СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа системы управления туристической
привлекательности региона 7
1.1. Туристическая привлекательность региона: сущность, параметры и методы
ее оценки 7
1.2. Система управления туристической привлекательностью в Российской
Федерации 21
1.3. Туристско-рекреационные зоны и туристические кластеры как механизмы
развития туристической привлекательности территории 38
2. Практические аспекты анализа туристической привлекательности регионов Российской Федерации (на примере Краснодарского края, Нижегородской области, Республики Татарстан, Самарской области и Свердловской области) 50
2.1. Туристическая привлекательность регионов Российской Федерации:
статистический анализ 50
2.2. Оценка туристической привлекательности регионов Российской Федерации:
корреляционно-регрессионный анализ 86
2.3. Анализ системы управления туристической привлекательностью регионов
Российской Федерации 100
3. Направления совершенствования системы управления туристической
привлекательностью в регионах Российской Федерации 121
3.1. Зарубежный опыт управления туристической привлекательностью
территории и возможности его использования в российских реалиях 121
3.2. Возможные направления повышения туристической привлекательности
регионов Российской Федерации 130
Заключение 138
Список использованных источников 140
Приложения 148
1. Теоретические аспекты анализа системы управления туристической
привлекательности региона 7
1.1. Туристическая привлекательность региона: сущность, параметры и методы
ее оценки 7
1.2. Система управления туристической привлекательностью в Российской
Федерации 21
1.3. Туристско-рекреационные зоны и туристические кластеры как механизмы
развития туристической привлекательности территории 38
2. Практические аспекты анализа туристической привлекательности регионов Российской Федерации (на примере Краснодарского края, Нижегородской области, Республики Татарстан, Самарской области и Свердловской области) 50
2.1. Туристическая привлекательность регионов Российской Федерации:
статистический анализ 50
2.2. Оценка туристической привлекательности регионов Российской Федерации:
корреляционно-регрессионный анализ 86
2.3. Анализ системы управления туристической привлекательностью регионов
Российской Федерации 100
3. Направления совершенствования системы управления туристической
привлекательностью в регионах Российской Федерации 121
3.1. Зарубежный опыт управления туристической привлекательностью
территории и возможности его использования в российских реалиях 121
3.2. Возможные направления повышения туристической привлекательности
регионов Российской Федерации 130
Заключение 138
Список использованных источников 140
Приложения 148
Сфера туризма является одной из важнейших направлений экономики. Она оказывает влияние на развитие транспортной инфраструктуры, коллективных средств размещения, общественного питания, торговли.
Развитие сферы туризма невозможно без государственного управления и механизмов, способствующих решить существующие проблемы. Деятельность органов власти следует направить на создание конкурентного рынка туристических услуг и обеспечение взаимодействия между участниками отрасли Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что Россия в течение долгого периода времени была закрыта для въездного и выездного туризма, границы были открыты лишь с распадом Советского Союза. Только сейчас у государственных органов приходит осознание того, что туристическая сфера является достаточно прибыльной, в некоторых странах доходы от туризма достигают 40% от ВВП.
В 2018 году Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTTC) был опубликован рейтинг стран с наибольшей и наименьшей зависимостью от туризма.
Самым «туризмозависимым» направлением в мире являются Мальдивы, где доля туристической отрасли в ВПП страны по итогам 2017 года составила 39,6%. Для сравнения: вклад туризма в ВВП Великобритании оценивается в 3,7%, в США этот показатель еще ниже - 2,6%
Что же касается стран, в которых туризм не играет существенной роли в экономике, то Россия входит в их ТОП-10, отставая от Узбекистана, Молдовы и других государств. У Демократической Республики Конго самый низкий показатель по вкладу туризма среди всех стран, представленных в рейтинге.
Российская Федерация с одной стороны, обладает большим разнообразием мест природного и культурного наследия, а с другой, наша страна находится далеко не на первых местах мировых туристических рейтингов. Причины отставания заключаются в недостаточно развитой транспортной инфраструктуре, в устаревшей и дорогой гостиничной сети, а также
усложненной процедуре выдачи виз. Туризм для РФ является не только отраслью экономики, но и играет роль драйвера, определяющего социальноэкономическое развитие. Проведение Олимпиады, Универсиады, Чемпионата мира по футболу и других мировых событий - все это говорит о том, что Россия располагает необходимыми ресурсами и инфраструктурой, чтобы быть привлекательной для туристов.
В мировой практике существуют различные национальные системы организации, управления и регулирования туризма. В сфере разработки и реализации программ и мероприятий по повышению туристической привлекательности они взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристическими ассоциациями, союзами и другими общественными организациями, и объединениями. Процесс управления в сфере туризма должен опираться на ряд особенностей данной отрасли: приоритет желаний конечных потребителей при планировании своей туристической деятельности; большое значение маркетинга в туристической отрасли; уникальность туристической услуги.
