УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИИ
|
Введение 4
1. Основы управления благоустройством города 8
1.1. Благоустройство в системе городского хозяйства 8
1.2. Нормативно-правовая база по управлению благоустройством
территории города 16
1.3. Методы оценки управления благоустройством города 22
2. Практические аспекты исследования управления благоустройством
города 30
2.1. Оценка уровня благоустройства в городах-миллионниках России .... 30
2.2. Анализ взаимосвязи уровня благоустройства и миграции населения в
городах-миллионниках России 55
2.3. Направления совершенствования управления благоустройством
городов-миллионников России 69
3. Проблемы и направления развития управления благоустройством
города
3.1. Мировой опыт управления благоустройством города 101
3.2. Проблемы организации
управления благоустройством городов-миллионников России 110
3.3. Направления развития управления благоустройством
городов-миллионников России 115
Заключение
Библиографический список
Приложения 142
1. Основы управления благоустройством города 8
1.1. Благоустройство в системе городского хозяйства 8
1.2. Нормативно-правовая база по управлению благоустройством
территории города 16
1.3. Методы оценки управления благоустройством города 22
2. Практические аспекты исследования управления благоустройством
города 30
2.1. Оценка уровня благоустройства в городах-миллионниках России .... 30
2.2. Анализ взаимосвязи уровня благоустройства и миграции населения в
городах-миллионниках России 55
2.3. Направления совершенствования управления благоустройством
городов-миллионников России 69
3. Проблемы и направления развития управления благоустройством
города
3.1. Мировой опыт управления благоустройством города 101
3.2. Проблемы организации
управления благоустройством городов-миллионников России 110
3.3. Направления развития управления благоустройством
городов-миллионников России 115
Заключение
Библиографический список
Приложения 142
Сфера благоустройства территории городов формирует условия для здоровой, комфортной и удобной жизни человека. Чем выше благоустроенность города, тем выше вероятность улучшения экологического состояния города, его внешнего облика, что в свою очередь поддерживает стабильную социально-экономическую ситуацию и повышает инвестиционную и туристическую привлекательность города.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что большинство населения страны сосредоточено в городах, поэтому для их комфортного проживания необходимо обеспечить высокий уровень качества городской среды. С активным ростом городов, развитием промышленности, повышением уровня урбанизации населения актуализируются проблемы охраны окружающей среды, создания благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Для решения этих проблем проводится целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение и озеленение города.
Благоустройство территории города начинается с обустройства придомовых территорий: создания детских и спортивных площадок, посадки зеленых насаждений, обеспечения шаговой доступности общественно-деловых объектов. Только обеспечив комфортные условия на уровне жилых домов, возможно добиться улучшения проживания в городах. Кроме того, все больше внимания уделяется внешнему благоустройству, ландшафтному дизайну, предметному оборудованию открытых территорий и охране памятников исторического и культурного наследия в целях обустройства внешнего облика городов.
Также сфера благоустройства включает в себя такую важную составляющую как озеленение территорий. Растительность обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха людей; она имеет огромное значение для человека.
Вместе с ростом урбанизации и развитием городов растет и объемы мусора, производимые городом. Поэтому в рамках благоустройства городов следует уделить внимание созданию налаженной системы вывоза, хранения и переработки мусора. Такая система позволит минимизировать вред окружающей среде и сохранить ее ресурсы.
Объектом исследования является система управления благоустройством города. Предметом выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления благоустройством территории городов- миллионников (Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград).
Цель работы - исследование управления благоустройством территории на примере городов-миллионников для выявления проблем и предложения рекомендации по их решению. Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы управления благоустройством;
2) проанализировать нормативно-правовую базу по управлению благоустройством города;
3) разработать собственную методику оценки уровня благоустройства в городах;
4) оценить уровень благоустройства в городах-миллионниках России;
5) выявить взаимосвязь уровня благоустройства и миграции населения в городах-миллионниках России;
6) определить направления совершенствования управления благоустройством в городах-миллионниках России;
7) изучить возможность применения зарубежного опыта в совершенствовании управления благоустройством в городах- миллионниках России;
8) выявить проблемы в управлении благоустройством в городах- миллионниках России;
9) предложить направления развития управления благоустройством в городах-миллионниках России.
