КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ)
|
Введение
Глава 1. Постмодернизм как особый феномен европейской культуры конца ХХ в. начала XXI в 10
1.1 История становления и основные концептуальные положения
постмодернизма 10
1.2 Особенности теории и практики постмодернизма
в современной России 28
Глава 2. Религиозное сознание современного европейского
общества в контексте противоборства модернизма и постмодернизма 36
2.1 Основные черты романо-католического и протестантского
религиозного сознания в Европе и специфика их трансформации в современном мире 37
2.2 Славой Жижек как приверженец модернизма, критик постмодернизма
и создатель материалистической теологии 46
Глава 3. Философско-социологический анализ состояния
религиозного сознания в современной России 71
3.1 Трансформация религиозного сознания в современной
России в период постмодернизма 71
3.2. Опыт философско-социологического исследования
религиозного сознания студенческой молодежи г. Казани 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Постмодернизм как особый феномен европейской культуры конца ХХ в. начала XXI в 10
1.1 История становления и основные концептуальные положения
постмодернизма 10
1.2 Особенности теории и практики постмодернизма
в современной России 28
Глава 2. Религиозное сознание современного европейского
общества в контексте противоборства модернизма и постмодернизма 36
2.1 Основные черты романо-католического и протестантского
религиозного сознания в Европе и специфика их трансформации в современном мире 37
2.2 Славой Жижек как приверженец модернизма, критик постмодернизма
и создатель материалистической теологии 46
Глава 3. Философско-социологический анализ состояния
религиозного сознания в современной России 71
3.1 Трансформация религиозного сознания в современной
России в период постмодернизма 71
3.2. Опыт философско-социологического исследования
религиозного сознания студенческой молодежи г. Казани 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: обуславливается следующими обстоятельствами:
1. В условиях усиливающихся процессов глобализации и глокализации современного общества происходит «размывание» культурной идентичности отдельных этносов и целых народов (базируется на особом типе религиозного сознания), что особенно неблагоприятно для Российской Федерации, где проживает порядка 200 разных народностей;
2. Постмодернизм в России сегодня является не только важным направлением в философии, науке, литературе и искусстве, но и особой деструктивной силой в экономическом, политическом и религиозном аспекте, в культуре повседневной жизни;
3. Феномен российского постмодернизма (сущность, закономерности, тенденции развития) как явления отечественной культуры все еще не до конца изучены;
4. В современных условиях все более ускоряющегося социокультурного развития общества, зачастую наблюдается утрата традиционных (прежде всего религиозных) установок и ценностей, которые ранее обеспечивали успешное развитие человечества и выступали особыми аттракторами социальной устойчивости;
5. От характера степени изученности российского постмодернизма зависит осмысление трансформации российского общества и решение многих важных проблем (социальных, культурных, религиозных и др.).
Научно-практическая проблема:
В современных условиях идеология и философия постмодернизма занимает одно из центральных мест в общественном сознании общества. В связи с этим возникает необходимость во всесторонней оценка данного направления. Это необходимо для того, чтобы оказать противодействие негативным процессам в условиях доминирующих явлений глобализации и глокализации в мире, на основе которых происходит трансформация
культурной идентичности как отдельной личности, так и целых народов и общества в целом (в религиозном сознании людей, системе семейнобрачных отношений, взаимоотношений с государством). Поэтому научно-практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе проведенного теоретико-методологического и мировоззренческого анализа сущности постмодернизма и происходящих процессов предпринимать шаги по устранению возникающих проблем и оптимизации жизни российского социума.
Объект исследования: философия, идеология и практика постмодернизма как особого социокультурного феномена в Западной Европе и Российской Федерации.
Предмет исследования: трансформация религиозного сознания в современной России в контексте феномена постмодернизма.
Рабочая гипотеза: философия и идеология постмодернизма адекватна культуре, традициям и ценностям Западной Европы и имеет в этих странах умеренно позитивный характер. Но в странах восточной культуры (и особенно России) эта идеология в большей степени играет разрушительную роль по отношению к традиционным ценностям и поэтому обязательно должна исследоваться применительно к отдельным сферам жизни и корректироваться с учетом национальных интересов.
