Военно - политические противоречия России и США на современном этапе
|
Введение 3
Глава 1. Основы развития отношений России и США 11
1.1 Военно-политический фактор в межгосударственных отношениях 11
1.2 Развитие российско-американских отношений в контексте вопросов безопасности 20
2.1. Роль ядерного сдерживания в современной политике ядерных держав и ограничения
ядерных вооружений 32
2.2 Военно политические противоречия России и США в НАТО в контексте
политического блока НАТО 43
2.3 Проблемы военно-политического взаимодействия США и России по
урегулированию сирийского кризиса 53
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Основы развития отношений России и США 11
1.1 Военно-политический фактор в межгосударственных отношениях 11
1.2 Развитие российско-американских отношений в контексте вопросов безопасности 20
2.1. Роль ядерного сдерживания в современной политике ядерных держав и ограничения
ядерных вооружений 32
2.2 Военно политические противоречия России и США в НАТО в контексте
политического блока НАТО 43
2.3 Проблемы военно-политического взаимодействия США и России по
урегулированию сирийского кризиса 53
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. За всю свою историю человечество много раз стремилось противостоять различным угрозам и вызовам. Источником подобных угроз выступали природная среда, какие-либо технические объекты, враги, терроризм и др. Поэтому очень важно на современном этапе развития мирового сообщества ставить вопрос обеспечения безопасности на первое место. Это нашло отражение во внешней политике России, которая стремится своевременно реагировать на возникающие угрозы, а также защищать свои национальные приоритеты в сложных современных условиях.
Уже после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года в мире начала складываться новая обстановка, это значительно поменяло контекст российско-американских отношений.
Если оценивать согласно внешним признакам, эти отношения всерьез усовершенствовались. Россия и США впервые после Второй мировой войны находятся в одной коалиции и ведут борьбу против общего противника. Стало быть, их национальные интересы, во всяком случае, в противостоянии с международным терроризмом, сейчас совпадают. Между ними происходит взаимодействие, которое кажется гораздо более тесным и глубоким, чем взаимодействие России и США со своими союзниками соответственно по НАТО и Договору о коллективной безопасности.
В проведении долговременной кампании против международного терроризма обойтись без России американцам оказалось весьма сложно. Кризис показал, что в районе Центральной Азии ни одно государство не обладает такими политическими и военно-техническими возможностями, как Россия. Сотрудничество с ней и ее поддержка для США оказались незаменимыми.
Под знаменем борьбы с терроризмом США осуществили очередное крупное геополитическое наступление, прежде всего в Центральной Азии и на Кавказе — регионах, которые Россия ранее объявила зонами своих жизненно немаловажных заинтересованностей. Причем произошло это наступление при молчаливом согласии Москвы. В результате антитеррористической операции Россия потеряла важные инструменты международного влияния, связанные как с Договором о коллективной безопасности, так и с шанхайской «шестеркой» — эти механизмы оказались невостребованными и сейчас фактически рассыпаются.
В политической сфере США подтвердили свою неготовность считаться с интересами России. По-прежнему форсируются проекты расширения НАТО. России отводится в лучшем случае роль младшего компаньона в решении не только глобальных, но в том числе и региональных проблем международной безопасности.
Российско-американские отношения являются продолжением отношений между СССР и США на новом историческом этапе. Но если в начале ХХ века и, особенно в период холодной войны отношения двух сверхдержав являлись основными, лежавшими в основе биполярной структуры мира, то в 90-е гг. их роль изменилась. Можно сказать что Америка фактически осталась единственной сверхдержавой на мировой арене после распада СССР, и несмотря на недавний кризис, постигший Соединенные Штаты, в ближайшие десятилетия Вашингтон вряд ли сможет утратить свои ведущие позиции.
История американо-российских отношений в период холодной войны подробно исследована и четко представлена, в то время как период после распада Советского Союза пока не столь ясно представлен. Именно поэтому тема данной работы, посвященная проблеме отношений одних из ведущих стран в постсоветский период, является крайне актуальной на текущий момент.
