Введение 4
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты проблемы разделённого Китая ... 10
1.1 Проблема ирредентизма 10
1.2 Формирование ситуации разделения Китая 19
Глава 2. Современное состояние проблемы разделённого Китая 34
2.1 Тайвань, как основополагающий аспект проблемы разделённого
Китая 34
2.2 Позиция КНР по отношению к проблеме воссоединения 48
Глава 3. Перспективы разрешения проблемы разделённого Китая 55
3.1 Позиция отдельных стран по отношению к проблеме разделённого
Китая 55
3.2 Пути решения проблемы разделённого Китая 64
Заключение 69
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования.Проблема разделённого Китая является очень серьезной проблемой не только для Китая, но и для всего мира. В первую очередь, Китай - один из экономических центров планеты, гегемон в производстве и серьёзнейший политический игрок на мировой политической и экономической арене. Именно поэтому проблемы внутри Китая могут запустить цепочку событий, которые приведут к самым серьезным последствиям.
Стоит учесть, что внутренние проблемы Китая - это проблемы всего мира. Являясь второй экономикой планеты, производя 16 процентов мирового ВВП, Китай, который может не справится со своими проблемами, может стать пороховой бочкой, которая разрушит мировую стабильность.
Китай может стать ареной для Третьей Мировой войны, если проблема его разделённости усугубиться и нанесет урон целостности страны. Являясь одним из мощнейших мировых производителей, Китай представляет собой гаранта стабильности, и при его утере последствия могут стать катастрофичны.
Проблема разделённого Китая абсолютно не нова и обычно сводится к собственно тайваньскому вопросу, то есть выстраиванию отношений между Пекином и Тайбэем в рамках биполярного мира второй половины ХХ века, в котором полюсами выступали СССР и США, а затем, после падения Союза, в условиях усиления роли КНР на международной арене.
Китай - одно из крупнейших государств, находящихся в АзиатскоТихоокеанском регионе (АТР), с которым связаны перспективы дальнейшего развития не только России, но всего мирового сообщества. КНР выступает важнейшим элементом современной геополитической конструкции не только в силу географических, пространственных и демографических параметров, но и вследствие обладания высоким положением в иерархии внешнеполитических приоритетов ведущих стран мира.
КНР, являясь крупнейшим по численности населения и третьим по объему территории государством, за короткий срок, с 1949 смогла превратиться из беднейшего государства Восточной Азии в динамично развивающуюся державу, лидера мировой экономики по ВВП.
Постановка проблемы: Проблема разделённого Китая - это в первую очередь вопрос противостояние двух больших групп китайских элит.
Первую группу элит, возглавляющих сегодня Китайскую Народную Республику, условно можно отождествлять с Коммунистической партией Китая (КПК). Разумеется, внутрипартийная борьба различных кланов имеет место, но в целом компартия представляет собой относительно единую и целостную силу. Конкурентов у этой силы на материковом Китае сейчас нет.
Вторая группа более неоднородна и состоит из ядра в лице тайваньских элит и различных организационных структур, объединяющих в единую систему китайские диаспоры по всему миру. Несмотря на то, что второй Китай владеет гораздо меньшими ресурсами и населением, он имеет разветвленную сеть международных контактов (как между китайцами, так и с выходами на другие нации), связывающую его с внешним миром. По своим возможностям, равно как и по качеству, эта группа китайских элит ничуть не уступает группе КПК.
В условиях современной реальности проблема разделённого Китая представляет особую актуальность, ведь именно сейчас экономика Китая стремительно развивается, занимая лидирующие позиции на мировой арене и увеличивая свое влияние на весь рынок.
Степень изученности.В ходе выполнения работы был привлечён широкий круг список литературы, где исследования авторов были направлены на анализ причин разделения Китая, предпосылок этой проблемы и примерных путей ее решения. Среди них были отечественные авторы, такие как А.В. Баранов , Н.В. Андреева , В.К. Гилева , В.А. Горенкин , В.В. Дивак и др. Помимо этого применялись труды зарубежных авторов, как И. Линь , Я Сюй , ЛюЦзайци и т.д.
Цель и задачи исследования.Целью данного исследования является изучение основных аспектов проблемы разделённого Китая и поиск перспектив её решения.
