РЕФЕРАТ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА
«НЕПРЕРЫВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ» В ПРОЦЕССУ «УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ» В ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Характеристика основных типов документов СМК 11
1.2 Требования к документации СМК 27
1.3 Общие принципы реализации процесса управления документацией на
предприятии 32
1.3.1 Управление документацией по ИСО 9001:2015 32
1.3.2 Содержание документированной процедуры «Управление
документацией» 36
1.4 Современные методики реализации принципа «Непрерывное
улучшение» в управлении документацией СМК 39
2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТООБОРОТА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ФЛОКС» 47
2.1 Характеристика организации и ее организационной структуры 47
2.2 Структура документов СМК организации 49
2.3 Политика в области качества ООО «Флокс» 52
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПА ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ В ДОКУМЕНТООБОРОТ СМК ООО «ФЛОКС» 63
3.1 Корректировка карты процесса 63
3.2 Перерасчет эффективности процедуры управления 70
3.3 График документооборота 73
3.4 Ответственный за управление документацией СМК 78
Заключение 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Серия стандартов ISO 9000, включающая базовые концепции, понятия, принципы и терминологию систем менеджмента качества, в том числе восемь принципов менеджмента качества, содержит принцип «непрерывного совершенствования». Формулировка 2.3.5.1 понятия "непрерывное совершенствование" в стандартах ГОСТ Р ИСО 9000-2015 " Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь "включает в себя следующее: " Успешные организации постоянно нацелены на улучшение ". В ISO 9000:2015 по этому поводу содержится следующая информация: " Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель "
Реализация этого принципа в рамках программы по повышению эффективности и эффективности системы менеджмента качества, как показала отечественная и зарубежная предпринимательская практика, оказывает сильное положительное влияние на динамику прогресса СМК.
Принцип «непрерывного совершенствования» применим ко всем областям деятельности Организации, в том числе к документообороту.
Для эффективной организации деятельности предприятия в соответствии с критериями эффективности следует разработать документы системы менеджмента качества, устанавливающие порядок и правила выполнения тех процедур, которыми следует управлять.
Отсутствие документооборота на предприятии не представляется возможным, потому как невозможно организовать предпринимательскую деятельность когда нет документов, стандартов, регламентов, все указания руководство сообщает в устной форме, а каждый исполнитель в точности помнит и следует этим принципам.
Здесь, о единстве целей в области качества не может быть речи. Проверки, аудиты, регистрация нарушений при отсутствии необходимых документов также не может быть выполнена, потому что каждая проверка или аудит - это определение соответствия какому-то эталону (документу, стандарту). Документооборот организации необходим каждой компании для обеспечения подразделений и руководителей необходимой документацией должного качества и в кратчайшие сроки.
Для качественного управления предприятием, необходимо обрабатывать имеющиеся в распоряжении документы быстро и на высоком уровне. Этот процесс включает весь путь движения: с момента производства или поступления до момента архивации. Совокупность всех этих действий, которые связаны с подробной обработкой документации и определяет суть понятия «документооборот».
Движение документов в организации заключается в перемещении документов с момента их производства или получения, до конца выполнения или передачи.
Основное раскрывающее понятие термина состоит в словосочетании "движение документов ". Другими словами, полный цикл движения в пределах организации (от подразделения к подразделению или от служащего к служащему). Ход документов в организации подчиняется за установленными правилами, которые определяет каждая конкретная организация для себя самостоятельно.
Получается, что документооборот в организации подчиняется законам, по которым происходит управление, он показывает её преимущества и недостатки.
Все вышесказанное определяет актуальность темы дипломной работы.
Цель работы: применение принципа «непрерывное улучшение» к процессу «управление документацией» в организации.
Задачи:
• изучить основные типы документов СМК и требования к ним;
• провести анализ требований стандартов ИСО серии 9000 применительно к процессу управления документацией;
• рассмотреть современные методики реализации принципа «Непрерывное улучшение» в управлении документацией СМК с целью выбора наиболее эффективного подхода к его реализации;
• Разработать мероприятия по улучшению процесса документооборота на предприятии ООО «Флокс».
Объектом исследования в данной дипломной работе является документооборот ООО «Флокс».
