ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 6
1.1 Общие основы применения тренажерных устройств в процессе
спортивной подготовки 6
1.2 Физиологические особенности детей 11-12 лет 13
1.3 Особенности построения современных методик повышения
технической и специальной подготовки пловцов на основе применения тренажерных устройств 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 34
2.2 Содержание методики повышения технической и специальной
подготовленности пловцов 11-12 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se 36
2.3 Экспериментальное обоснование эффективности методики
повышения технической и специальной подготовленности пловцов 1112 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se.... 41
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность. На сегодняшний день в современном спорте, в системе многолетней спортивной подготовки тяжело представить планирование тренировочного процесса без применения различных тренажерных устройств, которые прочно зарекомендовали себя в процессе спортивной тренировки. Такие устройства положительно сказываются на развитии различных сторон спортивной подготовки, способствуют эффективному развитию всех физических качеств, функциональных возможностей, общей и специальной работоспособности, а также влияют на совершенствование технической и тактической подготовке.
Важно понимать, что сегодняшние результаты в мировом спорте достигли высочайшего уровня. Такие обстоятельства диктуют необходимость выстраивания грамотной и целенаправленной системы тренировочного процесса в ходе многолетнего цикла спортивной подготовки, в том числе и путем совершенствования различных средств, методов и методических подходов в тесной взаимосвязи с идущим вперед научнотехническим прогрессом. Такие обстоятельства диктуют условия о необходимости современных разработок в области различных элементов в «Искусственной управляющей среде». Ведущими же элементами такой среды являются тренажеры, специализированное оборудование и инвентарь, кроме этого иное техническое устройство программирующего, информационного, развивающего и коррекционного характера [42:55].
Основной, базовой идеей разработки и внедрения в практику системы «Искусственной управляющей среды» является создание конкретных усложненных или упрощенных условий при выполнении двигательных действий, в идеале соревновательных двигательных действий, по отношению со стандартными условиями окружающей среды. Такое воздействие способно вызывать следовые изменения в проявлении физических качеств и функциональных возможностей организма, что положительно сказывается на спортивном совершенствовании в рамках тренировочного процесса [2:40].
Однако и сегодня имеются сторонники, которые отдают предпочтения базовым упражнениям с отягощениями в сочетании с упражнениями в естественной соревновательной среде [5:15, 11:6, 13:20].
Разноречивость во мнениях специалистов раскрывает перед нами актуальность данного исследования.
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики повышения технической и специальной подготовленности пловцов 11-12 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se.
Объект исследования - применения тренажерных устройств в процессе спортивной подготовки спортсменов.
Предмет исследования - методика повышения технической и специальной подготовленности пловцов 11-12 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, соответствующую направлению исследования.
2. Разработать методику повышения технической и специальной подготовленности пловцов 11 -12 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se.
3. Экспериментально обосновать методику повышения технической и специальной подготовленности пловцов 11 -12 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se.
Гипотеза исследования предполагается, что применение в рамках подготовительного этапа годичного цикла спортивной подготовки экспериментальной методики повышения технической и специальной подготовленности пловцов 11 -12 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se, будет способствовать эффективному росту показателей технической и специальной подготовленности юных спортсменов.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе педагогического эксперимента результаты могут быть использованы в работе тренеров-преподавателей в ДЮСШ по плаванию.
1. Изучение научно-методической литературы по теме исследования показало, что при планировании процесса специальной и технической подготовки во всех видах спорта, в том числе и в плавании, огромное значение необходимо уделять средствам на основе применения специального тренажерного оборудования.
2. Дополнять разработанное содержание примерных учебных программ спортивной подготовки по плаванию для ДЮСШ экспериментальной методикой повышения технической и специальной подготовленности пловцов 11-12 лет на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se.
3. Применение экспериментальной методики на основе применения тренажерного устройства Vasa Pro Se приводит к эффективному повышению технической и специальной подготовленности пловцов 11 -12 лет, что отразилось в достоверной разнице (Р<0,05) большинства тестов специальной подготовки после окончания эксперимента.
1. Абсалямов, Т. М. Научное обеспечение подготовки пловцов : педагогические и медико-биологические исследования / под ред. Т. М. Абсалямова, Т. С. Тимаковой. - М. : Физкультура и спорт, 2013. - 191 с.
2. Абсалямов, Т. М. Силовые тренажеры в практике подготовки высококвалифицированных пловцов / Т. М. Абсалямов, В. В. Бажанов, В. А. Данилочкин и др. // Плавание. - М. : Физкультура и спорт, 2014. - Вып. 2. - С. 40-44.
