Курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI вв.
|
Введение 3
Глава 1. Значение курдского фактора для политики Турции в конце XX - начале XXI в.
1.1. Генезис и современное состояние курдского вопроса 8
1.2. Роль курдского фактора во внутренней политике Турции 18
1.3. Влияние курдского вопроса на систему международных отношений в
конце XX - начале XXI в 26
Глава 2. Курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX в.
2.1. Фактор курдского национально-освободительного движения в конце XX
в. в Ираке, Иране, Сирии 33
2.2. Внешняя политика Турции по по отношению к сирийским, иракским,
иранским курдским территориям в конце XX в 44
Глава 3. Курдское направление внешней политики Турции в начале XXI в.
3.1. Влияние сирийского кризиса на состояние курдского вопроса 56
3.2. Внешняя политика Турции по отношению к курдским территориям в Сирии, Ираке и Иране в начале XXI в. и перспективы развития внешней политики Турции с учетом курдского фактора в краткосрочной и
среднесрочной перспективах 66
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 81
Глава 1. Значение курдского фактора для политики Турции в конце XX - начале XXI в.
1.1. Генезис и современное состояние курдского вопроса 8
1.2. Роль курдского фактора во внутренней политике Турции 18
1.3. Влияние курдского вопроса на систему международных отношений в
конце XX - начале XXI в 26
Глава 2. Курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX в.
2.1. Фактор курдского национально-освободительного движения в конце XX
в. в Ираке, Иране, Сирии 33
2.2. Внешняя политика Турции по по отношению к сирийским, иракским,
иранским курдским территориям в конце XX в 44
Глава 3. Курдское направление внешней политики Турции в начале XXI в.
3.1. Влияние сирийского кризиса на состояние курдского вопроса 56
3.2. Внешняя политика Турции по отношению к курдским территориям в Сирии, Ираке и Иране в начале XXI в. и перспективы развития внешней политики Турции с учетом курдского фактора в краткосрочной и
среднесрочной перспективах 66
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 81
Данная дипломная работа посвящена изучению курдского фактора во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI в. Острота курдской проблемы на сегодняшний день проистекает из первостепенного стратегического и экономического значения территории под неофициальным названием Курдистан, обусловленного ее географическими и исторически сложившимися особенностями. Благодаря своему геостратегическому положению в центре Ближнего Востока эта территория с давних времен стала ареной для войн, междоусобиц, грабительских набегов кочевников, восстаний и карательных экспедиций мощных соседствующих держав. На сегодняшний же день заселенные преимущественно курдским народом территории в составе государственных границ Ирака, Ирана и Сирии стали одним из главных направлений внешней политики Турецкой Республики ввиду политических торгово-экономических и геостратегических национальных интересов Турции. Хронологические рамки исследования обоснованы сменой международной политической парадигмы и изменениями в системе международных отношений, произошедших в результате распада СССР, как мирового лидера. В современном глобализирующемся мире политика одного государства неразрывно связана с международной и региональной обстановкой и политикой других государств. Таким образом, распад биполярной системы международных отношений вызвал изменения в направлении внутриполитического и внешнеполитического развития всех стран, вынужденных под влиянием изменяющихся условий мира вступить в новые международные и региональные отношения в целях завоевания нового статуса державы своего государства. Так, для Турецкой Республики появилась возможность изменить направление своей внешней политики, активизировав свои силы по курсу Ближнего Востока, в частности, в рамках турецко-курдских отношений на Ближнем Востоке. Активизация на данном направлении как нельзя отвечала геополитическим, территориальным, экономическим интересам Турции.
Поэтому в настоящей работе мной поставлена проблема - исследовать место и влияние курдских политических институтов в Иране, Ираке и Сирии как самостоятельных субъектов во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI в.
Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что в современном мире курдские политические образования как составляющая часть региональной политики приобрели новое значение ввиду заметного изменения их политической и экономической самостоятельности и силы, вызвав изменения в проводимой другими странами внешней политике по отношению к курдским территориям в хронологических рамках конца XX - начала XXI вв. Выбор Турции в качестве страны, изменения внешней политики которой будут исследованы, обусловлен тем фактом, что именно турецкие внешнеполитические интересы более других соседних стран ориентированы на соседние курдские территории.