Цель исследования предопределила круг задач, которые необходимо решить для её достижения:
- рассмотреть проблему ирредентизма;
- описать исторические предпосылки разделения Китая;
- охарактеризовать территории разделённого Китая, проблемные аспекты разделённого Китая;
- проанализировать политику Китая по отношению к проблеме воссоединения;
- осветить позицию других стран и международных организаций по отношению к проблеме разделённого Китая;
- определить пути решения проблемы разделённого Китая.
Хронологические рамки исследования включают 1949-2018 гг. Выбор настоящего временного периода не случаен, и обусловлен тем, что именно в данный период произошло разделение Китая с другими территориями, в частности, с Тайванем. В 1949 году, потерпев поражение в ходе гражданской войны от войск Мао Цзэдуна, глава правительства Республики Китай генералиссимус Чан Кайши укрылся на Тайване. Вместе с ним туда перебрались его партия Гоминьдан, администрация и парламент — Национальное собрание, составленное из представителей всех китайских провинций.
Географические рамки исследования охватывают территорию Китая и острова Тайвань.
Объектом исследования является проблема разделённого Китая.
Предметом исследования являются особенности проблемы разделённого Китая применительно к современным реалиям и пути направления её решения.
Методология и методы исследования. Методы исследования включают теоретический анализ источников литературы по теме исследования и исторический метод.Они предполагают наиболее полное исследование конкретных событий и отношений между государственными регионами. Руководствуясь полученными знаниями, мы анализировали происходящие процессы.
Источниковую база исследования составили:
1. Законодательства КНР и Тайваня. Это, к примеру, Конституция КНР 1982 г. , Закон КНР «О компаниях» (принят на 5-ом заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 29 декабря 1993 г. ), Закон КНР «О договорах» (Принят 2-й сессией ВСНП
девятого созыва 15 марта 1999 г.)11, Таможенный кодекс КНР12, Закон КНР «О внешней торговле»13.
2. Документы ООН: Резолюция Генассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций», принятая 26 октября 1971 года14.
3. Международно-правовые документы: Симоносекский договор от 5 апреля 1895 г.15, Соглашение между КНР и САР Сянган об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов16, Соглашение между КНР и Гонконгом о тесном экономическом партнёрстве17, Соглашение между КНР и Макао о тесном экономическом пространстве18.
4. Материалы СМИ: статья «Китай и Тайвань: истоки противостояния»19, статья «Вторжение КНР на Тайвань может потерпеть крах».20
Научная новизна исследования состоит в том, что при проведении исследования определяются проблемы разделённого Китая и поиски их решения в условиях современной реальности.
Практическая значимость исследования состоит в поиске и определении путей решения проблемы разделённого Китая.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами, и включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Термин ирредентизма возник в XIX в. для обозначения итальянского национального движения, которое стремилось «освободить» земли, заселенные, как оно считало, итальянцами, от власти Австрийской империи.
Ирредентизм становится политической практикой, то есть общественным движением, подкрепленным определенной силой.
Как у практически любой политической практики, у ирредентизма есть своя идеология, в основе которой - национализм. И ХХ век, и XXI-й предлагают достаточно примеров реализации такой идеологии.
Сегодняшний Китай - безусловно, ирредентистский. По сути, концепция «Большого Китая» предполагает, что все государства, бывшие некогда частью большого Китая, должны слиться с родиной-матерью. Подразумевается, что Гонконг, Макао, Тайвань - это части Китая и должны стать официально частью Китая. Это - претензия на включение в состав Китая целых государств.
Приоритетом ирредентистского движения является благо людей, принадлежащих твоей нации, справедливость для них. В рамках такого понимания справедливости в жертву благополучия своей нации вполне справедливо принести какое-то количество людей, принадлежащих другой - ведь их придется так или иначе удалить с той территории, которая станет нашей.
Для такой страны, как Китай обострение национальных проблем грозит распадом государства. Власти КНР использовали различные методы для разрешения подобного рода противоречий, но избираемые ими решения нередко приводили лишь к росту национализма среди национальных меньшинств.
Национальная политика руководства Китая складывалась на протяжении веков. Уже с середины II в. до н.э. в эпоху империи Хань Китай стал последовательно проводить политику присоединения территорий, населенных некитайскими народами.
Государственная доктрина традиционного Китая провозглашала, что благотворное влияние китайского монарха испытывают не только ханьцы, но и «дальние» народы, которые сами покоряются и прибывают ко двору с данью. Эта исторически сложившаяся практика управления неханьскими народами плавно вписалась в национальную политику правительства КНР.
