Личностные особенности детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностных
особенностей детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности
8
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста (подростков)
8
1.2. Зарубежные и отечественные научные представления об
одаренности детей
13
1.3. Современные исследования личностных особенностей детей с
разными видами одаренности
19
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей
детей младшего школьного возраста с разными видами
одаренности
26
2.1. Организация, этапы, методы эмпирического исследования 26
2.2. Выделение групп детей с интеллектуальной и творческой
одаренностью. Анализ достоверности различий
38
2.3. Анализ показателей личностных качеств в группах детей с
интеллектуальной и творческой одаренностью
41
2.4. Анализ достоверности различий в показателях личностных
качеств и способности к самоуправлению в группах детей с
интеллектуальной и творческой одаренностью
47
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностных
особенностей детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности
8
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста (подростков)
8
1.2. Зарубежные и отечественные научные представления об
одаренности детей
13
1.3. Современные исследования личностных особенностей детей с
разными видами одаренности
19
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей
детей младшего школьного возраста с разными видами
одаренности
26
2.1. Организация, этапы, методы эмпирического исследования 26
2.2. Выделение групп детей с интеллектуальной и творческой
одаренностью. Анализ достоверности различий
38
2.3. Анализ показателей личностных качеств в группах детей с
интеллектуальной и творческой одаренностью
41
2.4. Анализ достоверности различий в показателях личностных
качеств и способности к самоуправлению в группах детей с
интеллектуальной и творческой одаренностью
47
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение
Актуальность данного исследования задается высокой практической и
теоретической значимостью изучения одаренности детей младшего
школьного возраста, обусловленной необходимостью разноаспектной
психолого-педагогической поддержки детей. Грамотное психологическое и
педагогическое сопровождение одаренных подростков необходимо в связи с
тем, что обучающие и воспитательные программы общеобразовательных
учреждений не рассчитаны на обучение детей, имеющих очень высокие
интеллектуальные, творческие, художественные, музыкальные и другие
способности. Более того, многими исследователями отмечается, что
одаренные дети обладают рядом характерных только для них личностных
особенностей, которые задают своеобразные, порой проблемные, способы
общения со сверстниками и со взрослыми, а также определяют организацию
учебной деятельности и специфику психологического благополучия ребенка.
В настоящее время, исследования проблем развития одаренности детей
представлены в работах множества ученых - Л.А. Венгера, Э.А. Голубевой,
Н.В. Гончаренко, В.Н. Дружинина, С.А. Изюмовой, А.В. Кулемзиной, А.А.
Мелик-Пашаева, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.С. Юркевича, Т.В.
Якимовой и др. Однако, в вопросах выявления личностных особенностей
одаренных детей остается множество противоречий и пробелов.
Например, на данный момент, одной из наиболее признанных является
концепция Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, А. В. Брушлинского, В. Н.
Дружинина, В. С. Юркевич о наличии гармоничного и дисгармоничного
типов развития одаренности. При гармоничном типе одаренности дети
стремятся к творчеству, самостоятельны и инициативны, любознательны,
имеют выраженную мотивацию, независимы от мнения большинства,4
хорошо адаптированы к школе, к сверстникам, отличаются эмоциональной и
физической зрелостью. У детей с дисгармоничным вариантом развития
одаренности имеются различные психологические, психосоматические и
психопатологические проблемы, неравномерность психического развития, у
них обычно интеллектуальная сфера значительно опережает другие -
эмоциональную, социальную и физическую, часто бывают нарушены
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, проявляется
неконформность в общении [32, с. 27].
Проведенный нами анализ последних публикаций, посвященных
проблемам детской одаренности, также показал неоднозначность позиций и
интерпретаций результатов авторов при выявлении личностных
особенностей одаренных детей.
Так, В.С. Юркевич и Е.В. Лаутова отмечают, что одаренные дети
начинают ориентироваться на накопление знаний и порой начинают
испытывать трудности в творческих и креативных задачах и могут быть
дезадаптивными среди группы сверстников [45, 101].
Согласно В.С. Юркевичу для одаренных детей может быть характерна
неспособность к самоактуализации. Автор связывает это с несоответствием
высоких целей, ставящихся самим ребенком или родителем, учителем и
уровнем сформированности необходимых для осуществления целей
личностных качеств, прежде всего эмоциональных и волевых. [45, с. 37].
