СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 9
1.1. Качество оказания медицинских услуг: критерии его оценки 9
1.2. Система управления качеством оказания медицинских услуг: уровни,
виды и функции, участники 24
1.3. Нормативно-правовое сопровождение системы управления качеством
оказания медицинских услуг в Российской Федерации 41
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 51
1.1. Анализ системы управления качеством оказания медицинских услуг в
регионах Российской Федерации 2013-2018 гг 51
1.2. Оценка реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения в
Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике 74
1.3. Оценка качества оказания медицинских услуг многопрофильными
специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Татарстан 93
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 116
3.1. Лучшие практики оказания качественных медицинских услуг в современных клиниках регионов Российской Федерации 116
3.2. Совершенствование системы управления качеством оказания
медицинских услуг в регионах современной России: Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике 128
3.3. Возможные направления совершенствования качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 152
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 9
1.1. Качество оказания медицинских услуг: критерии его оценки 9
1.2. Система управления качеством оказания медицинских услуг: уровни,
виды и функции, участники 24
1.3. Нормативно-правовое сопровождение системы управления качеством
оказания медицинских услуг в Российской Федерации 41
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 51
1.1. Анализ системы управления качеством оказания медицинских услуг в
регионах Российской Федерации 2013-2018 гг 51
1.2. Оценка реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения в
Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике 74
1.3. Оценка качества оказания медицинских услуг многопрофильными
специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Татарстан 93
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 116
3.1. Лучшие практики оказания качественных медицинских услуг в современных клиниках регионов Российской Федерации 116
3.2. Совершенствование системы управления качеством оказания
медицинских услуг в регионах современной России: Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике 128
3.3. Возможные направления совершенствования качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 152
Актуальность изучения теоретических и практических аспектов качества оказания медицинских услуг в Российской Федерации не вызывает сомнений.
Конституцией Российской Федерации закреплено право всех граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Это право является одним из «важнейших неотчуждаемых прав», принадлежащих человеку . При этом, здоровье, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определяется максимально широко, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». На современном этапе развития общества право человека на охрану здоровья является не только его личной ценностью, но и одним из основных показателей уровня развития государства и гражданского общества. Охрана здоровья населения России была и остается одним из приоритетных направлений политики государства. Данное обстоятельство требует отражения в законодательстве, соответствующего важности этого социального права, гарантированного государством [1,2].
Правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Закон закрепляет права и обязанности граждан по охране здоровья, гарантии их реализации, а также полномочия и ответственность различных уровней государственной власти. Определены права и обязанности медицинских организаций, а также медицинских и фармацевтических работников. Качество медицинской помощи провозглашается одним из основных принципов охраны здоровья.
Контроль качества оказания медицинских услуг является значимым условием в обеспечении прав граждан на безопасную и эффективную медицинскую помощь. Контролируя систему управления качеством в здравоохранении, государство обеспечивает себя здоровым населением. Особая роль в выполнении данной задачи принадлежит Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.
За последние годы в Российской Федерации произошли изменения во многих областях государственной и общественной жизни, не обошли они стороной и сферу здравоохранения. Эффективная многоуровневая система контроля медицинских услуг необходима для повышения продолжительности жизни граждан, а также удовлетворенности населения.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье.
Совершенствование системы контроля качества в сфере здравоохранения напрямую связано с эффективностью оказываемых медицинских услуг.
Особую остроту вопросы контроля качества в здравоохранении приобретают сегодня, когда идет активное реформирование этой сферы, внедрение новых риск-ориентированных моделей государственного контроля, системы независимой оценки качества оказания медицинских услуг.
Понятие контроля в здравоохранении охватывает множество вопросов по регулированию деятельности всех сфер этой области. В первую очередь - это контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль за медицинскими изделиями и обеспечение ими населения, а также другие вопросы, которые актуальны для исследования и вызывают интерес граждан.
Объектом исследования выступает система здравоохранения Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики.
Предметом исследования является система управления качеством оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике.