В работе были использованы такие методы, как метод рейтингования на основе расчетов максимума-минимума, корреляционно-регрессионный анализ, контент-анализ на базе Instagram, а также сравнительно-сопоставительный метод анализа показателей.
К проблеме управления благоустройством городов обращались такие авторы, как З.Г. Френкель, Н. Ф. Рождественский, Л.А. Велихов, И.А. Николаевская, В.Н. Семенов. В своих работах авторы выделяли объекты благоустройства, определяли роль управления благоустройством в системе управления города в целом.
Информационную основу работы составили база данных показателей муниципальных образований Федеральной службы государственной статистики, официальные сайты городов, научная электронная библиотека elibrary, официальные порталы городов Вены, Мельбурна, Хельсинки, Торонто, Ванкувера, Калгари, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Свод правил «Благоустройство территории», нормативно-правовые акты городов, муниципальные программы в сфере благоустройства и др.
Были использованы статьи таких авторов, как Колобова А.Е., Матвеева О.В., Мищенко В.В., Королева Е.Н., Морозикова Е.Г., Панчук А. А.. Шарапова А.П., Доржиева Е.В., Хмельченко Е.Г., Заиц К.И., Тугова Т.А., Конкина М.В., Теодоронский В.С., Маликов Н.
Данная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка источников. Первая глава посвящена теоретическим основам благоустройства города, изучению нормативно-правовой базы по управлению благоустройством территории, а также определению методик оценки благоустройства территории. Во второй главе уделяется внимание текущему состоянию сферы благоустройства в городах-миллионниках, проводится анализ показателей по методике максимума-минимума, определяется взаимосвязь между уровнем благоустройства и миграции, анализируется система управления благоустройством в каждом городе и определяются направления совершенствования управления благоустройством. В третьей главе мы рассмотрели зарубежный опыт по сфере благоустройства, выделили основные проблемы в городах-миллионниках, а также дали рекомендации по решению этих проблем. В заключении подведен итог выполненной работы.
Для наглядности материала в работе использованы таблицы, рисунки, диаграммы, схемы.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что большинство населения страны сосредоточено в городах, поэтому для их комфортного проживания необходимо обеспечить высокий уровень качества городской среды. С активным ростом городов, развитием промышленности, повышением уровня урбанизации населения актуализируются проблемы охраны окружающей среды, создания благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Для решения этих проблем проводится целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение и озеленение города.
Благоустройство территории города начинается с обустройства придомовых территорий: создания детских и спортивных площадок, посадки зеленых насаждений, обеспечения шаговой доступности общественно-деловых объектов. Только обеспечив комфортные условия на уровне жилых домов, возможно добиться улучшения проживания в городах. Кроме того, все больше внимания уделяется внешнему благоустройству, ландшафтному дизайну, предметному оборудованию открытых территорий и охране памятников исторического и культурного наследия в целях обустройства внешнего облика городов.
Также сфера благоустройства включает в себя такую важную составляющую как озеленение территорий. Растительность обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха людей; она имеет огромное значение для человека.
Вместе с ростом урбанизации и развитием городов растет и объемы мусора, производимые городом. Поэтому в рамках благоустройства городов следует уделить внимание созданию налаженной системы вывоза, хранения и переработки мусора. Такая система позволит минимизировать вред окружающей среде и сохранить ее ресурсы.
Объектом исследования является система управления благоустройством города. Предметом выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления благоустройством территории городов- миллионников (Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград).