Тайвань — де-факто отдельное государство, де-юре — одна из провинций Китайской Народной Республики. Сами тайваньцы не считают себя частью КНР и уже почти 70 лет балансируют между независимостью и подвластностью материковому Китаю.
В 1911 г. в результате синьханской революции (1911-1913), свергнувшей маньчжурскую династию Цин, на значительной части материкового Китая была образована Китайская Республика.
КНР в отношениях с Тайванем придерживается концепции "одна страна - две системы", предложенной в 1979 г. руководителем КНР Дэн Сяопином. Она подразумевает одновременно неотъемлемость Тайваня от территории КНР и право на высокую степень самоуправления в качестве особого административного района.
Тайвань не принимает формулу КНР, выдвигая свою - "одна страна - две территории", предполагающую присоединение к материковому Китаю с учетом сохранения суверенитета, что неприемлемо для Китая.
По мнению ряда экспертов, именно 2021 год, когда исполнится 100 лет со дня основания Коммунистической партии Китая, станет решающим для разделённого Китая.
Ряд экспертов уверены, что Китай рассматривает войну в качестве одного из вариантов для того, чтобы заставить Тайвань согласиться на сделку, аналогичную той, которая была подписана с Г онконгом и Макао. Эта сделка получила название «одна страна, две системы», согласно которой Гонконг и Макао обрели значительную степень автономии. Однако президент Тайваня Цай Иньвэнь заявила 2 января 2019 г., что большинство граждан Тайваня выступают категорически против китайской концепции «одна страна, две системы» и никогда не согласятся на условия Пекина.
Все меньше стран признают суверенитет Китайской Республики, более известной по названию острова, которым ограничивается ее юрисдикция, — Тайвань.
Главным союзником Тайваня всегда были и остаются США, которые поддерживают остров политически и экономически, а также поставляют туда вооружение. Подчеркивая приверженность политике "одного Китая", Вашингтон в то же время утверждает, что действует в соответствии со своим Законом об отношениях с Тайванем, принятым в 1979 году. Им на Белый дом возлагается обязанность не только снабжать Тайбэй оборонительным оружием, но и встать на его защиту, если Китай попытается использовать военную силу, чтобы взять остров под свой контроль.
В своих взаимоотношениях с Тайванем Россия не признаёт независимость острова, считая его неотъемлемой частью Китая. Торгово-экономические связи, ценность которых подчёркивается обеими сторонами, осуществляются на неофициальной, неправительственной основе. Многие государства, не имея дипломатических отношений с Тайванем, тем не менее, поддерживают тесные экономические связи с тайваньскими фирмами, приносящими существенный взаимный доход.
Итак, в целом, можно сделать вывод, что в мировом сообществе именно США играет наибольшую роль в отношениях Китая и Тайваня. Остальные страны придерживаются нейтралитета, а некоторые и вовсе разрывают дипломатические отношения с Китаем. И с каждым годом таких государств становится всё больше.
Возможно, решение тайваньской проблемы лежит не в политической плоскости, а в экономической. В настоящее время происходит активное наращивание экономических связей между Тайванем и материком, переориентация тайваньских экспортных отраслей на перспективный рынок КНР, которая носит долгосрочный характер.
Таким образом, быстро расширяющиеся экономические связи оказывают стабилизирующее воздействие на ситуацию в Тайваньском проливе. Они работают не на окончательное политическое решение проблемы, а на сохранение статус-кво, что вполне устраивает Тайвань, и дают Пекину надежду на то, что в будущем вопрос о воссоединении будет поставлен на повестку дня.
1. Резолюция Генассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций» // Принята 26 октября 1971 года.