Цель работы - провести анализ системы управления качеством оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике для выявления проблем и разработки рекомендаций по их совершенствованию.
- изучить понятие качества оказания медицинских услуг и критерии его оценки;
- охарактеризовать уровни, виды и функции, участников контроля качества оказания медицинских услуг;
- изучить нормативно-правовое сопровождение системы управления качеством оказания медицинских услуг в Российской Федерации;
- проанализировать качество оказания медицинских услуг в регионах Российской Федерации за 2013-2018 гг.;
- провести оценку реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике;
- провести оценку качества оказания медицинских услуг
многопрофильными специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Татарстан;
- выявить лучшие практики оказания качественных медицинских услуг в ведущих регионах Российской Федерации;
- определить направления повышения качества оказания медицинских услуг в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике;
- разработать рекомендации по совершенствованию качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.
Несмотря на значительное число научных работ, касающихся контроля качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях, до сих пор некоторые проблемы правового регулирования остаются нерешенными.
С момента вступления в силу с 01.01.2012 г. ведущего в сфере охраны здоровья Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прошло уже более пяти лет. С этого времени было принято большое количество нормативных правовых актов (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации и других органов государственной власти), касающихся данной сферы. В материалах официальной статистики имеются обширные данные и о результатах реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Рассмотрение вопросов функционирования государственного контроля в Российской Федерации нашли свое отражение в научных работах следующих авторов: Абызова М.А., Мурашко М.А., Косенко В.А., Крупновой И.В., Иванова И.В. и других.
Практики внедрения системы управления качеством в медицинских учреждениях амбулаторного и стационарного звена на моделях как частных, так и государственных клиник, рассмотрены в статьях Мурашко М.А., Бережкова Д.В. с соавт., Погонина А.В. с соавт.
Вопросы информатизации и автоматизации системы контроля в здравоохранении освещены в работах Поспелова К.Г., Столбова А.П.
Методическую основу исследования составляют следующие научные методы: системный подход, анализ нормативно-правовой базы, сравнительный анализ, ранжирование, статистический анализ, контент-анализ сайтов, а также информации в поисковой системе Yandex. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению выбранной темы.
Информационная база работы включает различные учебники, учебные пособия, монографии и статьи ведущих журналов (Вестник Росздравнадзора), законодательство Российской Федерации (Конституция РФ, федеральные законы, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере здравоохранения), интернет-ресурсы (официальные сайты Открытого Правительства, Росздравнадзора, региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, государственных и коммерческих клиник, информационные сайты о медицинских учреждениях и специалистах), внутренняя документация министерств и ведомств (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Росздравнадзора).
Новизна работы заключается в разработке методики анализа системы управления качеством оказания медицинских услуг в регионах Российской Федерации, а также непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан в рамках системного подхода на основе количественной и качественной оценок, а также запросов в поисковой системе Yandex.
Практическая значимость обусловлена проведенным анализом и разработкой программы мероприятий по совершенствованию качества оказания медицинских услуг в регионах Российской Федерации и в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.
Работа апробирована на Международном молодежном симпозиуме по управлению, экономике и финансам: сб. науч. ст. Казань, 28-29 ноября 2018 г. (International symposium on management, economics and finance: collection of scientific papers. Kazan, November 28-29, 2018) в виде доклада и опубликованных тезисов «Современные механизмы реализации рискориентированного подхода контрольных мероприятий в сфере здравоохранения».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений
Конституцией Российской Федерации закреплено право всех граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Это право является одним из «важнейших неотчуждаемых прав», принадлежащих человеку . При этом, здоровье, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определяется максимально широко, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». На современном этапе развития общества право человека на охрану здоровья является не только его личной ценностью, но и одним из основных показателей уровня развития государства и гражданского общества. Охрана здоровья населения России была и остается одним из приоритетных направлений политики государства. Данное обстоятельство требует отражения в законодательстве, соответствующего важности этого социального права, гарантированного государством [1,2].
Правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Закон закрепляет права и обязанности граждан по охране здоровья, гарантии их реализации, а также полномочия и ответственность различных уровней государственной власти. Определены права и обязанности медицинских организаций, а также медицинских и фармацевтических работников. Качество медицинской помощи провозглашается одним из основных принципов охраны здоровья.
Контроль качества оказания медицинских услуг является значимым условием в обеспечении прав граждан на безопасную и эффективную медицинскую помощь. Контролируя систему управления качеством в здравоохранении, государство обеспечивает себя здоровым населением. Особая роль в выполнении данной задачи принадлежит Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.
За последние годы в Российской Федерации произошли изменения во многих областях государственной и общественной жизни, не обошли они стороной и сферу здравоохранения. Эффективная многоуровневая система контроля медицинских услуг необходима для повышения продолжительности жизни граждан, а также удовлетворенности населения.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье.
Совершенствование системы контроля качества в сфере здравоохранения напрямую связано с эффективностью оказываемых медицинских услуг.
Особую остроту вопросы контроля качества в здравоохранении приобретают сегодня, когда идет активное реформирование этой сферы, внедрение новых риск-ориентированных моделей государственного контроля, системы независимой оценки качества оказания медицинских услуг.
Понятие контроля в здравоохранении охватывает множество вопросов по регулированию деятельности всех сфер этой области. В первую очередь - это контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль за медицинскими изделиями и обеспечение ими населения, а также другие вопросы, которые актуальны для исследования и вызывают интерес граждан.
Объектом исследования выступает система здравоохранения Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики.
Предметом исследования является система управления качеством оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике.
Цель работы - провести анализ системы управления качеством оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике для выявления проблем и разработки рекомендаций по их совершенствованию.
- изучить понятие качества оказания медицинских услуг и критерии его оценки;
- охарактеризовать уровни, виды и функции, участников контроля качества оказания медицинских услуг;
- изучить нормативно-правовое сопровождение системы управления качеством оказания медицинских услуг в Российской Федерации;
- проанализировать качество оказания медицинских услуг в регионах Российской Федерации за 2013-2018 гг.;
- провести оценку реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике;
- провести оценку качества оказания медицинских услуг
многопрофильными специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Татарстан;
- выявить лучшие практики оказания качественных медицинских услуг в ведущих регионах Российской Федерации;
- определить направления повышения качества оказания медицинских услуг в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике;
- разработать рекомендации по совершенствованию качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.
Несмотря на значительное число научных работ, касающихся контроля качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях, до сих пор некоторые проблемы правового регулирования остаются нерешенными.
С момента вступления в силу с 01.01.2012 г. ведущего в сфере охраны здоровья Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прошло уже более пяти лет. С этого времени было принято большое количество нормативных правовых актов (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации и других органов государственной власти), касающихся данной сферы. В материалах официальной статистики имеются обширные данные и о результатах реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Рассмотрение вопросов функционирования государственного контроля в Российской Федерации нашли свое отражение в научных работах следующих авторов: Абызова М.А., Мурашко М.А., Косенко В.А., Крупновой И.В., Иванова И.В. и других.
Практики внедрения системы управления качеством в медицинских учреждениях амбулаторного и стационарного звена на моделях как частных, так и государственных клиник, рассмотрены в статьях Мурашко М.А., Бережкова Д.В. с соавт., Погонина А.В. с соавт.
Вопросы информатизации и автоматизации системы контроля в здравоохранении освещены в работах Поспелова К.Г., Столбова А.П.
Методическую основу исследования составляют следующие научные методы: системный подход, анализ нормативно-правовой базы, сравнительный анализ, ранжирование, статистический анализ, контент-анализ сайтов, а также информации в поисковой системе Yandex. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению выбранной темы.
Информационная база работы включает различные учебники, учебные пособия, монографии и статьи ведущих журналов (Вестник Росздравнадзора), законодательство Российской Федерации (Конституция РФ, федеральные законы, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере здравоохранения), интернет-ресурсы (официальные сайты Открытого Правительства, Росздравнадзора, региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, государственных и коммерческих клиник, информационные сайты о медицинских учреждениях и специалистах), внутренняя документация министерств и ведомств (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Росздравнадзора).
