Введение
I раздел. Теоретико-методологическое основы исследования методов
управления в
организациях 13
II раздел. Определение системы управления в
организации 36
III раздел. Исследование процесса работы и изменения системы управления в
организации 57
Заключение 78
Список литературы 81
Актуальность проблемы исследования. Актуальность рассмотрения темы конфликтов в сфере управления определяется тем, что в современном усложняющемся динамичном мире уровень управления все больше является решающим фактором эффективности социальных и социально-экономических систем. При всем этом конфликты в сфере управления не только снижают эффективность системы, но и могут стать причиной полного ее разрушения.
Конфликты в сфере управления появляются в рамках осуществления функций управления в различных сферах социальной деятельности — экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения возникают в любых социальных группах и организациях. Управление - один из сложнейших типов социальных отношений, которое сопряжено с большим количеством проблем и противоречий, создающих предпосылки для конфликтов в этой сфере.
В последнее время управление персоналом больше и больше становится одной из важных сфер деятельности организации, а а понятие «управление персоналом» рассматривается в настоящее время в широком смысле: от организационно-экономического до социально-психологического и даже философского. В современном мире, где в значительной мере хозяйствует эффективная и успешная работа персонала, зависит положение организации на рынке и её имидж.
В отличие от процветавших теорий управления трудовыми коллективами в недалеком прошлом в СССР, системы управления персоналом современности в рыночных условиях невозможно представить в виде жестких правил.
Практика работы многих российских организаций свидетельствует о
серьёзном изменении их стратегических подходов в сторону усиления
3
внимания к человеческой, прежде всего профессионально-культурной составляющей своей деятельности, что обусловило необходимость расширения масштабов и направлений научных исследований в области управления персоналом.
Современная наука об управлении - это система более общих рыночных представлений, новая «философия» методов управления. К основным положениям методов управления в организации можно отнести следующее:
• внешняя среда организации очень подвижная и агрессивная («враждебная»);
• любой сотрудник организации - это многообразная личность, со всеми недостатками, характером и потребностями, а уже в последнюю очередь является инструментом для получения прибыли;
• управление представляет собой чрезвычайно сложную сферу человеческой деятельности, особенно когда речь идёт об управлении деятельностью людей.
Эта современная система управления становится для руководителя толчком, приводящим к решению новых целей и задач. Реализация этих целей влечет за собой формирование совершенно новой системы управления либо трансформации уже существующей, удовлетворяющей новым реалиям организаций, которые позволят реализовать потенциал сотрудников и организации в целом. Данный вид управления должен основываться по принципам системного подхода и основных положений теории адаптации, а также есть необходимость включения кадровой политики, обоснованной на научных исследованиях, уделять большое внимание вопросу мотивации для эффективной работы персонала расширение конкуренции профессионализма как нового вида конкуренции, разработку и развитие системы повышения квалификации работников, и ряд других элементов.
Итак, исходя из вышеупомянутого, тему работы с можно считать актуальной.
Степень научной разработанности темы. Данная тема является изученной на теоретическом и практическом уровнях. Существует большое количество научных работ исследователей на данную тему.
Исследования на тему конфликтов в сфере управления проведены во многих зарубежных странах. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, которые посвящены данной тематике, отражает необходимость более детального и систематического рассмотрения вопроса. Однако обращает внимание факт изученности данного вопроса в сфере менеджмента: вопрос переработки управления, планирование, являются более теоретическими. Обычно рекомендации в малой степени касаются вопросов профилактики урегулирования конфликтов в сфере управления.
Теоретические работы в области трудовых конфликтов представлены в большом объеме в обществоведческой литературе. В своих публикациях авторы изучают структуру, функции и процесс трудовых конфликтов, и в постсоветских период, изучают конфликтное сознание и поведение субъектов (индивидуальных и групповых), а также влияние личных качеств участников социально-экономического противоборства. Это работы таких авторов, как Е.В. Александрова ,
Н.В. Гришина и других.
