ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Институты формирования этнической и гражданской идентичности в отечественной и зарубежной историографии 13
1.1. Этническая и гражданская идентичность: понятие, структура, типология..13
1.2. Ценности и ценностно- культурные ориентации современной молодежи..31
1.3. Молодежные общественные объединения и организации 42
Глава 2. Деятельность общественных объединений по формированию этнической и гражданской идентичности 50
2.1. Этнические организации 51
2.2. Надэтнические (интернациональные) организации 66
2.3. Общественно- патриотические организации 76
2.4. Сравнительно - сопоставительный анализ деятельности российских и
немецких организаций 88
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 101
Приложения
Глава 1. Институты формирования этнической и гражданской идентичности в отечественной и зарубежной историографии 13
1.1. Этническая и гражданская идентичность: понятие, структура, типология..13
1.2. Ценности и ценностно- культурные ориентации современной молодежи..31
1.3. Молодежные общественные объединения и организации 42
Глава 2. Деятельность общественных объединений по формированию этнической и гражданской идентичности 50
2.1. Этнические организации 51
2.2. Надэтнические (интернациональные) организации 66
2.3. Общественно- патриотические организации 76
2.4. Сравнительно - сопоставительный анализ деятельности российских и
немецких организаций 88
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 101
Приложения
Разработка проблемы этнической и гражданской идентичности на протяжении длительного периода времени продолжает быть актуальной для исследователей социально - гуманитарных наук. Это обуславливается тем, что в современном мире происходят интенсивные межэтнические процессы, повсеместное формирование многонациональных и поликультурных обществ, в которых поддержание межкультурного диалога и благоприятного микроклимата межнациональных взаимоотношений является одной из главных задач. Для этого важно воспитывать такую личность, которая будет осознанно соотносить себя с определённым этносом (выступать в качестве носителя культуры, обычаев, традиций народа), а также в равной мере позиционировать себя как гражданина государства. Иными словами, нужно формировать этническую и гражданскую идентичность, которые являются неотъемлемыми составляющими социальной идентичности личности.
Изучение процесса формирования идентичности именно молодежи является особенно актуальным и значимым, поскольку процесс формирования идентичности (этнической, гражданской, социальной и личностной) совпадает с процессом социализации исследуемой группы в целом . Современным молодым людям свойственна социокультурная активность, поэтому им представляется важным осознание себя и своего места в глобализирующемся мире, наполненном межличностными, межгрупповыми контактами, при неопределённых и постоянно изменяющихся социальных условиях, что подтверждает актуальность исследования основных факторов и механизмов идентификации молодёжи.
Успешная идентификация помогает молодым людям выстраивать социальные отношения на социокультурном уровне и управлять ими. Наличие устойчивых идентичностей можно рассматривать как возможность для установления относительной стабильности в обществе через приверженность традиционным ценностям.
Особую роль в процессе формирования идентичностей играют молодёжные общественные организации. Мы можем выдвинуть гипотезу исследования, предположив, что в современном мире они выступают как один из институтов формирования этнической и гражданской идентичности. Подобного рода объединения открыто или латентно оказывают влияние на формирование этнической и гражданской идентичности молодежи.
Представители общественных организаций (или социально - активная молодёжь в авторской интерпретации) являются участниками значимых социально - экономических, политических процессов, происходящих в обществе. Они осуществляют свою работу почти во всех сферах жизни и деятельности социума: образовании и науке, спорте, культуре и патриотическом воспитании, благотворительности, сохранении окружающей среды и многих других направлениях.
Через различные инициативы общественные объединения развивают социальную активность молодёжи, формируют самосознание и идентичности. В связи с этим общественные движения сейчас получают поддержку на всех уровнях - муниципальном, региональном и федеральном. Их создание и развитие входит в число приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Г од от года количество организаций и направлений их деятельности на территории Российской Федерации увеличивается. Это видно и на примере Республики Татарстан: реестр общественных объединений на конец 2013 года насчитывал 420 социально- ориентированных некоммерческих организаций, на момент окончания 2017 года - уже 520 .В этой связи еще раз стоит упомянуть об актуальности темы.
Объект исследования - процесс формирования этнической и гражданской идентичности у современной молодежи, которая нацелена на определение своего места в социальной структуре общества.
Предмет - общественные организации Республики Татарстан как институты формирования этнической и гражданской идентичности современной молодежи.
Цель данного исследования: на примере общественных организаций Республики Татарстан сформировать представление об институтах формирования этнической и гражданской идентичности у современной молодежи.
В соответствии с целью был определен ряд задач:
1. Выявить и проанализировать историографию по проблематике исследования.
2. На основе полученных теоретических данных сформулировать ключевые понятия исследования, сформировать типологию общественных организаций.
