РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Высшее образование: сущность, функции, цели и место в системе
образования 9
1.2. Государственная политика в сфере высшего образования: основные
тенденции и направления 26
1.3. Создание федеральных университетов как одно из мероприятий государственной политики в области высшего образования в РФ 35
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ РФ 46
2.1 . Методики оценки результативности и конкурентоспособности федеральных университетов 46
2.2. Анализ деятельности и конкурентоспособности отдельных
федеральных университетов в РФ 59
2.3. Оценка влияния федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов и федеральных округов 80
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 101
3.1. Ключевые проблемы реализации государственной политики в области
высшего образования на региональном уровне в РФ 101
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию государственной политики в области высшего образования на региональном уровне в РФ 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 137
ПРИЛОЖЕНИЯ 147
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Высшее образование: сущность, функции, цели и место в системе
образования 9
1.2. Государственная политика в сфере высшего образования: основные
тенденции и направления 26
1.3. Создание федеральных университетов как одно из мероприятий государственной политики в области высшего образования в РФ 35
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ РФ 46
2.1 . Методики оценки результативности и конкурентоспособности федеральных университетов 46
2.2. Анализ деятельности и конкурентоспособности отдельных
федеральных университетов в РФ 59
2.3. Оценка влияния федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов и федеральных округов 80
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 101
3.1. Ключевые проблемы реализации государственной политики в области
высшего образования на региональном уровне в РФ 101
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию государственной политики в области высшего образования на региональном уровне в РФ 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 137
ПРИЛОЖЕНИЯ 147
Развитие современного информационного, постиндустриального общества на данный момент невозможно представить без высшего образования. Высшее образование является на данный момент одним из наиболее важных общественных благ. Оно, как и система образования в целом, влияет на формирование личности человека, его воспитание, нравственность, коммуникабельность и т.д.. Однако в отличие от остальных ступеней системы образования высшее образование играет значительную роль в социально-экономическом развитии общества и государство. Оно формирует человеческий капитал страны, закладывает основу экономической и инвестиционной привлекательности территории, предопределяет будущее состояние рынка труда и т.д.
Для России, активно развивающейся и ориентированной на формирование информационного общества, представляется крайне важным развивать образование в целом и в особенности высшее образование. Однако пока международные исследования ПРООН, ОЭСР и иных организаций и компаний свидетельствуют о не столь высоком уровне развития РФ в данной области. Так, согласно рейтингу стран по уровню образования в 2016 году РФ занимало 34 место в мире, отставая, например, от Белоруссии (28 место). Данный результат соответствует и результату оценки эффективности национальной системы образования - также 34 место РФ. Рейтинг национальных систем высшего образования дает практически такие же результаты - 33 место РФ в 2016 году. При этом в 2014 году в этом же рейтинге Россия занимала позицию на одну строчку выше. Сами граждане РФ дают не самую утешительную оценку российскому образованию и его качеству: согласно исследованию Левада-Центра в 2014 году лишь 14% опрошенных граждан отмечали некоторое улучшение в системе образования (для сравнения в 2007 году положительную динамику в системе образования отмечали 22% опрошенных). Стоит отметить, что граждане, участвующие в опросе, также негативно оценивают качество образования и пессимистично смотрят возможность трудоустройства после обучения: 62% опрошенных в 2014 году считают, что не смогут трудоустроиться по специальности . Указанные данные говорят о необходимости дальнейшего реформирования системы образования в РФ и совершенствования государственной политики в данном направлении. Одним из таких направлений на ступени высшего образования является создание новых вузов - федеральных университетов.
В настоящий момент считается, что федеральные университеты должны стать активными участниками инновационного, социально-экономического развития отдельных регионов и округов. Первые федеральные университеты были созданы более 10 лет назад, в связи с чем сейчас актуальным является подведение неких итогов формирования и развития данных университетов. Становится актуальным вопрос о целесообразности создания данного типа учреждений высшего образования и их включенности в процесс социально-экономического развития регионов РФ.
В связи с этим объектом данного магистерского исследования является государственная политика РФ в области высшего образования. Предмет исследования - такое мероприятие государственной политики в области ВО, как формирование федеральных университетов, расположенных на территории отдельных регионов РФ.
Для анализа были выбраны три федеральных университета: Сибирский федеральный университет - СФУ (Красноярск, Красноярский край, Сибирский федеральный округ, 2006 год создания), Казанский (Приволжский) федеральный университет - КФУ (Казань, Республика Татарстан, Приволжский федеральный округ, 2009), Балтийский федеральный университет им. И. Канта - БФУ (Калининград, Калининградская область, Северо-Западный федеральный округ, 2010).
