Особенности государственной и муниципальной службы в Российской Федерации (Южно-Уральский институт управления и экономики)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Эволюция взглядов и подходов по вопросам государственной и муниципальной службы 6
1.2 Механизм управления и функционирования государственной и муниципальной службы Российской Федерации 14
1.3 Нормативно правовое регулирование государственной и муниципальной службы Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 30
2.1 Оценка эффективности и особенности гражданской службы в РФ 30
2.2 Особенности развития института муниципальной службы в современной России 40
2.3 Проблемы функционирования государственной и муниципальной службы 56
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ 72
3.1 Предложения по совершенствованию системы государственной и муниципальной службы 72
3.2 Оценка эффективности и предполагаемый эффект 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Эволюция взглядов и подходов по вопросам государственной и муниципальной службы 6
1.2 Механизм управления и функционирования государственной и муниципальной службы Российской Федерации 14
1.3 Нормативно правовое регулирование государственной и муниципальной службы Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 30
2.1 Оценка эффективности и особенности гражданской службы в РФ 30
2.2 Особенности развития института муниципальной службы в современной России 40
2.3 Проблемы функционирования государственной и муниципальной службы 56
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ 72
3.1 Предложения по совершенствованию системы государственной и муниципальной службы 72
3.2 Оценка эффективности и предполагаемый эффект 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
Актуальность исследования особенностей государственной и муниципальной службы в Российской Федерации обусловлена следующим. Государственное управление на сегодняшний день воспринимается уже не только как нечто абстрактное. Государственные и муниципальные служащие, в состав которых раньше попадали люди, проявившие себя на ниве профсоюзной деятельности, в настоящее время, как правило, представляют собой грамотных, имеющих профильное образование специалистов. Изменение подхода к государственной и муниципальной службе связано со стремлением к профессионализации деятельности в области государственного и муниципального управления. Несмотря на то, что законодательство в области государственной и муниципальной службы в последние годы активно совершенствуется, до настоящего времени возникают проблемы правоприменения, связанные с наличием пробелов и коллизий.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
При написании настоящей работы была поставлена цель, выявить особенности государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
рассмотреть эволюцию взглядов и подходов по вопросам гражданской и муниципальной службы;
охарактеризовать механизм управления и функционирования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации;
рассмотреть нормативно правовое регулирование государственной и муниципальной службы в Российской Федерации;
проанализировать оценку эффективности и особенности государственной и муниципальной службы в Российской Федерации;
провести анализ особенностей развития института муниципальной службы в современной России;
выявить проблемы функционирования государственной и муниципальной службы;
разработать предложения по совершенствованию системы государственной и муниципальной службы и дать оценку эффективности предполагаемого эффекта.
Объектом исследования выступают управленческие отношения в сфере государственная и муниципальная служба.
Предмет исследования – особенности государственной и муниципальной службы на современном этапе развития.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Степень научной разработанности темы в связи с ее актуальностью в аспекте проведения реформы государственной и муниципальной службы достаточно высока. В числе ученых, исследовавших данную тему, можно выделить С.С. Алексеева, С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука. Среди диссертационных исследований можно выделить работу А.В. Гусева «Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулирования» [21], а также Е.Ю. Киреевой «Муниципальная служба в условиях реформы государственного управления: вопросы методологии и практики» [28].
Научная новизна настоящего исследования заключается в разработке предложений о совершенствовании системы государственной и муниципальной службы. Данные предложения могут быть использованы как основа для проведения дальнейших исследований.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации.
Во второй главе уделено внимание особенностям государственной и муниципальной службы на современном этапе.
В третьей главе изложены предложения по совершенствованию системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
Заключение содержит итоговые обобщающие выводы и конкретизированные предложения в части совершенствования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
В список литературы включены нормативные правовые акты, материалы судебной практики, позиции высших судов, научная литература и публикации в периодической печати, исследованные и проанализированные в процессе написания настоящей работы.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
При написании настоящей работы была поставлена цель, выявить особенности государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
рассмотреть эволюцию взглядов и подходов по вопросам гражданской и муниципальной службы;
охарактеризовать механизм управления и функционирования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации;
рассмотреть нормативно правовое регулирование государственной и муниципальной службы в Российской Федерации;
проанализировать оценку эффективности и особенности государственной и муниципальной службы в Российской Федерации;
провести анализ особенностей развития института муниципальной службы в современной России;
выявить проблемы функционирования государственной и муниципальной службы;
разработать предложения по совершенствованию системы государственной и муниципальной службы и дать оценку эффективности предполагаемого эффекта.
Объектом исследования выступают управленческие отношения в сфере государственная и муниципальная служба.
