Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Работа №35973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Создание развивающей образовательной среды в современной школе
как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Развитие субъектности школьника как цель и результат создания
развивающей образовательной среды 16
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Анализ опыта работы учителей по формированию развивающей среды на уроках гуманитарного цикла 29
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вопросительной
деятельности подростков как показателя развития их субъектности 51
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Развитие личности школьника в современной системе образования обеспечивается преимущественно в процессе создания развивающей среды.В частности, это происходит за счет использования интерактивных техник взаимодействия учителя и обучающихся, обеспечивающих формирование субъектности школьников.Развитие личности школьника происходит преимущественно в процессе формирования универсальных учебных действий, которые представляют собой совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Современная образовательная среда должна обеспечить формирование у обучающихся:внутренней мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, установлению значимых социальных и межличностных отношений;обретению ценностно-смысловых установок, отражающих их личностную и гражданскую позицию.
Уроки гуманитарного цикла, на наш взгляд, обладают большим потенциалом для создания развивающей образовательной среды, которая обеспечивает формирование у учащихся субъектности, внутренней мотивации, критического мышления, а также творческой и познавательной активности.Это обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов в сфере образования и педагогической практики в области формирования развивающей образовательной среды школы позволил выявить противоречия.
- между необходимостью решения задачи формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла и недостаточности усилий со стороны учителей для ее реализации;
- между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству образования и неготовности учителей к созданию развивающей среды как фактора формирования субъектности учащихся.
Все вышеперечисленное обусловливает актуальность выбранной темы и определяет проблему исследования следующим образом: каковы эффективные пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла в современной школе?
Объектом исследования является организация развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Предметом исследования явились пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Цель исследования состоит в выявлении эффективных путей и средств создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что педагогически верно структурированный и организованный урок с использованием элементов проблемного,эвристического обучения, творческих заданий и интерактивных технологий будет способствовать формированию комфортной психологической развивающей среды.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «развивающая образовательная среда» и особенности ее формирования на уроках гуманитарного цикла.
2. Раскрыть сущность понятия «субъектность школьника».
3. Изучить пути и средства создания развивающей среды на уроках гуманитарных дисциплин.
4. Проанализировать опыт работы учителей по формированию
развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
5. Выявить наиболее продуктивные методы и средства формирования развивающей образовательной среды в современной школе.
Методологической основой исследования явились антропологический, аксиологический подходы, признающий высшей ценностью человека, а также системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам создания развивающей образовательной среды, а также формирования субъектности школьника как цели и результата её функционирования.
Методы исследования были отобраны исходя из гипотезы и задач представленной работы. Согласно логике исследования применялась следующая совокупность дополняющих друг друга методов:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; моделирование.
- эмпирические: опрос, беседа, эксперимент.
Базой исследования послужила СОШ № 5 города Елабуги. Опросом было охвачено 26 учащихся и 5 учителей СОШ № 5, а также 5 учителей гимназии № 2.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что: во-первых, осуществлен анализ особенностей формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла; во-вторых, определены психолого-педагогические условия организации эффективного процесса формирования развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы студентами-практикантами и учителями-практиками в процессе решения задач создания развивающей среды на уроках гуманитарного цикла.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В тексте выпускной квалификационной работы содержатся 2 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической литературы мы синтезировали и раскрыли свое понимание развивающей образовательной среды: «Развивающая образовательная среда школы - это упорядоченное гуманное образовательно-воспитательное пространство, обеспечивающее интеллектуальное, личностное саморазвитие и самореализацию всех субъектов образовательного процесса средствами создания атмосферы культурного сотрудничества, интеллектуального поиска и творческой деятельности».
Также мы определили для себя главную цель создания и функционирования развивающей среды - формирование субъектности школьника. Целью современного школьного образования является вооружение учащегося знаниями, умениями и навыками, опытом, которые будут способствовать становлению его как субъекта - личности самостоятельной, самокритичной, умеющей адаптироваться в динамично меняющемся обществе.
