Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников

Работа №36012

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы исследования социализации дошкольников...6
1.1. Социальная ситуация развития дошкольников и особенности
психологии детско-родительских отношений 6
1.2. Культурно-историческая психология о дошкольном возрасте 10
1.3. Культурная конгруэнтность как показатель личностной характеристики дошкольника в условиях
социализации 17
2. Организация и методы эмпирического исследования влияния стиля
родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников... 22
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 22
2.2. Методы исследования стиля родительского отношения ...23
2.3. Методы исследования культурной конгруэнтности 26
3. Результаты эмпирического исследования влияния стиля
родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников... 29
3.1. Результаты исследования стиля родительского отношения 29
3.2. Результаты исследования культурной конгруэнтности 33
3.2. Результаты исследования влияния стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность
дошкольников 36
Заключение
Литература 46
Приложения 49

Актуальность темы исследования.
Проблемы семьи и семейных взаимоотношений всегда вызывали интерес исследователей. Не утихал интерес и вопросам о воспитании детей, формировании личности ребенка, его психическом благополучии. Не для кого не секрет значимость и незаменимость семьи в этих аспектах. Еще выдающийся французский философ и педагог Ж.Ж. Руссо отмечал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. А значит влияние родителей на ребенка оказывает на него неизгладимый след.
Анализ трудов современных исследователей (В.М. Минияров [28], Г. Г. Филиппова [33], В. М. Целуйко [37] и др.) позволяют утверждать о том, что семья начинает утрачивать традиционные функции и становится "психологическим" убежищем для ребенка, своеобразным институтом эмоциональных контактов.
Именно семья становится первым местом для социализации ребенка, где он приобретает свои первые социально значимые характеристики поведения и мышления, которые в дальнейшем помогут для взаимоотношений с социальным окружением. А правила, которые ребенок усваивает через общение и взаимодействие со взрослым, являющийся главным контактирующим агентом с рождения до школьного возраста, регламентируют социализацию в общество.
В семье ребенок получает первые представления о том, что нужно знать и как себя вести, также получает практические навыки как применять эти представления во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы и правила, регулирующие его поведение в нормативных ситуациях каждодневного общения, соотносит свое "я" с "я" другого человека. [28]
Но, к сожалению, все чаще родители не могут реалистично оценить свой вклад и ответственность за формирование ребенка как субъекта культуры и целую личность в целом. В таком случае ребенок некритично усваивает ценности и нормы, транслируемые его социальной средой, что в дальнейшей жизни может привести к деформации личности.
Тем самым, все более актуальным становится изучение влияния внутрисемейных отношений и стилей родительского воспитания не только на общее эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка, но и на усвоение им правил и норм общества, а значит и на социализацию ребенка.
Из всего выше сказанного, вытекает проблема исследования: каково влияние внутрисемейных отношений на усвоение ребенком норм и правил, транслируемых культурой, то есть на культурную конгруэнтность дошкольников.
Исходя из актуальности и обозначенной проблемы была определена тема дипломной работы: “Влияние стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников”.
Объект исследования - стили родительского отношения.
Предмет исследования - влияние стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников.
Целью исследования является определить влияние стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников.
Общая гипотеза исследования: стили родительского отношения влияют на культурную конгруэнтность дошкольников.
Частные гипотезы:
1. При излишней эмоциональной дистанции с ребенком и применением наказаний, у дошкольников проявляется высокий уровень культурной конгруэнтности.
2. При наличии позитивного воспитания и оптимального эмоционального контакта с ребенком, проявляется средний уровень культурной конгруэнтности дошкольников.
3. При применении родителями непоследовательной дисциплины в воспитании проявляется низкий уровень культурной конгруэнтности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных о социализации детей дошкольного возраста и изучить вклад детскородительских отношений в его формирование.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить характер влияния стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников.
Теоретическая значимость: проведенное исследование позволяет понять, как освоение ребенком существующих в культуре норм связана с семейной средой и методами воспитания родителей.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут применяться в работе специалистов в сфере образования при консультировании и просвещении родителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной целью данной работы являлось выявление наличие и характера влияния стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность дошкольников. Основным моментом и смысловой направленностью детей дошкольного возраста является перестройка взглядов и установок ребенка.
У него меняются отношения со взрослыми, так как он начинает рассматривать себя как полноправного человека и требует к себе соответствующего отношения - его не устраивает позиция пассивного наблюдателя, он желает активно участвовать в жизни взрослых. Ребенок осознает свое собственное "Я" и идет на пути становления и формирования своей личности.