По данными И.С. Арон у эстетически одаренных детей выражены
следующие качества: беззаботность, беспечность, веселость,
импульсивность, разговорчивость, а из негативных: внутренняя
напряженность, излишнее самомнение, подозрительность, возбужденность,
недостаточно развиты качества: смелость, самостоятельность, самоконтроль,
радикализм [2, с. 80].5
В исследованиях В.А. Глухова и Е.М. Баранова выявлено, что
социометрический статус ребенка связан с интеллектуальными, творческими
способностями и мотивацией. То есть подростку, для того, чтобы иметь
высокий социометрический статус, необходимо также иметь
«сверхвысокие», и «высокие» интеллектуальные способности, и
дополнительно «высокие» творческие способности и при этом быть
ориентированным на успех. Чем выше интеллектуально-творческие
способности и мотивация подростка, тем соответственно и выше
социометрический статус ребенка [9, с. 87].
Также Т.А. Климонтова отмечает, что одаренные подростки
характеризуются принадлежностью к крайним статусным социальным
категориям. Подростки с высоким умственным развитием и школьной
успеваемостью пользовались большей популярностью у сверстников. В то же
время если их умственное развитие значительно превышало средний
показатель в группе сверстников, то наблюдалось снижение их
социометрического положения [13, с. 50].
В исследованиях Н.М. Фостик обнаружено, что в школе у подростков с
творческим и гармоничным типом одаренности наблюдается снижение
творческой активности к окончанию подросткового периода. У подростков с
интеллектуальным типом одаренности снижается интеллектуальное
развитие, особенно вербальный интеллект, т.е. у одаренных подростков в
течение подросткового периода происходит «сглаживание» их
индивидуальности, причем наиболее сильно меняются самые выраженные
способности [39, с. 21].
Таким образом, сложная картина научных данных о выявленных
личностных особенностях одаренных детей обусловила необходимость
дополнительных научных изысканий в этой области.6
Соответственно, цель исследования – проанализировать личностные
особенности, присущие детям младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
Объект исследования – личностные особенности.
Предметом исследования являются личностные особенности детей
младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной
научной литературы, а также современных научных исследований,
посвященных изучению личностных особенностей детей младшего
школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобрать психодиагностические методики для определения
личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
3. Изучить личностные особенности детей младшего школьного
возраста с разными видами одаренности.
Гипотеза: личностные особенности детей с разными видами
одаренности различаются.
В данной исследовательской работе применены методы
теоретического анализа научной психологической литературы, а также метод
эмпирического исследования – тестирование, с использованием следующих
методик:7
1) методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков);
2) подростковая версия личностного теста Кеттелла 14PF / HSPQ;
3) методика «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась с помощью t-критерия
Стюдента.
Выборку составили учащиеся 4-5 классов (средний возраст 10 лет) в
количестве 60 человек, из которых 34 мальчика и 26 девочек. Базой
исследования стала МАОУ школа № 150.
Область применения результатов исследования: возрастная
психология, педагогическая психология, психология развития, социальная
психология, семейная психология.
теоретической значимостью изучения одаренности детей младшего
школьного возраста, обусловленной необходимостью разноаспектной
психолого-педагогической поддержки детей. Грамотное психологическое и
педагогическое сопровождение одаренных подростков необходимо в связи с
тем, что обучающие и воспитательные программы общеобразовательных
учреждений не рассчитаны на обучение детей, имеющих очень высокие
интеллектуальные, творческие, художественные, музыкальные и другие
способности. Более того, многими исследователями отмечается, что
одаренные дети обладают рядом характерных только для них личностных
особенностей, которые задают своеобразные, порой проблемные, способы
общения со сверстниками и со взрослыми, а также определяют организацию
учебной деятельности и специфику психологического благополучия ребенка.
В настоящее время, исследования проблем развития одаренности детей
представлены в работах множества ученых - Л.А. Венгера, Э.А. Голубевой,
Н.В. Гончаренко, В.Н. Дружинина, С.А. Изюмовой, А.В. Кулемзиной, А.А.
Мелик-Пашаева, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.С. Юркевича, Т.В.
Якимовой и др. Однако, в вопросах выявления личностных особенностей
одаренных детей остается множество противоречий и пробелов.
Например, на данный момент, одной из наиболее признанных является
концепция Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, А. В. Брушлинского, В. Н.