3. Проанализировать деятельность общественных организаций в соответствии с темой исследования, подтвердив или опровергнув гипотезу.
4. Определить ключевые механизмы и факторы формирования этнической и гражданской идентичности.
5. Провести сравнительно- сопоставительный анализ деятельности общественных организаций Республики Татарстан и Германии.
6. Выявить наиболее действенные практики по формированию этнической и гражданской идентичности в общественных организациях с целью последующей подготовки практических рекомендаций.
Современные исследователи дают разные оценки деятельности общественных объединений. Одни рассматривают их исключительно с положительной стороны, считая, что рост числа организаций и создание новых общественных инициатив это показатель эффективности и конструктивного развития общества, а также гражданской активности молодого поколения. Другие наоборот ставят под сомнение деятельность объединений, призывая бороться с их мнимой активностью, непрофессионализмом и тем фактом, что многие представители объединений не понимают цели, задачи и ценностные ориентации организаций. Поэтому одной из важнейших теоретических и практических задач данного исследования считаем определение ключевых механизмов и степени их эффективности в процессе формирования этнической и гражданской идентичности молодёжи общественными организациями Республики Татарстан.
Знание основных механизмов формирования идентичностей, конструирование определённой иерархии ценностей позволят во многом прояснить ситуацию с имеющимися противоречиями, трудностями в деятельности общественных организаций: подмена реальных ценностей ценностями общественного объединения, отсутствие готовности к реальной работе, желание получить всё «здесь и сейчас», не вкладываясь в длительные трудоёмкие проекты, и, что немаловажно, трудности при определении этнической и гражданской идентичности самой молодёжи.
Материалом для исследования послужили формы отчётности по реализации социальных инициатив и проектов, уставные документы, нарративы из социальных сетей, включая сообщества самих объединений, а также материалы интервью и опросов представителей молодёжных общественных организаций Республики Татарстан и Германии (материалы использованы для написания одного из параграфов работы, содержащему сравнительно-сопоставительный анализ общественных объединений двух стран- России и Германии).
В качестве ключевых методов исследования выступают методы, применяющиеся в историко - культурных и историографических исследованиях: метод комплексного анализа, дескриптивный метод при изложении материала, метод типологизации, а также методы, применяющиеся в полевых этнографических исследованиях - наблюдение, опрос, интервью и сравнительнофункциональный метод. В совокупности данный набор методов позволяет сформировать оперативную картину по исследуемому вопросу и сформулировать предварительные выводы.
В результате исследования было опрошено 80 информантов в формате интервью (60 респондентов - представители общественных организаций Республики Татарстан и 20 респондентов- активистов молодежных объединений Германии). А также проведено 5 фокусированных интервью (2 из которых в Германии, 3- в России) с общим составом участников в 30 человек.
Для большей объективности выборка была произведена с учётом длительности пребывания в общественном объединении и статуса участника. Таким образом, сложилась авторская классификация:
- «новички» (те, кто вступил в организацию менее 1 года назад)
- «активисты» (представители молодёжи, активно действующие в общественном объединении на протяжении 1-3 лет)
- «общественники со стажем» или «лидеры объединений» (опытные участники общественного движения, кураторы конкретных направлений деятельности, руководители организаций, вступившие в объединение более 3 лет назад)
- «экс- общественники» (представители молодёжи, вышедшие из общественных организаций)
При отборе респондентов мы руководствовались данной классификацией, поэтому соотношение респондентов было таким, что из 60 опрошенных в Республике Татарстан было по 15 активистов-общественников из каждой группы, в Г ермании из 20 человек по 5 представителей из каждой группы.
В свою очередь исследование охватило не все общественные организации, которые можно отнести к числу молодежных и некоммерческих, а только те, в целях и задачах которых прямо или косвенно упоминается о формировании этнической и гражданской идентичности (в том числе сходные формулировки: гражданское самосознание, этническая принадлежность и др.) На основании отобранного числа организаций была сформирована типология, в которой выделяется 3 типа организаций:
- этнические (ТРМОФ «Сэлэт», РОО «Ак калфак», МОО «Всемирный конгресс татар, МОО кряшен г. Казани, МОО «Башкирский дом» и др.)
- надэтнические (интернациональные) (РМОО «Молодёжная Ассамблея народов Татарстана», Академия молодёжной дипломатии и др.)
- общественно-патриотические (молодежная общественная организация «Молодая Гвардия», движение «Волонтеры Победы», «Объединение «Отечество», «Республиканский центр «Патриот», и др.)
Первые два типа в большей степени направлены на формирования этнической идентичности (а также надэтнической идентичности), третий тип - на формирование гражданской идентичности. Однако, эти границы достаточно условны, поскольку в деятельности вышеуказанных типов организаций отмечены инициативы и проекты, касающиеся как этнической, так и гражданской идентичности.