Цель работы: выявить специфику трансформации религиозного сознания современного российского общества в контексте феномена отечественного постмодернизма.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности протекания постмодернистских трендов в российском обществе;
2) выявить основные факторы, определяющие особенности постмодернистского сегмента российской культуры в конце ХХ - начале ХХ1в.;
3) сопоставить результаты философско-культурологического анализа феноменов «модернизма» и «постмодернизма» в западноевропейской и отечественной науке;
4) проанализировать имеющиеся эмпирические материалы о состоянии религиозного сознания в России в контексте влияния на них идеологии постмодернизма;
5) сравнить специфику состояния и динамики религиозного сознания в странах романо-католической, северо-протестантских и православной культуры.
Эмпирическая база исследования: - явления мировой и отечественной культуры постмодернизма, работы С. Жижека, материалы многочисленных социологических исследований религиозного сознания в России и данные собственного конкретно-социологического исследования 138 студентов 1 курса Казанского государственного института культуры (2018г.).
Теоретическая база исследования: все концепции т.н. «массовой культуры современного общества»: как те, которые считают данный феномен симптомом вырождения общества (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм), так и те, которые воспринимают массовую культуру фактором общественного здоровья и стабильности (Л. Уайт, Т. Парсонс); концепция социокультурной динамики П. Сорокина о том, что в основе общественных процессов находятся две устойчивые социокультурные системы - «чувственная» (где преобладают социальная динамика, утилитарные и гедонистические ценности) и «умозрительная» (статичность социума, рационализм, этика абсолютных ценностей); концепция самобытности и исключительности локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев); концепция А. Кребера, что каждой этнической культуре свойственна собственная доминантная система идеалов и ценностей (в частности для Российской Федерации в качестве такой доминанты до сих пор может выступать религиозная идентичность этносов).
Методология исследования: принципы и методы диалектического развития; системный подход, структурно-функциональный подход, синергетический подход; метод «интерпретации интерпретации» Клиффорда Гирца, который считает, что глубоко познать культуру можно не на основе объективных данных, а только на основе их субъективной интерпретации, так как только так возможно познание заложенных в ней глубоких символов и их смыслов; методы социологического исследования.
Степень научной разработанности проблемы: постмодернизм (фр. postmodernisme) - широкое социокультурное течение, возникшее в 80-х годах ХХ в. в Западной Европе, охватившее многие ключевые сферы общественной жизни - философию, науку, искусство, политику и т.д. В целом появление данного феномена связано с работой Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1977г.), в которой он обозначил те ультрамодернистские эксперименты в культуре, которые придавали традиционным ценностям и символам принципиально иной смысл. Философско-эстетической основой постмодернизма выступают идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма и так называемой семиотики У. Эко и много других. Их смысл заключается в использовании неоклассических трактовок классических традиций, торжества идей пострационализма, постэмпиризма, нравственно-эстетической амбивалентности личности и создании новой культурной парадигмы ментальности, отрицающей любую замкнутость концептуальных положений (символами такой ментальности выступает «ризома», отказ от трансцендентального, признание «симулякра» как особого противовеса «художественному образу», деструкция и реконструкци текста, анализ желаний - Делез и Г ваттари, либидозных пульсаций (Ж. Лиотар), соблазна (Ж. Бодрийар) .и т.д.
Постмодернизм как философское направление на Западе получил теоретическое и практическое обоснование в трудах Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ж. Лиотара, У. Эко, Х. Кюнга и др.
Среди отечественных исследователей постмодернизма можно отметить Н.Б. Меньковскую, В.Н. Дианову, И.П. Ильина, В.В. Халикова, А.К. Якимович, Л.П. Терещенко, и др. Анализ постмодернистских идей содержится в работах таких философов, искусствоведов, культурологов, литературоведов, как В.В. Бабихин, Л.С. Бычкова, Т.П. Калугина, М. Эпштейн, А. Меламид, П. Вайль, Д. Затонский и мн. др. В тоже время специальных работ, посвященных анализу трансформации религиозного сознания россиян в контексте теории и практики постмодернизма на сегодняшний день не имеется.
