ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УЧЕТОМ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………………………………………………………………..7
1.1. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………….7
1.2. Изучение оценки успехов и возможностей индивидуального развития
детей младшего школьного возраста…………………………………………...16
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………………………………………………………………24
2.1. Выбор методик и организация исследования………………………….24
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одним из существенных показателей
школьного образования является диагностика достижений учеников.
Эффективность обучения непосредственно связана с повышением качества
оценки успехов и возможностей детей. В связи с неравномерностью
психического и физиологического формирования детей младшего школьного
возраста, является потребность в особенном подходе к оценке учеников
начальной школы.
Младший школьный возраст принято звать верхом детства. В современной
периодизации психического формирования этот период захватывает возраст
от шести-семи до девяти-одиннадцати лет. В этом возрасте начинается
замена образа и стиля жизни: новые требования, новейшая социальная роль
учащегося, которая формирует воспитывает главный и принципиально новый
вид деятельности - учебную. В школе ребенок приобретает не только
главные, но и новые знания, умения и навыки, но и назначенный социальный
статус. Видоизменяется восприятие своего личного места в системе
отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок находится на границе нового возрастного и статусного периода.
Для психологической и педагогической науки очень важно выявить и
изучить психологические и педагогические факторы мотивирующих
эффективность развития профессиональных важных качеств
образовательной организации и особенности их развития и
функционирования в условиях модификаций внешней и внутренней среды,
разработка и изучение методического инструментария, разрешающего
поднять эффективность посредством психологического снабжения его
деятельности. Посещая образовательное учреждение, ребенок приобретает
возможность полноценно жить и развиваться, энергично участвуя в
специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной,
продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Таким образом, обнаруживаются противоречия между:1. объективной потребностью повышения качества психолого -
педагогических условий оценки успехов и возможностей индивидуального
развития детей младшего школьного возраста и недостаточной практической
разработанностью способов решения этой проблемы;
2. Имеющимся потенциалом повышения качества психолого -
педагогических условий оценки успехов и возможностей индивидуального
развития детей младшего школьного возраста и не достаточной
разработанностью научно - обоснованных педагогических условий его
реализации.
Таким образом, тема нашего исследования: «Оценка успехов и
возможностей с учетом неравномерности индивидуального психического
развития детей младшего школьного» является актуальной.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: индивидуальное развитие детей младшего
школьного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность психолого - педагогических
условий оценки успехов и возможностей индивидуального развития детей
младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: психолого - педагогические условия оценки
успехов и возможностей индивидуального развития детей младшего
школьного возраста будет более эффективным, если:
1) определить психолого-педагогические средства, способствующие
повышению эффективности психолого - педагогических условий оценки
успехов и возможностей с учетом неравномерности индивидуального
развития детей младшего школьного возраста;
2) проанализировать характеристику психолого - педагогических
условий оценки успехов и возможностей с учетом неравномерности
индивидуального развития детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:1. выявить сущность и содержание психолого - педагогические условия
оценки успехов и возможностей с учетом неравномерности индивидуального
развития детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирическим путем проследить влияние индивидуального
развития детей младшего школьного возраста на эффективность
возможностей с учетом неравномерности индивидуального развития
педагогов на эффективность их профессиональной деятельности.
3. На основании полученных результатов разработать практические
рекомендации по повышению психолого - педагогических условий оценки
успехов и возможностей с учетом неравномерности индивидуального
развития детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа работы: системный,
личностный и культурно-исторический подходы, а также принципы
системности, развития, единства внешнего и внутреннего,
основополагающие труды отечественных психологов по проблеме
профессионального развития личности и деятельности в психологии (К.А.
Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.И. Берг, А.А. Бодалев, Л.С.
Выготский, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик. B.C. Мухина, С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежных ученых (У. Джеймс,
Р.Мейли, Дж.Райанс, Д.Фонтана и др.). А так же работы А.А.Бодалева,
А.А.Деркач, И.А.Зимней, В.Г.Зазыкина, А.А.Реан, Н.В.Кузьминой,
Н.Ю.Синягиной, В.А.Сластенина, рассматривающие проблему личностных
особенностей и развитие его профессионализма.
1. Методы и методики исследования: теоретический анализ
психоло-педагогической литературы;
2. методы эмпирического исследования: «Исключение лишнего»,
«Нелепицы», «Вырежи фигуры»; качественная, количественная и
статистическая обработка результатов с помощью угловое преобразования
Фишера – критерия.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублениитеоретических основ психолого – педагогические условия оценки успехов и
возможностей с учетом неравномерности индивидуального развития детей
младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. На основе результатов
исследования разработаны характеристики психолого – педагогических
условий оценки успехов и возможностей с учетом неравномерности
индивидуального развития детей младшего школьного возраста, которая
может быть использована педагогами образования по повышению
эффективности процесса обучения в целом и развития образовательной
организации.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Александровская СОШ» республика Татарстан
Бавлинский район.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав,
выводов, заключения, списка использованной литературы, таблиц и
рисунков.
Изучив вопросы, связанные с эффективностью оценки успеха и
возможностей, обучающихся с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего школьного возраста, является одной
из очень актуальных, теоретических и научных задач современной
педагогической и психологической практики и науки. Пути ее решения стоят
очень важные противоречия и трудности, что является нужным в поиске и
обосновании определенных методологических, принципов, закономерностей
формирования успешного поведения в системе профессиональной
деятельности. В научно – практическом определении и разрешении данных
противоречий изучается целостность теории профессиональной активности и
успешности личности младшего школьника, которая назначает необходимое
теоретические и прикладные предпосылки для практического и научного
решения вопросов, связанных с эффективным формированием
индивидуально личностных качеств детей младшего школьного возраста в
образовательной организации.
Детальное изучение и интерпретацию общественно социальной,
психолого – педагогической и методической литературы, а так же выводы
нашего эмпирического исследования, позволили определить требует
дальнейшего изучения противоречия между надобностью более обширного
использования развивающего потенциала подхода, в частности вероятных
коррекционных и развивающих задач в условиях педагогической
деятельности и отсутствием данных о влиянии вероятностного подхода в
нашем случае, развитие индивидуальных качеств детей младшего школьного
возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о
том, что психолого – педагогические условия оценки успехов и
возможностей индивидуального развития детей младшего школьного
возраста будет более эффективна, если:- определить психолого-педагогические средства, способствующие
повышению эффективности психолого - педагогических условий оценки
успехов и возможностей с учетом неравномерности индивидуального
развития детей младшего школьного возраста;
- проанализировать характеристику психолого - педагогических
условий оценки успехов и возможностей с учетом неравномерности
индивидуального развития детей младшего школьного возраста.
Все поставленные задачи исследования решены. Цель достигнута,
наличие связи между интересующими нас параметрами требует дальнейшего
рассмотрения и является темой дальнейших научных исследований