Тема этнической и гражданской идентичности является хорошо разработанной как в отечественной, так и в зарубежной науке. Однако с учетом многообразия подходов к изучению идентичностей, их понимание является фрагментарным. Наша задача в том, чтобы не только проанализировать имеющиеся подходы к изучению идентичностей, сложив единое представление, но еще и определить роль общественных организаций в процессе формирования идентичностей. Проанализировав, достаточно большой пласт литературы, целесообразно выделить несколько тематических групп4:
I группа - исследования, посвященные этнической и гражданской идентичности (структуре, этапам формирования, типам и видам идентичностей): Э. Эриксон5, Л.С. Выготский6, Э.В. Ильенков7, К.С. Кон8, Л.М. Дробижева9,
Во введении отражены только общие сведения о литературе, потому что первая глава выпускной квалификационной работы представляет собой подробный историографический обзор по всем трем группам.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. -342 с. Выготский Л.С. Мышление и речь.Т.2.-М.: Педагогика,1982.-504 с.
А.Г.Асмолов , Т.В.Водолажская , Р.Ю. Шикова , Д.В. Григорьев , А.Г. Санина , Б.М.Хомяков .
II группа - работы отечественных и зарубежных авторов о ценностях и ценностных ориентациях, в которых обозначены общие теоретические вопросы, а также труды о ценностях и ценностных ориентациях молодёжи с привлечением конкретных методик изучения ценностей и анализом эмпирического материала, полученного в ходе исследований(представлены работами Б.Г. Ананьева , А.Н. Леонтьева , В.Н. Мясищева , А.С. Прангишвили , О.Г. Дробницкого , Ю.А. Шерковина , Г.М. Андреевой ., В.А. Ядова , А.Г. Здравомыслова , В.П. Тугаринова , В.И. Ефимова и В.М. Талонов ., Л.В. Баевой , Г. Я. Головных , Н.С.Розова , Н.А. Добролюбов , З.А. Жапуев , О.Б. Широких, Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов, В.А. Клименко, Т.Н. Яковук , Л.В. Карпушина и A. В. Капцов , В.А. Семёнов , Х. Мьюлеман , Ч. Моррис)
III группа - работы о молодёжи и молодёжных общественных объединениях, которые раскрывают наиболее важные понятия нашего исследования и формируют представления об объекте исследования (В.Т. Лисовский , И.С. Кон ,B. Н. Боряз , С.Н. Иконникова , В.И. Чупров и Ю.А. Зубок , Л.В. Баева ., Г. Стенли Холл , Ш. Бюллер и др.)
В вышеуказанных работах подробно рассматриваются отдельные аспекты исследования, однако этих сведений не хватило бы для написания полноценной работы и анализа деятельности общественных организаций по формированию этнической и гражданской идентичностей. Поэтому значимой составляющей исследования стала источниковая база, представленная материалами эмпирических исследований.
Все источники условно можно разделить на 3 группы. К первой группе отнесены источники, которые характеризуют структуру, направления деятельности общественных организаций, динамику численности - это выдержки из уставных документов молодёжных общественных объединений Республики Татарстан, отчётные материалы по деятельности общественных организаций, реестры министерств РТ. В основном это опубликованные источники, которые представлены на официальных порталах молодежных общественных организаций, государственных структур республики, а также содержание отдельных контентов организаций в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram.
Вторую группу составляют результаты предварительного опроса посредством платформы Google в сети интернет(фонд №1 полевых материалов автора), которые позволили выдвинуть гипотезу исследования, получить первичную информацию для составления выборки интервью (на основе данных была сформирована классификация респондентов) и типологии общественных организаций. Опросный лист также содержал открытые вопросы об идентичностях, ответы на которые позволили сформировать динамику идентичностей, понять, какие из идентичностей наиболее ярко выражены у современной молодежи и в каких конкретно организациях.
К третьей группе нами были отнесены материалы, полученные в ходе глубинных и фокусированных интервью. Интервью позволили отследить содержательное наполнение указанных идентичностей, их значение и трудности, которые возникают в процессе сознательного выбора у современной молодежи. Все материалы интервью составили несколько фондов: фонд №2 - интервью с представителями этнических организаций Республики Татарстан , фонд №3- интервью с представителями надэтнических организаций Республики Татарстан , фонд №4 - интервью с представителями общественно- патриотических организаций Республики Татарстан , фонд №5 - интервью с представителями молодежных организаций Германии.
На основе полученных в ходе полевой работы сведений, анализа источников и литературы, в исследовании подробно описывается деятельность общественных организаций Республики Татарстан с точки зрения их вовлеченности в формирование идентичностей, поддержании межкультурного диалога, этнической толерантности, что подтверждает особую роль общественных организаций как институтов формирования этнической и гражданской идентичности у современной молодёжи.
