Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия гражданского воспитания старшеклассников (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»)

Работа №35339

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Гражданственность как компонент воспитания в современных
условиях 7
1.1 Социально-педагогические аспекты гражданского воспитания
школьников 7
1.2 Задачи и содержание гражданского воспитания в современной
общеобразовательной школе России 20
1.3 Принципы гражданского воспитания в школе 29
2. Педагогические условия гражданского воспитания старшеклассников на
примере школы №89 г. Казани 41
2.1 Модель процесса гражданского воспитания 41
2.2 Педагогические условия гражданского воспитания 49
2.3 Организация и методы педагогического исследования гражданского
воспитания 58
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 74


Актуальность исследования. Вопросы гражданского воспитания по своей научной и социальной значимости можно причислить к одним из традиционных проблем прошлого, настоящего и будущего. Гражданское воспитание молодого поколения во все времена считалось обязательной частью воспитательного процесса, исключением можно сделать период 90-х годов XX в., когда, стал отрицаться социальный заказ на гражданское воспитание, по мнению академика Е.Н. Усовой.
В современных, резко изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. По этой причине патриотизм сегодня рассматривается в качестве одного из ключевых ориентиров в воспитании. В современном государственном заказе школе,
сформулированном в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации сделан акцент на воспитании гражданских ценностей у подрастающего поколения.
Согласно концепции государственной программы «Гражданское воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»: понятие гражданского
воспитания представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов семьи, гражданского общества по формированию высокого гражданского сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению
конституционных обязанностей и гражданского долга по защите интересов России [48].
В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция гражданского воспитания граждан Российской Федерации)
3
определены приоритетные направления образования, одним из которых является расширение воспитательных возможностей образовательного процесса и осуществление результативного процесса гражданского воспитания [48].
В поисках решения данной проблемы особая роль отводится образовательным организациям, не исключение и школа, являющаяся ключевым элементом в системе гражданского воспитания молодого поколения. Период обучения в школе является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на старшеклассников, так как образы восприятия культурного пространства ярко выражены и сильны, и сохраняются в памяти на долгое время, этого можно добиться на уроках основы безопасности жизнедеятельности, что очень важно при воспитании патриотизма.
Анализ работы образовательной организации показал слабое методическое обеспечение процесса гражданского воспитания старших подростков в рамках общеобразовательной школы. Следовательно, вклад учителей по осуществлению процесса гражданского воспитания не всегда носит интегративный характер и в итоге не приводит к нужному результату. Этим определяется научно-методический уровень актуальности исследовательской работы.
Полагаясь на вышеизложенную информацию, мы можем сделать вывод, что, на сегодняшний день существует противоречие между потребностью общества в личности, который имеет высокое гражданское осознание, чувство верности своей Родине, который готов к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов государства и малой разработанностью методического обеспечения процесса гражданского воспитания старшеклассников в школе.
Степень разработанности: рассмотрение сущности гражданского воспитания на различных периодах развития человечества показал, что
вопрос о его важности для страны, социума и личности во все времена находился в центре внимания учёных. Гражданское воспитание впервые упоминалась в трудах таких деятелей, как: Аристотелем, В.Г. Белинским, П.П. Белонским, Т. Гиббсом, К. Гильвецием, Д. Локком, А. Дистервегом, Н.А. Добралюбовым, Н.М. Карамзиным, Г. Кершонштейнаром, М.В. Ломоносовым, А.С. Макаренко, Платоном, А.Н. Радищевым, Ж.-Ж. Руссо В.С. Силевёстовым, В.А. Сухомлинским, Н.Г. Чернышевским, С.Т. Шатским и др.
Проблема исследования - каковы педагогические условия гражданского воспитания старшеклассников.
Объект исследования - процесс гражданского воспитания старших подростков.
Предмет исследования - педагогические условия гражданского воспитания старшеклассников.
Цель исследования - на теоретико-эмпирическом уровне изучить педагогические условия гражданского воспитания старшеклассников (на примере предмета основы безопасности жизнедеятельности).
Гипотеза исследования: процесс формирования гражданского
воспитания у старшеклассников будет эффективной, если включать методы гражданского воспитания (методы формирования сознания, метод убеждения, метод примера) и формы гражданского воспитания (индивидуальная, групповая, коллективная) не только в урочную, но и во внеурочную деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Экспериментально проверить педагогические условия формирования гражданского воспитания старшеклассников.
3. Разработать программу по повышению гражданского воспитания и апробировать её.
Методы:
- теоретические: обобщение, анализ, синтез;
- эмпирические: анализ документов, тестирование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани.