Деконструкция как основное философское понятие постмодернизма было предложенно М. Хайдеггером, введенно в научный оборот Ж. Лаканом и теоретически обоснованно Ж. Деррида. В более широком смысле деконструкция ассоциируется с критическим переосмыслением литературных, философских, исторических и других канонов (Л.К. Зыбайлов., В.А. Шапинский). В Европе деконструкция являлась реакциией на структурализм и легла в основу многих постструктуралистских подходов. В 1980-е годы деконструкция нашла применение в широком спектре гуманитарных и социальных наук, в юриспруденции, в антропологии, историографии, лингвистике, социолингвистике, психоанализе, феминистской теории и других исследованиях.
Положения, выносимые на защиту:
1) постмодернизм в России выступает самодостаточным сегментом общественной жизни, выступая переходным этапом между эпохой тоталитаризма и демократии в отечественной культуре;
2) отечественный постмодернизм стал олицетворением тотальной деконструкции всех существовавших мировоззренческих и эстетических традиций и норм;
3) изучение социокультурного опыта постмодерна в российском культурном пространстве открывает новые возможности для науки и практики общественной жизни;
4) влияние философии и идеологии постмодернизма на религиозное сознание россиян оказалось не таким сильным как в странах Западной Европы;
5) постмодернизм в своих идейных и художественных экспликациях выразил качественное смещение гетерогенных явлений, смыслов, норм, и ценностей в едином социокультурном пространстве.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) до сих пор проблема трансформации религиозного сознания в контексте идеологии и практики постмодернизма еще не становилась предметом философского анализа;
2) впервые раскрыта специфика постмодернизма как явления российской культуры;
3) впервые был проведен сравнительный анализ состояния и перспектив развития религиозного сознания в Западной Европе и России на основе данных социологических исследований;
4) впервые феномен постмодернизма был рассмотрен не как отдельное изолированное явление, а в контексте законов диалектической логики и метода триады;
5) впервые была установлена связь между феноменом постмодернизма и основными понятиями философии нового времени.
Научно-практическая значимость исследования:
Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего научного анализа проблем постмодернизма и религиозного сознания современного российского общества, а также применены при подготовке учебных курсов по теории и истории культуры, использованы в процессе подготовки специалистов гуманитарного профиля, разработке различных научно-практических программ оптимизации методов обучения студентов, а также в процессе проведения различных социологических исследований.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из 3-х глав и 6 параграфов, введения, заключения и приложения. Объем диссертации 90 страниц. Список использованной литературы - 59 наименований.
1. В условиях усиливающихся процессов глобализации и глокализации современного общества происходит «размывание» культурной идентичности отдельных этносов и целых народов (базируется на особом типе религиозного сознания), что особенно неблагоприятно для Российской Федерации, где проживает порядка 200 разных народностей;
2. Постмодернизм в России сегодня является не только важным направлением в философии, науке, литературе и искусстве, но и особой деструктивной силой в экономическом, политическом и религиозном аспекте, в культуре повседневной жизни;
3. Феномен российского постмодернизма (сущность, закономерности, тенденции развития) как явления отечественной культуры все еще не до конца изучены;
4. В современных условиях все более ускоряющегося социокультурного развития общества, зачастую наблюдается утрата традиционных (прежде всего религиозных) установок и ценностей, которые ранее обеспечивали успешное развитие человечества и выступали особыми аттракторами социальной устойчивости;
5. От характера степени изученности российского постмодернизма зависит осмысление трансформации российского общества и решение многих важных проблем (социальных, культурных, религиозных и др.).
Научно-практическая проблема:
В современных условиях идеология и философия постмодернизма занимает одно из центральных мест в общественном сознании общества. В связи с этим возникает необходимость во всесторонней оценка данного направления. Это необходимо для того, чтобы оказать противодействие негативным процессам в условиях доминирующих явлений глобализации и глокализации в мире, на основе которых происходит трансформация
культурной идентичности как отдельной личности, так и целых народов и общества в целом (в религиозном сознании людей, системе семейнобрачных отношений, взаимоотношений с государством). Поэтому научно-практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе проведенного теоретико-методологического и мировоззренческого анализа сущности постмодернизма и происходящих процессов предпринимать шаги по устранению возникающих проблем и оптимизации жизни российского социума.