Структура диссертации определена целью и задачами проведенного исследования. Она состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению этнической и гражданской идентичности, молодежных общественных организаций. Во второй главе представлены результаты исследований общественных организаций Республики Татарстан с целью проверки гипотезы исследования. В качестве приложений представлены
опросный лист Google-платформы, топик- гайд глубинного интервью, фокусированного интервью с представителями общественных объединений Республики Татарстан и Германии.
Изучение процесса формирования идентичности именно молодежи является особенно актуальным и значимым, поскольку процесс формирования идентичности (этнической, гражданской, социальной и личностной) совпадает с процессом социализации исследуемой группы в целом . Современным молодым людям свойственна социокультурная активность, поэтому им представляется важным осознание себя и своего места в глобализирующемся мире, наполненном межличностными, межгрупповыми контактами, при неопределённых и постоянно изменяющихся социальных условиях, что подтверждает актуальность исследования основных факторов и механизмов идентификации молодёжи.
Успешная идентификация помогает молодым людям выстраивать социальные отношения на социокультурном уровне и управлять ими. Наличие устойчивых идентичностей можно рассматривать как возможность для установления относительной стабильности в обществе через приверженность традиционным ценностям.
Особую роль в процессе формирования идентичностей играют молодёжные общественные организации. Мы можем выдвинуть гипотезу исследования, предположив, что в современном мире они выступают как один из институтов формирования этнической и гражданской идентичности. Подобного рода объединения открыто или латентно оказывают влияние на формирование этнической и гражданской идентичности молодежи.
Представители общественных организаций (или социально - активная молодёжь в авторской интерпретации) являются участниками значимых социально - экономических, политических процессов, происходящих в обществе. Они осуществляют свою работу почти во всех сферах жизни и деятельности социума: образовании и науке, спорте, культуре и патриотическом воспитании, благотворительности, сохранении окружающей среды и многих других направлениях.
Через различные инициативы общественные объединения развивают социальную активность молодёжи, формируют самосознание и идентичности. В связи с этим общественные движения сейчас получают поддержку на всех уровнях - муниципальном, региональном и федеральном. Их создание и развитие входит в число приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Г од от года количество организаций и направлений их деятельности на территории Российской Федерации увеличивается. Это видно и на примере Республики Татарстан: реестр общественных объединений на конец 2013 года насчитывал 420 социально- ориентированных некоммерческих организаций, на момент окончания 2017 года - уже 520 .В этой связи еще раз стоит упомянуть об актуальности темы.
Объект исследования - процесс формирования этнической и гражданской идентичности у современной молодежи, которая нацелена на определение своего места в социальной структуре общества.
Предмет - общественные организации Республики Татарстан как институты формирования этнической и гражданской идентичности современной молодежи.
Цель данного исследования: на примере общественных организаций Республики Татарстан сформировать представление об институтах формирования этнической и гражданской идентичности у современной молодежи.
В соответствии с целью был определен ряд задач:
1. Выявить и проанализировать историографию по проблематике исследования.
2. На основе полученных теоретических данных сформулировать ключевые понятия исследования, сформировать типологию общественных организаций.
3. Проанализировать деятельность общественных организаций в соответствии с темой исследования, подтвердив или опровергнув гипотезу.
4. Определить ключевые механизмы и факторы формирования этнической и гражданской идентичности.
5. Провести сравнительно- сопоставительный анализ деятельности общественных организаций Республики Татарстан и Германии.
6. Выявить наиболее действенные практики по формированию этнической и гражданской идентичности в общественных организациях с целью последующей подготовки практических рекомендаций.
Современные исследователи дают разные оценки деятельности общественных объединений. Одни рассматривают их исключительно с положительной стороны, считая, что рост числа организаций и создание новых общественных инициатив это показатель эффективности и конструктивного развития общества, а также гражданской активности молодого поколения. Другие наоборот ставят под сомнение деятельность объединений, призывая бороться с их мнимой активностью, непрофессионализмом и тем фактом, что многие представители объединений не понимают цели, задачи и ценностные ориентации организаций. Поэтому одной из важнейших теоретических и практических задач данного исследования считаем определение ключевых механизмов и степени их эффективности в процессе формирования этнической и гражданской идентичности молодёжи общественными организациями Республики Татарстан.
Знание основных механизмов формирования идентичностей, конструирование определённой иерархии ценностей позволят во многом прояснить ситуацию с имеющимися противоречиями, трудностями в деятельности общественных организаций: подмена реальных ценностей ценностями общественного объединения, отсутствие готовности к реальной работе, желание получить всё «здесь и сейчас», не вкладываясь в длительные трудоёмкие проекты, и, что немаловажно, трудности при определении этнической и гражданской идентичности самой молодёжи.