В настоящей работе вопросы обеспечения безопасности России рассматриваются в контексте ее военно-политических противоречий с такой сильной державой как Соединенные Штаты. Надо отметить, что российско-американские отношения сегодня переживают сложный этап, даже несмотря на то, что ожидалось, что с приходом к власти Дональда Трампа сможет наступить очередная перезагрузка. Однако до сих пор сохраняются некоторые противоречия по многим важным вопросам мировой политики, в которых ведущее место занимает военнополитический вопрос.
Временные рамки исследования охватывают период после 1991 года по апрель 2018 года. Это связано с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации, а также с военной операций в Сирии 14 апреля 2018 года. В работе рассмотрены отношения государств по военным и политическим вопросам при президентстве Дж. Буша младшего, Б. Обамы и начала президентства Д. Трампа в США и президентов Б. Ельцина, В. Путина, Д. Медведева в России.
Степень изученности темы. Сегодня можно встретить научные публикации по тем или иным аспектам изучения российско-американских отношений. На современном этапе проблематика контактов этих двух стран привлекает все больше внимание у исследователей, что связано с особой актуальностью данного вопроса.
В то же время практически нет действительно серьезных отечественных исследований, которые бы анализировали современную российскую политику в отношении США с точки зрения военнополитических противоречий. Есть публикации по тем или иным точечным направлениям.
Научные труды по теме исследования можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся публикации, посвященные основам формирования внешней политики России. Здесь следует выделить таких исследователей как Богатуров А.Д.; Каширина Т. В.; Хрусталев М.А. и Косолапов А.Н. .
Вторая группа представлена материалами, исследующими военный фактор в международных отношениях. Важными являются работы Аллисон Г. Т.; Арбатов А.Г., Бубнова Н.И.; Владимирова А. И.; Воробьев С. В., Воробьев С. С.; Глазовой А. В.; Закаурцева Т. А.; Каширина Т. В.; Кашириной Т. В.; Мартьянова О.; Никитина А. И.; Рогов С.М.; Фененко А.В. .
Третья группа исследований изучает проблематику взаимоотношений России и США. Для настоящей работы важную роль сыграли монографии и статьи следующих авторов - Арбатова А. Г.; Богатурова А. Д.; Арбатова А. и Дворкина В.; Данилова Т. Ю.; Косырева Д.; Кузника П. и Стоун О.; Мухаметова Д. А. и Клевцова О. И.; Подлесного П. Т.; Рыжова И. В. и Интякова А. А.; Самуйлова С. М.; Токарев А.А.; Трубникова В. И.; Шеппа М. .
Объектом исследования выступает военно-политический фактор в отношениях России и США с 1991 года по апрель 2018 года.
Предметом исследования стали военно-политические противоречия России и США с 1991 года по апрель 2018 года.
Целью исследования является выявление ключевых военно-политических противоречий России и США на современном этапе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать роль военно-политического фактора в межгосударственных отношениях;
• дать оценку состоянию российско-американских отношений на современном этапе;
• проанализировать роль ядерного сдерживания в современной политике ядерных держав и ограничения ядерных вооружений;
• продемонстрировать особенности политики США в контексте политического блока НАТО и ее влияние на военнополитические противоречия с Россией;
• выявить проблемы военно-политического взаимодействия США и России по урегулированию сирийского кризиса.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы сравнительного анализа и синтеза, методы индукции и дедукции. Кроме этого особое значение приобретают методы анализа политических процессов, именно они позволили выявить и определить главные векторы в военно-политических отношениях между РФ и США. Отдельно необходимо отметить важность таких историографических методов как метод описания для анализа взаимоотношений Российской Федерации с Соединенными Штатами и ситуационные исследования для анализа и описания ключевых событий российско-американских отношений.
Также были использованы при решении поставленных задач научные методы познания, такие как системный подход, диалектический метод, синтез и анализ, логический анализ практического и теоритического обобщения.
