Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурные установки женщин-мусульманок в студенческой среде ( на примере г. Казань)

Работа №35905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ: ПРЕДЕЛЫ И ФОРМАТЫ КОНСЕНСУСА (НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКУЮЩИХ СТУДЕНТОВ- МУСУЛЬМАН) 6
§1.1. Выбор религиозного или светского образования (по материалам Интернет-исследования) 6
§ 1.2. Социокультурные установки женщин-мусульманок в студенческой среде 15
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ АКТИВИЗМ ЖЕНЩИН-МУСУЛЬМАНОК В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В Г. КАЗАНЬ)....21
§2.1. Формы социального активизма в студенческой среде и их корреляция с исламом 21
§2.2. Хиджаб или образование: «проблема хиджаба» в студенческой среде 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа посвящена выявлению и анализу социокультурных установок женщин - мусульманок в студенческой среде на примере города Казань. Студенческая среда, по нашему мнению, является ярким примером сочетания полиэтничности и связанного с этим многообразия культур и вероисповеданий, которые сосуществует в отдельно взятом сообществе. Также студенческое сообщество - это наиболее гибкая и подвижная среда, в которой находят отклик многие процессы современного мира. Таким образом, изучая студенческую среду, представляется возможным выявить некоторые идеи, которые актуальны на сегодняшний день в той или иной сфере общественной жизни.
Актуальность выбранной темы обусловлена ростом числа практикующих мусульманок среди студентов казанских вузов и как следствие необходимостью изучения адаптивных моделей религиозности в светском образовательном пространстве.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование сочетает в себе подход к определенной проблеме интеграции мусульманок в студенческое сообщество светских образовательных учреждений высшего образования с позиции структурного исследования и применения материалов практического исследования.
Целью работы является изучение степени вовлеченности женщин- мусульманок в студенческое сообщество государственных учебных заведений высшего образования, влияние традиций и норм исповедуемой ими религии на коммуникации внутри рассматриваемого сообщества, а также возможные модификации социокультурных установок под влиянием открытой социокультурной среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• определить характер взаимодействия светского и религиозного в студенческой среде, формы их сосуществования;
• выявить корреляции демографических, этнических и индивидуальных факторов с особенностями социо-культурных установок у представителей целевой группы;
• рассмотреть формы и виды социального активизма женщин-мусульманок в студенческой среде.
Объектом исследования является группа женщин - студенток ВУЗов, являющихся практикующими мусульманками. Предметом выступают социокультурные установки практикующих студенток-мусульманок.
Историография работы затрагивает труды исследователей, которые были использованы для изучения базовой информации об исламе, о положении женщины в исламе, а также гендерных исследований. Среди таких трудов можно отметить следующие: «Гендерное пространство в структуре общественного сознания» М. Г. Котовской и Н. В. Шалыгиной и статьи Н. Л. Пушкаревой и М. Г. Котовской из сборника статей «Гендер и религия» Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо - Маклая Российской академии наук, статья К. А. Гурьевой «Христианский феминизм: истоки и современность и книга Мухаммада Легенгаузена «Современные вопросы исламской мысли». Также данная проблема затрагивается в контенте многих Интернет - источников.
Новизна работы заключается в том, что в данной работе впервые обращается внимание на предмет исследования, который до этого был вне поля зрения исследователей.
В ходе исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, метод сравнения и сопоставления полученных материалов, а также контентанализ и метод глубинных интервью.
Хронологические рамки исследования охватывают тех женщин- мусульманок, которые на данный момент являются студентами, а также выпускников 2017 года.
Территориальные рамки исследования ограничены городом Казань.
Ареал исследовательского поля охватывает образовательные учреждения высшего образования города Казань (Республика Татарстан); целевую группу составляют женщины-мусульманки в возрасте 18-23 лет.
