Введение 3
Глава I. Научно-теоретические подходы к изучению связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Теоретические аспекты изучения связной речи 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием
речи 17
Вывод по Главе I 24
Глава II. Исследование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты исследования уровня связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 30
Выводы по Главе II 36
Глава III. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования 37
3.1. Коррекционно-образовательный проект по формированию связной
речи у детей с общим недоразвитием речи с методом наглядного моделирования 37
3.2. Результаты коррекционной работы по формированию связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 54
Выводы по Главе III 61
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения
Актуальность. Дошкольный возраст является сенситивным для развития личности ребенка в целом и речевого развития в частности. Еще Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева в своих исследованиях указывали на то, что развитие личности дошкольника обусловлена его речевым развитием. Связная речь является наиболее сложной формой речи, особенно для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Именно поэтому формирование связной речи дошкольников с ОНР становится актуальной и значимой проблемой в логопедической практике. От уровня формирования связной речи зависит успешность обучения в школе.
Именно поэтому становится актуальным поиск новых форм, методов и приемов формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Многие научные исследования делали акцент на наглядном моделировании как нового средства в формировании связной речи дошкольников с ОНР (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко). Они указывали на то, что наглядные модели являются наиболее доступными для детей дошкольного возраста.
Е.Ю. Корчуганова говорила о том, что именно наглядное моделирование в развитии связной речи помогает на основе моделей изучать изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п.
У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Цель исследования: выявить эффективность использования
наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью наглядного моделирования.
Гипотеза исследования: если в процессе коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР использовать метод наглядного моделирования, то эффективность данного процесса повысится.
Задачи исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к изучению связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,
2. выявить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР,
3. подтвердить эффективность метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологические исследования: положение о
развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя); теория речевых нарушений (Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической,
логопедической и методической литературы;
2. Эмпирические: педагогический (формирующий) эксперимент,
диагностика обследования связной речи у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой.
3. Интерпретационные: качественный и количественный, в тои числе с использованием статистических методов, анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных методов, способствующих развитию связной речи старших дошкольников с использованием наглядного моделирования. Данные методы и приемы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при работе не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и с детьми других возрастных категорий при развитии связной речи.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ "Детский сад №340 комбинированного вида" Московского района г.Казани. В эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
По результатам контрольного этапа, можно сделать следующие выводы:
- метод наглядного моделирования приемлем для формирования связной речи детей в различных видах деятельности, так как дети наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, они учатся сравнивать, обобщать.
- при обследовании экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы дети показали улучшение своих результатов: с высоким уровнем сформированности связной речи - не выявлено, средний уровень составляет 80 %, низкий уровень - 20%
- данные контрольного этапа исследования показали, что в рассказах детей после проведённой работы была правильная последовательность изложения рассказов, не было пауз при рассказывании, словарный запас был значительно обогащён, между предложениями была логическая связь.
- такие приемы работы, как использование метода наглядного моделирования активно способствовали тому, что дети экспериментальной группы продемонстрировали значительную динамику развития навыков связной речи по сравнению с детьми контрольной группы.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную монологическую речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. Дошкольников с ОНР с несформированностью связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно - следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с ОНР III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении предложений, развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
При построении описательных рассказов дети не вполне понимают задания, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.
Данные результаты позволили нам организовать работу по развитию связной речи с помощью наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования - это метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой.
Г лавное к чему я стремились, организовывая работу с помощью метода наглядного моделирования, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Детям будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если этому обучать в занимательной, интересной форме.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
После проведения занятий по развитию связной монологической речи с помощью метода наглядного моделирования мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
У дошкольников с ОНР III уровня отмечены высокий и средний уровни развития связной речи. У 48 % детей после коррекционной работы связная речь стала соответствовать возрастной норме. Дети научились связно и логично составлять рассказ, пересказывать текст, в речи использовать различные приемы, грамматически правильно оформлять предложения. Средний уровень стал характерен для 52% детей с ОНР III уровня, это свидетельствует о том, что дошкольники составляют рассказ с помощью педагога, допускают незначительные грамматические ошибки, часто используют короткие, нераспространённые предложения. Но при продолжении работы над связной монологической речью зона ближайшего развития перейдет в зону актуального развития.
Положительные результаты свидетельствуют об эффективности использования метода наглядного моделирования, что позволяет рекомендовать его для занятий по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников. [Текст] /М.М. Алексеева, В.И.Ятттина. - М.: Сфера, 2018. - 159с.
2. Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] /Л.Н. Анисимова//Логопед.-2016.-.№7.- С.72
3. Волкова, Г.А. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: т. 2 [Текст]./ Г.А. Волкова, В.И. Семиверстова -М.: Гуманит. Изд. Центр. Владос 2017.- 656с.
4. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Т.В. Волосовец -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015.-256с.
