Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа №35977

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы178
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа системы управления туристической
привлекательности региона 7
1.1. Туристическая привлекательность региона: сущность, параметры и методы
ее оценки 7
1.2. Система управления туристической привлекательностью в Российской
Федерации 21
1.3. Туристско-рекреационные зоны и туристические кластеры как механизмы
развития туристической привлекательности территории 38
2. Практические аспекты анализа туристической привлекательности регионов Российской Федерации (на примере Краснодарского края, Нижегородской области, Республики Татарстан, Самарской области и Свердловской области) 50
2.1. Туристическая привлекательность регионов Российской Федерации:
статистический анализ 50
2.2. Оценка туристической привлекательности регионов Российской Федерации:
корреляционно-регрессионный анализ 86
2.3. Анализ системы управления туристической привлекательностью регионов
Российской Федерации 100
3. Направления совершенствования системы управления туристической
привлекательностью в регионах Российской Федерации 121
3.1. Зарубежный опыт управления туристической привлекательностью
территории и возможности его использования в российских реалиях 121
3.2. Возможные направления повышения туристической привлекательности
регионов Российской Федерации 130
Заключение 138
Список использованных источников 140
Приложения 148


Сфера туризма является одной из важнейших направлений экономики. Она оказывает влияние на развитие транспортной инфраструктуры, коллективных средств размещения, общественного питания, торговли.
Развитие сферы туризма невозможно без государственного управления и механизмов, способствующих решить существующие проблемы. Деятельность органов власти следует направить на создание конкурентного рынка туристических услуг и обеспечение взаимодействия между участниками отрасли Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что Россия в течение долгого периода времени была закрыта для въездного и выездного туризма, границы были открыты лишь с распадом Советского Союза. Только сейчас у государственных органов приходит осознание того, что туристическая сфера является достаточно прибыльной, в некоторых странах доходы от туризма достигают 40% от ВВП.
В 2018 году Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTTC) был опубликован рейтинг стран с наибольшей и наименьшей зависимостью от туризма.
Самым «туризмозависимым» направлением в мире являются Мальдивы, где доля туристической отрасли в ВПП страны по итогам 2017 года составила 39,6%. Для сравнения: вклад туризма в ВВП Великобритании оценивается в 3,7%, в США этот показатель еще ниже - 2,6%
Что же касается стран, в которых туризм не играет существенной роли в экономике, то Россия входит в их ТОП-10, отставая от Узбекистана, Молдовы и других государств. У Демократической Республики Конго самый низкий показатель по вкладу туризма среди всех стран, представленных в рейтинге.
Российская Федерация с одной стороны, обладает большим разнообразием мест природного и культурного наследия, а с другой, наша страна находится далеко не на первых местах мировых туристических рейтингов. Причины отставания заключаются в недостаточно развитой транспортной инфраструктуре, в устаревшей и дорогой гостиничной сети, а также
усложненной процедуре выдачи виз. Туризм для РФ является не только отраслью экономики, но и играет роль драйвера, определяющего социальноэкономическое развитие. Проведение Олимпиады, Универсиады, Чемпионата мира по футболу и других мировых событий - все это говорит о том, что Россия располагает необходимыми ресурсами и инфраструктурой, чтобы быть привлекательной для туристов.
В мировой практике существуют различные национальные системы организации, управления и регулирования туризма. В сфере разработки и реализации программ и мероприятий по повышению туристической привлекательности они взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристическими ассоциациями, союзами и другими общественными организациями, и объединениями. Процесс управления в сфере туризма должен опираться на ряд особенностей данной отрасли: приоритет желаний конечных потребителей при планировании своей туристической деятельности; большое значение маркетинга в туристической отрасли; уникальность туристической услуги.
Теоретические и практические аспекты развития регионального туризма рассматриваются как зарубежными, так, и отечественными авторами, и специалистами. В последнее время количество работ, посвящённых вопросам функционирования туристической сферы на региональном (территориальном) уровне, существенно увеличилось, что свидетельствует о возрастании роли и значения туризма территорий и усиления интереса к нему со стороны исследователей.