Источниковую базу работы составили договорно-правовая основа взаимоотношений РФ и США; внешнеполитические документы РФ и США; документы Министерства иностранных дел России; такие документы как Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора; Концепция внешней политики Российской Федерации; Совместный доклад американского центра стратегических и международных исследований, норвежского института оборонных исследований и центра стратегических исследований в Нидерландах; Текст соглашения США и РФ по Сирии; Декларация Глав Государств и Правительств Российской Федерации и
Государств-Членов НАТО; План действий Совета Россия-НАТО по терроризму; Поздравление Дональду Трампу с победой на выборах Президента Соединенных Штатов Америки; Указ Президента РФ №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; «Московская декларация о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки»; Ядерная программа ЮАР; Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; Международная Конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма; Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения; Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма; Указ Президента РФ N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Совместное заявление принятое по итогам Конференции ядерной «пятерки»; «Кремлевский доклад»; Геттемюллер Р. российско-американские отношения в сфере безопасности после кризиса в Грузии / Выступление на брифинге в Фонде Карнеги за международный мир Концепция внешней политики Российской Федерации; Совместный доклад американского центра стратегических и международных исследований, норвежского института оборонных исследований и центра стратегических исследований в Нидерландах .
Научная новизна исследования состоит в постановке проблемы, которая комплексно раньше не изучалась в науке о международных отношениях. На основе документов, фактологической информации и научно-исследовательской литературы в работе делается вывод о современном состоянии военно-политических противоречий России и США, а также об их дальнейшем урегулировании. Отношения между двумя странами продолжают страдать от взаимного недоверия. Лучший способ его преодоления — открытое сотрудничество по конкретным вопросам, которые стороны считают отвечающими взаимным интересам.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют сделать общий вывод об особенностях взглядов обеих стран на решение глобальных политических проблем, а также в целом отношения РФ и США в контексте военнополитических разногласий. Полученные результаты могут стать в дальнейшем базой для более углубленных исследований данной тематики.
Уже после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года в мире начала складываться новая обстановка, это значительно поменяло контекст российско-американских отношений.
Если оценивать согласно внешним признакам, эти отношения всерьез усовершенствовались. Россия и США впервые после Второй мировой войны находятся в одной коалиции и ведут борьбу против общего противника. Стало быть, их национальные интересы, во всяком случае, в противостоянии с международным терроризмом, сейчас совпадают. Между ними происходит взаимодействие, которое кажется гораздо более тесным и глубоким, чем взаимодействие России и США со своими союзниками соответственно по НАТО и Договору о коллективной безопасности.
В проведении долговременной кампании против международного терроризма обойтись без России американцам оказалось весьма сложно. Кризис показал, что в районе Центральной Азии ни одно государство не обладает такими политическими и военно-техническими возможностями, как Россия. Сотрудничество с ней и ее поддержка для США оказались незаменимыми.
Под знаменем борьбы с терроризмом США осуществили очередное крупное геополитическое наступление, прежде всего в Центральной Азии и на Кавказе — регионах, которые Россия ранее объявила зонами своих жизненно немаловажных заинтересованностей. Причем произошло это наступление при молчаливом согласии Москвы. В результате антитеррористической операции Россия потеряла важные инструменты международного влияния, связанные как с Договором о коллективной безопасности, так и с шанхайской «шестеркой» — эти механизмы оказались невостребованными и сейчас фактически рассыпаются.
В политической сфере США подтвердили свою неготовность считаться с интересами России. По-прежнему форсируются проекты расширения НАТО. России отводится в лучшем случае роль младшего компаньона в решении не только глобальных, но в том числе и региональных проблем международной безопасности.
Российско-американские отношения являются продолжением отношений между СССР и США на новом историческом этапе. Но если в начале ХХ века и, особенно в период холодной войны отношения двух сверхдержав являлись основными, лежавшими в основе биполярной структуры мира, то в 90-е гг. их роль изменилась. Можно сказать что Америка фактически осталась единственной сверхдержавой на мировой арене после распада СССР, и несмотря на недавний кризис, постигший Соединенные Штаты, в ближайшие десятилетия Вашингтон вряд ли сможет утратить свои ведущие позиции.
История американо-российских отношений в период холодной войны подробно исследована и четко представлена, в то время как период после распада Советского Союза пока не столь ясно представлен. Именно поэтому тема данной работы, посвященная проблеме отношений одних из ведущих стран в постсоветский период, является крайне актуальной на текущий момент.