Предметом исследования является управление документооборотом предприятия.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, вывода, списка литературы и приложений. В первом разделе охарактеризовано понятие и сущность документооборота и принципа СМК «постоянное улучшение». Во втором разделе дана организационная характеристика предприятия, ее конкурентные преимущества, а также проведен анализ документооборота ООО «Флокс». В третьем разделе представлены методы по улучшению документооборота предприятия с применением принципа СМК «постоянное улучшение» ООО «Флокс».
Методы исследования:
1) Теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, заключения);
2) Практические (наблюдение, анализ, статистический, системный, логический, сравнительный).
В целом, можно констатировать, что значение документации для процессов СМК состоит в том, что она «дает возможность передать смысл и последовательность действий».
Документирование не есть писание или не есть только писание - это разработка или отражение существующей СМК, на основании которой значительно легче понять, что нужно изменить или улучшить в системе, чтобы она стала приближенной к реальному или желаемому алгоритму управления.
Управление документами - это процесс, который пронизывает всю деятельность организации и делает ее прозрачной как для руководителей и сотрудников, так и для всех ее заинтересованных сторон. Для повышения эффективности процесса управления документацией необходимо проводить его анализ и актуализацию, т. е. применять принцип непрерывного улучшения.
В настоящее время необходимость постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в структуру организации и охватывать все сферы ее деятельности, особенно управление документооборотом.
Проведя исследование структуры документации СМК организации ООО «Флокс», и процедуры управления этими документами, можно сказать о СМК в ее деятельности. Данный анализ показал, что компания уделяет внимание системе менеджмента качества и в целом следит применяет процедуру управления документацией с постоянным стремлением к улучшению.
Однако, современные требования к продукции диктуют более строгие стандарты управления процессами, для поддержания качества продукции и конкурентоспособности на рынке . В связи с этим, был разработан ряд рекомендаций для внедрения принципа «постоянное улучшение» в процедуру «управление документацией» ООО «Флокс»:
1) Корректировка карты процесса;
2) Корректировка блок-схемы процесса;
3) Перерасчет эффективности процедуры управления;
4) График документооборота;
5) Перерасчет эффективности процедуры управления;
6) Распределение ответственности за управление документацией СМК.
1. ГОСТ Р ИСО 9000 — 2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь — М., 2015. — 22 с.
2. Маликова А.Н. Управление документацией системы менеджмента качества. Технологии качества жизни. — 2014. —№ 1. — С. 45—64.
3. ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015 Системы менеджмента качества. Требования. — М., 2015. — 18 с.
4. Филатов А. С. Сократить объем документации СМК // Стандарты и качество. — 2017. — № 1. — с. 68-73.
5. Т. Полховская, Н. Ващенко, И. Назарова Роль документации при создании эффективной системы менеджмента организации // Стандарты и качество. —2014. — № 6 — С. 6—12.
6. Матрюков П.Н. Документационное обеспечение системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества.—2016 — № 5— С. 7—22.
7. Федосимов А.О. Пишем то, что делаем. Делаем, как написали // Стандарты и качество. — 2017. — № 6—С. 4—8.
8. А. Голден. Еще раз о пользе документирования, или о языке пиктограмм. Методы менеджмента качества. — 2017. — № 2.— с. 46—47.
9. Антонова Р.А. Постоянное улучшение и его место в СМК организации // Методы менеджмента качества. — № 4. —2014.
10. Версан В. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО 9000 новой версии. Стратегия введения в действие. — М., 2018. — 18 с.
11. Устав ООО «Флокс» (текущий архив предприятия).
12. Руководство по качеству ООО «Флокс» (текущий архив предприятия).
13. Киселева П.М. Управление документацией // Серия «Все о качестве. Отечественные разработки» — № 4. —2014.
14. Киселева П.М. Политика в области качества // Серия «Все о качестве. Отечественные разработки» — № 5. —М, 2015.
15. Глудкин, О. П. Горбунов А. А. Управление качеством: учебник для вузов . — М., 2018. — 22—31 с.
16. Ильенкова П.Н. Управление качеством: учебник для вузов. — М., 2016. — 12—18 с.
17. Мишин Р.А. Всеобщее управление качеством: учебное пособие для вузов. —М.: ЮНИТИ-ДАНА. —20с.
18. Экономика качества. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». —№ 4. —М.: НТК «Трек». —2017.
19. Экономические аспекты системы менеджмента качества. Практическое пособие.— СПб.—2016. С. 12-17.
20. Иняц Н. Малая энциклопедия качества: Справочное издание —№3. — М, 2015. —222 с.