Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние занятий спортом на уровень мотивации к успеху и избеганию неудач у студентов

Работа №36071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
377
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ 6
1.1 Анализ понятия мотивации, мотивации к успеху и избеганию неудач 6
1.2 Мотивация в спортивной деятельности 10
1.3 Влияние мотивации достижения и избегания неудач в спортивной
деятельности 16
1.4 Факторы формирования мотивации достижения успехов 20
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Организация и методы исследования 36
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ И ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ И ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ 39
3.1 Изучение уровня мотивации к успеху и избеганию неудач, готовности к
риску у студентов 39
3.2 Изучение влияния спортивной деятельности на уровень мотивации к
успеху и избеганию неудач, готовности к риску 42
3.3 Выявление степени взаимосвязи между мотивацией к успеху и избеганию неудач, готовностью к риску у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль.
Многочисленные исследования говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации.
От них, как говорят исследователи, во многом зависит судьба и положение человека в обществе.
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятия решения, объявляется мотивом.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно актуальной в учебной деятельности, поскольку одной из важнейших задач обучения является развитие личности обучающихся в процессе формирования будущего специалиста-профессионала.
Исследование мотивации достижений начали проводиться еще в середине прошлого века. Д.С. Мак-Клеланд, в результате исследования, он выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений. Позже вопросами мотивации занимались такие видные ученые, как Аткинсон Дж., Физер Н., Х. Хекхаузен и др. В отечественной психологии проблемами мотивации занимались и занимаются: Коломейцев Ю.А., Гогунов Е.Н., Стамбулова, Мельников М. и др. [14, с.15].
Ряд современных спортивных психологов отмечают, что в процессе занятия спортом не всегда учитываются интересы и потребности молодежи. В то же время, блок мотивации является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировок и соревнований, регулирует содержание активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов [14, с. 63].
Здесь надо вывести на мысль о том, что мотивация успеха важна для всех, в любой деятельности. У студентов она отражается на качестве учебы. Студенты могут иметь или не иметь опыта спортивной подготовки в прошлом, поэтому возникает проблема исследования: влияет ли опыт занятия спортом на проявления мотивации достижений успеха у студентов?
Цель исследования - изучение мотивации достижения успеха у студентов.
Объект исследования - мотивация достижения успеха.
Предмет исследования - влияние опыта спортивной деятельности на мотивацию к успеху у студентов.
Гипотеза исследования - включение в спортивную деятельность способствует более выраженному проявлению мотивации к успеху у студентов
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме мотивации к успеху и мотивации достижения
2. Провести диагностику мотивации к успеху и избеганию неудач у студентов, имеющих опыт спортивной подготовки и не имеющих такого опыта
3. При помощи математической обработки данных, выявить выраженность показателя мотивации к успеху у студентов, занимающихся спортом, в сравнении со студентами, не имеющими
такого опыта.
Методологическая база исследования. Концептуальные представления А. М. Шуберта о мотивации достижения, мотивация и мотив в работах М. Ш. Магомед-Эминова, теория Т. Элерса
Методы исследования:
1. Психодиагностический метод (субъективный подход), с применением методик:
Методика диагностики мотивации личности к достижению успеха Т. Элерса,
Методика диагностики мотивации личности к избеганию неудач Т. Элерса,
Методика диагностики степени готовности личности к риску Шуберта.
2. Методы обработки данных: анализ мер центральной тенденции и разброса, частотный анализ, t-критерий Стьюдента для независимых выборок, однофакторный дисперсионный анализ.
База проведения исследования: город Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Деревня Универсиады 35; Казанский музыкальный колледж им. И. В. Аухадеева, Жуковского
Выборка: студенты 3 курса, занимающиеся (30 человек) и не занимающие (30 человек) спортом, в общем количестве 60 человек
Структура представленной работы: исследование стоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В наше время очень остро стоит проблема мотивации достижения успеха. Мотив - это одно из главных понятий, с помощью которого раскрывается природа человеческих действий, их сущность.
В ходе исследования вопроса о мотивации к достижению успеха и избеганию неудач, уровня готовности к риску у студентов, в зависимости от опыта занятий спортом были выявлены следующие аспекты.
В первую очередь, в рамках данного исследования рассматривались теоретические аспекты о мотивации к достижению успеха и избеганию неудач у студентов, занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью. Для выполнения этой задачи были изучены характеристики понятий «мотивация», «мотивация к достижению успеха и избеганию неудач» в психологии и спортивной психологии, влияние мотивации в спортивной деятельности, а также факторы формирования мотивации достижения успехов.
Вторая задача предполагала организацию и проведение исследования особенностей влияния спортивной деятельности на уровень мотивации к достижению успеха и избеганию неудач у студентов. Для решения этой задачи были применены следующие методики: методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта. Обработка данных проводилась с помощью методов математической статистики: проверка гипотез о достоверности разницы средних по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, дисперсионный анализ.
Третья задача исследования заключалась в анализе полученных данных и выявлении особенностей влияния спортивной деятельности на уровень мотивации к достижению успеха и избеганию неудач у студентов. Гипотеза исследования гласит о том, что включение в спортивную деятельность способствует более выраженному показателю мотивации к успеху у студентов.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Эмпирически выявлено, что мотивация к успеху и избеганию неудач у студентов находится в пределах нормы.