Существенным конкурентом в области трудовых конфликтов считается комплекс идей и моделей, разработанный зарубежными авторами, которые создали оригинальные концепции по социологии и психологии конфликтов в организации и работе предприятия: Т. Г арр ,
М Мескон , М. Альберт , Ф. Хедoури и другие.
Е.В. Фатеева отмечает, что конфликты в организациях неизбежны, но
п
необходимо не бояться их, а уметь правильно разрешать.
Проанализировав научную литературу по вопросам менеджмента, можно увидеть, что вопрос управления в организациях отражается как задача, сложная и многоплановая, и для решения ее необходима затрата больших ресурсов. Связано это с тем, что приходится управлять высокоинтеллектуальным коллективом с высшим образованием, а не просто группой работников, что уже само по себе сложно.
Теоретическая база отечественных исследований в области управления в организациях, функционирующих в условиях рыночной экономики в значительной степени пополнен такими российскими учеными и специалистами, как В.Б. Бычин , H.A. Волгин , М.В. Грачёв , В.А. Дятлов , П.В. Журавлёв , Н.П. Мазаева , И.С. Маслова , Н.К. Маусов , Б.З. Мильнер , Л.Б. Сульповар , В.В. Травин , C.B. Шекшня и др. Помимо этого, вопросы управления персоналом, отмеченные своей сложностью и многоплановостью, объясняются тем, что большое количество проблем не
получили должного внимания и не рассмотрены, соответственно не получили рекомендаций. Среди таких вопросов развитие кадровой политики на предприятиях, работа по мотивации персонала руководителями, развитие здоровой конкурентной работы в организациях, аудит персонала в организациях и некоторые другие.
Исследование экономических работ, которые посвящены проблемам управления качеством услуг в организациях из сферы услуг показывало, что данный вопрос имеет систематический характер, который объединяет основные положения альтернативных школ и направлений, что отражает его актуальность.
А. Файоль впервые предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования и выделил пять основных элементов, из которых складываются функции управления: планирование (предвидение), организация, распорядительство, координирование, контроль.
Без вклада ученых и практиков А. Файоль Г. Эмерсона, Ф. У. Тэйлора, Г. Форда было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления.
На взгляд П. Хэрриота, сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие 9 принципов: принцип стремления к взаимному благу, развитие организации есть развитие ее работников, сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, принцип постижения сути, принцип постоянного внимания к работникам, принцип неизменной
уважительности, принцип взаимопонимания, принцип доверия, принцип
22
стимулирования.
Для понимания работы и необходимости коррекции методов управления в организации, стоит рассмотреть концепцию жизненного цикла организации. Разработка данной концепции связана с теоретическим пониманием циклических колебаний в экономике, с базовым понимание системного подхода и исследованиями в различных областях, связанных с организацией работы в организации: менеджмент, теория организации, организационное поведение и др. Одна из самых первых работ, посвященных данной тематике принадлежит американскому ученому Р. Дэвису, которая была опубликована в 1951 году . Далее до 80-х годов ХХ века работы по тематике отличались больше теоретической, а не практической постановкой вопроса. Работы некоторых ученых, которые были направлены на разработку моделей жизненного цикла организации и связывались с организационными характеристиками. Это такие ученые как Р. Квин и К. Камерон , К. Смит, Т. Митчелл и С. Самер .
Уже с 80-х годов ХХ века у западных ученых возрастает интерес к практическому значению концепции жизненного цикла управленческой школы. Они посвящены эмпирическому исследованию тематики, вычленению качественных и количественных характеристик стадий развития организаций. Эти работы принадлежат Д. Миллеру , С. Хэнксу, Е. Янсену и Г. Чандлеру .
В отечественных исследованиях интерес к данной тематике возник несколько позже. В середине 90-х годов ХХ века рассматривались в работах Интерес российских исследователей к проблеме жизненного цикла организаций возник в работах Е.Н. Емельянова28, Т. Железняк29, И.В. Ивашковской , Г.И. Константинова , А.И. Кочековой , Е.И. Кушелевич ,
Л/] Л с л/Г '5'7
О.В. Левизиной , Б.З. Мильнера , Е.Б. Мoргунова , С.Е. Поварицыной , А.И. Пригожина , И. Семенкова , В.Г. Смирновой , С.Р. Филoнович , Г.В. Широковой и других. Ученые из России рассматривают проблематику проблем жизненного цикла в управлении компаниями, изменения систем управления и их стратегии, структуры организации, мотивации, организационной культуры на различных уровнях жизненного цикла и другое.