Материалом для исследования послужили формы отчётности по реализации социальных инициатив и проектов, уставные документы, нарративы из социальных сетей, включая сообщества самих объединений, а также материалы интервью и опросов представителей молодёжных общественных организаций Республики Татарстан и Германии (материалы использованы для написания одного из параграфов работы, содержащему сравнительно-сопоставительный анализ общественных объединений двух стран- России и Германии).
В качестве ключевых методов исследования выступают методы, применяющиеся в историко - культурных и историографических исследованиях: метод комплексного анализа, дескриптивный метод при изложении материала, метод типологизации, а также методы, применяющиеся в полевых этнографических исследованиях - наблюдение, опрос, интервью и сравнительнофункциональный метод. В совокупности данный набор методов позволяет сформировать оперативную картину по исследуемому вопросу и сформулировать предварительные выводы.
В результате исследования было опрошено 80 информантов в формате интервью (60 респондентов - представители общественных организаций Республики Татарстан и 20 респондентов- активистов молодежных объединений Германии). А также проведено 5 фокусированных интервью (2 из которых в Германии, 3- в России) с общим составом участников в 30 человек.
Для большей объективности выборка была произведена с учётом длительности пребывания в общественном объединении и статуса участника. Таким образом, сложилась авторская классификация:
- «новички» (те, кто вступил в организацию менее 1 года назад)
- «активисты» (представители молодёжи, активно действующие в общественном объединении на протяжении 1-3 лет)
- «общественники со стажем» или «лидеры объединений» (опытные участники общественного движения, кураторы конкретных направлений деятельности, руководители организаций, вступившие в объединение более 3 лет назад)
- «экс- общественники» (представители молодёжи, вышедшие из общественных организаций)
При отборе респондентов мы руководствовались данной классификацией, поэтому соотношение респондентов было таким, что из 60 опрошенных в Республике Татарстан было по 15 активистов-общественников из каждой группы, в Г ермании из 20 человек по 5 представителей из каждой группы.
В свою очередь исследование охватило не все общественные организации, которые можно отнести к числу молодежных и некоммерческих, а только те, в целях и задачах которых прямо или косвенно упоминается о формировании этнической и гражданской идентичности (в том числе сходные формулировки: гражданское самосознание, этническая принадлежность и др.) На основании отобранного числа организаций была сформирована типология, в которой выделяется 3 типа организаций:
- этнические (ТРМОФ «Сэлэт», РОО «Ак калфак», МОО «Всемирный конгресс татар, МОО кряшен г. Казани, МОО «Башкирский дом» и др.)
- надэтнические (интернациональные) (РМОО «Молодёжная Ассамблея народов Татарстана», Академия молодёжной дипломатии и др.)
- общественно-патриотические (молодежная общественная организация «Молодая Гвардия», движение «Волонтеры Победы», «Объединение «Отечество», «Республиканский центр «Патриот», и др.)
Первые два типа в большей степени направлены на формирования этнической идентичности (а также надэтнической идентичности), третий тип - на формирование гражданской идентичности. Однако, эти границы достаточно условны, поскольку в деятельности вышеуказанных типов организаций отмечены инициативы и проекты, касающиеся как этнической, так и гражданской идентичности.
Тема этнической и гражданской идентичности является хорошо разработанной как в отечественной, так и в зарубежной науке. Однако с учетом многообразия подходов к изучению идентичностей, их понимание является фрагментарным. Наша задача в том, чтобы не только проанализировать имеющиеся подходы к изучению идентичностей, сложив единое представление, но еще и определить роль общественных организаций в процессе формирования идентичностей. Проанализировав, достаточно большой пласт литературы, целесообразно выделить несколько тематических групп4:
I группа - исследования, посвященные этнической и гражданской идентичности (структуре, этапам формирования, типам и видам идентичностей): Э. Эриксон5, Л.С. Выготский6, Э.В. Ильенков7, К.С. Кон8, Л.М. Дробижева9,
Во введении отражены только общие сведения о литературе, потому что первая глава выпускной квалификационной работы представляет собой подробный историографический обзор по всем трем группам.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. -342 с. Выготский Л.С. Мышление и речь.Т.2.-М.: Педагогика,1982.-504 с.
А.Г.Асмолов , Т.В.Водолажская , Р.Ю. Шикова , Д.В. Григорьев , А.Г. Санина , Б.М.Хомяков .