2. Симоносекский договор от 5 апреля 1895 г. // [Электронный
ресурс]. Режим доступа: URL:
Шр8://ги.’шк1реё1а.ог§/’шк1/Симоносекский_договор [Дата обращения:
21.04.2019]
3. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://chinalawinfo.ru/agreements/prc_rus_treaty_of_friendship [Дата обращения:
21.04.2019]
4. Договор о дружбе, торговле и навигации между Соединёнными
Штатами Америки и Китайской Республикой от 4 ноября 1946 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Американо-китайский_договор_(1946) [Дата обращения: 21.04.2019]
5. Соглашение между КНР и САР Сянган об избежание двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http: //chinalawinfo. ru/agreements/prc_hk_tax_agreement [Дата обращения:
21.04.2019]
6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о
пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http: //chinalawinfo. ru/agreements/prc_rus_border_checkpoints [Дата обращения:
21.04.2019]
7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://chinalawinfo.ru/agreements/prc_rus_tax_agreement [Дата обращения: 21.04.2019]
8. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и
Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики//[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http: //chinalawinfo. ru/agreements/prc_rus_programme_development_dongbei_yua ndong [Дата обращения: 21.04.2019]
9. Соглашение между КНР и Гонконгом о тесном экономическом
партнёрстве //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://chinalaw.center/international_treaties/china_mainland_hong_kong_closer_e conomic_partnership_arrangement_2003_russian/ [Дата обращения: 21.04.2019]
10. Соглашение между КНР и Макао о тесном экономическом
пространстве //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://chinalaw.center/international_treaties/china_mainland_macau_closer_econo mic_partnership_arrangement_2003_russian/ [Дата обращения: 21.04.2019]
11. Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в
СССР //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://chinalawinfo.ru/agreements/general_conditions_of_delivery_china_ussr [Дата обращения: 21.04.2019]
12. Закон об отношениях с Тайванем: принят Конгрессом США в
1979 г. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Закон_об_отношениях_с_Т айванем [Дата
обращения: 21.04.2019]
13. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) (Принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5го созыва 4 декабря 1982 г., вступила в силу после опубликования; с изменениями, внесенными «Проектом внесения изменений в Конституцию
КНР», принятым на 1-й сессии ВСНП 7-го созыва 12 апреля 1988 г., «Проектом внесения изменений в Конституцию КНР», принятым на 1-й сессии ВСНП 8-го созыва 29 марта 1993 г., «Проектом внесения изменений в Конституцию КНР», принятым на 2-й сессии ВСНП 9-го созыва 15 марта 1999 г., «Проектом внесения изменений в Конституцию КНР», принятым на
2- й сессии ВСНП 10-го созыва 14 марта 2004 г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution
[Дата обращения: 21.04.2019]
14. Закон КНР «О компаниях» (принят на 5-ом заседании
Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8го созыва 29 декабря 1993 г.; 1-е изменение внесено Решением «О внесении изменений в Закон КНР «О компаниях» на 13-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 25 декабря 1999 г.; 2-е изменение внесено Решением «О внесении изменений в Закон КНР «О компаниях» на 11-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 28 августа 2004 г.; исправлен решением 18-го заседания ПК ВСНП 10-го созыва 27 октября 2005 г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_company [Дата обращения:
21.04.2019]
15. Меры регулирования создания в КНР товариществ иностранными
предприятиями или физическими лицами //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://chinalawinfo.ru/economic_law/measures_administration_foreign_entities_in dividuals_establish_partnership [Дата обращения: 21.04.2019]
16. Закон КНР «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» (принят 1 -й сессией Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва 13 апреля 1988 г.; изменен в соответствии с Решением «О внесении изменений в Закон КНР «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» на 18-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва 31 октября 2000 г.) //[Электронный
ресурс] Режим
доступа: URL: http: //chinalawinfo. ru/economic_law/law_contractualJ oint_venture s [Дата обращения: 21.04.2019]
17. Закон КНР «О паевых совместных предприятиях китайского и
иностранного капитала» (принят 2-й сессией Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 1 июля 1979 г.; изменен в соответствии с Решением «О внесении изменений в Закон КНР «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» 3-й сессии ВСНП 7-го созыва 4 апреля 1990 г.; изменен в соответствии с Решением «О внесении изменений в Закон КНР «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» 4-й сессии ВСНП 9-го созыва 15 марта 2001 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://chinalawinfo. ru/economic_law/law_equity_j oint [Дата обращения:
21.04.2019]
18. Нормы и правила регулирования въезда и выезда иностранных
граждан за границу КНР //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://chinalawinfo. ru/administrative_law/foreigners [Дата обращения:
21.04.2019]
19. Закон КНР «О договорах» (Принят 2-й сессией ВСНП девятого созыва 15 марта 1999 г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_contract [Дата обращения: 21.04.2019]
20. Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» (принят 4-й сессией Всекитайского собрания народных представителей 6-го созыва 12 апреля 1986 г.; изменен в соответствии с Решением «О внесении изменений в Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» на 18-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 9го созыва 31 октября 2000 г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http: //chinalawinfo. ru/economic_law/law_wholly_owned_foreign_enterprises [Дата обращения: 21.04.2019]
21. Закон КНР «О реагировании на чрезвычайные ситуации» (принят на 29-м заседании Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 30 августа 2007 г.; опубликован Указом № 69 Председателя Китайской Народной Республики №69 от 30 августа 2007 г.; вступил в силу с 1 ноября 2007 г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://chinalawinfo.ru/administrative_law/law_emergency_response [Дата обращения: 21.04.2019]
22. Гражданский процессуальный кодекс КНР (принят на 4-й сессии
Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва 9 апреля 1991 г., изменен в соответствии с Решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс КНР» 28 октября 2007 г.)