Степень изученности темы. Курдский фактор во внешней политике Турецкой Республики, как научная проблема, был рассмотрен не одним политологом и историком. Однако наибольший вклад в исследование данной проблемы, на мой взгляд, внесли такие советских и российских исследователи как Иванова С.М. , Жигалина О.И. , Лазарев М.С. , Вертяев К.В. , Мосаки Н.З. , Кизюков С.В. , Минорский В.Ф. , Вершинина Н.В. , Авдои Т.С. и др. Среди зарубежных исследователей данная проблема представлена в работах Манго Э. , Орана Б. , Киришчи К. , Макдауолла Д. , Теджела Дж.
Объектом исследования в данной работе является внешняя политика Турции в конце XX - начале XXI вв. Предметом исследования выступает курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI в.
Целью данной работы является изучение влияния курдского фактора на внешнюю политику Турции в конце XX - начале XXI в.
Для поэтапного раскрытия темы был определены ряд задач:
1) Рассмотреть генезис курдского фактора и значение для внутренней политики Турции и системы международных отношений на рубеже XX - XXI вв.
2) Раскрыть характер проявления курдского фактора во внешней политике Турции в конце XX в.
3) Определить характеристики курдского направления внешней политики Турции в начале XXI в.
Методология исследования. Опираясь на метод системного анализа, а также хронологический и сравнительный методы, в данной работе будет проведен анализ проблемы курдского фактора во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI в.
Источниковая база исследования представлена материалами, отражающими события в обозначенный период. Таковыми являются:
1) Конституционно-правовые документы, а именно: Конституция Турецкой Республики 1924 г. и 1982 г. , Конституция Сирийской Арабской Республики 2012 г. , Конституция Ирака 2005 г. , Основной закон Ирана 1979 г.
2) Международно-правовые документы, например, сборник документов по Севрскому договору и актам, подписанным в Лозанне , резолюции Совета Безопасности ООН по Турции , Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
3) Тексты выступлений политических лидеров, в частности официальные заявления турецких политических лидеров, а также заявления лидеров курдских национально-освободительных движений в СМИ.
4) Нормативно-правовые и доктринальные документы Турецкой республики, в том числе: заявления Департамента информации и печати МИД России и Турции, Национальной стратегия безопасности Турции.
5) Новостные публикации в средствах массовой информации.
Новизна данной работы состоит в том, что заявленная проблематика рассматривается с точки зрения регионоведческой науки, следовательно, включает в себя не только политическую сферу для изучения, но и социокультурную в рамках, определенных областью настоящей дипломной работы.
Практическая значимость данной дипломной работы состоит в комплексном изучении курдского вопроса как направления внешней политики Турции в конце XX - начале XXI в., поскольку ранее данная проблема исследовалась либо как курдские национально-освободительные движения как таковые, либо частично затрагивалась в рамках внешней политики Турции на Ближнем Востоке.
Структура работы. Данная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена изучению генезиса курдского вопроса, значения курдского вопроса для внутренней политики Турции в конце XX - начале XXI в. и обоснованию важности курдского направления внешней политики Турции, рассмотрению курдского вопроса в системе международных отношений конца XX - начала XXI в. Вторая глава работы посвящена рассмотрению курдского внешнеполитического курса Турции в конце XX в. и изучению состояния национально-освободительного движения курдов в конце XX в. Третья глава посвящена исследованию курдского внешнеполитического курса Турции в начале XXI в., изучению влияния сирийского кризиса на состояние курдского национально-освободительного движения и рассмотрению перспектив развития внешней политики Турции с учетом состояния курдского вопроса в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
В заключении сделаны выводы по заявленным целям и задачам исследования
Поэтому в настоящей работе мной поставлена проблема - исследовать место и влияние курдских политических институтов в Иране, Ираке и Сирии как самостоятельных субъектов во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI в.
Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что в современном мире курдские политические образования как составляющая часть региональной политики приобрели новое значение ввиду заметного изменения их политической и экономической самостоятельности и силы, вызвав изменения в проводимой другими странами внешней политике по отношению к курдским территориям в хронологических рамках конца XX - начала XXI вв. Выбор Турции в качестве страны, изменения внешней политики которой будут исследованы, обусловлен тем фактом, что именно турецкие внешнеполитические интересы более других соседних стран ориентированы на соседние курдские территории.
Степень изученности темы. Курдский фактор во внешней политике Турецкой Республики, как научная проблема, был рассмотрен не одним политологом и историком. Однако наибольший вклад в исследование данной проблемы, на мой взгляд, внесли такие советских и российских исследователи как Иванова С.М. , Жигалина О.И. , Лазарев М.С. , Вертяев К.В. , Мосаки Н.З. , Кизюков С.В. , Минорский В.Ф. , Вершинина Н.В. , Авдои Т.С. и др. Среди зарубежных исследователей данная проблема представлена в работах Манго Э. , Орана Б. , Киришчи К. , Макдауолла Д. , Теджела Дж.
Объектом исследования в данной работе является внешняя политика Турции в конце XX - начале XXI вв. Предметом исследования выступает курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI в.
Целью данной работы является изучение влияния курдского фактора на внешнюю политику Турции в конце XX - начале XXI в.
Для поэтапного раскрытия темы был определены ряд задач:
1) Рассмотреть генезис курдского фактора и значение для внутренней политики Турции и системы международных отношений на рубеже XX - XXI вв.
2) Раскрыть характер проявления курдского фактора во внешней политике Турции в конце XX в.
3) Определить характеристики курдского направления внешней политики Турции в начале XXI в.
Методология исследования. Опираясь на метод системного анализа, а также хронологический и сравнительный методы, в данной работе будет проведен анализ проблемы курдского фактора во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI в.
Источниковая база исследования представлена материалами, отражающими события в обозначенный период. Таковыми являются:
1) Конституционно-правовые документы, а именно: Конституция Турецкой Республики 1924 г. и 1982 г. , Конституция Сирийской Арабской Республики 2012 г. , Конституция Ирака 2005 г. , Основной закон Ирана 1979 г.
2) Международно-правовые документы, например, сборник документов по Севрскому договору и актам, подписанным в Лозанне , резолюции Совета Безопасности ООН по Турции , Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
3) Тексты выступлений политических лидеров, в частности официальные заявления турецких политических лидеров, а также заявления лидеров курдских национально-освободительных движений в СМИ.
4) Нормативно-правовые и доктринальные документы Турецкой республики, в том числе: заявления Департамента информации и печати МИД России и Турции, Национальной стратегия безопасности Турции.
5) Новостные публикации в средствах массовой информации.
Новизна данной работы состоит в том, что заявленная проблематика рассматривается с точки зрения регионоведческой науки, следовательно, включает в себя не только политическую сферу для изучения, но и социокультурную в рамках, определенных областью настоящей дипломной работы.
Практическая значимость данной дипломной работы состоит в комплексном изучении курдского вопроса как направления внешней политики Турции в конце XX - начале XXI в., поскольку ранее данная проблема исследовалась либо как курдские национально-освободительные движения как таковые, либо частично затрагивалась в рамках внешней политики Турции на Ближнем Востоке.
Структура работы. Данная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена изучению генезиса курдского вопроса, значения курдского вопроса для внутренней политики Турции в конце XX - начале XXI в. и обоснованию важности курдского направления внешней политики Турции, рассмотрению курдского вопроса в системе международных отношений конца XX - начала XXI в. Вторая глава работы посвящена рассмотрению курдского внешнеполитического курса Турции в конце XX в. и изучению состояния национально-освободительного движения курдов в конце XX в. Третья глава посвящена исследованию курдского внешнеполитического курса Турции в начале XXI в., изучению влияния сирийского кризиса на состояние курдского национально-освободительного движения и рассмотрению перспектив развития внешней политики Турции с учетом состояния курдского вопроса в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
В заключении сделаны выводы по заявленным целям и задачам исследования
В результате исследования курдского фактора во внешней политике Турецкой Республики в конце XX - начале XXI вв., я пришла к нескольким выводам.