Цель работы - исследование управления благоустройством территории на примере городов-миллионников для выявления проблем и предложения рекомендации по их решению. Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы управления благоустройством;
2) проанализировать нормативно-правовую базу по управлению благоустройством города;
3) разработать собственную методику оценки уровня благоустройства в городах;
4) оценить уровень благоустройства в городах-миллионниках России;
5) выявить взаимосвязь уровня благоустройства и миграции населения в городах-миллионниках России;
6) определить направления совершенствования управления благоустройством в городах-миллионниках России;
7) изучить возможность применения зарубежного опыта в совершенствовании управления благоустройством в городах- миллионниках России;
8) выявить проблемы в управлении благоустройством в городах- миллионниках России;
9) предложить направления развития управления благоустройством в городах-миллионниках России.
В работе были использованы такие методы, как метод рейтингования на основе расчетов максимума-минимума, корреляционно-регрессионный анализ, контент-анализ на базе Instagram, а также сравнительно-сопоставительный метод анализа показателей.
К проблеме управления благоустройством городов обращались такие авторы, как З.Г. Френкель, Н. Ф. Рождественский, Л.А. Велихов, И.А. Николаевская, В.Н. Семенов. В своих работах авторы выделяли объекты благоустройства, определяли роль управления благоустройством в системе управления города в целом.
Информационную основу работы составили база данных показателей муниципальных образований Федеральной службы государственной статистики, официальные сайты городов, научная электронная библиотека elibrary, официальные порталы городов Вены, Мельбурна, Хельсинки, Торонто, Ванкувера, Калгари, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Свод правил «Благоустройство территории», нормативно-правовые акты городов, муниципальные программы в сфере благоустройства и др.
Были использованы статьи таких авторов, как Колобова А.Е., Матвеева О.В., Мищенко В.В., Королева Е.Н., Морозикова Е.Г., Панчук А. А.. Шарапова А.П., Доржиева Е.В., Хмельченко Е.Г., Заиц К.И., Тугова Т.А., Конкина М.В., Теодоронский В.С., Маликов Н.
Данная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка источников. Первая глава посвящена теоретическим основам благоустройства города, изучению нормативно-правовой базы по управлению благоустройством территории, а также определению методик оценки благоустройства территории. Во второй главе уделяется внимание текущему состоянию сферы благоустройства в городах-миллионниках, проводится анализ показателей по методике максимума-минимума, определяется взаимосвязь между уровнем благоустройства и миграции, анализируется система управления благоустройством в каждом городе и определяются направления совершенствования управления благоустройством. В третьей главе мы рассмотрели зарубежный опыт по сфере благоустройства, выделили основные проблемы в городах-миллионниках, а также дали рекомендации по решению этих проблем. В заключении подведен итог выполненной работы.
Для наглядности материала в работе использованы таблицы, рисунки, диаграммы, схемы.
Вопросы благоустройства занимают одну из ведущих мест в структуре городского хозяйства. Основными объектами благоустройства выступают озеленение территории, удобство планировки дворовых территорий, пешеходная доступность к общественному транспорту, развитая инфраструктура. Особое внимание сфере благоустройства уделяется в городах зарубежных стран, где рассматриваются проблемы повсеместного озеленения, обустройства жилых домов, создания легкодоступного общественного пространства в центре города.
В данной работе были изучены теоретические основы понятия «благоустройства территории», составлена блок-схема элементов благоустройства города, рассмотрена нормативно-правовая база по управлению благоустройством города, а также определены методы оценки уровня благоустройства и разработана собственная методика оценки.
В практической части мы проанализировали города-миллионники и рассчитали общий интегральный индекс благоустройства городов. Исходя из этого индекса, нами были выделены следующие группы городов:
• города с развивающим уровнем благоустройства: Воронеж,
Екатеринбург, Уфа, Красноярск;
• города со стабильным уровнем благоустройства: Волгоград, Самара, Пермь, Нижний Новгород;
• города со снижающимся уровнем благоустройства: Новосибирск, Омск;
• города, в которых наблюдается волатильность уровня благоустройства: Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону.
