Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Работа №36040

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
803
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида» г.Петропавловск-Камчатский.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, из них 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 7 месяцев.
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Также есть презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 6
1.1 Сущность понятия «лексико-грамматический строй речи» 6
1.2 Закономерности формирования лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 10
1.3 Специфика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 26
2.1 Анализ уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 26
2.2 Система работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 38
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Актуальность исследования. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие»
Освоение ребенком лексико-грамматическим строем языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение лексико-грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли, что оказывает огромное влияние и на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Особое внимание необходимо уделять формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Ступень разработанности проблемы. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи представлена в научных трудах А.Н. Гвоздева, В.А. Калягина, Р.И. Лалаевой, Е.С. Слепович и др. В.А. Карпукова, О.С. Павлова, П.Д. Рогова и др. выявили особенности формирования лексико-грамматического строя речи в дошкольном возрасте. С.В. Зорина, Д.П. Кирюхина, В.А. Киселева и др. раскрыли методические аспекты логопедической работы по дифференциации лексико-грамматических форм слова у дошкольников с нарушениями зрения. В научных трудах О.А. Козыревой, И.Д. Коненковой и др. представлены результаты апробации диагностических методик по выявлению нарушений в формировании лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. В исследованиях В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкой, Д.И. Лоханевой, Н.В. Скоробогатовой и др. описаны методы и средства по коррекции нарушений в становлении лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с разными видами нарушений.
Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в настоящее время не теряет своей научной значимости и приобретает выраженный прикладной аспект применительно к детям с нарушениями зрения. Сказанное определяет актуальность темы исследования «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».
В этой связи проблема исследования заключается в определении основных направлений коррекционно-развивающей работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Цель исследования: разработать систему работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
2. Разработать и апробировать систему работы по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью системы дидактических игр и упражнений.
3. Выявить уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью системы дидактических игр и упражнений в экспериментальном исследовании.
Гипотеза: при разработке системы работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями зрения необходимо опираться на специфику их восприятия и опираться в большей степени на сохранный слух.
Объект: особенности лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями зрения.
Предмет: формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида» г.Петропавловск-Камчатский.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, из них 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 7 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. Грамматический строй речи – это связь, которая присутствует между словосочетаниями и предложениями. Именно благодаря этой связи, человек может общаться с другими людьми. Важно следить за правильностью грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Любые нарушения могут свидетельствовать о возможных отклонениях в развитии речи ребенка. При наличии ошибок, которые не связаны с незнанием правил, важно своевременно обратиться к логопеду.
Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют отклонения в усвоении морфологических и синтаксических единиц. Дети испытывают трудности, выбирая грамматические средства и комбинируя их при изложении мысли. Нарушения в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения появляется вследствие неполной сформированности обобщения морфологического и синтаксического характера, языковых операций грамматического конструирования, неверного выбора и использования языковых единиц, которые хранятся в сознании ребенка.
Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики педагогики и дефектологии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Для формирования лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения часто используют дидактические игры и игровые упражнения. Этот способ является одним из наиболее эффективных.
Экспериментальное исследование было организовано с целью определения особеннотсей формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования позволил заключить, что заключить, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения лексико-грамматический строй речи сформирован в основном на среднем и низком уровнях. Словарь детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения беден, речь фрагментарна, логически не связана.
Формирующий этап экспериментального исследования по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения был построен на основе применения комплекса дидактических игр и игровых упражнений.
После реализации содержания формирующего этапа экспериментального исследования, был проведен контрольный этап. Анализ результатов, полученных на контрольном этапе экспериментального исследования, позволил заключить, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения отмечается положительная динамика в сформированности лексико-грамматического строя речи по всем изучаемым параметрам.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. И. Аксенова. – М. : Академия, 2014. – 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Антропология [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер. 2014. – 587 с.
3. Белополова, Ю. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениям зрения : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / Ю. Белополова. – Томск : Изд-во Томского. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
4. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / А. И. Баева // Логопед. – №2. – 2016. – С. 40-43.
5. Бородич, А. М. Методика развития детской речи [Текст] / А. М. Бородич. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 569 с.
6. Воробьева, В. К. Методика развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями : Учебное пособие [Текст] / В. К. Воробьева. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 471 с.
7. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2012. – 874 с.
8. Выготский, Л.С . Развитие высших психических функций [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во МГУ, 2014. – 587 с.
9. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. – В кн.: Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Питер. 2015. – 471 с.
10. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж. М. Глозман. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
11. Гриншпун, В. М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / В. М. Гриншпун // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 81-84.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М. : Эксмо, 2011. – 112 с.
13. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б. В. Зейгарник. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
14. Зорина, С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / С. В. Зорина // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 85-88.
15. Иванова, С. А. Методика развития речи [Текст] / С. А. Иванова. – М. : Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
16. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с нарушениями зрения [Текст]/ Т. Б. Иванова, В. А. Илюхина, М. А. Кошулько. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
17. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : [учеб.пособие для вузов по специальности «Социал. работа] [Текст] / С. А. Игнатьева. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 299 с.