Теоретические и практические аспекты развития регионального туризма рассматриваются как зарубежными, так, и отечественными авторами, и специалистами. В последнее время количество работ, посвящённых вопросам функционирования туристической сферы на региональном (территориальном) уровне, существенно увеличилось, что свидетельствует о возрастании роли и значения туризма территорий и усиления интереса к нему со стороны исследователей.
Ц. Б. Базарова, Н. Ш. Малакшинова изучали разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и регионами и законодательство в туристической сфере. Авторы обращают внимание на социально-экономической значимости туризма для развития как отдельно взятого региона, так и страны в целом. И. В. Коптева. анализировала механизмы государственного управления сферой туризма в Самарской области. По ее мнению, развитие данной сферы в
большинстве регионов России находится на начальном уровне, так как органы власти еще только начинают осознавать значимость туризма в экономике.
А. Ю. Зобнина проводила теоретический анализ параметров стратегического управления туристкой сферой, определила основные проблемы и пути их решений. А. В. Кашин и Е. П. Сотникова изучали взаимодействие государственных органов и туристических организаций. К. И. Костюков и Е. С. Береза анализировали проблемы государственного управления в сфере туризма РФ, а также виды туризма, которые можно развивать в России.
Среди работ зарубежных авторов, занимающихся изучением вопросов развития туризма отдельных регионов, следует выделить работы Х.Годфри, Х.Смита, А.Моргана, А.Притчарда и другие.
Объектами исследования являются туристическая привлекательность Нижегородской, Свердловской и Самарской областей, Краснодарского края и Республики Татарстан. Выбор субъектов обуславливается тем, что они традиционно привлекают большое число как иностранных, так и российских туристов, обладают уникальными достопримечательностями, а также занимают высокие позиции в мировых рейтингах, оценивающих привлекательность регионов РФ для туристов.
Предмет исследования - система управления туристической
привлекательностью данных регионов РФ.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности системы управления туристической привлекательностью регионов Российской Федерации для выявления проблем и разработки рекомендаций по ее повышению.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и параметры оценки «туристической привлекательности» территории;
- исследовать систему управления сферой туризма на федеральном и региональном уровнях;
- рассмотреть туристско-рекреационные зоны и туристические кластеры в контексте развития туристической привлекательности территории;
- провести статистический анализ показателей туристической сферы регионов России;
- провести корреляционно-регрессионный анализ в оценке взаимосвязи туристического потока и показателей сферы туризма в регионах России;
- рассмотреть возможности использования зарубежного опыта с целью повышения туристической привлекательности регионов России;
- выработать предложения по повышению туристической привлекательности регионов России.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, анализ статей и монографий, статистический анализ, корреляционно-регрессионный анализ, ранжирование, контент-анализ туристических порталов.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и проанализированных регионов: Конституция Российской Федеральный, Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, Закон Нижегородской области от 12.02.2008 г. № 8-3 «О туристической деятельности на территории Нижегородской области», Закон Свердловской области от 31.12.1999 г. № 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области», законы и государственные программы развития туризма других субъектов, а также статистические данные Федеральной службы государственной статистики.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Развитие сферы туризма невозможно без государственного управления и механизмов, способствующих решить существующие проблемы. Деятельность органов власти следует направить на создание конкурентного рынка туристических услуг и обеспечение взаимодействия между участниками отрасли Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что Россия в течение долгого периода времени была закрыта для въездного и выездного туризма, границы были открыты лишь с распадом Советского Союза. Только сейчас у государственных органов приходит осознание того, что туристическая сфера является достаточно прибыльной, в некоторых странах доходы от туризма достигают 40% от ВВП.
В 2018 году Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTTC) был опубликован рейтинг стран с наибольшей и наименьшей зависимостью от туризма.
Самым «туризмозависимым» направлением в мире являются Мальдивы, где доля туристической отрасли в ВПП страны по итогам 2017 года составила 39,6%. Для сравнения: вклад туризма в ВВП Великобритании оценивается в 3,7%, в США этот показатель еще ниже - 2,6%
Что же касается стран, в которых туризм не играет существенной роли в экономике, то Россия входит в их ТОП-10, отставая от Узбекистана, Молдовы и других государств. У Демократической Республики Конго самый низкий показатель по вкладу туризма среди всех стран, представленных в рейтинге.