Выбор для изучения данных университетов можно объяснить рядом причин. Во-первых, данные университеты входят в программу повышения конкурентоспособности отечественных вузов «5-100», то есть они более ориентированы на развитие и повышение своего рейтинга в стране и в мире. Во-вторых, данные университеты расположены в разных регионах и федеральных округах, что позволит оценить и сопоставить их влияние на разные территории РФ. В-третьих, данные университеты созданы в разное время, то есть анализ их деятельности позволит оценить и сопоставить влияние университетов на социально-экономическое развитие территорий в зависимости от времени их существования.
Цель работы: на основе анализа деятельности федеральных университетов и уровня их конкурентоспособности определить степень влияния данных университетов на социально-экономическое развитие соответствующих регионов и федеральных округов для дальнейшего совершенствования деятельности федеральных университетов как одного из ключевых направлений государственной политики в области высшего образования на уровне отдельных регионов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить суть, основные цели и функции высшего образования;
2. рассмотреть государственную политику в области высшего образования, ее основные направления и мероприятия, нормативно-правовые акты, их закрепляющие;
3. рассмотреть понятие федерального университета и его особенности;
4. изучить методики оценки качества и конкурентоспособности высшего образования и отдельных учреждений ВО для того, чтобы на их основе сформировать собственную методику оценки;
5. провести оценку конкурентоспособности отдельных федеральных университетов;
6. оценить влияние данных университетов на социально-экономическое развитие соответствующих регионов и федеральных округов;
7. выделить ключевые проблемы в области организации и реализации государственной политики в высшем образовании, в том числе в отношении федеральных университетов;
8. сформулировать практические рекомендации по устранению данных проблем и повышению роли федеральных университетов в социально-экономическом развитии регионов РФ.
Для реализации выделенных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых документов, математический метод, метод интегральной оценки, сравнительный анализ, метод ранжирования, SWOT-анализ. Данные методы позволили обработать информацию о деятельности государства в области высшего образования, работе федеральных университетов, социально-экономическом развитии регионов и федеральных округов и интерпретировать ее.
Тема высшего образования, его развития, реализации государственной политики в данной области является крайне актуальной и востребованной темой научных изысканий. Тематика научных работ крайне разнообразна: сущность высшего образование (Тощенко Ж.С., С. Дорбетхан, Карпи А.П., Бавская В.Г., Филипповская Т. и т.д.), влияние системы высшего образования на развитие общества и экономики (Каменский Е.Г., Ефимова, Юсов А.Б., Касаткина А.А., Хагуров Т.А. и т.д.), положение отечественных учреждений высшего образования в мировой системы ВО (Д. Салми, Фрумин И.Д., Соколова Ф.Х, С.В. Костюкевич и т.д.), федеральные университеты и их значение (Таппасханова М.А. Киршин И.А., Киров В.Н., Хисамутдинова Н.Е. и т.д.), качество образовательных услуг (Итттук Т.Л., И. В. Абанкина, Ф. Т. Алескеров, В. Ю. Белоусова, К. В. Зиньковский, В. В. Петрущенко, Шестакова М.В., Панфиов И.Б. и т.д.) и др.
Помимо научных работ, информационную базу данного магистерского исследования составили нормативно-правовые акты РФ, программные документы в области образования и высшего образования, статистические данные о некоторых федеральных университетах, представленные на официальных сайтах вузов, данные о социально-экономическом развитии регионов и федеральных округов, представленные на сайте Федеральной службы государственной статистики, и иные источники сети Интернет.
По итогам изучения научной литературы было установлено, что вопрос включенности федеральных университетов в социально-экономическое развитие регионов и федеральных округов пока является малоисследованным. В вязи с этим можно говорить о том, что новизна данного исследования состоит в следующем:
- Уточнение методики оценки конкурентоспособности федеральных университетов;
- Проведение сравнительного анализа уровня конкурентоспособности федеральных университетов друг с другом;
- Разработка и применение методики оценки влияния развития и конкурентоспособности федеральных университетов на соответствующие регионы и федеральные округа.
Основные результаты научного исследования отражены в 2 статьях и опубликованы в научно-исследовательских журналах, материалы которых размещаются в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Статья «Основные направления государственной политики РФ в области высшего образования» размещена в журнале «Современные научные исследования и разработки», статья «Результаты деятельности федеральных университетов как показатель эффективности государственной политики РФ в области высшего образования» в журнале «Интеграция науки».
