Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мода как способ репрезентации ценностей мусульманской семьи

Работа №41099

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
449
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Мусульманская культура как ценностно-нормативное основание
жизни мусульманской семьи 13
Раздел 2. Социальная роль фактора моды в образе жизни современной
мусульманской семьи 30
Раздел 3. Повседневные практики мусульман, проживающих в Республике Татарстан, сквозь призму факторов моды и религии (опыт эмпирического
социологического исследования) 55
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 97


Развитие мусульманской семьи в социальном плане представляет собой сложный и противоречивый процесс. Жизнедеятельность семьи обуславливается рядом факторов, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения и взаимодействия членов семьи. Различные изменения, происходящие в современном мире, такие как процессы модернизации, пространственной мобильности индивидов, взаимопроникновение различных традиций и ценностей оказывают существенное влияние на развитие и функционирование института семьи в целом и мусульманской семьи в частности, способствуя при этом ее трансформации. Большое значение в данном процессе отводится социальнокультурному фактору. Культура семьи накладывает свой след на все сферы ее деятельности, это может быть семейный быт, характер, содержание досуга, взаимоотношения членов семьи.
Глобализация и интеграция культурных ценностей различных народов не исключают того, что традиционные ценности продолжают оказывать достаточно существенное влияние как на духовную ситуацию в обществе, так и на повседневные культурные практики. Ввиду складывающихся тенденций немаловажная роль отводится такому сложному, неоднозначному и многофункциональному феномену как мода. Мода и культура начинают взаимовлиять друг на друга, и этот взаимообмен, можно сказать, является достаточно своеобразным и специфичным. Мода связана с визуализацией внешнего проявления культуры, что находит отражение во внешнем виде, поведении, мировоззрении, интересах, ценностях, привычках и т.п. При этом она вбирает в себя специфические элементы этнических и конфессиональных культур. Мода и культура начинают взаимопроникать и взаимодополнять друг друга. Сегодня можно говорить и о появлении такого взаимодействия, как мода и религия.
Актуальность. Выбор данной темы обусловлен тем, что в настоящее время отмечается стремление современных мусульманских семей соблюдать требования исламской традиции и при этом вести активный образ жизни, следуя современным тенденциям. Элементы религиозного одеяния, атрибуты религий активно вливаются в современную индустрию моды, переходя в повседневный обиход, принимая модное значение. Безусловно, религиозные требования и установки не позволяют выйти далеко за рамки дозволенного, предписанного нормами Шариата, однако определенные вариации в сторону моды можно обнаружить. Сегодня с большим размахом и популярностью проходят свадебные мусульманские фестивали, показы исламской моды, открывается большое количество магазинов с большим выбором мусульманской одежды, набирают популярность различные телесные модификации, создается уникальная продукция, рассчитанная на мусульманского потребителя. Все это, в свою очередь, свидетельствует о взаимопроникновении религии и моды, которое приводит к функционированию понятия «религиозная мода», которую можно охарактеризовать с позиций как внутренних убеждений, так и внешней атрибутики.
Какова роль моды в репрезентации ценностей мусульманской семьи, и каковы ее основные проявления - главный исследовательский вопрос данной дипломной работы.
Интерес к сравнительным исследованиям мусульманских семей и мусульманской культуры не только не ослабевает, а усиливается, охватывая широкий круг ранее не изучаемых вопросов названной сферы. Так, в работе Г. Ф. Зиннятуллиной «Специфика повседневной мусульманской культуры: подходы к анализу» рассматривается значимость изучения мусульманской культуры сквозь призму повседневности. В данной работе автором проанализированы характерные особенности культуры повседневности, ее национальная, социальная и историческая специфика.
В качестве примера можно также привести проведенный доктором философских наук С. А. Ляушевой и кандидатом социологических наук Т. С. Поздняковой анализ специфики взаимовлияния этноконфессиональных традиций и моды. Авторы подчеркивают важную роль этнических традиций в создании консолидированного общества и отмечают, что на восприятие моды оказывают влияние как мировые модные тенденции, так и ценности и нормы этнических культур и религий. По мнению авторов, чем сильнее влияние традиционной культуры и религиозных установок, тем ниже уровень восприятия современных требований моды. При отсутствии устойчивых этнорелигиозных традиций уровень восприятия моды значительно возрастает .