5. Волкова, Г.А. Логопедия.:Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. [Текст] / Г.А.Волкова, С.Н. Глаховская -М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2013.- 680с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] / Г.А Волкова - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 144с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 158с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь-5-е изд., исправленное. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2107.- 352с.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.5. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С. Выготский - М.:Педагогика, 2013.-136с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев.- СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 272 с.
11. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической
речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. [Текст] / В.П. Глухов - М.: Альфа, 2016. - 114с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [Текст] / В.П. Глухов - М.: Аркти, 2014. - 144с.
13. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. [Текст] / В.П. Глухов - М.: ACT: Астрель, 2015. - 351с.
14. Глухов, В.П. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. [Текст] / В.П. Глухов, Ю.А. Труханова - М.: Аркти, 2014.-172с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Экспресс, 2018. - 135с.
16. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбург: Литур, 2016. -320с.
17. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - М.: Эксмо, 2014.- 288с.
18. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С.Жукова - М.: Экспресс, 2014. - 96с.
19. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова
- М.: Просвещение, 2012.-122с.
20. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
- М.: Гном и Д, 2015. - 128с.
21. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович - М.: Педагогика 2015. -175с.
22. Корчуганова, Е.Ю. Развитие связной речи дошкольников методом визуального моделирования [Текст] / Е.Ю. Корчуганова // Дошкольное образование. - 2013. - №6. - с.10-14.
23. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т.А. Ладыженская - М .: Педагогика 2013. - 126 с.
24. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения: пособие для студентов [Текст] / Т.А. Ладыженская - М .: Флинт: Наука, 2018. - 840 с.
25. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] / ТА. Ладыженская - М .: Педагогика. 2015 - 210 с.
26. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи студентов [Текст] / Т.А. Ладыженская - М .: Педагогика. 2015. -265 с.
27. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева - СПб. : Детская пресса, 1999. - 160 с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина - М .: Просвещение, 2018 - 367 с.
29. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев- М .: Педагогика, 2015 - 250-с.
30. Малетина, Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей. [Текст]/ Н. Малетина // Дошкольное образование.- 2014. - №6.-с. 28-29.
31. Матросова, Т.А. Организация лечебных занятий с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. [Текст] / Т.А. Матросова - М .: Сферный творческий центр, 2016. - 112 с.
32. Миронова, С. А. Развитие логопедических дошкольников на занятиях логопедом [Текст]/ С.А. Миронова - М .: Просвещение, 2016. - 208с.
33. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Н.В. Нищев - СПб.: Детство-пресс, 2014. - 528с.
34. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Н.Н.Назонова - М .: Гном и Д, 2015. - 48 с.
35. Смышляева, Т.Н., Корчуганова, Е.Ю. Использование метода визуального моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.Н. Смышляева // Логопедия .- 2015. - №1.- с. 38 -39.
36. Смирнова, Л.И. Логопедические занятия с детьми 7-8 лет с общим недоразвитием речи. Руководство для логопедов и педагогов [Текст] / Л.И. Смирнова - М .: Мозаика - Синтез, 2013.- 46 с.
37. Ткаченко, Т.А. Схемы для создания описательных историй. [Текст] / Т. А. Ткаченко - М .: Аркти, 2016.- 12с.
38. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений для развития связной речи малыша. [Текст] / Т.А. Ткаченко - М .: Эксмо, 2013 - 136с.
39. Ткаченко, Т. А. Программа «Развитие связной речи дошкольников 4-7 лет». [Текст] / Т.А. Ткаченко - М .: Ювента, 2018. - 24с.
40. Ткаченко, Т.А. Учись говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет [Текст] / ТА. Ткаченко - М .: Гном и Д, 2017.- 12с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] - http://edu.mari.ru/mouo- medvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО.pdf
42. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография [Текст] /Т.Б. Филичева - М .: Альфа, 2017. - 349с.
43. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. [Текст] / Т.Б. Филичева - М .: Альфа, 2015.- 254с.
44. . Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина - М., Проспект, 2015.- 253с.
45. Филичева, Т.Б. Коррекционное воспитание и воспитание детей 5 лет с общим недоразвитием речи. [Текст] / Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина - М .: Кнорус 2013. - 164с.
46. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Профессиональное образование, 2013. - 232с.
47. Фотекова, Т.А. Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста: Руководство для логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова
Т.В. Ахутин. - М .: Аркти, 2013.-136с.
48. Фуреева, Е. П. Речевые расстройства у дошкольников. [Текст] / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова О.В. Филиппова - Ростов - N / A.: Феникс, 2015.- 183 с.
49. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Учебное пособие по диагностике нарушений речи [Текст] / Г.В. Чиркина - М .: Логос, 2013.162с.
50. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие на шпильку. Выше пед. исследования. учреждения. [Текст] / Г.Р. Шашкина - М .: Издательский центр "Академия", 201.-240с.
51. Шаховская, С.Н. Схемы логопедических сеансов по формированию связной устной речи у детей: III период обучения. [Текст] / С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко - М. Руссико, 2015.- 112с.