Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровая антропология в интернет-пространстве России

Работа №35956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение с.3-9
Глава 1. Цифровая антропология как самостоятельная наука с. 10-20
1. 1. Становление антропологического знания о человеке в виртуальном
пространстве с. 10-13
1.2 Предмет изучения цифровой антропологии. Сравнение российского
и зарубежного опыта с. 13-20
Глава 2. Применение современных модификаций «классических» антропологических методов в рамках Интернет-пространства России с.21-37
2.1. Сбор статистических данных в виде этносоциологического опроса
на онлайн-платформе Google Forms. Сравнение результатов с данными, собранными в оффлайн-режиме с.21-32
2.2. Исследование Интернет-сообществ в русскоязычных социальных
сетях, как аналог включенного наблюдения с.32-37
Глава 3. Изучение возможностей цифровой антропологии в проведении
комплексного анализа отдельно взятой проблематики (на примере исследования языковой ситуации в городе Казань) с.38-51
3.1. Этносоциологический мониторинг языковой ситуации с помощью
онлайн-платформы Google Forms с.38-46
3.2. Интернет-портал, как источник цифровой антропологии с.46-51
Заключение с.52-55
Список источников и литературы с. 56-60
Приложение 1. Вопросник «Принимающее население и мигранты в
г. Казани» с.61-64
Приложение 2. Вопросник «Современная языковая ситуация в г. Казани» с.65-67


Актуальность. Изучение виртуального пространства, в рамках цифровой антропологии привлекает большое внимание ученых из самых различных сфер науки: социологов, этнографов и психологов. Цифровая антропология - современное направление антропологии, являющейся объединительным началом для ряда дисциплин, связанных с изучением человека в целом. Ее появление обусловлено возникновением новых технологий, которые стали неотъемлемой составляющей жизни человека, что, в свою очередь, способствовало расширению границ социально-антропологических исследований в сферу виртуального контента.
Данная дисциплина использует цифровое пространство, в первую очередь Интернет-пространство, в качестве поля для изучения человека и окружающей его среды, но в этом случаем понимание «окружающей среды» подменяется понятием «социального окружения». Эта терминологическая замена непосредственно связана с тем, что сегодня человечество, особенно его молодое поколение, проводит значительную часть времени в виртуальном мире, в котором среда формируется исключительно под воздействием социального фактора, нежели в реальности, что способствует изменению концепций исследований человеческого окружения. Анализ цифрового пространства позволяет нам узнать информацию о современных тенденциях в формировании Интернет-опосредованного влияния, которое общество оказывает на человека.
Объектом исследования является Интернет-пространство России. Предметом же являются особенности применения цифровой антропологии в изучении человека и сообществ в Интернет-пространстве России.
Целью данного исследования является исследование российского Интернет-пространства в аспекте научного применения цифровой антропологии.
Задачи:
- определить теоретическую базу цифровой антропологии;
- проанализировать зарубежный опыт применения цифровой антропологии в качестве инструмента для исследования человека в виртуальном пространстве;
- раскрыть возможности использования цифровой антропологии в сборе статистических данных в виртуальном пространстве с использованием контента Google Forms наравне с опросом, проводимым в реальном времени;
- выявить плюсы и минусы применения цифровой антропологии в сборе статистических данных в Интернет-пространстве;
- исследовать Интернет-сообщество, созданное с культурно-религиозной целевой установкой;
- изучить возможность применения цифровой антропологии в комплексном исследовании отдельно взятой проблематики в Интернет пространстве.
Источниковая база исследования представляет собой массив работ зарубежных англоязычных и отечественных авторов. Информация по исследованиям человека в виртуальном пространстве содержится в источниках разного вида: научно-публицистических журналах, монографиях, диссертационных работах, а также в материалах научно-практических конференций международного и всероссийского уровня. По содержанию их можно разделить на две большие группы. В первую группу входят работы посвященные исключительно теоретической базе цифровой антропологии и истории ее возникновения. К таким источникам относится работа британского исследователя E. Leach «Rethinking Anthropology» , в которой он разобрал вектор дальнейшего развития антропологии и ее перехода в сферу инновационных технологий. Американский культурный антрополог T. Boelsltorff в своей книге «Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human» впервые определил понятийный аппарат цифровой антропологии. Опираясь на труды зарубежных коллег, А. В. Поначугин, М. Н. Миронова создали справочник для исследований цифрового пространства «Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет».