Мода как социокультурный феномен описывается и подвергается анализу и детальному изучению в различных трудах социологов, статьях и иных публикациях.
Так, например, научный сотрудник Helsinki Collegium for Advanced Studies (Хельсинки, Финляндия) Гурова О. Ю. в своей работе «Социология моды: обзор классических теорий» рассматривает особенности классических концепций моды, в каждой из которых уделяется внимание представлениям сущности моды, ее социальных функциях, источниках ее возникновения, закономерностях распространения, а также на то, какие социальные группы задают моду. Рассмотрев подробно классические концепции, она приходит к заключению, что понимание сущности моды изменяется. Так, с позиций Торстейна Веблена мода понимается как нормативная потребительская модель, которую индивид принимает и адаптирует . С точки зрения Георга Зиммеля , как и Герберта Блумера , следование моде понимается как выработанное группой и усвоенное индивидами субъективно осмысленное воспроизведение модных образцов. С позиций Ролана Барта мода рассматривается как структура, которая вырабатывается отдельной группой и навязывается через модные журналы . Жан Бодрийяр рассматривает моду как структуру, которая существует вне индивидов и в произвольном порядке вбирает в себя вещи; мода - это универсальная форма, в которой взаимообмениваются различные знаки . Пьер Бурдьё понимает под модой модель потребления в соответствии с индивидуальными предпочтениями в условиях некоторой структурной заданности выборов . Гурова О. Ю. приходит к выводу, что каждая из современных концепций имеет некоторую преемственность с рассмотренными в работе классическими теориями моды, которые до сих пор не теряют актуальность.
На эмпирическом уровне проблема современного функционирования религиозной моды получила отражение в различного рода исследованиях.
В 2010 году Т. С. Поздняковой был проведен социологический опрос молодежи г. Майкопа по проблеме влияния этнокультур и религий на модные тенденции. Проведенное социологическое исследование продемонстрировало в целом тот факт, что молодежь Республики Адыгея, говоря о моде, рассуждает, прежде всего, об одежде, музыкальных и досуговых пристрастиях, при этом не вполне расположена к оценкам таких позиций, как «религиозная мода», «модная религия» и т.п. .
В апреле 2014 года было проведено эмпирическое исследование молодежи в г. Чайковский под руководством кандидата психологических наук Е. В. Щербаковой, посвященное отношению к религии, ее проявлениям в современном обществе. По результатам исследования было выявлено, что в представлениях молодых доминирует мнение, что современное общество не является религиозным, но при этом в различных сферах его жизни отражены тенденции усиления роли религии и распространения религиозной тематики как «моды на религию» и непосредственного «возрождения духовности» .
Таким образом, исследование роли мусульманской культуры, взаимосвязи моды и религии очень актуально в современном обществе. Религиозная мода активно обсуждается в СМИ, своим мнением делятся политики, главные священнослужители мечетей, а также свои убеждения высказывают аналитики, социологи, психологи и многие и другие. Все это подчеркивает существование и значимость фактора моды в современном обществе в целом и в мусульманской семье в частности.
Объект исследования: мусульманская семья как социальный институт и малая группа.
Предмет исследования: повседневные практики в репрезентации ценностей мусульманской семьи сквозь призму факторов моды и религии.
Цель исследования: определить роль моды в репрезентации ценностей мусульманской семьи.
Задачи исследования:
1. Определить особенности мусульманской культуры как ценностнонормативного основания жизнедеятельности мусульманской семьи.
2. Выявить основные проявления религиозной моды в жизнедеятельности мусульман.
3. Показать значение фактора моды в образе жизни современной мусульманской семьи.
4. Рассмотреть повседневные практики мусульман РТ сквозь призму факторов моды и религии для определения их отношения к мусульманской моде по результатам эмпирического социологического исследования.
