Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ПРОКРАСТИНАЦИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ КАЧЕСТВАМИ ПЕДАГОГА

Работа №35999

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
1.1. Теоретический обзор исследований проблемы прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Понятие «профессионально важные качества» в психологии и их влияние на развитие прокрастинации
Вывод по Главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Диагностика типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка
2.4. Тест-опросник «Степень выраженности прокрастинации (СВП)» М.А. Киселева
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕНОМЕНА ПРОКРАСТИНАЦИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ КАЧЕСТВАМИ ПЕДАГОГА
3.1. Выявление специфики взаимосвязи прокрастинации и целеустремленности у педагогов
3.2. Результаты исследования корреляции феномена прокрастинации и целеустремленности
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

На сегодняшний день образование рассматривается как одна из высших ценностей жизни, а также способ формирования человека как личности и его духовного благосостояния. Именно поэтому в педагогической сфере требуются профессионалы своего дела и возрастает значимость педагогической деятельности. Профессия педагога является одной из самых распространенных и необходимых обществу. В процессе обучения учитель выполняет ряд функций, успешность выполнения которых определяется его профессиональными и личностными качествами.
Компонентами психологической структуры субъекта труда являются качества и свойства индивида, влияющие на эффективность и результативность трудовой деятельности. Данные качества в психологии труда принято называть профессионально важными качествами. По мнению В.Д. Шадрикова профессионально важные качества выступают в роли индивидуальных свойств личности и субъекта деятельности, которые влияют на успешное и эффективное выполнение трудовой деятельности [13].
Актуальность представленной работы заключается в том, что негативными проявлениями феномена прокрастинации могут быть как сильное эмоциональное переживание нерешенной задачи, которое приводит к чувству вины, так и угасание активности и успешности личности в профессиональной деятельности и неудовлетворенность ее результатами. Данный феномен нередко имеет место быть в значимой для человека деятельности. В связи с тем, что данный вопрос изучается относительно недавно, еще не выявлены точные причины, которые объясняют предрасположенность к прокрастинации. Исходя из этого вытекает вопрос о том, как профессионально значимые качества влияют на появление прокрастинации и существует ли взаимосвязь между ними.
Объект исследования: феномен прокрастинации.
Предмет исследования: взаимосвязь феномена прокрастинации с профессионально значимыми качествами педагога.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между феноменом прокрастинации и профессионально значимыми качествами педагога.
Поставленная цель определила задачи исследования:
0. Анализ отечественных и зарубежных источников по вопросам прокрастинации и профессионально значимым качествам педагога и их взаимосвязи с прокрастинацией;
1. Изучить особенности проявления прокрастинации и профессионально значимых качеств педагога;
2. Выявить и описать взаимосвязи прокрастинации с профессионально значимыми качествами педагога.
Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между прокрастинацией и профессионально значимыми качествами педагога.
Научная новизна: элементы научной новизны заключаются в том, что ранее не была изучена взаимосвязь феномена прокрастинации с профессионально значимыми качествами педагога.
Теоретико-методологическая основа исследования: феноменом прокрастинации занимались как отечественные (Я.И. Варваричева, Н.Г. Гаранян, В.С. Ковылин, С.Ю. Лебедев, Е.Л. Михайлова, Т.Л. Сморкалова, Н.А. Шухова и др.), так и зарубежные (Lay) ученые.
Вопросом профессионально значимых качеств занимались такие ученые, как В.А. Карпов, А.К. Маркова, Л.Н. Митина, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.
Теоретическая значимость: систематизирован и обобщен материал по проблеме феномена прокрастинации у педагогов, а также выявлены профессионально значимые качества педагога.
Практическая значимость: результаты исследовательской работы могут быть использованы при разработке программ по коррекции прокрастинации.
По сформулированной нами гипотезе были подобраны методики для осуществления исследования:
1. Диагностика типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка;
2. Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова;
3. Общая шкала прокрастинации К. Лея;
4. Тест-опросник «Степень выраженности прокрастинации (СВП)» М.А. Киселева.
Методы научного исследования:
1. Теоретические: обзор и анализ научной литературы по вопросам прокрастинации и профессионально значимых качеств; обзор научной литературы по вопросу личности педагога для выявления профессионально значимых качеств;
2. Эмпирические: проведение диагностики выбранными методиками на педагогах города Казани;
3. Методы обработки эмпирических данных: построение диаграмм, таблиц; подсчет значений; проверка статистическим критерием корреляции Пирсона.
Базой исследования являлось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Казани. В исследовании приняло участие 60 педагогов со стажем работы от 2 до 40 лет.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Работа изложена на 57 страницах машинописного текста, содержит 5 приложений, 2 таблицы. Список литературы насчитывает 16 наименований, из которых 3 зарубежных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данного научного исследования была изучена взаимосвязь феномена прокрастинации с профессионально важными качествами педагога (целеустремленностью) города Казани. Был проведен анализ зарубежной и отечественной литературы по вопросам проявления феномена прокрастинации и профессионально значимым качествам педагога и проведено эмпирическое исследование по данной теме, что позволяет нам сделать определенные выводы.
«Прокрастинация - это систематическое откладывание человеком на более поздний срок выполнения срочных и важных дел или принятия решений, которые осознаются им как таковые, сопровождаемое комплексом негативных эмоций и очевидно приводящее к ухудшению ситуации или результата деятельности». Включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. На сегодняшний день нет результатов исследований, которые показали бы причины возникновения данного феномена, но при этом известно, что влияет. Повышенная ответственность, чувство риска, при котором у человека появляется желание в азарте от малого количества времени, монотонность, сложность, нежелание выполнять задачи в срок - все это влияет на появление прокрастинации у человека.
Под профессионально важными качествами нужно понимать «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность ее выполнения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК».
Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Является обобщенным волевым качеством личности, которое определяет уровень развития содержание других волевых качеств. Различают виды целеустремленности: 1) стратегическая - постановка целей на долгосрочный период жизни, а также умение руководствоваться ценностями и идеалами и 2) тактическая - умение ставить маленькие цели для достижения глобальной.
Развитие волевых качеств человека происходит как во время жизни человека с формированием характера, с воспитанием, так и существуют врожденные, генетически обусловленные, волевые качества. Исходя из этого, развитие волевых качеств происходит в определенном соотношении компонентов качеств в данной структуре.
Частые конфликты, возникающие между целеустремленностью, как долгосрочной доминантой и желаниями, потребностями, интересами снижают ее активность. Для поддержания целеустремленности необходимо знать пути поддержания.
Также при изучении литературы были изучены профессионально значимые качества педагога, которые являются одним из важных факторов в профессиональной деятельности. Для успешной трудовой деятельности в каждой профессии существуют специфические требования к личностным качествам сотрудника. Рассматривая качества педагога, как субъекта профессиональной деятельности, исследователи разъединяют профессионально - педагогические качества или способности и личностные. При изучении профессионально значимых качеств педагога, Л.М. Митина соотносит их с педагогическими уровнями способностей - рефлексивно-перцептивными и проективными. В исследовании было выделено более пятидесяти личностных свойств педагога (как профессионально значимых, так и личностных) [9].
В результате проведения эмпирического исследования было выявлено, что большинство педагогов не склонны к прокрастинации, но при этом существует взаимосвязь с определенной характеристикой личности. Общие результаты исследования показали, что существует обратная корреляция между прокрастинацией и мотивационной недостаточностью, т.е. чем выше прокрастинация, тем ниже мотивационная недостаточность.
На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что задачи данного исследования были решены полностью, цель также была достигнута - изучена взаимосвязь прокрастинации с профессионально значимыми качествами (целеустремленностью) педагога. Следует отметить, что между феноменом прокрастинации и целеустремленностью взаимосвязи не существует, что говорит о неподтвержденной гипотезе.
Таким образом, для подтверждения данной гипотезы и получения более достоверных результатов взаимосвязи прокрастинации и профессионально значимых качеств педагога, следует увеличить батарею методик и рассмотреть корреляцию с другими профессионально значимыми качествами, т.к. именно с ними может быть выявлена взаимосвязь. Также возможно увеличение выборки, например, взять несколько школ города Казани вместо одной, или выйти на регионы республики Татарстан.


