Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
|
Введение
Глава I. Формирование толерантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
§ 1. Проблема формирования толерантности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
§ 2. Особенности формирования межкультурной толерантности в подростковом возрасте
§ 3. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе Выводы по первой главе
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию межкультурной толерантности у подростков в общеобразовательной школе
§ 1. Диагностика сформированности межкультурной толерантности поведения у подростков
§ 2. Реализация модели формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе
§ 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
реализации педагогических условий формирования межкультурной толерантности поведения подростков Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Глава I. Формирование толерантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
§ 1. Проблема формирования толерантности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
§ 2. Особенности формирования межкультурной толерантности в подростковом возрасте
§ 3. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе Выводы по первой главе
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию межкультурной толерантности у подростков в общеобразовательной школе
§ 1. Диагностика сформированности межкультурной толерантности поведения у подростков
§ 2. Реализация модели формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе
§ 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
реализации педагогических условий формирования межкультурной толерантности поведения подростков Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Актуальность работы. Развитие толерантного поведения молодежи является одной из проблем российской системы образования, в которой количественное увеличение национализма, экстремизма, межкультурного отвращения и развития вторжения подростков стало обычным явлением. Одним из важных условий для предотвращения экстремистов является деятельность всех социальных институтов в определении либерального поведения людей. Степень человеческой толерантности во многих отношениях характеризует их личную природу, моральную зрелость, культуру и определяет отношения с другими.
Особое внимание следует уделить воспитанию поведения толерантности молодежи, затронутого различными идеологиями, националистами, псевдопатриотическими идеями из-за психологической нестабильности и социальной незрелости. Эпоха самореализации может стать местом процветания радикального поведения. Анализ современных исследований по различным аспектам толерантности как философской, социальной, психиатрической проблемы показывает, что интерес к этой проблеме растет. Данное исследование опиралось на теоретические разработки и результаты исследований философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. Количество публикаций по проблеме толерантности возросло в последние годы, однако, ее осмысление осуществлялось еще Платоном, Аристотелем, Сенекой, а позднее Ф. Бэконом, М. Лютером, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо, Дж. Стюартом Миллем, Ф. Вольтером, В. Соловьевым, П. Флоренским, Н. Бердяевым, Дж. Ролзом и другими.
Имеется ряд исследований в области философии (Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский), социологии (Н.С. Ладыжец, М.С. Мацковский), результаты которых нами использовались в диссертационном исследовании.
Проблема формирования толерантности в целостном педагогическом процессе исследовалась отечественными психологами и педагогами в различных аспектах: гуманитарные дисциплины как средство формирования толерантности (В.А. Лекторский, А.В.Никольский, А.И. Репинецкий и др.); общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, В.В.Глебкин, П.Н. Ермаков, М.И. Рожков и др.); этническая толерантность (Н.И. Лебедева, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.).
Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы образовательных учреждений позволили констатировать следующие противоречия:
- между социальными ожиданиями положительного развития личности подростков в связи с курсом на гуманизацию процесса образования и ростом, числа проявлений интолерантности со стороны подростков;
- между объективными потребностями общества в воспитании человека - гражданина, проявляющего толерантность на всех уровнях общественной жизни и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов процесса формирования толерантного поведения подростков.
С учетом выявленных противоречий проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обусловливающих процесс эффективного формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной - школе. Необходимость решения этой проблемы в педагогической науке позволили определить тему исследования: «Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, созданные в общеобразовательной школе, обеспечивающие формирование толерантного поведения у подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определена гипотеза исследования: формирование толерантного поведения подростков в образовательной школе будет эффективным, если:
1. Выявлены компоненты, определены критерии и показатели сформированности толерантного поведения;
2. Разработана и апробирована программа «Школа толерантности» для учащихся, родителей и педагогов в рамках комплексной модели формирования толерантного поведения подростков;
3. Выявлены, охарактеризованы и соблюдены следующие педагогические условия формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе:
- толерантная среда в общеобразовательном учреждении;
- реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагогов и учащихся;
- совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса;
- направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми;
- участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности.
Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
- осуществить анализ проблемы формирования толерантности подростков в педагогической теории и практике;
- дать сравнительный анализ понятий «толерантность» и «толерантное поведение»;
- выявить компоненты, определить критерии и показатели сформированное толерантного поведения подростков;
- раскрыть особенности формирования толерантного поведения в подростковом возрасте;
- обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе;
- разработать программу занятий с учащимися, педагогами и родителями «Школа толерантности», позволяющую последовательно формировать толерантное поведение;
- выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования толерантного поведения подростков.
Методологической основой исследования выступают: теории развития личности (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский и др.); основные положения теории социализации (Б.З. Вульфов, A.B. Мудрик и др.); теория «Диалога культур», раскрывающая механизмы взаимодействия культур, обосновывающие его ценностный и диалогичный характер (Д.С. Лихачев, Б. Риэрдон); психологические и социально-психологические концепции социального восприятия, формирования стереотипов и установок (А.Г. Асмолов, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова и др.); системный (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.ГТ.Беспалько, Д.Б. Эльконин и др.), личностно - деятельностный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый, Д.И. Фельдштейн и др.) с опорой на принципы индивидуализации, адекватности, субъектности и рефлексивности; основные идеи гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Теоретическую базу исследования составляет анализ и оценка категории «толерантность» по направлениям: толерантность как философская категория диалектического отражения социального поведения человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром (В.А. Лекторский, Б.С. Гершунский); психофизиологическое и общепсихологическое, учитывающее состояния когнитивных функций, индивидуально-типологических особенностей личности, уровней реализации личностных потенциалов как ключевых факторов формирования толерантного поведения (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.); оценка толерантности как проявления социализации и социальной адаптации в поликультурном социуме (Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко и др.); личностно и коллективно ориентированная педагогика, обосновывающая стратегию педагогической деятельности для успешной организации взаимодействия социально- демографических групп в учебном коллективе (Е.В. Бондаревская, A.B. Мудрик, А.Г. Пашков, П.В. Степанов и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: сравнительный анализ материалов и теоретическое обоснование анкетных материалов дали большой объем информации. Так же использовались материалы нормативно-правовых актов, материалы статистических данных позволили подробно изучить основные проблемы изучаемой темы.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №170 и Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №177 г. Казань.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
-уточнены терминологические границы понятий «толерантность» и «толерантное поведение»;
- разработана модель формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе;
- выявлены критерии и показатели сформированности толерантного поведения;
- полученные в ходе исследования данные дополняют существующее представление о возможности формирования толерантности у подростков в общеобразовательной школе;
- разработаны, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе.
Практическая значимость:
- данная программа позволяет человеку сформировать практическую программу по теме толерантности;
- методические материалы программы «Школа толерантности» могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений, в лекционных и практических курсах подготовки и переподготовки педагогических работников;
- разработанный пакет диагностических методик, позволяет минимизировать риски определенных конфликтов на межнациональной почве.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной цели, анализом современных подходов к проблеме формирования толерантного поведения подростков; организацией экспериментальной работы с корректным применением математико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Межкультурная толерантность - опосредованная личностной толерантностью динамика взаимодействия человека с окружающим миром, проявляющаяся в виде гармоничного отношения к представителям иных социально-демографических и культурных групп и самому себе; состоящее из четырех структурных компонентов: потребностно - мотивационного (мотив толерантного поведения, толерантные установки и ориентации), когнитивного (система знаний о толерантности, толерантные убеждения), поведенческого (умения и навыки толерантного поведения, активность в проявлении толерантности), эмоционального (оценочное отношение к проявлениям толерантности).
2. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе, включающая в себя: цель; задачи; принципы; формы и методы работы с учащимися, родителями и педагогами; компоненты толерантного поведения; критерии сформированности толерантного поведения; педагогические условия успешности формирования толерантного поведения.
3. Программа «Школа толерантности», включающая работу с учащимися позволяет последовательно формировать толерантное поведение подростков.
