Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПЕРЕХОДУ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНОВ

Работа №35948

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы159
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования государственной политики по переходу к устойчивому развитию регионов 9
1.1. Сущность и базовые принципы государственной политики по переходу к
устойчивому развитию 9
1.2. Предпосылки перехода к устойчивому развитию 19
1.3. Механизмы реализации государственной политики по переходу к
устойчивому развитию регионов 29
Вывод по главе 1 41
Глава 2. Анализ практики реализации государственной политики по переходу к устойчивому развитию регионов 43
2.1. Реализация государственной политики по экономическому развитию
регионов 43
2.2. Реализация государственной политики по развитию социальной сферы
регионов и защиты окружающей среды 50
2.3. Оценка результативности государственной политики по переходу к
устойчивому развитию регионов 69
Вывод по главе 2 77
Глава 3. Пути совершенствования государственной политики по
переходу к устойчивому развитию регионов 79
3.1. Совершенствование институциональных основ государственной
политики по переходу к устойчивому развитию 79
3.2. Разработка эколого-ориентированных механизмов экономической
деятельности регионов 86
3.3. Концептуальный подход к реформированию оценки устойчивого
развития регионов 93
Вывод по главе 3 100
Заключение 101
Список литературы 103
Приложения

Актуальность: российские регионы представляют собой сложные многоуровневые структуры, которые обладают собственной динамикой и являются основной составляющей национальной экономики. Устойчивое развитие субъектов Российской Федерации может быть осуществлено, только в результате грамотного воздействия со стороны управления.
Однако в настоящий момент инструменты управления устойчивым развитием достаточно слабо связаны между собой, а также не учитывают уникальных особенностей развития субъектов, не имея должной системной основы. Следовательно, необходима разработка эффективного методологического базиса для оценки устойчивости территорий, которая будет учитывать их уникальные особенности и векторы их развития, что в полной мере обуславливает актуальность магистерской диссертации.
На сегодняшний день концепция устойчивого развития регионов, получившая довольно широкое признание и ставшая неоднозначной темой современного политического и научного дискурсов, внесла определенные коррективы в региональную и национальную политику нашего государства. Политический, экономический, социальный и экологический кризис потребовал разработку новой модели развития, которая могла бы стать вариантом решения и выйти на устойчивую позицию.
Игнорирование вопросов в отношении устойчивости в целом во многом усугубляет проблематику дискурса и решение вопросов, так как проблемы нынешней экономико-управленческой мысли не совпадает с вектором реализации. Расхождения нарастают и в конечном итоге декларируемые цели расходятся с их практической реализацией. Как показывает мировая практика только региональное управление способно эффективно справляться с различными вопросами, которые наиболее важны населению данного региона. Под устойчивым развитием, подразумевается развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие регионов включает в себя: увеличение производства, а как следствие доходов; изменение институциональной, социальной и административной системы общества; а также перемены в сознании, в частности традициях и привычках.
Особенностью данной темы также является роль и значимость регионов в социально-экономическом развитии Российской Федерации, а также формировании взаимоотношений между Центром и субъектами Российской Федерации. Для российской действительности все также особенно важной остается тема обеспечения уровня жизни людей, удовлетворения человеческих потребностей и стремления улучшения социальной сферы, исходя из грамотной эксплуатации природных ресурсов, выгодных инвестиций, научно-технического развития и совершенствования личности для создания полноценного гражданского общества.
Объектом исследования являются экономические, социальные и экологические характеристики регионов, в числе которых «Индекс развития человеческого потенциала», «Индекс экономического развития субъектов», «Индекс экологической обстановки субъектов», «Индекс скорректированных чистых накоплений (истинных сбережений)».
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, связанные с реализацией государственной политики по переходу регионов Российской Федерации на путь устойчивого развития.
Целью магистерской диссертации является анализ реализации государственной политики по переходу к устойчивому развитию, а также разработка комплекса мер, направленного на ее совершенствование.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и базовые принципы государственной политики по переходу к устойчивому развитию;
- изучить предпосылки перехода к устойчивому развитию;
- определить механизмы реализации государственной политики по переходу к устойчивому развитию регионов;
- изучить практику реализация государственной политики по экономическому развитию регионов;
- исследовать практику реализация государственной политики по развитию социальной сферы регионов и защиты окружающей среды;
- дать оценка результативности государственной политики по переходу к устойчивому развитию регионов;
- предложить пути совершенствования институциональных основ государственной политики по переходу к устойчивому развитию;
- обосновать разработку эколого-ориентированных механизмов экономической деятельности регионов;
- предложить концептуальную основу для оценки устойчивого развития регионов.
