КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ АФРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ США И КНР В 21 ВЕКЕ
|
Введение 3
РАЗДЕЛ 1. Место Африки в концепции внешней политики США в
период президентства Обамы 8
РАЗДЕЛ 2. Африка во внешней политике КНР в 2009-2016 гг 47
РАЗДЕЛ 3. Африка между Пекином и Вашингтоном 69
Заключение 78
Список использованных источников и литературы
РАЗДЕЛ 1. Место Африки в концепции внешней политики США в
период президентства Обамы 8
РАЗДЕЛ 2. Африка во внешней политике КНР в 2009-2016 гг 47
РАЗДЕЛ 3. Африка между Пекином и Вашингтоном 69
Заключение 78
Список использованных источников и литературы
Постановка проблемы: В условиях глобальной нехватки ресурсов, в первую очередь энергетических, страны Африки выступают тем партнером, сотрудничество с которым является стратегически необходимым. В связи с этим, интерес мировых держав, в том числе США и Китая, к странам африканского континента не ослабевает.
Все большую заинтересованность проявляет Китай к Африке как к рынку сбыта своей продукции. Во взаимодействии Вашингтона с африканскими государствами трансформирование экспортных рынков также оказывает важную роль, хотя и не настолько значительную, как для Китая.
Африканская политика США претерпевала изменения в зависимости от исторического периода, однако Африка всегда занимала одну из ключевых позиций в интересах США.
В обстановке некоторого ослабления экономических позиций Соединенных Штатов в Африке американский бизнес для реализации собственных экономических интересов стал обращать большее внимание на использование частными компаниями своих возможностей на континенте.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в основе оживления действий США и Китая на африканском направлении лежат экономические стимулы этих государств. В первую очередь, это — задачи гарантирования устойчивого и совершенного доступа к африканским энергетическим ресурсам и минеральному сырью. Африка, имеющая богатейшие природные ресурсы, притягивает крупнейшие экономики мира запасами своей нефти. На африканский континент приходится 12% мирового количества нефти. В числе наикрупнейших импортеров африканской нефти лидируют США и Китай, на которые приходится, соответственно, 32% и 9% экспортируемой африканскими государствами нефти. Если в американском импорте нефти доля африканской составляет порядка 18%, то для Китая Африка представляет собой второй по значимости после ближнего востока источник импорта нефти с долей в 33% от всех нефтяных поставок.
По некоторым данным, в ближайшие 5-10 лет доля нефти из африканских государств в китайском импорте может возрасти до 40%, т. е. стать главной нефтяной поставкой с ближнего востока. Помимо энергетических ресурсов, Китай и США увлечены в вывозе с африканского континента и минерального сырья. Так, будущее постепенное экономическое развитие Китая тесно связано с непрекращающимся импортом из Африки меди, железной руды, марганца, никеля, кобальта, фосфатов, платины, урана и хрома. Хотя минерально-сырьевая связанность США с африканским континентом не настолько велика, как у Китая, однако она достаточно видна в силу того, что некоторые типы сырья имеют стратегическую важность, и их импорт возмещается предпочтительно за счет африканских поставок.
В последние годы вложения Китая в Африку растут, и многие африканские руководители рассматривают это как фактор, способствующий экономическому росту и развитию стран континента. Все сказанное выше убеждает в несостоятельности обвинений Китая в неоколониалистской политике.
Хотя нельзя отрицать наличие минусов в китайской деятельности на Континенте, трудно не согласиться и с тем, что Пекин вносит весомый вклад в развитие Африки. А значит, можно расценивать африканскую политику Пекина не как продиктованную исключительно собственными интересами, в чем его часто обвиняют на Западе, а как взаимовыгодную - «win-win» - и полезную странам Африки.
Степень научной разработанности проблемы. Методология взаимодействия великих держав, таких как США и Китай в отношении черного континента имеет самые разнообразные грани научного осознания. Некоторые из них были темой исследования или затронуты в трудах Равняго А.С. , Вишневский М.Л. , Алимов А.А. , Мардашев А.А. , Журбей Е.В. , Нестерова И.Е. , Дегтярев Д.А. и др.
Целью дипломной работы является проведение компаративного анализа африканской политики США и КНР в 2009-2016 гг.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- определения места Африки в концепции внешней политики США в период президентства Обамы;
- определения места Африки во внешней политике КНР в 2009-2016 гг.