//[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://chinalawinfo. ru/procedural_law/law_civil_procedure [Дата обращения:
21.04.2019]
23. Таможенный кодекс КНР (Принят на 19-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 22 января 1987 г., изменения внесены на основании принятого на 16-м заседании ПК ВСНП девятого созыва 8 июля 2000 г. Постановления «О внесении изменений в «Таможенный кодекс Китайской Народной Республики».) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_customs [Дата обращения: 21.04.2019]
24. Закон КНР «О внешней торговле» (принят на 7-ом заседании
Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8го созыва 12 мая 1994 г.; изменен решением 8-го заседания ПК ВСНП 10-го созыва 6 апреля 2004 г.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http: //chinalawinfo. ru/economic_law/law_foreign_trade [Дата обращения:
21.04.2019]
25. Устав КПК Китая //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/zgzt/sldzt/t118049.htm [Дата обращения:
21.04.2019]
26. Вторжение КНР на Тайвань может потерпеть крах
//[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://regnum.ru/news/2550334.html [Дата обращения: 21.04.2019]
27. Китай и Тайвань: истоки противостояния //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-46749135 [Дата обращения: 21.04.2019]
28. Тайвань теряет союзников, Трамп спешит на помощь
//[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5487025 [Дата обращения:
21.04.2019]
29. XIX съезд КПК. Доклад Си Цзинпиня //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm [Дата обращения: 21.04.2019]
30. Программа экономических и политических реформ Китая на период до 2020 года //[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/sbjszqh/t1111246.htm [Дата обращения:
21.04.2019]
Литература
31. 3-й Пленум ЦК КПК 18-го созыва: новое руководство и стратегия реформ: (материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов Китая ИДВ РАН, Москва, 12, 14 марта 2014 г.) / Центр науч. информ. и документации; [редкол.: Виноградов А. В. и др.]. -
М.: ИДВ, 2014. - 325 с.
32. XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т Дал. Востока; [сост. П.Б. Каменнов; предисл. Островского А.В.]. - М.: ИДВ, 2009. - 271 с.
33. Тайваньский вопрос и объединение Китая / Канцелярия по тайваньским делам. Канцелярия по делам печати при Г оссовете КНР. Пекин, 1993.
34. Андреева, Н. В. Перспективы экономической интеграции Китая и АСЕАН / Н. В. Андреева; Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М.: ИМЭМО, 2006. - 53 с.
35. Бальчиндоржиева, О.Б. Концепция модернизации Китая: трансформация системы ценностей / О. Б. Бальчиндоржиева; науч. ред. Д. Ш. Цырендоржиева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Бурят. гос. ун-т.
- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. - 175 с.
36. Баранов А.В. Сепаратизм в современном мире: политико - территориальный аспект / А.В.Баранов // Человек. Сообщество. Управление.
- 2015. № 3. С.107 - 123.
37. Барышев, А.П. КНР: стратегия социализма: (ист. опыт и особенности соврем. этапа) / А. П. Барышев. - М.: Общество дружбы и сотрудничества с зарубеж. странами, 2014. - 201 с.
38. Бергер, Я.М. Экономическая стратегия Китая / Я. М. Бергер; Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока РАН. - М.: Форум, 2009. - 559 с.
39. Бочарников И.В. Противодействие сепаратизму: теоретикополитический анализ: дис. ... доктора поли. наук: спец. 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» / И.В.Бочарников; МГУ.
- М., 2008. - 374 с.