Дружинина, В. С. Юркевич о наличии гармоничного и дисгармоничного
типов развития одаренности. При гармоничном типе одаренности дети
стремятся к творчеству, самостоятельны и инициативны, любознательны,
имеют выраженную мотивацию, независимы от мнения большинства,4
хорошо адаптированы к школе, к сверстникам, отличаются эмоциональной и
физической зрелостью. У детей с дисгармоничным вариантом развития
одаренности имеются различные психологические, психосоматические и
психопатологические проблемы, неравномерность психического развития, у
них обычно интеллектуальная сфера значительно опережает другие -
эмоциональную, социальную и физическую, часто бывают нарушены
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, проявляется
неконформность в общении [32, с. 27].
Проведенный нами анализ последних публикаций, посвященных
проблемам детской одаренности, также показал неоднозначность позиций и
интерпретаций результатов авторов при выявлении личностных
особенностей одаренных детей.
Так, В.С. Юркевич и Е.В. Лаутова отмечают, что одаренные дети
начинают ориентироваться на накопление знаний и порой начинают
испытывать трудности в творческих и креативных задачах и могут быть
дезадаптивными среди группы сверстников [45, 101].
Согласно В.С. Юркевичу для одаренных детей может быть характерна
неспособность к самоактуализации. Автор связывает это с несоответствием
высоких целей, ставящихся самим ребенком или родителем, учителем и
уровнем сформированности необходимых для осуществления целей
личностных качеств, прежде всего эмоциональных и волевых. [45, с. 37].
По данными И.С. Арон у эстетически одаренных детей выражены
следующие качества: беззаботность, беспечность, веселость,
импульсивность, разговорчивость, а из негативных: внутренняя
напряженность, излишнее самомнение, подозрительность, возбужденность,
недостаточно развиты качества: смелость, самостоятельность, самоконтроль,
радикализм [2, с. 80].5
В исследованиях В.А. Глухова и Е.М. Баранова выявлено, что
социометрический статус ребенка связан с интеллектуальными, творческими
способностями и мотивацией. То есть подростку, для того, чтобы иметь
высокий социометрический статус, необходимо также иметь
«сверхвысокие», и «высокие» интеллектуальные способности, и
дополнительно «высокие» творческие способности и при этом быть
ориентированным на успех. Чем выше интеллектуально-творческие
способности и мотивация подростка, тем соответственно и выше
социометрический статус ребенка [9, с. 87].
Также Т.А. Климонтова отмечает, что одаренные подростки
характеризуются принадлежностью к крайним статусным социальным
категориям. Подростки с высоким умственным развитием и школьной
успеваемостью пользовались большей популярностью у сверстников. В то же
время если их умственное развитие значительно превышало средний
показатель в группе сверстников, то наблюдалось снижение их
социометрического положения [13, с. 50].
В исследованиях Н.М. Фостик обнаружено, что в школе у подростков с
творческим и гармоничным типом одаренности наблюдается снижение
творческой активности к окончанию подросткового периода. У подростков с
интеллектуальным типом одаренности снижается интеллектуальное
развитие, особенно вербальный интеллект, т.е. у одаренных подростков в
течение подросткового периода происходит «сглаживание» их
индивидуальности, причем наиболее сильно меняются самые выраженные
способности [39, с. 21].
Таким образом, сложная картина научных данных о выявленных
личностных особенностях одаренных детей обусловила необходимость
дополнительных научных изысканий в этой области.6
Соответственно, цель исследования – проанализировать личностные
особенности, присущие детям младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
Объект исследования – личностные особенности.
Предметом исследования являются личностные особенности детей
младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной
научной литературы, а также современных научных исследований,
посвященных изучению личностных особенностей детей младшего
школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобрать психодиагностические методики для определения
личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
3. Изучить личностные особенности детей младшего школьного
возраста с разными видами одаренности.
Гипотеза: личностные особенности детей с разными видами
одаренности различаются.
В данной исследовательской работе применены методы
теоретического анализа научной психологической литературы, а также метод
эмпирического исследования – тестирование, с использованием следующих
методик:7
1) методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков);
2) подростковая версия личностного теста Кеттелла 14PF / HSPQ;
3) методика «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась с помощью t-критерия
Стюдента.
Выборку составили учащиеся 4-5 классов (средний возраст 10 лет) в
количестве 60 человек, из которых 34 мальчика и 26 девочек. Базой
исследования стала МАОУ школа № 150.
Область применения результатов исследования: возрастная
психология, педагогическая психология, психология развития, социальная
психология, семейная психология.
В данной работе проведено исследование личностных особенностей
детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности. Для
проведения исследования была поставлена цель - проанализировать
личностные особенности, присущие детям младшего школьного возраста с
разными видами одаренности.