Гипотезой исследования является предположение о том, что мода в репрезентации ценностей мусульманской семьи играет неоднозначную роль, поскольку с одной стороны, мода актуализирует ценности мусульманской семьи, а с другой - может подменять их значение.
Теоретико-методологической основой данного исследования явились работы А. Г. Харчева , Л. В. Карцевой «Российская семья на рубеже двух веков: Монография»14, известного мусульманского учёного Вахбы аз- Зухейли «Мусульманская семья в современном мире»15, азербайджанского религиоведа, исламоведа и философа, автора перевода Корана на русский язык Э. Р. Кулиева «Исламоведение»16, О. Ю. Гуровой «Социология моды: обзор классических концепций» , российского социолога А. Б. Гофмана «Мода и люди: новая теория моды и модного поведения» , доктора философских наук С. А. Ляушевой и кандидата социологических наук Т. С.
При проведении исследования использовались теоретические концепции трансформации института семьи и брака, согласно которым изменения в семье рассматриваются в совокупности с процессами динамики общества. В качестве таковой выступает концепция Э. Берджесса и Х. Локка, в которой авторы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Изменения семьи Э. Берджесс и Х. Локк рассматривали не просто как утрату ею своих функций, не как ее дезорганизацию, а как реорганизацию, изменение всего облика семьи, ее структуры и функционирования .
Также в исследовании применялся интеракционистский подход Г. Зиммеля, согласно которому мода выступает как форма социации, означающая что индивиды, взаимодействуя, объединяются в общество. В соответствии со свойствами моды как формы Г. Зиммель выделяет две ее основные функции:
- соединение различных типов поведения, указывая на их общность. Так мусульмане, следуя одновременно нормам Шариата и мусульманской моде в одежде, в использовании определенных продуктов питания и услуг, в образе жизни, объединяются в единую общность;
- индивидуализация, то есть мода как форма дает возможность реализоваться субъективным предпочтениям. Мусульмане, следуя модным мусульманским тенденциям, могут отличаться как от представителей ислама, так и других конфессий.
Таким образом, мода по Г. Зиммелю «представляет собой подражание данному образцу и этим удовлетворяет потребность в социальной опоре... она в такой же степени удовлетворяет потребность в различении, тенденцию в дифференциации, к изменению, к выделению из общей массы» .
Данная работа также опирается на методологический подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, который тесно связан с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Данный подход встречается в работе российского социолога А. Б. Гофмана «Мода и люди: новая теория моды и модного поведения», в которой он описал сущность моды, ее структуру и функции . Мода, по его мнению, выступает определенной формой регуляции, управления (самоуправления) поведением: индивидуальным, групповым, массовым. Она влияет на разные стороны человеческого поведения: на культурные образцы, на правила поведения, в том числе и в сфере одежды, но это только одна из сфер.
Эмпирической базой исследования послужили материалы Международной научно-практической конференции 1997г. под редакцией З. Х. Саралиевой , международного научно-практического семинара «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы» под редакцией Б. М. Ягудина , теоретико - эмпирический анализ современной семьи в исламе Г. И. Галиевой и Л. В. Карцевой , а также результаты авторского эмпирического исследования религиозности мусульманских семей РТ и результаты эмпирического исследования, посвященного конструированию теоретической типологии мусульманских семей и выявлению типов мусульманских семей в РТ.
При рассмотрении функционирования мусульман и мусульманской семьи в частности использовались такие общенаучные методы как логикоисторический анализ, метод сравнительного анализа, а также специальные социологические методы исследования - онлайн - опрос, глубинное интервью, участвующее наблюдение.
Структура дипломной работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении описываются актуальность темы исследования, степень научной разработанности проблемы (обзор литературы), определяются объект, предмет, цели и задачи, а также методологическая основа и эмпирическая база социологического исследования.
Первый раздел «Мусульманская культура как ценностно-нормативное основание жизни мусульманской семьи» посвящен особенностям культуры ислама в ее традиционном понимании, а также ее проявления в жизнедеятельности мусульманской семьи.
Во втором разделе «Социальная роль фактора моды в жизнедеятельности мусульманской семьи» рассматриваются сущность моды, основные ее функции и формы проявления в жизнедеятельности современной мусульманской семьи.