4. Эффективность модели межкультурной толерантности подростков обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: толерантная среда в общеобразовательном учреждении; реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагогов и учащихся; совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса; направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми; участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации прошли апробацию в учебно-воспитательной работе муниципальных общеобразовательных учреждений: средней общеобразовательной школы №170 и средней общеобразовательной школы №177 г. Казани; результаты исследования докладывались на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (219 наименований) и приложений.
Особое внимание следует уделить воспитанию поведения толерантности молодежи, затронутого различными идеологиями, националистами, псевдопатриотическими идеями из-за психологической нестабильности и социальной незрелости. Эпоха самореализации может стать местом процветания радикального поведения. Анализ современных исследований по различным аспектам толерантности как философской, социальной, психиатрической проблемы показывает, что интерес к этой проблеме растет. Данное исследование опиралось на теоретические разработки и результаты исследований философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. Количество публикаций по проблеме толерантности возросло в последние годы, однако, ее осмысление осуществлялось еще Платоном, Аристотелем, Сенекой, а позднее Ф. Бэконом, М. Лютером, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо, Дж. Стюартом Миллем, Ф. Вольтером, В. Соловьевым, П. Флоренским, Н. Бердяевым, Дж. Ролзом и другими.
Имеется ряд исследований в области философии (Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский), социологии (Н.С. Ладыжец, М.С. Мацковский), результаты которых нами использовались в диссертационном исследовании.
Проблема формирования толерантности в целостном педагогическом процессе исследовалась отечественными психологами и педагогами в различных аспектах: гуманитарные дисциплины как средство формирования толерантности (В.А. Лекторский, А.В.Никольский, А.И. Репинецкий и др.); общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, В.В.Глебкин, П.Н. Ермаков, М.И. Рожков и др.); этническая толерантность (Н.И. Лебедева, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.).
Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы образовательных учреждений позволили констатировать следующие противоречия:
- между социальными ожиданиями положительного развития личности подростков в связи с курсом на гуманизацию процесса образования и ростом, числа проявлений интолерантности со стороны подростков;
- между объективными потребностями общества в воспитании человека - гражданина, проявляющего толерантность на всех уровнях общественной жизни и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов процесса формирования толерантного поведения подростков.
С учетом выявленных противоречий проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обусловливающих процесс эффективного формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной - школе. Необходимость решения этой проблемы в педагогической науке позволили определить тему исследования: «Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, созданные в общеобразовательной школе, обеспечивающие формирование толерантного поведения у подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определена гипотеза исследования: формирование толерантного поведения подростков в образовательной школе будет эффективным, если:
1. Выявлены компоненты, определены критерии и показатели сформированности толерантного поведения;
2. Разработана и апробирована программа «Школа толерантности» для учащихся, родителей и педагогов в рамках комплексной модели формирования толерантного поведения подростков;
3. Выявлены, охарактеризованы и соблюдены следующие педагогические условия формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе:
- толерантная среда в общеобразовательном учреждении;
- реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагогов и учащихся;
- совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса;
- направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми;
- участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности.
Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
- осуществить анализ проблемы формирования толерантности подростков в педагогической теории и практике;
- дать сравнительный анализ понятий «толерантность» и «толерантное поведение»;
- выявить компоненты, определить критерии и показатели сформированное толерантного поведения подростков;
- раскрыть особенности формирования толерантного поведения в подростковом возрасте;
- обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе;
- разработать программу занятий с учащимися, педагогами и родителями «Школа толерантности», позволяющую последовательно формировать толерантное поведение;
- выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования толерантного поведения подростков.