В соответствии в целью и задачами исследования была определена структура работы, которая включает в себя введение, раскрывающего актуальность, цель, задачи, разработанность исследования и т.д., три главы, первая из которых посвящена теоретическому рассмотрению вопросов высшего образования, вторая - описанию результатов практического исследования деятельности федеральных вузов и их влияния на регионы и федеральные округа, третья - выделению наиболее существенных проблем в области государственной политики в высшем образовании на региональном уровне и рекомендаций по их преодолению, а также заключение, библиографический список и приложения.
Для России, активно развивающейся и ориентированной на формирование информационного общества, представляется крайне важным развивать образование в целом и в особенности высшее образование. Однако пока международные исследования ПРООН, ОЭСР и иных организаций и компаний свидетельствуют о не столь высоком уровне развития РФ в данной области. Так, согласно рейтингу стран по уровню образования в 2016 году РФ занимало 34 место в мире, отставая, например, от Белоруссии (28 место). Данный результат соответствует и результату оценки эффективности национальной системы образования - также 34 место РФ. Рейтинг национальных систем высшего образования дает практически такие же результаты - 33 место РФ в 2016 году. При этом в 2014 году в этом же рейтинге Россия занимала позицию на одну строчку выше. Сами граждане РФ дают не самую утешительную оценку российскому образованию и его качеству: согласно исследованию Левада-Центра в 2014 году лишь 14% опрошенных граждан отмечали некоторое улучшение в системе образования (для сравнения в 2007 году положительную динамику в системе образования отмечали 22% опрошенных). Стоит отметить, что граждане, участвующие в опросе, также негативно оценивают качество образования и пессимистично смотрят возможность трудоустройства после обучения: 62% опрошенных в 2014 году считают, что не смогут трудоустроиться по специальности . Указанные данные говорят о необходимости дальнейшего реформирования системы образования в РФ и совершенствования государственной политики в данном направлении. Одним из таких направлений на ступени высшего образования является создание новых вузов - федеральных университетов.
В настоящий момент считается, что федеральные университеты должны стать активными участниками инновационного, социально-экономического развития отдельных регионов и округов. Первые федеральные университеты были созданы более 10 лет назад, в связи с чем сейчас актуальным является подведение неких итогов формирования и развития данных университетов. Становится актуальным вопрос о целесообразности создания данного типа учреждений высшего образования и их включенности в процесс социально-экономического развития регионов РФ.
В связи с этим объектом данного магистерского исследования является государственная политика РФ в области высшего образования. Предмет исследования - такое мероприятие государственной политики в области ВО, как формирование федеральных университетов, расположенных на территории отдельных регионов РФ.
Для анализа были выбраны три федеральных университета: Сибирский федеральный университет - СФУ (Красноярск, Красноярский край, Сибирский федеральный округ, 2006 год создания), Казанский (Приволжский) федеральный университет - КФУ (Казань, Республика Татарстан, Приволжский федеральный округ, 2009), Балтийский федеральный университет им. И. Канта - БФУ (Калининград, Калининградская область, Северо-Западный федеральный округ, 2010).
Выбор для изучения данных университетов можно объяснить рядом причин. Во-первых, данные университеты входят в программу повышения конкурентоспособности отечественных вузов «5-100», то есть они более ориентированы на развитие и повышение своего рейтинга в стране и в мире. Во-вторых, данные университеты расположены в разных регионах и федеральных округах, что позволит оценить и сопоставить их влияние на разные территории РФ. В-третьих, данные университеты созданы в разное время, то есть анализ их деятельности позволит оценить и сопоставить влияние университетов на социально-экономическое развитие территорий в зависимости от времени их существования.
Цель работы: на основе анализа деятельности федеральных университетов и уровня их конкурентоспособности определить степень влияния данных университетов на социально-экономическое развитие соответствующих регионов и федеральных округов для дальнейшего совершенствования деятельности федеральных университетов как одного из ключевых направлений государственной политики в области высшего образования на уровне отдельных регионов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить суть, основные цели и функции высшего образования;
2. рассмотреть государственную политику в области высшего образования, ее основные направления и мероприятия, нормативно-правовые акты, их закрепляющие;
3. рассмотреть понятие федерального университета и его особенности;
4. изучить методики оценки качества и конкурентоспособности высшего образования и отдельных учреждений ВО для того, чтобы на их основе сформировать собственную методику оценки;
5. провести оценку конкурентоспособности отдельных федеральных университетов;
6. оценить влияние данных университетов на социально-экономическое развитие соответствующих регионов и федеральных округов;
7. выделить ключевые проблемы в области организации и реализации государственной политики в высшем образовании, в том числе в отношении федеральных университетов;
8. сформулировать практические рекомендации по устранению данных проблем и повышению роли федеральных университетов в социально-экономическом развитии регионов РФ.
