ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Анализ проблемы исследования 7
1.1. Общий анализ источников 7
1.2. Общие сведения о сборе и систематизации исходных данных 8
1.3. Общие сведения о территории муниципального образования 12
1.4. Социально-экономическая ситуация муниципального образования 14
1.4. Анализ факторов, влияющих на БДД 23
Выводы по главе 31
Глава 2. Теоретические исследования 32
2.1. Описание существующей организации движения транспортных
средств и пешеходов, включая описание организации движения маршрутных транспортных средств, размещения мест для стоянки и остановки транспортных средств, объектов дорожного сервиса 32
2.1.1. Организация движения транспортных средств 32
2.1.2. Организация пешеходного движения 42
2.1.3. Описание организации движения маршрутных транспортных
средств 46
2.1.4. Размещение мест стоянки и остановки транспортных средств,
объектов дорожного сервиса 54
2.2. Анализ параметров дорожного движения, а также параметров
движения маршрутных транспортных средств и параметров размещения мест для стоянки и остановки транспортных средств 63
2.2.1. Анализ параметров движения индивидуального транспорта 63
2.2.2. Анализ параметров движения маршрутного транспорта 67
2.2.3. Анализ параметров размещения мест для стоянки и остановки
транспортных средств 69
2.3. Анализ условий дорожного движения, включая данные о загрузке
пересечений и примыканий дорог со светофорным регулированием
2.4. Анализ причин и условий возникновения дорожно-транспортных
происшествий 82
Выводы по главе 95
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению БДД 96
3.1 Совершенствование системы информационного обеспечения участников дорожного движения 96
3.2. Скоростной режим движения транспортных средств на отдельных
участках дорог или в различных зонах 100
3.3. Устранение помех движению и факторов опасности (конфликтных
ситуаций), создаваемых существующими дорожными условиями 102
3.4. Организация движения пешеходов, включая размещение и
обустройство пешеходных переходов, формирование пешеходных и жилых зон на территории муниципального образования 107
3.5. Обеспечение благоприятных условий для движения инвалидов 112
3.6. Организация велосипедного движения 118
Выводы по главе 124
Глава 4. Оценка эффективности мероприятий 125
Выводы по главе 132
Заключение 133
Список использованных источников 134
В настоящее время в мире постоянно увеличивается выпуск транспортных средств, в первую очередь легковых автомобилей. Объем автомобильных перевозок также постоянно возрастает. В связи с этим остро встает проблема обеспечения безопасности движения автомобилей.
Однако сложившееся в городах положение демонстрирует неэффективность традиционного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД). Для повышения эффективности мероприятий ОБДД следует не только изменять и дополнять правила дорожного движения автомобилей, но и рассматривать возможности изменения и ограничения некоторых параметров автомобилей еще на стадии проектирования.
Таким образом теоретическое изучение влияния параметров автомобиля на дорожно-транспортные происшествия приобретает первостепенную важность.
Изучение влияния параметров автомобиля на дорожно-транспортные происшествия велось в основном зарубежными исследователями.
Наиболее подробный анализ влияния параметров автомобиля на дорожно-транспортные происшествия в своей работе выполнил И.С. Джонс в 1969-1971 годах [1]. Однако на сегодняшний день эту работу нельзя считать достаточной для всестороннего освещения рассматриваемого вопроса.
В более поздний промежуток времени подобные теоретические исследования практически не проводились. Из подобных исследований можно выделить работу Ходеса И.В [2] 2005г. Однако его работа затрагивала рассматриваемую проблему лишь частично.
Наиболее часто проводились экспериментальные исследования, результаты которых используются в таких документах как ГОСТ Р 52302-2004 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний [3], «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» от 2009г. [4] или Требования ЕЭК ООН.
Главным недостатком объекта исследования в настоящее время можно считать недостаточное изучение вопроса в современных условиях.
Таким образом, целью данного исследования можно считать: исследование влияния параметров и условий дорожного движения на обеспечение безопасности дорожного движения в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо будет выполнить следующие задачи:
• выполнить анализ существующих научных исследований, посвященных повышению безопасности дорожного движения;
• систематизировать данные о состоянии улично-дорожной сети Елабужского района;
• проанализировать причины и условия возникновения дорожнотранспортных происшествий;
• оптимизировать схему организации дорожного движения на территории Елабужского района;
Основным методом исследований, применяемым при выполнении настоящей работы, было теоретическое исследование. Теоретическое исследование, в данном случае, основывается на использовании организационных методов.
В результате выполнения работы предполагается оценить влияние параметров и условий дорожного движения на БДД в современных условиях.