Также в практической части мы определи, насколько миграционный прирост населения зависит от уровня благоустройства. При этом для каждого города оказывают влияние разные показатели:
• доля дорог с усовершенствованным покрытием - в Новосибирске;
• концентрация объектов культуры (библиотеки, музеи, театры) - в Екатеринбурге;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Нижнем Новгороде;
• общее количество ДТП в городе, общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Казани;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Челябинске;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя, разнообразие культурно-досуговых функций, количество вывезенных ТБО на душу населения - в Омске;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Самаре;
• количество вывезенных ТБО на душу населения - в Ростове-на-Дону;
• доступность парков культуры и отдыха (городских садов) - в Уфе;
• концентрация объектов культуры (библиотеки, музеи, театры) - в Красноярске;
• разнообразие культурно-досуговых функций в городе, доля освещенных частей улиц, проездов, набережных - в Перми;
• доля дорог с усовершенствованным покрытием - в Воронеже;
• доля освещенных частей улиц, проездов, набережных в общем количестве - в Волгограде.
Однако в ходе проверок моделей выяснилось, что из тринадцати моделей хороший уровень качества имеют только три модели: в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Красноярске. Такие результаты можно объяснить тем, что на миграционный прирост населения в городах влияет множество других факторов, таких как доходы населения, стоимость жилья, рынок рабочей силы, географическое расположение и природно-климатические условия в городе, перспективы получения образования. Поэтому для более глубокого анализа миграции населения в городах-миллионниках разработанные модели следует дополнить новыми факторами.
Кроме того, нами был составлен рейтинг наиболее популярных благоустроенных мест по анализу платформы Instagram. В целом по упоминаемости в города-лидеры вошли: Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Красноярск. Средняя группа представлена городами: Уфа, Волгоград, Ростов-на-Дону, Омск. Города-аутсайдеры по хештегам в Instagram: Воронеж, Челябинск, Нижний Новгород, Пермь.
Сопоставив данные результаты с интегральным индексом благоустройства на 2017 год мы получили, что Воронеж и Казань привлекают внимание своими новыми и современными решениями, а Ростов-на-Дону - как историческими памятниками, так и современными сооружениями.
Если рассматривать самые популярные места по всем городам, то по количеству упоминаний в Instagram на первом месте находится скульптура в Волгограде «Родина-мать зовет!», на втором - Кремлевская набережная Казани, а на третьем - Ельцин Центр Екатеринбурга. Наименее популярны - Иртышская набережная Омска, парк “Алое поле” Челябинска и Центр Г алереи Чижова Воронежа. Также мы определили, что популярность этих мест не сильно связана с объемом финансирования сферы благоустройства, скорее большую роль играет то, как позиционируются эти места, насколько они оригинальны и как часто люди готовы рекомендовать своим знакомым посетить это место.
При этом следует отметить, что только в 23% случаев наиболее благоустроенными местами в городах-миллионниках России являются исторические памятники, остальные 77% - это благоустроенные парки, современная архитектура зданий, оригинальные скульптуры.
В третьей части работы мы изучили зарубежный опыт управления благоустройством городов, а также были выделены специфические проблемы для каждого города и даны рекомендации по их устранению.
Среди наиболее повторяющихся проблем в сфере благоустройства в городах-миллионниках можно выделить:
1) высокая аварийность на дорогах;
2) высокая смертность пешеходов при ДТП;
3) недостаточное разнообразие культурно-досуговых функций;
4) нехватка парков культуры и отдыха;
5) рост объемов ТБО на душу населения.
Для решения этих проблем в городах-миллионниках нами были предложены следующие рекомендации. Для решения проблемы высокой аварийности следует:
• включить изучение правил дорожного движения в дошкольных и школьных учреждениях;
• снизить скоростной режим на участках дорог с повышенной концентрацией ДТП;
• провести мероприятия по противодействию коррупции между участниками дорожного движения и сотрудниками ДПС;
• установить камеры на фиксацию средней скорости;
• ввести в автошколах разбор аварийных ситуаций и способов их предотвращения.