Для реализации выделенных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых документов, математический метод, метод интегральной оценки, сравнительный анализ, метод ранжирования, SWOT-анализ. Данные методы позволили обработать информацию о деятельности государства в области высшего образования, работе федеральных университетов, социально-экономическом развитии регионов и федеральных округов и интерпретировать ее.
Тема высшего образования, его развития, реализации государственной политики в данной области является крайне актуальной и востребованной темой научных изысканий. Тематика научных работ крайне разнообразна: сущность высшего образование (Тощенко Ж.С., С. Дорбетхан, Карпи А.П., Бавская В.Г., Филипповская Т. и т.д.), влияние системы высшего образования на развитие общества и экономики (Каменский Е.Г., Ефимова, Юсов А.Б., Касаткина А.А., Хагуров Т.А. и т.д.), положение отечественных учреждений высшего образования в мировой системы ВО (Д. Салми, Фрумин И.Д., Соколова Ф.Х, С.В. Костюкевич и т.д.), федеральные университеты и их значение (Таппасханова М.А. Киршин И.А., Киров В.Н., Хисамутдинова Н.Е. и т.д.), качество образовательных услуг (Итттук Т.Л., И. В. Абанкина, Ф. Т. Алескеров, В. Ю. Белоусова, К. В. Зиньковский, В. В. Петрущенко, Шестакова М.В., Панфиов И.Б. и т.д.) и др.
Помимо научных работ, информационную базу данного магистерского исследования составили нормативно-правовые акты РФ, программные документы в области образования и высшего образования, статистические данные о некоторых федеральных университетах, представленные на официальных сайтах вузов, данные о социально-экономическом развитии регионов и федеральных округов, представленные на сайте Федеральной службы государственной статистики, и иные источники сети Интернет.
По итогам изучения научной литературы было установлено, что вопрос включенности федеральных университетов в социально-экономическое развитие регионов и федеральных округов пока является малоисследованным. В вязи с этим можно говорить о том, что новизна данного исследования состоит в следующем:
- Уточнение методики оценки конкурентоспособности федеральных университетов;
- Проведение сравнительного анализа уровня конкурентоспособности федеральных университетов друг с другом;
- Разработка и применение методики оценки влияния развития и конкурентоспособности федеральных университетов на соответствующие регионы и федеральные округа.
Основные результаты научного исследования отражены в 2 статьях и опубликованы в научно-исследовательских журналах, материалы которых размещаются в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Статья «Основные направления государственной политики РФ в области высшего образования» размещена в журнале «Современные научные исследования и разработки», статья «Результаты деятельности федеральных университетов как показатель эффективности государственной политики РФ в области высшего образования» в журнале «Интеграция науки».
В соответствии в целью и задачами исследования была определена структура работы, которая включает в себя введение, раскрывающего актуальность, цель, задачи, разработанность исследования и т.д., три главы, первая из которых посвящена теоретическому рассмотрению вопросов высшего образования, вторая - описанию результатов практического исследования деятельности федеральных вузов и их влияния на регионы и федеральные округа, третья - выделению наиболее существенных проблем в области государственной политики в высшем образовании на региональном уровне и рекомендаций по их преодолению, а также заключение, библиографический список и приложения.
В ходе проведенного магистерского исследования по вопросам реализации государственной политики в области высшего образования на региональном уровне были достигнуты следующие результаты.
Высшее образование в научной литературе и практике государственного управления на данный момент времени рассматривается с двух позиций: как социальное благо и как экономическая услуга. Анализ нормативно-правовых и программных документов РФ в области высшего образования позволил установить, что в России высшее образование трактуется и с социальной, и с экономической позиции. Однако наиболее приоритетной на данный момент является экономическая точка зрения (высшее образование как экономическая услуга). В связи с этим на данный момент реформирование системы высшего образования ориентировано на повышение его эффективности и конкурентоспособности. Ведущую роль в этом должны играть учреждения высшего образования - вузы. Именно поэтому сейчас так активно происходит преобразование систему учреждений ВО, формируются новые типы вузов, в том числе федеральные университеты.