3. Абсалямов, Т. М. Специальная скоростно-силовая подготовка пловцов-спринтеров / Т. М. Абсалямов, Г. И. Ляшко // Плавание. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - С. 26-28.
4. Авдиенко, В. Б. Моделирование ведущих факторов подготовки юных пловцов / В. Б. Авдиенко, С. Н. Кучкин // Вопросы повышения эффективности подготовки юных пловцов : сб. науч. трудов, Волгоград : ВГИФК, 2000. - С. 45-51.
5. Аикин, В. А. Дифференцирование средств обучения технике плавания, старта и поворотов школьников 7-17 лет / В. А. Аикин, М. Д. Бакшеев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №9. - С. 15-18.
6. Акмалетдинов, P. A. Новое травмобезопасное средство технической подготовки спортсменов / P. A. Акмалетдинов, В. А. Демидов, Ф. А. Шемуратов // Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитологии больных и инвалидов. - 2006. - № 2. - С. 3-4.
7. Алабин, В. Г. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте : справочник / Алабин В. Г., Скрипков А. Д. Минск : Высш. шк., 2004. - 174 с.
8. Алабин, В. Г. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике / В. Г. Алабин, М.П. Кривоносов. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 272 с.
9. Бабанин, В. Г. Тренажеры / В. Г. Бабанин, С. А. Возняк // Легкая атлетика. 2014. - № 8. - С. 24-25.
10. Бажанов, В. В. Обзор конструкций различных тренажеров для спортивного плавания / В. В. Бажанов, A. A. Мелконов // Плавание. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - Вып. 2. - С. 35-37.
11. Бакулин, С. А. Аэробная производительность пловцов и пути её совершенствования / С.А. Бакулин // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта : сб. науч. трудов. - М. : ФиС, 1998. - Вып. 2. - С. 6-10.
12. Биневский, Д. А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ : Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М. : ФиС, 1993. - 23 с.
13. Бутенко, Б. И. О соотношении оптимальных и максимальных усилий при овладении спортивными движениями : автореф. дис. канд. пед. наук / Б.И. Бутенко. -Л., 2012. - 20 с.
14. Вайцеховский, С. М. Методика подготовки пловцов на суше / С.М. Вайцеховский // Подготовка сильнейших пловцов мира. - М. : ФиС, 2011. - С. 106-141.
15. Вайцеховский, С. М. О взаимосвязи силовой и техникотактической подготовки пловцов / С. М. Вайцеховский, М. И. Сайгин, Е. В. Липский // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 5-7.
16. Вайцеховский, С. М. Силовая подготовка в воде / С. М. Вайцеховский // Плавание. - М. : Физкультура и спорт, 2012. - Вып. 2. - С. 13-21.
17. Вайцеховский, С. М. Физическая подготовка пловца / С. М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 142 с.
18. Верхошанский, Ю. В. Упражнения с отягощениями как специализированные средства физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский // Научно-спортивный вестник. - 1986. - № 6. - С. 10-14.
19. Войтенко, Ю. Л. Динамика тренировочных нагрузок и работоспособности юных пловцов // Плавание : сборник. М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 105-106.
20. Воронцов, А. Р. Нормативные требования для отбора перспективных пловцов / А. Р. Воронцов, И. Г. Карташов // Плавание : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 2011. - С. 21-25.
21. Гилев, Г. А. Устройство для тренировки пловцов / Г.А. Гилев, В. В. Ломоносов // Плавание. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - Вып. 1. - С. 74-76.
22. Гилев, Г. А. Скоростно-силовой тренажер для повышения уровня специальной подготовленности пловца / Г. А. Гилев, В. В. Беляев // Плавание. - М. : ФиС, 2002. - Вып. 2. - С. 73-76.
23. Гилев, Г. А. Техника и сила это спринт / Г. А. Гилев, A. B. Абрамов, Г. И. Ляшко // Плавание : ежегодник. - М. : Академия, 2008. - С. 23-26.
24. Гужаловский, A .A. Основы теории и методики физической культуры : учеб. для техникумов физ. Культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 351 с.
25. Гужаловский, A. A. Развитие двигательных качеств у школьников / A. A. Гужаловский. - Минск : Полымя, 1998. - 175 с.
26. Добровольский, И. В. Тренажеры: Методика развития взрывной силы / И. В. Добровольский, Е. К. Головин // Легкая атлетика. - 1993. - № 12. - С. 12-13.
27. Доронин, A. M. Скоростно-силовая подготовка спортсменов с использованием машины управляющего воздействия : автореф. дис. канд. пед. наук / Доронин A.M. - М. : ФиС, 1992. - 19 с.