В третьем разделе «Повседневные практики мусульман, проживающих в Республике Татарстан, сквозь призму факторов моды и религии» по результатам эмпирического социологического исследования рассматривается отношение мусульман к современной мусульманской моде, проявляющейся в различных сферах их жизнедеятельности.
В заключении по результатам всего проведенного исследования представлены основные выводы дипломной работы.
В приложении представлены визуальный ряд, отображающий проявления современной мусульманской моды (см. Приложение 1), программа количественного социологического исследования (см. Приложение 2), бланк опроса (анкета) (см. Приложение 3), диаграммы по результатам опроса (см. Приложение 4), программа качественного социологического исследования (см. Приложение 5), гайд глубинного интервью (см. Приложение 6), закодированный список информантов (см. Приложение 7), транскрибированное интервью (см. Приложение 8), сравнительный анализ повседневных практик трех исследуемых
мусульманских семей РТ (см. Приложение 9), дневник участвующего наблюдения (см. Приложение 10).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог все исследовательской работе, можно сделать вывод о том, что в настоящее время заметно взаимовлияние факторов моды и религии. Можно говорить о том, что в современном мире модные тенденции адаптируются под мусульманского потребителя, предлагают что-то новое и необычное, и при этом, не расходятся с нормами Шариата. Но и в то же время мода оказывает влияние на ценности ислама. Эти явления, так или иначе, сказываются на сознании индивида, его мировоззрении, взглядах и убеждениях, что в свою очередь находит отражение в функционировании мусульманской семьи, где с одной стороны, происходит процесс активизации ислама, а с другой - влияние модного фактора.
В ходе работы были решены все поставленные задачи. Так, анализируя мусульманскую культуру, были выделены присущие ей определенные характеристики. Было отмечено, что особенность мусульманской культуры проявляется как в сочетании в единой системе основных религиозных ценностей, так и в четкой регламентации культового и бытового поведения со свободомыслием. Имея материальную и духовную составляющие, мусульманская культура выступает, таким образом, ценностно-нормативным основанием жизни мусульманской семьи, которое, в свою очередь, проявляется на всех этапах функционирования и во всех сферах жизнедеятельности мусульман: заключение брака, выполнение своих прав и обязанностей, воспитание детей.
Для того чтобы понять, какую роль играет фактор моды в репрезентации ценностей мусульманской семьи, были выявлены основные проявления религиозной моды в жизни мусульман и выделены основные функции моды. Так, к внешним проявлениям религиозной моды относятся одежда, обувь и аксессуары (хиджаб, абайи, пакистанки, камисы и др.), телесные модификации (отращивание бороды/щетины, мехенди), пищевая и продовольственная продукция, услуги («Халяль»). К внутренним, духовным составляющим, можно отнести образ и стиль жизни, мировоззрение.
Социальная роль фактора моды в мусульманской семье раскрывается, через выполняемые модой функции: создание и поддержание единообразия и разнообразия в культурных образцах, выступающая в мусульманской семье функцией демаркации-нивелирования при помощи модных стандартов; инновационная функция, которая может способствовать как обновлению, так и сохранению и подержанию традиций и ценностей мусульманской семьи; коммуникативная функция, проявляющаяся в современной мусульманской семье посредством передачи от одних членов семьи к другим или же другим социальным группам определенных модных стандартов, культурных образцов; функция социальной дифференциации и нивелирования, выступающая в роли регулятора отношений; функция социализации, проявляющаяся в качестве средства приобщения индивидов к культурному и социальному опыту; престижная функция, выступающая фактором повышения или же понижения престижа определенных ценностей ислама, культурных образцов в мусульманской семье; функция психофизиологической разрядки, где мода - это определенный способ эмоциональной, психологической и физиологической разрядки.