Несмотря на то, что курдский народ принадлежит древнейшему этносу, проблема курдов на Ближнем Востоке появилась в результате Первой мировой войны, когда произошло падение Османской империи, а курдские территории были разделены между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Согласно Севрскому договору, заключенному 10 августа 1920 г. между странами Антанты и Турцией, должно было возникнуть и государство Курдистан. Данный договор представляет собой важную стадию борьбы курдов за создание своего государства, так как он ознаменовал собой актуализацию курдской проблемы на международном уровне. Однако пункт о курдском государстве так и не был реализован вследствие прихода к власти в Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Победа в революции Ататюрка перечеркнула договор, поскольку главным лозунгом внутренних реформ провозглашалось утверждение «одна страна - одна нация».
После присоединения к государствам Турции, Ирака, Ирана и Сирии, единое национально-освободительное движение курдов было подорвано, вследствие чего должно было видоизмениться в связи с новыми условиями проживания. Общими для всех курдских национально-освободительных движений разных стран являются требования о статусе автономии или субъекта федерации курдских районов, пропорциональном представительстве курдов в центральных органах власти, утверждение курдского языка как второго государственного.
Турция наряду с центральной властью Ирана, Ирака и Сирии непосредственно заинтересована в слабости Курдистана, в связи с национально-освободительными движениями и сепаратистскими настроениями курдов, что грозит данным странам потерей нефтегазоносных территорий.
Поэтому данные страны в течение десятилетий проводили политику ассимиляции курдского населения.
В контексте курдской проблемы, большое значение имеют вопросы перехода на президентскую систему и составления новой Конституции в современной Турецкой Республике. За переход Турции на президентскую систему правления выступает президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, в то время как оппозиция против такого перехода, в случае которого, согласно мнению оппозиции, права на свободу слова и самовыражения будут попраны, а лица, выступающие за расширение культурных прав курдов, будут привлекаться к уголовной ответственности в качестве «террористов».
Говоря о геостратегическом положении Курдистана, стоит сказать, что Ближний Восток является основным мировым энергетическим центром, благодаря чему нефтегазоносные районы Курдистана приобрели высокое значение для государств мира. Руководители Турции, Ирана, Ирака и Сирии, продолжая политику репрессий и ассимиляции, заинтересованы в отсутствии прав и свобод у курдского народа ввиду проживания их на геостратегически важных территориях, богатых энергоресурсами.
Однако среди субъектов международных отношений есть и защитники интересов курдов. Борясь за свои геополитические интересы на Ближнем Востоке, такие страны, как США, Израиль и Россия поддерживают национально-освободительные движения курдов, заключая с ними взаимовыгодные экономические сделки и продвигая интересы курдов на повестку дня международной арены.
Сирийский кризис оставил огромный отпечаток на всех участниках, включая курдское национальное движение разных стран. С одной стороны, курды понесли тяжелые потери своего состава. Однако, с другой стороны, гражданская война в Сирии привела к укреплению национально-освободительного движения курдов. Так, например, под давлением наступающей угрозы со стороны боевиков оппозиции, курды Сирии были вынуждены создать орган координации своих сил, и так, 12 июля 2012 г. был образован Курдский верховный комитет, ставший временным правительством Сирийского Курдистана, в 17 марта 2016 г. сирийским курдам удалось объединить свои силы и создать региональную федеративную администрацию на севере страны под название Роджава.
Внешняя политика Турции по отношению к сирийским, иракским, иранским территориям курдов представлена различными направлениями. В конце XX в. в результате распада биполярной системы международных отношений, развала СССР и роспуска ОВД, мировая политическая обстановка резко изменилась. Для Турции появилась возможность изменить направление своей внешней политики, активизировав свои силы по курсу Ближнего Востока. Активизация на данных направлениях как нельзя отвечала геополитическим, территориальным, экономическим интересам Турции.