II группа - работы отечественных и зарубежных авторов о ценностях и ценностных ориентациях, в которых обозначены общие теоретические вопросы, а также труды о ценностях и ценностных ориентациях молодёжи с привлечением конкретных методик изучения ценностей и анализом эмпирического материала, полученного в ходе исследований(представлены работами Б.Г. Ананьева , А.Н. Леонтьева , В.Н. Мясищева , А.С. Прангишвили , О.Г. Дробницкого , Ю.А. Шерковина , Г.М. Андреевой ., В.А. Ядова , А.Г. Здравомыслова , В.П. Тугаринова , В.И. Ефимова и В.М. Талонов ., Л.В. Баевой , Г. Я. Головных , Н.С.Розова , Н.А. Добролюбов , З.А. Жапуев , О.Б. Широких, Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов, В.А. Клименко, Т.Н. Яковук , Л.В. Карпушина и A. В. Капцов , В.А. Семёнов , Х. Мьюлеман , Ч. Моррис)
III группа - работы о молодёжи и молодёжных общественных объединениях, которые раскрывают наиболее важные понятия нашего исследования и формируют представления об объекте исследования (В.Т. Лисовский , И.С. Кон ,B. Н. Боряз , С.Н. Иконникова , В.И. Чупров и Ю.А. Зубок , Л.В. Баева ., Г. Стенли Холл , Ш. Бюллер и др.)
В вышеуказанных работах подробно рассматриваются отдельные аспекты исследования, однако этих сведений не хватило бы для написания полноценной работы и анализа деятельности общественных организаций по формированию этнической и гражданской идентичностей. Поэтому значимой составляющей исследования стала источниковая база, представленная материалами эмпирических исследований.
Все источники условно можно разделить на 3 группы. К первой группе отнесены источники, которые характеризуют структуру, направления деятельности общественных организаций, динамику численности - это выдержки из уставных документов молодёжных общественных объединений Республики Татарстан, отчётные материалы по деятельности общественных организаций, реестры министерств РТ. В основном это опубликованные источники, которые представлены на официальных порталах молодежных общественных организаций, государственных структур республики, а также содержание отдельных контентов организаций в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram.
Вторую группу составляют результаты предварительного опроса посредством платформы Google в сети интернет(фонд №1 полевых материалов автора), которые позволили выдвинуть гипотезу исследования, получить первичную информацию для составления выборки интервью (на основе данных была сформирована классификация респондентов) и типологии общественных организаций. Опросный лист также содержал открытые вопросы об идентичностях, ответы на которые позволили сформировать динамику идентичностей, понять, какие из идентичностей наиболее ярко выражены у современной молодежи и в каких конкретно организациях.
К третьей группе нами были отнесены материалы, полученные в ходе глубинных и фокусированных интервью. Интервью позволили отследить содержательное наполнение указанных идентичностей, их значение и трудности, которые возникают в процессе сознательного выбора у современной молодежи. Все материалы интервью составили несколько фондов: фонд №2 - интервью с представителями этнических организаций Республики Татарстан , фонд №3- интервью с представителями надэтнических организаций Республики Татарстан , фонд №4 - интервью с представителями общественно- патриотических организаций Республики Татарстан , фонд №5 - интервью с представителями молодежных организаций Германии.
На основе полученных в ходе полевой работы сведений, анализа источников и литературы, в исследовании подробно описывается деятельность общественных организаций Республики Татарстан с точки зрения их вовлеченности в формирование идентичностей, поддержании межкультурного диалога, этнической толерантности, что подтверждает особую роль общественных организаций как институтов формирования этнической и гражданской идентичности у современной молодёжи.
Структура диссертации определена целью и задачами проведенного исследования. Она состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению этнической и гражданской идентичности, молодежных общественных организаций. Во второй главе представлены результаты исследований общественных организаций Республики Татарстан с целью проверки гипотезы исследования. В качестве приложений представлены
опросный лист Google-платформы, топик- гайд глубинного интервью, фокусированного интервью с представителями общественных объединений Республики Татарстан и Германии.
Вышеизложенный материл позволил нам сделать следующие выводы:
1. В числе молодежных объединений, которые направлены на формирования идентичностей, мы выделили 3 типа: этнические, надэтнические, общественно- патриотические организации, которые формируют этничечкую, надэтническую и гражданскую идентичности соответственно.
2. Среди общественных организаций Республики Татарстан мы выделили ряд организаций, которые относятся к вышеуказанным типам, проанализировали их деятельность, определили ключевые характеристики (численность, состав, приоритетные направления работы, тенденции в развитии). Стоит отметить, что для Республики Татарстан характерно увеличение как самого числа общественных объединений, так и участников организаций в целом. При этом наибольшее количество участников отмечено в этнических и общественно- патриотических организациях. К числу надэтнических организаций мы отнесли только 2 объединения, однако этот вопрос требует тщательной проработки в понятийном и содержательном плане. Возможно, мы сможем выделить большее количество общественных объединений, когда подробнее изучим теоретическую часть в отношении данного типа объединений.
