Введение 3
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. История развития прокурорского надзора в зарубежных странах 7
1.2. История развития прокурорского надзора в Российской Федерации 10
1.3. Понятие прокурорского надзора в Российской Федерации 18
1.4. Правовые основы прокурорского надзора в Российской Федерации 22
Глава 2. МЕХАНИЗМ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ 28
2.1. Проблема выделения функций прокурора в уголовном судопроизводстве
России 28
2.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной
деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия 34
2.3. Акты прокурорского реагирования на нарушения уголовно-процессуального закона 44
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 49
3.1. Проблема расширения полномочий прокурора при осуществлении надзора
за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 49
3.2. Концептуальные основы прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве
России 53
Заключение 57
Список использованной литературы 61
В условиях реализации правовых и экономических реформ государство нуждается в функционировании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение законов было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Необходимо, чтобы существовал механизм, который обеспечивает строгое и точное соблюдение законов. Особое место в данном механизме занимают органы прокуратуры.
Прокуратура в большинстве стран - это система государственных органов, осуществляющих надзор за расследованием преступлений и представляющих государство в судебном процессе.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ, являясь единой федеральной централизованной системой государственных органов, осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Основополагающим видом деятельности для прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением законодательных актов, при этом данная деятельность относится к исключительной компетенции прокуратуры. Следовательно, на сегодняшний день какой-либо другой государственный орган подобные функции осуществлять не может. В этом и заключается все значение прокуратуры как государственного органа.
Функция надзора наиболее подробно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи важнейшей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры.
Целями прокурорской деятельности в уголовном судопроизводстве, являются :
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение единства и укрепления законности;
3) защита прав и свобод человека и гражданина;
4) защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Исходя из общих целей прокурорской деятельности и с учетом
особенностей уголовного судопроизводства, перед прокурором в данной области деятельности, законодателем установлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его полномочий, установленных уголовно - процессуальным законодательством, возлагается осуществление от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор, тем самым, является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, осуществляя возложенные на него законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц. Это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с требованием исключить при этом нарушения прав и свобод человека и гражданина, являющегося участником уголовного судопроизводства.
Анализ правового положения прокуратуры с позиции уголовнопроцессуального права и отраслевого законодательного регулирования показывает, что она является многофункциональным государственным органом, учреждаемым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, УПК РФ и другими подзаконными актами, имеющим особый статус - осуществление государственного надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в стране, обеспечению законности правовых актов.
На актуальность рассмотрения проблем прокурорского надзора в современном уголовном процессе указывает не только очевидная всем значимость данной сферы надзорной деятельности прокуратуры, но и широкие направления ее дальнейшего совершенствования. Это и предопределило выбор темы и основные направления настоящей выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании особенностей прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве, в выявлении пробелов в данной деятельности прокуратуры, а также в выработке определенного комплекса рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора в уголовном процессе.
Обозначенная цель, предопределила следующие задачи:
1) определение правовых основ прокурорского надзора в уголовном процессе России;
2) исследование организации прокурорского надзора за уголовнопроцессуальной деятельностью;
3) анализ выделения функций прокурора в уголовном судопроизводстве России;
4) изучение актов прокурорского реагирования на нарушения уголовно - процессуального закона;
5) выявление проблем осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью и направления повышения его эффективности.
Теоретической базой исследования выступили труды видных российских и зарубежных ученых и ведущих специалистов в области прокурорского надзора, а также уголовного процесса.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, приказы Генерального прокурора РФ.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов, судебной практики, учебной и специальной литературы.
Прокуратура РФ - государственный орган, осуществляющий функции, носящие надзорный характер. Статья 3 Закона о прокуратуре закрепляет основные направления ее деятельности, где установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определены Конституцией РФ, указанным законом и другими федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.
Прокуратура всегда имела статус важнейшего органа в правовой системе Российской Федерации. Созданная Петром I, уже три столетия российская прокуратура является мощным примером порядка и законности нашего государства, несмотря на то, что данный орган испытал на себе давление различных политических режимов, а также смену эпох и династий.
С целью охраны прав и свобод человека и гражданина, общества и государства, определенных видов деятельности, законодатель посчитал необходимым возложение на прокуратуру надзора за исполнением законов. Надзор представляет собой самостоятельный вид государственной деятельности, осуществляемый путем выявления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к ответственности.
Правовую основу данной деятельности составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре РФ, уголовно-процессуальное законодательство и иные федеральные законы, являющиеся внешней формой выражения законности.
Современный Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет полномочия прокурора на законодательном уровне, но в практической деятельности они являются не совсем достаточными, так как новшества уголовно-процессуального законодательства сократили объем полномочий прокурора в пользу органов предварительного следствия, следовательно, на данный момент проблемные вопросы участия прокурора в уголовном процессе остаются на повестке.
Наличие у прокурора правомочия на вынесение постановления о направлении материалов в органы предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании не является средством исправления пробела в законодательстве, так как прокурор был лишен права возбуждать уголовное дело, а данное полномочие является важнейшим этапом привлечения виновных лиц к ответственности. В связи с наличием данных обстоятельств, представляется целесообразным внесение изменений в уголовнопроцессуальное законодательство, направленных на возвращение некоторых функций прокурора.