Итак, говоря о направлениях внешней политики Турции по курдскому направлению, во-первых, стоит сказать о военных операциях по противоборству развитию национальных движений курдов и уничтожению курдского населения на территории суверенных государств Сирии и Ирака. Сохранение Ирака как целостного, суверенного государства стало одним из главных направлений внешней политике Турции по борьбе с развитием курдского национально-освободительного движения.
В данном контексте, турецкое правительство активно использует образ и деятельность Рабочей Партии Курдистана в целях представления ее как одной из главных угроз для внутренней и внешней безопасности Турции, используя это в качестве оправдания вторжения турецких вооруженных сил в соседние страны и борьба с курдским меньшинством на территории Турции.
Для борьбы с развитием курдского национализма Турция использует несколько средств во внешней политике. Одним из рычагов давления на политические процессы в Иракском Курдистане для Анкары является туркменское меньшинство, являющееся тюркоязычным населением Ирака. Так, например, согласно заявлениям МИДа Турции, туркменам должна быть предоставлена возможность селиться в городах Иракского Курдистана, богатого на энергоресурсы, откуда, по мнению Анкары, их вытеснили курды. Другим рычагом внешней политики Турции является курдская группировка «Внуки Салах-эд-Дина». Турецкие власти поддерживают деятельность данной военизированной группы в целях углубления раскола в рядах курдского национального движения в Сирии.
Второе направление представлено политическое сотрудничество с местными администрациями курдов других стран для ликвидации угрозы Рабочей Партии Курдистана. Видя в сотрудничестве с иракскими курдами выгоды для себя, в 90-х гг. XX в. Турция изменила свою жесткую внешнеполитическую позицию по иракским курдам, когда правительство Турции, отказавшись от своей принципиальной позиции против любых переговоров с курдами. На это было несколько причин, как например, с помощью взаимных политических отношений Турции удалось влиять и контролировать деятельность турецкой военизированной группировки РПК, получавшую тыловую защиту и поддержку на севере Ирака; а во-вторых, положительные отношения Турции с иракскими курдами отразились бы на реакции стран Запада, рассматривавших Турцию как потенциального члена Европейского Союза, в который в 90-х гг. стремилась Турция.
Третье направление представляет собой торгово-экономическое сотрудничество с местными администрациями курдов других стран. Иракский Курдистан является одним из важных и дешевых поставщиков нефти для Турции, тогда как Турция оказывает помощь иракским курдам в экономическом и инфраструктурном восстановлении региона.
Подводя итог, следует сказать, что значение курдского фактора для внешней политики Турецкой Республики связано, в первую очередь, с проблемой турецкой национальной идентичности, появившейся при появлении нового государства, чей народ необходимо было объединить по какому-либо признаку. Такой стала концепция тюркизма, сформированная еще в эпоху Ататюрка, одним из главных принципов которой являлся принцип «нация на основе гражданства». В общих чертах этот подход к национальной идентичности оставался прежним и на начало XXI в. Так, например, в принятой в октябре 2005 г. новой редакции «Документа о политике национальной безопасности» турецкий национализм был провозглашен основным принципом, образующим страну, тогда как попытки руководства страны переформулировать принцип «нации на основе гражданства» и частично признать возможность «многоуровневой идентичности» встречают серьезное сопротивление со стороны военного руководства и националистических кругов. Следовательно, современная внешняя политика Турции, в частности, по курдскому направлению по-прежнему определяется внутриидеологическим фактором, представляющим собой националистические идеи кемализма, согласно которому, любой гражданин, проживающий на территории Турции, является турком, что, в свою очередь, порождает проблему создания курдского государства и расщепления Турции на турецкую и курдскую части. Поэтому, можно заявить, что курдское направление внешней политики Турции определяется проблемой внутренней национальной идентификации и турецкого гражданства, и пока не будет пересмотрен данный принцип, сформированный в реалиях 20-х гг. XX в., перед Турцией, как во внутренней, так и во внешней политике, будет стоять угроза национальной безопасности в качестве курдской автономии или курдского государства, а курдский фактор будет продолжаться рассматриваться как дестабилизирующий фактор во внутренней и внешней политике Турции.