Исследованиями адаптивного управления в организациях предпринимательского типа нашли отражения в работах И. Ансоффа , О.С. Виханского , Б.М. Горбунова , А.П. Градoва , В.С. Кабакoва , Б.3. Мильнера , Н.Н. Тренева , Р.А. Фатхутдинова и др.
Не смотря на распространённость проблем возникновения конфликтов в сфере управления, мы отмечаем недостаток научных исследований в отечественной литературе, раскрывающих конфликтологическую суть проблемы. Необходима разработка комплексной системы по установке и изменениям методов управления в организациях с возможностью управления и урегулирования конфликтов. Решение данных вопросов необходимо как с научной, так и с практической позиций.
Объектом исследования в данной работе является методы управления в организациях.
Предметом исследования является особенности возникновения конфликтов при установлении и изменении систем управления организацией и способы урегулирования.
Цель исследования - разработка комплексной системы по установлению и изменениям методов управления в организациях с возможностью управления и урегулирования конфликтов.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
• рассмотреть факторы возникновения конфликтов в сфере управления организацией;
• изучить особенности структур управления в организации;
• выявить достоинства и недостатки структур управления в организации;
• определить формы проявления конфликтов и степени влияния на эффективное функционирование организации в условиях конфликта в сфере управления организацией;
• сформировать практические рекомендации для управления и урегулирования конфликтов при установлении и изменении структуры управления.
Новизна и самостоятельность проводимого исследования.
В данной работе проведен анализ методов управления в организациях, раскрыты способы перехода от одного метода управления к другому, проанализированы факторы, необходимые для определения наиболее эффективного способа управления для той или иной организации. я изучу конфликты в управлении в организациях и условия установления или изменения методов управления. В отечественной науке данная тематика изучено плохо. Мы рассмотрим, как сами методы управления, так условия, требуемые для определения и изменения метода управления для организаций , работающих в разных сферах деятельности, для возможности эффективной профилактики конфликтов.
Научная новизна состоит в том, что на основе эмпирического исследования факторов влияющих на возникновение конфликтов в системе управления, сформированы методологические рекомендации по управлению и урегулированию конфликтов.
Методологическая основа исследования.
В дипломной работе использован ряд методов исследования. Методологическую рамку составляет структурно-функциональный подход, с помощью которого мы можем рассмотреть интересующие нас конфликты в развитие через анализ их функций и основных параметров.
Опираясь на сравнительный анализ, автор определяет преимущества и недостатки различных методов управления.
Системный метод позволил раскрыть тему полностью и рассмотреть все ее грани, начиная от определения понятий «управление», «менеджмент» и заканчивая применением различных методов управления в организации.
Метод анализа документов направлен на то, чтобы вычленить из огромного количества материалов таких, как нормативно-правовые документы, Кодексы, федеральные законы, а также исследования авторов, занимающихся вопросом разрешения трудовых конфликтов в организациях, которая важна для данной работы.
Метод логического анализа позволил рассмотреть развитие организации в динамике, а также предположить возможные исходы реализации тех или иных изменений в управлении организацией.
Метод интервьюирования позволил исследовать преимущества и недостатки тех или иных способов управления в различных сферах на практическом уровне.
Практическая значимость Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования для определения или изменения методов управления в организациях. Так же практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в учебном процессе по следующим дисциплинам: «менеджмент», «общая конфликтология», «трудовая конфликтология», как пример работы с конфликтами в сфере управления.
Структура дипломной работы состоит из содержания, 3 разделов (теоретико-методологические основы исследования конфликтов в сфере управления организацией; определение системы управления в организации; Исследование процесса работы и изменения системы управления в организации), заключения и списка литературы.
Данная выпускная квалификационная работа на соискание степени магистра была написана на тему «Конфликты в процессе определения и изменения систем управления в организации».