Теоретической основой работы явились труды классиков экономической науки, работы отечественных и зарубежных исследователей, связанные с разработкой государственной политики по переходу к устойчивому развитию.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы познания: научная абстракция, индукция и дедукция, исторический и логический методы, анализ и синтез, а также методы системного, структурно-функционального и экономико-статистического анализа.
Информационной базой исследования послужили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, министерств и ведомств России и субъектов Федерации, экспертные и статистические данные неправительственных организаций, рейтинговых агентств, сведения из научных трудов, периодических изданий, информационные ресурсы Интернета.
Нормативно-правовой базой работы явились международные правовые документы, законодательные и нормативные акты России и и субъектов Федерации.
Степень разработанности проблемы. В создание и углубление общей теории экономического развития выдающийся вклад внесли зарубежные ученые Дж. Гэлбрейт, Э. Денисон, Дж. М. Кейнс, С. Кузнец, В. Леонтьев, Ф. Лист, К. Маркс, А. Маршалл, Д. Рикардо, А. Смит, М. Фридман, Ф. Хайек и др.
Среди отечественных экономистов, обеспечивших наиболее весомый вклад в разработку теории экономического развития, следует отметить Л.Абалкина, Е. Гайдара, С. Глазьева, А. Добрынина, С. Капканщикова, Д. Львова, Ю. Матвеева, А. Мещерова, Ю. Осипова, А. Пороховского, В. Радаева, В. Рязанова, Д. Черникова и др.
Проблемы эколого-экономического неравновесия, кризисов в системе природопользования и перехода к устойчивому развитию представлены в работах И. Афанасенко, В. Беренса, В.И. Вернадского, Т.Н. Губайдуллиной, Р. Гумерова, Г. Дейли, А.В. Колосова, В.А. Коптюг, Д.Л. Медоуза, Д.Х. Медоуза, М. Месаровича, Д. Нордхауза, Е. Очировой, Э. Пестеля, А. Печчеи, А. Попова, Б. Порфирьева, Я. Тинбергена, Н. Федоренко, Дж. Форрестера, К. Эрроу и др.
Научная новизна ВКР заключается в разработке теоретико-методологических положений по формированию оценочных механизмов устойчивого развития регионов Российской Федерации, обеспечивающих согласование интересов субъектов и государственной власти в рамках обеспечения регионов конкурентоспособностью.
Практическая значимость исследования заключается в использовании методологических подходов автора для оценки устойчивого развития регионов, а также внедрении совершенствований в сфере управленческих процессов. При этом имеет потенциал концептуальный подход к определению устойчивости территорий, обеспечивающий единую объективную оценку устойчивого развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные выводы магистерской диссертации, можно обозначить следующим образом:
1. Теория управления устойчивым развитием, а также разработка основных теоретико-методологических основ и методик управления являются актуальными и значимыми в современных условиях.
2. Теория устойчивого развития регионов, с позиции трехкомпонентного концептуального подхода включает в себя строгую гармонизацию экономической, социальной и экологической сфер, и помогает найти необходимые пути для постепенного перехода к устойчивому развитию.
3. Неубывающие темпы роста должны покрывать потребности настоящего и будущего поколения, а также обеспечивать безопасность экологической сферы. Для управления устойчивым развитием региона требуется надлежащее осуществление ряда мероприятий, осуществляющееся органами государственной федеральной и региональной власти с позиции региональной социально-экономической политики.
4. Исследование устойчивости российских регионов, на примере рассматриваемых в работе субъектов, показал о том, что устойчивое развитие в Российской Федерации сдерживается рядом проблем, и существует ряд тенденций проблематики тех или иных регионов. Как правило, социально- экономически развитые регионы склоняются к проблемам экологического характера, когда как преуспевающие в экологическом аспекте субъекты, показывают плохие результаты в экономической или социальной сфере.
5. Рассмотренная теоретическая база и её практическое применение позволяют выполнить оценку трехкомпонентных параметров устойчивости субъектов Российской Федерации. На основе полученных данных можно сделать научно-значимый вывод и вывести ряд критериев, для стандартизации оценки устойчивости на федеральном, региональном и местном уровнях.
6. Для перехода к устойчивому развитию субъектов, приоритет должен отдаваться в государственную институциональную политику, стратегические планирования регионов, государственно-частное партнерство, предпосылки для создания полноценного гражданского общества, а также эффективность местного самоуправления.
7. В условиях устойчивости, главными факторами экономического роста являются инновации и знания. Рост экономики должен происходить в рамках эколого-ориентированных механизмов, позволяющих создать предпосылки к инновационному прорыву в технологической сфере.
