Введение 4
1. Проблема социально-психологической адаптации современной
молодежи с учетом уровня сформированности этнической идентичности 9
1.1. Социально-психологическая адаптация межкультурного
взаимодействия в полиэтнических обществах 9
1.2. Проблема формирования этнической идентичности у современной
молодежи 29
1.3. Особенности социально-психологической адаптации студентов с
позитивной и неопределенной этнической идентичностью 38
2. Организация и методы исследования специфики социальнопсихологической адаптации студентов с разным типом этнической
идентичности 45
2.1. Организация и методы исследования студенческой молодежи 45
3. Экспериментальное изучение особенностей социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью 65
3.1 Результаты исследования взаимосвязи адаптации молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью 65
3.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации
современной студенческой молодежи 86
3.3. Результаты исследования сформированной этнической идентичности
студенческой молодежи 113
3.4. Программа по профилактической работе со студентами с высокой
этнической идентичностью 116
Заключение
Литература 159
Приложения 165
Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдаются системные изменения социокультурной среды, сопровождающиеся сменой сложившихся отношений, традиций, норм, правил поведения, активизацией миграционных процессов (в основном за счет беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище).
Учитывая, что в России, в целом, и в Татарстане, в особенности, общество всегда являлось полиэтничным (согласно официальной статистике в Республике Татарстан насчитывается более 18 национальностей), а миграционные процессы усилили этот показатель, то вопросы адаптации к ситуации инаковости и формирования толерантного отношения у современной молодежи приобретают особую значимость.
Всплеск к вопросам осознания этнической идентичности обусловлен психологической реакцией общества на социальную неопределенность. Деление по национальному признаку становится одним из основных атрибутов социального причисления, а этноидентичность актуализируется в числе центральных компонентов самосознании молодого поколения (Велик А.А., 2001; Гришина Е.А., 1999; Данилова Е.Н., 1994; Дробижева Л.М. 1994, 1996; Лебедева Н.М., 1997, 1999; Коростылев А.Д., 2002; Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Солдатова Г.У, 2001; Стефаненко Т.Г., 1999; Ядов В.А., 2000).
Поэтому анализ этнической идентичности молодежи обретает самостоятельную значимость и требует целенаправленного исследования на материале историко-культурных регионов, в частности Татарстана, что связано с решением задач формирования толерантности в условиях поликультурной образовательной среды
Одной из первоочередных задач школ и вузов как институтов социализации становится социально-психологическая адаптация обучающихся в едином образовательном и социокультурном пространстве. При этом
эффективная адаптация выступает рычагом регулирования межличностного и межгруппового взаимодействия обучающихся и платформой воспитательных превентивных мероприятий. Отметим, что социально-психологическая адаптация определяется нами как согласование компонентов системы «личность-социокультурная среда» в результате взаимодействия личности с совокупностью материальных и социальных составляющих социокультурной среды.
Обращаясь к образовательному пространству как центральному для формирования поликультурного самосознания, необходимо актуализировать изучение психолого-педагогических механизмов межэтнической толерантности и культурной ассимиляции и определить их роль в обеспечении эффективной социально-психологической адаптации студенческой молодежи.
Актуальность исследования специфики социально-психологической адаптации студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью связана с разрешением противоречий между:
- осознанием значимости изучения специфики социальнопсихологической адаптации молодежи с разной этнической идентичностью, и недостаточностью разработанности научно-методического обеспечения по профилактике неопределённой этнической идентичности студентов;
- потребностью современного общества в формировании этнической толерантности молодежи как основы его устойчивого развития и недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической теории и практике.
Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных этнопсихологическим феноменам, вопрос о роли этнической идентичности в обеспечении эффективной социально-психологической адаптации личности в поликультурном социуме остается открытым. При этом позитивная этническая идентичность нами рассматривается как ключевой механизм формирования межэтнической толерантности и эффективной социально-психологической адаптации.
Цель исследования - выявить специфику социально-психологической адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической
идентичностью и разработать на основе полученных эмпирических данных психолого-педагогическую программу по повышению адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды.