Чтобы снизить смертность пешеходов при ДТП необходимо:
• установить дублирующие знаки пешеходных переходов и увеличение рейдов ГИБДД по отлову пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте;
• проверить доступность пешеходных переходов, чтобы предотвратить переходы проезжей части в неположенных местах;
• проанализировать причины высокой смертности пешеходов и их устранение (например, обрезка мешающих ветвей деревьев);
• повысить мобильность спасательных и правоохранительных органов для минимизации последствий аварий.
• запуска нового формата театра - иммерсивного театра;
• организации экскурсий по учреждениям культурно-досугового типа для детей дошкольного и школьного возраста (например, в дома ремесел);
• создания и активного ведения социальных сетей учреждениями культуры и реклама наиболее интересных мероприятий;
• модернизации библиотечного обслуживания: например, организовать обслуживание населения вне здания библиотек (библиомобили, сеть представительств в организациях и бизнесцентрах, доставка литературы на дом);
• организации удаленного доступа к ресурсам библиотеки путем платных подписок;
• введения дней открытых дверей для свободного посещения историко-культурных объектов;
• создания виртуального музея для первичного ознакомления;
• расширения доступности библиотек путем установки книжных будок в наиболее благоустроенных местах города (например, в парках).
• раздачи купонов на бесплатное посещение или скидку в объекты культуры.
Решение проблемы нехватки парков культуры и отдыха следует начать:
• со стимулирования населения на благоустройство дворовых территорий;
• с обустройства существующих парков, в том числе привлекая частный сектор в обмен на предоставление им земельных участков в этих парках.
• создать новую систему обращения с отходами, которая будет регулировать взаимоотношения между всеми участниками отрасли, аккумулировать ресурсы и регулировать объёмы отходов, правила оплаты за доставку;
• применить опыт Торонто, а именно систему Waste Wizard, через которую любой человек, живущий в квартире, может проконсультироваться с управляющим недвижимостью, чтобы узнать, где правильно утилизировать мусор, переработку, органику и другие предметы;
• установить контейнеры раздельного мусора в определенные дни недели (например, объявить понедельник - днем сбора макулатуры);
• увеличить количество участков, где можно организовать место сбора опасных отходов (люминесцентных лампочек, батареек, аккумуляторов);
• организовать экологические проекты, посвященные актуализации раздельного сбора мусора.
Кроме того, есть специфические проблемы каждого города, поэтому нами были разработаны соответствующие рекомендации.
В Новосибирске следует обеспечить освещение улиц светодиодными лампочками. Для развития спортивной инфраструктуры властям города следует теснее сотрудничать с ООО «Спорт-инвест», которая организовывает спортивную инфраструктуру по всей России. Для развития сферы услуг следует рассмотреть туристический бизнес, поскольку по рейтингу упоминаемости городов в Instagram Новосибирск занимает второе место, и здесь еще достаточно интересных мест, которые можно презентовать туристам.
Для решения проблем в сфере благоустройства в Екатеринбурге необходимо:
• в рамках подготовки к 300-летию Екатеринбурга часть полученных средств от вышестоящих бюджетов направить на организацию уличного освещения;
• в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды» (2017-2022) обустроить существующие парк, а также набережную реки Исети.
Устранение проблем в сфере благоустройства в Нижнем Новгороде возможно путем контроля сроков сдачи жилищных комплексов.
Для решения проблем Челябинска в сфере благоустройства местным властям следует содействовать развитию оптово-розничной торговли, путем поддержки малого и среднего предпринимательства (например, снижение арендной платы за нежилые помещения и повышение доступности земельных участков).
Для решения проблем благоустройства в Омске можно предложить такие рекомендации, как:
• снижение административных барьеров для компаний-застройщиков жилья;
• поддержка малого и среднего предпринимательства в обеспечении торговыми площадками в Октябрьском районе города;
• использование уличных фонарей с солнечной батареей, поскольку в Омске количество солнечных дней в году достигает 223.
В Самаре следует повысить уровень жилищных условий, прежде всего, следует обратить внимание на снижение доли проживающий в аварийном жилье, посредством организации переселения граждан. Также следует оборудовать спортивные площадки рядом с жилыми домами.
