Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Работа №35638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
825
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Отечественная лингвистика второй половины XX - XXI вв 5
1.1. Общее актуальное положение отечественной лингвистики 5
1.2. Положение социолингвистики 8
1.2.1. Происхождение социолингвистики 8
1.2.2. Основные разделы и понятия социолингвистики 12
1.2.3. Анализ актуальных проблем социолингвистики 17
1.3. Положение психолингвистики 20
1.3.1. Происхождение психолингвистики 20
1.3.2. Основные разделы и понятия психолингвистики 23
1.3.3. Анализ актуальных проблем психолингвистики 26
Глава 2. Изучение и анализ актуальных проблем отечественной лингвистики 30
2.1. Актуальные проблемы социолингвистики 30
2.1.1. Билингвизм в постсоветском пространстве в наше время (положение
русского языка) 30
2.1.2. Употребление феминитивов при описании профессий и должностей и
их использование в русском языке (сфера масс-медиа) 37
2.2. Актуальные проблемы психолингвистики 43
2.2.1. Проблема обучения русскому языку как неродному в странах
постсоветского пространства 43
2.2.2. Психолингвистические методы в криминалистике и судебной
психологии в России 50
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложение 1 67
Приложение 2

В настоящее время современное языкознание делает акцент не на узкоспециализированные научные исследования, а на более широкие и всеобъемлющие работы, которые включают в себя использование методов разных наук. Исследователи все больше уделяют внимание тому факту, что изучение языка и решение научных и практических задач становится намного эффективнее при интеграции нескольких наук, которые пересекаются в своих исследованиях. В итоге слияние наук приводит к наиболее быстрому способу решения проблем и задач, в отличие от узконаправленных исследований, в которых задействована методология только одной конкретной науки.
Американский лингвист и антрополог Э.Сепир писал: «Чрезвычайно важно, чтобы лингвисты, которых часто обвиняют - и обвиняют справедливо - в отказе выйти за пределы своего исследования, наконец, поняли, что может означать их наука для интерпретации человеческого поведения. Нравится им или нет, но они должны будут все больше и больше заниматься различными антропологическими, социологическими и психологическими проблемами, которые вторгаются в область языка» [62, С. 237-238].
Положение современной лингвистики действительно значительно изменилось за последнее время. Идея и призыв Э.Сепира стали актуальным вектором современных исследований языка.
Цель данного исследования заключается в поиске, изучении и исследовании актуальных проблем отечественной лингвистики и в формировании последующих выводов.
Задачи данного исследования заключаются в изучении состояния современной отечественной лингвистики в контексте ее актуальных направлений; в выявлении наиболее актуальных и распространенных проблем отечественной лингвистики; в анализе отдельных проблем и в формировании последующих выводов.
Объектом исследования являются актуальные направления современной отечественной лингвистики.
Предмет исследования - актуальные проблемы современных направлений отечественной лингвистики.
В работе были использованы следующие методы: методы анализа, индукции и синтеза, а также контекстуальный анализ и описательный метод.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что современная лингвистика постепенно отходит от концепции точной науки. Сознание человека, культура, психологическое состояние и сам человек постепенно возвращаются в лингвистику. Сейчас современное языкознание фокусируется на стыке двух или нескольких наук, и поэтому изучение и решение научных и практических проблем, возникших при образовании многих новых разделов лингвистики, актуально и требует к себе особого внимания.
Теоретическая значимость работы: материал исследования может служить стимулом повышения общетеоретического уровня современных исследований в области языкознания, а также представить новый взгляд на проблемы, что приведет к расширению подходов к их изучению.
Практическая значимость работы: в ходе анализа актуальных проблем современной отечественной лингвистики были выявлены многие моменты, которые могут послужить основой для дальнейшего более глубоко изучения и решения данных проблем.
Материалом для данной работы послужили работы представителей отечественной и зарубежной лингвистики, а также материалы исследований актуальных проблем отечественной лингвистики.
Основные положения настоящего исследования излагались на ежегодной научной конференции студентов КФУ (11 апреля 2019 года) и были опубликованы в сборнике тезисов по материалам конференции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив и проанализировав наиболее актуальные проблемы современной отечественной лингвистики, можно сделать вывод о том, что каждая из них тесным образом связана не только с областью лингвистики, но и со смежными областями, предмет изучения которых оказывает большое влияние на систему языка.
Социолингвистика и психолингвистика - одни из наиболее актуальных направлений современного языкознания, изучающие языковые процессы через призму двух смежных наук, что, в свою очередь, помогает при решении проблем, возникающих в системе языка. Следует отметить, что данные направления часто пересекаются в своих исследованиях, что обосновывает необходимость вовлечения многих отраслей наук в изучение языковых проблем.