Одним из направлений деятельности прокурора является надзор за органами дознания и предварительного следствия. Властно-распорядительные полномочия прокурора позволяют ему своевременно выявлять нарушения закона органами предварительного расследования, оперативно реагировать на случаи несоблюдения законодательства и предотвращать вероятные нарушения правовых норм на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Прокурор вправе выносить постановления, направлять письменные требования, давать письменные указания, а также предъявлять санкции для осуществления надзорных функций. Всякий правовой акт прокурорского надзора в данном направлении деятельности влечет определенные юридические последствия: восстанавливает нарушенные права человека и гражданина, пресекает нарушения в деятельности органов предварительного расследования.
Прокурорский надзор представляет собой механизм соблюдения прав и свобод человека и гражданина, которые составляют базис правового государства и гражданского общества. Деятельность органов предварительного следствия также напрямую связана с соблюдение данного принципа, но не всегда качество его выполнения является удовлетворительным. По нашему мнению, данный пробел связан с существенным снижением роли прокурора в уголовном процессе. В связи с тем, что прокурор был лишен полномочия по возбуждению уголовного дела, единственной оставшейся у него функцией является направление материалов для осуществления уголовного преследования в следственный орган, но зачастую на практике последний выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что порой является проявлением несоблюдения принципа законности. Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного следствия как раз-таки направлен на соблюдение законов при осуществлении данными подразделениями целей, задач и функций, осуществляемых на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, представляется логичным возвращение некоторых полномочий прокурора, что приведет к продуктивности и повышению эффективности деятельности органов предварительного расследования.
Вследствие того, что прокуратура за последние два десятилетия претерпела на себе немалое количество изменений, представляется необходимым наличие системы взглядов на место, роль и дальнейшее развитие данных органов. В качестве направлений укрепления позиций прокуратуры и прокурорского надзора предлагается: внесение поправок в Конституцию РФ, закрепляющих самостоятельный раздел, посвященный прокуратуре и прокурорскому надзору; осуществление изменений организации и деятельности всех органов прокуратуры, определение места органов прокуратуры как составляющих систему органов государственной власти, а также
совершенствования прокурорского надзора в соответствии с реализацией судебной реформы в современной России.
Таким образом, основными направлениями совершенствования надзорной деятельности прокуратуры в уголовном судопроизводстве являются меры, обеспечивающие соблюдение прокурором при осуществлении надзора в стадии возбуждении уголовного дела порядка работы с сообщениями о преступлениях, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, привлечение виновных в необоснованном отказе от приема сообщений о преступлениях, а также в отказе в возбуждении уголовного дела к ответственности, наделение органов прокуратуры полномочиями немедленно вмешиваться в деятельность органов предварительного расследования и давать указания, обязательные для исполнения.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Рим 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [№ 1]" (Подписан в г. Париж 20.03.1952), "Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбург 16.09.1963), "Протоколом № 7" (Подписан в г. Страсбург 22.11.1984)).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание
законодательства Российской Федерации», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
4. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от
08.01.1997 № 1-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 № 174-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 18.12.2001, № 52, ст. 4921.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 17.07.1995, № 29, ст. 2759.
8. Федеральный закон от 21.07.1994 № 16-ФЗ «О ратификации
Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.08.1994, № 15, ст. 1684.
9. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 05.06.2007, № 24, ст. 2830.
Материалы судебной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364.
2. Определения Конституционного Суда РФ: от 6 июля 2000 г. № 129- О // Архив КС РФ. 2000; от 15 февраля 2005 г. № 94-О // Вестник КС РФ. 2005. № 5.
3. Определения Конституционного Суда РФ: от 5 июля 2001 г. № 134- О // Вестник КС РФ. 2002. № 1; от 3 октября 2002 г. № 233-О // СЗ РФ. 2003. №
12. Ст. 1174; от 20 февраля 2003 г. № 86-О // Архив КС РФ. 2003; от 20 октября 2005 г. № 361-О // Архив КС РФ. 2005; от 21 июня 2011 г. № 793-О-О // Архив КС РФ. 2011; от 17 июля 2012 г. № 1316-О // Архив КС РФ. 2012; от 17 июля 2014 г. № 1728-О // Архив КС РФ. 2014.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2002 г. № 204- О // Архив КС РФ. 2002.
5. Постановления Конституционного Суда РФ: от 17 июля 2002 г. № 13-П // СЗ РФ. 2002. № 31. Ст. 3160; от 4 марта 2003 г. № 2-П // СЗ РФ. 2003. №
12. Ст. 1176; от 8 декабря 2003 г. № 18-П // СЗ РФ. 2003. № 51. Ст. 5026; от 29 июня 2004 г. № 13-П // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2804; от 11 мая 2005 г. № 5-П // СЗ РФ. 2005. № 22. Ст. 2194; от 2 июля 2013 г. № 16-П // СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 3881.