Предмет исследования – особенности государственной и муниципальной службы на современном этапе развития.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Степень научной разработанности темы в связи с ее актуальностью в аспекте проведения реформы государственной и муниципальной службы достаточно высока. В числе ученых, исследовавших данную тему, можно выделить С.С. Алексеева, С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука. Среди диссертационных исследований можно выделить работу А.В. Гусева «Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулирования» [21], а также Е.Ю. Киреевой «Муниципальная служба в условиях реформы государственного управления: вопросы методологии и практики» [28].
Научная новизна настоящего исследования заключается в разработке предложений о совершенствовании системы государственной и муниципальной службы. Данные предложения могут быть использованы как основа для проведения дальнейших исследований.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации.
Во второй главе уделено внимание особенностям государственной и муниципальной службы на современном этапе.
В третьей главе изложены предложения по совершенствованию системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
Заключение содержит итоговые обобщающие выводы и конкретизированные предложения в части совершенствования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
В список литературы включены нормативные правовые акты, материалы судебной практики, позиции высших судов, научная литература и публикации в периодической печати, исследованные и проанализированные в процессе написания настоящей работы.
Проведенный в процессе написания настоящей работы анализ позволяет сделать следующие итоговые выводы по результатам исследования.
Ретроспективный анализ законодательства, а также мнений исследователей и ученых в отношении развития институтов государственной и муниципальной службы в России позволяет утверждать, что понятие государственной службы появилось гораздо раньше и было более четко сформировано. Несмотря на признание возможности существования местных властей, которые ранее, как и в настоящий период времени занимались решением вопросов местного значения, понятие муниципальной службы как самостоятельного вида сформировалось уже после распада СССР, когда началось активное реформирование системы управления в нашей стране. В настоящее время существуют нормативно закрепленные определения понятий государственной и муниципальной службы, однако среди теоретиков права единого воззрения нет. Каждый предлагает собственную формулировку, основываясь на своих воззрениях относительно существа государственной и муниципальной службы.
Проведенный анализ позволил сформулировать следующие авторские определения. Государственная служба – это деятельность лиц, наделенных правомочиями по реализации властных полномочий государства в определенной сфере деятельности. Муниципальная служба – это деятельность должностных лиц органов местного самоуправления, которая обеспечивает реализацию поставленных перед ними задач. Муниципальная служба ориентирована не только на обеспечение решения вопросов местного значения, но и на развитие соответствующего образования, от уровня которого зависит благосостояние населения.
Механизм управления в России базируется на разделении государственной и муниципальной службы в силу того, что органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему государственных органов управления. Государственная служба предполагает создание государственных органов на двух уровнях – это федеральный и уровень субъектов Российской Федерации. Специфика данной систем заключается в том, что между двумя уровнями власти отсутствует четкое подчинение, поскольку субъекты Российской Федерации наделены определенными полномочиями с учетом разделения предметов ведения.
Система муниципальной службы специфична. Она создается и функционирует с точки зрения действующего законодательства, самостоятельно и независимо. Однако полная автономия у органов местного самоуправления отсутствует. Они постоянно взаимодействуют с государственными органами, будучи от них в определенной мере зависимы в силу того, что государственные органы субъектов Российской Федерации наделены определенными полномочиями в части осуществления контрольных и надзорных функций, а также в части правового регулирования деятельности органов местного самоуправления.
Изучение системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации позволило выявить наличие проблем. Акцент в настоящей работе был сделан на двух, которые нуждаются в решении в аспекте совершенствования государственной и муниципальной службы.
Первая проблема – это несовершенство института ротации государственных и муниципальных служащих. В настоящее время ротация в отношении определенных категорий должностей государственной службы в органах, наделенных контрольными и надзорными функциями, является обязательной. Вместе с тем, перечень данных должностей определен и ограничен, вследствие чего на многих должностях ротация фактически не предусматривается. Применительно к муниципальной службе институт ротации мало проработан. Во многих муниципальных образованиях нет возможности для ротации, либо она предусмотрена ограниченно, что обусловлено построением системы органов местного самоуправления.
В итоге, ротация не может быть полноценно использована как инструмент для повышения профессионализма служащих, а также для целей противодействия коррупции, которая является одной из наиболее актуальных и болезненных проблем нашего времени.
Муниципальные служащие с учетом действующего законодательства ограничены в возможности карьерного роста, что негативно сказывается на их отношении к выполнению служебных обязанностей, а в итоге влечет за собой снижение эффективности и результативности муниципальной службы в целом. Для исправления существующей ситуации предлагается усовершенствовать институт ротации служащих, распространив его действие на всех государственных служащих. Кроме того, законодательство о муниципальной и государственной службе предлагается изменить за счет закрепления возможности ротации муниципальных служащих на государственную службу. Данное изменение позволит повысить активность муниципальных служащих, расширить возможности формирования кадрового резерва и снизить уровень коррумпированности среди государственных и муниципальных служащих.