Особенно информативными явились источники, содержащие практическую составляющую исследований, к ним относятся публикации по материалам научно-практических исследовательских конференций.
T.M. Malaby «Making Virtual Worlds: Linden Lab and Second Life» опубликовал данные по эксперименту, проведенному в Центре высоких технологий «Силиконовая Долина США», в котором самые инновационные технологии окружают людей круглосуточно. Ученый B. Burkhalter использовал возможности цифровой антропологии в классическом этнографическом исследовании по изучению расовой идентичности Интернет-пользователей. В результате проведенной работы вышла его монография «Reading race online: discovering racial identity in Usenet Discussions». Войскунский А.Е. исследовал психологию человеческих проявлений в виртуальном пространстве, его работа «Исследования Интернета в психологии» была опубликована в международном научно-публицистическом журнале.
Степень изученности проблемы. Возобновляемый поток информации по теме исследования предполагает обращение к разнообразному кругу публикаций по истории возникновения цифровой антропологии, а также по этапам ее развития как полноценного научного знания. Анализ литературы, отражающей тенденции в применении цифровой антропологии для изучения человека в виртуальном пространстве показал, что ее можно систематизировать, разделив на несколько проблемно-тематических групп. К первой группе относятся зарубежные исследования и особенности зарождения теоретического обоснования и практического применения цифровой антропологии в конце XX века. Так, в 1996 году американский культурный антрополог M.Castells опубликовал книгу «The net and the self: working notes for a critical theory of the informational society. Critique of Anthropology» , описав взаимодействия человека и Интернет сети, как социальную обусловленность современного общества. В 1998 году вышла работа британского антрополога G.Cooper «Simulating difference: ethnography and the social relations of intellectual production» , в которой автор описывает важность изучения человеческих проявлений в виртуальности, как нового вектора развития этнографии.
Вторую группу составляют работы отечественных исследователей, которые имеют свой индивидуальный взгляд на применение возможностей цифровой антропологии. В России к теме исследования цифровой антропологии начали обращаться в начале XXI века. Так, в 2008 году была опубликована работа Ю.М Кузнецовой «Психология жителей Интернета» , в которой был впервые использован и объяснен переведенный с английского языка термин «цифровая антропология». В 2013 году В.А. Сергодеев в своей работе «Сетевые Интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики» описал возможности цифровой антропологии в применении классических методов исследования.
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что, во-первых, существует достаточно широкий спектр тем для изучения в рамках цифровой антропологии. Во-вторых, несмотря на большое количество работ по описанию применения результатов цифровой антропологии, отсутствует сравнительно-сопоставительный анализ достижений зарубежных и отечественных исследовательских школ по этому направлению.
В данной работе были использованы следующие методы: общенаучный метод, характеризуемый принципом комплексного подхода (явления действительности рассматриваются не изолированно друг от друга, а в их связи и взаимообусловленности); типологический метод (выделение группы сходных или одинаковых признаков, свойств и функций у изучаемых явлений); количественный метод сбора информации, метод анализа (процесс разложения явления или предмета на составные части), метод синтеза (соединение частей в общую систему знаний), метод аналогии (суждение о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим), метод сравнения (сравнивание по какому- либо существенному признаку, важному именно для данного исследования).
Хронологические рамки исследования - конец XX - начало XXI вв., что обусловлено наличием достоверной источниковой базы (описательные работы исследователей XX-XXI вв., а также данные этносоциологических опросов населения в РТ 2016-2018 годов).
Новизна исследования заключается в том, что в нем осуществлен комплексный системный и контекстуальный анализ и синтез широкого массива зарубежных и отечественных источников по вопросам цифровой антропологии, позволивший определить основные различия в ее теоретических аспектах. Проведенные этносоциологические Интернет-мониторинги «Принимающее население и мигранты в РТ» (март 2017 г.), «Языковая ситуация в г. Казани» (март 2018 г.) на выявление мнений респондентов по заявленной проблематике, стали иллюстрацией состоятельности цифровой антропологии как научного знания. На примере вышеуказанных вопросников, были впервые исследованы возможности цифровой антропологии в сборе материалов как полноценного
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в том, что выявленные особенности цифровой антропологии, а также содержащиеся в исследовании выводы создают предпосылки для научно-практического обеспечения процесса цифровизации современного российского общества. На основе исследования Интернет-пространства России, в работе были представлены основные концепции практического применения цифровой антропологии на примере российского Интернет-пространства. Исследование может способствовать развитию перспективного направления «Антропология», в частности, ее потенциалу в изучении человека в виртуальном пространстве.