На данный момент статус федеральных университетов не определен однозначно на уровне законодательства РФ. В частности не определены механизмы взаимодействия данных вузов с органами управления регионов и федеральных округов и соответственно не определена потенциальная степень влияния федеральных университетов на социально-экономическое развитие данных территорий. Именно поэтому в рамках данной работы была проведена оценка качества и конкурентоспособности высшего образования в отдельных федеральных университетах, а именно в Казанском (Приволжском), Сибирском и Балтийском государственных университетах, а также была проанализирована взаимосвязь развития данных университетов и социально-экономического развития соответствующих им регионов и федеральных округов.
Оценить эффективность, результативность и следовательно конкурентоспособность университета крайне сложно из-за ряда причин: нематериальный характер результата, зависимость результата от многих сторонних внешних факторов, пролонгированная отдача и т.д.. В силу того, что в нашей стране на данный момент превалирует экономический подход к оценке образования, то при оценке государством конкурентоспособности федеральных университетов в большей степени используются показатели, связанные с привлечением ресурсов (кадров - преподавателей, потребителей - студентов, инвесторов - частные вложения и т.д.). Именно эти показатели заложены в основу программы «5-100» и использованы в рамках данного исследования. Оценка данных показателей конкурентоспособности некоторых федеральных университетов, а именно Казанского (Приволжского), Сибирского и Балтийского федеральных университетов оказалась не столь высокой, и позволила сделать вывод о том, что сама новая организационно-правовая форма федеральных вузов пока не делает научнообразовательную работу вузов эффективнее, как это закладывается в программных документах. Кроме того, было установлено, что общая закономерная связь развития вуза и территории его расположения (региона и федерального округа) отсутствует, что опять же противоречит целям государственной политики в области высшего образования. Этот факт говорит о наличие проблем в сфере высшего образования и функционировании федеральных университетов. Именно поэтому в рамках исследования были выявлены ключевые проблемы в области реализация государственной политики в высшем образовании, в том числе и на региональном уровне. К их числу относятся следующее:
- противоречия рыночного подхода к высшему образованию как к экономическому ресурсу и социального подхода как к общественному благу, что проявляется в:
о системе федеральных государственных стандартов, которые являются слишком жесткими для рыночного подхода и развития конкуренции вузов;
о системе аккредитации программ высшего образования: государственной аккредитации и общественной аккредитации и т.д.;
о системе взаимодействия вузов и предпринимателей;
- проблема целесообразности формирования и эффективности деятельности федеральных университетов, которая проявляется в:
о отсутствии законодательного закрепления статуса, процесса формирования, особенностей, функций федеральных университетов;
о в хаотичности формирования федеральных университетов и принятия документов об их развитии;
о отсутствии программы, ориентированной именно на данный тип университетов и их развитие;
о отсутствии механизмов взаимодействия федеральных университетов и территорий их расположения: регионов и федеральных округов и т.д.;
- проблема качества образования и конкурентоспособности федеральных университетов, которая проявляется в:
о невысокой оценке конкурентоспособности отечественных федеральных университетов и их невключенности/низкой позиции в международных рейтингах;
о в более низкой конкурентоспособности новых федеральных университетов с уже имеющимися иными вузами страны;
- проблема оценки и методики оценки конкурентоспособности федеральных университетов, что проявляется в:
о преобладании экономических показателей над социальными в методике оценки конкурентоспособности вузов; о практически полное отсутствие в методике конкурентоспособности вузов показателей «на выходе», отражающих социальный эффект от научно-образовательной деятельности вуза;
- проблемы взаимосвязи деятельности вуза и социально-экономического развития региона и федерального округа, которые проявляются в отсутствии общей закономерной взаимосвязи между результативностью федеральных университетов и соответствующих регионов.
Указанные проблемы носят общий характер и относятся ко всем рассмотренным вузам. Также для каждого изученного федерального университета были выделены свои проблемы:
о КФУ: относительно невысокая доля магистров и аспирантов в общем контингенте студентов, высока конкуренция с другими вузами в регионе, относительно невысокие позиции в международных рейтингах ВО, несмотря на относительно ввысоке результаты работы;
о СФУ: отсутствие явных преимуществ - «точек роста», несмотря на более раннее создание вуза по сравнению с КФУ и БФУ, достаточно сложные географические и климатические условия, которые отражаются на привлечении абитуриентов и преподавателей в университет;
о БФУ: неиспользование научного потенциала для развития вуза и повышения его конкурентоспособности, особое географическое положение, в силу которого основными конкурентами для университета становятся более развитые иностранные вузы.