В настоящей работе вопросы обеспечения безопасности России рассматриваются в контексте ее военно-политических противоречий с такой сильной державой как Соединенные Штаты. Надо отметить, что российско-американские отношения сегодня переживают сложный этап, даже несмотря на то, что ожидалось, что с приходом к власти Дональда Трампа сможет наступить очередная перезагрузка. Однако до сих пор сохраняются некоторые противоречия по многим важным вопросам мировой политики, в которых ведущее место занимает военнополитический вопрос.
Временные рамки исследования охватывают период после 1991 года по апрель 2018 года. Это связано с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации, а также с военной операций в Сирии 14 апреля 2018 года. В работе рассмотрены отношения государств по военным и политическим вопросам при президентстве Дж. Буша младшего, Б. Обамы и начала президентства Д. Трампа в США и президентов Б. Ельцина, В. Путина, Д. Медведева в России.
Степень изученности темы. Сегодня можно встретить научные публикации по тем или иным аспектам изучения российско-американских отношений. На современном этапе проблематика контактов этих двух стран привлекает все больше внимание у исследователей, что связано с особой актуальностью данного вопроса.
В то же время практически нет действительно серьезных отечественных исследований, которые бы анализировали современную российскую политику в отношении США с точки зрения военнополитических противоречий. Есть публикации по тем или иным точечным направлениям.
Научные труды по теме исследования можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся публикации, посвященные основам формирования внешней политики России. Здесь следует выделить таких исследователей как Богатуров А.Д.; Каширина Т. В.; Хрусталев М.А. и Косолапов А.Н. .
Вторая группа представлена материалами, исследующими военный фактор в международных отношениях. Важными являются работы Аллисон Г. Т.; Арбатов А.Г., Бубнова Н.И.; Владимирова А. И.; Воробьев С. В., Воробьев С. С.; Глазовой А. В.; Закаурцева Т. А.; Каширина Т. В.; Кашириной Т. В.; Мартьянова О.; Никитина А. И.; Рогов С.М.; Фененко А.В. .
Третья группа исследований изучает проблематику взаимоотношений России и США. Для настоящей работы важную роль сыграли монографии и статьи следующих авторов - Арбатова А. Г.; Богатурова А. Д.; Арбатова А. и Дворкина В.; Данилова Т. Ю.; Косырева Д.; Кузника П. и Стоун О.; Мухаметова Д. А. и Клевцова О. И.; Подлесного П. Т.; Рыжова И. В. и Интякова А. А.; Самуйлова С. М.; Токарев А.А.; Трубникова В. И.; Шеппа М. .
Объектом исследования выступает военно-политический фактор в отношениях России и США с 1991 года по апрель 2018 года.
Предметом исследования стали военно-политические противоречия России и США с 1991 года по апрель 2018 года.
Целью исследования является выявление ключевых военно-политических противоречий России и США на современном этапе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать роль военно-политического фактора в межгосударственных отношениях;
• дать оценку состоянию российско-американских отношений на современном этапе;
• проанализировать роль ядерного сдерживания в современной политике ядерных держав и ограничения ядерных вооружений;
• продемонстрировать особенности политики США в контексте политического блока НАТО и ее влияние на военнополитические противоречия с Россией;
• выявить проблемы военно-политического взаимодействия США и России по урегулированию сирийского кризиса.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы сравнительного анализа и синтеза, методы индукции и дедукции. Кроме этого особое значение приобретают методы анализа политических процессов, именно они позволили выявить и определить главные векторы в военно-политических отношениях между РФ и США. Отдельно необходимо отметить важность таких историографических методов как метод описания для анализа взаимоотношений Российской Федерации с Соединенными Штатами и ситуационные исследования для анализа и описания ключевых событий российско-американских отношений.
Также были использованы при решении поставленных задач научные методы познания, такие как системный подход, диалектический метод, синтез и анализ, логический анализ практического и теоритического обобщения.