Для решения насущных проблем в сфере благоустройства в Уфе необходимо:
• организовать переселение граждан из аварийного жилья, путем предоставления социальной ипотеки;
• обеспечить доступность жилья молодым семьям с помощью роста ипотечного кредитования и снижения процентных ставок на него.
В Красноярске следует увеличить темпы ввода нового жилья и установить первоочередность для переселенцев из аварийного жилья.
В Перми следует полностью пересмотреть сферу благоустройства, поскольку здесь очень много нерешенных вопросов, среди рекомендаций можно выделить:
• стимулирование инвестиционной активности на рынке жилья;
• популяризация малого и среднего предпринимательства путем предоставления грантов;
• актуализация бесплатных мастер-классов и массовых тренировок на спортивных площадках;
• приведение в нормативное состояние сети наружного освещения (капитальный и текущий ремонт).
Что касается Волгограда, то здесь для решения проблем необходимо:
• определить основные точки роста жилищного строительства путем анализа спроса населения;
• обеспечить постройку новых спортивных площадок.
Следовательно, благоустройство территории города является одним из значительных разделов в системе городского хозяйства. Обеспечение комфортных условий проживания граждан должно стать одним из ведущих задач местных органов власти, так как, обеспечив удобство проживания каждого человека, можно добиться благоустройства территории всего города.
В данной работе были изучены теоретические основы понятия «благоустройства территории», составлена блок-схема элементов благоустройства города, рассмотрена нормативно-правовая база по управлению благоустройством города, а также определены методы оценки уровня благоустройства и разработана собственная методика оценки.
В практической части мы проанализировали города-миллионники и рассчитали общий интегральный индекс благоустройства городов. Исходя из этого индекса, нами были выделены следующие группы городов:
• города с развивающим уровнем благоустройства: Воронеж,
Екатеринбург, Уфа, Красноярск;
• города со стабильным уровнем благоустройства: Волгоград, Самара, Пермь, Нижний Новгород;
• города со снижающимся уровнем благоустройства: Новосибирск, Омск;
• города, в которых наблюдается волатильность уровня благоустройства: Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону.
Также в практической части мы определи, насколько миграционный прирост населения зависит от уровня благоустройства. При этом для каждого города оказывают влияние разные показатели:
• доля дорог с усовершенствованным покрытием - в Новосибирске;
• концентрация объектов культуры (библиотеки, музеи, театры) - в Екатеринбурге;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Нижнем Новгороде;
• общее количество ДТП в городе, общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Казани;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Челябинске;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя, разнообразие культурно-досуговых функций, количество вывезенных ТБО на душу населения - в Омске;
• общая площадь жилых помещений, введенных в действие в год в среднем на одного жителя - в Самаре;
• количество вывезенных ТБО на душу населения - в Ростове-на-Дону;
• доступность парков культуры и отдыха (городских садов) - в Уфе;
• концентрация объектов культуры (библиотеки, музеи, театры) - в Красноярске;
• разнообразие культурно-досуговых функций в городе, доля освещенных частей улиц, проездов, набережных - в Перми;
• доля дорог с усовершенствованным покрытием - в Воронеже;
• доля освещенных частей улиц, проездов, набережных в общем количестве - в Волгограде.
Однако в ходе проверок моделей выяснилось, что из тринадцати моделей хороший уровень качества имеют только три модели: в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Красноярске. Такие результаты можно объяснить тем, что на миграционный прирост населения в городах влияет множество других факторов, таких как доходы населения, стоимость жилья, рынок рабочей силы, географическое расположение и природно-климатические условия в городе, перспективы получения образования. Поэтому для более глубокого анализа миграции населения в городах-миллионниках разработанные модели следует дополнить новыми факторами.
