Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОЗИТИВНОЙ И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Работа №35598

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы209
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
490
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Проблема социально-психологической адаптации современной
молодежи с учетом уровня сформированности этнической идентичности 9
1.1. Социально-психологическая адаптация межкультурного
взаимодействия в полиэтнических обществах 9
1.2. Проблема формирования этнической идентичности у современной
молодежи 29
1.3. Особенности социально-психологической адаптации студентов с
позитивной и неопределенной этнической идентичностью 38
2. Организация и методы исследования специфики социальнопсихологической адаптации студентов с разным типом этнической
идентичности 45
2.1. Организация и методы исследования студенческой молодежи 45
3. Экспериментальное изучение особенностей социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью 65
3.1 Результаты исследования взаимосвязи адаптации молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью 65
3.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации
современной студенческой молодежи 86
3.3. Результаты исследования сформированной этнической идентичности
студенческой молодежи 113
3.4. Программа по профилактической работе со студентами с высокой
этнической идентичностью 116
Заключение
Литература 159
Приложения 165


Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдаются системные изменения социокультурной среды, сопровождающиеся сменой сложившихся отношений, традиций, норм, правил поведения, активизацией миграционных процессов (в основном за счет беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище).
Учитывая, что в России, в целом, и в Татарстане, в особенности, общество всегда являлось полиэтничным (согласно официальной статистике в Республике Татарстан насчитывается более 18 национальностей), а миграционные процессы усилили этот показатель, то вопросы адаптации к ситуации инаковости и формирования толерантного отношения у современной молодежи приобретают особую значимость.
Всплеск к вопросам осознания этнической идентичности обусловлен психологической реакцией общества на социальную неопределенность. Деление по национальному признаку становится одним из основных атрибутов социального причисления, а этноидентичность актуализируется в числе центральных компонентов самосознании молодого поколения (Велик А.А., 2001; Гришина Е.А., 1999; Данилова Е.Н., 1994; Дробижева Л.М. 1994, 1996; Лебедева Н.М., 1997, 1999; Коростылев А.Д., 2002; Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Солдатова Г.У, 2001; Стефаненко Т.Г., 1999; Ядов В.А., 2000).
Поэтому анализ этнической идентичности молодежи обретает самостоятельную значимость и требует целенаправленного исследования на материале историко-культурных регионов, в частности Татарстана, что связано с решением задач формирования толерантности в условиях поликультурной образовательной среды
Одной из первоочередных задач школ и вузов как институтов социализации становится социально-психологическая адаптация обучающихся в едином образовательном и социокультурном пространстве. При этом
эффективная адаптация выступает рычагом регулирования межличностного и межгруппового взаимодействия обучающихся и платформой воспитательных превентивных мероприятий. Отметим, что социально-психологическая адаптация определяется нами как согласование компонентов системы «личность-социокультурная среда» в результате взаимодействия личности с совокупностью материальных и социальных составляющих социокультурной среды.
Обращаясь к образовательному пространству как центральному для формирования поликультурного самосознания, необходимо актуализировать изучение психолого-педагогических механизмов межэтнической толерантности и культурной ассимиляции и определить их роль в обеспечении эффективной социально-психологической адаптации студенческой молодежи.
Актуальность исследования специфики социально-психологической адаптации студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью связана с разрешением противоречий между:
- осознанием значимости изучения специфики социальнопсихологической адаптации молодежи с разной этнической идентичностью, и недостаточностью разработанности научно-методического обеспечения по профилактике неопределённой этнической идентичности студентов;
- потребностью современного общества в формировании этнической толерантности молодежи как основы его устойчивого развития и недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической теории и практике.
Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных этнопсихологическим феноменам, вопрос о роли этнической идентичности в обеспечении эффективной социально-психологической адаптации личности в поликультурном социуме остается открытым. При этом позитивная этническая идентичность нами рассматривается как ключевой механизм формирования межэтнической толерантности и эффективной социально-психологической адаптации.
Цель исследования - выявить специфику социально-психологической адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической
идентичностью и разработать на основе полученных эмпирических данных психолого-педагогическую программу по повышению адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды.
Объект исследования: особенности социально-психологической
адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической
идентичностью.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогической
программы по повышению адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотезой данной работы стало предположение о том, что имеется специфика социально-психологической адаптации у студенческой молодежи в зависимости от типа этнической идентичности (выражающаяся структурно и уровнево).
Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1. Существуют различия в социально-психологической адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью в зависимости от адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды;
2. Уровень этнической идентичности влияет на формирования толерантности, социальных установок в различных сферах взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ ключевых компонентов современной социокультурной среды, определить их участие в формировании эффективной социально-психологической адаптации;
2) выявить особенности социально-психологической адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью;
3) изучить особенности социально-психологической адаптации и этнической идентичности современной молодежи;
4) разработать психолого-педагогическую тренинговую программу по повышению адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды.
Методологической основой исследования являются положения о синергетическом, культурно-историческом подходе (Выготский Л.С.) определяющий социокультурную среду как главный источник развития личности; положения о сущности человека и особенностях его развития в этнокультурной парадигме (ЛП. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Ю. Хотинец); теории социально-психологической адаптации, в развитие которой внесли существенный вклад современные отечественные учёные: К.А. Абульханова- Славская, Л. И. Анцыферова, Б.Д. Парыгин, А. А. Реан, А.А. Началджян; проблемы этнопсихологии и национальной психологии также легли в основу исследования (А.О. Бороноев, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонов, Э.А. Саракуев, Т.Г. Стефаненко и др.).
Теоретическая основа исследования: существенное влияние на логику проведённого исследования оказали труды ученых о типах этнической идентичности (Н.П. Лебедева, Т.Г. Стефаненко и др.); теоретические исследования в области выявления взаимосвязи социально-психологической адаптации личности с этническими компонентами (В.В. Гриценко, А.В. Сухарев и др.); исследования о роли позитивной этнической идентичности на формирование мировоззрения (Н.П. Копцева), труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме самосознания и идентичности личности (Г.О. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, Г. Теджфела, С.В. Рыжова), труды отечественных исследователей по формированию позитивной этнической идентичности личности (Н.Н. Середкина).
Теоретическая и практическая значимость исследования:
- результаты исследования дополняют представления об особенностях проявления этнической идентичности, обусловленной социокультурным характером среды;
-разработанная психолого-педагогическая программа по повышению адаптационного потенциала личности студентов посредством этнической идентичности, может служить основой для совершенствования процесса воспитания молодежи в различных сферах общественной жизни.
Методы и методики исследования: теоретический анализ,
анкетирование, диагностика, статистическая обработка результатов. Методический инструментарий был представлен следующими методиками: Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В.Тарабриной); Социометрический тест; Типы этнической идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.); Диагностика социальнопсихологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд); Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева).
База исследования: исследование по теме магистерской
диссертационной работы проводилось в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Выборка: исследование по теме магистерской диссертационной работы проводилось в период с 2016 года по 2017 год. Всего в исследовании приняли участие 56 респондентов в возрасте 18-22 лет. Исследование на базе университета проводилось в группе по профилю «Химия» Химического института в количестве 29 респондентов, и в группе по специальности «Культура стран и регионов мира» Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ в количестве 27 респондентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проведенного нами магистерского диссертационного исследования, отметим, что в целом проблема формирования социальнопсихологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью получила свое теоретическое и экспериментальное решение.
В ходе работы нами осуществлен теоретический анализ ключевых компонентов современной социокультурной среды, определено их участие в формировании эффективной социально-психологической адаптации. Так, социально-психологическая адаптация межкультурного взаимодействия в полиэтнических обществах представляет собой установочное образование, регламентирующее групповое поведение, которое может проявляться или проявляется в определенной социальной ситуации или в заданных социальных условиях.
На современном этапе развития российское общество на протяжении всей своей истории является поликультурным, многонациональным и разнообразным по конфессиональному составу. Такая мозаичность отражается как на глобальных исторических событиях, так и затрагивает частную жизнь практически каждого члена общества, проявляясь в отношениях между людьми: с одной стороны - способствуя расширению и обогащению опыта взаимодействия, с другой стороны - служа почвой для возникновения конфликтов и непонимания. Исходя из этого становится очевидным, что проблема формирования этнической идентичности у современной молодежи является актуальной на сегодняшний день. На основании вышеизложенного также приобретает особую значимость и проблема выявления необходимых условий успешного формирования этнической идентичности у обучающихся и соблюдения их в образовательно-воспитательной деятельности субъектов социализации молодежи (учебные заведения, общественные организации и др.).
Следовательно, теоретический анализ особенностей социальнопсихологической адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью позволил сделать вывод о том, что в полиэтническом обществе тема единого социокультурного пространства приобретает особую актуальность. Обращаясь к образовательному пространству как центральному для формирования поликультурного самосознания у современной молодежи, необходимо актуализировать изучение особенностей социально-психологических механизмов адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью.