Данные проблемы требуют своего разрешения, в связи с чем рамках данного научного исследования были предложены авторские научные рекомендации по их устранению или минимизации:
- развитие механизмов общественной аккредитации в отношении федеральных университетов;
- повышение вариативности и гибкости федеральных государственных образовательных стандартов, хотя бы в отношении федеральных университетов;
- законодательное закрепление статуса, особенностей, порядка формирования и функций федеральных университетов;
- разработка новой методики оценки качества и конкурентоспособности федеральных университетов на базе методики программы «5-100»;
- формирование и реализация отдельной программы развития именно федеральных университетов как особого типа вузов в РФ;
- развитие механизмов взаимодействия федеральных университетов с органами государственной власти региона для более активного включения данного типа вузов в социально-экономическое развитие региона:
о участие представителей университета в разработке программных документов регионов;
о участие представителей университета в процедуре конкурса и аттестации государственных служащих в органах государственной власти регионов РФ;
о разработка представителями федерального университета проектов по заказу органов государственной службы региона РФ;
- разработка механизмов взаимодействия федеральных университетов с представителями предпринимательской деятельности, которые будут требовать: о от университета проведения соответствующих маркетинговых исследований запросов потенциальных работодателей, позиционирования вуза и PR-компании для развития сотрудничества с представителями бизнеса; о Инициативности от представителей бизнеса, которая может проявляться в:
■ участие представителей предпринимательской деятельности как практиков к обучению студентов с целью передачи практического опыта;
■ более активном участие представителей бизнесэлиты к оценке качества образования, например, посредством участия в итоговой государственной аттестации студентов по окончанию программы обучения;
■ развитии механизмов подбора будущих кадров потенциальными работодателями;
■ совместном создании вуза и предпринимателей на базе университета финансово автономных научных лабораторий, ориентированных не только на обучение студентов, но и на вовлечение их в науку и коммерческие научные проекты и исследования;
■ развитие и поощрение со стороны региона и самого университета грантовых программ, организованных предпринимателями для поддержки профессорскопреподавательского состава и студентов федерального университета.
Для каждого из изученных федеральных университетов предложены следующие рекомендации: о КФУ:
■ Развитие в качестве приоритетного научного направления химии, а именно фармацевтики;
■ Создание большего количества магистерских программ по предложенному приоритетному направлению - фармакология;
■ Создание и развитие двойных магистерских программ с возможностью получения как отечественного, так и зарубежного образования;
■ Увеличение доли англоязычных программ обучения.
■ Создание и развитие на базе университета малых предприятий, занятых на коммерческой основе научными изысканиями с возможностью трудоустройства аспирантов и магистров (возможность трудоустраиваться по специальности, работать и учиться одновременно, принимать участие в научных открытиях);
■ Развитие предложенного приоритетного научного направления - урбанистики, исследований умного города, применение которого на практике позволит создавать условия для привлечения человеческого капитала, в том числе научных кадров и студентов;
■ Создание междисциплинарных научных исследований относительно развития городов для сохранения экологии и естественной природной среды в особых географических условиях (например, Тайги);
■ Развитие данного направления обучения, создание на его основе магистерских программ;
■ Развитие в качестве приоритетного научного направления исследований транспортной политики;
■ Развитие малых предприятий, занимающихся научными изысканиями на рыночной основе в приоритетных направлениях;
■ Трудоустройство студентов в данных предприятиях;
■ Развитие совместных двойных программ обучения с иностранными университетами, чье положение более близко к БФУ, нежели другим отечественным вузам.
Реализация подобного рода рекомендаций позволит сделать реализацию государственной политики в области высшего образования как на федеральном, так и на региональном уровне более целесообразной и эффективной с точки зрения экономики и общества. Кроме того, это позволит развить федеральные университеты и сделать их реальными участниками социально-экономического развития регионов РФ и страны в целом.
Высшее образование в научной литературе и практике государственного управления на данный момент времени рассматривается с двух позиций: как социальное благо и как экономическая услуга. Анализ нормативно-правовых и программных документов РФ в области высшего образования позволил установить, что в России высшее образование трактуется и с социальной, и с экономической позиции. Однако наиболее приоритетной на данный момент является экономическая точка зрения (высшее образование как экономическая услуга). В связи с этим на данный момент реформирование системы высшего образования ориентировано на повышение его эффективности и конкурентоспособности. Ведущую роль в этом должны играть учреждения высшего образования - вузы. Именно поэтому сейчас так активно происходит преобразование систему учреждений ВО, формируются новые типы вузов, в том числе федеральные университеты.