По результатам массового опроса было выявлено, что, мусульмане РТ считают обязательным проведение мусульманского обряда бракосочетания, что говорит, в первую очередь, о преимущественном влиянии на установки мусульман религиозного фактора. При этом молодежь и жители городов отдают предпочтение проведению Никаха в мечети, а мусульмане более зрелого возраста и жители сельской местности, поселков и деревень считают, что следует Никах проводить дома. Из этого следует, что молодежь и жители городов в большей степени испытывают на себе влияние современных, модных тенденций. В то время как для мусульман старшего возраста и негородских жителей большое значение имеют, в первую очередь, традиции. Важно отметить, что выбор места проведения, дома или в мечети, мусульмане обуславливают соответствием традициям ислама. При организации Никаха и его банкетной части большинство мусульман воспользовались бы дополнительными платными услугами, что говорит о высокой степени распространенности данной современной практики в жизни мусульман.
Результаты опроса также показали, что в повседневной жизни мусульмане в большинстве своем отдают предпочтение комфортной, удобной и практичной одежде. К таким новинкам мусульманской одежды, как буркини, спортивный хиджаб, мусульмане в большинстве своем относятся положительно, что свидетельствует о значительном влиянии на взгляды и установки мусульман как фактора моды с одной стороны (появление новых трендов, образцов одежды), так и фактора религии, с другой (стремление вести активный образ жизни в соответствии с нормами Шариата). Около половины опрошенных мусульман покупают одежду в специализированных мусульманских магазинах, что говорит о стремлении мусульман следовать и традициям ислама, и современным тенденциям, предлагающим широкий ассортимент разнообразной мусульманской одежды.
Относительно телесных модификаций (отращивание бороды/щетины, мехенди) было определено, что данные практики имеют место быть и наиболее распространены среди мужчин, нежели среди женщин. При этом мнения о предполагаемых мотивах модификаций существенно разнятся. Для мужчин, отращивающих бороду, данная практика является показателем богобоязненности, то есть подчеркивается значимость религиозного фактора, для мужчин, отращивающих щетину - показателем зрелости, мужественности и брутальности. Мужчины же, не отращивающие бороду/щетину и большинство женщин считают, что данная телесная модификация означает проявления моды. Относительно того, с какой целью делается роспись по телу хной среди мужчин и женщин преобладает мнение, что мехенди делается для красоты и привлекательности, то есть данная телесная модификация в большей степени связывается с веяниями моды, умаляя значение традиций ислама.
В ходе опроса также было выявлено, что больше половины опрошенных мусульман очень часто употребляют продукцию/услуги «Халяль» (чаще всего продукты питания) и отдают предпочтение данной продукции по религиозным убеждениям, подчеркивая значимость фактора религии в данном аспекте повседневных практик.
В результате проведенного опроса основная гипотеза, заключающаяся в том, что мусульмане, проживающие в РТ, в своих повседневных практиках подвержены значительному влиянию современных модных тенденций, частично опровергалась, поскольку большинство опрошенных мусульман подчеркивают влияние религиозного фактора.
По результатам серий интервью с мусульманскими семьями было выявлено, что модный и религиозный факторы в разной степени оказывают влияние на жизнедеятельность каждой семьи. В результате описательного и сравнительного анализов было выявлено как общее, характерное для всех трех семей, так и различное. Общим для них стали некоторые определенные практики. Так, в каждой проинтервьюированной семье между супругами был совершен Никах, имеются дети, для членов семьи характерна высокая степень религиозности. Женщины-мусульманки являются домохозяйками, но при этом имеют различные хобби, связанные с религией. Мужчины - мусульмане носят бороду, ссылаясь на религиозные убеждения, а их жены - мусульманки считают, что данная телесная модификация является еще и показателем мужественности. Для членов мусульманской семьи важно, чтобы употребляемая ими продукция была «Халяль», посещают различные заведения общественного питания «Халяль», употребляют продукты питания халяль, используют «Халяль IT». Но наряду с общим между мусульманскими семьями также имеются и определенные различия, обусловленные различной степенью влияния на жизнедеятельность семьи современных тенденций, а также модных, степень которых, в свою очередь, зависит от возраста членов мусульманской семьи, стажа совместной жизни и территориального расположения.