Методологической основой исследования выступают: теории развития личности (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский и др.); основные положения теории социализации (Б.З. Вульфов, A.B. Мудрик и др.); теория «Диалога культур», раскрывающая механизмы взаимодействия культур, обосновывающие его ценностный и диалогичный характер (Д.С. Лихачев, Б. Риэрдон); психологические и социально-психологические концепции социального восприятия, формирования стереотипов и установок (А.Г. Асмолов, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова и др.); системный (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.ГТ.Беспалько, Д.Б. Эльконин и др.), личностно - деятельностный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, И.П. Подласый, Д.И. Фельдштейн и др.) с опорой на принципы индивидуализации, адекватности, субъектности и рефлексивности; основные идеи гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Теоретическую базу исследования составляет анализ и оценка категории «толерантность» по направлениям: толерантность как философская категория диалектического отражения социального поведения человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром (В.А. Лекторский, Б.С. Гершунский); психофизиологическое и общепсихологическое, учитывающее состояния когнитивных функций, индивидуально-типологических особенностей личности, уровней реализации личностных потенциалов как ключевых факторов формирования толерантного поведения (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.); оценка толерантности как проявления социализации и социальной адаптации в поликультурном социуме (Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко и др.); личностно и коллективно ориентированная педагогика, обосновывающая стратегию педагогической деятельности для успешной организации взаимодействия социально- демографических групп в учебном коллективе (Е.В. Бондаревская, A.B. Мудрик, А.Г. Пашков, П.В. Степанов и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: сравнительный анализ материалов и теоретическое обоснование анкетных материалов дали большой объем информации. Так же использовались материалы нормативно-правовых актов, материалы статистических данных позволили подробно изучить основные проблемы изучаемой темы.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №170 и Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №177 г. Казань.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
-уточнены терминологические границы понятий «толерантность» и «толерантное поведение»;
- разработана модель формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе;
- выявлены критерии и показатели сформированности толерантного поведения;
- полученные в ходе исследования данные дополняют существующее представление о возможности формирования толерантности у подростков в общеобразовательной школе;
- разработаны, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования толерантного поведения у подростков в общеобразовательной школе.
Практическая значимость:
- данная программа позволяет человеку сформировать практическую программу по теме толерантности;
- методические материалы программы «Школа толерантности» могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений, в лекционных и практических курсах подготовки и переподготовки педагогических работников;
- разработанный пакет диагностических методик, позволяет минимизировать риски определенных конфликтов на межнациональной почве.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной цели, анализом современных подходов к проблеме формирования толерантного поведения подростков; организацией экспериментальной работы с корректным применением математико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Межкультурная толерантность - опосредованная личностной толерантностью динамика взаимодействия человека с окружающим миром, проявляющаяся в виде гармоничного отношения к представителям иных социально-демографических и культурных групп и самому себе; состоящее из четырех структурных компонентов: потребностно - мотивационного (мотив толерантного поведения, толерантные установки и ориентации), когнитивного (система знаний о толерантности, толерантные убеждения), поведенческого (умения и навыки толерантного поведения, активность в проявлении толерантности), эмоционального (оценочное отношение к проявлениям толерантности).
2. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе, включающая в себя: цель; задачи; принципы; формы и методы работы с учащимися, родителями и педагогами; компоненты толерантного поведения; критерии сформированности толерантного поведения; педагогические условия успешности формирования толерантного поведения.
3. Программа «Школа толерантности», включающая работу с учащимися позволяет последовательно формировать толерантное поведение подростков.
4. Эффективность модели межкультурной толерантности подростков обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: толерантная среда в общеобразовательном учреждении; реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагогов и учащихся; совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса; направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми; участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации прошли апробацию в учебно-воспитательной работе муниципальных общеобразовательных учреждений: средней общеобразовательной школы №170 и средней общеобразовательной школы №177 г. Казани; результаты исследования докладывались на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (219 наименований) и приложений.
Проблема толерантности в современном многонациональном мире принимается не только исследователями, но и государственными и международными организациями. Мы рассмотрели возможность организации координационной работы с молодыми людьми и их родителями, педагогами, с тем, чтобы сделать формирование толерантности среди молодежи и студентов образования успешным, общее среднее образование. Вопрос о толерантности впервые появился как проблема религиозной терпимости и стал общей гуманитарной проблемой на нескольких уровнях с течением времени, говорят ученые, в зависимости от темы исследования. Анализ источников научной информации, основные критерии формирования допустимого поведения, позитивная этническая идентичность, низкий уровень вторжения. Установление «сотрудничества» в конфликтных ситуациях является неотъемлемой частью любых отношений. Отсутствие этнического стереотипа, так же является.