По мнению автора, поставленные во введении цели были достигнут и задачи были решены.
Управление - один из сложнейших типов социальных отношений, которое сопряжено с большим количеством проблем и противоречий, создающих предпосылки для конфликтов в этой сфере. Система управления — это набор способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Функционирование системы управления в организации сложный и многогранный процесс, на эффективность работы которой влияют различные факторы, принципы, конфликты и тд. Возникновение конфликтов в системе управления в организации предопределяется появлением проблем в этой системе, которые необходимо не только разрешать, но и проводить систематическую работу по профилактике и предупреждению.
В рамках данной работы проводилось 2 исследования.
Первое исследование проводилось в виде интервью, в котором приняли участие 15 компаний.
В рамках исследования сделаны следующие выводы:
• не все компании имеют четкое понимание важности системы управления в эффективной работе компании и постоянной корректировке и внесении поправок в нее;
• отсутствие четкой структуры управления в организации может стать причиной конфликта;
• конфликты, связанные с системой управления возникают, но какое решение они получают в тех или иных компаниях нет возможности получить.
• существует зависимость уровня конфликтов от 2 факторов: обязанности (функционал) и частота взаимодействий с другими сотрудниками.
• возможность оперативного принятия решений без участия высшего руководства так же снижает вероятность возникновения конфликтов.
• процесс изменение системы управления требует больших ресурсных и энергетических затрат и может быть рассмотрен как крайняя мера, подготовка к которой должна начаться задолго до исполнения.
Цели и задачи исследования достигнуты. Гипотеза о том, что чем сложнее структура компании, тем больше потенциальных причин для конфликта, подтверждена. Исследование показало, что в малых компаниях у одного сотрудника больше функционала и меньше взаимодействия с другими сотрудниками в выполнении определенных задач, соответственно возникает меньше конфликтов. В крупных компаниях же у сотрудника меньше функционал и больше взаимодействия с другими сотрудниками, а также отделами, где более формализовано взаимодействие, соответственно уровень конфликтогенности повышается.
Второе исследование в рамках данной работы - анализ компании ООО «НА». Был проведен анализ системы управления и основных характеристик компании. На основании полученной информации и анализа документов, предоставленных представителями ООО «НА» были выявлены определенные проблемы в системе управления компании.
Основываясь на выводах была разработана программа рекомендаций для профилактики и разрешения конфликтов при изменении системы управления в организации:
• для более мягкого и спокойного процесса изменения структуры управления компании, рекомендуется не совершать коренных изменений на первых этапах, а совершать это постепенно и проводя работу с сотрудниками компании, кого затрагивают те или иные изменения;
• однозначно любое изменение начинается с осознания проблемы;
• необходимость наличия плана так же определяется возможностью предупреждения конфликтов в организации;
• Не стоит бояться конфликтов, возникающих в системе управления в компании, так как возникновение конфликта сигнализирует о наличие какой-либо проблемы, которая остро нуждается в решении;
• не стоит забывать о влиянии внешней среды на работу организации;
• рекомендуется внесение корректировок в разделение отделов;
• следует все решения фиксировать и закреплять в общей и вседоступной системе для возможности сослаться на тот или иной документ.
В рамках данной работы вопрос конфликтом в установлении и изменении в системы управления был раскрыт не полностью. В дальнейших исследованиях необходимо рассмотреть более полный спектр конфликтов. Не был раскрыто влияние внешней среды на систему управления организацией. Появилась необходимость подробного исследования каждой структуры управления, проблемы возникновения конфликтов и разработки программы профилактики каждого случая.
Научная новизна работы состоит в том, что в данной работе собран весь полный спектр условий для определения и изменения системы управления в организации, а также на основе теоретической и эмпирической базы составлены рекомендации по профилактике и урегулированию конфликтов в ходе реализации данных процессов.
Данная работа может использоваться как теоретическая база, так и практическая. В качестве теоретической базы данная работа может использоваться в таких дисциплинах как «Общая конфликтология», «Менеджмент», «Трудовая конфликтология» и тд. Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации по профилактике конфликтов и изменению системы управления организацией можно использовать для предприятий с линейно-функциональной структурой правления.