3. На основе анализа деятельности организаций, мы выделили основные механизмы формирования идентичностей - краткосрочный (в формате акций, разовых мероприятий; нацеленный на формирование аффективного компонента идентичностей, массовости участия и получения эмоционального отклика) и долгосрочный (в формате клубов, лагерей, открытых образовательных площадок; направленный на формирование когнитивного и деятельностного компонента, побуждению к решению конкретной проблемы).
Определить, какой из механизмов наиболее действенный - краткосрочный или долгосрочный, представляется затруднительным. Так как в данном случае нет четко выраженных критериев. Как было сказано, краткосрочные механизмы в большей степени способствуют формированию аффективного компонента идентичности (основанный на эмоциях, на чувствах принадлежности к той или иной группе), в то время как долгосрочные - нацелены на формирование когнитивного компонента (это не просто создание эмоционального фона, а трансляция знаний, более глубоких представлений о группе). И те, и другие механизмы могут в разной степени повлиять на определенные группы людей, а соответственно и вызвать разные результаты, то есть, иногда краткосрочные могут побудить к реализации действий с большей степенью, чем долгосрочные.
Эти механизмы могут быть использованы отдельно друг от друга, однако для получения большего результата в процессе формирования идентичностей они должны сочетаться и дополнять друг друга.
4. Механизмы формирования этнической и гражданской идентичности условно можно классифицировать и на основе направлений деятельности организации. В ходе полевых исследований сами респонденты подчеркивали наиболее запоминающиеся мероприятия, проекты, которые привлекали большое число участников и имели долгое отражение в социальных сетях, брались за основу при организации других инициатив молодёжи. Основываясь на ответах информантов, мы выявили ряд ключевых механизмов такого рода:
- культурно - просветительские мероприятия (концертные программы, театральные постановки, творческие вечера и др.)
- образовательные каналы (различного рода семинары, тренинги, воркшопы с привлечением экспертов по определенному вопросу)
- интернет - пространство (ведение тематических контентов, интернет- флешмобы)
- поддержание коммуникативного пространства (деятельность клубов, встреч на постоянной основе)
При формировании гражданской идентичности в число таких механизмов также можно включить благотворительные и спортивные мероприятия, которые продвигают идеи патриотизма, единства, общего дела. Приобщение к единым ценностям и целям должно повлечь за собой создание унифицированных ценностных символов - единый народ, единое государство, наша Родина, наш край, наша страна, наличие которых, по мнению организаторов мероприятий, становится одним из ключевых шагов на пути формирования гражданской идентичности и гражданственности в целом.
5. В ходе сравнительно- сопоставительного анализа деятельности общественных организаций Республики Татарстан и Германии также с целью выявления механизмов и полезных практик по формированию этнической и гражданской идентичности, мы пришли к выводу, что объединения молодежи Германии не имеют в уставных документах упоминаний о формировании идентичности, однако, в процессе своей работы формируют идентичность у молодежи, в большей степени надэтническую. К числу наиболее распространенных механизмов относятся - долгосрочные (проекты длительного характера), которые формируют когнитивный и деятельностный компоненты. Одной из самых полезных практик, которые стоит применять и в российских молодежных организациях является хорошая информационная освещенность мероприятий в виде печатной продукции.
6. Большинство механизмов, которые ориентированы на формирование этнической и гражданской идентичности, не до конца осознаются самими представителями общественного движения как таковые. Эти механизмы развиваются, усовершенствуются, но зачастую имеют ряд противоречий. В связи с тем, что, пытаясь охватить многообразие запросов молодёжи, требований общества, соответствовать современным тенденциями, сами участники организаций периодически смещают вектор направления своей деятельности и отходят от уставных целей и ключевых приоритетов объединения. Тем самым превращая механизмы формирования этнической и гражданской идентичности в менее действенные или ориентированные на иные задачи.
Зная о наличии подобных противоречий, трудностей, одной из наших дальнейших целей как исследователей должен стать глубинный анализ всех механизмов (в том числе практик общественных организаций других регионов и государств) и внедрение полученных результатов в деятельность общественных организаций по формированию этнической и гражданской идентичности молодёжи.
1. В числе молодежных объединений, которые направлены на формирования идентичностей, мы выделили 3 типа: этнические, надэтнические, общественно- патриотические организации, которые формируют этничечкую, надэтническую и гражданскую идентичности соответственно.
2. Среди общественных организаций Республики Татарстан мы выделили ряд организаций, которые относятся к вышеуказанным типам, проанализировали их деятельность, определили ключевые характеристики (численность, состав, приоритетные направления работы, тенденции в развитии). Стоит отметить, что для Республики Татарстан характерно увеличение как самого числа общественных объединений, так и участников организаций в целом. При этом наибольшее количество участников отмечено в этнических и общественно- патриотических организациях. К числу надэтнических организаций мы отнесли только 2 объединения, однако этот вопрос требует тщательной проработки в понятийном и содержательном плане. Возможно, мы сможем выделить большее количество общественных объединений, когда подробнее изучим теоретическую часть в отношении данного типа объединений.