Источниковая база исследования содержит 20 глубинных интервью респондентов целевой группы, а также 3 экспертных глубинных интервью.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых поделена на два параграфа, заключения, списка используемой литературы и источников. Первая глава относится к теоретическому осмыслению затрагиваемого вопроса и звучит как «Светское и религиозное: пределы и форматы консенсуса (на примере практикующих студентов - мусульман)». В этой главе внимание уделяется преимущественно опыту других регионов в вопросах интеграции практикующих женщин - мусульманок в студенческое сообщество. Также в первой главе раскрывается «проблема хиджаба» в ВУЗах. Два параграфа данной главы поэтапно раскрывают основные аспекты вопроса, которые были получены посредством Интернет - исследования. Вторая глава носит практический характер и называется «Социальный активизм женщин-мусульманок в студенческой среде (по материалам исследования в г. Казань)». В этой главе выявляется степень корреляции полученных в ходе Интернет - исследования материалов применительно к определенной территории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Изучив различного характера Интернет - источники, мы пришли к выводу, выбор между религиозным и светским образованием, а также выбор между замужеством и получением высшего образования всецело опирается на собственные предпочтения практикующих мусульманок, поскольку в исламе нет запрета на получение светского образования или получения образования вовсе. Ислам трактует для своих приверженцев умеренность во всем, а также одним из хадисов направляет их на стремление к получению новых знаний на протяжении всей жизни.
2. Рассмотрев социокультурные установки студентов ВУЗов, которые связаны с набором определенных комплексных компетенций, формирующих образ выпускника ВУЗа как разносторонне развитую личность, а также выделив посредством изучения различных Интернетисточников наиболее важные и актуальные, на наш взгляд, социокультурные установки практикующих студенток-мусульманок, которые не имеют какой-либо региональной или этнической специфики, мы можем сделать вывод, что установки студентов в общем и студентов - мусульман не отличаются в значительной степени, поскольку для обеих сравниваемых групп первостепенно стоит задача успешной интеграции в новое для них сообщество, а также в последующем успешно изменять это сообщество и под влиянием изменений меняться самому. Однако стоит отметить, что практикующие мусульманки могут столкнуться с некоторыми трудностями в процессе интеграции: влияние значительного количества мифов и стереотипов, связанных с мусульманками и их положением в обществе, отсутствие во многих буфетах и столовых халяльной еды, а также места для совершения намаза.
3. Можно говорить о том, что на активность женщин-мусульманок в студенческой среде влияют только их личные предпочтения, которые распространяются на участие или неучастие, а также на предпочтительный вид деятельности. Проанализировав полученные в ходе исследования данные, касающиеся общественной деятельности представителей целевой группы, мы пришли к выводу, что в современной студенческой среде религиозные нормы, в большинстве случаев, не влияют на выбор той или иной общественной деятельности, которые реализуются в ВУЗах Казани. Процесс интеграции в студенческое сообщество также ни у кого из респондентов не вызвал затруднений. Один из респондентов также использовал участие в общественной деятельности как способ адаптации в новом для него сообществе. В целом для респондентов не имеет большого значения наличие практикующих мусульманок в их академической группе или на учебном потоке, поскольку все опрошенные отношения с одногруппниками, в том числе немусульманами, охарактеризовали как «нормальные, товарищеские или дружеские». Респондентами были высказаны следующие трудности, с которыми может столкнуться практикующая женщина - мусульманка в студенческой среде: отсутствие молельных комнат в учебных зданиях ВУЗов и халяльной пищи в столовых и буфетах.
4. «Проблема хиджаба» достаточно распространена на территории России. Об этом можно судить по числу конфликтов, описанных на различных Интернет-порталах, а также по данным американского исследовательского центра PewResearchCenter в каждой стране действует как минимум один законодательный акт, запрещающий или ограничивающий ношение религиозной женской одежды. В России в различных регионах решают такие конфликты исходя из внутренней ситуации в регионе. К примеру, в Ставропольском крае запрещено носить хиджаб в государственных школах, а в Республике Чечня ношение хиджаба обязательно для всех общественных зданий. В студенческой среде также случаются такие конфликты, некоторые из них принимают широкую общественную огласку.