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. / И.К. Адизес. - СПб.: Питер, 2011. - 383 с.
2. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты. / Е.В. Александрова. - М.: ПМБ РАУ, 1993. - 183 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 340 с.
4. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие. / Л.Е. Басовский.
- М.: ИНФРА-М, 2007. - 224 с.
5. Бердычевский В.С. Трудовое право: Учебное пособие. / В.С. Бердычевский - М: А-Приор, 2008. - 512 с.
6. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. - М.: МЗ Пресс, 2001.
- 182 с.
7. Бутовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. / Е.В. Бутовая. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 211 с.
8. Бухалков М.И. Организация производства и управление предприятием. / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 506 с.
9. Бычин В.Б. Персонал в управлении
радикальными нововведениями в организации. / В.Б. Бычин. - М.: «ИнформЗнание», 1999. - 254 с.
10. Вернигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. / Е.Е. Вернигора.
- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 288 с.
11. Виды организационных структур управления. [Электронный
ресурс] / Менеджмент. Стратегическое управление персоналом // Режим доступа: http://www.ozpp.ru/intemational/directivy-es-po-zpp. свободный. -
Проверено 23.11.2018.
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебное повобие. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. / О.С. Виханский. - М.: Гардарика,1998. - 451 с.
14. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Опыт ФРГ). / А.П. Волгин, В.И. Матирко,
A. А. Модин. - М.: Дело, 1992. - 201 с.
15. Волкова В.Н., Воронков В.А., Денисов А.А., Лазарев В.Г., Рогинский В.Н., Темников Ф.Е. и др. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи. / В.Н. Волкова, В.А. Воронков, АА. Денисов,
B. Г. Лазарев, В.Н. Рогинский, Ф.Е. Темников. - М.: Радио и связь, 1983. - 248 с.
16. Гавренкова В.И., Гудин Ю.Г. Управление персоналом.Учебное пособие. / В.И. Гавренкова, Ю.Г. Гудин. - М: Инфа-М, 2010. - 142 с.
17. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. / Т.Р. Гарр. - СПб.: Питер, 2005. - 461 с.
18. Герчикова И.И. менеджмент. Учебник для вузов. / И.И. Герчикова. - 4- е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2007. - 512 с.
19. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник для вузов. / В.В. Глухов. - 3е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 608 с.
20. Головин В.А. Отношение сотрудничества и социальная напряженность. Социальная напряженность на производстве. / В.А. Головин // Обнинск, 1989. - С. 27-31.
21. Горбунов Б.М. Управление производственными системами: гибкость и эффективность. / Б.М. Горбунов // Челябинск, 1996. - С. 56-58.
22. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие. / А.П. Градов. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 520 с.
23. Грачёв М.В. Суперкадры. Управление персоналом в
международной корпорации. / М.В. Грачёв. - М.: Дело, 1993. - 198 с.
24. Гришина Н. В. Производственные конфликты и их регулирование . Промышленная социальная психология. / Н.В. Гришина. - Л., 1982. - С .108 -121.
25. Громова О.Н. Конфликтология. / О.Н. Громова. - М.: Эксмос, 2000. - 151 с.
26. Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента. Учебное пособие. / А.Г. Грязнова, А.Ф. Джинджолия. - Изд. «Экономика», 2007. - 427 с.
27. Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и
инвестиционные решения: Учебное пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина, Р.С. Беков. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2012. - 184 с.
28. Менеджмент. Учебное пособие. / Д.В. Дрофеев, А.И. Шмелева, И.Ю. Шестопал, - М.:ИНФРА-М, 2008. - 288 с.
29. Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. / О.В. Евтихов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 297 с.
30. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Учебное пособие. / А.П. Егоршин. - М.:ИНФРА-М,2008. - 352 с.
31. Емельянов Е.Н., Поварицына С.Е. Психология бизнеса. / Е.Н. Емельянова, С.Е. Поварицына. - М.: Армада, 1998. - 187 с.