Кроме того, нами был составлен рейтинг наиболее популярных благоустроенных мест по анализу платформы Instagram. В целом по упоминаемости в города-лидеры вошли: Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Красноярск. Средняя группа представлена городами: Уфа, Волгоград, Ростов-на-Дону, Омск. Города-аутсайдеры по хештегам в Instagram: Воронеж, Челябинск, Нижний Новгород, Пермь.
Сопоставив данные результаты с интегральным индексом благоустройства на 2017 год мы получили, что Воронеж и Казань привлекают внимание своими новыми и современными решениями, а Ростов-на-Дону - как историческими памятниками, так и современными сооружениями.
Если рассматривать самые популярные места по всем городам, то по количеству упоминаний в Instagram на первом месте находится скульптура в Волгограде «Родина-мать зовет!», на втором - Кремлевская набережная Казани, а на третьем - Ельцин Центр Екатеринбурга. Наименее популярны - Иртышская набережная Омска, парк “Алое поле” Челябинска и Центр Г алереи Чижова Воронежа. Также мы определили, что популярность этих мест не сильно связана с объемом финансирования сферы благоустройства, скорее большую роль играет то, как позиционируются эти места, насколько они оригинальны и как часто люди готовы рекомендовать своим знакомым посетить это место.
При этом следует отметить, что только в 23% случаев наиболее благоустроенными местами в городах-миллионниках России являются исторические памятники, остальные 77% - это благоустроенные парки, современная архитектура зданий, оригинальные скульптуры.
В третьей части работы мы изучили зарубежный опыт управления благоустройством городов, а также были выделены специфические проблемы для каждого города и даны рекомендации по их устранению.
Среди наиболее повторяющихся проблем в сфере благоустройства в городах-миллионниках можно выделить:
1) высокая аварийность на дорогах;
2) высокая смертность пешеходов при ДТП;
3) недостаточное разнообразие культурно-досуговых функций;
4) нехватка парков культуры и отдыха;
5) рост объемов ТБО на душу населения.
Для решения этих проблем в городах-миллионниках нами были предложены следующие рекомендации. Для решения проблемы высокой аварийности следует:
• включить изучение правил дорожного движения в дошкольных и школьных учреждениях;
• снизить скоростной режим на участках дорог с повышенной концентрацией ДТП;
• провести мероприятия по противодействию коррупции между участниками дорожного движения и сотрудниками ДПС;
• установить камеры на фиксацию средней скорости;
• ввести в автошколах разбор аварийных ситуаций и способов их предотвращения.
Чтобы снизить смертность пешеходов при ДТП необходимо:
• установить дублирующие знаки пешеходных переходов и увеличение рейдов ГИБДД по отлову пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте;
• проверить доступность пешеходных переходов, чтобы предотвратить переходы проезжей части в неположенных местах;
• проанализировать причины высокой смертности пешеходов и их устранение (например, обрезка мешающих ветвей деревьев);
• повысить мобильность спасательных и правоохранительных органов для минимизации последствий аварий.
• запуска нового формата театра - иммерсивного театра;
• организации экскурсий по учреждениям культурно-досугового типа для детей дошкольного и школьного возраста (например, в дома ремесел);
• создания и активного ведения социальных сетей учреждениями культуры и реклама наиболее интересных мероприятий;
• модернизации библиотечного обслуживания: например, организовать обслуживание населения вне здания библиотек (библиомобили, сеть представительств в организациях и бизнесцентрах, доставка литературы на дом);
• организации удаленного доступа к ресурсам библиотеки путем платных подписок;
• введения дней открытых дверей для свободного посещения историко-культурных объектов;
• создания виртуального музея для первичного ознакомления;
• расширения доступности библиотек путем установки книжных будок в наиболее благоустроенных местах города (например, в парках).
• раздачи купонов на бесплатное посещение или скидку в объекты культуры.
Решение проблемы нехватки парков культуры и отдыха следует начать:
• со стимулирования населения на благоустройство дворовых территорий;
• с обустройства существующих парков, в том числе привлекая частный сектор в обмен на предоставление им земельных участков в этих парках.