Источниковую базу работы составили договорно-правовая основа взаимоотношений РФ и США; внешнеполитические документы РФ и США; документы Министерства иностранных дел России; такие документы как Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора; Концепция внешней политики Российской Федерации; Совместный доклад американского центра стратегических и международных исследований, норвежского института оборонных исследований и центра стратегических исследований в Нидерландах; Текст соглашения США и РФ по Сирии; Декларация Глав Государств и Правительств Российской Федерации и
Государств-Членов НАТО; План действий Совета Россия-НАТО по терроризму; Поздравление Дональду Трампу с победой на выборах Президента Соединенных Штатов Америки; Указ Президента РФ №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; «Московская декларация о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки»; Ядерная программа ЮАР; Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; Международная Конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма; Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения; Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма; Указ Президента РФ N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Совместное заявление принятое по итогам Конференции ядерной «пятерки»; «Кремлевский доклад»; Геттемюллер Р. российско-американские отношения в сфере безопасности после кризиса в Грузии / Выступление на брифинге в Фонде Карнеги за международный мир Концепция внешней политики Российской Федерации; Совместный доклад американского центра стратегических и международных исследований, норвежского института оборонных исследований и центра стратегических исследований в Нидерландах .
Научная новизна исследования состоит в постановке проблемы, которая комплексно раньше не изучалась в науке о международных отношениях. На основе документов, фактологической информации и научно-исследовательской литературы в работе делается вывод о современном состоянии военно-политических противоречий России и США, а также об их дальнейшем урегулировании. Отношения между двумя странами продолжают страдать от взаимного недоверия. Лучший способ его преодоления — открытое сотрудничество по конкретным вопросам, которые стороны считают отвечающими взаимным интересам.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют сделать общий вывод об особенностях взглядов обеих стран на решение глобальных политических проблем, а также в целом отношения РФ и США в контексте военнополитических разногласий. Полученные результаты могут стать в дальнейшем базой для более углубленных исследований данной тематики.
Подводя итог можно сделать вывод, что на современном этапе российско-американские отношения переживают один из наиболее сложных периодов, что связано во многом с наличием целого перечня военно-политических противоречий, среди которых главным можно сегодня назвать эскалацию обстановки в Украине с 2013 г. по настоящее время, расхождения во взглядах по урегулированию сирийского кризиса, роль ядерного сдерживания в контексте отношений между странами, сложности взаимодействия РФ и США в контексте политического блока НАТО.
Действия США российское руководство зачастую трактует как угрозу своей национальной безопасности.
Необходимо отметить, что абсолютно все негативные факторы касательно отношений России и США не могут быть преодолены в ближайшее время. Даже с учетом смены президента США, которым стал Данальд Трамп, удачно использовавший в своей предвыборной риторике сюжет о прекращении конфронтации с Россией, он и его администрация остаются заложниками военно-промышленного блока. Не будут прекращены и попытки дестабилизации политической системы России изнутри при помощи иностранных агентов.
Однако утверждение о всесильных западных технологиях по организации политических переворотов явно не обосновано - если система слаба изнутри, ее структурные элементы не имеют эффективного взаимодействия между собой, отсутствует координация внешнеполитической линии, а присутствует резкая смена геополитических приоритетов. Еще в начале 2000-х годов Китай рассматривался в политической риторике российской власти как возможная угроза и соперник, а Запад считался наиболее оптимальным вариантом партнерства, то после событий в Украине 2013 года резко появился ориентир в сторону сотрудничества с КНР и практически разрыв отношений с Западом. Такая внезапная смена приоритетов определена национальными интересами страны, тем не менее, нет никаких гарантий того, что Китай будет более дружественным партнером, чем все прочие страны: КНР четко соблюдает собственные национальные интересы в первую очередь, российские интересы, беспокоят его только в контексте собственной геополитической стратегии.
На сегодняшний день становится очевидным, что угрозы и вызовы для Российской Федерации многолики, разнообразны и взаимозависимы. Следовательно, невозможно исключить вероятность того, что развитие России и ее оборонного комплекса, по крайней мере, в краткосрочной перспективе будет протекать в условиях внешнего давления, прежде всего, со стороны США, в том числе ограничение партнерских взаимосвязей, весьма чувствительных для РФ. В настоящее время наша страна уже ощутила не себе последствия введенных в 2014 году и до сих пор действующих западных санкций.