- определение места Африки в противостоянии между Пекином и Вашингтоном.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2009 по 2016 гг. Выбранный мною период связан со сроком президента США Б. Обамы и его активной политикой, проводимой по отношению к Африке.
Объектом исследования дипломной работы является изучение африканской политики США и КНР в 2009-2016 гг.
Предметом дипломной работы является проведение сравнительной характеристики между политикой США и Китая проводимой в Африке в 2009-2016 гг.
Методология и методы исследования. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром.
Методологическую и теоретическую основу исследования связывают труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития взаимоотношений США, Китая с Африкой.
В работе обширно использовался сравнительный метод, а также исторический, системный, ценностно-нормативные подходы.
Использовались различные методы междисциплинарных исследований: культурологический, исторический, логический,
классификационный, хронологический, синхронный и проблемный принципы.
Источниковой базой исследовательской работы послужили источники различного характера, позволяющие в полной мере проанализировать африканскую политику США и КНР.
Основными источниками являются официальные документы такие ,как Резолюции СБ ООН , также Доклады Генерального Секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в африканских странах. В дипломной работе использованы статистические данные , позволяющие раскрыть изученную информацию на основе точных данных.
Научная новизна. Элементы новизны содержатся в определении основных тенденций развития деятельности внешней политики администрации Барака Обамы и политики Китая в отношении Африки.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее объяснению. Проводимые в стране значительные реформы, социальный динамизм ставят проблемы, неизвестные ранее юридической науке, увеличивая востребования к их академической разработке.
В работе впервые во всем объеме рассматриваются природа взаимоотношений США и Китая в отношении Африки, критически оцениваются некоторые представления, сложившиеся в данных государствах об африканском континенте, предлагаются меры, необходимые, для совершенствования развития Африки.
Научно-практическая значимость. Положения и выводы настоящей работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях современных проблем африканской политики США и Китая . Кроме того материалы могут быть использованы при подготовке учебных программ и пособий по современным международным отношениям.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов , заключения и списка использованных источников и литературы.
Все большую заинтересованность проявляет Китай к Африке как к рынку сбыта своей продукции. Во взаимодействии Вашингтона с африканскими государствами трансформирование экспортных рынков также оказывает важную роль, хотя и не настолько значительную, как для Китая.
Африканская политика США претерпевала изменения в зависимости от исторического периода, однако Африка всегда занимала одну из ключевых позиций в интересах США.
В обстановке некоторого ослабления экономических позиций Соединенных Штатов в Африке американский бизнес для реализации собственных экономических интересов стал обращать большее внимание на использование частными компаниями своих возможностей на континенте.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в основе оживления действий США и Китая на африканском направлении лежат экономические стимулы этих государств. В первую очередь, это — задачи гарантирования устойчивого и совершенного доступа к африканским энергетическим ресурсам и минеральному сырью. Африка, имеющая богатейшие природные ресурсы, притягивает крупнейшие экономики мира запасами своей нефти. На африканский континент приходится 12% мирового количества нефти. В числе наикрупнейших импортеров африканской нефти лидируют США и Китай, на которые приходится, соответственно, 32% и 9% экспортируемой африканскими государствами нефти. Если в американском импорте нефти доля африканской составляет порядка 18%, то для Китая Африка представляет собой второй по значимости после ближнего востока источник импорта нефти с долей в 33% от всех нефтяных поставок.
По некоторым данным, в ближайшие 5-10 лет доля нефти из африканских государств в китайском импорте может возрасти до 40%, т. е. стать главной нефтяной поставкой с ближнего востока. Помимо энергетических ресурсов, Китай и США увлечены в вывозе с африканского континента и минерального сырья. Так, будущее постепенное экономическое развитие Китая тесно связано с непрекращающимся импортом из Африки меди, железной руды, марганца, никеля, кобальта, фосфатов, платины, урана и хрома. Хотя минерально-сырьевая связанность США с африканским континентом не настолько велика, как у Китая, однако она достаточно видна в силу того, что некоторые типы сырья имеют стратегическую важность, и их импорт возмещается предпочтительно за счет африканских поставок.
В последние годы вложения Китая в Африку растут, и многие африканские руководители рассматривают это как фактор, способствующий экономическому росту и развитию стран континента. Все сказанное выше убеждает в несостоятельности обвинений Китая в неоколониалистской политике.