Ц. Б. Базарова, Н. Ш. Малакшинова изучали разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и регионами и законодательство в туристической сфере. Авторы обращают внимание на социально-экономической значимости туризма для развития как отдельно взятого региона, так и страны в целом. И. В. Коптева. анализировала механизмы государственного управления сферой туризма в Самарской области. По ее мнению, развитие данной сферы в
большинстве регионов России находится на начальном уровне, так как органы власти еще только начинают осознавать значимость туризма в экономике.
А. Ю. Зобнина проводила теоретический анализ параметров стратегического управления туристкой сферой, определила основные проблемы и пути их решений. А. В. Кашин и Е. П. Сотникова изучали взаимодействие государственных органов и туристических организаций. К. И. Костюков и Е. С. Береза анализировали проблемы государственного управления в сфере туризма РФ, а также виды туризма, которые можно развивать в России.
Среди работ зарубежных авторов, занимающихся изучением вопросов развития туризма отдельных регионов, следует выделить работы Х.Годфри, Х.Смита, А.Моргана, А.Притчарда и другие.
Объектами исследования являются туристическая привлекательность Нижегородской, Свердловской и Самарской областей, Краснодарского края и Республики Татарстан. Выбор субъектов обуславливается тем, что они традиционно привлекают большое число как иностранных, так и российских туристов, обладают уникальными достопримечательностями, а также занимают высокие позиции в мировых рейтингах, оценивающих привлекательность регионов РФ для туристов.
Предмет исследования - система управления туристической
привлекательностью данных регионов РФ.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности системы управления туристической привлекательностью регионов Российской Федерации для выявления проблем и разработки рекомендаций по ее повышению.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и параметры оценки «туристической привлекательности» территории;
- исследовать систему управления сферой туризма на федеральном и региональном уровнях;
- рассмотреть туристско-рекреационные зоны и туристические кластеры в контексте развития туристической привлекательности территории;
- провести статистический анализ показателей туристической сферы регионов России;
- провести корреляционно-регрессионный анализ в оценке взаимосвязи туристического потока и показателей сферы туризма в регионах России;
- рассмотреть возможности использования зарубежного опыта с целью повышения туристической привлекательности регионов России;
- выработать предложения по повышению туристической привлекательности регионов России.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, анализ статей и монографий, статистический анализ, корреляционно-регрессионный анализ, ранжирование, контент-анализ туристических порталов.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и проанализированных регионов: Конституция Российской Федеральный, Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, Закон Нижегородской области от 12.02.2008 г. № 8-3 «О туристической деятельности на территории Нижегородской области», Закон Свердловской области от 31.12.1999 г. № 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области», законы и государственные программы развития туризма других субъектов, а также статистические данные Федеральной службы государственной статистики.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Туризм является важной социально-экономической и стратегической подсистемой. При правильно выстроенной системе управления туристическая сфера способна приносить в бюджет значительный процент от валового регионального продукта.
Туристическая привлекательность непосредственно относится к понятию «туризм». Ее можно назвать одним из основных факторов конкурентоспособности территории. В выпускной квалификационной работе было выявлено, что понятие «туристическая привлекательность» безусловно связано с уровнем развития туристической инфраструктуры и системой управления сферой туризма. Кроме этого, следует учитывать, что туристическая привлекательность региона зависит от предпочтений туристов, следовательно, на субъектов управления ложится еще одна функция - анализ спроса и создание уникального туристического продукта.
Функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Государству отводится приоритетная роль в развитии сферы туризма. Управление туристической привлекательностью региона на сегодняшний день является перспективным направлением деятельности властей региона.
Был проведен анализ туристической привлекательности регионов России: Краснодарский край, Республика Татарстан, Самарская, Нижегородская и Свердловская области. На основе проведенного анализа был выстроен рейтинг туристических-центров регионов по уровню туристической привлекательности, а также рейтинг регионов по развитости системы управления и туристических порталов, где первое место заняла Республика Татарстан. Совместив два рейтинга, получилось, что лидерами по уровню развития системы управления сферой туризма (наличие органа управления и туристического портала) и туристической привлекательности, стали Республика Татарстан и Свердловская область - это еще раз подтверждает усиление конкуренции за туристов как между данными двумя регионами, так и между ними и уже давно популярным Краснодарским краем.