Таким образом, достижение устойчивого развития в субъектах Российской Федерации - достаточно сложный и болезненный процесс, который во многом неосуществим, в реалиях современной экспортносырьевой направленности российской экономики, которая в свою очередь не коррелирует с требованиями устойчивого развития.
Важным также остается осознание людьми проблематики опасных тенденций и угроз, как в настоящем времени, так и в будущем. У человечества сегодня нет иной альтернативы, кроме дальнейшей интенсификации технологического развития в силу постепенного исчерпания имеющихся природных ресурсов, роста народонаселения планеты и происходящих экологических изменений.
Поэтому на первый план выходит задача определения путей устойчивого социально-экономического развития на основе более широкого применения новых достижений науки и техники и совместных усилий всех стран мира в этом направлении.



1. Bagheri A., Hjorth Р. Planning for sustainable development: a paradigm shift towards a process-based approach //Sustainable development. - 2007. - T. 15. - №. 2. - C. 83-96.
2. Costanza R., Daly H. E. Natural capital and sustainable development //Conservation biology. - 1992. - T. 6. -№. 1. - C. 37-46.
3. Giddings B., Hopwood B., O'brien G. Environment, economy and society: fitting them together into sustainable development //Sustainable development. - 2002. - T. 10. - №. 4. - C. 187-196.
4. Hopwood B., Mellor M., O'Brien G. Sustainable development: mapping different approaches //Sustainable development. - 2005. - T. 13. - №. 1. - C. 3852.
5. Lele S. M. Sustainable development: a critical review //World development. - 1991. - T. 19. - №. 6. - C. 607-621.
6. Leuenberger D. Sustainable development in public administration: A match with practice //Public works management & policy. - 2006. - T. 10. - №. 3. - C. 195201.
7. Luke T. W. Neither sustainable nor development: reconsidering sustainability in development //Sustainable development. - 2005. - T. 13. - №. 4. - C. 228-238.
8. Mitchell G. Problems and fundamentals of sustainable development indicators //Sustainable development. - 1996. - T. 4. - №. 1. - C. 1-11.
9. United Nations Development Programme: Human Development Reports / Human Development Indicators // [электронный ресурс] - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/countries/profiles/RUS свободный,- Проверено 06.03.2018
10. United Nations Development Programme: Доклад о человеческом развитии
2016 // [электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://hdr. undp.org/sites/default/files/hdr_2016_report_russian_web. pdf, свободный,- Проверено 23.03.2018
11. Абрамова М. Г. Гражданин. Общество. Государство: Россия в XXI в. - 2014,- С.202-203.
12. Ангелова К. И. Социальная политика и ее значение для устойчивого развития общества //Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2008. - №. Г- С. 13-1
13. Бобылев С. Н., Захаров В. М. Модернизация экономики и устойчивое развитие //М.: Экономика. -2011. - С.246-248.
14. Валовой региональный продукт на душу населения./ Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - режим доступа: www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/mon-sub/r4.l.xls, свободный, (дата обращения 24.02.2018)
15. Вартумян А. А., Корниенко Т. А. Традиции в политической модернизации: концептуальные подходы и методологические основания //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. -№. 1. - С. 410-413.
16. Васильева А. С. Институциональная среда как фактор обеспечения экономической безопасности //Российское предпринимательство. - 2012. - №. 15. -С.3-5.
17. Вишняков Я. Д., Киселева С. П. Экологический императив технологического развития России //Материалы ежегодной научнопрактической конференции Экологическое образование в интересах устойчивого развития. - Образовательное частное учреждение высшего образования" Академия МНЭПУ", 2016. - Т. 2. - С. 44-45.
18. Гизатуллин X. Н., Троицкий В. А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма //Общественные науки и современность. - 1998. -№. 5. - С. 124-130.
19. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: и начало, и фундамент // ЭКО. - 2001. - № 9. - С. 163-166.
20. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие (теоретикометодологический анализ) //Экономика и математические методы. - 2003. - Т. 39. -№. 2. - С. 53.
21. Данилов-Данильян В. И. Экономико-математический энциклопедический словарь. - М. : Науч. изд-во Большая Рос. энциклопедия, 2003,- С.557.
22. Иванов П. М. Алгебраическое моделирование сложных систем. - Наука, Физматлит, 1996,-С.196-198.
23. Иванова Е. И., Гомонова А. В. «Регион как объект государственного управления и контроля» //Государственный аудит. Право. Экономика. - 2015. -№. 3.-С. 127-141.
24. Инвестиции в основной капитал на душу населения./ Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - режим доступа: http: //www. gks. ru/bgd/regl/b 1214p/Iss WWW. exe/Stg/d03/24-02. htm, свободный, (дата обращения 24.02.2018)
25. Кузык Б., Яковец Ю. В. Россия—2050: стратегия инновационного прорыва. -М. : Экономика, 2004,- С. 12-14.