Хотя нельзя отрицать наличие минусов в китайской деятельности на Континенте, трудно не согласиться и с тем, что Пекин вносит весомый вклад в развитие Африки. А значит, можно расценивать африканскую политику Пекина не как продиктованную исключительно собственными интересами, в чем его часто обвиняют на Западе, а как взаимовыгодную - «win-win» - и полезную странам Африки.
Степень научной разработанности проблемы. Методология взаимодействия великих держав, таких как США и Китай в отношении черного континента имеет самые разнообразные грани научного осознания. Некоторые из них были темой исследования или затронуты в трудах Равняго А.С. , Вишневский М.Л. , Алимов А.А. , Мардашев А.А. , Журбей Е.В. , Нестерова И.Е. , Дегтярев Д.А. и др.
Целью дипломной работы является проведение компаративного анализа африканской политики США и КНР в 2009-2016 гг.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- определения места Африки в концепции внешней политики США в период президентства Обамы;
- определения места Африки во внешней политике КНР в 2009-2016 гг.
- определение места Африки в противостоянии между Пекином и Вашингтоном.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2009 по 2016 гг. Выбранный мною период связан со сроком президента США Б. Обамы и его активной политикой, проводимой по отношению к Африке.
Объектом исследования дипломной работы является изучение африканской политики США и КНР в 2009-2016 гг.
Предметом дипломной работы является проведение сравнительной характеристики между политикой США и Китая проводимой в Африке в 2009-2016 гг.
Методология и методы исследования. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром.
Методологическую и теоретическую основу исследования связывают труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития взаимоотношений США, Китая с Африкой.
В работе обширно использовался сравнительный метод, а также исторический, системный, ценностно-нормативные подходы.
Использовались различные методы междисциплинарных исследований: культурологический, исторический, логический,
классификационный, хронологический, синхронный и проблемный принципы.
Источниковой базой исследовательской работы послужили источники различного характера, позволяющие в полной мере проанализировать африканскую политику США и КНР.
Основными источниками являются официальные документы такие ,как Резолюции СБ ООН , также Доклады Генерального Секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в африканских странах. В дипломной работе использованы статистические данные , позволяющие раскрыть изученную информацию на основе точных данных.
Научная новизна. Элементы новизны содержатся в определении основных тенденций развития деятельности внешней политики администрации Барака Обамы и политики Китая в отношении Африки.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее объяснению. Проводимые в стране значительные реформы, социальный динамизм ставят проблемы, неизвестные ранее юридической науке, увеличивая востребования к их академической разработке.
В работе впервые во всем объеме рассматриваются природа взаимоотношений США и Китая в отношении Африки, критически оцениваются некоторые представления, сложившиеся в данных государствах об африканском континенте, предлагаются меры, необходимые, для совершенствования развития Африки.
Научно-практическая значимость. Положения и выводы настоящей работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях современных проблем африканской политики США и Китая . Кроме того материалы могут быть использованы при подготовке учебных программ и пособий по современным международным отношениям.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов , заключения и списка использованных источников и литературы.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что в условиях глобальной нехватки ресурсов, в первую очередь энергетических, страны Африки выступают тем партнером, сотрудничество с которым является стратегически необходимым. В связи с этим, интерес мировых держав, в том числе США и КНР, к странам африканского континента не ослабевает. Африканская политика США претерпевала изменения в зависимости от исторического периода, однако Африка всегда занимала одну из ключевых позиций в интересах США.
Африка вновь приобрела стратегическое значение для США по двум направлениям: борьбы с распространением терроризма и возникшей конкуренцией с Китаем за доступ к нефти и другим минеральным ресурсам. В 2002 г. в Джибути была создана военная база США в «Кэмп-Лемоньер», на которой разместилась Объединенная оперативная группа Африканского Рога с задачей вести борьбу против ячеек «Аль-Каиды» и ее сторонников в Сомали, Судане и других странах Восточной Африки.