Объект исследования: философия, идеология и практика постмодернизма как особого социокультурного феномена в Западной Европе и Российской Федерации.
Предмет исследования: трансформация религиозного сознания в современной России в контексте феномена постмодернизма.
Рабочая гипотеза: философия и идеология постмодернизма адекватна культуре, традициям и ценностям Западной Европы и имеет в этих странах умеренно позитивный характер. Но в странах восточной культуры (и особенно России) эта идеология в большей степени играет разрушительную роль по отношению к традиционным ценностям и поэтому обязательно должна исследоваться применительно к отдельным сферам жизни и корректироваться с учетом национальных интересов.
Цель работы: выявить специфику трансформации религиозного сознания современного российского общества в контексте феномена отечественного постмодернизма.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности протекания постмодернистских трендов в российском обществе;
2) выявить основные факторы, определяющие особенности постмодернистского сегмента российской культуры в конце ХХ - начале ХХ1в.;
3) сопоставить результаты философско-культурологического анализа феноменов «модернизма» и «постмодернизма» в западноевропейской и отечественной науке;
4) проанализировать имеющиеся эмпирические материалы о состоянии религиозного сознания в России в контексте влияния на них идеологии постмодернизма;
5) сравнить специфику состояния и динамики религиозного сознания в странах романо-католической, северо-протестантских и православной культуры.
Эмпирическая база исследования: - явления мировой и отечественной культуры постмодернизма, работы С. Жижека, материалы многочисленных социологических исследований религиозного сознания в России и данные собственного конкретно-социологического исследования 138 студентов 1 курса Казанского государственного института культуры (2018г.).
Теоретическая база исследования: все концепции т.н. «массовой культуры современного общества»: как те, которые считают данный феномен симптомом вырождения общества (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм), так и те, которые воспринимают массовую культуру фактором общественного здоровья и стабильности (Л. Уайт, Т. Парсонс); концепция социокультурной динамики П. Сорокина о том, что в основе общественных процессов находятся две устойчивые социокультурные системы - «чувственная» (где преобладают социальная динамика, утилитарные и гедонистические ценности) и «умозрительная» (статичность социума, рационализм, этика абсолютных ценностей); концепция самобытности и исключительности локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев); концепция А. Кребера, что каждой этнической культуре свойственна собственная доминантная система идеалов и ценностей (в частности для Российской Федерации в качестве такой доминанты до сих пор может выступать религиозная идентичность этносов).
Методология исследования: принципы и методы диалектического развития; системный подход, структурно-функциональный подход, синергетический подход; метод «интерпретации интерпретации» Клиффорда Гирца, который считает, что глубоко познать культуру можно не на основе объективных данных, а только на основе их субъективной интерпретации, так как только так возможно познание заложенных в ней глубоких символов и их смыслов; методы социологического исследования.
Степень научной разработанности проблемы: постмодернизм (фр. postmodernisme) - широкое социокультурное течение, возникшее в 80-х годах ХХ в. в Западной Европе, охватившее многие ключевые сферы общественной жизни - философию, науку, искусство, политику и т.д. В целом появление данного феномена связано с работой Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1977г.), в которой он обозначил те ультрамодернистские эксперименты в культуре, которые придавали традиционным ценностям и символам принципиально иной смысл. Философско-эстетической основой постмодернизма выступают идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма и так называемой семиотики У. Эко и много других. Их смысл заключается в использовании неоклассических трактовок классических традиций, торжества идей пострационализма, постэмпиризма, нравственно-эстетической амбивалентности личности и создании новой культурной парадигмы ментальности, отрицающей любую замкнутость концептуальных положений (символами такой ментальности выступает «ризома», отказ от трансцендентального, признание «симулякра» как особого противовеса «художественному образу», деструкция и реконструкци текста, анализ желаний - Делез и Г ваттари, либидозных пульсаций (Ж. Лиотар), соблазна (Ж. Бодрийар) .и т.д.