По результатам участвующего наблюдения в ходе совершения Никаха и проведения мусульманской свадьбы было замечено значительное влияние фактора моды. Так, наблюдаемая молодая пара организовали проведение Никаха в мечети, воспользовались услугой выездной регистрации брака и празднованием мусульманской свадьбы в шатре около мечети с применением большого перечня дополнительных платных услуг.
Таким образом, в настоящее время мусульманская мода оказывает заметное влияние на образ и стиль жизни мусульманской семьи. Так, различные модные тенденции проникают во все сферы жизнедеятельности ее членов, начиная от внешних проявлений модного фактора, до духовных составляющих, актуализируя роль моды в репрезентации ценностей мусульманской семьи. Следовательно, основное предположение, заключающееся в двоякой роли моды в репрезентации ценностей мусульманской семьи, полностью подтвердилось, поскольку в одних практиках мусульман мода «оживляет» ценности мусульманской семьи, а в других модифицирует их.



1. Аз-Зухейли, Вахба ибн Мустафа. Мусульманская семья в современном мире / Пер. с араб., перераб. Е. Сорокоумовой. — М.: Аль Китаб, 2013. - 496 с.
2. Балтанова, Г.Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах / Г.Р. Балтанова; М-во образования Рос. Федерации, Казан. гос. энергет. ун-т. - Казань: КГЭУ, 2003. - 122 с.
3. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры // Пер. с фр., М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
4. Бодрийяр, Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. - 224 с.
5. Веблен, Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984. Г. Избранное. Т 2: Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. - 367 с.
6. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4-е издание. М.: КДУ, 2010. — 228 с.
7. Зеленков, М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. С. 189-190.
8. Зиммель, Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.: Юристъ, 1996. - 608 с.
9. Зиннятуллина, Г.Ф. Специфика повседневной мусульманской культуры: подходы к анализу // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - № 10(41). - С. 12-17.
10. Ильинова, Н.А. Аксиологический аспект социального бытия общества сквозь призму социально-гуманитарного познания // Власть. - 2014. - № 11. - С. 168-171.
11. Карлсон, А. Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Перевод с английского под ред. профессора А.И. Антонова /А. Карлсон. М., 2003. - 288 с.
12. Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2001. - 292 с.
13. Ковалев, Е.Ж, Штейнберг, И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. — М.: Логос, 1999. - 384 с.
14. Любимова, О. Интернет и туризм по шариату. Кто в России зарабатывает на моде на халяль? / Ольга Любимова // Аргументы и Факты. - 2017. - 24 мая.
15. Ляушева, С.А. Мода и этнорелигиозные традиции: специфика взаимовлияния / С. А. Ляушева, Т. С. Позднякова // Вестник АГУ. - 2016. - Вып. 4 (189). - С. 151-156.
16. Сабирова, Г.А. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений / Под ред. С. Шакировой // Женская устная история: гендерные исследования. Ч. II. - Б.: ОФ «Центр издательского развития», 2005. - С. 463 - 493.
17. Саралиева, З.Х. Семья в новых социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции: 210 октября 1997 г./ Под редакцией проф. З.Х. Саралиевой. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. - 374 с.
18. Хакимзянова, А.С. Особенности условий развития мусульманской семьи как социального института в РТ в конце 20го - начале 21 вв. //Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы I международного научнопрактического симпозиума (19-20 февраля 2009 г.): в 2 томах. - Том II / Под ред. Б.М. Ягудина. - Казань: «Intelpress+», 2009. - С. 220-225.
19. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки.- Перепеч. С изд. 1979 г. - М.: ЦСП, 2003. - 342 с.
20. Александрова, А. Современные мусульмане: фитнес в хиджабе и
молитвы по мобильнику. URL:
https://sputnik.by/society/20160910/1025134900/sovremennye-musulmane-fitnes- v-hidzhabe-i-molitw-po-mobilniku.html (дата обращения: 28.01.2018).
21. Блумер, Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору. URL: http://www.zaharov.znautvse.com/articles/blumer 01.htm (дата обращения: 15.01.2018).
22. Бурдьё, П. Различение: социальная критика суждений вкуса. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/razlichenie-sotsialnava-kritika-suzhdeniva (дата обращения: 15.01.2018).