5. Практически все опрошенные респонденты слышали о конфликтах, связанных с запретом хиджабов. Некоторые из них боялись, что из-за этого не смогут поступить в вуз или что запрет на хиджаб распространится на всю общественную жизнь. Также большинство респондентов лично не сталкивались с такими конфликтами. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что рассматриваемая проблема не распространена на территории Казани.
Таким образом, в настоящем исследовании на примере города Казань мы сделали попытку охарактеризовать положение современных практикующих мусульман в светской студенческой среде.



1. Система исламского образования [Электронный ресурс] //
IslamEducation.ru [сайт]. URL:
http://islameducation.ru/islamic_pedagogics/structur (дата обращения
25.02.2018) .
2. Отличительные особенности российской системы образования [Электронный ресурс] // Edunews.ru [сайт]. URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-rossii.html(дата обращения 25.02.2018).
3. В какой ВУЗ поступить мусульманке? [Электронный ресурс] // Общероссийское информационное агентство мусульман [сайт]. URL: http://www.info-
islam.ru/publ/stati/aktualno/v_kakoj_vuz_postupat_musulmanke/49-1 -0-9625 (дата обращения 01.03.2018).
4. Работа и мусульманка. Какие профессии выбирают мусульманки [Электронный ресурс] // MuslimFashion [сайт]. URL: https://muslimfashion.ru/news/postulates/working_muslim_women,_professio ш(дата обращения 01.03.2018).
5. Что нужно учесть женщине при выборе работы? [Электронный ресурс]//
IslamToday.All about muslim world [сайт]. URL: https://islam-
today.ru/zhenshhina_v_islame/cto-nuzno-ucest-zensine-pri-vybore-raboty/ (дата обращения 03.03.2018).
6. «Можно бестактный вопрос?»: как устроиться на работу, если вы девушка в хиджабе [Электронный ресурс]// АфишаDaily [сайт]. URL: https://daily.afisha.ru/relationship/3470-mozhno-bestaktnyy-vopros-kak- ustroitsya-na-rabotu-esli-vy-devushka-v-hidzhabe/ (дата обращения
05.03.2018) .
7. Между замужеством и образованием. Выбор мусульманки [Электронный ресурс] // Информационное агентство Info-islam [сайт]. URL: http://islam- info.ru/obchestvo/page,2,11 -mezhdu-zamuzhestvom-i-obrazovaniem- vybor.html (дата обращения 07.03.2018).
8. Просвещение мусульманки - просвещение уммы [Электронный ресурс] //
Исламский информационный портал islam.ru [сайт]. URL:
http://www.islam.ru/content/obshestvo/41807 (дата обращения 07.03.2018).
9. Фишман Б.Е., Пицюк И.Л. Социо-культурная среда ВУЗа: сущность,
смыслы, возможности. // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». Хабаровск: Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет», 2015. С. 98. URL: http: //pnu.edu.ru/media/ej ournal/articles-2015/T GU_6_14. pdf (дата
обращения 10.03.2018).
10. Религиозный конфликт в университете им. Пирогова разрешился
[Электронный ресурс]// Российская газета [сайт]. URL:
https://rg.ru/2014/11/02/hidzhab-v-universitete-site.html (дата обращения
27.04.2018) .
11. Почему в вузах ополчились на хиджаб? [Электронный ресурс] // Темы дня. Новости, о которых говорят сегодня все [сайт]. URL: https://temidnya.ru/blog/43050281558/Pochemu-v-vuzah-opolchilis-na- hidzhab (дата обращения 28.04.2018).
12. Статья 28 // Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru (дата обращения 01.05.2018).
13. Хиджаб или образование [Электронный ресурс] // Общероссийское информационное агентство мусульман [сайт]. URL: http://www.info- islam.ru/publ/stati/aktualno/khidzhab_ili_obrazovanie/49-1 -0-40445 (дата обращения 2.05.2018).
14. Pew Research Center. NUMBERS, FACTS AND TRENDS SHAPING YOUR WORLD [сайт]. URL: http://www.pewforum.org (дата обращения
2.05.2018) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