Теоретическая значимость:
- исследованы особенности введения в образовательный процесс программы по гражданскому воспитанию;
- выявлены и теоретически обоснованы критерии и показатели, характеризующие уровень гражданской культуры старшеклассников.
Практическая значимость исследования: разработана программа по повышению гражданского воспитания старшеклассников. Полученные результаты обеспечивают возможность использования программы гражданского воспитания в формировании гражданско-патриотических качеств личности школьников.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность понятия «гражданское воспитание», «гражданственность» учащихся в учебном процессе школы;
- выявлены и аргументированы педагогические условия гражданского воспитания старшеклассников в учебном процессе;
- разработана программа по повышению гражданского воспитания старшеклассников (развития гражданских компетенций), в содержаний которой задана цель, сформулированы задачи, обоснованы принципы, а также определены формы, методы, критерии эффективности.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список
литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на то, что по проблеме воспитания гражданского воспитания существует много работ, на наш взгляд, она остается одной из менее изученных. Учителя общеобразовательных организаций не всегда представляют цель, содержание, методы и средства формирования гражданского воспитания. Но при всем этом появилась острейшая необходимость формирования патриотизма, гражданственности, чтобы воспитать подрастающее поколение здравомыслящими, с высоким уровнем гражданского сознания, патриотизма, любви к Родине.
Патриотизм и гражданственность - это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. С одной стороны они схожи, а с другой различаются. Возможно, будет легче понять это, если мы узнаем, как государство отличается от родины. Кажется, что эти слова примерно одно и то же. Но на самом деле между ними существует большая разница. Патриотизм - это безвозвратная любовь к Родине, а гражданственность - активное взаимодействие с Родиной. Необходимо иметь мнение и активно выражать его в политическом пространстве. В принципе, концепции очень близки.
Необходимо развивать гражданство с молодого возраста. В интересах родителей разъяснить ребенку, что это такое материальная ценность. Помимо этого, они обязаны осознавать значимость гражданина в жизни государства. На самом деле, гражданственность не является глобальным. Она рождается из способности быть полезным в малой стране. Чем больше людей станет душой для поддержки своей страны, тем успешнее она будет. И это улучшит жизнь граждан. Все взаимосвязано.
Проведенное теоретико-эмпирическое изучение гражданского воспитания старших подростков в школе позволило сделать следующие выводы.
1. В современном понимании гражданское воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского сообщества и семьи по развитию у людей высокого гражданского сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
2. В старшем подростковом возрасте складываются социальные и психические предпосылки для формирования патриотизма, и возникает стремление к идентичности, в том числе и этнической, как механизма формирования национального самосознания и патриотизма. Старший подростковый возраст - это сензитивный период для формирования самосознания, Я-концепции личности, а значит, и национального самосознания и патриотизма. Поэтому, именно на старших подростков следует обращать особые усилия в школе в процессе гражданского воспитания.
3. Учитывая возрастные особенности старших подростков, при выстраивании процесса гражданского воспитания могут использоваться индивидуальные, групповые формы, массовые формы работы. Возможно применение методов формирования сознания, убеждения, примера. Применяемые формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-гражданская игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при создании комплекса мероприятий по гражданскому воспитанию старших подростков в школе.
4. Анализ деятельности МБОУ СОШ №89 города Казани показал, методы гражданского воспитания, направленные только на старших подростков, в учреждении практически не встречаются, за исключением бесед и классных часов. Проведенная нами диагностика показала, что процесс гражданского воспитания старших подростков в школе присутствует, но охватывает не всех обучающихся и не в полном объеме.
Для преодоления этого недостатка мы предложили комплекс мероприятий, направленных на формирование гражданственности старших подростков в МБОУ СОШ №89. После апробации данного комплекса, по результатам контрольной диагностики, мы смогли сделать вывод, что данный комплекс мероприятий привел к повышению у учащихся уровня положительного отношения к понятиям Отечество, патриотизм, гражданственность. Тем не менее, наше исследование не исчерпывает все нюансы рассматриваемой проблемы. Необходимо и дальнейшее изучение данной темы.


1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя/ СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)/ СПС Консультант Плюс.
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Гражданское воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"/ СПС Консультант Плюс.
4. Алешина, Н. В. Знакомство школьников с родным городом и страной (гражданское воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2014. - 310 с.
5. Алиева С.А. Военно-гражданское воспитание старшеклассников на современном этапе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 : Махачкала, 2012. - 164 с.
6. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально- культурной деятельности в системе гражданского воспитания учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2014. - 134 с.
7. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. докт. пед. наук. Якутск, 2012. - 351 с.
8. Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2013. - № 1. - С. 2.