В процессе реализации поставленной цели были решены следующие
задачи:
1. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной
научной литературы, а также современных научных исследований,
посвященных изучению личностных особенностей детей младшего
школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобраны психодиагностические методики для определения
личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
3. Изучены личностные особенности детей младшего школьного
возраста с разными видами одаренности.
В исследовании были применены следующие методики: методика
«Карта одаренности» (А.И. Савенков); подростковая версия личностного
теста Кеттелла 14PF / HSPQ; методика «Способность к самоуправлению»
(Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась методом анализа
достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента.51
Было исследовано 60 детей младшего школьного возраста, учащиеся 4-
5 классов (средний возраст 10 лет), из которых 34 мальчика и 26 девочек.
Исследование было проведено на базе МАОУ школа № 150, г. Казань.
Это позволило получить следующие результаты:
1. Две группы детей действительно имеют статистически достоверные
различия в показателях одаренности (уровень значимости - p≤0,05).
Соответственно, выделяются две группы детей – с творческой (tэмп=7,3) и
интеллектуальной (tэмп=-8,2) одаренностью. Причем дети с
интеллектуальной одаренностью также обладают более высоким уровнем
литературной одаренности (tэмп=-2, при p≤0,05) по сравнению с детьми из
группы творческой одаренности. Тогда как дети с творческой одаренностью
имеют достоверно более высокий уровень художественной одаренности
(tэмп=5,9, при p≤0,05), чем представители группы интеллектуально
одаренных детей.
2. В группах детей с интеллектуальной и творческой одаренностью
имеются статистически достоверные различия в показателях личностных
качеств и способности к самоуправлению. Так, группа детей с
интеллектуальной одаренностью обладает более высоким уровнем анализа
противоречий (tэмп=-2,1, при p≤0,05), более высоким уровнем критерия
оценки качества (tэмп=-2,2, при p≤0,05), более высоким уровнем показателя
интеллекта (tэмп=-2,3, при p≤0,05), также более высоким показателем
фрустрированности (tэмп=-2,2, при p≤0,05).
детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности. Для
проведения исследования была поставлена цель - проанализировать
личностные особенности, присущие детям младшего школьного возраста с
разными видами одаренности.
В процессе реализации поставленной цели были решены следующие
задачи:
1. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной
научной литературы, а также современных научных исследований,
посвященных изучению личностных особенностей детей младшего
школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобраны психодиагностические методики для определения
личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
3. Изучены личностные особенности детей младшего школьного
возраста с разными видами одаренности.
В исследовании были применены следующие методики: методика
«Карта одаренности» (А.И. Савенков); подростковая версия личностного
теста Кеттелла 14PF / HSPQ; методика «Способность к самоуправлению»
(Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась методом анализа
достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента.51
Было исследовано 60 детей младшего школьного возраста, учащиеся 4-
5 классов (средний возраст 10 лет), из которых 34 мальчика и 26 девочек.
Исследование было проведено на базе МАОУ школа № 150, г. Казань.
Это позволило получить следующие результаты:
1. Две группы детей действительно имеют статистически достоверные
различия в показателях одаренности (уровень значимости - p≤0,05).
Соответственно, выделяются две группы детей – с творческой (tэмп=7,3) и
интеллектуальной (tэмп=-8,2) одаренностью. Причем дети с
интеллектуальной одаренностью также обладают более высоким уровнем
литературной одаренности (tэмп=-2, при p≤0,05) по сравнению с детьми из
группы творческой одаренности. Тогда как дети с творческой одаренностью
имеют достоверно более высокий уровень художественной одаренности
(tэмп=5,9, при p≤0,05), чем представители группы интеллектуально
одаренных детей.
2. В группах детей с интеллектуальной и творческой одаренностью
имеются статистически достоверные различия в показателях личностных
качеств и способности к самоуправлению. Так, группа детей с
интеллектуальной одаренностью обладает более высоким уровнем анализа
противоречий (tэмп=-2,1, при p≤0,05), более высоким уровнем критерия
оценки качества (tэмп=-2,2, при p≤0,05), более высоким уровнем показателя
интеллекта (tэмп=-2,3, при p≤0,05), также более высоким показателем
фрустрированности (tэмп=-2,2, при p≤0,05).
Подобные работы
- Отношение к школе мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разным уровнем социального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Развитие мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Связь креативности и успешности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