1. Варваричева Я.И. «Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования» / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. - М., 2010. - №3. - С. 121 - 130.
2. Виндекер О.С. «Формальный и содержательный анализ шкалы общей
прокрастинации C.H. Lay» / О.С. Виндекер, М.В. Останина // «Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические
проблемы психологии», научно-практический журнал. - М., 2014. - №1(30).
3. Ильин Е.П. «Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень» / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
4. Калинина Т.В. «Феномен прокрастинации: современные исследования» / Т.В. Калинина // Приволжский научный вестник №11, 2016.
5. Ковылин В.С. «Теоретические основы изучения феномена прокрастинации» / В.С. Ковылин // «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие», электронный журнал. - 2013. - №2.
6. Маркова А.К. «Психология профессионализма» / А.К. Маркова // Международный гуманитарный фонд «Знание». - М., 1996. - 312 с.
7. Маркова А.К. «Психология труда учителя» / Маркова А.К. // — М., 1983.
8. Митина Л.Н. «Психология труда и профессиональное развитие учителя» / Л.Н. Митина // Академия. - М., 2004. - 320 с.
9. Митина Л.Н. «Учитель как личность и профессионал» / Л.Н. Митина // - М., 1994.
10. Поваренков Ю.П. «Введение в психологию труда» / Ю.П. Поваренков // Учебное пособие для студентов ВУЗов, Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. - Киров, 2006. - 134 с.
11. Хусаинова Р.М. «Проявление феномена прократинации у учителей в зависимости от качества жизни» / Р.М. Хусаинова// Сибирский психологический журнал, 2018.
12. Шадриков В.Д. «Проблема системогенеза профессиональной деятельности» / В.Д. Шадриков // Изд-во «Наука». - М., 1982. - 185 с.
13. Шадриков В.Д. «Психология деятельности и способности человека» / В.Д. Шадриков // Изд-во «Логос». - М., 1996. - 320 с.
14. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. «Correlates of academic procrastination» // Journal of School Psychology. - 1993. - №31. - P. 487-500.
15. Milgram N., Tenne R. «Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination» // Europen Journal of Personality. - 2000. - №14. - P. 141-156.
16. Steel P. «The Nature of Procrastination: A Meta-Anolytic and Theoretical Of Quintessential Self-Regulatory Failure» // Psychological Bulletin. - 2007. №133(1)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