Новизна работы заключается в разработке методики анализа системы управления качеством оказания медицинских услуг в регионах Российской Федерации, а также непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан в рамках системного подхода на основе количественной и качественной оценок, а также запросов в поисковой системе Yandex.
Практическая значимость обусловлена проведенным анализом и разработкой программы мероприятий по совершенствованию качества оказания медицинских услуг в регионах Российской Федерации и в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.
Работа апробирована на Международном молодежном симпозиуме по управлению, экономике и финансам: сб. науч. ст. Казань, 28-29 ноября 2018 г. (International symposium on management, economics and finance: collection of scientific papers. Kazan, November 28-29, 2018) в виде доклада и опубликованных тезисов «Современные механизмы реализации рискориентированного подхода контрольных мероприятий в сфере здравоохранения».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений
Одним из важнейших направлений совершенствования охраны здоровья населения является обеспечение общедоступности, качества и безопасности медицинских услуг. Качество медицинских услуг обеспечивается наличием законодательной базы, стандартов, квалификацией персонала, управлением ресурсами, отношением медицинского персонала к пациентам.
Качество медицинской помощи - «совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата» [5]
Для оценки качества оказания медпомощи используются соответствующие критерии. Оценивается своевременность оказания помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Кроме того, согласно статье 79.1 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», существует независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Она является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями не подменяет собой контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизу и контроль качества медицинской помощи.
Риск-ориентированный подход к контролю и надзору в сфере здравоохранения является весьма актуальной темой. Этот подход положен в основу реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации и опирается на лучшую международную практику.
Внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда охраняемым законом ценностям позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях.
На уровне ведомственного контроля необходимо продолжить работу по внедрению основанных на данных доказательной медицины клинических протоколов ведения пациентов и порядков оказания медицинской помощи по всем направлениям медицинской деятельности. Это позволит сформировать максимально прозрачные критерии оценки качества медицинской помощи, сделать лечебно-диагностический процесс более контролируемым.
Необходимо помнить о том, что здравоохранение в стране осуществляется в условиях рынка и конкуренции. Создание центров высоких медицинских технологий выводит здравоохранение на новый уровень. Все более заметной становится доля негосударственных медицинских учреждений в формировании рынка медицинских услуг не только платных и в системе ДМС, но и по Программе госгарантий.
Работа с медицинским персоналом в части повышения профессионализма предполагает внедрение системы непрерывного медицинского образования. С одной стороны, запущенная в 2016 году реформой медицинского образования аккредитация специалистов увеличивает личную ответственность врача. С другой стороны, возникает необходимость в страховании профессиональных рисков в медицине.
В связи с этим важна роль профессиональных медицинских сообществ. В ассоциациях врачей и медицинских сестер следует организовать функционируют комитеты по качеству. Такие же комитеты рекомендовано организовывать и в крупных больницах. Они должны выполнять роль арбитров в спорных ситуациях.
Кроме того, необходим обеспечить внедрение результатов оценки качества предоставления медицинских услуг. На современном этапе эти результаты используются для формального контроля качества. Юдной из причин этого является то, что инструментарий оценки не совершенен и не позволяет сделать релевантные задачам оценки выводы.
В современном законодательстве правовой оценки требуют вопросы ответственности за некачественное оказание медицинских услуг. Сегодня общество испытывает потребность в прозрачной информации о доступности и уровне качества оказываемой конкретными медицинскими организациями помощи. Одновременно как медучреждений, так и для населения важна обратная связь. Данные отношения тоже требуют правового регулирования.
В работе было проведено ранжирование регионов по разработанной автором методике, включавшей как показатели работы системы здравоохранения, так и результаты контент-анализа и независимой оценки условий оказания медицинской помощи. По данным ранжирования, первое место заняла Республика Татарстан.
Проанализировав системы управления качеством медицинских услуг, а также произведя оценку реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики, можно сделать вывод, что передовым регионом в этой области является Республика Татарстан, которая заняла первое ранговое место по всем основным изучаемым показателям.