Ниже рассматривается структура настоящей работы. Работа состоит из трех глав.
В первой главе проводится анализ доступных источников по рассматриваемой и смежным темам. На основе анализа формулируются цель и задачи исследования.
Во второй главе настоящей работы приводится теоретические исследования влияния условий дорожного движения, параметров дорожного движения на безопасность дорожного движения и возможности ее повышения организационными методами.
В третьей главе предложены мероприятия по практическому применению положений изложенных в главе 2. Кроме того, в связи с невозможностью полноценного применения предложенных мероприятий проводятся исследования требований, предъявляемых современными нормативными документами к организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Цель работы: повышение безопасности дорожного движения на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Задачи исследования:
> выполнить анализ существующих научных исследований, посвященных повышению безопасности дорожного движения;
> систематизировать данные о состоянии улично-дорожной сети Елабужского района;
> проанализировать причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий;
> оптимизировать схему организации дорожного движения на территории Елабужского района;
Методы исследования: теория систем и системный анализ; статистический анализ и обработка информации.
В качестве объекта исследования была выбрана система обеспечения безопасности дорожного движения в г.Елабуга и районе
Научной новизной работы является - комплексная система показателей оценки безопасности дорожного движения.
В рамках исследования были разработаны мероприятия по развитию транспортной системы и оптимизации схемы организации дорожного движения на территории Елабужского района.
Набор мероприятий был сформулирован на основании результатов сбора документарных данных, проведения серии замеров, анализа полученных данных и результатов моделирования.
Прогнозная оценка эффективности реализации программы взаимоувязанных мероприятий показала, что при ее реализации достигается улучшение показателей транспортной доступности, снижение аварийности, создание велотранспортной и пешеходной инфраструктуры и устранение дефицита парковочного пространства, оптимизация дорожного движения.
В результате реализации мероприятий будет достигнут следующий социально-экономический эффект:
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и нанесенного материального ущерба;
совершенствование и развитие опорной транспортной сети;
улучшение экологической ситуации.
Методом сравнительной оценки результатов дисперсионного анализа установлено, что предпринятые мероприятия по улучшению освещения и профилактике пьянства за рулем были эффективными и привели к нивелирования значимости данных факторов в 2018 году.
1. Джонс И. С., Влияние параметров автомобиля на дорожно-транспортные происшествия. - М.: Машиностроение, 1979. - 207 с
2. Ходес, И.В., Повышение технического уровня колесной машины на базе расчетно-теоретического обоснования параметров управляемости: монография/Ходес И.В, - Волгоград: ВолгГТУ, 2005, - 363с
3. ГОСТ Р 52302-2004 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний - М. : ИПК Издательство стандартов, 2005. - 27 с.
4. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720) с изменениями - М.: 2012 - 235с.
5. Литвинов, А.С. Управляемость и устойчивость автомобиля. - М.: Машиностроение, 1971, -416с.
6. Гришкевич, А.И. Автомобили. Теория - Минск: Вытттейттт. шк., 1986. - 208с.
7. Конструкция автомобиля. Том III. Кузова и кабины. Учебник для вузов/ Под общей ред. Доктора техн. наук, профессора А.Л. Карунина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008. - 464 с., ил.
8. Степанов И.С., Евграфов А.Н., Карунин А.Л. и др.; Под общ. ред. Шарипова В.М., Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов: Учебник для сту. Высш. Учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256с.
9. Кравец В.Н., Селифонов В.В., Теория автомобиля. Учебник для вузов. - М.: ООО «Гринлайт+», 2011. - 884 с., илл.
10. Вонг, Дж. Теория наземных транспортных средств - М.: Машиностроение, 1982. - 284с.
11. Пучкин В.А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий: база данных. Экспертная техника. Методы решений. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010 - 400с.
12. Коллинз Д, Моррис Д. Анализ дорожно-транспортных происшествий - М.: издательство «Транспорт», 1971 - 128с.
13. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: ресурс содержит данные о ДТП на территории Российской федерации за период с 2015 года до настоящего времени, зарегистрированные сотрудниками ГИБДД МВД России - Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/. Дата обращения 10.05.2019 г.
14. Гатиятуллин М.Х., Николаева Р.В. Влияние уровня аварийности в г. Казани на общую тенденцию аварийности в республике / М.Х. Гатиятуллин, Р.В. Николаева // Вестник НЦ БЖД - 2010. - № 5. - с.70 - 76.
15. Кириленко С.Н. Некоторые составляющие безопасности дорожного движения / С.Н. Кириленко // Наука и практика. - 2014. - № 4 (61). - с.38 - 41.