• создать новую систему обращения с отходами, которая будет регулировать взаимоотношения между всеми участниками отрасли, аккумулировать ресурсы и регулировать объёмы отходов, правила оплаты за доставку;
• применить опыт Торонто, а именно систему Waste Wizard, через которую любой человек, живущий в квартире, может проконсультироваться с управляющим недвижимостью, чтобы узнать, где правильно утилизировать мусор, переработку, органику и другие предметы;
• установить контейнеры раздельного мусора в определенные дни недели (например, объявить понедельник - днем сбора макулатуры);
• увеличить количество участков, где можно организовать место сбора опасных отходов (люминесцентных лампочек, батареек, аккумуляторов);
• организовать экологические проекты, посвященные актуализации раздельного сбора мусора.
Кроме того, есть специфические проблемы каждого города, поэтому нами были разработаны соответствующие рекомендации.
В Новосибирске следует обеспечить освещение улиц светодиодными лампочками. Для развития спортивной инфраструктуры властям города следует теснее сотрудничать с ООО «Спорт-инвест», которая организовывает спортивную инфраструктуру по всей России. Для развития сферы услуг следует рассмотреть туристический бизнес, поскольку по рейтингу упоминаемости городов в Instagram Новосибирск занимает второе место, и здесь еще достаточно интересных мест, которые можно презентовать туристам.
Для решения проблем в сфере благоустройства в Екатеринбурге необходимо:
• в рамках подготовки к 300-летию Екатеринбурга часть полученных средств от вышестоящих бюджетов направить на организацию уличного освещения;
• в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды» (2017-2022) обустроить существующие парк, а также набережную реки Исети.
Устранение проблем в сфере благоустройства в Нижнем Новгороде возможно путем контроля сроков сдачи жилищных комплексов.
Для решения проблем Челябинска в сфере благоустройства местным властям следует содействовать развитию оптово-розничной торговли, путем поддержки малого и среднего предпринимательства (например, снижение арендной платы за нежилые помещения и повышение доступности земельных участков).
Для решения проблем благоустройства в Омске можно предложить такие рекомендации, как:
• снижение административных барьеров для компаний-застройщиков жилья;
• поддержка малого и среднего предпринимательства в обеспечении торговыми площадками в Октябрьском районе города;
• использование уличных фонарей с солнечной батареей, поскольку в Омске количество солнечных дней в году достигает 223.
В Самаре следует повысить уровень жилищных условий, прежде всего, следует обратить внимание на снижение доли проживающий в аварийном жилье, посредством организации переселения граждан. Также следует оборудовать спортивные площадки рядом с жилыми домами.
Для решения насущных проблем в сфере благоустройства в Уфе необходимо:
• организовать переселение граждан из аварийного жилья, путем предоставления социальной ипотеки;
• обеспечить доступность жилья молодым семьям с помощью роста ипотечного кредитования и снижения процентных ставок на него.
В Красноярске следует увеличить темпы ввода нового жилья и установить первоочередность для переселенцев из аварийного жилья.
В Перми следует полностью пересмотреть сферу благоустройства, поскольку здесь очень много нерешенных вопросов, среди рекомендаций можно выделить:
• стимулирование инвестиционной активности на рынке жилья;
• популяризация малого и среднего предпринимательства путем предоставления грантов;
• актуализация бесплатных мастер-классов и массовых тренировок на спортивных площадках;
• приведение в нормативное состояние сети наружного освещения (капитальный и текущий ремонт).
Что касается Волгограда, то здесь для решения проблем необходимо:
• определить основные точки роста жилищного строительства путем анализа спроса населения;
• обеспечить постройку новых спортивных площадок.
Следовательно, благоустройство территории города является одним из значительных разделов в системе городского хозяйства. Обеспечение комфортных условий проживания граждан должно стать одним из ведущих задач местных органов власти, так как, обеспечив удобство проживания каждого человека, можно добиться благоустройства территории всего города.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И
ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ГОРОДОВ-УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДОМ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДАХ- МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление развитием ландшафта города Казани
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