Что касается экономического участия США в жизни африканского континента, то здесь администрацией Б. Обамы в качестве приоритета ставилось скорее развитие взаимовыгодного торгового партнерства, нежели увеличение односторонних инвестиций. В частности, в 2012 г. американским правительством была провозглашена «Стратегия США к Югу от Сахары», направленная на углубление коммерческих связей с регионом и установление эффективного партнерства с африканскими странами для ответа на наиболее сложные вызовы безопасности. Стратегия реализуется через такие ключевые инициативы, как «Энергия Африки» / «Power Africa», «Накорми Будущее» / «Feed the Future», «Global health initiative» и «Инициатива молодых африканских лидеров» / «Young African Leaders Initiative». В ходе своего визита в Южную Африку летом 2013 г. Б. Обама обнародовал программу «Сильная Африка», направленную на увеличение электрогенерирующих мощностей в регионе; в 2014 г. эта программа была расширена.
Интерес США к африканскому континенту не ослабевает с течением времени, невзирая на экономические трудности внутри страны. Число игроков на африканской арене возрастает, свое «место» в регионе хотят завоевать глобальные конкуренты США, как Китай, Индия, Бразилия. Африка представляет собой основного поставщика энергетических и минеральных ресурсов для США, в связи с чем обеспечение стабильности на континенте и укрепление роли Соединенных Штатов в регионе остается на повестке дня американских лидеров.
До недавнего времени Китай имел дипломатические отношения с 50 из 54 африканских государств. Четыре страны: Буркина-Фасо, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд и Гамбия сохраняли отношения с Тайванем. Пекин, однако, предпринимал достаточно активные усилия, чтобы привлечь их на свою сторону. Как писал известный американский специалист по политике Китая в Африке Дэвид Шинн, уже в 2013 г. Пекин имел с этими странами более активные отношения, чем Тайбэй. Ученый высказал мнение, что к 2023 г. все африканские страны признают Пекин.
Китай лидирует по числу визитов высокого уровня в страны Африки. Так, министр иностранных дел КНР начинает каждый год с посещения стран Континента. Председатель Си Цзиньпин в 2013 г. совершил в Африку один из первых своих зарубежных визитов после прихода к власти, посетив Танзанию, Республику Конго и ЮАР, где принял участие в саммите БРИКС, а год спустя Африку посетил премьер Госсовета Ли ^цян.
В январе 2018 г. состоялся очередной визит в Африку министра иностранных дел Ван И, который побывал в четырех странах: Руанде, Анголе, Габоне, Сан-Томе и Принсипи.
Китаю нужны союзники в противостоянии с США, учитывая, что президент Трамп объявил Пекину торговую войну. Но даже принимая во внимание, что вся внешнеполитическая деятельность Китая сегодня так или иначе подчинена реализации инициативы «Один пояс - один путь», нельзя не признать, что эти договоренности отвечают интересам африканских стран, крайне заинтересованных в индустриализации как важном шаге к устойчивому развитию. Достаточно сказать, что в Африке на производство приходится 10% добавленной стоимости.
На сегодняшний день вся внешняя политика Пекина, включая политику в Африке, строится с учетом глобальной китайской инициативы «Один пояс - один путь» (OBOR), выдвинутой председателем Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. Реализацию этой инициативы рассматривают в Пекине как средство ускорения развития самого Китая и задействованных в проекте стран и как барьер на пути вызовов и угроз интересам Китая в Индийском океане. В китайскую инициативу вовлечена и Африка. Плохая инфраструктура, препятствующая развитию торговли между странами Континента, создающая препятствия интеграции, - одна из главных африканских проблем.
Смирится ли Вашингтон с тем, что Пекин - главный геополитический конкурент - равномерно выводит его с континента? Не думаю. На данном этапе китайское движение в Африку не встречает силового сопротивления, однако не исключено, что в скором будущем противоречие интересов КНР и США в данном регионе ведет к новым международным столкновениям. «Борьба» за Африку разгорается.
В этой связи Китай и США как важнейшие партнеры африканских государств должны координировать свои интересы, объединить силы для создания совместных программ поддержки и помощи. Это не только будет способствовать развитию политических и экономических институтов стран Африки, но и создаст благоприятные возможности для развития двух крупнейших экономик мира.
Африка вновь приобрела стратегическое значение для США по двум направлениям: борьбы с распространением терроризма и возникшей конкуренцией с Китаем за доступ к нефти и другим минеральным ресурсам. В 2002 г. в Джибути была создана военная база США в «Кэмп-Лемоньер», на которой разместилась Объединенная оперативная группа Африканского Рога с задачей вести борьбу против ячеек «Аль-Каиды» и ее сторонников в Сомали, Судане и других странах Восточной Африки.