Вторая проблема – это несовершенство законодательства об ограничении и запрете дарения государственным и муниципальным служащим. Действующее законодательство содержит коррупциогенные факторы в части возможности выкупа подарков, полученных государственными и муниципальными служащими, что позволяет реализовывать преступные схемы, связанные с получением взяток, которые внешне выглядят как легальные сделки. Исключение возможности даже выкупить полученный подарок снизит количество подарков как таковых и уменьшит возможности для получения взяток государственными и муниципальными служащими.
Ретроспективный анализ законодательства, а также мнений исследователей и ученых в отношении развития институтов государственной и муниципальной службы в России позволяет утверждать, что понятие государственной службы появилось гораздо раньше и было более четко сформировано. Несмотря на признание возможности существования местных властей, которые ранее, как и в настоящий период времени занимались решением вопросов местного значения, понятие муниципальной службы как самостоятельного вида сформировалось уже после распада СССР, когда началось активное реформирование системы управления в нашей стране. В настоящее время существуют нормативно закрепленные определения понятий государственной и муниципальной службы, однако среди теоретиков права единого воззрения нет. Каждый предлагает собственную формулировку, основываясь на своих воззрениях относительно существа государственной и муниципальной службы.
Проведенный анализ позволил сформулировать следующие авторские определения. Государственная служба – это деятельность лиц, наделенных правомочиями по реализации властных полномочий государства в определенной сфере деятельности. Муниципальная служба – это деятельность должностных лиц органов местного самоуправления, которая обеспечивает реализацию поставленных перед ними задач. Муниципальная служба ориентирована не только на обеспечение решения вопросов местного значения, но и на развитие соответствующего образования, от уровня которого зависит благосостояние населения.
Механизм управления в России базируется на разделении государственной и муниципальной службы в силу того, что органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему государственных органов управления. Государственная служба предполагает создание государственных органов на двух уровнях – это федеральный и уровень субъектов Российской Федерации. Специфика данной систем заключается в том, что между двумя уровнями власти отсутствует четкое подчинение, поскольку субъекты Российской Федерации наделены определенными полномочиями с учетом разделения предметов ведения.
Система муниципальной службы специфична. Она создается и функционирует с точки зрения действующего законодательства, самостоятельно и независимо. Однако полная автономия у органов местного самоуправления отсутствует. Они постоянно взаимодействуют с государственными органами, будучи от них в определенной мере зависимы в силу того, что государственные органы субъектов Российской Федерации наделены определенными полномочиями в части осуществления контрольных и надзорных функций, а также в части правового регулирования деятельности органов местного самоуправления.
Изучение системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации позволило выявить наличие проблем. Акцент в настоящей работе был сделан на двух, которые нуждаются в решении в аспекте совершенствования государственной и муниципальной службы.
Первая проблема – это несовершенство института ротации государственных и муниципальных служащих. В настоящее время ротация в отношении определенных категорий должностей государственной службы в органах, наделенных контрольными и надзорными функциями, является обязательной. Вместе с тем, перечень данных должностей определен и ограничен, вследствие чего на многих должностях ротация фактически не предусматривается. Применительно к муниципальной службе институт ротации мало проработан. Во многих муниципальных образованиях нет возможности для ротации, либо она предусмотрена ограниченно, что обусловлено построением системы органов местного самоуправления.
В итоге, ротация не может быть полноценно использована как инструмент для повышения профессионализма служащих, а также для целей противодействия коррупции, которая является одной из наиболее актуальных и болезненных проблем нашего времени.
Муниципальные служащие с учетом действующего законодательства ограничены в возможности карьерного роста, что негативно сказывается на их отношении к выполнению служебных обязанностей, а в итоге влечет за собой снижение эффективности и результативности муниципальной службы в целом. Для исправления существующей ситуации предлагается усовершенствовать институт ротации служащих, распространив его действие на всех государственных служащих. Кроме того, законодательство о муниципальной и государственной службе предлагается изменить за счет закрепления возможности ротации муниципальных служащих на государственную службу. Данное изменение позволит повысить активность муниципальных служащих, расширить возможности формирования кадрового резерва и снизить уровень коррумпированности среди государственных и муниципальных служащих.
Вторая проблема – это несовершенство законодательства об ограничении и запрете дарения государственным и муниципальным служащим. Действующее законодательство содержит коррупциогенные факторы в части возможности выкупа подарков, полученных государственными и муниципальными служащими, что позволяет реализовывать преступные схемы, связанные с получением взяток, которые внешне выглядят как легальные сделки. Исключение возможности даже выкупить полученный подарок снизит количество подарков как таковых и уменьшит возможности для получения взяток государственными и муниципальными служащими.
Подобные работы
- Административно-правовой статус государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование кадрового обеспечения государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации (Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения)
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЗЕЛЕДЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЮРГИНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Последствия прекращения государственной и гражданской службы. Компенсационные выплаты (Государственная и муниципальная служба, Самарский государственный экономический университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАДРОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОРОЧАНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



