ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
1.1. Теоретический обзор исследований проблемы прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Понятие «профессионально важные качества» в психологии и их влияние на развитие прокрастинации
Вывод по Главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Диагностика типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка
2.4. Тест-опросник «Степень выраженности прокрастинации (СВП)» М.А. Киселева
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕНОМЕНА ПРОКРАСТИНАЦИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ КАЧЕСТВАМИ ПЕДАГОГА
3.1. Выявление специфики взаимосвязи прокрастинации и целеустремленности у педагогов
3.2. Результаты исследования корреляции феномена прокрастинации и целеустремленности
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день образование рассматривается как одна из высших ценностей жизни, а также способ формирования человека как личности и его духовного благосостояния. Именно поэтому в педагогической сфере требуются профессионалы своего дела и возрастает значимость педагогической деятельности. Профессия педагога является одной из самых распространенных и необходимых обществу. В процессе обучения учитель выполняет ряд функций, успешность выполнения которых определяется его профессиональными и личностными качествами.
Компонентами психологической структуры субъекта труда являются качества и свойства индивида, влияющие на эффективность и результативность трудовой деятельности. Данные качества в психологии труда принято называть профессионально важными качествами. По мнению В.Д. Шадрикова профессионально важные качества выступают в роли индивидуальных свойств личности и субъекта деятельности, которые влияют на успешное и эффективное выполнение трудовой деятельности [13].
Актуальность представленной работы заключается в том, что негативными проявлениями феномена прокрастинации могут быть как сильное эмоциональное переживание нерешенной задачи, которое приводит к чувству вины, так и угасание активности и успешности личности в профессиональной деятельности и неудовлетворенность ее результатами. Данный феномен нередко имеет место быть в значимой для человека деятельности. В связи с тем, что данный вопрос изучается относительно недавно, еще не выявлены точные причины, которые объясняют предрасположенность к прокрастинации. Исходя из этого вытекает вопрос о том, как профессионально значимые качества влияют на появление прокрастинации и существует ли взаимосвязь между ними.
Объект исследования: феномен прокрастинации.
Предмет исследования: взаимосвязь феномена прокрастинации с профессионально значимыми качествами педагога.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между феноменом прокрастинации и профессионально значимыми качествами педагога.
Поставленная цель определила задачи исследования:
0. Анализ отечественных и зарубежных источников по вопросам прокрастинации и профессионально значимым качествам педагога и их взаимосвязи с прокрастинацией;
1. Изучить особенности проявления прокрастинации и профессионально значимых качеств педагога;
2. Выявить и описать взаимосвязи прокрастинации с профессионально значимыми качествами педагога.
Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между прокрастинацией и профессионально значимыми качествами педагога.
Научная новизна: элементы научной новизны заключаются в том, что ранее не была изучена взаимосвязь феномена прокрастинации с профессионально значимыми качествами педагога.
Теоретико-методологическая основа исследования: феноменом прокрастинации занимались как отечественные (Я.И. Варваричева, Н.Г. Гаранян, В.С. Ковылин, С.Ю. Лебедев, Е.Л. Михайлова, Т.Л. Сморкалова, Н.А. Шухова и др.), так и зарубежные (Lay) ученые.
Вопросом профессионально значимых качеств занимались такие ученые, как В.А. Карпов, А.К. Маркова, Л.Н. Митина, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.
Теоретическая значимость: систематизирован и обобщен материал по проблеме феномена прокрастинации у педагогов, а также выявлены профессионально значимые качества педагога.
Практическая значимость: результаты исследовательской работы могут быть использованы при разработке программ по коррекции прокрастинации.
По сформулированной нами гипотезе были подобраны методики для осуществления исследования:
1. Диагностика типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка;
2. Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова;
3. Общая шкала прокрастинации К. Лея;
4. Тест-опросник «Степень выраженности прокрастинации (СВП)» М.А. Киселева.
