Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
|
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические подходы к изучению связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Теоретические аспекты изучения связной речи 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием
речи 17
Вывод по Главе I 24
Глава II. Исследование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты исследования уровня связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 30
Выводы по Главе II 36
Глава III. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования 37
3.1. Коррекционно-образовательный проект по формированию связной
речи у детей с общим недоразвитием речи с методом наглядного моделирования 37
3.2. Результаты коррекционной работы по формированию связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 54
Выводы по Главе III 61
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения
Глава I. Научно-теоретические подходы к изучению связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Теоретические аспекты изучения связной речи 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием
речи 17
Вывод по Главе I 24
Глава II. Исследование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты исследования уровня связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 30
Выводы по Главе II 36
Глава III. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования 37
3.1. Коррекционно-образовательный проект по формированию связной
речи у детей с общим недоразвитием речи с методом наглядного моделирования 37
3.2. Результаты коррекционной работы по формированию связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 54
Выводы по Главе III 61
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения
Актуальность. Дошкольный возраст является сенситивным для развития личности ребенка в целом и речевого развития в частности. Еще Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева в своих исследованиях указывали на то, что развитие личности дошкольника обусловлена его речевым развитием. Связная речь является наиболее сложной формой речи, особенно для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Именно поэтому формирование связной речи дошкольников с ОНР становится актуальной и значимой проблемой в логопедической практике. От уровня формирования связной речи зависит успешность обучения в школе.
Именно поэтому становится актуальным поиск новых форм, методов и приемов формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Многие научные исследования делали акцент на наглядном моделировании как нового средства в формировании связной речи дошкольников с ОНР (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко). Они указывали на то, что наглядные модели являются наиболее доступными для детей дошкольного возраста.
Е.Ю. Корчуганова говорила о том, что именно наглядное моделирование в развитии связной речи помогает на основе моделей изучать изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п.
У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Цель исследования: выявить эффективность использования
наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью наглядного моделирования.
Гипотеза исследования: если в процессе коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР использовать метод наглядного моделирования, то эффективность данного процесса повысится.
Задачи исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к изучению связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,
2. выявить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР,
3. подтвердить эффективность метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологические исследования: положение о
развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя); теория речевых нарушений (Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической,
логопедической и методической литературы;
2. Эмпирические: педагогический (формирующий) эксперимент,
диагностика обследования связной речи у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой.
3. Интерпретационные: качественный и количественный, в тои числе с использованием статистических методов, анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных методов, способствующих развитию связной речи старших дошкольников с использованием наглядного моделирования. Данные методы и приемы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при работе не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и с детьми других возрастных категорий при развитии связной речи.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ "Детский сад №340 комбинированного вида" Московского района г.Казани. В эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Именно поэтому становится актуальным поиск новых форм, методов и приемов формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Многие научные исследования делали акцент на наглядном моделировании как нового средства в формировании связной речи дошкольников с ОНР (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко). Они указывали на то, что наглядные модели являются наиболее доступными для детей дошкольного возраста.
Е.Ю. Корчуганова говорила о том, что именно наглядное моделирование в развитии связной речи помогает на основе моделей изучать изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п.
У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Цель исследования: выявить эффективность использования
наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью наглядного моделирования.
Гипотеза исследования: если в процессе коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР использовать метод наглядного моделирования, то эффективность данного процесса повысится.
Задачи исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к изучению связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,
2. выявить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР,
3. подтвердить эффективность метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологические исследования: положение о
развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя); теория речевых нарушений (Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической,
логопедической и методической литературы;
2. Эмпирические: педагогический (формирующий) эксперимент,
диагностика обследования связной речи у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой.
3. Интерпретационные: качественный и количественный, в тои числе с использованием статистических методов, анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных методов, способствующих развитию связной речи старших дошкольников с использованием наглядного моделирования. Данные методы и приемы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при работе не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и с детьми других возрастных категорий при развитии связной речи.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ "Детский сад №340 комбинированного вида" Московского района г.Казани. В эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
По результатам контрольного этапа, можно сделать следующие выводы:
- метод наглядного моделирования приемлем для формирования связной речи детей в различных видах деятельности, так как дети наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, они учатся сравнивать, обобщать.