3. На основе анализа деятельности организаций, мы выделили основные механизмы формирования идентичностей - краткосрочный (в формате акций, разовых мероприятий; нацеленный на формирование аффективного компонента идентичностей, массовости участия и получения эмоционального отклика) и долгосрочный (в формате клубов, лагерей, открытых образовательных площадок; направленный на формирование когнитивного и деятельностного компонента, побуждению к решению конкретной проблемы).
Определить, какой из механизмов наиболее действенный - краткосрочный или долгосрочный, представляется затруднительным. Так как в данном случае нет четко выраженных критериев. Как было сказано, краткосрочные механизмы в большей степени способствуют формированию аффективного компонента идентичности (основанный на эмоциях, на чувствах принадлежности к той или иной группе), в то время как долгосрочные - нацелены на формирование когнитивного компонента (это не просто создание эмоционального фона, а трансляция знаний, более глубоких представлений о группе). И те, и другие механизмы могут в разной степени повлиять на определенные группы людей, а соответственно и вызвать разные результаты, то есть, иногда краткосрочные могут побудить к реализации действий с большей степенью, чем долгосрочные.
Эти механизмы могут быть использованы отдельно друг от друга, однако для получения большего результата в процессе формирования идентичностей они должны сочетаться и дополнять друг друга.
4. Механизмы формирования этнической и гражданской идентичности условно можно классифицировать и на основе направлений деятельности организации. В ходе полевых исследований сами респонденты подчеркивали наиболее запоминающиеся мероприятия, проекты, которые привлекали большое число участников и имели долгое отражение в социальных сетях, брались за основу при организации других инициатив молодёжи. Основываясь на ответах информантов, мы выявили ряд ключевых механизмов такого рода:
- культурно - просветительские мероприятия (концертные программы, театральные постановки, творческие вечера и др.)
- образовательные каналы (различного рода семинары, тренинги, воркшопы с привлечением экспертов по определенному вопросу)
- интернет - пространство (ведение тематических контентов, интернет- флешмобы)
- поддержание коммуникативного пространства (деятельность клубов, встреч на постоянной основе)
При формировании гражданской идентичности в число таких механизмов также можно включить благотворительные и спортивные мероприятия, которые продвигают идеи патриотизма, единства, общего дела. Приобщение к единым ценностям и целям должно повлечь за собой создание унифицированных ценностных символов - единый народ, единое государство, наша Родина, наш край, наша страна, наличие которых, по мнению организаторов мероприятий, становится одним из ключевых шагов на пути формирования гражданской идентичности и гражданственности в целом.
5. В ходе сравнительно- сопоставительного анализа деятельности общественных организаций Республики Татарстан и Германии также с целью выявления механизмов и полезных практик по формированию этнической и гражданской идентичности, мы пришли к выводу, что объединения молодежи Германии не имеют в уставных документах упоминаний о формировании идентичности, однако, в процессе своей работы формируют идентичность у молодежи, в большей степени надэтническую. К числу наиболее распространенных механизмов относятся - долгосрочные (проекты длительного характера), которые формируют когнитивный и деятельностный компоненты. Одной из самых полезных практик, которые стоит применять и в российских молодежных организациях является хорошая информационная освещенность мероприятий в виде печатной продукции.
6. Большинство механизмов, которые ориентированы на формирование этнической и гражданской идентичности, не до конца осознаются самими представителями общественного движения как таковые. Эти механизмы развиваются, усовершенствуются, но зачастую имеют ряд противоречий. В связи с тем, что, пытаясь охватить многообразие запросов молодёжи, требований общества, соответствовать современным тенденциями, сами участники организаций периодически смещают вектор направления своей деятельности и отходят от уставных целей и ключевых приоритетов объединения. Тем самым превращая механизмы формирования этнической и гражданской идентичности в менее действенные или ориентированные на иные задачи.
Зная о наличии подобных противоречий, трудностей, одной из наших дальнейших целей как исследователей должен стать глубинный анализ всех механизмов (в том числе практик общественных организаций других регионов и государств) и внедрение полученных результатов в деятельность общественных организаций по формированию этнической и гражданской идентичности молодёжи.
Подобные работы
- Гражданская идентичность современной российской молодежи:
региональный ракурс
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Детско-родительские отношения как фактор формирования гражданской идентичности старшеклассников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Формирование исламской идентичности современной молодежи (на примере
Республики Татарстан)
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - Формирование гражданской идентичности как фактор противодействия экстремизму (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - СТУДЕНЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОЗИТИВНОЙ И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ
ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ДЕСКРИПЦИЯ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



