Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении математике учащихся 5-6 классов (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Выпускная квалификационная работа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе БОУ «СОШ №30» г. Омска в 5 «А» (экспериментальный) и 5 «Б» (контрольный) классах. Педагогический эксперимент проходил в сентябре – декабре 2017 года.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении учащихся математике учащихся 5-6 классов 6
1.1 Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий при обучении математике в школе 6
1.2 Содержание и особенности познавательных универсальных учебных действий, формируемых в процессе обучения математике 16
1.3 Возрастные особенности учащихся 5-6 классов 25
Выводы по главе 1 29
Глава 2 Методические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении математике учащихся 5-6 классов 30
2.1 Приемы формирования познавательных универсальных учебных действия при обучении математике учащихся 5-6 классов 30
2.2 Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении математике учащихся 5-6 классов 41
2.3 Проведение и результаты педагогического эксперимента 46
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Библиографический список 60
В контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования одним из основополагающих ценностных ориентиров является развитие у школьника «умения учиться» как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности осуществляется посредством формирования у школьников универсальных учебных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и И.А. Володарская выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия [1, с. 28].
В формировании умения учиться у школьников важная роль отводится познавательным результатам, находящимся в составе метапредметных результатов, являющихся теми мостами, которые соединяют все предметы. Познавательные УУД подразумевают формирование общеучебных универсальных действий; логических универсальных действий и умений в постановке и решении проблем. Наиболее наглядно это можно увидеть в процессе обучения математике. Учебные задания побуждают детей: анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и т.д.; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время теоретически разработаны приемы формирования познавательных УУД в основной школе, но методическое обеспечение разработано слабо. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью реализации формирования познавательных УУД на практике в 5-6 классе и недостаточностью методического обеспечения.
Проблема исследования: с помощью каких приемов, методов и заданий осуществлять формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении математике в 5-6 классе?
В рамках заключения обозначенной проблемы была определена тема нашего исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении математике учащихся 5-6 классов».
Цель исследования – на теоретическом уровне доказать и выстроить педагогическую систему приемов формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении математике.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы будет успешным, если дополнить имеющуюся систему методических приемов математическими материалами.
Поставленную цель конкретизируем в задачах исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий.
2. Изучить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе.
3. Выделить приемы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике и наполнить их материалом.
4. Разработать методические рекомендации.
5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности функционирования разработанных методических материалов формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы.
Объект исследования – процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы.
Предмет исследования – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической, научно-методической, математической и учебной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдения за работой учащихся на уроке и во внеурочное время).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Среди всех видов универсальных учебных действий познавательные умения играют ведущую роль, так как именно они развивают способность познавать окружающий мир, усваивать содержание любой учебной дисциплины, овладевать предметными (специальными) умениями. Развитие познавательных действий связано с освоением учащимися логических законов, операций и приемов, которыми невозможно овладеть без предметного содержания.
К познавательным УУД относятся: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Именно на уроках математики возможно их наибольшее развитие.
На уроках математики в 5-6 классе все эти мыслительные операции можно развить, выполняя ряд рекомендаций:
1. Обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
2. Учитывать цели формирования познавательных УУД при отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения.
4. Организация целенаправленной и систематической работы на основе специальных приемов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся.
1. Александрова З.А., Овсянникова Т.А. Приемы смыслового чтения как способ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики в 7 классе // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – Пенза, 2017. – С. 115-117.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2008. – 144 с.
4. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 205 с.
5. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. – 2016. - №1. – С. 54-60.
6. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: Типовые задания. – М.: МПГУ, 2015. – 140 с.
7. Возрастные особенности детей подросткового возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gymn2.ru/assets/files/sps-vozrast-osobennosti.pdf (Дата обращения: 08.02.2018).
8. Глазков Ю.А., Егупова Н.В. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: задания, методические подходы // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2016. - №4. – С. 244-256.
9. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
10. Демидова Т.А. Формирование познавательного УУД «Синтез» с помощью метода алгоритмизации на уроках математики в 5 классе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2016. – Т. 4. - №4. – С. 63-66.
11. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 1 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 240 с.
12. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 240 с.
13. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Часть 1 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 240 с.
14. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Часть 2 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 240 с.
15. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: книга для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
16. Загашев И. Умение задавать вопросы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html (Дата обращения: 26.02.2018).
17. Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 14-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 270 с.
18. Зубарева И.И. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 14-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 275 с.
19. Иванова Т.А. Теория и технология обучения математике в средней школе: учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов / Т. А. Иванова [и др.]. – Нижний Новгород: НГПУ, 2009. – 355 с.
20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
21. Клиндух И.В. Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики как средство достижения цели концепции развития математического образования / И.В. Клиндух. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/505898 (Дата обращения 25.02.2018).
22. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2005. – 448 с.
23. Котлярова Т.С. Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. - №21. – С. 58-62.
24. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М.: Просвещение, 1965. – 316 с.
25. Мартынова Т.Н. Развитие познавательных универсальных учебных действий кадет на уроках математики через приемы педагогических техник // Обучение и воспитание: методики и практики. – 2014. - №13. – С. 145-150.
26. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 28-е изд. – М.: Мнемозина, 2011. – 27 8 с.
27. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 28-е изд. – М.: Мнемозина, 2011. – 288 с.
28. Методика «Выделение существенных признаков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/109-psychodiagnostics-cognitive-characteristics-of-children/548-methods-selection-of-essential-features (Дата обращения: 26.02.2018).
29. Перевощикова Е.Н. Специфика формирования универсальных учебных действий при обучении математике в средней школе // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19. - №2 (79). – С. 81-91.
30. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/#block_1000#ixzz4azmfIkWr (Дата обращения: 07.02.2018).
31. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz56SsQMPkv (Дата обращения: 08.02.2018).
32. Применяем методику Л.С. Выготского – Л.С. Сахарова «Сравнение понятий» грамотно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolabuduschego.ru/shkola/primenyaem-metodiku-l-s-vyigotskogo-l-s-saharova-sravnenie-ponyatiy-gramotno.html (Дата обращения: 26.02.2018).
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа; сост. Е. С. Савинова. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
34. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. – М.: «5 за знания», 2010. – 402 с.
35. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153–160.
36. Тестируем логику детей с помощью методики А.Н. Бернштейна «Последовательность событий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolabuduschego.ru/shkola/testiruem-logiku-detey-s-pomoshhyu-metodiki.html (Дата обращения: 27.02.2018).
37. Хабачева Е.С., Румянцева А.В. Проблемы формирования у обучающихся логических универсальных учебных действий при использовании знаков-символических средств в курсе ботаники (5 класс) // Научный альманах. – 2015. - №10-2(12) – С. 456-460.