- при обследовании экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы дети показали улучшение своих результатов: с высоким уровнем сформированности связной речи - не выявлено, средний уровень составляет 80 %, низкий уровень - 20%
- данные контрольного этапа исследования показали, что в рассказах детей после проведённой работы была правильная последовательность изложения рассказов, не было пауз при рассказывании, словарный запас был значительно обогащён, между предложениями была логическая связь.
- такие приемы работы, как использование метода наглядного моделирования активно способствовали тому, что дети экспериментальной группы продемонстрировали значительную динамику развития навыков связной речи по сравнению с детьми контрольной группы.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную монологическую речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. Дошкольников с ОНР с несформированностью связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно - следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с ОНР III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении предложений, развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
При построении описательных рассказов дети не вполне понимают задания, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.
Данные результаты позволили нам организовать работу по развитию связной речи с помощью наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования - это метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой.
Г лавное к чему я стремились, организовывая работу с помощью метода наглядного моделирования, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Детям будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если этому обучать в занимательной, интересной форме.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
После проведения занятий по развитию связной монологической речи с помощью метода наглядного моделирования мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
У дошкольников с ОНР III уровня отмечены высокий и средний уровни развития связной речи. У 48 % детей после коррекционной работы связная речь стала соответствовать возрастной норме. Дети научились связно и логично составлять рассказ, пересказывать текст, в речи использовать различные приемы, грамматически правильно оформлять предложения. Средний уровень стал характерен для 52% детей с ОНР III уровня, это свидетельствует о том, что дошкольники составляют рассказ с помощью педагога, допускают незначительные грамматические ошибки, часто используют короткие, нераспространённые предложения. Но при продолжении работы над связной монологической речью зона ближайшего развития перейдет в зону актуального развития.
Положительные результаты свидетельствуют об эффективности использования метода наглядного моделирования, что позволяет рекомендовать его для занятий по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
- метод наглядного моделирования приемлем для формирования связной речи детей в различных видах деятельности, так как дети наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, они учатся сравнивать, обобщать.
- при обследовании экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы дети показали улучшение своих результатов: с высоким уровнем сформированности связной речи - не выявлено, средний уровень составляет 80 %, низкий уровень - 20%
- данные контрольного этапа исследования показали, что в рассказах детей после проведённой работы была правильная последовательность изложения рассказов, не было пауз при рассказывании, словарный запас был значительно обогащён, между предложениями была логическая связь.
- такие приемы работы, как использование метода наглядного моделирования активно способствовали тому, что дети экспериментальной группы продемонстрировали значительную динамику развития навыков связной речи по сравнению с детьми контрольной группы.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную монологическую речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. Дошкольников с ОНР с несформированностью связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно - следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с ОНР III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении предложений, развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
При построении описательных рассказов дети не вполне понимают задания, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.
Данные результаты позволили нам организовать работу по развитию связной речи с помощью наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования - это метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой.
Г лавное к чему я стремились, организовывая работу с помощью метода наглядного моделирования, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Детям будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если этому обучать в занимательной, интересной форме.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
После проведения занятий по развитию связной монологической речи с помощью метода наглядного моделирования мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
У дошкольников с ОНР III уровня отмечены высокий и средний уровни развития связной речи. У 48 % детей после коррекционной работы связная речь стала соответствовать возрастной норме. Дети научились связно и логично составлять рассказ, пересказывать текст, в речи использовать различные приемы, грамматически правильно оформлять предложения. Средний уровень стал характерен для 52% детей с ОНР III уровня, это свидетельствует о том, что дошкольники составляют рассказ с помощью педагога, допускают незначительные грамматические ошибки, часто используют короткие, нераспространённые предложения. Но при продолжении работы над связной монологической речью зона ближайшего развития перейдет в зону актуального развития.
Положительные результаты свидетельствуют об эффективности использования метода наглядного моделирования, что позволяет рекомендовать его для занятий по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.



