Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности ребенка к школе
1.1. Сущностная характеристика понятий «готовность ребенка к
школьному обучению», «психологическая готовность 8
1.2. Общая характеристика готовности к школе детей дошкольного
возраста 18
1.3. Педагогические условия подготовки старших дошкольников к
школьному обучению 24
Глава 2. Психолого-педагогический эксперимент по апробации педагогических условий подготовки дошкольников к школьному обучению
2.1. Уровень психологической готовности старших дошкольников к
школьному обучению на констатирующем этапе 40
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических
условий подготовки детей к школьному обучению 54
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 58
Заключение 71
Используемая литература 73
Приложения
Актуальность исследования: Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Вопрос о готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учиться в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент- залог надежности и качества будущей постройки.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Таким образом, необходимо готовить детей к школьному обучению психологически, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Но, к сожалению, единого решения этой проблемы в науке не замечено, так же, как и единого инструментария. Однако некоторые исследования ученых склонны отдать предпочтение игре как средству формирования психологической готовности к школе.
Актуальность темы исследования позволила сформулировать противоречие между потребностями общества в полноценной подготовке ребенка к школе с целью успешного функционирования и развития в образовательной среде, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий подготовки старших дошкольников, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: при каких условиях возможна эффективная подготовка к школьному обучению старших дошкольников.
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследовании: «Развитие психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, способствующие подготовке к школьному обучению старших дошкольников.
Объект исследования: процесс подготовки к школьному обучению старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки к школьному обучению старших дошкольников.
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий «готовность ребенка к школьному обучению», «психологическая готовность», опираясь на психолого-педагогическую литературу;
2. Дать общую характеристику готовности к школе детей старшего дошкольного возраста;
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
Мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс подготовки к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- в учебно-воспитательном процессе детского учреждения использовать разнообразные игры, поскольку через них развиваются психические функции ребенка: мышление, память, внимание, речь и т.д.;
- осуществлять сотрудничество воспитателя с семьями старших дошкольников.
Исследование проводилось в три основных взаимосвязанных этапа. На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования. Методами исследования на этапе были: теоретический анализ, сравнение, обобщение опыта, наблюдение и синтез полученной информации.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались педагогические условия подготовки к школе старших дошкольников. Методами исследования на этапе были: психологическое и педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. На этом этапе исследования использованы методы теоретического анализа; выполнена статистическая обработка полученных экспериментальных данных, их осмысление и обобщение.
Методологическая основа исследования, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского; принципы возрастного, мотивационного и генетического подходов; связь и взаимодействие педагогических явлений с другими явлениями окружающего мира, единство теории и практики.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили воспитанники двух подготовительных групп, 6-7 лет в составе 18 и 20 человек и, 2 воспитателя этих групп МДОУ № 294 Московского района г.Казани.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором проанализированы основные подходы к понятию «психологическая готовность к школе», «готовность к школе», выявлена сущность этих понятий; опытно-экспериментальным путем доказана эффективность педагогических условий подготовки к школьному обучению старших дошкольников.
Материалы квалификационной работы можно использовать в работе практических психологов, воспитателей детских садов, родителям и представителям образовательных учреждений, а также при чтении специальных курсов: по возрастной психологии, педагогике и др.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психологии и педагогики; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
В нашем исследовании была предпринята попытка апробации педагогических условий подготовки старших дошкольников к школьному обучению. На формирующем этапе мы воспользовались пакетом игр, способствующий формированию психологической готовности к школе, предложенный Н.И.Гуткиной, проводилась систематическая работа с родителями.
Гипотеза исследования подтвердилась полностью, что было подтверждено математической и статистической обработкой данных.
1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.
2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе.- М.:Просвещение, 1972 - 48 с.
3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации//Начальная школа.- 1999.- № 1.-С. 61-63.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1990.205с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Высша школа,1968.-423с.
6. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983-164с.
7. Бортникова Е. Проверяем готовность ребенка к школе. Для детей 6-7 лет. Тетрадь 1.-С.-Пб.:Литера, 2012.- 32 с.
8. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей.-М.:Просвещение, 1994 - 189 с.
9. Буря Р.С. «Готовим детей к школе.- М.: Просвещение, 1987 - 93с.
10. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе.-М: «Генезис»,1998.-48с.
11. Венгер Л.А. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?- М.:Высша школа, 1994 - 189 с.
12. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе//Дошкольное воспитание.-1970 - №11.-С 12-19.
13. Возрастная и педагогическая психология. - М.: "Академия", 2001.-194с.
14. Выготский Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. -1966. -№3. -С.3 -11.
15. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. - М.:Просвещение,1984.- 177с.
Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной.-М.:Высша школа, 1995 - 289 с.
17. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии/Под ред. А. В. Гордиец.-М.: Медицина для вас, 2006.-123с.
18. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе-.С.-Пб.: Детство-пресс, 2013.-176 с.
19. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению М:Психологическое образование, 1997 - 235 с.
20. Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе.-СПб.:Питер, 2006.208с.
21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.:Просвещение, 1978.-634с.
22. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной .-М. :Просвещение,1987 - 235 с.
23. Доскин В. А., Голубева Л. Г.Здоровье ребенка и его готовность к школе.-М.: Просвещение, 2007.-48 с.
24. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе.-М.:Просвещение, 1992 - 16с.
25. Загвоздник В.К. Готовность к школе: методическое пособие для родителей.-С.-Пб.: Деметра, 2011.-96 с.
26. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой- М.:Высша школа,1 980 - 267с.
27. Князева Т. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование.-С.-Пб.: Речь, 2007.119 с.
28. Кравцов Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе.-М.:Просвещение, 1991 - 145 с.
29. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. -М.:Высша школа, 1991 - 335 с.
30. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.Возрастная психология.-Ростов-на-Дону, 2002. -146с.
31. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1988.254с.
32. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение, 1977 - 278 с.
33. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. - М.: Просвещение, 1983.-44с.
34. Марлова Г. А. Подготовка детей к школе в семье.-М.:Просвещение, 1976 - 190 с.
35. Машталь О.Ю. Подготовка ребенка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр.- С.-Пб.: Наука и техника, 2011.-288 с.
36. Мухина В. С. Психология детства и отрочества.-М.:Просвещение, 1998 - 488 с.
37. Мухина В. С. Детская психология.- М.:Просвещение, 1985 - 315 с.
38. Новикова В.П., Дурова Н.В. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.-М.: Школьная Пресса, 2009.-80 с.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педаг. Общество России, 2001. -254с.
40. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.:Гендарики, 1999 - 261 с.
41. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.:Просвещение, 1978.-385с.
42. Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста/ под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера.- М.:Высша школа, 1988 - 189с.
43. Павлов И. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе. -С.-Пб.: Речь, 2008.-160 с.
44. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе .-М.:Просвещение, 1978 - 291 с.
45. Поливанова Е. Шестилетки. Диагностика готовности к школе.- М.:Эксмо, 2009.-208 с
46. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ под редакцией И. В. Дубровиной.-М. :Высша школа,1998 - 225 с.
47. Пятак С., Мальцева И. Готов ли я к школе? Диагностика для детей 5-7 лет.-М.: Эксмо, 2013.-160 с.
48. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога. -
М.:Просвещение, 1999 - кн. 1.- 214 с.
49. Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М.:Омега, 1993 - 215 с.
50. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. Введение в школьную жизнь//Школьный психолог».-1999.- № 23. - С 51 - 63.
51. Селиванов В.С Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.:Изд.центр «Академия», 2002. - 336 с. Учимся общаться с ребенком/ под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М..- М.:Высша школа, 1999 - 178 с.
52. Сережкина А.Е «Основы математической обработки данных
психолого-педагогических исследований» .-Казань, 2003г. -46с.
53. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001.-153с.
54. Эльконин Д. Б. Психологие игры. - М.: Просвещение, 1987.-184с.
55. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Т.Ц. Сфера,
2002. -99с.