Апробация результатов исследования: основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора в научных журналах БЦ Scopus, а также в сборниках материалов международных и всероссийских научно-практических конференций (Москва-2016, Казань-2016, Турция-2016, Уфа-2017, Ижевск-2017, Пенза-2017 гг.)
Структура работы. Данная работа состоит из введения, 3 глав по 2 параграфа в каждой, заключения, списка источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вышеизложенный материал позволил нам сделать следующие выводы.
1. Инновационный прогресс, способствовавший распространению виртуального пространства во множество сфер жизнедеятельности современного человека, инициировал внедрение социальной антропологии в цифровое пространство, которое стало новым полем для изучения, но в классическом формате, поскольку сами антропологические методы исследования остались неизменными.
Несмотря на это, в определении предмета изучения цифровой антропологии можно отметить существенную разницу в трактовках зарубежных и отечественных исследователей. Так, в понимании зарубежных ученых основным предметом цифровой антропологии является изучение степени внедрения продуктов технологического прогресса в каждодневную социальную жизнь человека. А отечественные ученые зачастую занимаются исследованием влияния, которое оказывает виртуальное пространство на человека и психологию его поведения.
Кроме того, отличительной особенностью исследований отечественных ученых является то, что они расширили понятие «цифровая антропология» и одними из первых стали указывать на возможности Интернет-пространства для проведения полномасштабных исследований, связанных с прогнозированием тенденций его дальнейшего развития.
2. С каждым днем виртуальная сеть способствует увеличению источниковой базы цифровой антропологии, что актуализирует внедрение новых методов исследования. Так принципы одного из наиболее распространенных типов сбора информации в виде этносоциологического опроса были перенесены на онлайн площадку Google Forms в сети Интернет.
В опросе приняли участие респонденты, в полной мере, представляющие все социальные и демографические категории населения, что опровергает основной недостаток цифровой антропологии в возможностях привлечения в свои исследования лиц старших возрастов и представителей разных профессий.
Полученные результаты достаточно явно отличались от данных, собранных посредством традиционного анкетирования. В онлайн опросе респонденты демонстрировали более выраженную социокультурную дистанцию по отношению к мигрантам, но в целом собранные данные не выходили за рамки общей тенденции, сложившейся в регионе.
Тем не менее, проблема предметного изучения мнений людей, проживающих в более отдаленных и небольших населенных пунктах, остается не решаемой для этой дисциплины, так как это относится к разряду неконтролируемых условий. Более того, в процессе создания анкеты, были замечены некоторые несовершенства базы по оформлению таблицы с множественным выбором. Например, не удалось создать таблицу сопряженности о готовности жителей принять мигрантов в различных социальных ролях. Для реализации этого вопроса потребовалось создать несколько дополнений. К минусам можно также отнести то, что платформа не распознает одинаковые названия, написанные заглавными и прописными буквами, что создает дополнительные трудности при анализе. Так, например, если один респондент определял свою национальность как «Татарин», а другой записывал свою этническую принадлежность с маленькой буквы «татарин», то программа автоматически разделяла две этих категории. В основном погрешности аналитической системы онлайн-платформы Google Forms не имеют критического значения и вызваны тем, что программа находится в стадии разработки и не все ее возможности в плане создания такого рода заданий отредактированы.
3. Другой метод, который стал активно применяться цифровой антропологией, является эквивалентом включенного наблюдения для которого характерна вовлеченность в исследуемое сообщество, но только в это случае посредством Интернет пространства. Полем для такой формы исследования явилось сообщество «Иудаика», созданное для приобщения участников сети к культуре, истории и современному состоянию еврейского сообщества.
Исследуемое сообщество демонстрирует достаточно стабильную обстановку, выражающуюся в открытости доступа всех желающих, которым интересна его тематика, что создает беспрепятственные условия для его изучения с позиции наблюдателя.