Что касается экономического участия США в жизни африканского континента, то здесь администрацией Б. Обамы в качестве приоритета ставилось скорее развитие взаимовыгодного торгового партнерства, нежели увеличение односторонних инвестиций. В частности, в 2012 г. американским правительством была провозглашена «Стратегия США к Югу от Сахары», направленная на углубление коммерческих связей с регионом и установление эффективного партнерства с африканскими странами для ответа на наиболее сложные вызовы безопасности. Стратегия реализуется через такие ключевые инициативы, как «Энергия Африки» / «Power Africa», «Накорми Будущее» / «Feed the Future», «Global health initiative» и «Инициатива молодых африканских лидеров» / «Young African Leaders Initiative». В ходе своего визита в Южную Африку летом 2013 г. Б. Обама обнародовал программу «Сильная Африка», направленную на увеличение электрогенерирующих мощностей в регионе; в 2014 г. эта программа была расширена.
Интерес США к африканскому континенту не ослабевает с течением времени, невзирая на экономические трудности внутри страны. Число игроков на африканской арене возрастает, свое «место» в регионе хотят завоевать глобальные конкуренты США, как Китай, Индия, Бразилия. Африка представляет собой основного поставщика энергетических и минеральных ресурсов для США, в связи с чем обеспечение стабильности на континенте и укрепление роли Соединенных Штатов в регионе остается на повестке дня американских лидеров.
До недавнего времени Китай имел дипломатические отношения с 50 из 54 африканских государств. Четыре страны: Буркина-Фасо, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд и Гамбия сохраняли отношения с Тайванем. Пекин, однако, предпринимал достаточно активные усилия, чтобы привлечь их на свою сторону. Как писал известный американский специалист по политике Китая в Африке Дэвид Шинн, уже в 2013 г. Пекин имел с этими странами более активные отношения, чем Тайбэй. Ученый высказал мнение, что к 2023 г. все африканские страны признают Пекин.
Китай лидирует по числу визитов высокого уровня в страны Африки. Так, министр иностранных дел КНР начинает каждый год с посещения стран Континента. Председатель Си Цзиньпин в 2013 г. совершил в Африку один из первых своих зарубежных визитов после прихода к власти, посетив Танзанию, Республику Конго и ЮАР, где принял участие в саммите БРИКС, а год спустя Африку посетил премьер Госсовета Ли ^цян.
В январе 2018 г. состоялся очередной визит в Африку министра иностранных дел Ван И, который побывал в четырех странах: Руанде, Анголе, Габоне, Сан-Томе и Принсипи.
Китаю нужны союзники в противостоянии с США, учитывая, что президент Трамп объявил Пекину торговую войну. Но даже принимая во внимание, что вся внешнеполитическая деятельность Китая сегодня так или иначе подчинена реализации инициативы «Один пояс - один путь», нельзя не признать, что эти договоренности отвечают интересам африканских стран, крайне заинтересованных в индустриализации как важном шаге к устойчивому развитию. Достаточно сказать, что в Африке на производство приходится 10% добавленной стоимости.
На сегодняшний день вся внешняя политика Пекина, включая политику в Африке, строится с учетом глобальной китайской инициативы «Один пояс - один путь» (OBOR), выдвинутой председателем Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. Реализацию этой инициативы рассматривают в Пекине как средство ускорения развития самого Китая и задействованных в проекте стран и как барьер на пути вызовов и угроз интересам Китая в Индийском океане. В китайскую инициативу вовлечена и Африка. Плохая инфраструктура, препятствующая развитию торговли между странами Континента, создающая препятствия интеграции, - одна из главных африканских проблем.
Смирится ли Вашингтон с тем, что Пекин - главный геополитический конкурент - равномерно выводит его с континента? Не думаю. На данном этапе китайское движение в Африку не встречает силового сопротивления, однако не исключено, что в скором будущем противоречие интересов КНР и США в данном регионе ведет к новым международным столкновениям. «Борьба» за Африку разгорается.
В этой связи Китай и США как важнейшие партнеры африканских государств должны координировать свои интересы, объединить силы для создания совместных программ поддержки и помощи. Это не только будет способствовать развитию политических и экономических институтов стран Африки, но и создаст благоприятные возможности для развития двух крупнейших экономик мира.
Подобные работы
- КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА:
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ АФРИКАНСКОГО ВЕКТОРА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ (1998-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