18. Калягин, В. А. Логопсихология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. [Текст] / В. А. Калягин – М. : Академия, 2015. – 320 с.
19. Карпукова, В. А. Ситуация речевого развития в дошкольном возрасте при нарушениях зрения [Текст] / В. А. Карпукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
20. Кирюхина, Д. П. Особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Д. П. Кирюхина / науч. рук. М. Я. Добря // Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2016. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (7). – С. 152-156.
21. Киселева, В. А. Речевая деятельность детей с нарушениями зрения : своеобразие или нарушение? [Текст] / В. А. Киселева // Дефектология. – 2007. –№3. – С. 3-13.
22. Ковшиков, В. А. Дефектология [Текст] / В. А. Ковшиков. – М. : Инфра-М, 2013. – 412 с.
23. Козырева, О. А. Организационно-методические вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонение в развитии [Текст] / О. А. Козырева // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 46-55.
24. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь : учеб.пособие [Текст] / О. А. Козырева. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 119 с.
25. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка нарушение зрения? [Текст] / С. Ю. Кондратьева. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
26. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / И. Д. Коненкова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
27. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
28. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение : Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. – СПб. : Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.
29. Кудрявцева, Л. А. Дети с нарушениями зрения [Текст] / Л. А. Кудрявцева. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
30. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л. А. Кухоренко. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
31. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
32. Лебединская, К. С. Дефектология [Текст] / К. С. Лебединская. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 456 с.
33. Леонов, В. В. Тифлопсихология [Текст] / В. В. Леонов. – М. : Academia, 2011. – 144 c.
34. Леонтьев, А. А. Психофизиологические механизмы речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – М. : Гном – Пресс, 2011. – 478 с.
35. Лиман, Н. А. Грамматический строй речи в дошкольном возрасте при нарушениях зрения / Н. А. Лиман // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 58-59.
36. Маркова, Н. Ш. Развитие грамматической стороны речи у дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / Н. Ш. Маркова // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 21-26.
37. Нелюбова, Г. Книга по исправлению недостатков речи [Текст] / Г. Нелюбова. – М. : АСТ, 2012. – 426 с.
38. Олту, С. П. Изучение речевого развития дошкольников с помощью разных диагностических систем [Текст] / С. П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
39. Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность дошкольников с патологиями зрения : Монография [Текст] / О. С. Павлова. – М. : МОСУ, 2010. – 97 с.
40. Парамонова, Л. Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия [Текст] / Л. Г. Парамонова. – М. : АСТ, 2009. – 464 с.
41. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / О. Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
42. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
43. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с нарушениями зрения. Старший дошкольный возраст [Текст] / Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. – Ульяновск. : Учитель, 2014. – 156 c.
44. Руденко, В. И. Логопедия : практическое пособие [Текст] / В. И. Руденко. – Изд. 10- е – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 287 с.
45. Светличная, А. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения [Текст] / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
46. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст] / А. В. Семенович. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 487 с.
47. Скоробогатова, Н. В. Особенности грамматического строя речи у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Скоробогатова, Д. И. Лоханева // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 45-48.
48. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с патологиями зрения : Кн. для учителя [Текст] / Е. С. Слепович. – Мн. : Народная асвета, 1989. – 64 с
49. Смирнова, И. В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия, дизартрия [Текст] / И. В. Смирнова. – СПб. : Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
50. Терентьева, В. И. Особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста с нарушении зрения [Текст] / В. И. Терентьева // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
51. Трошин, О. В. Логопсихология : Учебное пособие [Текст] / О. В. Трошина, Е. В. Жулина. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
52. Тушканова, Г. Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2011. – №3. – С. 23-25.
53. Усанова, О. Н. Логопедия [Текст] / О. Н. Усанова. – СПб. : Речь, 2014. – 452 с.
54. Утянова, У. Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / У. Ш. Утянова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 11-13.
55. Халилова, Л. Б. Детская речь : особенности речевых расстройств [Текст] / Л. Б. Халилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 410 с.
56. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина. – М. : НОРМА-ИНФРА, 2011. – 523 с.
57. Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей : проблемы и пути коррекции [Текст] / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. – М. : АСТ, 2013. – 412 с.
58. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л. С. Цветкова. – СПб. : Речь, 2012. – 241 с.
59. Цейтлин, С. Н. Усвоение языка [Текст] / С. Н. Цейтлин // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. – М .: АСТ, 2010. – 526 с.
60. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и слуха : Учебно-методическое пособие [Текст] / Г. В. Фадина. – Балашов : «Николаев», 2014. – 68 с.
61. Шахнарович, А. М. Проблема формирования языковой способности [Текст] / А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М. : Инфра-М, 2013. –741 с.
62. Шичанина, О. В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над развитием грамматического строя языка у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
63. Яковлева, Н. Г. Основы дефектологии [Текст] / Н. Г. Яковлева. – СПб. : Питер, 2015. – 452 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