Актуальность языковых проблем, связанных с влиянием социума и мышления человека нельзя оспорить, так как система языка больше не рассматривается учеными как отдельная сфера. При изучении актуальных проблем языкознания ученые-лингвисты учитывают все влияющие на них факторы.
Проблемы билингвизма и употребления феминитивов в отечественной лингвистике приобретают актуальный характер, так как социум и общественные изменения стали именно теми социальными факторами, повлиявшими на изменения в языке. Именно такой взаимосвязью общества и языка занимается направление социолингвистика.
Психолингвистические методы, применяемые при изучении русского языка, а также в судебной психологии и криминалистике, наглядно показывают необходимость всестороннего подхода к изучению проблемы, независимо от сферы ее первоначального возникновения. Применяя данные методы, представителям той или ной сферы деятельности, удается глубже изучить проблему, понять ее суть, и, тем самым, решить ее.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены наиболее актуальные направления отечественного языкознания (социолингвистика и психолингвистика), изучены и проанализированы наиболее актуальные проблемы данных направлений и сделаны соответствующие выводы.
В случае с ситуацией с билингвизмом в постсоветском пространстве и употреблением феминитивов наглядно показана связь общества и языка и то, как социальные перемены в обществе и общественные движения влияют на изменения в языке. Русский язык постепенно вымещается национальными языками в странах СНГ, так как правительства стран проводят активную политику распространения национальных языков в целях полного исключения русского языка из всех сфер деятельности человека. Процесс внедрения феминитивов в русский язык до сих пор находится на начальной стадии, однако усиливающаяся роль женщин во всех сферах деятельности человека, во многих из которых ранее были задействованы только мужчины, оказывает большое влияние не только на общественные изменения, но и на язык. Связь мышления и языка отражается в проблеме изучения языков и их восприятия, в том, как население бывших советских республик изучает русский язык, беря за основу родной национальный язык. Психолингвистические методы в криминалистике, в свою очередь, позволяют проанализировать текстовое или звуковое сообщение, выявить определенные черты человека, составить его психологический портрет и помочь ходу расследования.
Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что необходимость изучения и решения проблем современного языкознания как предмета исследования смежных наук актуальна в наше время, особенно с учетом всех влияющих на них извне факторов.



1. Белкин Р. С., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. / Р. С.
Белкин, Т.В. Аверьянова, Ю.Г. Корухов // Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. - М.:Издательство НОРМА, 2000.
2. Аврорин, В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики / В.А. Аврорин. - М.: Наука, 1975. - 276 с.
3. Ажеж, К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки / К. Ажеж. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.
4. Актуальные проблемы лингвистики - 2015: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 15 апреля / отв. ред. Х.С. Шагбанова. - М.: Тюмень: ТюмГНГУ, 2015.
5. Баданина И.В. Функционирование феминативов в языке интернета // Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей I Международной научно-практической конференции. РУДН, под общ. ред. А.В. Должиковой, В.В.. - Москва, 2017.- С. 89-94.
6. Беликов, В.И. Социолингвистика: учебник для вузов / В.И. Беликов, Л.П. Крысин. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. - 20 с.
7. Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник / В.П. Белянин. - М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
8. Белл, Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Р.Т. Белл. - М.: Международные отношения, 1980. - 318 с.
9. Беркутова В. Феминитивы в русском языке: лингвистический аспект. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.psypart.com/feminitiv y-lingvisticheskii-aspect (дата обращения 15.03.19)
10. Берсенева, М.С. Чтение на занятиях по русскому языку: теоретические проблемы обучения инофонов / М.С. Берсенева // Русский язык как неродной: новое в теории и методике: сб. науч. статей. - М.: 2008. - 224 с.
11. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - Т.1. - 384 с.; Т.2. -391 с.
12. Болтовский, С.О. Сохранение и развитие русского языка в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Автореф. дис.канд.полит.наук: 23.00.02 / С.О. Болтовский. - М., 2012. - 4 с.
13. Брайт, У. Введение: Параметры социолингвистики / У. Брайт // Новое в лингвистике. - Выпуск VII. Социолингвистика. - М.: Прогресс, 1975. - С. 34-41.
14. Быстрова, Е.А. Русский язык в многонациональной России // Русский язык в школе. - М.: ШГПУ, 2004. - №2. - 38 с.
15. Вахтин, Н.Б. Социолингвистика и социология языка / Н.Б. Вахтин, Е.В.
Головко. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Издательство
Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004. - 336 с.
