Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №94643

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО 9
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» 9
1.2. Характеристика системы дополнительного образования детей 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ 35
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ
2.1. Педагогические условия патриотического воспитания 35
2.2. Результаты опытной поисковой работы по развитию патриотических чувств старших школьников в учреждении 51 дополнительного образования МБОУ ДО «Детско - юношеский центр» п. Белоярский
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 121

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями, происходящими в Российском обществе. В настоящий момент Россия стоит на пути формирования гражданского общества, что нашло свое отражение в целях, задачах, содержании и методах воспитания подрастающего поколения. Современный человек должен быть способен к самостоятельному анализу реалий жизни, к принятию ответственных решений и их реализации, обладать достоинством и личной ответственностью, он должен быть готов к защите своих прав и свобод.
Важной задачей государства является формирование гражданина- патриота своей страны, который принимает активное участие в жизни общества, обладает определенными нравственными ценностями, способен строить свою жизнь в демократическом государстве во благо окружающих его людей и Отечества.
В настоящее время, обострены проблемы национального экстремизма, бездуховности, происходит переоценка жизненных ценностей, все это актуализировало нравственный аспект в развитии личности гражданина- патриота.
Проблема патриотического воспитания была отражена в работах классиков (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский и др.), философов (В. Абрамов, С.А. Алиева, В.А. Белевцев, В.И. Лутовинов и др.), педагогов (Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, В.И. Журавлев, Т.А. Ильина, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сластенин и др.)
Важность патриотического воспитания отражена в документах, принятых правительством Российской Федерации, таких как: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 год), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной культурной политики, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года и другие.
Несмотря на весомый вклад со стороны ученых-исследователей и государства в развитие патриотических чувств подрастающего поколения, потенциал учреждений дополнительного образования патриотического воспитания детей до конца не раскрыт.
Исходя из этого, было выявлено противоречие между потенциальной возможностью дополнительного образования формировать и развивать патриотические чувства у подрастающего поколения и отсутствием необходимой методической базы, составляющей основу патриотическому воспитанию.
Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске путей развития патриотизма у обучающихся в системе дополнительного образования.
Анализ актуальности, противоречия и проблемы исследования позволил сформулировать тему диссертационного исследования «Педагогические условия патриотического воспитания школьников в системе дополнительного образования».
Объект исследования — процесс патриотического воспитания школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - педагогические условия патриотического
воспитания школьников в условиях учреждения дополнительного образования.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно­экспериментальным путем проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное патриотическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза: патриотическое воспитание старших школьников в
учреждениях дополнительного образования будет эффективным, если будут:
1) выявлена сущность патриотического воспитания;
2) определена специфика дополнительного образования;
3) выявлены условия формирования патриотических чувств у подрастающего поколения в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».
2. Проанализировать систему дополнительного образования, выявить ее характерные особенности.
3. Выявить и теоретически обосновать субъективные, объективные и объективно-субъективные педагогические условия.
4. Проверить эффективность данных условий на практике.
Методологическая база исследования: проблеме патриотического воспитания посвящены исследования Н.И. Болдырева, А.Н. Вырщикова, М.П. Гузского, В.Г. Иванова, А.С. Макаренко, В.И. Лутовинова и др. Вопросы, связанные с системой дополнительного образования отражены в трудах А.К. Брудновой, Л.Н. Буйловой, В.А. Горского, С. В. Сальцевой, С.Т. Шатскогои др. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста раскрыты в работах В.О. Ключевского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, Е.В. Черкасовой и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно­поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность её интересам, готовность своими действиями служить ей.
2. Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т.д., составляющих структуру этого общества.
3. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
4. Патриотическое воспитание включает в себя несколько направлений:
1) духовно-нравственное воспитание;
2) историко-краеведческое воспитание;
3) гражданско-патриотическое воспитание;
4) социально-патриотическое воспитание;
5) военно-патриотическое воспитание;
6) героико-патриотическое воспитание;
7) спортивно-патриотическое воспитание.
5. Для формирования патриотизма самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании.
6. Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
7. Важными подходами при реализации дополнительного
образования детей являются: методологические, технологические,
дидактические и методические подходы.
8. Дополнительное образование формирует следующие
компетенции детей:
1) информационная компетенция - готовность к работе с
информацией;
2) коммуникативная компетенция - готовность к общению с
другими людьми, формируется на основе информационной;
3) кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
4) проблемная компетенция - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
9. Дополнительное образование ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы способствуют формированию патриотических чувств обучающихся.
10. Для успешной реализации процесса патриотического воспитания
старших школьников необходимо создать определенные педагогические условия, которые представлены тремя группами: объективные (эргономический фактор, направленный на обеспечение жизнедеятельности и работоспособности обучающихся; эстетический, построенный на законах красоты и гармонии, создающих благоприятную атмосферу для работы; материально-техническое оснащение, без которого невозможно представить современный процесс обучения и воспитания), субъективные (учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и личностных качеств педагога-воспитателя) и объективно-субъективные (использование современных методов и форм воспитания). Все эти условия в равной степени влияют на развитие патриотического сознания и поведения.
11. К эффективным методам развития патриотических чувств обучающихся в системе дополнительного образования можно отнести метод соревнования, метод убеждение примером, метод воспитывающей ситуации, метод общественного мнения, метод поощрения.
12. Эффективными формами развития патриотического сознания являются: игра-квиз, квест, акция, интерактивное путешествие, дебаты, социальное проектирование и т.д.
13. В процессе опытно-поисковой работы, при правильно созданных педагогических условиях, уровень осознания понятия патриотизма, а также уровень понимания сущности ведущих признаков патриотизма и отношения к нему у старших школьников, претерпел изменения. Увеличилось количество обучающихся, обладающих высоким (на 2,25%) и средним (на 6,7 %) уровнем понимания сущности ведущих признаков патриотизма, и уменьшилось количество обучающихся (на 8,9 %) с низким уровнем развития патриотизма.
14. Результаты исследования доказали эффективность разработанной программы.


1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212 с.
2. Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов. Уч. пособие. - М.: Просвещение, 1979.-127с.
3. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Проблемы воспитания патриота в современных условиях //Семья в России. 2002. - № 1. - С. 83-90.
4. Архангельский Н.В. духовно-нравственное развитие. - М.: Просвещение, 1979. - 187 с.
5. Бабанский Ю.К., Педагогика. - М.: Педагогика, 1988. - 640 с.
6. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. - 151 с.
7. Белоконев Г. П. Роль боевых традиций в формировании патриотическогосознания личности. Волгоград, 1973. - 153 с.
8. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Березина - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512 с.
9. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006. - 339 с.
10. Бескоровайный И.И. Использование краеведческого материала в процессе усвоения и применения знаний учащимися //Использование краеведения в процессе учебно-воспитательной работы в школе /Под ред. К.В.Басенко. Т.75. Вып. 1. Воронеж, 1967. - С.57-95.
11. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1988. - 204с.
12. Бодалев А.А. Психология общения, - М.: МПСИ, 2012. - 256 с.
13. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков // Проблема развития мотивационной сферы ребенка; под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадеждиной. - М.: «Просвещение», 1972. - 202 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
15. Бойцова Л.К. Формы работы в музее боевой славы //Опыт работы музеев общеобразовательных учреждений Северо-Восточного
административного округа и перспективы их развития. М., 1998. - С.76­82...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