Методы научного исследования:
1. Теоретические: обзор и анализ научной литературы по вопросам прокрастинации и профессионально значимых качеств; обзор научной литературы по вопросу личности педагога для выявления профессионально значимых качеств;
2. Эмпирические: проведение диагностики выбранными методиками на педагогах города Казани;
3. Методы обработки эмпирических данных: построение диаграмм, таблиц; подсчет значений; проверка статистическим критерием корреляции Пирсона.
Базой исследования являлось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Казани. В исследовании приняло участие 60 педагогов со стажем работы от 2 до 40 лет.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Работа изложена на 57 страницах машинописного текста, содержит 5 приложений, 2 таблицы. Список литературы насчитывает 16 наименований, из которых 3 зарубежных.
В рамках данного научного исследования была изучена взаимосвязь феномена прокрастинации с профессионально важными качествами педагога (целеустремленностью) города Казани. Был проведен анализ зарубежной и отечественной литературы по вопросам проявления феномена прокрастинации и профессионально значимым качествам педагога и проведено эмпирическое исследование по данной теме, что позволяет нам сделать определенные выводы.
«Прокрастинация - это систематическое откладывание человеком на более поздний срок выполнения срочных и важных дел или принятия решений, которые осознаются им как таковые, сопровождаемое комплексом негативных эмоций и очевидно приводящее к ухудшению ситуации или результата деятельности». Включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. На сегодняшний день нет результатов исследований, которые показали бы причины возникновения данного феномена, но при этом известно, что влияет. Повышенная ответственность, чувство риска, при котором у человека появляется желание в азарте от малого количества времени, монотонность, сложность, нежелание выполнять задачи в срок - все это влияет на появление прокрастинации у человека.
Под профессионально важными качествами нужно понимать «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность ее выполнения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК».
Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Является обобщенным волевым качеством личности, которое определяет уровень развития содержание других волевых качеств. Различают виды целеустремленности: 1) стратегическая - постановка целей на долгосрочный период жизни, а также умение руководствоваться ценностями и идеалами и 2) тактическая - умение ставить маленькие цели для достижения глобальной.
Развитие волевых качеств человека происходит как во время жизни человека с формированием характера, с воспитанием, так и существуют врожденные, генетически обусловленные, волевые качества. Исходя из этого, развитие волевых качеств происходит в определенном соотношении компонентов качеств в данной структуре.
Частые конфликты, возникающие между целеустремленностью, как долгосрочной доминантой и желаниями, потребностями, интересами снижают ее активность. Для поддержания целеустремленности необходимо знать пути поддержания.
Также при изучении литературы были изучены профессионально значимые качества педагога, которые являются одним из важных факторов в профессиональной деятельности. Для успешной трудовой деятельности в каждой профессии существуют специфические требования к личностным качествам сотрудника. Рассматривая качества педагога, как субъекта профессиональной деятельности, исследователи разъединяют профессионально - педагогические качества или способности и личностные. При изучении профессионально значимых качеств педагога, Л.М. Митина соотносит их с педагогическими уровнями способностей - рефлексивно-перцептивными и проективными. В исследовании было выделено более пятидесяти личностных свойств педагога (как профессионально значимых, так и личностных) [9].
В результате проведения эмпирического исследования было выявлено, что большинство педагогов не склонны к прокрастинации, но при этом существует взаимосвязь с определенной характеристикой личности. Общие результаты исследования показали, что существует обратная корреляция между прокрастинацией и мотивационной недостаточностью, т.е. чем выше прокрастинация, тем ниже мотивационная недостаточность.
На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что задачи данного исследования были решены полностью, цель также была достигнута - изучена взаимосвязь прокрастинации с профессионально значимыми качествами (целеустремленностью) педагога. Следует отметить, что между феноменом прокрастинации и целеустремленностью взаимосвязи не существует, что говорит о неподтвержденной гипотезе.
Таким образом, для подтверждения данной гипотезы и получения более достоверных результатов взаимосвязи прокрастинации и профессионально значимых качеств педагога, следует увеличить батарею методик и рассмотреть корреляцию с другими профессионально значимыми качествами, т.к. именно с ними может быть выявлена взаимосвязь. Также возможно увеличение выборки, например, взять несколько школ города Казани вместо одной, или выйти на регионы республики Татарстан.