Несмотря на сложные вопросы в российско-американских отношениях и очевидно антирусскую направленность в политической ориентации американской администрации, совместная работа США и России имеет первостепенную значимость с целью укрепления глобальной безопасности. Вопросы военной безопасности включают контроль, ограничение и сокращение ракетно-ядерной системы, нераспространение ядерного оружия, недопущение создания новых видов оружия массового уничтожения развивающимися государствами. Все это играет центральную роль в российско-американских отношениях. Россия, с ее великой историей, может и должна играть достаточно значимую роль в мировой политике, совместно с иными крупными державами противостоять формированию однополярного мира и удерживать внешнеполитические позиции в различных регионах в будущем.
Будущее положение и развитие российско-американских отношении если не во всем, то во многом зависит от самой России, каким образом ей удастся найти и определить свою значимость на мировой арене. Даже при нынешнем могуществе у США нет рычагов воздействия на Россию, которая владеет огромными богатствами.
В краткосрочной перспективе равновесие сил в российско-американских отношениях вряд ли изменится в выгоду России, что может быть применено США с целью увеличения напора на Россию. Тем не менее в процессе выхода России из кризиса и обеспечения стабильных темпов финансового формирования станут появляться предпосылки для выравнивания отношений с Соединенными Штатами, обеспечения наиболее равного взаимодействия двух государств, преодоления рецидивов холодной войны. Это создаст основу для формирования в более отдаленной перспективе устойчивой модели взаимовыгодного сотрудничества России и США, как в рамках двусторонних отношений, так и в подходе к решению ключевых вопросов мировой политики и экономики, обеспечению международной безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Таким образом, можно отметить, что российско-американские отношения относительно небольшой период миновали сложную эволюцию — от доброжелательности и готовности обеих стран к сотрудничеству, до взаимного разочарования. Пока США и Россия не смогли создать концепцию взаимозависимых финансовых и общественно-политических заинтересованностей, что б содействовали снятию существующих задач в двухсторонних взаимоотношениях.
Сегодня весьма принципиально понимать, что подлинная иерархия угроз может нередко разниться с тем перечнем ценностей, что анонсируется в разных доктринальных документах.
В проведенном исследовании особо отмечается, что Соединенные Штаты рассматриваются как одна из ключевых сфер, угрожающих российский национальной безопасности, что связано с целым комплексом вопросов - расширение НАТО на Восток и развертывание США системы ПРО в Европе.
Также были подробно рассмотрены военно-политические разногласия России и США относительно сирийского кризиса. Мировое сообщество в лице России и США являются на данный момент главными иностранными государствами, пытающимися разрешить сирийское противостояние. Разные интересы и подходы в политике мешают им договориться уже на протяжении долгого времени. Пока что Америка и Россия не смогли создать концепцию взаимозависимых экономических и политических интересов, которые бы содействовали снятию существующих задач в двухсторонних взаимоотношениях.
Действия США российское руководство зачастую трактует как угрозу своей национальной безопасности.
Необходимо отметить, что абсолютно все негативные факторы касательно отношений России и США не могут быть преодолены в ближайшее время. Даже с учетом смены президента США, которым стал Данальд Трамп, удачно использовавший в своей предвыборной риторике сюжет о прекращении конфронтации с Россией, он и его администрация остаются заложниками военно-промышленного блока. Не будут прекращены и попытки дестабилизации политической системы России изнутри при помощи иностранных агентов.
Однако утверждение о всесильных западных технологиях по организации политических переворотов явно не обосновано - если система слаба изнутри, ее структурные элементы не имеют эффективного взаимодействия между собой, отсутствует координация внешнеполитической линии, а присутствует резкая смена геополитических приоритетов. Еще в начале 2000-х годов Китай рассматривался в политической риторике российской власти как возможная угроза и соперник, а Запад считался наиболее оптимальным вариантом партнерства, то после событий в Украине 2013 года резко появился ориентир в сторону сотрудничества с КНР и практически разрыв отношений с Западом. Такая внезапная смена приоритетов определена национальными интересами страны, тем не менее, нет никаких гарантий того, что Китай будет более дружественным партнером, чем все прочие страны: КНР четко соблюдает собственные национальные интересы в первую очередь, российские интересы, беспокоят его только в контексте собственной геополитической стратегии.