Органы управления по туризму должны активно поддерживать и управлять развитием туризма в своих регионах, заниматься продвижением городов на международных туристических рынках путем создания новых экскурсионных маршрутов, популяризации имеющихся объектов показа, модернизации коллективных средства размещения, объектов спортивной индустрии, объектов питания, объектов досуга и развлечений; выработки узнаваемого туристического бренда регионов.
Для продвижения регионов необходимо увеличивать возможности получения информации о нем, о его культурно-исторических и интересных объектах, природных и других ресурсах для потенциальных туристов через туристические порталы, поэтому еще одним актуальным направлением деятельности органов государственной власти в сфере туризма является создание и популяризация туристических брендов
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что туристическая привлекательность российских регионов растет, об этом свидетельствует повышение качества инфраструктуры, зарождение собственных туристических региональных брендов, участие в международных выставочных мероприятиях, а также основной показатель сферы - туристический поток.
Осуществлять и контролировать весь процесс управления туристической сферой - это комплексная работа с привлечением всех заинтересованных сторон - органов власти, представителей бизнеса и населения. Только в совместном диалоге их работа может привести к реализации поставленной цели - сделать регион привлекательным туристическим центром.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 1 4-ФЗ//Собр. законодательства РФ. 1996. № 5.
3. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9032907 (дата обращения: 31.10.2018).
4. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) Об особых
экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
(дата обращения: 11.12.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2018 № 514 О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306745/ (дата обращения:
01.02.2019) .
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941 - р Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70673746/ (дата обращения: 01.12.2018).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/5c35948bc6a4cab2 5917e88b3c476c0110f7194b/ (дата обращения: 03.02.2019).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 Об утверждении «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69931/ (дата обращения:
03.12.2018) .
9. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 5 апреля 2016 года
N 767 Об утверждении «Формы и порядка выдачи Свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=298968 (дата обращения: 03.11.2018).
10. Приказ Федерального агентства по туризму от 28 декабря 2017 года № 618- Пр-17 «Об утверждении структуры и штатного расписания Федерального агентства по туризму» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/doc/%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8 3%D 1 %80%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D 1 %88%D 1 %82%D0%B0%D 1 %8
2. pdf (дата обращения: 04.02.2019).
11. Закон Нижегородской области N 8-3 О туристской деятельности на территории Нижегородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944917097 (дата обращения: 04.02.2019).
12.Закон Свердловской области N 51-ОЗ О туризме и туристской деятельности в Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/801107054 (дата обращения: 04.02.2019).
13. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 г. N 1168 Об утверждении Государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» на 2014 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460270379 (дата обращения: 04.02.2019).
14. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июля 2014
г. N 522 Об утверждении Государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/412383352 (дата обращения: 05.02.2019).
15. Постановление Правительства Москвы от 7 октября 2011 г. N 476-ПП Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412383352 (дата обращения:
05.02.2019) .
16. Постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 290 Об утверждении Г осударственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465510612 (дата обращения: 05.02.2019).
17. Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 г. N 699 Об утверждении Государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области на 2014 - 2019 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/464008537 (дата обращения: 05.02.2019).
18. Постановление Правительства Самарской области от 22 апреля 2015 года №206 Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2015-2025 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/464018369 (дата обращения: 05.02.2019).
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 г N 488 Об
утверждении Государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/822403595 (дата обращения: 05.02.2019).
20. Постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 N 1475-ПП Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Свердловской области» на 2011-2016 годы» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/14454848/ (дата обращения:
05.02.2019) .
Книги, монографии
21. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма: учебное пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону. 2009. - 117 с.
22. Леннон Дж. Д. Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму / Дж. Д. Леннон, Х. Смит, Н. Кокерелл, Дж. Трю; [пер с англ. Ю.Г. Суровцев]. - М.: Группа ИДТ, 2008.
- 272 с.
23. Писаревский Е. Л. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма / Е. Л. Писаревский. - М. 2014. - 192 с.
24. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран
- М., Международные отношения, 1993.
25. Formica, S., «Destination attractiveness as a function of supply and demand interaction», PhD Dissertation, Virginia Polytechnic Institute and State Univ. - 2000.
26. Muntele, I., Iatu, C., Tourism geography-Concepts, methods, spatial patterns, Sedcom Libris, Iati, 2006.
7 5 7
Печатная периодика
27. Бессонова В.Б. Туризм и культурное наследие. //Межвузовский сборник научных трудов. 2006. - Выпуск 3. С.287-295.