Постмодернизм как философское направление на Западе получил теоретическое и практическое обоснование в трудах Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ж. Лиотара, У. Эко, Х. Кюнга и др.
Среди отечественных исследователей постмодернизма можно отметить Н.Б. Меньковскую, В.Н. Дианову, И.П. Ильина, В.В. Халикова, А.К. Якимович, Л.П. Терещенко, и др. Анализ постмодернистских идей содержится в работах таких философов, искусствоведов, культурологов, литературоведов, как В.В. Бабихин, Л.С. Бычкова, Т.П. Калугина, М. Эпштейн, А. Меламид, П. Вайль, Д. Затонский и мн. др. В тоже время специальных работ, посвященных анализу трансформации религиозного сознания россиян в контексте теории и практики постмодернизма на сегодняшний день не имеется.
Деконструкция как основное философское понятие постмодернизма было предложенно М. Хайдеггером, введенно в научный оборот Ж. Лаканом и теоретически обоснованно Ж. Деррида. В более широком смысле деконструкция ассоциируется с критическим переосмыслением литературных, философских, исторических и других канонов (Л.К. Зыбайлов., В.А. Шапинский). В Европе деконструкция являлась реакциией на структурализм и легла в основу многих постструктуралистских подходов. В 1980-е годы деконструкция нашла применение в широком спектре гуманитарных и социальных наук, в юриспруденции, в антропологии, историографии, лингвистике, социолингвистике, психоанализе, феминистской теории и других исследованиях.
Положения, выносимые на защиту:
1) постмодернизм в России выступает самодостаточным сегментом общественной жизни, выступая переходным этапом между эпохой тоталитаризма и демократии в отечественной культуре;
2) отечественный постмодернизм стал олицетворением тотальной деконструкции всех существовавших мировоззренческих и эстетических традиций и норм;
3) изучение социокультурного опыта постмодерна в российском культурном пространстве открывает новые возможности для науки и практики общественной жизни;
4) влияние философии и идеологии постмодернизма на религиозное сознание россиян оказалось не таким сильным как в странах Западной Европы;
5) постмодернизм в своих идейных и художественных экспликациях выразил качественное смещение гетерогенных явлений, смыслов, норм, и ценностей в едином социокультурном пространстве.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) до сих пор проблема трансформации религиозного сознания в контексте идеологии и практики постмодернизма еще не становилась предметом философского анализа;
2) впервые раскрыта специфика постмодернизма как явления российской культуры;
3) впервые был проведен сравнительный анализ состояния и перспектив развития религиозного сознания в Западной Европе и России на основе данных социологических исследований;
4) впервые феномен постмодернизма был рассмотрен не как отдельное изолированное явление, а в контексте законов диалектической логики и метода триады;
5) впервые была установлена связь между феноменом постмодернизма и основными понятиями философии нового времени.
Научно-практическая значимость исследования:
Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего научного анализа проблем постмодернизма и религиозного сознания современного российского общества, а также применены при подготовке учебных курсов по теории и истории культуры, использованы в процессе подготовки специалистов гуманитарного профиля, разработке различных научно-практических программ оптимизации методов обучения студентов, а также в процессе проведения различных социологических исследований.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из 3-х глав и 6 параграфов, введения, заключения и приложения. Объем диссертации 90 страниц. Список использованной литературы - 59 наименований.
Основная цель нашего диссертационного исследования заключалась в том, чтобы обосновать разрушительную роль теории и практики современного постмодернизма для отечественной культуры, в том числе на примере трансформации религиозного сознания россиян. Мы полагаем, что поставленная цель была достигнута и все намеченные научные задачи были доказаны с помощью специально разработанной научно-исследовательской платформы, куда вошли как теоретическая модель исследования, так и специально подобранная методология изучения данного явления.
