как терроризм с возможным применением оружия массового уничтожения, международная преступность, несостоявшиеся государства и опасности, которую они представляют. Эти проблемы требуют решений и действий на международном уровне. Европейский союз четко заявляет, что как организация он несет ответственность не только за внутренний, но и за глобальный мир и безопасность. Во времена холодной войны Европейскому сообществу не хватало всеобъемлющей юридической связи с точки зрения сотрудничества в области безопасности и мира. Сообщество полагалось на двусторонние соглашения и взаимную гарантию военной помощи в случае нападения третьей стороны. В Маастрихтском договоре появляются заявления о сохранении мира и укреплении международной безопасности среди целей ЕС. Лиссабонский договор дает новое представление о вопросах безопасности и мира. Европейский союз признает связь между развитием, экономическим ростом, социальным обеспечением, надлежащим управлением и стабильностью, миром, безопасностью во всем мире.
Деятельность ЕС в аспекте поддержания мира, безопасности и предотвращения конфликтов развивается в позитивном направлении. Однако определенно не хватает четких, признанных достижений на международной арене, хотя и с момента создания ОВПБ был достигнут значительный прогресс. Основная проблема заключается в самой структуре Европейского союза и в том, что он состоит из суверенных государств-членов, которые, хотя и связаны внешнеполитическими целями, по-прежнему отдают приоритет национальным интересам в международных отношениях. В связи с этим компромисс в отношении действий ЕС в вопросах внешней политики является сложным. Еще одна проблема, которую можно выявить, это модель ЕС, представленная в договорах. Предполагается, что Европейский Союз вносит вклад в «мир, безопасность, устойчивое развитие Земли, солидарность и взаимное уважение между народами, свободную и справедливую торговлю, искоренение нищеты и защиту прав человека (...)» и многие другие аспекты, включенные в Лиссабонский договор. Очевидно, что такой организации, как Европейский Союз, чрезвычайно трудно эффективно выполнить все из них, что делает ЕС жертвой его собственных амбиций. Модель международной организации, представленная в правовых рамках ЕС, если не утопична, то, по крайней мере, чрезвычайно трудна для исполнения. Поэтому Европейский Союз, приверженный нормативному содействию международной безопасности, поддержанию мира и предотвращению конфликтов, способный быстро реагировать в случае необходимости, эффективный и полностью независимый в своих действиях, будет оставаться в таком виде многие годы.
В настоящей работе выявлена специфика методов проведения Евросоюзом своей политики на международной арене и продемонстрированы инструменты, которыми он при этом пользуется. Можно утверждать, что формы участия Евросоюза в международных делах сильно отличаются от того, как ведут свою внешнюю политику
государства. Тем не менее, есть все основания, чтобы считать его международную политику внешней политикой, к тому же достаточно влиятельной. Глобальное присутствие ЕС, поверх всего прочего, обеспечено его торговой мощью и связями. Это крупнейший в мире рынок и важный (или ключевой) пункт назначения для экспорта многих развивающихся и развитых стран. Слабости же ЕС как внешнеполитического игрока объясняются, прежде всего, отсутствием институциональных или каких-то иных средств, которые помогали бы игрокам, действующим внутри этой системы, добиваться политического согласия между собой по конкретным внешнеполитическим вопросам, вырабатывая однозначные позиции, на реализацию которых Евросоюз мог бы оперативно бросить имеющиеся у него (в потенциале) внушительные средства.
Подобные работы
- Использование демократических ценностей в качестве инструмента внешней политики Европейского союза
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Политика Европейского союза по отношению к региону Центральной Азии на примере Кыргызской Республики и Республики Казахстан
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - «ЕВРОПА РЕГИОНОВ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ МЯГКОЙ СИЛЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЭВИДА КЭМЕРОНА- НИКА КЛЭГГА (2010-2015 ГОДА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Внешняя политика Франции в период распада колониальной системы (Российский Университет Дружбы Народов)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Роль стратегических коммуникаций во внешней деятельности Европейского союза (на примере отношений с Российской Федерацией)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Основные направления внешней политики Турции в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