16. Маткеримов Т.А., Кадыров Э.Т. Безопасность дорожного в пригороде в контексте системы «водитель-автомобиль-дорога-среда» / Т.А. Маткеримов, Э.Т. Кадыров // Бишкек: Вестник КГУСТА. - 2016. - № 1(51). - с. 336 - 342.
17. Пугачев И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность дорожного движения: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
18. Сашко А.А., Воробьев А.М., Чернышев А.К., Ситко Л.А. Сравнительная оценка факторов риска при дорожно-транспортных происшествиях / А.А. Сашко, А.М. Воробьев, А.К. Чернышев, Л.А. Ситко // Медицина в Кузбассе. - 2011. - № 2,T. 10. - с.22 - 25.
19. Николаева Р.В. Влияние человеческого фактора на безопасность дорожного движения / Р.В Николаева // Вестник НЦ БЖД - 2016. - № 1 (27). - с.56 - 62.
20. Войтенко Е.А. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения / Е.А. Войтенко // Юридический мир - 2010. - №8. - с. 48 - 52.
21. Безруков Д.А., Войтенков Е.А. Основные социально-психологические черты конфликтов в дорожном движении и их особенности / Д.А. Безруков, Е.А. Войтенков // Юридическая психология. - 2011. - № 1.
22. Абдульзянов А.Р. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения в регионе / А.Р. Абдульзянов // Регионология Regionology - 2017. - Т.25, № 4 - с.642 - 655.
23. Олещенко Е.М. Варианты прогнозируемого развития системы обеспечения безопасности дорожного движения мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга) / Е.М. Олещенко // Современные проблемы науки и образования- 2012. - №3. - с.1 - 9.
24. Касимов Р.Ф., Чепурных Н.К. Факторы, влияющие на возникновение
дорожно-транспортных происшествий / Р.Ф. Касимов, Н.К. Чепурных // Актуальные вопросы транспортной безопасности: сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции - 2017г.
25. Фаттахов Т. Дорожно-транспортный травматизм в России и факторы его
возникновения / Фаттахов Т. // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»: ISSN 2071-5021 Эл№ФС77-28654,
http: //ve stnik.mednet .ru
26. Кузьмин А.В. Расчет рисков совершения дорожно-транспортного происшествия по условному среднему показателю вероятности / А.В. Кузьмин // Качество и жизнь - 2016. - №3 (11).
27. Павлова В.А. Субъективные и объективные факторы обеспечения безопасности дорожного движения / В.А. Павлова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство - 2017. - с.111 - 115.
28. Христофоров Е.Н., Сакович Е.Н., Никуллин В.В., Никитин А.М. Методы расчета вероятностных показателей безопасности дорожного движения / Е.Н. Христофоров, Е.Н. Сакович, В.В. Никуллин, А.М. Никитин // Мир транспорта и технологических машин - 2014. - № 4 (47). - с. 115-124.
29. Дубовский В.А., Савченко В.В., Крупок А.Д. Алгоритм предупреждения кризисных дорожно-транспортных ситуаций / В.А. Дубовский, В.В. Савченко,
А.Д. Крупок // Перспективы развития транспортного комплекса: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. - 2018. - с. 84 - 90.
30. Колесников, А.А. Синергетическая теория управления: концепции, методы, тенденции развития / А.А. Колесников // Известия ТРТУ. - 2001. -№ 5 (23). - С.7-27.
31. Haken, H. How to modify psychopathological states? Hypotheses based on complex systems theory / H. Haken, W. Tschacher // Nonlinear Dynamics, Psychology, and Life Sciences. - 2017. - Vol. 21., No. 1. - P. 19 - 34
32. Банушкина Н.А. Методика разработки экспертных систем управления безопасностью дорожного движения в населенных пунктах / Н.А. Банушкина // Известия Алт. гос. ун-та. - 2015. - № 1/2 (85). - с. 91 - 95.
33. Банушкина Н.А. Особенности разработки экспертных систем в зависимости от класса объектов / Н.А. Банушкина // Известия Алт. гос. ун-та. — 2011. — № 2/2 (69).
34. СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266).
35. СП 42.13330.2016. Свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр).
36. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 27 декабря
2013 г. № 1071 «Об утверждении Республиканских нормативов
градостроительного проектирования Республики Татарстан» (изм. от 09.08.2016).
37. Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
38. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] - режим доступа: http://stat.gibdd.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
39. Открытые данные портала безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] - режим доступа: https://xn--80abhddbmm5bieahtk5n.xn-- plai/opendata/, свободный. - Загл. с экрана.
40. СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266).
41. О ДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.
42. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
43. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
44. Республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Татарстан.