16. Винокур, Г.О. Введение в изучение филологических наук / Г.О. Винокур. - М.: Лабиринт, 2000. - 488 с.
17. Вишневская, Г.М. Билингвизм и его аспекты / Г.М. Вишневская. - М.:Иваново, 1997. - С. 24-25.
18. Волошинов, В.Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке. Комментарии В. Махлина / В.Н. Волошинов. - М.: Лабиринт, 1993. - 13 с.
19. Вульф, Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин. / Н. Вульф // М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 21 с.
20. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт,
1996. - 415 с.
21. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: АСТ; Астрель, 2005. - 351 с.
22. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.
23. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. - 507.
24. Гусейнов, Г. Нулевые на кончике языка: Краткий путеводитель
по русскому дискурсу / Г. Гусейнов. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
25. Гухман М.М. У истоков советской социальной лингвистики / М.М. Гухман // Иностранные языки в школе, 1972. - №4. - С. 2-10.
26. Гущин А.В., Левченко А.С. Русский язык на постсоветском пространстве - социокультурные аспекты взаимодействия / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rodnayaistoriya.ru/index.php/postsovetskoezarubeje/po stsovetskoe-zarubeje/russkiie-mir-na-postsovetskom-prostranstve- %E2%80%93 -sociokulturnie-aspekti-vzaimodeiestviya.html, дата обращения 20.03.19.
27. Демьянков, В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В.З. Демьянов // Язык и наука конца 20 века. - М.: Институт языкознания РАН, 1995. - С. 239-320.
28. Жирмунский, В.М. Марксизм и социальная лингвистика // Жирмунский В.М. Общее и германское языкознание. - Л.: Наука, ЛО, 1976. - С. 235252.
29. Жирмунский, В.М. Национальный язык и социальные диалекты / В.М. Жирмунский. - Л.: Гослитиздат, 1936. - 297 с.
30. Жлуктенко, Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия / Ю.А. Жлуктенко. - Киев: Вища шк.., 1974. - 64 с.
31. Жукова И. Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова, М. Г. Лебедько, З. Г. Прошина, Н. Г. Юзефович; под ред. М. Г. Лебедько и З. Г. Прошиной. М.: Флинта: Наука, 2013. - 23 с.
32. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка / А.А. Зализняк. - М.: Русский язык, 2002.
ЗЗ.Звегинцев, В.А. О предмете и методе социолингвистики / В.А. Звегинцев // - Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1976. - Т. 35, №4. - С. 308-320.
34.Звегинцев, В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике / В.А. Звегинцев // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1982. - Т. 41, №3. - С. 250-258.
35.Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2011. - 264 с.
36. Ищенко Е.П., Топорков А.А. И98 Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006.
37. Карцевский, С.И. Язык, война и революция / С.И. Карцевский. - Берлин: Рус. универс. изд-во, 1923. - 72 с.
38. Кетцян, Г.В. Этноязыковая политика как институциональный фактор развития межнациональных отношений на постсоветском пространстве. Автореф. дис. канд.полит.наук. М., 2011. - 13 с.
39. Коновалова Н. И. Имена существительные в русском языке, обозначающие профессию женщины // История русского языка: Словообразование и формообразование. Казань, 1997. - С. 72-79.
40. Костомаров, П.И. Антропоцентризм как важнейший признак современной лингвистики / П.И. Костомаров // Вестник Кемеровского государственного университета. Выпуск №2 (58). - Т. 1. - 2014. - С. 198203.
41. Кубрякова, Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус / Е.С. Кубрякова // Известия АН. Серия литературы и языка, 1994. - Т. 53, №2. - С. 3-15.
42. Кун, Т. Структура научных революций: Перевод с англ. Налетова И.З. / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1977. - 288 с.
43. Лабов, У. Исследование языка в его социальном контексте/ У. Лабов // Новое в лингвистике. Выпуск VII. Социолингвистика. - М.: Прогресс, 1975. - С. 96-181.
44. Ларин, Б.А. К лингвистической характеристике города / Б.А. Ларин // Известия Государственного педагогического института им. Герцена. - Л., 1928а. - Вып. 1. - С. 175-185.
45. Ларин, Б.А. О лингвистическом изучении города / Б.А. Ларин // Русская речь, 19286. - Вып. 3. - С. 61-75.
46. Левицкий, А.Э. Функциональный подход в современной лингвистике / А.Э. Левицкий // Studia Linguistica/ Киевский университет, 2010. - №4. -
С. 31-38.
47. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: смысл; СПб.: Лань, 2003.
48. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, гл. ред Вост. Лит., 1977.