23. В столице пройдет "Никах-фест". URL:
http://www.ansar.ru/rfsng/v-moskve-sostoitsva-festival-islamskoi-svadebnoi-modv (дата обращения 02.02.2018).
24. Восемь самых странных тенденций, следовать которым обязательно, если хочешь не отстать от моды. URL: http://www.novate.ru/blogs/160815/32571 (дата обращения: 22.02.2018).
25. Впервые в Казани прошел мусульманский свадебный фестиваль.
URL: http://www.islam.ru/news/2017-05-26/50295 (дата обращения:
02.02.2018) .
26. Всемирная мусульманская социальная сеть kitab.me стартовала в августе 2013 года. URL: http://kitab.me/topic/id11455 (дата обращения:
25.03.2018) .
27. Галиева, Г.И., Карцева, Л.В. Современная семья в исламе:
теоретико-эмпирический анализ. URL:
http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2105 (дата обращения: 15.01.2018).
28. Гурова, О.Ю. Социология моды: обзор классических концепций.
URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/19/1270386284/Gurova.pdf (дата
обращения: 15.01.2018).
29. День Ашура - день поминовения пророков посланника Аллаха. URL: http://www.calend.rU/holidavs/0/0/555/ (дата обращения: 22.01.2018).
30. Женщина в религии глазами доктора Рано Тураевой. URL: http://news.ti/ru/news/tahkistan/societv/20171205/zhentshina-v-religii-glazami- doktora-rano-turaevoi (дата обращения: 22.02.2018).
31. Зиннятуллина, Г.Ф. Культура повседневности: основные
ценности мусульман. URL: https: //cvberleninka.ru/article/n/kultura-
povsednevnosti-osnovnve-tsennosti-musulman (дата обращения: 18.01.2018).
32. Islam. life - социальная сеть мусульман. URL: http://islam.life (дата обращения: 25.03.2018).
33. Как одеваются мусульманки в разных странах мира. URL: http://bishmag.net/content/kak-odevavutsva-musulmanki-v-raznvh-stranah-mira (дата обращения: 22.02.2018).
34. Календарь татарских праздников на 2016 год. URL:http://izhlib.ru/pages/tatholidavs (дата обращения: 22.01.2018).
35. Каримова, Г. Индустрия «Халяль» для детей в России: что предлагает исламский рынок для маленьких мусульман? URL: http://apmrf.ru/news/industriva-halval-dlva-detei-v-rossii-chto-predlagaet- islamskii-rvnok-dlva-malenkih-musulman (дата обращения: 20.02.2018).
36. Kitab.me - первая халяльная социальная сеть. URL: http://www.islam.ru/news/2015-09-04/37562 (дата обращения: 25.03.18).
37. Компания Сухба. URL: http://companv.suhba.net (дата обращения:
25.03.2018) .
38. Крутых, Е.В. Повседневность как социально психологическая
категория. URL: http: //naukarus .com/povsednevnost-kak-sotsialno-
psihologicheskava-kategoriva (дата обращения: 15.01.2018).
39. Кулиев, Э.Р. Исламоведение. URL:
https://religion.wikireading.ru/33315 (дата обращения: 15.01.2018).
40. Лаза, В.Д., Шибзухов, М.М. Философско-теологические
основания мусульманской культуры. URL: http://pglu.rU/upload/iblock/649/laza-v.d. -shibzukhov-m.m.-
filosofsko teologicheskie-osnovaniva-musulmanskov-kulturv.pdf (дата
обращения: 18.01.2018).
41. Муслимов, С.Ш. Диалектика общечеловеческих, религиозных и
исламских ценностей. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/dialektika-
obschechelovecheskih-religioznyh-i-islamskih-tsennostev (дата обращения:
18.01.2018) .
42. Мусульманская свадьба: обычаи и традиции. URL:
https://svadba.net.ru/librarv/329 musulmanskava svadba obvichai i traditsii (дата обращения: 20.02.2018).
43. Мусульманские купальники: на стыке моды и традиций. URL: http://cutur.ru/publ/garderob/pliazhnaia odezhda/musulmanskie kupalniki na stv ke modv i tradicii/16-1-0-20 (дата обращения: 28.01.2018).