Субъектность - это формируемая система свойств субъекта, осознаваемая им самим и активно актуализирующаяся в процессе деятельности. Субъектностью обладает личность, способная к самоуправлению и самоорганизации в процессе обучения. Субъект характеризуется желанием учиться, знанием того, что значит учиться, владением умениями учиться.
Старший подростковый возраст - это благоприятный период для становления личности, время познания отношений с окружающими. Педагоги должны использовать возможности этого возраста и создавать условия для разностороннего развития подростков в процессе обучения. Но, как показало анкетирование педагогов, не все учителя обладают достаточными знаниями конкретных способов успешной активации самостоятельности учащихся, многие не используют современные образовательные технологии и приемы формирования критического мышления учащихся.
Формирование и осознание учащимся своей субъектности - важный, определяющий результат воздействия на него развивающей образовательной среды. Свойства и качества, взаимосвязь которых составляет субъектную позицию учащегося, формируются только в процессе активной осознанной деятельности. Субъектность является динамической характеристикой, обладающей свойствами процесса, и её развитие неразрывно связано с формированием критического мышления подростков.
Анализ опыта работы учителей по созданию развивающей образовательной среды показал, что использование активных методов обучения, интерактивных, здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-познавательном процессе современной школы способствует развитию качеств и способностей учащихся, необходимых не только в учебно-познавательной деятельности, но и в обычной жизни. Среди них: способность думать критически, уметь работать совместно с другими людьми, осознавать важность и значимость самообразования в жизни человека, брать на себя ответственность за собственное образование и развитие, творчески решать насущные проблемы.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по развитию вопросительной деятельности старшеклассников продемонстрировала необходимость создания специальных условий, способствующих актуализации субъектности подростков.
Процесс формирования развивающей образовательной среды будет эффективным, если:
-если будут учтены возрастные и психологические особенности школьников;
- на уроках будут использоваться активные методы и интерактивные технологии обучения, актуализирующие активность и обеспечивающие развитие самостоятельности школьника;
- учитель будет тщательно отбирать содержание учебного материала для усвоения учащимися на уроке и дома;
- будет создана ситуация партнерских отношений между учителем и классом, самими учащимися на уроке;
- на уроке будут использоваться проблемные и эвристические ситуации с активным вовлечением учащихся в их разрешение;
- подросткам будет предоставлен выбор уровня сложности заданий и видов деятельности;
- в учебно-воспитательном процессе будет использоваться система поощрения творческой активной и сознательной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вышеперечисленные условия были созданы нами на уроках русского языка и литературы в 11 классе школы №5 города Елабуги в процессе педагогической практики, в результате чего учащиеся активно вовлекались в работу, участвовали в дискуссиях, задавали и оценивали вопросы, с интересом решали проблемные ситуации, что способствовало формированию их субъектной позиции. Подростки стали проявлять большую заинтересованность при изучении литературных произведений, а вопросы учащихся стали грамотнее и целесообразнее. Это помогло им при анализе и интерпретации художественных текстов на уроке литературы.
Таким образом, практическая реализация всех перечисленных условий формирования субъектности учащихся позволила оживить и активизировать учебный процесс, актуализировать активность учеников, тем самым обеспечивая формирование развивающей среды на уроках гуманитарного цикла. Проанализировав опыт педагогов и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что формирование развивающей образовательной среды и достижение ее главной цели - субъектности учащихся должно осуществляться, как на уроках гуманитарного цикла, так и в образовательном процессе в целом.



1. Ананьев Б.Л. Психологическая структура человека как субъекта. - Л.: Изд- во ЛГУ, 1967. - С. 325.
2. Ананьева М.А. Роль эмоционального настроения в мотивации обучения на уроках истории [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/i tem.asp?id=23892184 (дата обращения: 25.11.2018).
3. Асхадуллина Н.Н. Применение техник формативного оценивания в
мониторинге освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «литература» [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35196744 (дата
обращения: 7.10.2018).
4. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 203.
5. Биккулова Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 4-17.
6. Блонский П.П. Избранные труды по педагогике. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1964. - С. 695
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. - М.: МПСИМ, - 1995. - С. 349
8. Браус Д.А. Образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу. - СПб: NAAEE, - 1994.
9. Быков С.В. Субъектность в современном образовательном пространстве. - Казань: ИСПО РАО, 2001. - С. 198-214.
10. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. - М.: Педагогика, 1994. - С. 285.
11. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения. - Киев, 1974.
12. ВолочковЛ.Л. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий. - Пермь: ПОИПКРО,
2003. - С.100.
13. Варшавер О. Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005.
14. Волков Е.В. Развитие критического мышления. - М., 2004.
15. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
16. Гараева Д.Д. Психологические условия повышения эффективности процесса активизации интеллектуальной деятельности учащихся классов в ходе проблемного обучения на уроках английского языка [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/studconf/hum/xlviii/63494 (дата обращения: 7.04.2019) .
17. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учебное пособие по спецкурсу. - Л.: Изд-во РГТТУ, 1991. - С. 259.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1986. - С. 350.
19. Дворецкая Т.В. Система организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 3. - С. 32-34.
20. Жиркова А.В. Педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации студента [Эл ектронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11847300 (дата обращения: 5.06.2019).
21. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. - С.173.
22. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: АПК и 111 ПРО, 2005.
23. Иванова В.В. Развивающая среда ресурс развития ключевых компетентностей школьников Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 19400313 (дата обращения: 13.02.2019).
24. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.
25. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
26. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М., - 1982, - С. 362.
27. Лаптинская С. В. Критическое мышление как объект педагогического исследования // Вестник ТГПУ, -2005 г.
28. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности, - М., 1969.
29. Маклаков А.Г. Медиакоммуникации. М.: Логос, 2005.
30. Макарова Н.И. Особенности соотношений понятий социальной
среды и современного образовательного пространства [Электронный ресур с]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16523831 (дата обращения: 25.11.2018) .
31. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1974. - С. 220.
32. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 496.
33. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Астрель, ACT, 2003.
34. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 638.
35. Сидоркин М.И. Медиаобразование в контексте формирования
информационной культуры личности. - Новгород: Издательство
Нижегородского государственного лингвистического университета, 2006.
36. Стил Д., Мередит К., Темпд Ч., Уолтер С. Популяризация критического мышления: Пособие. - М.,1997.
37. Стил Д., Мередис К., Темпл Ч. Дальнейшие методы, способствующие развитию критического мышления. - Бишкек: Фонд «Сорос-Кыргызстан», 1998. - С. 13-14.
38. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус. - 2003.- №6. - С. 97-110.
39. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
40. Ушатикова И.И. Пушкина Н.М. Развивающая среда как фактор актуализации личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников [Электронный ресурс]. URL:https://cyb erleninka.ru/article/v/razvivayuschaya-sreda-kak-faktor-aktualizatsii- lichnostnogo-i-intellektualno-tvorcheskogo-potentsiala-odarennyh-shkolnikov (дата обращения: 25.12.2018).
41. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
42. Хмелькова О.В. Психологические и педагогические условия, способствующие формированию адаптационной готовности личности в переходные периоды обучения в условиях
поликультурного региона [Электронный ресурс]. URL: https: //elibrary. ru/ite m.asp?id=32321126 (дата обращения: 17.09.2018).
43. Ходенко Н.М. Влияние развивающих сред на личностное самоопределение старшеклассников [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=19084887 (дата обращения: 25.09.2018).
44. Цаплина А.О. Психолого педагогические условия развития познавательно й и творческой активности у подростков в условиях реабилитационного центра [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/it em.asp?id=24071957 (дата обращения: 25.11.2018).
45. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - С.
46. Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Вопросы психологии. - 1994, - С. 106-171.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