49. Лобанов Л.А., Могилева И.Б. Статус русского языка на постовестком пространстве // Вестник МГИМО - университета. 2008., - №3., - 82 с.
50. Лукин, О.В. Новые направления современного языкознания (2-ая половина XX века - XXI век): учебное пособие. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 26-38.
51. Маслов Ю.С. введение в языкознание / Ю.С. Маслов. - М.: Высшая школа, 1987. - 272 с.
52. Материалы Четвертой межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики», г. Санкт-Петербург, 20-21 апреля, 2015.
53. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев / Н.Б. Мечковская. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 207 с.
54. Митрофанова, И.И. Современные психолингвистические проблемы обучения русскому языку как иностранному / И.И. Митрофанова // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2009. - №1.
55. Новицка Б. Феминитивы с суффиксом -к(а) в новой русской лексике // Studiarossicaposnaniensia. Poznan, 2006. Z. 33.С. 73-76.
56.Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология / В.А. Образцов, С.Н. Богомолова. - М.: Закон и право, 2002.
57. Поливанов, Е.Д. За марксистское языкознание. Сборник популярных лингвистических статей / Е.Д. Поливанов. - М.: Федерация, 1931. - 184 с.
58. Пражский лингвистический кружок / Под ред. В.А. Звегинцева. - М.: Прогремм, 1967. - 559 с.
59. Пханаева, С.Н. Проблема обучения русскому языку как неродному в современных условиях образования // Концепт. - 2014. - №12.
60. Россия откроет дистанционные русские школы в СНГ - Фонд поддержки
и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом - 17.03.2013 / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http ://pravfond.ru/?module=news&action%20=view&id=696, дата обращения 20.03.19.
61. Русский язык на постсоветских просторах / [Электронный ресурс] //
Режим доступа: https://www.hse.ru/news/1163611/3194515.html, дата
обращения 18.03.19.
62. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир.
- М.: Прогресс, 1993. - С. 237-238.
63. Сеттарова, М.Д. Актуальные проблемы социолингвистики / М.Д. Сеттарова // Проблемы современной науки и образования. - Москва,
2015. - №8. - С. 101-102.
64. Словарь социолингвистических терминов / Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б.: ИЯРАН. - 2006. С. 312.
65. Селищев, А.М. Язык революционной эпохи : Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926) / А.М. Селищев. - М.: Работник просвещения, 1928.
66. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.:1992.
67. Фёдорова, О.А. Психолингвистика на службе у криминалистики / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/li brary/2013/04/06/psikholingvistika-na-sluzhbe-u-kriminalistiki, дата обращения 30.04.19.
68. Хауген, Э. Билингвизм / Э. Хауген // Проблемы билингвизма. - М., 1972.- 75 с.
69.Чемоданов, Н.С. Проблемы социальной лингвистики в современном языкознании / Н.С. Чемоданов // Новое в лингвистике. - Вып. VII. Социолингвистика. - М.: Прогресс, 1975. - С. 5-33.
70. Швейцер, А.Д. Модели языковой вариативности // Языки мира: проблемы языковой вариативности. М., 1991.
71. Швейцер, А.Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы / А.Д. Швейцер. - М.: Наука, 1976. - 176 с.
72. Швейцер, А.Д. Введение в социолингвистику / А.Д. Швейцер, Л.Б. Никольский. - М.: Высшая школа, 1978. - 216 с.
73. Швейцер , А.Д. К проблеме социальной дифференциации языка / А.Д. Швейцер // Вопросы языкознания, 1982. - №5. - С. 39-48.
74. Шор, Р.О. Язык и общество / Р.О. Шор. - М.: Либроком, 2010.
75. Шулежкова, С.Г. История лингвистических учений / С.Г. Шулежкова. - М.: Флинта, 2008. - 404 с.
76. Шхапацаева, М.Х. Современный русский язык / М.Х. Шхапацаева. - М.: редакционно-издательский отдел АГУ, 2013. — 319 с.
77. Currie, H. Language in Society / H. Currie. - P.: Cambridge University Press, 1980. - 134 c. - 407 с.
78. Gernsbacher, M. A. (Eds.), The Handbook of Psycholinguistics, 2ndEdition/ M.A. Gernsbacher. - New York: Academic Press, 2006.
79. Key, M. R. Male / female language. Metuohen, N.J.: Scarecrow Press, 1975.
80. Livejournal / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://morenamorana .livejoumal.com/272825.html (дата обращения 15.03.19)
81. Nida, E.A. Morphology: The Descriptive Analysis of Words / E.A. Nida. - P.: The University of Michigan Press, 1949.
82. Pronko N.H. Language and Psycholinguistics // Psychological Buletin, 1946.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