На сегодняшний день становится очевидным, что угрозы и вызовы для Российской Федерации многолики, разнообразны и взаимозависимы. Следовательно, невозможно исключить вероятность того, что развитие России и ее оборонного комплекса, по крайней мере, в краткосрочной перспективе будет протекать в условиях внешнего давления, прежде всего, со стороны США, в том числе ограничение партнерских взаимосвязей, весьма чувствительных для РФ. В настоящее время наша страна уже ощутила не себе последствия введенных в 2014 году и до сих пор действующих западных санкций.
Несмотря на сложные вопросы в российско-американских отношениях и очевидно антирусскую направленность в политической ориентации американской администрации, совместная работа США и России имеет первостепенную значимость с целью укрепления глобальной безопасности. Вопросы военной безопасности включают контроль, ограничение и сокращение ракетно-ядерной системы, нераспространение ядерного оружия, недопущение создания новых видов оружия массового уничтожения развивающимися государствами. Все это играет центральную роль в российско-американских отношениях. Россия, с ее великой историей, может и должна играть достаточно значимую роль в мировой политике, совместно с иными крупными державами противостоять формированию однополярного мира и удерживать внешнеполитические позиции в различных регионах в будущем.
Будущее положение и развитие российско-американских отношении если не во всем, то во многом зависит от самой России, каким образом ей удастся найти и определить свою значимость на мировой арене. Даже при нынешнем могуществе у США нет рычагов воздействия на Россию, которая владеет огромными богатствами.
В краткосрочной перспективе равновесие сил в российско-американских отношениях вряд ли изменится в выгоду России, что может быть применено США с целью увеличения напора на Россию. Тем не менее в процессе выхода России из кризиса и обеспечения стабильных темпов финансового формирования станут появляться предпосылки для выравнивания отношений с Соединенными Штатами, обеспечения наиболее равного взаимодействия двух государств, преодоления рецидивов холодной войны. Это создаст основу для формирования в более отдаленной перспективе устойчивой модели взаимовыгодного сотрудничества России и США, как в рамках двусторонних отношений, так и в подходе к решению ключевых вопросов мировой политики и экономики, обеспечению международной безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Таким образом, можно отметить, что российско-американские отношения относительно небольшой период миновали сложную эволюцию — от доброжелательности и готовности обеих стран к сотрудничеству, до взаимного разочарования. Пока США и Россия не смогли создать концепцию взаимозависимых финансовых и общественно-политических заинтересованностей, что б содействовали снятию существующих задач в двухсторонних взаимоотношениях.
Сегодня весьма принципиально понимать, что подлинная иерархия угроз может нередко разниться с тем перечнем ценностей, что анонсируется в разных доктринальных документах.
В проведенном исследовании особо отмечается, что Соединенные Штаты рассматриваются как одна из ключевых сфер, угрожающих российский национальной безопасности, что связано с целым комплексом вопросов - расширение НАТО на Восток и развертывание США системы ПРО в Европе.
Также были подробно рассмотрены военно-политические разногласия России и США относительно сирийского кризиса. Мировое сообщество в лице России и США являются на данный момент главными иностранными государствами, пытающимися разрешить сирийское противостояние. Разные интересы и подходы в политике мешают им договориться уже на протяжении долгого времени. Пока что Америка и Россия не смогли создать концепцию взаимозависимых экономических и политических интересов, которые бы содействовали снятию существующих задач в двухсторонних взаимоотношениях.
Подобные работы
- Развитие внешнеторговых отношений России и США: проблемы и
перспективы
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО РОССИИ И НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Российско-германские отношения на современном этапе (2000-2018 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
THE ARCTIC REGION IN THE 21ST CENTURY: COMPARATIVE ANALYSIS
OF ARCTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Российско-вьетнамские отношения на современной
международной арене
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Американо-китайские отношения на современном этапе (2000-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политика США по отношению к Тайваню на современном этапе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ КУРДСКОГО ВОПРОСА НА ОТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ И США
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