Политика либерального и равноправного ведения внутренних обсуждений всеми пользователями, проводимая администраторами, является не типичной для объединений, созданных на культурно-религиозной основе.
4. Одним из нововведений цифровой антропологии стало предоставление исследователям возможности комплексного анализа отдельно взятой проблематики. В ходе практического применения этого метода была исследована языковая ситуация в г. Казань, с привлечением количественного метода сбора информации в виде этносоциологического опроса населения, а также качественного метода в виде анализа общественного мнения в Интернет - порталах.
Полученные данные позволили в полной мере сформировать объективную картину отношения населения к языковой ситуации в городе, поскольку респонденты этого исследования самостоятельно сформировали его конечный результат.
Срез мнений высказывающихся в Интернет-порталах достаточно сильно разнился с данными онлайн-анкетирования. В основном это связано с тем, что большинство комментариев к теме исследования, а именно к языковой ситуации, были опубликованы в стадии эскалации этого конфликта, то есть во второй половине 2017 г., тогда как опрос был проведен спустя несколько месяцев после этого. Следовательно, за этот период конфликт перешел в умеренную стадию, что отразилось на результатах этносоциологического мониторинга мнений.
В целом полученные результаты этносоциологического мониторинга населения г. Казань на выявление мнений о языковой ситуации иллюстрируют улучшение отношения жителей к ситуации, сложившейся к концу 2017 г. Однако, четверть респондентов не полностью удовлетворены решением этого вопроса. Большая часть людей считает, что для полноценного урегулирования языковой ситуации требуется глубокий анализ проблемы с последующими обдуманными действиями.
Практическое применение цифровой антропологии является актуальным направлением, так как виртуальное пространство устойчиво закрепилось в жизни социума. Это подтверждается тем, что по отношению к сети Интернет все чаще применяется словосочетание «пятая власть» в виде синонимичного понятия. Следовательно, общество самостоятельно обозначило степень важности данного явления, как в настоящий момент так и на будущую перспективу.



1.1. Полевые материалы автора (ПМА): Материалы этносоциологического опроса «Принимающее население и мигранты в городе Казани» (руководитель - Т.А. Титова) Опрос проводился в период с 5 февраля по 25 апреля 2017 года. URL:https://docs.google.com/forms/d/1ZKL1Nm0tzI G94w42ElR96ETDD1w O5s Fo4SEbkE5 i4/edit фонд 1, опись 1.
1.2. ПМА: Материалы этносоциологического опроса «Языковая
ситуация» (руководитель - Т.А. Титова) Опрос проводился в период с 10 марта по 10 апреля 2018 года.
URL:https://docs. google.com/forms/d/1CXJg0 Z3hnctkMxiHGTRxmmlZJfvnVth7e Ou87VAO80/edit фонд 1, опись 2.
1.3. Материалы этносоциологического опроса «Принимающее
население и мигранты в Республике Татарстан» (руководитель - Т.А. Титова) Опрос проводился в 2016 году.
1.4. Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, том 11/ Татарстанстат - Казань: Издательский центр Татарстанстата 2013г. - 160 с.
URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/resources
1.5. Русский вопрос и языковой конфликт в Татарстане. [Электронный ресурс] //Я русский [сайт].
URL: http://iamruss.ru/russkii-vopros-i-yazykovoi-konflikt-v-tatarstane Литература:
2.1. Байрамова Л.К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-т, 2001. - 266 с.
2.2. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: Учебное пособие. СПб: ИЦ «Гуманитарная Академия», Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004. - 336 с.
2.3. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. М., 2002. - С. 235-250.
2.4. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2012. - 48 с.
2.5. Кузнецова, Ю.М. Психология жителей Интернета. - М.: Изд-во ЛКИ,
2008. - 224 с.
2.6. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д.Я. Калугина; Научн. ред. О.В. Хархордин. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. - 296 с.
2.7. Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. Argonauts of the Western Pacific / Пер. с англ. В. Н. Поруса. - М.: РОССПЭН, 2004. - 584 с.
2.8. Поначугин А. В., Миронова М. Н. Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 152-155.
2.9. Сабирова А.Н. Дигитализационные методы в антропологическом исследовании полевого материала / сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. Инновационные технологии в науке и образовании: Изд-во. МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. - С.16-19.