26. Лаженцев, В.Н. Научно-методические проблемы государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лаженцев // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 1. - С. 48-58.
27. Ларичкин, Ф.Д. Совершенствование стратегического планирования регионального развития с учетом качества экономического роста / Ф.Д. Ларичкин, С.А. Семенов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - № 2(8). - С. 14-20.
28. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развитиям - М : УРСС, 2003.-С.25.
29. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997,- С 8.
30. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 119-120 с.
31. П. Р. Ф. «Основы государственной политики в области экологического
развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. - 2012. [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/news/15177 свободный,- Проверено 20.08.2017
32. Пастухова Е. А. Сущность и особенности устойчивого развития территории //Успехи современного естествознания. -2007. -№. 5,- С.57-58.
33. Подпругин М. О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы //Российское предпринимательство. - 2012. - №. 24,- С.216-217.
34. Романов А. А., Басенко В. П. Институциональные основы устойчивого развития региона //Экономика и предпринимательство. - 2013. - №. 8. - С. 112-116.
35. Селиверстов, В.Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации / В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 4. - С. 3-14.
36. Скотаренко О. В. Проблема устойчивого развития в России и за рубежом //Вестник Мурманского государственного технического университета. -
2011. -Т. 14.-№. 1. - С.13-15.
37. Смышляев В. А. Безопасное и устойчивое развитие регионов РФ как актуальная задача государственной политики //Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - №. 9. - С. 78-79.
38. Смышляев В. А. Безопасность России как предмет экополитологического исследования: инвайронментальные контуры //Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - №. 6-2. - С. 159-162.
39. Старцева О. А., Авакумова Н. Н. Институциональные предпосылки развития регионов //Вестник Томского государственного университета. - 2009. -№. 319. С.2-3.
40. Стоимость основных фондов./ Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/B 14_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/l 1 -01 .htm, свободный, (дата обращения 24.02.2018)
41. Сысоева В. Н. Устойчивое развитие региона на базе формирования инновационных кластеров //Автореф... канд. экон. наук. - 2007,- С.218-219.
42. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. - Изд. дом ЕУ ВШЭ, 2006. - С.42-44.
43. Тяпухин А. П., Раимова А. Т. Сущность, состав и эволюция системы управления устойчивым развитием региона //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - №. 19,- С.21-22.
44. Указ П. Р. Ф. О концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию //СЗ РФ. - 1996. - №. 15. [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http ://pravo. gov. ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1 &lastDoc= 1 &nd=102040449 свободный,-Проверено 18.08.2017
45. Ускова T. Управление устойчивым развитием региона. - Litres, 2017. - С.109.
46. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление /ГМ- ИКФ «ЭКМОС. - 2002. - Т. 320. - С.6-9.
47. Федеральная служба государственной статистики Регионы России. Социально-экономические показатели / [Электронный ресурс]. //Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcrn/cormect/rosstat_mam/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc l 138623506156 свободный,- Проверено - 25.03.18.
48. Цапиева О. К., Сулейманова Н. Р., Агарагимов М. Р. Основные индикаторы и модель интегральной оценки устойчивого развития города- курорта Кисловодска //Проблемы современной экономики. - 2010. - №. 2,- С.46-49.
49. Цукерман В. А. Проблемы и перспективы перехода от сырьевой к инновационной эко-номике Севера //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - №. 2.
50. Шедько Ю. Н. Совершенствование механизмов управления устойчивым развитием региона: дис.... д-ра экой, наук //Финансовый университет при Правительстве РФ. М. - 2016. - С. 153.
51. Шедько, Ю. Н. Программно-целевой метод как инструмент повышения эффективности территориальных социоэкономических систем / Ю.Н. Шедько // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 44 (179).
- С. 24-30.
52. Шишкин, А.И. Государственная политика регионального развития (роль государства, бизнеса и общества) / А.И. Шишкин // Приграничный регион в условиях интеграционных процессов и реформирования местной власти: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Четвертые Арсеньевские чтения».
- Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005. - С. 31-35.
53. Шишкин, А.И. Управление социально-экономическими процессами / А.И. Шишкин // Теория и практика социально-экономических процессов в регионе: труды ИЭ КарНЦ РАН. - Вып. 10. - Петрозаводск: КарНЦ РАН. - С.308.
54. Яковлева Д. Г. Экологизация хозяйственной деятельности в регионе: влияние на социально-экономическое развитие : дис. - СПб. : дис.... канд. экон. наук, 2005.
55. Яшалова Н. Н. Стимулирование устойчивого эколого-экономического развития региона //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук - 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