Несмотря на то, что курдский народ принадлежит древнейшему этносу, проблема курдов на Ближнем Востоке появилась в результате Первой мировой войны, когда произошло падение Османской империи, а курдские территории были разделены между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Согласно Севрскому договору, заключенному 10 августа 1920 г. между странами Антанты и Турцией, должно было возникнуть и государство Курдистан. Данный договор представляет собой важную стадию борьбы курдов за создание своего государства, так как он ознаменовал собой актуализацию курдской проблемы на международном уровне. Однако пункт о курдском государстве так и не был реализован вследствие прихода к власти в Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Победа в революции Ататюрка перечеркнула договор, поскольку главным лозунгом внутренних реформ провозглашалось утверждение «одна страна - одна нация».
После присоединения к государствам Турции, Ирака, Ирана и Сирии, единое национально-освободительное движение курдов было подорвано, вследствие чего должно было видоизмениться в связи с новыми условиями проживания. Общими для всех курдских национально-освободительных движений разных стран являются требования о статусе автономии или субъекта федерации курдских районов, пропорциональном представительстве курдов в центральных органах власти, утверждение курдского языка как второго государственного.
Турция наряду с центральной властью Ирана, Ирака и Сирии непосредственно заинтересована в слабости Курдистана, в связи с национально-освободительными движениями и сепаратистскими настроениями курдов, что грозит данным странам потерей нефтегазоносных территорий.
Поэтому данные страны в течение десятилетий проводили политику ассимиляции курдского населения.
В контексте курдской проблемы, большое значение имеют вопросы перехода на президентскую систему и составления новой Конституции в современной Турецкой Республике. За переход Турции на президентскую систему правления выступает президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, в то время как оппозиция против такого перехода, в случае которого, согласно мнению оппозиции, права на свободу слова и самовыражения будут попраны, а лица, выступающие за расширение культурных прав курдов, будут привлекаться к уголовной ответственности в качестве «террористов».
Говоря о геостратегическом положении Курдистана, стоит сказать, что Ближний Восток является основным мировым энергетическим центром, благодаря чему нефтегазоносные районы Курдистана приобрели высокое значение для государств мира. Руководители Турции, Ирана, Ирака и Сирии, продолжая политику репрессий и ассимиляции, заинтересованы в отсутствии прав и свобод у курдского народа ввиду проживания их на геостратегически важных территориях, богатых энергоресурсами.
Однако среди субъектов международных отношений есть и защитники интересов курдов. Борясь за свои геополитические интересы на Ближнем Востоке, такие страны, как США, Израиль и Россия поддерживают национально-освободительные движения курдов, заключая с ними взаимовыгодные экономические сделки и продвигая интересы курдов на повестку дня международной арены.
Сирийский кризис оставил огромный отпечаток на всех участниках, включая курдское национальное движение разных стран. С одной стороны, курды понесли тяжелые потери своего состава. Однако, с другой стороны, гражданская война в Сирии привела к укреплению национально-освободительного движения курдов. Так, например, под давлением наступающей угрозы со стороны боевиков оппозиции, курды Сирии были вынуждены создать орган координации своих сил, и так, 12 июля 2012 г. был образован Курдский верховный комитет, ставший временным правительством Сирийского Курдистана, в 17 марта 2016 г. сирийским курдам удалось объединить свои силы и создать региональную федеративную администрацию на севере страны под название Роджава.
Внешняя политика Турции по отношению к сирийским, иракским, иранским территориям курдов представлена различными направлениями. В конце XX в. в результате распада биполярной системы международных отношений, развала СССР и роспуска ОВД, мировая политическая обстановка резко изменилась. Для Турции появилась возможность изменить направление своей внешней политики, активизировав свои силы по курсу Ближнего Востока. Активизация на данных направлениях как нельзя отвечала геополитическим, территориальным, экономическим интересам Турции.
Итак, говоря о направлениях внешней политики Турции по курдскому направлению, во-первых, стоит сказать о военных операциях по противоборству развитию национальных движений курдов и уничтожению курдского населения на территории суверенных государств Сирии и Ирака. Сохранение Ирака как целостного, суверенного государства стало одним из главных направлений внешней политике Турции по борьбе с развитием курдского национально-освободительного движения.