44. Намаз для женщин. URL: http//islamdag.ru/verouchenie/23475 (дата обращения: 22.01.2018).
45. Никах fest осень 2017. URL: http://nikahdav.ru/page2448733.html (дата обращения: 02.02.2018).
46. Обряд имя наречения новорожденного. URL:
http://www.as-sunna.ru/index.php/lichnosti/8-lichnosti/673-2014-02-03-19-
26-05 (дата обращения: 22.01.2018).
47. Одежда для нового поколения мусульманок. URL:
https://stil.mirtesen.ru/blog/43890132950/Odezhda-dlva-novogo-pokoleniva- musulmanok (дата обращения: 20.02.2018).
48. Особенности и традиции в мусульманской семье. URL: http://mirvsemve.ru/semva-v-islame.php (дата обращения: 18.01.2018).
49. Пашута, О. URL: http://fb.ru/article/311725/boroda-v-islame-
znachenie-pochemu-musulmane-nosvat-borodu (дата обращения: 20.02.2018).
50. Перова, А. Мусульманская свадьба, церемония бракосочетания, торжественное застолье http ://goo.gl/vAT 4UG (дата обращения: 22.01.2018).
51. Подходы к исследованию семьи. URL:
http://velib.com/read book/garanina elena jurevna/semevedenie uchebnoe posob ie/tema 2 semja i brak v sovremennom obshhestve podkhody k issledovaniju
semi/22 podkhody k issledovaniju semi (дата обращения: 15.01.2018).
52. Позднякова, Т.С. Мода в полиэтничном обществе:
этнорелигиозное влияние. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/moda-v-
polietnichnom-obschestve-etnoreligioznoe-vliyanie (дата обращения:
15.01.2018) .
53. Поколение М: Как молодые мусульмане меняют мир. URL: http://www.ansar.ru/analvtics/pokolenie-m-kak-molodve-musulmane-menvavut- mir (дата обращения: 28.01.2018).
54. Права и обязанности супругов в мусульманской семье. URL: http://nagmaa.livejournal.com/123175.html (дата обращения: 22.01.2018).
55. Свадебный фестиваль «Halal Wedding» пройдет в Казани. URL:
https://islam-today.ru/novosti/2017/04/13/svadebnyj-festival-halal-wedding-
projdet-v-kazani/ (дата обращения: 02.02.2018).
56. Социальная сеть «Suhba»: «чистая» интернет среда для Вас. URL: https://islam-today.ru/islam v mire/socialnaa-set-suhba-cistaa-internet-sreda-dla- vas/ (дата обращения 25.03.2018).
57. Старостин, А. Мусульманская игрушка: вчера, сегодня,
завтра... URL: http://www.islam.ru/content/obshestvo/40884 (дата
обращения:22.02.2018).
58. Топ - 5 идей «мусульманского» бизнеса: как производят еду и
одежду «халяль». URL: http://prokazan.ru/business/view/71062 (дата
обращения: 20.02.2018).
59. "Ураз" мужская мусульманская одежда. URL: https: //halal guide. me/kazan/magazin-odezhd/uraz (дата обращения: 20.02.2018).
60. Фролова, Л.Н. Статус женщины в исламе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-zhenschiny-v-islame (дата обращения: 22.02.2018) .
61. Халяль - что это и значение слова, особенности промышленного производства мяса и продуктов питания. http://sovets.net/16558-halyal-chto- eto.html (дата обращения: 20.02.2018).
62. Черноморская, В. Борода: новый тренд или вера? URL:
http://www.islam.ru/content/obshestvo/48554 (дата обращения: 20.02.2018).
63. Чеснокова, Е. Никах или никак. Исламское бракосочетание как обряд, индустрия и фабрика лайков. URL: http://inde.io/article/2263-nikah-ili- nikak-islamskoe-brakosochetanie-kak-obryad-industriya-i-fabrika-laykov (дата обращения: 18.02.2018).
64. Щербакова, Е.В. Отношение к религии в среде студенческой
молодежи. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-religii-v-srede-
studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 15.01.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