Во всех изученных регионах системы здравоохранения имеют свои «болевые точки» и «зоны роста» и нуждаются в корректировке региональных госпрограмм развития здравоохранения. Целью является создание современных, открытых, доступных условий для сохранения здоровья населения.
Автором были проанализированы ведущие клиники Республики Татарстан - РКБ, МКДЦ и МСЧ КФУ. Было установлено, что все перечисленные выше ЛПУ открыто размещают информацию о своей деятельности в сети Интернет. Также нет претензий по обеспечению в этих медицинских организациях комфортных условий оказания услуг: лечебно-охранительного режима, доступности записи на прием к врачу по телефону медицинской организации, через колл-центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте медицинской организации, на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), при обращении в медицинскую организацию). Все учреждения обеспечены доступными санитарно-гигиенических помещениями и питьевой водой. Территории обеспечены доступной средой для инвалидов, сайт содержит адаптированную версию для слабовидящих. Тем не менее, по данным независимых сайтов, удовлетворенность пациентов оказанными медуслугами не всегда соответствует объективной мощности и кадровому составу учреждений. Возможно, это связано с завышенными ожиданиями пациентов.
Пересечение доступности и качества будет определяться реальной возможностью не только своевременного обращения в хорошо оснащенное учреждение, но и возможностью оказания помощи врачами, квалификация которых позволяет оказывать медицинскую помощь надлежащего качества.
Таким образом, в работе был проведен анализ систем здравоохранения Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики:
- изучено понятие качества оказания медицинских услуг и критерии его оценки;
- охарактеризованы уровни, виды и функции, участников контроля качества оказания медицинских услуг;
- изучено нормативно-правовое сопровождение контроля качества оказания медицинских услуг в Российской Федерации;
- проанализировано качество оказания медицинских услуг в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике за 2015-2018 гг.;
- проведена оценка реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике;
- проведена оценка качества оказания медицинских услуг многопрофильными специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Татарстан;
- проанализированы лучшие практики оказания качественных медицинских услуг в современных клиниках Российской Федерации;
- определены направления совершенствования системы контроля качества оказания медицинских услуг в современной России;
- разработаны рекомендации по совершенствованию качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.
Таким образом, в работе была проанализирована организация системы контроля качества оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике), выявлены проблемы и разработаны рекомендации по их совершенствованию.
Качество медицинской помощи - «совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата» [5]
Для оценки качества оказания медпомощи используются соответствующие критерии. Оценивается своевременность оказания помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Кроме того, согласно статье 79.1 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», существует независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Она является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями не подменяет собой контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизу и контроль качества медицинской помощи.
Риск-ориентированный подход к контролю и надзору в сфере здравоохранения является весьма актуальной темой. Этот подход положен в основу реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации и опирается на лучшую международную практику.
Внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда охраняемым законом ценностям позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях.
На уровне ведомственного контроля необходимо продолжить работу по внедрению основанных на данных доказательной медицины клинических протоколов ведения пациентов и порядков оказания медицинской помощи по всем направлениям медицинской деятельности. Это позволит сформировать максимально прозрачные критерии оценки качества медицинской помощи, сделать лечебно-диагностический процесс более контролируемым.
Необходимо помнить о том, что здравоохранение в стране осуществляется в условиях рынка и конкуренции. Создание центров высоких медицинских технологий выводит здравоохранение на новый уровень. Все более заметной становится доля негосударственных медицинских учреждений в формировании рынка медицинских услуг не только платных и в системе ДМС, но и по Программе госгарантий.
Работа с медицинским персоналом в части повышения профессионализма предполагает внедрение системы непрерывного медицинского образования. С одной стороны, запущенная в 2016 году реформой медицинского образования аккредитация специалистов увеличивает личную ответственность врача. С другой стороны, возникает необходимость в страховании профессиональных рисков в медицине.