Целью проведения настоящего экспериментального исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью. Таким образом, результаты экспериментального исследования и сравнение показателей внутри шкалы «позитивная неопределенная идентичность» и показателей «неопределенная этническая идентичность» позволили сделать неоднозначные выводы. Студенты с высоким уровнем этнической идентичности имеют готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа, то есть проявляется гиперболизация этнической идентичности, определяющейся дискриминационной формой межэтнических отношений. Также студенты с гиперболизацией этнической идентичности ощущают себя пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Адаптационный потенциал студентов данной группы значительно ниже, чем у представителей с неопределенной этнической идентичности. Данные показатели задают характер дальнейшего исследования, так как уровень адаптации по профилактической программе необходимо повышать у представителей с высоким уровнем этнической идентичности (дискриминационной формой), а не у представителей с неопределенной этничностью.
По результатам исследования взаимосвязи адаптации молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью мы определили необходимость в разработке программы, с помощью которой возможно повысить уровень адаптации у представителей с высоким уровнем этнической идентичности (дискриминационной формой). Исходя из этого определена цель настоящей психолого-педагогической профилактической программы, которая заключается в формировании конструктивных направлений социальнопсихологической адаптации студенческой молодежи с высоким уровнем этнической идентичности. Для того, чтобы оценить эффективность предложенной психолого-педагогической профилактической программы в рамках настоящего магистерского диссертационного исследования мы выделили следующие значимые показатели: этнофанатизм, этноизоляция и этноэгоизм. Так, для их оценки нами была нами предложена методика экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцова,
О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой.
Также нами были рассмотрены взаимосвязи показателей как внутри, так и между каждыми методиками у представителей с разной этнической идентичностью. Данную процедуру мы провели с целью выявления структурного описания каждой группы внутри шкал «неопределенная этническая идентичность» и «позитивная этническая идентичность». По результатам исследования корреляционных связей было выявлено, что при высокой этнической идентичности студенты имеют выраженную взаимосвязь с такими составляющими как «этноэгоизм», «этнофанатизм» и «дезадаптивность», показатели этничности показывают взаимодействие студентов данной группы с другими людьми через призму конструкта «мой народ».
преобладающих эмоций в жизни студентов. С одной стороны, на позитивном плане - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни, с другой стороны, одновременно наличие отрицательных эмоциональных состояний. Также стоит отметить, что у студентов с высокой этнической идентичностью выражено гораздо больше корреляционных взаимосвязей, нежели у представителей с неопределенной этнической идентичностью, это можно объяснить тем, что студенты с высоким уровнем этнической идентичности находятся в поисках инструментов для повышения собственного адаптационного потенциала.
Таким образом, в проведенном магистерском диссертационном исследовании проблема с формирования социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью приобрела теоретическую значимость и нашла конкретное практическое решение. Цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана, что говорит об эффективности проделанной работы.


1. Айзенштадт, С.Н. Цивилизационные измерения социальных
изменений. Структура и история [Электронный ресурс]: электронная
библиотека Егора Холмогорова / С.Н. Айзенштадт. - URL: http: //traditio .ru/holmogorov/library/e/eisenstadt/civ-izmer.htm (дата обращения: 06.03.2018)
2. Алибекова, С.Я., Султанахмедова, З.Г. Гражданская, этническая и религиозная идентичности современной дагестанской молодежи / С.Я. Алибекова, З.Г. Султанахмедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия Философские науки. - 2013. - №4(25). - С.24-29.
3. Ахматханова, Л.А. Специфика социально-психологической адаптации у преподавателей с позитивной и неопределенной этнической идентичностью / Л.А. Ахматханова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года. -
2017. - Том 2. - С.67-68.
4. Барбер, Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности / Б. Барбер // Американская социология. - №2. - 2012. - С.230-240.
5. Богомолова, Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учебное пособие для студентов вузов / Н.Н. Богомолова. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 191 с.
6. Воронцов, В.С. Некоторые особенности национального
самосознания студентов-удмуртов / В.С. Воронцов // Вестник Удмуртского университета. - № 6. - 2012. - С. 89-90.
7. Габдуллина, Л.А. Специфика социально-психологической адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью / Л.А. Габдуллина //Проблемы современного педагогического образования.- №59(3). - 2018.- С. 434-437
8. Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России / В.В. Гриценко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 252 с.
9. Гриценко, В.В. Этническая идентичность и социально - психологическая адаптация / В.В. Гриценко // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика - № 1-2. Том 6. -
2016. - С.62-70.
10. Гришина, А.В., Лунин, С.Л. Типы этнической идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины / А.В. Гришина, С.Л. Лунин // Российский педагогический журнал. - №2 (12). - 2015. - С.46-49.
