Во второй главе проведен анализ цен на бензин с 2013 по 2018 годы.
Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования цен на бензин 5
1.1 Сущность государственного регулирования цен 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование цен на бензин 8
2 Денежная компенсация при государственном регулировании цен
на бензин ………….13
2.1 Анализ динамики цен на бензин 13
2.2 Применение денежной компенсации автомобилистам 23
Заключение 27
Список литературы 29
Ценообразование на рынке бензина является актуальной темой для российского рынка моторного топлива в последние годы. Бензин представляет собой важный для экономики вид топлива, увеличение цены на него приводит к повышению цен на промышленные товары, усилению инфляции и понижению прибыльности энергоёмких производств. Затраты на бензин представляют неотъемлемую часть издержек практически любой отрасли экономики, а ценовой аспект оказывает существенное влияние на общую конъюнктуру потребительского рынка страны. Более того, приобретение бензина составляет значительную долю расходов для личного потребления, поэтому существенное изменение цен на данный вид топлива сказывается непосредственно на благосостоянии потребителей и может вызвать социальную напряженность, особенно в условиях падения реальных доходов населения. Проблема заключается в том, что при снижении стоимости сырья для производства топлива и падении цен на бензин в других странах, в России автомобильный бензин дорожает, что свидетельствует о наличии непрозрачных принципов формирования цены на бензин на российском рынке.
Цель исследования – проанализировать денежную компенсацию автомобилистам как форму государственного регулирования цен на рынке бензина.
Задачи исследования:
изучить сущность государственного регулирования цен;
описать факторы, влияющие на формирование цен на бензин;
проанализировать динамику цен на бензин;
исследовать применение денежной компенсации автомобилистам.
Объектом исследования выступает рынок бензина. Предметом исследования является денежная компенсация автомобилистам как форма государственного регулирования цен на рынке бензина.
Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых таких как, А.А. Хлибык, Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова, Л.Г. Ходов, Т.А. Сафина и др.
Методы исследования – теоретический анализ, изучение практического опыта, обобщения и анализа результатов исследования.
Структура исследования – введение, две основных главы, заключение, список литературы.
В заключении изложим основные выводы, сделанные по результатам проведенного исследования.
Виды государственного регулирования рынка бензина - рыночный метод или прямое воздействие на цены, в зависимости от применения которых, используются косвенные или прямые механизмы рыночного воздействия. Процесс производства бензина также рассматривался для определения этапов формирования добавленной стоимости, на основании чего был сделан вывод о том, что последовательность этапов реализации бензина определяет зависимость розничных цен от оптовых цен.
В работе выведена схема механизма функционирования рынка бензина в России, в результате которой выделены следующие особенности: наличие нескольких уровней реализации топлива – оптового и розничного, множество посредников от производителей до конечных потребителей, вертикально интегрированные нефтяные компании, наличие которых ослабляет конкуренцию в отрасли. На формирование розничной цены влияют все участники рынка на предыдущих этапах от переработки до перепродажи бензина. Определение механизма дало понимание рынка для последующего анализа факторов.
Далее рассмотренные рыночные условия, основные и регуляторные факторы были использованы для характеристики рынка бензина в России. Анализ структуры рынка нефтепереработки в России показал, что наличие на рынке таких крупных игроков, как вертикально интегрированные нефтяные компании, сдерживает развитие конкуренции, что негативно сказывается на формировании цены на бензин. Отличительной особенностью этих компаний является выполнение различных этапов производства и реализации бензина: добыча нефти, переработка, хранение, Оптовая и розничная торговля.
Формирование цены на бензин в России больше связано с изменением курса рубля, чем мировых цен на нефть, поскольку для ценообразования используется принцип экспортного паритета (равные цены на отгрузку топлива на внутренний или внешний рынок), для которого используется курс рубля по отношению к доллару. Стоимость нефти в структуре розничной цены на нефть занимает незначительную часть по сравнению с другими странами.
Анализ структуры розничной цены бензина приводит к выводу о высокой налоговой нагрузке на нефтеперерабатывающую промышленность. Значительная доля косвенных налогов (акцизов и НДС) перечисляется фактическим потребителям топлива. Крупные вертикально интегрированные нефтяные компании способны выдержать высокий уровень налогообложения, что снижает конкурентоспособность мелких независимых производителей.