В связи с этим важна роль профессиональных медицинских сообществ. В ассоциациях врачей и медицинских сестер следует организовать функционируют комитеты по качеству. Такие же комитеты рекомендовано организовывать и в крупных больницах. Они должны выполнять роль арбитров в спорных ситуациях.
Кроме того, необходим обеспечить внедрение результатов оценки качества предоставления медицинских услуг. На современном этапе эти результаты используются для формального контроля качества. Юдной из причин этого является то, что инструментарий оценки не совершенен и не позволяет сделать релевантные задачам оценки выводы.
В современном законодательстве правовой оценки требуют вопросы ответственности за некачественное оказание медицинских услуг. Сегодня общество испытывает потребность в прозрачной информации о доступности и уровне качества оказываемой конкретными медицинскими организациями помощи. Одновременно как медучреждений, так и для населения важна обратная связь. Данные отношения тоже требуют правового регулирования.
В работе было проведено ранжирование регионов по разработанной автором методике, включавшей как показатели работы системы здравоохранения, так и результаты контент-анализа и независимой оценки условий оказания медицинской помощи. По данным ранжирования, первое место заняла Республика Татарстан.
Проанализировав системы управления качеством медицинских услуг, а также произведя оценку реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики, можно сделать вывод, что передовым регионом в этой области является Республика Татарстан, которая заняла первое ранговое место по всем основным изучаемым показателям.
Во всех изученных регионах системы здравоохранения имеют свои «болевые точки» и «зоны роста» и нуждаются в корректировке региональных госпрограмм развития здравоохранения. Целью является создание современных, открытых, доступных условий для сохранения здоровья населения.
Автором были проанализированы ведущие клиники Республики Татарстан - РКБ, МКДЦ и МСЧ КФУ. Было установлено, что все перечисленные выше ЛПУ открыто размещают информацию о своей деятельности в сети Интернет. Также нет претензий по обеспечению в этих медицинских организациях комфортных условий оказания услуг: лечебно-охранительного режима, доступности записи на прием к врачу по телефону медицинской организации, через колл-центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте медицинской организации, на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), при обращении в медицинскую организацию). Все учреждения обеспечены доступными санитарно-гигиенических помещениями и питьевой водой. Территории обеспечены доступной средой для инвалидов, сайт содержит адаптированную версию для слабовидящих. Тем не менее, по данным независимых сайтов, удовлетворенность пациентов оказанными медуслугами не всегда соответствует объективной мощности и кадровому составу учреждений. Возможно, это связано с завышенными ожиданиями пациентов.
Пересечение доступности и качества будет определяться реальной возможностью не только своевременного обращения в хорошо оснащенное учреждение, но и возможностью оказания помощи врачами, квалификация которых позволяет оказывать медицинскую помощь надлежащего качества.
Таким образом, в работе был проведен анализ систем здравоохранения Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики:
- изучено понятие качества оказания медицинских услуг и критерии его оценки;
- охарактеризованы уровни, виды и функции, участников контроля качества оказания медицинских услуг;
- изучено нормативно-правовое сопровождение контроля качества оказания медицинских услуг в Российской Федерации;
- проанализировано качество оказания медицинских услуг в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике за 2015-2018 гг.;
- проведена оценка реализации программ и мероприятий в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике;
- проведена оценка качества оказания медицинских услуг многопрофильными специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Татарстан;
- проанализированы лучшие практики оказания качественных медицинских услуг в современных клиниках Российской Федерации;
- определены направления совершенствования системы контроля качества оказания медицинских услуг в современной России;
- разработаны рекомендации по совершенствованию качества оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан.
Таким образом, в работе была проанализирована организация системы контроля качества оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике), выявлены проблемы и разработаны рекомендации по их совершенствованию.
Подобные работы
- Оценка качества оказания услуг населения в сфере здравоохранения (РАНХ и ГС)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Система здравоохранения в регионах Российской Федерации: анализ и пути решения проблем управления
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Механизмы
государственной политики в сфере здравоохранения
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПЛАТНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛАДА-ДЕНТ»)
Бакалаврская работа, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2016 - Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