2.10. Сабирова А.Н. Микросоциум в виртуальном пространстве как объект цифровой антропологии / сб.статей VII Междунар. науч.-практ. конф. EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE.
2.11. Сабирова А.Н. Цифровая антропология и ее практическое применение в Интернет пространстве России / сб.статей Итоговой научнообразовательной конференции студентов Казанского федерального университета: Изд-во Казан. ун-та, 2017.
2.12. Сабирова Д.Р., Сабирова А.Н. Этносоциологический опрос в цифровом пространстве как инструмент выявления межкультурной дистанции
(на примере Республики Татарстан) / сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. EUROPEAN RESEARCH: Изд-во. Наука и Просвещение. 2017. - С.133-136.
2.13. Сабирова А.Н. Цифровая антропология: инновационные методы сбора и анализа полевых материалов (по результатам этносоциологического мониторинга 2017г. в Республике Татарстан) / Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 15 августа 2017 г.: Изд-во ОМЕГА САЙНС, 2017. - С.89-91.
2.14. Sabirova A.N., Titova T.A., Frolova E.V. Collective social and cultural distance in the sphere of interethnic relations in the Republic of Tatarstan / Turkish online journal of design, art and communication, 2016. - Т.6. - С.2817-2822. (проиндексирована в SCOPUS).
2.15. Сабирова А.Н. Согласие и толерантность как фактор успешного взаимодействия принимающего населения и трудовых мигрантов (на примере Республики Татарстан) /Актуальные проблемы науки XXI века: Матер. XVI Междунар. науч-практ. конф. - М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2016. - С.26-29.
2.16. Сабирова А.Н. Цифровая антропология: зарубежное понимание сферы её деятельности в трудах англоязычных авторов / Итоговая научно- образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016г.: сб. статей/ Мин-во обр. и науки; Изд-во Казан. ун-т. 2016. - Т.2. - С.300-302.
2.17. Сабирова А.Н. Цифровая антропология как новое измерение антропологической науки / Актуальные проблемы науки XXI века: Матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2016. - С. 68-70.
2.18. Сергодеев В.А. Сетевые Интернет-сообщества: сущность и
социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. - Выпуск № 1 (113).- Майкоп: АТУ.-2013. - С. 122-127.
2.19. Титова Т.А., Сабирова А.Н. Принимающее население и мигранты: к вопросу о групповой идентичности (по материалам этносоциологического мониторинга 2016 года в Республике Татарстан) / XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов Ижевск 3-6 июля 2017., ИЭА РАН, 2017. - С.177.
2.20. Фергюсон Дж. Антропологическая локация: границы и площадки научного обозрения / Пер. с англ. А.Г. Бортов. - М.: РОССПЭН, 1997. - 214 с.
2.21. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический журнал. - 2002. - №1. С.113-117.
2.22. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М.: Высшая школа, 1978. - 216 с.
2.23. Boelsltorff T. Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2008.
2.24. Burkhalter, B. «Reading race online: discovering racial identity in Usenet Discussions». In Communities in Cyberspace. Edited by Mark A. Smith, and Peter Kollock. London, UK: Routledge, 1999, pp. 60-75.
2.25. Castells, M. The net and the self: working notes for a critical theory of the informational society. Critique of Anthropology, 1996, 16(1): 9-38.
2.26. Coleman, G. The Political Agnosticism of Free and Open Source Software and the Inadvertent Politics of Contrast. Anthropological Quarterly, 2004, 77(3): 507-519.
2.27. Cooper G. Simulating difference: ethnography and the social relations of intellectual production. British Journal of Sociology, 1998, 49(1): 20-35.
2.28. Leach E. Rethinking Anthropology. L., 1961.
2.29. Malaby, T.M. Making Virtual Worlds: Linden Lab and Second Life. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2009, 165 р.
2.30. McGonigal, J. Reality Is Broken: Why Games Make Us Better and How They Can Change The World. New York, NY: Penguin Press., 2011.
2.31. Rogers C. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, (1st ed.) Columbus, Ohio: Charles Merill, 1969, 358 р.
2.32. Silverstone R. Hirsch and Morley. An insight. London, UK: Routledge, 1992.
2.33. Vili Lehdonvirta. Teenagers perceive online communities as the second family. Journal of Youth Studies, L., 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