32. Ермаков В.П., Менеджмент. Учебное пособие. / В.П. Ермаков. - 5 -е изд. - Изд.: «Феникс», 2008 - 192 с.
33. Железняк Т. Какая она, ваша компания? / Т. Железняк // Персонал-Микс, 2001. - № 2. - С. 63-71.
34. Журавлев П.В. Управление персоналом в предпринимательских организациях / П.В. Журавлев. - М.: Рос.экон. акад., 1998. - 97 с.
35. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. / А.К. Зайцев - Калуга: Калужская типография стандартов, 1993. - 188 с.
36. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие. / Н.Л. Зайцев - М.: ИНФРА-М, 2012. - 455 с.
37. Ивашковская И. Жизненный цикл организации: взгляд
финансиста. / И. Ивашковская // ЖУК, 2006. - №11(66). - С. 60-67.
38. Ильин В.И. Структура конфликта в организации / В.И. Ильин // Социальный конфликт, 1999. - №3. - С.28-29.
39. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие по специальности 001100 «Менеджмент». / В.С. Кабаков, Е.В. Шатрова. - СПб: СПбГИЭА, 1996. - 456 с.
40. Кабушик Н.И. Основы Менеджмента. Учебное пособие. / Н.И. Кабушик. - 10-е изд. - Изд.: «Новое знание», 2007. - 336 с.
41. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н., Матросова О.В. Менеджмент. Учебное пособие. / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова - Изд.: «Феникс», 2008. - 384 с.
42. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн // Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб: Питер, 2001. — 320 с.
43. Кибанов А.Я. Управление персоналом. / А.Я. Кибанов. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: 2010. - 695 с.
44. Константинов Г.Н. Вверх по кривой жизненного цикла / Г.Н. Константинов // Урало-сибирский институт бизнеса, 2004. - ноябрь. - С. 7.
45. Костин В.А. Костина Т.В. Менеджмент. Учебное пособие. / В.А. Костин, Т.В. Костина. - Изд.: «Гардарики», 2008. - 336с.
46. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. / А.И. Кочеткова. - М.: Дело, 2003. - 189 с.
47. Кудрявцев Е.М. Организация, планирование и управление предприятием / Е.М. Кудрявцев. - М.: АСВ, 2012. - 416 с.
48. Кулалов М.Н., Маусов Н.К. Персонал предприятий в условиях перехода к рынку / М.Н. Кулалов, Н.К. Масов. - М.: Изд-во РЭА, 1993. - 189 с.
49. Левизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система. / О.В. Левизина // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. - №5. - С. 47-60.
50. Маслова Т.Д. Системное управление реализацией маркетинговой концепции развития предприятия / Т.Д. Маслова // С.-Петерб. Гос. инж.-экон. акад. - СПб: СПбГИЭА, 1998. - 201 с.
51. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури // Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. - 247 с.
52. Мильнер Б.З. Теория организации. / Б.З. Мильнер. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 121 с.
53. Мильнер Б.3., Евсенко Л.И., Рапопорт В.Г. Системный подход к организации управления. / Б.З. Мильнер, Л.И. Евсенко, В.Г. Рапопорт - М.: Экономика, 1983. - 534 с.
54. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел - СПб.: Питер, 2000. - 336 с.
55. Моргунов Е.Б. Модели жизненного цикла организации / Е.Б. Моргунов - М., 2004. - 167 с.
56. Ованесова Ю.С. Влияние стадии жизненного цикла организаций на эффективность IPO на развивающихся рынках капитала: дисс...канд. экон. наук: 08.00.05 / Ованесова Юлия Сергеевна; [Место защиты: Высшая школа экономики]. - М., 2013. - 160 с.
57. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. / А.И. Орлов. - Изд.: «Изумруд», 2003. - 298 с.
58. Павлусенко А.С. Конфликты в системе управления: анализ психологических причин и методы их профилактики / А.С. Павлусенко //
Новая наука: современное состояние и пути развития, 2015. - №1. - С. 155158.
59. Плахова Л.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. / Л.В. Плахова - Изд.: «КноРус», 2007. - 496 с.