Российская Федерация с одной стороны, обладает большим разнообразием мест природного и культурного наследия, а с другой, наша страна находится далеко не на первых местах мировых туристических рейтингов. Причины отставания заключаются в недостаточно развитой транспортной инфраструктуре, в устаревшей и дорогой гостиничной сети, а также
усложненной процедуре выдачи виз. Туризм для РФ является не только отраслью экономики, но и играет роль драйвера, определяющего социальноэкономическое развитие. Проведение Олимпиады, Универсиады, Чемпионата мира по футболу и других мировых событий - все это говорит о том, что Россия располагает необходимыми ресурсами и инфраструктурой, чтобы быть привлекательной для туристов.
В мировой практике существуют различные национальные системы организации, управления и регулирования туризма. В сфере разработки и реализации программ и мероприятий по повышению туристической привлекательности они взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристическими ассоциациями, союзами и другими общественными организациями, и объединениями. Процесс управления в сфере туризма должен опираться на ряд особенностей данной отрасли: приоритет желаний конечных потребителей при планировании своей туристической деятельности; большое значение маркетинга в туристической отрасли; уникальность туристической услуги.
Теоретические и практические аспекты развития регионального туризма рассматриваются как зарубежными, так, и отечественными авторами, и специалистами. В последнее время количество работ, посвящённых вопросам функционирования туристической сферы на региональном (территориальном) уровне, существенно увеличилось, что свидетельствует о возрастании роли и значения туризма территорий и усиления интереса к нему со стороны исследователей.
Ц. Б. Базарова, Н. Ш. Малакшинова изучали разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и регионами и законодательство в туристической сфере. Авторы обращают внимание на социально-экономической значимости туризма для развития как отдельно взятого региона, так и страны в целом. И. В. Коптева. анализировала механизмы государственного управления сферой туризма в Самарской области. По ее мнению, развитие данной сферы в
большинстве регионов России находится на начальном уровне, так как органы власти еще только начинают осознавать значимость туризма в экономике.
А. Ю. Зобнина проводила теоретический анализ параметров стратегического управления туристкой сферой, определила основные проблемы и пути их решений. А. В. Кашин и Е. П. Сотникова изучали взаимодействие государственных органов и туристических организаций. К. И. Костюков и Е. С. Береза анализировали проблемы государственного управления в сфере туризма РФ, а также виды туризма, которые можно развивать в России.
Среди работ зарубежных авторов, занимающихся изучением вопросов развития туризма отдельных регионов, следует выделить работы Х.Годфри, Х.Смита, А.Моргана, А.Притчарда и другие.
Объектами исследования являются туристическая привлекательность Нижегородской, Свердловской и Самарской областей, Краснодарского края и Республики Татарстан. Выбор субъектов обуславливается тем, что они традиционно привлекают большое число как иностранных, так и российских туристов, обладают уникальными достопримечательностями, а также занимают высокие позиции в мировых рейтингах, оценивающих привлекательность регионов РФ для туристов.
Предмет исследования - система управления туристической
привлекательностью данных регионов РФ.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности системы управления туристической привлекательностью регионов Российской Федерации для выявления проблем и разработки рекомендаций по ее повышению.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и параметры оценки «туристической привлекательности» территории;
- исследовать систему управления сферой туризма на федеральном и региональном уровнях;
- рассмотреть туристско-рекреационные зоны и туристические кластеры в контексте развития туристической привлекательности территории;
- провести статистический анализ показателей туристической сферы регионов России;
- провести корреляционно-регрессионный анализ в оценке взаимосвязи туристического потока и показателей сферы туризма в регионах России;
- рассмотреть возможности использования зарубежного опыта с целью повышения туристической привлекательности регионов России;
- выработать предложения по повышению туристической привлекательности регионов России.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, анализ статей и монографий, статистический анализ, корреляционно-регрессионный анализ, ранжирование, контент-анализ туристических порталов.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и проанализированных регионов: Конституция Российской Федеральный, Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, Закон Нижегородской области от 12.02.2008 г. № 8-3 «О туристической деятельности на территории Нижегородской области», Закон Свердловской области от 31.12.1999 г. № 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области», законы и государственные программы развития туризма других субъектов, а также статистические данные Федеральной службы государственной статистики.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Туризм является важной социально-экономической и стратегической подсистемой. При правильно выстроенной системе управления туристическая сфера способна приносить в бюджет значительный процент от валового регионального продукта.
Туристическая привлекательность непосредственно относится к понятию «туризм». Ее можно назвать одним из основных факторов конкурентоспособности территории. В выпускной квалификационной работе было выявлено, что понятие «туристическая привлекательность» безусловно связано с уровнем развития туристической инфраструктуры и системой управления сферой туризма. Кроме этого, следует учитывать, что туристическая привлекательность региона зависит от предпочтений туристов, следовательно, на субъектов управления ложится еще одна функция - анализ спроса и создание уникального туристического продукта.
Функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Государству отводится приоритетная роль в развитии сферы туризма. Управление туристической привлекательностью региона на сегодняшний день является перспективным направлением деятельности властей региона.
Был проведен анализ туристической привлекательности регионов России: Краснодарский край, Республика Татарстан, Самарская, Нижегородская и Свердловская области. На основе проведенного анализа был выстроен рейтинг туристических-центров регионов по уровню туристической привлекательности, а также рейтинг регионов по развитости системы управления и туристических порталов, где первое место заняла Республика Татарстан. Совместив два рейтинга, получилось, что лидерами по уровню развития системы управления сферой туризма (наличие органа управления и туристического портала) и туристической привлекательности, стали Республика Татарстан и Свердловская область - это еще раз подтверждает усиление конкуренции за туристов как между данными двумя регионами, так и между ними и уже давно популярным Краснодарским краем.
Органы управления по туризму должны активно поддерживать и управлять развитием туризма в своих регионах, заниматься продвижением городов на международных туристических рынках путем создания новых экскурсионных маршрутов, популяризации имеющихся объектов показа, модернизации коллективных средства размещения, объектов спортивной индустрии, объектов питания, объектов досуга и развлечений; выработки узнаваемого туристического бренда регионов.
Для продвижения регионов необходимо увеличивать возможности получения информации о нем, о его культурно-исторических и интересных объектах, природных и других ресурсах для потенциальных туристов через туристические порталы, поэтому еще одним актуальным направлением деятельности органов государственной власти в сфере туризма является создание и популяризация туристических брендов
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что туристическая привлекательность российских регионов растет, об этом свидетельствует повышение качества инфраструктуры, зарождение собственных туристических региональных брендов, участие в международных выставочных мероприятиях, а также основной показатель сферы - туристический поток.
Осуществлять и контролировать весь процесс управления туристической сферой - это комплексная работа с привлечением всех заинтересованных сторон - органов власти, представителей бизнеса и населения. Только в совместном диалоге их работа может привести к реализации поставленной цели - сделать регион привлекательным туристическим центром.
Туристическая привлекательность непосредственно относится к понятию «туризм». Ее можно назвать одним из основных факторов конкурентоспособности территории. В выпускной квалификационной работе было выявлено, что понятие «туристическая привлекательность» безусловно связано с уровнем развития туристической инфраструктуры и системой управления сферой туризма. Кроме этого, следует учитывать, что туристическая привлекательность региона зависит от предпочтений туристов, следовательно, на субъектов управления ложится еще одна функция - анализ спроса и создание уникального туристического продукта.
Функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Государству отводится приоритетная роль в развитии сферы туризма. Управление туристической привлекательностью региона на сегодняшний день является перспективным направлением деятельности властей региона.
Был проведен анализ туристической привлекательности регионов России: Краснодарский край, Республика Татарстан, Самарская, Нижегородская и Свердловская области. На основе проведенного анализа был выстроен рейтинг туристических-центров регионов по уровню туристической привлекательности, а также рейтинг регионов по развитости системы управления и туристических порталов, где первое место заняла Республика Татарстан. Совместив два рейтинга, получилось, что лидерами по уровню развития системы управления сферой туризма (наличие органа управления и туристического портала) и туристической привлекательности, стали Республика Татарстан и Свердловская область - это еще раз подтверждает усиление конкуренции за туристов как между данными двумя регионами, так и между ними и уже давно популярным Краснодарским краем.
Органы управления по туризму должны активно поддерживать и управлять развитием туризма в своих регионах, заниматься продвижением городов на международных туристических рынках путем создания новых экскурсионных маршрутов, популяризации имеющихся объектов показа, модернизации коллективных средства размещения, объектов спортивной индустрии, объектов питания, объектов досуга и развлечений; выработки узнаваемого туристического бренда регионов.
Для продвижения регионов необходимо увеличивать возможности получения информации о нем, о его культурно-исторических и интересных объектах, природных и других ресурсах для потенциальных туристов через туристические порталы, поэтому еще одним актуальным направлением деятельности органов государственной власти в сфере туризма является создание и популяризация туристических брендов
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что туристическая привлекательность российских регионов растет, об этом свидетельствует повышение качества инфраструктуры, зарождение собственных туристических региональных брендов, участие в международных выставочных мероприятиях, а также основной показатель сферы - туристический поток.
Осуществлять и контролировать весь процесс управления туристической сферой - это комплексная работа с привлечением всех заинтересованных сторон - органов власти, представителей бизнеса и населения. Только в совместном диалоге их работа может привести к реализации поставленной цели - сделать регион привлекательным туристическим центром.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Управление туристической привлекательностью по регионам Северв-Кавказского
федерального округа
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ СТОЛИЧНЫХ ГОРОДОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