Исследования по вопросу о формировании поведения толерантности молодежи в школах, проводимых в рамках исследований и экспериментальных данных, мы пришли к следующим выводам.
выводы:
1. Толерантность - это интегративная характеристика личности, детерминирующая осознанную деятельность субъекта, ориентированную на организацию отношений с представителями иных социально - демографических и культурных групп на основе конструктивного взаимодействия.
2. Толерантное поведение - опосредованная личностной толерантностью динамика взаимодействия человека с окружающим миром, проявляющаяся в виде гармоничного отношения к представителям иных
социально-демографических и культурных групп. Толерантное поведение состоит из четырех компонентов: когнитивного, эмоционального, потребностно-мотивационного, поведенческого. Все компоненты ' взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, составляя единство и целостность процесса формирования толерантного поведения.
3. Особенности формирования толерантного поведения подростков обусловлены спецификой возраста, активизацией поиска собственной социальной идентичности, повышением интереса к вопросам социокультурной принадлежности; проявлением большего интереса к другим людям, их взглядам, поведению. Подростки активнее заявляют о своем мнении по многим волнующим взрослых, в том числе социальным, национальным, политическим, проблемам; особую значимость приобретает становление собственной жизненной позиции.
4. Критериями сформированное толерантного поведения являются: позитивная этническая идентичность, отсутствие проявлений агрессивности, установка на «сотрудничество» в конфликтной ситуации, отсутствие этнических стереотипов, наличие эмпатических способностей, отсутствие ксенофобии.
5. Для формирования толерантного поведения подростков разработана и апробирована модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе. Реализация данной модели предусматривает постепенное формирование толерантного поведения подростков, родителей и педагогов.
6. Формирование толерантного поведения подростков происходит в процессе специально организованной педагогической деятельности по программе «Школа толерантности», включающей работу с учащимися (урок, классные часы «Азбука толерантности», внеклассные занятия «Школа толерантности», коллективные творческие дела), педагогами (семинары- практикумы, круглые столы, педсовет, тренинговые занятия «Учимся
толерантности», индивидуальные консультации) и родителями (тренинговые занятия «Уроки толерантности», родительский всеобуч, индивидуальные консультации), позволяющей последовательно формировать толерантное поведение подростков.
7. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе эффективно реализуется при наличии следующих педагогических условий:
- толерантная среда в общеобразовательном учреждении, основанная на гуманистических, нравственных ценностях, являющаяся условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурноисторические ценности;
- реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъектсубъектное взаимодействие педагогов и учащихся;
- совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса, реализующаяся в их взаимоотношениях и завершающаяся согласованием их индивидуальных решений. Результатом совместной деятельности учащихся и родителей является интенсификация процесса коллективообразования, что сказывается на специфике межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе, формируя тем самым толерантное отношение;
- направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми, так как изменение позиции педагога, родителей, переориентация на ценности толерантности, в целом гуманистические, общечеловеческие ценности и доверительный стиль диалогического общения ставит задачу перестройки форм и методов работы педагога в образовательном процессе;
- участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности выступает залогом создания развития доверительных отношений в системе «родитель-ребенок», повышает компетентность родителей в сферах толерантности, формирует у родителей умения и навыки толерантного взаимодействия в семье, что в итоге способствует формированию толерантного поведения подростков. Взаимодействие педагогов и родителей будет успешным в случае их активного сотрудничества, когда они узнают ребенка, наблюдая его в разных ситуациях, развивая способности ребенка, формируя жизненные ценности, преодолевая интолерантные проявления в поведении.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили нам сформулировать комплекс методических рекомендаций, являющихся необходимыми для повышения успешности формирования толерантного поведения подростков в образовательной школе. Существенная часть разработанных материалов внедрена в практику работы МОУ СОШ №170 и МОУ СОШ №177 г. Казани.
Исследования по вопросу о формировании поведения толерантности молодежи в школах, проводимых в рамках исследований и экспериментальных данных, мы пришли к следующим выводам.
выводы:
1. Толерантность - это интегративная характеристика личности, детерминирующая осознанную деятельность субъекта, ориентированную на организацию отношений с представителями иных социально - демографических и культурных групп на основе конструктивного взаимодействия.