9. Бондаренко, Владимир Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма: моногр. / Владимир Бондаренко. - М.: Алгоритм, 2015. - 752 с.
10. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 2011. -
145 с.
11. Бурнаева В. Н. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории [Электронный ресурс] / - 2013. - Режим доступа: http://lib.c- nvd- cs.- rg/ (дата обращения: 20.05.17).
12. Великий русский педагог К.Д.Ушинский [Электронный ресурс]. URL: http://detskiysad.ru/ped/ped125.html (дата обращения: 20.05.17).
13. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2011. - 205 с.
14. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика гражданского воспитания. М. издательство Флинта 2011. - 152 с.
15. Гаврилушкин С. А. Психологическая специфика проявления ответственности личности школьников с различной гражданской направленностью: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 215 с.
16. Гуськов, Ю.В. Военно-гражданское воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 2016. - 311 c.
17. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо: Форум, 2007. 288 с.
18. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо: Форум, 2007. 288 с.
19. Доклад генерал-майора в отставке Александра Владимировича Черкасова на V Сборах военного духовенства: [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/m- nit- ring_smi/2007/06/30/d- klad_generalmaj- ra_ v_- tstavke_aleksandra_vladimir- vicha_cherkas- va_na_v_sb- rah_v- enn- g- _duh- venstva (дата обращения: 20.05.17)
20. Документы советского патриотизма (в дни боев у озера Хасан). - М.: Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 2014. - 457 c.
21. Здерева Г. В. Патриотизм и гражданское воспитание / под ред. проф. В. И. Щеголя. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2014. - 316 с.
22. Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ
23. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации гражданского воспитания в системе дополнительного образования учащихся (на примере деятельности военно-гражданского клуба Красная звезда)/ Е. Е. Курвинен // Молодой ученый. - 2015. - №6.4. - С. 91-95.
24. Мудрик А.В. Общение как фактор гражданского воспитания учащихся, М. Педагогика, 2011. - 135 с.
25. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2013. - 45 с.
26. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2013. - 82 с.
27. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 2011. -
334 с.
28. Психология современного подростка под редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 2011. - 172 с.
29. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013. - 94 с.
30. Пономарева И.А., Костецкая Г.А. Гражданское воспитание школьников как условие обеспечения этнической безопасности. / В сборнике: Реальность этноса. Образование и этническая безопасность. Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.Л. Набока, 2011. С. 255-260.
31. Роберт И.В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. - 2012. - № 2. - с. 15 - 18.
32. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2016. - с. 54 - 112.
33. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.:
НИИ шк. технологий: Нар.образование, 2011. - 184 с.
34. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе / Петрова И.А., Игнатьева Т.В., Яременко Е.О. и др. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 78 с.
35. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках истории и литературы. - М., 2016. - 100 с.
36. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №7. - С. 30 - 32.
37. Теньшова О.Н. Гражданское воспитание учащихся в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход: личностно-деятельностный подход: диссертация... кандидата социальнопсихологических наук: 13.00.05 Москва, 2007. - 211 с.
38. Титов Б.А. Социализация учащихся, учащихся и юношества в сфере гражданского воспитания. СПб, 2011. - 111 с.
39. Тихомиров, - .K. Психология компьютеризации. Методические рекомендации / О.К. Тихомиров. - Киев, 2013. - 15 с.
40. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 2013. - 234 с.
41. Ушинский К.Д. Гражданское и социально-психологическое значение привычек. - М.: АПН РСФСР, 2011. - 346 с.
42. Хальбвакс М. Социальные рамки обобщения знаний/ М. Хальбвакс - М.: Новое издательство, 2013. - 348 с.
43. Херманн Д. Язык обобщения знаний. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. -
256 с.
44. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
45. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс/ В. Т. Чепиков - Минск: Белорусь, 2013. - 173 с.
46. Чепиков В.Т. Педагогическая практика/ В. Т. Чепиков - Минск:
Новое знание, 2013. - 204 с.
47. Чижевская И.Н. Использование новых информационных технологий на уроках природоведения. //Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 9. - с. 14 - 18.
48. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-гражданской работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. - М., 2012. - 187 с.
49. Шейкина А.Ю. Современное понимание патриотизма и проблемы его формирования как качества личности [Электронный ресурс] / - 2015. - Режим доступа: http://dipl- шЬа.ги/(дата обращения: 20.05.17).
50. Шенцев М. В. Информационная модель обобщения знаний/ М. В. Шенцев - СПб: Питер, 2013 - 128 с.
51. Штейн В.С. Проблема простых норм патриотизма и справедливости. В сб. Актуальные проблемы марксистской этики. - Тбилиси: изд. Тбилисского ун-та, 2011. - 150 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