Введение 3 стр.
Глава 1. Сущность понятия межпредметных связей и их классификация и виды 6 стр.
1.1. Понятие и классификация межпредметных связей 6 стр.
1.2. Функции межпредметных связей 7 стр.
1.3. Роль учителя в организации межпредметных связей 9 стр.
1.4. Пути и приемы реализации МПС на уроках физики 10 стр.
Глава 2. Выявление и реализация межпредметных связей на уроках физики 12 стр.
2.1. Физика и ее связи с другими дисциплинами 12 стр.
2.2. Применение межпредметных связей 16 стр.
2.3. Реализация межпредметных связей по линии "химия - физика"... .19 стр.
Глава 3. Межпредметные связи с информатикой 24 стр.
3.1. Проблема физической грамотности 24 стр.
3.2. Применение компьютеров при исследовательских работах 26 стр.
3.3. Исследование параметров криволинейного движения 31 стр.
3.4. Межпредметные связи физики и информатики в старших класса. 32 стр.
Глава 4. Практическое выполнение 34 стр.
4.1. Теоретическое обучение по методу межпредметных связей 34 стр.
4.2. Достоверность проведенных исследований 36 стр.
Заключение 43 стр.
Список литературы Список использованной литературы 44 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Осуществление интеграции (слияния) в обучении можно назвать одним из главных этапов поисков.
Любое обучение ставит цель - дать ребенку полное представление о мире, которая окружает нас, а комплексное изучение общешкольных дисциплин дает понимание между ними связей является средством этого процесса[1].
К сожалению, учебная программа имеет календарно-тематическое планирование, которое приводит к ослаблению междисциплинарных связей. Таким образом, что знания ребенка становятся искусственно расчлененными, и приводит к тому что разрозненными по предметному признаку [2].
Необходимость преодоления данной проблемы приводит к необходимости разработки системы интегрированных уроков, направленных на усиление межпредметных связей.
Обучение на таких уроках проходит легко, учащиеся с интересом усваивают достаточно большие в объеме материалы.
Важно отметить, что знания и навыки, которые приобретены в процессе учебы, применяются учащимися в практической деятельности помимо стандартных учебных ситуациях, где получают возможность для проявления творческих и интеллектуальных способностей.
Всем известно из школьной практики, что детей часто ставят в тупик вопросы, которые требуют рассмотрения что-либо с необычной стороны. Это понятно, этому ведь их никто не учил [4].
Разумеется, задача не простая в той плоскости, что увидеть нечто по- новому, совсем иначе в отличие от увиденного раньше - задача абсолютно не простая.
Занятия в которых используется методика реализации межпредметных связей в отличие от традиционных уроков, в большей степени способствует,
развитию разносторонне эрудированного человека, который обладает целостным мировоззрением, умением самостоятельно систематизировать знания, которые имеются у него и неординарно приступает к разрешению различных проблем [5].
Данная методика обучения достаточно привлекательна для преподавателей, так как она помогает им лучше всего оценить знания и способности ребенка, почувствовать его, подталкивает к поиску новых, нетрадиционных форм и методов обучения [8].
Актуальность данной темы в том, что в последнее годы активные поиски в сфере интегрированных форм занятий ведутся в классах старшего звена. А практика традиционного образовательного обучения изучается в средних классах.
Цель дипломной работы - нахождение взаимосвязи между учебными предметами, возможностью в осуществлении межпредметных связей во время уроков физики, при этом учитывая роль этих связей в современном образовании.
Задачи:
• Изучить и анализировать процесс использования в школе межпредметных связей;
• Определить место и роль применения межпредметных связей во время уроков физики;
• Разработать и создать методические материалы, которые позволяют показать важность межпредметной связи на уроках физики.
Объект - развитие предметных компетенций старшеклассников на уроках физики.
Предмет исследования - методика реализации межпредметных связей
Методы исследования:
- анализ научно -педагогической литературы ;
- наблюдение;
- анализ продуктов учебной деятельности;
- дедукция;
- моделирование.
Практическая значимость данной работы находится в том- что рамки привычного урока расширяются интегрированными уроками, а это значит то, что возрастает возможности развития способностей каждого ученика к творчеству.