2. Толерантное поведение - опосредованная личностной толерантностью динамика взаимодействия человека с окружающим миром, проявляющаяся в виде гармоничного отношения к представителям иных
социально-демографических и культурных групп. Толерантное поведение состоит из четырех компонентов: когнитивного, эмоционального, потребностно-мотивационного, поведенческого. Все компоненты ' взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, составляя единство и целостность процесса формирования толерантного поведения.
3. Особенности формирования толерантного поведения подростков обусловлены спецификой возраста, активизацией поиска собственной социальной идентичности, повышением интереса к вопросам социокультурной принадлежности; проявлением большего интереса к другим людям, их взглядам, поведению. Подростки активнее заявляют о своем мнении по многим волнующим взрослых, в том числе социальным, национальным, политическим, проблемам; особую значимость приобретает становление собственной жизненной позиции.
4. Критериями сформированное толерантного поведения являются: позитивная этническая идентичность, отсутствие проявлений агрессивности, установка на «сотрудничество» в конфликтной ситуации, отсутствие этнических стереотипов, наличие эмпатических способностей, отсутствие ксенофобии.
5. Для формирования толерантного поведения подростков разработана и апробирована модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе. Реализация данной модели предусматривает постепенное формирование толерантного поведения подростков, родителей и педагогов.
6. Формирование толерантного поведения подростков происходит в процессе специально организованной педагогической деятельности по программе «Школа толерантности», включающей работу с учащимися (урок, классные часы «Азбука толерантности», внеклассные занятия «Школа толерантности», коллективные творческие дела), педагогами (семинары- практикумы, круглые столы, педсовет, тренинговые занятия «Учимся
толерантности», индивидуальные консультации) и родителями (тренинговые занятия «Уроки толерантности», родительский всеобуч, индивидуальные консультации), позволяющей последовательно формировать толерантное поведение подростков.
7. Модель формирования толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе эффективно реализуется при наличии следующих педагогических условий:
- толерантная среда в общеобразовательном учреждении, основанная на гуманистических, нравственных ценностях, являющаяся условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурноисторические ценности;
- реализация программы «Школа толерантности», обеспечивающей субъектсубъектное взаимодействие педагогов и учащихся;
- совместная деятельность учащихся и родителей как часть целостного педагогического процесса, реализующаяся в их взаимоотношениях и завершающаяся согласованием их индивидуальных решений. Результатом совместной деятельности учащихся и родителей является интенсификация процесса коллективообразования, что сказывается на специфике межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе, формируя тем самым толерантное отношение;
- направленность родителей и педагогов на толерантное взаимодействие с детьми, так как изменение позиции педагога, родителей, переориентация на ценности толерантности, в целом гуманистические, общечеловеческие ценности и доверительный стиль диалогического общения ставит задачу перестройки форм и методов работы педагога в образовательном процессе;
- участие родителей в воспитательных мероприятиях в качестве субъектов совместной деятельности выступает залогом создания развития доверительных отношений в системе «родитель-ребенок», повышает компетентность родителей в сферах толерантности, формирует у родителей умения и навыки толерантного взаимодействия в семье, что в итоге способствует формированию толерантного поведения подростков. Взаимодействие педагогов и родителей будет успешным в случае их активного сотрудничества, когда они узнают ребенка, наблюдая его в разных ситуациях, развивая способности ребенка, формируя жизненные ценности, преодолевая интолерантные проявления в поведении.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили нам сформулировать комплекс методических рекомендаций, являющихся необходимыми для повышения успешности формирования толерантного поведения подростков в образовательной школе. Существенная часть разработанных материалов внедрена в практику работы МОУ СОШ №170 и МОУ СОШ №177 г. Казани.
Подобные работы
- УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан «Возрождение» в гармонизации межконфессиональных отношений
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Становление институтов гражданского общества Республики Татарстан на примере ассамблеи народов Татарстана
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ
ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА В ТАТАРОЯЗЫЧНЫХ СМИ: КОМПЕТЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТА
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - СТЕРЕОТИПЫ VS МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016