В ходе исследования мы опирались на многочисленные примеры из мировой и отечественной истории культуры и социологические факты, свидетельствующие об уровне и тенденциях развития европейского и российского религиозного сознания. Такой подход позволяет утверждать, что полученные нами выводы обладают высокой степенью достоверности и могут быть применены в научной, учебной и практической деятельности. К основным научно-теоретическим выводам исследования могут относиться следующие положения:
1) постмодернизм как феномен современной культуры представлен во всех странах Европы, но проявляется в них по-разному в зависимости от характера их культурно-исторического развития;
2) постмодернизм оказывает воздействие на все аспекты жизнедеятельности людей и даже в наиболее консервативной их части как, например, религиозная теория и практика;
3) в православной культуре России влияние постмодернизма в религиозном сознании крайне незначительно и определяется термином «авангардизм»; в католицизме влияние постмодернистской теории и практики проявляется в большей степени, чем в православном мире, и может быть охарактеризовано на уровне простого «модернизма»; в странах, имеющих влияние протестантизма, идеология постмодернизма проявляется в максимально возможном плане, что объясняется широкой автономией личности и ее прав в обществе, не зависимо от религиозных догм, нацеленного на материальные интересы, а не духовные и т.д.;
4) в России идеология постмодернизма в большей степени представлена в сфере «современного» искусства и в незначительной форме в религиозном сознании и практике;
5) трансформация религиозного сознания населения России практически не зависит от культурного влияния Запада и обусловлено собственной культурной идентичностью;
6) российская молодежь в незначительной мере интересуется идеологией и практикой постмодернизма (так, даже в творческом вузе не более четверти студентов с интересом относится к данной проблематике), а религиозное сознание этой части населения страны, скорее всего, ориентировано на собственные культурные традиции и ценности; Научно-практическая рекомендация:
противостояние разрушительной роли постмодернизма для культурных традиций российского общества должно базироваться как на примере критического анализа теории и практики этого явления, так и на осознании основных культурных традиций нашего народа.
В ходе исследования мы опирались на многочисленные примеры из мировой и отечественной истории культуры и социологические факты, свидетельствующие об уровне и тенденциях развития европейского и российского религиозного сознания. Такой подход позволяет утверждать, что полученные нами выводы обладают высокой степенью достоверности и могут быть применены в научной, учебной и практической деятельности. К основным научно-теоретическим выводам исследования могут относиться следующие положения:
1) постмодернизм как феномен современной культуры представлен во всех странах Европы, но проявляется в них по-разному в зависимости от характера их культурно-исторического развития;
2) постмодернизм оказывает воздействие на все аспекты жизнедеятельности людей и даже в наиболее консервативной их части как, например, религиозная теория и практика;
3) в православной культуре России влияние постмодернизма в религиозном сознании крайне незначительно и определяется термином «авангардизм»; в католицизме влияние постмодернистской теории и практики проявляется в большей степени, чем в православном мире, и может быть охарактеризовано на уровне простого «модернизма»; в странах, имеющих влияние протестантизма, идеология постмодернизма проявляется в максимально возможном плане, что объясняется широкой автономией личности и ее прав в обществе, не зависимо от религиозных догм, нацеленного на материальные интересы, а не духовные и т.д.;
4) в России идеология постмодернизма в большей степени представлена в сфере «современного» искусства и в незначительной форме в религиозном сознании и практике;
5) трансформация религиозного сознания населения России практически не зависит от культурного влияния Запада и обусловлено собственной культурной идентичностью;
6) российская молодежь в незначительной мере интересуется идеологией и практикой постмодернизма (так, даже в творческом вузе не более четверти студентов с интересом относится к данной проблематике), а религиозное сознание этой части населения страны, скорее всего, ориентировано на собственные культурные традиции и ценности; Научно-практическая рекомендация:
противостояние разрушительной роли постмодернизма для культурных традиций российского общества должно базироваться как на примере критического анализа теории и практики этого явления, так и на осознании основных культурных традиций нашего народа.
Подобные работы
- ФЕНОМЕН ДУХОВНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРОШЛОГО В СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДОМИНИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Репрезентация женского образа XX-XXI вв. (на примере глянцевых журналов)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Цинизм и эпатаж в журналистике: сущность, цели, содержание (на примере публицистики Александра Невзорова)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Дискурс этнокультурной идентичности в религиозно-философской публицистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007