На данный момент статус федеральных университетов не определен однозначно на уровне законодательства РФ. В частности не определены механизмы взаимодействия данных вузов с органами управления регионов и федеральных округов и соответственно не определена потенциальная степень влияния федеральных университетов на социально-экономическое развитие данных территорий. Именно поэтому в рамках данной работы была проведена оценка качества и конкурентоспособности высшего образования в отдельных федеральных университетах, а именно в Казанском (Приволжском), Сибирском и Балтийском государственных университетах, а также была проанализирована взаимосвязь развития данных университетов и социально-экономического развития соответствующих им регионов и федеральных округов.
Оценить эффективность, результативность и следовательно конкурентоспособность университета крайне сложно из-за ряда причин: нематериальный характер результата, зависимость результата от многих сторонних внешних факторов, пролонгированная отдача и т.д.. В силу того, что в нашей стране на данный момент превалирует экономический подход к оценке образования, то при оценке государством конкурентоспособности федеральных университетов в большей степени используются показатели, связанные с привлечением ресурсов (кадров - преподавателей, потребителей - студентов, инвесторов - частные вложения и т.д.). Именно эти показатели заложены в основу программы «5-100» и использованы в рамках данного исследования. Оценка данных показателей конкурентоспособности некоторых федеральных университетов, а именно Казанского (Приволжского), Сибирского и Балтийского федеральных университетов оказалась не столь высокой, и позволила сделать вывод о том, что сама новая организационно-правовая форма федеральных вузов пока не делает научнообразовательную работу вузов эффективнее, как это закладывается в программных документах. Кроме того, было установлено, что общая закономерная связь развития вуза и территории его расположения (региона и федерального округа) отсутствует, что опять же противоречит целям государственной политики в области высшего образования. Этот факт говорит о наличие проблем в сфере высшего образования и функционировании федеральных университетов. Именно поэтому в рамках исследования были выявлены ключевые проблемы в области реализация государственной политики в высшем образовании, в том числе и на региональном уровне. К их числу относятся следующее:
- противоречия рыночного подхода к высшему образованию как к экономическому ресурсу и социального подхода как к общественному благу, что проявляется в:
о системе федеральных государственных стандартов, которые являются слишком жесткими для рыночного подхода и развития конкуренции вузов;
о системе аккредитации программ высшего образования: государственной аккредитации и общественной аккредитации и т.д.;
о системе взаимодействия вузов и предпринимателей;
- проблема целесообразности формирования и эффективности деятельности федеральных университетов, которая проявляется в:
о отсутствии законодательного закрепления статуса, процесса формирования, особенностей, функций федеральных университетов;
о в хаотичности формирования федеральных университетов и принятия документов об их развитии;
о отсутствии программы, ориентированной именно на данный тип университетов и их развитие;
о отсутствии механизмов взаимодействия федеральных университетов и территорий их расположения: регионов и федеральных округов и т.д.;
- проблема качества образования и конкурентоспособности федеральных университетов, которая проявляется в:
о невысокой оценке конкурентоспособности отечественных федеральных университетов и их невключенности/низкой позиции в международных рейтингах;
о в более низкой конкурентоспособности новых федеральных университетов с уже имеющимися иными вузами страны;
- проблема оценки и методики оценки конкурентоспособности федеральных университетов, что проявляется в:
о преобладании экономических показателей над социальными в методике оценки конкурентоспособности вузов; о практически полное отсутствие в методике конкурентоспособности вузов показателей «на выходе», отражающих социальный эффект от научно-образовательной деятельности вуза;
- проблемы взаимосвязи деятельности вуза и социально-экономического развития региона и федерального округа, которые проявляются в отсутствии общей закономерной взаимосвязи между результативностью федеральных университетов и соответствующих регионов.
Указанные проблемы носят общий характер и относятся ко всем рассмотренным вузам. Также для каждого изученного федерального университета были выделены свои проблемы:
о КФУ: относительно невысокая доля магистров и аспирантов в общем контингенте студентов, высока конкуренция с другими вузами в регионе, относительно невысокие позиции в международных рейтингах ВО, несмотря на относительно ввысоке результаты работы;
о СФУ: отсутствие явных преимуществ - «точек роста», несмотря на более раннее создание вуза по сравнению с КФУ и БФУ, достаточно сложные географические и климатические условия, которые отражаются на привлечении абитуриентов и преподавателей в университет;
о БФУ: неиспользование научного потенциала для развития вуза и повышения его конкурентоспособности, особое географическое положение, в силу которого основными конкурентами для университета становятся более развитые иностранные вузы.