2. Установлено, что готовность к риску отсутствует у студентов, не занимающихся спортом, в то время как у студентов-спортсменов представлены показатели готовности к риску в пределах нормы
3. Установлено, что высокий уровень мотивации к успеху у студентов, занимающихся спортом, как правило, соотноситься с большей готовностью к риску, в то время как у студентов, не занимающихся спортом, такой взаимосвязи не выявлено.
Важно отметить, что личности с умеренным или чуть высоким показателем готовности к риску имеют завышенную самооценку, также у них чаще встречается высокий показатель потребности в достижениях. Для них в приоритете ситуации, где они в силах брать ответственность за решение задач.
В такой ситуации важно правильно замотивировать людей, ставить задачи умеренным риском, для того, чтобы они взяли инициативу в решении данных им задач. Обстоятельства со средней степенью риска также являются относительно контролируемыми. Достижения в них зависят от приложенных усилий, от того, что предпримет сама личность.
Для студентов с высоким уровнем мотивации к избеганию неудач характерны: неверная оценка возможностей, недооценка позитивных сторон достижения успеха. Принимаясь за дело, они заранее боятся возможных неудач.



1. Александрова Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. М.: МОДЭК, 2015. - 90 с.
2. Алексеев А. Психагогика: союз практической психогигиены и психологии: учебное пособие для институтов физической культуры/ А. Алексеев Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» - Ростов н/д: «Феникс», 2014. -192с.
3. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М., 2014.
4. Ананьев Б. Г.Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 2014. - 284с.
5. Арнаутов В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научнопедагогического комплекса. Автореферат. В., 2015
6. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых. Стимулы и мотивы. - М.: Педагогика, 2017. - 184с.
7. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 2018. - 94с.
8. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости(41 -46лет) Сб. науч. тр./ Составители Я. И. Петров, Л. Н. Фоменко - М.:АПН, 2014. - 88с.
9. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб заведений./ Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.П. - М.: Издательский центр «Академия», 2014, - с.228
10. Гордин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Автореф. док. дис. - М., 2015. - 172с.
11. Греков Б. А. Некоторые закономерности памяти в старческом возрасте.- Процессы естественного и патологического старения. Л., 2014. - 196с.
12. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 2016. -142с.
13. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Педагогика, 2014. - 84с.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - М.: Просвещение, 2015.160с.
15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Е.П Ильин - М.: Просвещение, 2017. - 287 с.
16. Каверин С. В. Мотивация труда. - М.: Просвещение, 2018. - 96с.
17. Кагальянц А.И., Мельник Л.П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 2016. - №
2. - С.46 50.
18. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Перемена, 2014. 88с.
19. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта: учеб.-метод, пособие/ Ю.А. Коломейцев- Мн.:БГПУ, 2014.-292с.
20. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Под ред. Я.С. Турбовского. - М., 2015. - 184с.
21. Комплексное исследование труда учителя / Под ред. В.Н.
Турченко. - Новосибирск, 2013. -182с.
22. Кретти Брейент. Психология в современном спорте: учебник для специальностей с физкультурным уклоном/ Кретти Брейент/ Пер. с англ. Ханина Ю.Л.- М.: Физкультура и спорт, 2018 - 237 с.
23. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития
способностей учащихся // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С.38-41.
24. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической
деятельности. - Л., 2015. - 158с.
25. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.:
Просвещение, 2015. - 128с.
26. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 2015. - 164с.
27. Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. - М.: Просвещение, 2016. - 86с.
28. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - М.: Владос, 2015. - 210с.
29. Мельников М.В. Психология: учебник для институтов
физической культуры/ М.В. Мельников. - М.: “Физкультура и спорт”, 2017 - 336с.
30. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности: /Пилоян Р.А. - М.: ФиС, 2014 -108 с.
31. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта: учебно-методическое пособие для вузов/А.Ц. Пуни.- М.: Физкультура и спорт, 2014.-308 с.
32. Р.С. Уэйнберг Спортивная психология: учебник для вузов/Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - М.: Физкультура и спорт, 2015.-338 с.
33. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов/А.В. Родионов .М., 2014 -136 с.
34. Рудик П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. /П.А. Рудик — М.: Физкультура и спорт, 2014 - 464с.
35. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта: учебник для институтов физической культуры./ Р.Н. Сингер пер. с английского / Предисловие А.В. Родионова - М: Физкультура и спорт 2015 с. -152 с.
36. Станбулова Н.В. Психология спортивной карьеры: учебник для институтов физической культуры./ Н.В. Станбулова-М.: 2015 - 63с.
37. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: учебник для вузов/ Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд ; пер. Г. Гончаренко . - Киев : Олимпийская литература, 2015 . - 335с.
38. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2016. - 599 с.
39. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. - 2018. - №1.- С. 45-54.
40. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М., 2015. - 158с.
41. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. - Ростов н/Д. 2014. - 240с.
42. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 2014.
43. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2015. - 352с.
44. Сластенин В. А. Шутенко А. И. Профессиональное сознание учителя. // Magister. 2015, № 3, С. 52-58.
45. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации / Под ред. Т.Г. Браже, А.Я. Марона. - М., 2014. -174с.
46. Сонин В. А. Психолого - педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. - Смоленск, 2017. -146с.
47. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2015. - 288с.
48. Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. М. - Л., 2017. - 288с.
49. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2016. -134с.
50. Щерба Ф. М. Моральные стимулы в труде. - М., 2015. - 49с.
51. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся - М., 2018. - 194с.
52. Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика. - 2015. - № 12. - С.42-49.
53. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивация. М.: Просвещение,
2016. 138с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