Объект исследования: особенности социально-психологической
адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической
идентичностью.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогической
программы по повышению адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотезой данной работы стало предположение о том, что имеется специфика социально-психологической адаптации у студенческой молодежи в зависимости от типа этнической идентичности (выражающаяся структурно и уровнево).
Общая гипотеза конкретизируется в частных:
1. Существуют различия в социально-психологической адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью в зависимости от адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды;
2. Уровень этнической идентичности влияет на формирования толерантности, социальных установок в различных сферах взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ ключевых компонентов современной социокультурной среды, определить их участие в формировании эффективной социально-психологической адаптации;
2) выявить особенности социально-психологической адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью;
3) изучить особенности социально-психологической адаптации и этнической идентичности современной молодежи;
4) разработать психолого-педагогическую тренинговую программу по повышению адаптационного потенциала личности в условиях поликультурной образовательной среды.
Методологической основой исследования являются положения о синергетическом, культурно-историческом подходе (Выготский Л.С.) определяющий социокультурную среду как главный источник развития личности; положения о сущности человека и особенностях его развития в этнокультурной парадигме (ЛП. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Ю. Хотинец); теории социально-психологической адаптации, в развитие которой внесли существенный вклад современные отечественные учёные: К.А. Абульханова- Славская, Л. И. Анцыферова, Б.Д. Парыгин, А. А. Реан, А.А. Началджян; проблемы этнопсихологии и национальной психологии также легли в основу исследования (А.О. Бороноев, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонов, Э.А. Саракуев, Т.Г. Стефаненко и др.).
Теоретическая основа исследования: существенное влияние на логику проведённого исследования оказали труды ученых о типах этнической идентичности (Н.П. Лебедева, Т.Г. Стефаненко и др.); теоретические исследования в области выявления взаимосвязи социально-психологической адаптации личности с этническими компонентами (В.В. Гриценко, А.В. Сухарев и др.); исследования о роли позитивной этнической идентичности на формирование мировоззрения (Н.П. Копцева), труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме самосознания и идентичности личности (Г.О. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, Г. Теджфела, С.В. Рыжова), труды отечественных исследователей по формированию позитивной этнической идентичности личности (Н.Н. Середкина).
Теоретическая и практическая значимость исследования:
- результаты исследования дополняют представления об особенностях проявления этнической идентичности, обусловленной социокультурным характером среды;
-разработанная психолого-педагогическая программа по повышению адаптационного потенциала личности студентов посредством этнической идентичности, может служить основой для совершенствования процесса воспитания молодежи в различных сферах общественной жизни.
Методы и методики исследования: теоретический анализ,
анкетирование, диагностика, статистическая обработка результатов. Методический инструментарий был представлен следующими методиками: Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В.Тарабриной); Социометрический тест; Типы этнической идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.); Диагностика социальнопсихологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд); Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева).
База исследования: исследование по теме магистерской
диссертационной работы проводилось в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Выборка: исследование по теме магистерской диссертационной работы проводилось в период с 2016 года по 2017 год. Всего в исследовании приняли участие 56 респондентов в возрасте 18-22 лет. Исследование на базе университета проводилось в группе по профилю «Химия» Химического института в количестве 29 респондентов, и в группе по специальности «Культура стран и регионов мира» Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ в количестве 27 респондентов.
Подводя итоги проведенного нами магистерского диссертационного исследования, отметим, что в целом проблема формирования социальнопсихологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью получила свое теоретическое и экспериментальное решение.
В ходе работы нами осуществлен теоретический анализ ключевых компонентов современной социокультурной среды, определено их участие в формировании эффективной социально-психологической адаптации. Так, социально-психологическая адаптация межкультурного взаимодействия в полиэтнических обществах представляет собой установочное образование, регламентирующее групповое поведение, которое может проявляться или проявляется в определенной социальной ситуации или в заданных социальных условиях.