Данные проблемы требуют своего разрешения, в связи с чем рамках данного научного исследования были предложены авторские научные рекомендации по их устранению или минимизации:
- развитие механизмов общественной аккредитации в отношении федеральных университетов;
- повышение вариативности и гибкости федеральных государственных образовательных стандартов, хотя бы в отношении федеральных университетов;
- законодательное закрепление статуса, особенностей, порядка формирования и функций федеральных университетов;
- разработка новой методики оценки качества и конкурентоспособности федеральных университетов на базе методики программы «5-100»;
- формирование и реализация отдельной программы развития именно федеральных университетов как особого типа вузов в РФ;
- развитие механизмов взаимодействия федеральных университетов с органами государственной власти региона для более активного включения данного типа вузов в социально-экономическое развитие региона:
о участие представителей университета в разработке программных документов регионов;
о участие представителей университета в процедуре конкурса и аттестации государственных служащих в органах государственной власти регионов РФ;
о разработка представителями федерального университета проектов по заказу органов государственной службы региона РФ;
- разработка механизмов взаимодействия федеральных университетов с представителями предпринимательской деятельности, которые будут требовать: о от университета проведения соответствующих маркетинговых исследований запросов потенциальных работодателей, позиционирования вуза и PR-компании для развития сотрудничества с представителями бизнеса; о Инициативности от представителей бизнеса, которая может проявляться в:
■ участие представителей предпринимательской деятельности как практиков к обучению студентов с целью передачи практического опыта;
■ более активном участие представителей бизнесэлиты к оценке качества образования, например, посредством участия в итоговой государственной аттестации студентов по окончанию программы обучения;
■ развитии механизмов подбора будущих кадров потенциальными работодателями;
■ совместном создании вуза и предпринимателей на базе университета финансово автономных научных лабораторий, ориентированных не только на обучение студентов, но и на вовлечение их в науку и коммерческие научные проекты и исследования;
■ развитие и поощрение со стороны региона и самого университета грантовых программ, организованных предпринимателями для поддержки профессорскопреподавательского состава и студентов федерального университета.
Для каждого из изученных федеральных университетов предложены следующие рекомендации: о КФУ:
■ Развитие в качестве приоритетного научного направления химии, а именно фармацевтики;
■ Создание большего количества магистерских программ по предложенному приоритетному направлению - фармакология;
■ Создание и развитие двойных магистерских программ с возможностью получения как отечественного, так и зарубежного образования;
■ Увеличение доли англоязычных программ обучения.
■ Создание и развитие на базе университета малых предприятий, занятых на коммерческой основе научными изысканиями с возможностью трудоустройства аспирантов и магистров (возможность трудоустраиваться по специальности, работать и учиться одновременно, принимать участие в научных открытиях);
■ Развитие предложенного приоритетного научного направления - урбанистики, исследований умного города, применение которого на практике позволит создавать условия для привлечения человеческого капитала, в том числе научных кадров и студентов;
■ Создание междисциплинарных научных исследований относительно развития городов для сохранения экологии и естественной природной среды в особых географических условиях (например, Тайги);
■ Развитие данного направления обучения, создание на его основе магистерских программ;
■ Развитие в качестве приоритетного научного направления исследований транспортной политики;
■ Развитие малых предприятий, занимающихся научными изысканиями на рыночной основе в приоритетных направлениях;
■ Трудоустройство студентов в данных предприятиях;
■ Развитие совместных двойных программ обучения с иностранными университетами, чье положение более близко к БФУ, нежели другим отечественным вузам.
Реализация подобного рода рекомендаций позволит сделать реализацию государственной политики в области высшего образования как на федеральном, так и на региональном уровне более целесообразной и эффективной с точки зрения экономики и общества. Кроме того, это позволит развить федеральные университеты и сделать их реальными участниками социально-экономического развития регионов РФ и страны в целом.
Подобные работы
- Совершенствование государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации (Самарский национальный исследовательский университет)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Реализация государственной политики в сфере высшего образования (Российский Государственный Гуманитарный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Государственная политика в сфере высшего образования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Государственное регулирование сферы высшего образования в РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование сферы высшего образования в РФ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Реализация государственной политики в области развития образования в Надеждинском муниципальном районе
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Реализация государственной политики в сфере образования в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2015