Интеграция помогает приучить учащихся к самостоятельному добыванию знания, повышению интеллектуального уровня, развитию интереса к учению, расширению их кругозора, [7] развитию потенциальных возможностей школьников.
На проведенных интегрированных уроках успешнее решается такая важная и основная проблема, так называемый индивидуальный и дифференцированный подход при обучении детей способностями разного уровня.
Детям нравятся интегрированные уроки, которые вызывают интерес к всему необъяснимому, к познанию, которые дают очень много нового и полезного, где содержится огромный эмоциональный заряд.
На этих уроках формируется логическое мышление, развитие речи и объективные возможности осуществления аналогий, умение воспринимать и применять по-настоящему на практике, вдобавок ко всему- развитие творческого потенциала.
Таким образом, изученные нами межпредметные связи в действительности составляют необходимое для организации в образовательном учреждении учебно- воспитательного течения как условие комплексного подхода при обучении и усиления его неразрывность с воспитанием [8].
В учебном процессе учащихся осуществление межпредметных связей является дидактическим условием сохранения и ее активизации, плюс систематизации знании, развитие самостоятельности мышления с развитием познавательного интереса.
В ходе педагогического исследования были проанализированы особенности предметных компетенций старшеклассников на уроках физики средствами межпредметных связей. Было установлено, что укрепление межпредметных связей при организации процесса обучения может помочь обучающимся понять физические процессы и свойства окружающего мира, основные явления, происходящие в нем и те закономерности, которым они подчиняются.. В результате анализа процесса обучения были выявлено, что нельзя рассматривать учебную дисциплину только с одного угла зрения, иначе можно упустить суть изучаемых процессов, в частности, при обучении физики.
Далее понятие «межпредметные связи» было рассмотрено через понятие «содержание образования» Выделена структура , произведена классификация, формы, функции. Выявлена роль учителя в организация межпредметных связей, он определяет и обосновывает применение педагогических методов, технологий и форм, а также исследует их эффективность. Подробно рассмотрены методики по усилению межпредметных связей на уроках, а также возможность интегрирования МПС на уроках физики.
Опираясь на данные методы и технологии был разработан рабочие программы и технологические карты, содержащие в себе педагогические методы, приемы,формы, направленные на усиление междисциплинарных связей. Для проверки на подлинность утверждения о том, что метод межпредметных связей способен положительно повлиять на уровень владения учебным материалом был проведен расчет.
1. Абдуразаков М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода в образовании // Информатика и образование. № 6. 2014. С. 75-78.
2. Абдуразаков М.М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования диссертация доктора педагогических наук. Москва, 2007. - 355 с.
3. Абрамян А. О. Математизация знаний / А. О. Абрамян. Ростов- на-Дону: Изд во Рост. ун та, 1972. 160 с.
4. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003.
5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
6. Александров П. С. Введение в теорию групп / П. С. Александров. Москва: Наука, гл. ред. физико-математической литературы, 1980. 144 с.
7. Ананьев Б. Г. Развитие психологических функций взрослых людей / Г. Ананьев, Е. И. Степанова. Москва: Педагогика, 1977. 248 с.
8. Андерсон Д. А. Дискретная математика и комбинаторика: перевод с английского / Д. А. Андерсон. Москва: Вильямс, 2003. 960 с.
9. Асанов М. О. Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы / М. О. Асанов, В. А. Баранский, В. В. Расин. Ижевск: НИЦ «Регуляр. и хаот. динамика», 2001. 288 с.
10. Асеев Г. Г. Дискретная математика: учебное пособие / Г. Г. Асеев, О. М. Абрамов, Д. Э. Ситников.Ростов-на-Дону: Феникс; Харьков: Торсинг, 2003. 144 с.
11. Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук. - М., 1983.
12. Баврин И.И. Дискретная математика: учеб. для студ.
естественнонаучных спец. педвузов / И.И Баврин. М.: Высшая школа, 2007. 462 с.
13. Балханов В. А. Философско-методологические основы математизации знания / В. А. Балханов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд во, 1986. 171 с. 11. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова; Урал. гос. проф.-пед. ун т. Екатеринбург, 1994. 243 с. 351
14. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Сов. педагогика. - 1977. - №5. - С. 56 - 61.