40. Бурцева И.А. Влияние России, Китая и Индии на современную ситуацию в мире / И.А. Бурцева // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. № 21. - С. 17-21.
41. Вестад, О.А. Беспокойная империя: Китай и мир с 1750 года: [пер. с англ.] / ОддАрнеВестад. - М.: Центрполиграф, 2014. - 637, [2] с.
42. Внешняя политика России в условиях глобальной неопределенности: монография / под ред. П. А. Цыганкова. — М.: Издательство «Русайнс», 2015. — 280 с.
43. Галенович, Ю.М. От Брежнева и Мао Цзэдуна до Горбачева и Дэн Сяопина / Ю. М. Галенович; Рос. акад. наук, Ин-т Дал. Востока Рос. акад. наук. - М.: ИДВ, 2012. - 223 с.
44. Гельбрас, В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: важнейшие этапы развития, 1949-2007 / В. Г. Гельбрас. - М.: Гуманитарий. Ч. 1. - 2007. - 421, [3] с.
45. Гилева, В.К. Влияние глобализации на развитие экономики КНР / В. К. Гилева, Г. И. Новолодская; Федер. агентство по образованию, Байкал. гос. ун-т экономики и права. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2005. - 153 с.
46. Горенкин В.А. Сепаратизм: феномен и понятие // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия «Политические науки». Том 14(53) № 1, 2014. С.34-39.
47. Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение / Д. Горовиц. - М., 2013. - 196 с.
48. Делягин, М.Г. Империя в прыжке. Китай изнутри, как и для чего "алеет Восток". Главное событие XXI века. Возможности и риски для России: [16+] / М. Делягин, В. Шеянов. - М.: Книжный мир, 2015. - 671 с.
49. Дивак В.В. Сепаратизм как феномен современной политики. Политологические и правовые аспекты / В.В. Дивак; НАН Украины, Ин-т государства и права им. В.М. Корецкого. - К.: Логос, 2012. - 223 с.
50. История Китая / под ред. А. В. Меликсетова - М.: Лань, 2006. -
399 с.
51. Кива, А.В. Реформы в Китае и России: сравнительный анализ / Кива А. В.; Ин-т востоковедения Рос. акад. наук. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. - 304 с.
52. Китай в мировой и региональной политике (история и современность) / Рук. авт. коллектива В.Я.Портяков. Отв. ред. - сост. Е.И. Сафронова. М.: Эксмо, 2008. - 475 с.
53. Китай и глобализация: [сборник статей / отв. ред. В. Б. Амиров, В. В. Михеев]. - М.: ИМЭМО, 2012. - 80 с.
54. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / [Андреева Н. В., Белокурова Г. В., Бергер Я. М. и др.]; под ред. В. Михеева. - М.: Моск. центрКарнеги: Элинин Р., 2005. - 646, [1] с.
55. Кондрашова, Л.И. КНР: реформа и региональная экономическая политика / Л. Кондрашова, Н. Корнейчук; Рос. акад. наук. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. - М.: [б. и.], 1998. - 152 с.
56. Кондрашова, Л.И. Управление региональным развитием: опыт Китая / Л. И. Кондрашова. - М.: ИЭ, 2008. - 72 с.
57. Кузьмина Е.А. Российское и китайское присутствие в странах Центральной Азии / Кузьмина Е.А. // ПроблемыДальнегоВостока, 2013, №5 - С. 50-52
58. Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для вузов / М.М. Лебедева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 365 с
59. Ли Ю.Ю. Социально-экономическое развитие Китайской Народной Республики во второй половине XX - начале XXI вв. / Ли Юань Юань; М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (Новочеркас. политехн. ин-т). - Новочеркасск: Лик, 2012. - 34, [1] с.
60. Лин, Д.Й. Демистификация китайской экономики: [пер. с англ.] / ДжастинЙифу Лин; [Фонд. "Либер. миссия"]. - М.: Мысль, 2013. - 378 с.
61. Линь И. Китайское чудо: стратегия развития и экон. реформа: [Пер. с кит.] / Линь Ифу; Ф. Цай; Ин-т Дальнего Востока РАН, Кит. центр экон. исслед. при Пекин. ун-те, Гонконг. центр экон. исслед. - М.: [б. и.], 2001. - 367 с.