28. Евсеев, С. П. Императивные тренажеры / С. П. Евсеев : учеб. пособие. - СПб, 1991. - 127 с.
29. Евсеев, С. П. Классификация спортивных тренажеров / С. П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 3. - С. 49-50.
30. Иванченко, Е. И. Новые тренажеры для силовой подготовки пловцов на суше и в воде / Е. И. Иванченко // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Мн. : Полымя, 2011. - Вып. 21. - С. 69-72.
31. Конников, А. М. Развитие скоростно-силовых качеств юных спортсменов с применением тренажерных устройств : автореф. дис. канд. пед. наук. - Л.: ГИФК им П.Ф. Лесгафта, 2014. - 21 с.
32. Красиков, А. Ф. Применение дополнительных средств для повышения скоростных качеств пловцов / А. Ф. Красиков, C. B. Койгеров // Плавание : сборник статей. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - С. 45-51.
33. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
34. Лапутин, А. Н. Технические средства обучения : учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / А. Н. Лапутин. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - 80 с.
35. Маришева, A. M. Моделирование физических нагрузок спортсмена при выполнении упражнений с применением инерционной и без инерционной машин управляющего воздействия : автореф. дис. . канд. пед. наук / Маришева A. M. - Нальчик, 2006. - 26 с.
36. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебник для ин- тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 279 с.
37. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. - М. : Просвещение, 1991. - 228 с.
38. Науменко, В. К. Изменение показателей работоспособности юных пловцов под влиянием специализированной тренировки пловцов : автореф. дис. .канд. пед. наук / В.К. Науменко. - М. : ФиС, 2018. - 19 с.
39. Платонов, В. Н. Силовая подготовка пловцов / В. Н. Платонов, П. В. Сахновский. - Киев, 2005. - 117 с.
40. Платонов, В. Н. Техническое совершенствование пловцов / В. Н. Платонов // Плавание. - Киев, 2004. - С. 103-110.
41. Ратов, И. П. Концепция «искусственная управляющая среда» и перспективы рационализации системы спортивной тренировки // Проблемы теории спорта / И. П. Ратов. - Хабаровск, 2012. - С. 75-78.
42. Ратов, И. П. Перспективы преобразования системы подготовки спортсменов на основе использования технических средств и тренажеров / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №10. - С.60- 65.
43. Ратов, И. П. Методический прием искусственно созданной скорости в плавании и его возможности при отработке поворотов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 19-32.
44. Ратов, И. П. Тренажерные устройства для хоккеистов. Описание изобретения к авторскому свидетельству № 1804875 / И. П. Ратов // Бюллетень изобретений. - 2013. - № 12. - С. 26-32.
45. Ратов, И. П. Устройство для тренировки велосипедистов. Описание изобретения к авторскому свидетельству № 1347949 / И. П. Ратов // Бюллетень изобретений. - 2015. - № 10. - С. 12-16.
46. Ратов, И.П. Нетрадиционные педагогические подходы в процессе подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 57-60.
47. Ратов, И. П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : автореф. дис. . докт. пед. наук / И. П. Ратов. - М., 2002. - 45 с.
48. Ратов, И. П. Повышение скоростных возможностей пловцов / И. П. Ратов, E. H. Петров, Г. А. Гилев // Проблемы теории спорта : тезисы Всесоюзной научной конференции. - Хабаровск, 2012. - С. 85-86.
49. Ратов, И. П. Спортивные тренажеры / И. П. Ратов. - М., 2006. - 96 с.
50. Солопов, И. Н. Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде / И. Н. Солопов, С. С. Ганзей, В. Б. Авдиенко, В. П. Черкашин // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4. - С. 65
71.
51. Тимакова, Т. С. Особенности возрастного развития пловцов / Т. С. Тимакова // Плавание : сборник статей. - 1980. - Вып. 1. - С. 38-41.
52. Черкесов, Т. Ю. Сопряженное развитие двигательных возможностей спортсменов в условиях, создаваемых модернизированной машиной управляющего воздействия : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Ю. Черкесов. - Нальчик, 2001. - 26 с.
53. Шилов, Ю. Г. Экспериментальное обоснование применения дополнительных сопротивлений в тренировке пловца : автореф. дис. . канд. пед. наук. / Ю. Г. Шилов. - М. : ФиС, 1970. - 25 с.
54. Юшкевич, Т. П. Тренажеры в спорте / Т. П. Юшкевич, В. Е. Васюк, В. А. Буланов. - М. : Просвещение, 1989. - 309 с.