28. Болдурина М.П., Мишурова А. И. «Систематизация критериев для определения инвестиционной привлекательности туристического потенциала территорий»// Инновационное развитие экономики №2(38) - 2017 - С. 61-67.
29. Бородин А. Н., Гварлиани Т. Е. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма// Terra Economicus. 2011. № 5. С.61-54.
30. Бороздина Н.А., Маликова Е.Г. К вопросу о маркетинге территорий в туризме //World science: problems and innovations. 2016. С. 205-207.
31. Галасюк С.С. Модели государственного регулирования в сфере туризма // Научные исследования в сфере туризма: труды Международной туристской академии. 2010. Вып. 6. С. 189-204.
32. Дроздов А.В. Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.
33. Казаков К. П., Крюкова А. А. Туристическая отрасль России в условиях нестабильной геополитической ситуации // Проблемы современной науки и образования. 2015. - С. 120-123.
34. Казаков К. П., Крюкова А. А. Туристическая отрасль России в условиях нестабильной геополитической ситуации // Проблемы современной науки и образования. 2015. - С. 120-123.
35. Кашин А. В., Сотникова Е. П Взаимодействие государства и туристских организаций: организационно-экономический аспект // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2015. №4(2). С. 37-39.
36. Корчагина Н.А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского государственного технического университета - 2010. - № 1.
37. Кружалин К. В., Шабалина Н. В., Федотова С. В. Модели государственного регулирования туризма (на примере зарубежных стран) // Вестник национальной академии туризма. 2016. №2(38). С. 19-22.
38. Латыпов И.Ф. Непогожева А. В. Туристическая привлекательность региона: параметры ее оценки // Сборник конференций Сборник материалов международных научно-практических конференций. Под редакцией А.А. Коротких. 2018. С. 76-81.
39. Непогожева А.В. Теоретические аспекты управления туристической привлекательностью в Российской Федерации // Синергия Наук. 2018. № 26. С. 28-33.
40. Непогожева А.В. Туристско-рекреационные зоны и туристские кластеры как
механизмы развития туристической привлекательности территории // В сборнике: IV Международная научно-практическая конференция «Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами».
2019.
41. Сомкин А. А. Фитнес-туризм как актуальный вид туристского сервиса// Мир Человека. 2009. №1. С. 104-109.
42. Танкиева Т.А., Пономарева И. Ю., Пономарева М. В. «Методика позиционноранговой оценки туристической привлекательности территорий»// Известия Тульского Государственного Университета. Экономические и юридические науки № 5-1 - 2014 - С. 174-180.
43. Флит А. Л. Подходы к определению и оценке факторов конкурентоспособности в индустрии туризма// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. - С. 28-37.
44. Шепелев И. Г., Маркова Ю. А. Туристско-рекреационные кластеры - механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления регионов// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №3(11).
Электронные ресурсы
45. Machiavelli A. Tourist Destinations as Integrated Systems [Электронный ресурс] // Tourism Review - 2001. - Vol. 56, N 3/4. - P. 6-11. Режим доступа: https://qps.ru/vsm4w (дата обращения: 10.11.2018).
46. Visit Tatarstan - официальный туристический портал Татарстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://visit-tatarstan.com (дата обращения: 05.02.2019).
47. Карта кластеров России [Электронный ресурс]. - Российская кластерная обсерватория НИУ ВШЭ. - Режим доступа: https://map.cluster.hse.ru (дата обращения: 08.11.2018)
48. Концепция 4P - E. Jerome McCarthy [Электронный ресурс]. - Маркетинг для практиков, статьи по маркетингу: теория и практика. - Режим доступа: http: //marketing-course.ru/koncep-4p-mccarthy/ (дата обращения: 01.10.2018).
49. Курорты Кубани - Министерство курортов, туризма и Олимпийского наследия Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://min.kurortkuban.ru (дата обращения: 05.02.2019).
50. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма.
[Электронный ресурс]. -Сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации. - Режим доступа:
https://www.mssiatourism.ru/contents/deyatelnost/mezhdunarodnaya- deyatelnost/mezhdunarodnye-dogovory-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-turizma/ (дата обращения: 01.10.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