62. Логинов, Л.Н. Особый путь развития экономики Китая: (крат. обзор) / Лев Логинов. - М.: [б. и.], 2007. - 110, [1] с.
63. ЛузянинС. А. Российско-китайское взаимодействие в XXI веке / С. А. Лузянин // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 5. - С. 61-70.
64. Любомудров, А.В. Роль Китая в процессах глобализации мировой экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 / Любомудров Алексей Владимирович; [Финансовый ун-т при Правительстве РФ]. - Москва, 2011. - 24 с.
65. МаШуфань. Стратегический ракурс китайско-российских отношений, обращенных в XXI в. / Сост. В.Н. Барышников // Китайские исследователи России о китайско-российских отношениях. М., 2005. - С. 1415.
66. Международные отношения и мировая политика: учебнометодический комплекс / под ред. П. А. Цыганкова. — М.:
Политическая энциклопедия, 2014. — 639 с.
67. Никитина Ю.А. Международные отношения и мировая политика: Введение в специальность: учебное пособие - 2-е изд., испр. и доп. / Ю.А. Никитина. - М.: АспектПресс, 2012. - 151 с.
68. Парамонов В.М., Строков А.С., Столповский О.П. Отношения между Россией и Китаем: история, современность и будущее / В.М. Парамонов, А.С. Строков, О.П. Столповский // Время Востока. — 2007. — № 3. — С. 85—89.
69. Петровский В. Е. Проблемы развития российско-китайских торгово-экономических, финансовых и приграничных отношений [Текст] / В. Е. Петровский. // Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - № 20. - С. 70-75
70. Пивоварова, Э.П. Социализм с китайской спецификой / Э. П. Пивоварова; Рос. акад. наук, Ин-т Дал. Востока РАН. - М.: Форум, 2011. - 351 с.
71. Политология: учебник / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т), М-воиностр. дел РФ / авт. кол.: А.Ю. Мельвиль и др.; науч. ред. Т.В. Шмачкова. - М.: Проспект, 2011. - 618 с.
72. Полозюкова, О.Е. Особенности экономики Китая на современном этапе и перспективы ее развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 / Полозюкова Ольга Евгеньевна; [Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова]. - Москва, 2012. - 27 с.
73. Портяков В.Я. Внешняя политика Китайской Народной Республики в XXI столетии. М.: ИДВ РАН, 2015. - 280 с.
74. Портяков, В.Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы / В. Я. Портяков; Рос. акад. наук, Ин-т Дал. ВостокаРос. акад. наук. - М.: ИДВ, 2013. - 238, [1] с.
75. Рогачев И. В. Взаимодействие России и Китая на международной арене Проблемы Дальнего Востока / И. В. Рогачев. - 2007. - №6. - С 57-59.
76. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Под ред. А.В. Лукина. М.: ВесьМир, 2013. - 704 с.
77. Смирнов, Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР: от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину / Д. А. Смирнов; Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока. - М. ИДВ, 2005. - 323 с.
78. Стровский, Л.Е. Китай после вступления в ВТО = ChinaafterinvolvementtoWTO: адапт. кит. экономики к условиям мирового хоз-ва / Л. Е. Стровский, Цзян Цзин; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. техн. ун-тУПИ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 222, [2] с.
79. Сюй Я. Дэн Сяопин и социально-экономические преобразования в Китае / СюйЯньли; под общ. ред. М. В. Романенко. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 327с.
80. Усов, В.Н. История КНР: учебник / В. Н. Усов. - М.: Восток- Запад Т.2: 1966-2004 гг. - 2006. - 718 с.
81. Хенкин С.М. Сепаратизм и его разновидности / С.М.Хенкин // Актуальные проблемы Европы: сб. научн. трудов. М., 2013. № 3. С.195 - 221.
82. ЦзайциЛю. Внешняя политика КНР и перспективы китайскороссийских отношений / ЛюЦзайци //Мировая экономика и международные отношения / 2014. - №9. - С. 15-24.
83. Цыганков П. А. Политическая динамика современного мира:
теория и практика / П. А. Цыганков. — М.: ИздательствоМосковскогоуниверситета, 2014. — 576 с.
84. Чудодеев Ю.В. Россия - Китай: стратегическое партнерство на современном этапе (проблемы и перспективы): сб. ст. / Ю. В. Чудодеев; Ин-т востоковедения РАН. - М.: 2011. - 285 с.