15. Блох А. Я. Алгебраические числовые кольца и поля: методическая разработка к спецкурсу «Факультативные занятия в старших классах средней школы» / А. Я. Блох, А. А. Бухштаб. Москва: МГПИ, 1973. 63 с.
16. Бобровская, Башкова, Вуйко: Технология. 10 - 11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие. Издательство: Планета, 2011 г.
17. Бунимович Е. А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики / Е. А. Бунимович // Математика в школе. 2002. № 6. С. 52-58.
18. Виленкин Н. Я. Популярная комбинаторика / Н. Я. Виленкин. Москва: Наука, 1975. 208 с.
19. Воробьев Н. Н. Теория игр / Н. Н. Воробьев.Москва: Знание, 1976. 64 с.
20. Галкин Е. В. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера: книга для учащихся 5-11 х классов / Е. В. Галкин.Москва: Просвещение: Учебная литература, 1996. 160 с.
21. Ганичева Е. М. Использование инструментов учебной деятельности для организации самостоятельной работы учащихся: учебнометодическое пособие/ Е. М. Ганичева; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-тразвития образования. - Вологда: ВИРО, 2013. - 142 с.
22. Гаргай В.Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX - конец XX вв.) автореферат диссертации ... доктора педагогических наук / В. Б. Гаргай. Новосибирск, 2006. 52 с.
23. Гейн А.Г. Земля Информатика: пособие для учителей / А. Гейн. Екатеринбург: Изд во Урал. ун та: Изд во Дома учителя, 1997. 206 с.
24. Генкин С. А. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы / С. А. Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин. Киров: АСА, 1994. 272 с.
25. Гласс Р. Факты и заблуждения профессионального программирования: перевод с английского / Р. Гласс. Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2007. 240 с.
26. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. пер. с англ. / Гласс, Дж., Стенли Дж. - М.: «Прогресс», 1976. - 495 с.
27. Гнеденко Б. В. О математике / Б. В. Гнеденко. Москва: Эдиториал УРСС, 2000. 207 с.
28. Гнеденко Б. В. Проблемы математизации современного естествознания / Б. В. Гнеденко // Диалектика и современное естествознание: сборник. Москва: Наука, 1970. С. 82-102.
29. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - №2. - 204 с.
30. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 1999 - 160 с.
31. Задачи по физике / Под ред. О.Я. Савченко. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
32. Иванова Л. А. Активизация самостоятельной работы студентов с
использованием дидактических возможностей
информационнокоммуникационных технологий / Л. А. Иванова, Н. С. Г олубева // Инновации в образовании. - 2014. - № 8. - С. 140-149.
33. Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин. - Пед. соч. В 6 - ти т. - М., - 1980.
34. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики / Том 1. - М.: Изд- во «Физико-математическая литература». 2001. - 607 с.
35. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч. - Т. 29. - С. 152.
36. Ленин В.И. Статистика и социология // Полн. собр. соч. - Т. 30. - С. 350.
37. Максимова В.Н. Актуальные проблемы дидактики. - Л., 1982.
38. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. - Л., 1984.
39. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М., 1977.
40. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. - Советская педагогика, 1981, №8.
41. Межпредметные связи в учебно - познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Н.А. Сорокина. - Тула, 1983.
42. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 2009 г.
43. Методы проектов на уроках технологии в школе. М, 2011 г.
44. Мякишев, Г.Я. Физика 11 класс / Г.Я. Мякишев А.З. Синяков. - М.: Дрофа, 2008.
45. Мякишев, Г.Я. Физика 11 класс / Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев. - М.: Просвещение, 2007.
46. Панчешникова Л.М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран. - М., 1975. - С. 114.
47. Парфентьев Н.А. Решение задач по физике. В помощь поступающим в вузы. Часть 2. / Парфентьев Н.А., Фомина М.В. - М.: Мир, 1993. - 206
48. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М.:Педагогика, 1972. - 183 с.
49. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
50. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования. Методические рекомендации - М. 2009 г.
51. Рабочие программы. Технология. 5-8 классы. Учебнометодическое пособие. Зеленецкая Е. Ю. Издательство: Дрофа, 2012 г.
52. Самойленко Э. Техническое творчество учащихся как предпрофессиональная социализация// Народное образование. - 2008.
53. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1995 - 16 с.
54. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с.
55. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.,
1972.