Этот возраст и стечение обстоятельств в этом важном периоде жизни на пути взросления являются переломным моментом для психики ребенка. Не оставлять травмирующих последствий в нем способствует благоприятная обстановка семейных контактов, с соблюдением соответственных норм и стилей отношения.
Основываясь на полученных результатах эмпирического исследования, были опровергнуты гипотезы о характере влияния стилей родительских отношений на культурную конгруэнтность, а также построен следующий вывод: на культурную конгруэнтность влияют такие стили родительского отношения как "Позитивное воспитание" и "Применение наказаний". Характер этого влияния является таковым:
- При применении родителями позитивного стиля воспитания, а также при оптимальном эмоциональном контакте с ребенком наблюдается высокий и средние уровни культурной конгруэнтности у дошкольников.
Дети лучше усваивают и применяют в своей каждодневной жизни правила поведения в обществе. Бытовые правила внутри жизни дома, правила безопасности соблюдаются намного чаще, если у ребенка построены доверительные и партнерские отношения со взрослым, транслирующий эти нормы и правила ребенку. Проявляя живой интерес к жизни и деятельности ребенка, его внутреннему миру переживаний и удовольствий, не навязывая собственный субъектный взгляд на окружающий мир и вещи, веря в его успех и развивая самостоятельность, родитель становится тем значимым взрослым, на которого ориентирован ребенок, с кем он сравнивает себя и старается быть немного похожим. Такой родитель является помощником в социализации ребенка.
- При применении родителями наказаний в воспитании детей и излишней эмоциональной дистанции с ребенком, наблюдается низкий уровень культурной конгруэнтности.
Если родитель является источником всевозможных страхов, и ребенок боится своего родителя, или он равнодушен, не проявляет заботы и интереса к жизни ребенка и имеет эмоциональную дистанцию с ним, то ребенок не чувствует свою значимость в жизни взрослого. Он предоставлен сам себе, занимается тем, что хочет, иногда небезопасным для него. Ребенок имеет минимальный вербальный и эмоциональный контакт со взрослым, передающий свои знания о правилах и нормах, заложенных в обществе, что делает ребенка не ведающим и не понимающим культурные нормы и ценности.
Таким образом, для социализации ребенка в социальной среде и развития адекватного уровня культурной конгруэнтности, важно наличие благоприятных внутрисемейных отношений. Так как полное отторжение себя как субъекта культуры вместе со свободой дает безграничность и дезорганизованность, а с ними и проявление тревожности из-за отсутствия структуры и трудности в ориентировке времени и распорядку. Поэтому родителям нужно осознавать всю ответственность в воспитании ребенка, контролировать правильность понимания последствий выбранного стиля отношения, закладывать в себя принятие и любовь к ребенку.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Изд. УРАО, 1997
2. Баянова Л. Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Вестник ТГГПУ. 2012. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-subekta-kultury-v-
psihologii
3. Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации / Л.Ф. Баянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017.
4. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации. // Филология и культура. - 2015/ - № 3(41)
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. - 328 с
6. Бобнева, М.И.Социальные нормы и регуляция поведения /
М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - Москва : Наука, 1978. - 312 с.
7. Варга А. Я., Столин В. В. Методика диагностики родительского отношения - М., 1986
8. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. - М., 1986
9. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) -М.: Просвещение, 1969. - 368 с.
10. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. - 2000. - №1. - С.81 - 107.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В б т. Т. 4. М., 1983 С. 244 - 269
12. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воронеж, 1996
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С.68—75.
14. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 24
15. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. - М.:Знание, 1976. - 40 с
16. Жамалетдинова Г. Р. Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 111-113.
17. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста // 1995. - 144с.
18. Крайг Г. Психология развития. С. 195 — 196.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рож-дения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд. УРАО, 1997
20. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2. С. 34.
21. Логинова С.В., Слободская Е.Р., Козлова Е.А., Корниенко О.С. Адаптация опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2016. № 47
22. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. 1. С.285—286.
23. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы раз- вития психики. М., 1981. С. 481 - 509.
24. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. - -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
25. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986.
26. Люблинская, А.А. Очерки психического развития / Люблинская А.А. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
27. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
28. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - М.: Знание, 2000. - 256 с
29. Мудрик А.В. Социальная педагогика, 2007
30. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981
31. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995.
32. Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: Школьная пресса, 2002.
33. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
34. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 494.
35. ЭлъконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психологические труды. С. 75 — 78.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
37. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