60. Пригожин А.И. Методы развития организаций. / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003. - 508 с.
61. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. /
A. Редлих, Е. Миронов. - СПб.: Речь, 2009. - 240 с.
62. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. / З.П. Румянцева — М.: ИНФРА-М. — 304 с.
63. Семенков И. Стадии развития организации / И. Семменков // Управление персоналом, 2001. - № 9. - С. 62-71.
64. Смирнова В.Г. Организационное поведение: учебное пособие. /
B. Г. Смирнова. - Маркетинг. Спец. вып. №35 - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2007. - 128 с.
65. Сулыювар Л.Б., Мазаева Н.П. Основы управления персоналом. / Сулыювар Л.Б., Мазаева Н.П. - М.:ГАСБУ, 1995. - 147 с.
66. Сульповар Л.Б., Маниапов Р.Г. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. / Л.Б. Сульповар, Р.Г. Маниапов. - Тольятти: Современник, 1992. - 345 с.
67. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 1995. - 209 с.
68. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебн. пособие для вузов / Н.Н. Тренев - М.: ПРИОР, 2000. - 350 с.
69. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. - СПб.: Питер, 2002. - 1200 с.
70. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль // пер. Б. В. Бабина-Кореня - Москва: Центральный институт труда. - 1923. - 122 с.
71. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд // Составитель Г.Л. Подвойский. - М.: Республика. - 1992. - 350 с.
72. Фатеева Е.В. Конфликты в организациях / Е.В. Фатеева // Управление человеческим потенциалом, 2006. - №4. - С. 316-321.
73. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 267 с.
74. Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Модели жизненных циклов организации. / С.Р. Филонович, Е.И. Кушелевич // В кн.: Менеджмент: век XX век XXI. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 304-320
75. Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях: Руководство для менеджера. / Дж. У. Хант - М.: Олимп-Бизнес, 1999. - 290 с.
76. Хэнкс С.Х., Уотсон К.Дж., Янсен Э., Чандлер Г.Н. Уточнение структуры жизненного цикла: таксономическое исследование конфигураций стадий роста в высокотехнологичных организациях. / С.Х. Хэнкс, К.Дж. Уотсон, Э. Янсен, Г.Н. Чандлер // Российский журнал менеджмента, 2007. - №5 (3). - С. 91-116.
77. Шамрай А.А. Жизненный цикл малого предприятия / А.А. Шамрай. - Под общ. ред. А.А. Шамрая. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 244 с.
78. Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. / Ф.В. Шарипов - Изд.: « Владос - Пресс», 2008.- 296 с.
79. Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации. / С.В. Шекшня. - М.: 1996. - 211 с.
80. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. Учебное пособие. / П.В. Шеметов, С.В. Петухова - 3-е изд. - Изд.: Омега - Л, 2008. - 192с.
81. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы. / Г.В. Широкова // Российский журнал менеджмента, 2007. - том 5. - №3. - С.85-90
82. Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь. / В.В. Щербина - М.: Инфра-М, 2000. - 658 с.
83. Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge / Пер. с англ. Е.М.Каз. - MA: MIT Press, 1962. - 480 p.
84. Davis, R.C., The Fundamentals of Top Management. / Davis, R.C. - Harper, New York, NY, 1951. - 58 р.
85. Lippitt G. L., Schmidt W.A. Crisis in a Developing Organization / Lippitt G. L., Schmidt W.A. // Пер. с англ. Е.М.Каз. // Harvard Business Review. - 1967. - Vol. 45. - № 6. - P. 102-112.
86. Miller D., Friesen P.H. A Longitudinal Study of the Corporate Life Cycle / Miller D., Friesen P.H. // Пер. с англ. Е.М.Каз. // Management Science. - 1984. - Vol. 30. - № 10. - P. 1161-1183.
87. Smith K.G., Mitchell T.R., Summer C.E., Top level management priorities in the different stages of the organizational life cycle / Smith K.G., Mitchell T.R., Summer C.E. // Пер. с англ. Е.М.Каз. // Academy of management Journal, 1985. - Vol.28. - №4. - Р. 799-820.