В данном контексте, турецкое правительство активно использует образ и деятельность Рабочей Партии Курдистана в целях представления ее как одной из главных угроз для внутренней и внешней безопасности Турции, используя это в качестве оправдания вторжения турецких вооруженных сил в соседние страны и борьба с курдским меньшинством на территории Турции.
Для борьбы с развитием курдского национализма Турция использует несколько средств во внешней политике. Одним из рычагов давления на политические процессы в Иракском Курдистане для Анкары является туркменское меньшинство, являющееся тюркоязычным населением Ирака. Так, например, согласно заявлениям МИДа Турции, туркменам должна быть предоставлена возможность селиться в городах Иракского Курдистана, богатого на энергоресурсы, откуда, по мнению Анкары, их вытеснили курды. Другим рычагом внешней политики Турции является курдская группировка «Внуки Салах-эд-Дина». Турецкие власти поддерживают деятельность данной военизированной группы в целях углубления раскола в рядах курдского национального движения в Сирии.
Второе направление представлено политическое сотрудничество с местными администрациями курдов других стран для ликвидации угрозы Рабочей Партии Курдистана. Видя в сотрудничестве с иракскими курдами выгоды для себя, в 90-х гг. XX в. Турция изменила свою жесткую внешнеполитическую позицию по иракским курдам, когда правительство Турции, отказавшись от своей принципиальной позиции против любых переговоров с курдами. На это было несколько причин, как например, с помощью взаимных политических отношений Турции удалось влиять и контролировать деятельность турецкой военизированной группировки РПК, получавшую тыловую защиту и поддержку на севере Ирака; а во-вторых, положительные отношения Турции с иракскими курдами отразились бы на реакции стран Запада, рассматривавших Турцию как потенциального члена Европейского Союза, в который в 90-х гг. стремилась Турция.
Третье направление представляет собой торгово-экономическое сотрудничество с местными администрациями курдов других стран. Иракский Курдистан является одним из важных и дешевых поставщиков нефти для Турции, тогда как Турция оказывает помощь иракским курдам в экономическом и инфраструктурном восстановлении региона.
Подводя итог, следует сказать, что значение курдского фактора для внешней политики Турецкой Республики связано, в первую очередь, с проблемой турецкой национальной идентичности, появившейся при появлении нового государства, чей народ необходимо было объединить по какому-либо признаку. Такой стала концепция тюркизма, сформированная еще в эпоху Ататюрка, одним из главных принципов которой являлся принцип «нация на основе гражданства». В общих чертах этот подход к национальной идентичности оставался прежним и на начало XXI в. Так, например, в принятой в октябре 2005 г. новой редакции «Документа о политике национальной безопасности» турецкий национализм был провозглашен основным принципом, образующим страну, тогда как попытки руководства страны переформулировать принцип «нации на основе гражданства» и частично признать возможность «многоуровневой идентичности» встречают серьезное сопротивление со стороны военного руководства и националистических кругов. Следовательно, современная внешняя политика Турции, в частности, по курдскому направлению по-прежнему определяется внутриидеологическим фактором, представляющим собой националистические идеи кемализма, согласно которому, любой гражданин, проживающий на территории Турции, является турком, что, в свою очередь, порождает проблему создания курдского государства и расщепления Турции на турецкую и курдскую части. Поэтому, можно заявить, что курдское направление внешней политики Турции определяется проблемой внутренней национальной идентификации и турецкого гражданства, и пока не будет пересмотрен данный принцип, сформированный в реалиях 20-х гг. XX в., перед Турцией, как во внутренней, так и во внешней политике, будет стоять угроза национальной безопасности в качестве курдской автономии или курдского государства, а курдский фактор будет продолжаться рассматриваться как дестабилизирующий фактор во внутренней и внешней политике Турции.
Подобные работы
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Этнополитика Турецкого государства 20-21 вв.: история, проблемы и перспективы развития
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Курдский вопрос в Ближневосточной системе безопасности
The Kurdish issue in the Middle East security system
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - Политические факторы процесса интеграции Турции в
Европейский союз
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