11. Гуревич, А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. - М. : Издательство «Центр гуманитарных инициатив», 2014. - 432 с.
12. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: практикум по психодиагностике / И.Б. Дерманова. - М. : Речь, 2016. - 176 с.
13. Журавлев А.Л. Предмет и структура социальной психологии / А.Л. Журавлев // Социальная психология. - №4. - 2002. - С.5-10.
14. Зинурова, Р.И. Психология и педагогика этноса: учебно
методическое пособие / Р.И. Зинурова. - Казань: Казанский государственный технологический ун-т, 2015. - 104 с.
15. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена [Электронный
ресурс]: медицинская статистика // Теория. - URL:
http://medstatistic.ru/theory/spirmen.html (дата обращения: 02.04.2018)
16. Критерий Манна-Уитни [Электронный ресурс]: глобальный
интеллектуальный ресурс «Портал знаний» / Отраслевые порталы. - Режим
доступа: URL: http://statistica.ru/local-portals/medicine/u-kriteriy-manna-uitni/
(дата обращения: 02.04.2018)
17. Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. - М. : Институт этнологии и антропологии, 2012. - 195 с.
18. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; пер. с англ. Т.В. Барчуновои под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2014. - 384 с.
19. Малхозова, Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: дисс. канд. психол. наук / Ф.М.: Малхозова. - М. : Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации, 1999. - 166 с.
20. Миронова, Н.П. Этническое самосознание современной молодежи Республики Коми: дисс. канд. историч. наук / Н.П. Миронова. - Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, 2011. - 202 с.
21. Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации [Электронный ресурс]: психология и методология образования / А.К. Осницкий // Концептуально-методические разработки средств оценки социализации учащихся. - URL: http://psyhoinfo.ru/opredelenie-harakteristik-socialnoy-adaptacii (дата обращения: 21.03.2018)
22. Оценка позитивности и неопределенности этнической
идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева) [Электронный ресурс]: психологическая диагностика // Тесты. - URL:
https://sites.google.com/site/test300m/opne (дата обращения: 21.03.2018)
23. Павленко, В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов / В.Н. Павленко // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - №13. - 2014. - С. 25-39.
24. Павленко, В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов / В.Н. Павленко // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - №16. - 2005. - С.25-39.
25. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - 2-е изд., доп. - СПб: Питер, 2015. - 480 с.
26. Попков, В.Д. Феномен этнических диаспор / В.Д. Попков. - Москва: ИС РАН, 2013. - 340 с.
27. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. : Когито-центр, 2016. - 511 с.
28. Савва, М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена) / М.В. Савва. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2017. - 172 с.
29. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М. : Смысл, 2014. - 389 с.
30. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс]: электронная библиотека социолога // Психологические методики. - URL: http://psyfactor.org/moreno.htm (дата обращения: 21.03.2018)
31. Стефаненко, Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности / Т.Г. Стефаненко // Идентичность и толерантность. - №4. - 2012. - С.35-48.
32. Стефаненко, Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: дисс. доктора психолог. наук / Т.Г. Стефаненко. - М. : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1999. - 528 с.
33. Стоунквист, Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта / Э.В. Стоунквист // Современная зарубежная этнопсихология. - М. : Наука, 2013. - 215 с.
34. Сусоколов, А.А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты / А.А. Сусоколов // Российская этнография. - №5. - 2012. - С.73-78.
35. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений / И.Р. Сушков. - Екатеринбург: Академический проект, 2012. - 477 с.
36. Татарко, А.В. Взаимосвязь этнической идентичности и
психологических стратегий межкультурного взаимодействия: дисс. канд. псих. наук / А.В. Татарко. - М. : Государственный университет гуманитарных наук, 2004. - 211 с.
37. Татарко, А.Н., Лебедева, Н.М. Методы этнической и
кросскультурной психологии / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева. - М. : Издательство НИУ ВШЭ, 2016. - 240 с.
38. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый
вариант (модификация Н.В. Тарабриной) [Электронный ресурс]: психологические тесты. - URL: https://vsetesti.ru/400/ (дата обращения:
21.03.2018)
39. Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова)
[Электронный ресурс]: электронная студенческая библиотека //
Психологические тесты. - URL: https://studopedia.org/13-5186.html (дата
обращения: 21.03.2018)
40. Тулынина, А.Ю. Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи: дисс. канд. псих. наук / А.Ю. Тулынина.
- Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2004. - 199 с.
41. Уорд, К. Азбука аккультурации / К. Уорд // Психология и культура.
- № 2. - 2013. - С. 657-709.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