На современном этапе развития российское общество на протяжении всей своей истории является поликультурным, многонациональным и разнообразным по конфессиональному составу. Такая мозаичность отражается как на глобальных исторических событиях, так и затрагивает частную жизнь практически каждого члена общества, проявляясь в отношениях между людьми: с одной стороны - способствуя расширению и обогащению опыта взаимодействия, с другой стороны - служа почвой для возникновения конфликтов и непонимания. Исходя из этого становится очевидным, что проблема формирования этнической идентичности у современной молодежи является актуальной на сегодняшний день. На основании вышеизложенного также приобретает особую значимость и проблема выявления необходимых условий успешного формирования этнической идентичности у обучающихся и соблюдения их в образовательно-воспитательной деятельности субъектов социализации молодежи (учебные заведения, общественные организации и др.).
Следовательно, теоретический анализ особенностей социальнопсихологической адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью позволил сделать вывод о том, что в полиэтническом обществе тема единого социокультурного пространства приобретает особую актуальность. Обращаясь к образовательному пространству как центральному для формирования поликультурного самосознания у современной молодежи, необходимо актуализировать изучение особенностей социально-психологических механизмов адаптации студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью.
Целью проведения настоящего экспериментального исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью. Таким образом, результаты экспериментального исследования и сравнение показателей внутри шкалы «позитивная неопределенная идентичность» и показателей «неопределенная этническая идентичность» позволили сделать неоднозначные выводы. Студенты с высоким уровнем этнической идентичности имеют готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа, то есть проявляется гиперболизация этнической идентичности, определяющейся дискриминационной формой межэтнических отношений. Также студенты с гиперболизацией этнической идентичности ощущают себя пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Адаптационный потенциал студентов данной группы значительно ниже, чем у представителей с неопределенной этнической идентичности. Данные показатели задают характер дальнейшего исследования, так как уровень адаптации по профилактической программе необходимо повышать у представителей с высоким уровнем этнической идентичности (дискриминационной формой), а не у представителей с неопределенной этничностью.
По результатам исследования взаимосвязи адаптации молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью мы определили необходимость в разработке программы, с помощью которой возможно повысить уровень адаптации у представителей с высоким уровнем этнической идентичности (дискриминационной формой). Исходя из этого определена цель настоящей психолого-педагогической профилактической программы, которая заключается в формировании конструктивных направлений социальнопсихологической адаптации студенческой молодежи с высоким уровнем этнической идентичности. Для того, чтобы оценить эффективность предложенной психолого-педагогической профилактической программы в рамках настоящего магистерского диссертационного исследования мы выделили следующие значимые показатели: этнофанатизм, этноизоляция и этноэгоизм. Так, для их оценки нами была нами предложена методика экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцова,
О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой.
Также нами были рассмотрены взаимосвязи показателей как внутри, так и между каждыми методиками у представителей с разной этнической идентичностью. Данную процедуру мы провели с целью выявления структурного описания каждой группы внутри шкал «неопределенная этническая идентичность» и «позитивная этническая идентичность». По результатам исследования корреляционных связей было выявлено, что при высокой этнической идентичности студенты имеют выраженную взаимосвязь с такими составляющими как «этноэгоизм», «этнофанатизм» и «дезадаптивность», показатели этничности показывают взаимодействие студентов данной группы с другими людьми через призму конструкта «мой народ».
преобладающих эмоций в жизни студентов. С одной стороны, на позитивном плане - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни, с другой стороны, одновременно наличие отрицательных эмоциональных состояний. Также стоит отметить, что у студентов с высокой этнической идентичностью выражено гораздо больше корреляционных взаимосвязей, нежели у представителей с неопределенной этнической идентичностью, это можно объяснить тем, что студенты с высоким уровнем этнической идентичности находятся в поисках инструментов для повышения собственного адаптационного потенциала.
Таким образом, в проведенном магистерском диссертационном исследовании проблема с формирования социально-психологической адаптации у студенческой молодежи с позитивной и неопределенной этнической идентичностью приобрела теоретическую значимость и нашла конкретное практическое решение. Цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана, что говорит об эффективности проделанной работы.