6. Определения Конституционного Суда РФ: от 20 февраля 2003 г. № 39-О // Архив КС РФ. 2003; от 20 января 2004 г. № 14-О // Архив КС РФ. 2004; от 25 марта 2004 г. № 84-О Архив КС РФ. 2004; от 18 декабря 2007 г. № 831-О- О // Архив КС РФ. 2007; от 28 мая 2009 г. № 589-О-О // Архив КС РФ. 2009; от
22 апреля 2010 г. № 547-О-О // Архив КС РФ. 2010; от 20 октября 2011 г. № 1365-О-О // Архив КС РФ. 2011; от 25 февраля 2013 г. № 200-О // Архив КС РФ. 2013; от 21 ноября 2013 г. № 1782-О // Архив КС РФ. 2013; от 20 февраля 2014 г. № 402-О // Архив КС РФ. 2014.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. № 2156-О // Архив КС РФ. 2014.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П // СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1066; Определения Конституционного Суда РФ: от 21 февраля 2008 г. № 86-О-О // Архив КС РФ. 2008; от 13 октября 2009 г. № 1340-О // Архив КС РФ. 2009; от 27 января 2011 г. № 90-О-О // Архив КС РФ. 2011; от 21 апреля 2011 г. № 449-О-О // Архив КС РФ. 2011; от 19 июня 2012 г. № 1156-О // Архив КС РФ. 2012; от 25 февраля 2013 г. № 325-О // Архив КС РФ. 2013; от 17 июля 2014 г. № 1573-О // Архив КС РФ. 2014.
9. Определения Конституционного Суда РФ: от 24 февраля 2005 г. № 84-О // Архив КС РФ. 2005; от 24 марта 2005 г. № 110-О // Архив КС РФ. 2005; от 16 февраля 2012 г. № 270-О-О // Архив КС РФ. 2012; от 23 октября 2014 г. № 2344-О // Архив КС РФ. 2014.
10. Постановления Конституционного Суда РФ: от 11 апреля 2000 г. № 6-П // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1774; от 18 июля 2003 г. № 13-П // СЗ РФ. 2003. №
30. Ст. 3101.
Учебная литература
10. Прокурорский надзор: учебное пособие / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, В.И. Гладких и др.; под ред. Р.А. Адельханяна. М.: Юнити-Дана, 2015.
- С. 215.
11. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юр.вузов. - М.: Зерцало, 1998. - С. 35.
12. Правоохранительные органы России: учебник / под ред. В.П. Божьева.
- М., 2017.
13. Бут Н.Д. Теоретические, правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М.,
2015. - С. 16.
14. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М.,
2014.
15. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю. Е. и др.; Под общей редакцией Ю. Е. Винокурова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - С. 9 - 10.
16. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. - М.: Экзамен, 2016. - С. 387.
17. Прокурорский надзор: учебник / под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, Н. Х. Сафиуллина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - С. 84.
18. Газетдинов Н.И. Правоохранительные органы. Учебник для юридических высших учебных заведений. Казань: Издательство Казанского университета, 2012. - С. 20.
19. Галустьян О.А. Прокурорский надзор: учебник для студентов высших учебных / В.Н. Галузо, В.И. Батюк, А.Я. Марков и др.; под ред. О.А. Галустьяна. М.: Юнити-дана; Закон и право, 2017. - С. 399.
20. Прокурорский надзор. Учебник/ под ред. О.А. Галустьяна, О.В. Ендольцевой, Н.Х. Сафиуллина. - М., 2017.
21. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М.: Риор,
2017.
22. Прокурорский надзор: учебник / В.Н. Григорьев [и др.] - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2015.
23. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: учебное пособие / В.Ф. Крюков. М.: Норма, 2014. - С. 814.
24. Паламарчук А.В. О некоторых аспектах прокурорского надзора за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности: научно практическое пособие / А.В. Паламарчук. М.: Веста, 2017. - С. 178.
25. Поляков М.П. Прокурорский надзор: краткий курс лекций / М.П. Поляков, А.В. Федулов. учеб. изд. М.: Юрайт, 2015. - С. 204.
26. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин. СПб.; Юрид.центр пресс, 2015. - С. 304.
27. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор: учебник / М.Б. Смоленский, И.А. Жильцов. / учеб. изд. М.: ИТК «Дашков и К»; Академцентр, 2014. - С. 240.
28. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - С. 480.
29. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М.: Норма, 2016. - С. 466.
30. Тиунов Б.В. Надзор прокуратуры за законностью правовых актов субъекта Российской Федерации: учебное пособие / Б.В. Тиунов. СПб: Нева, 2015. - С. 257.
31. Федотова Е.В. Прокурорский надзор: курс лекций / Е.В. Федотова. М.: Омега-Л, 2016. - С. 238.
32. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб., 1996. - С.
504.
33. Шагивалиев А.К. Прокурорский надзор. - Б.: Раритет-Инфо, 2015. - С.
373.
Специальная литература
34. Бакаев Д. М. Единство прокурорского надзора в СССР. // Правоведение, 1989. - № 4. - С. 59 - 64.
35. Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. Издательство Городец, 2007.
36. Васильева В.В. Пределы прокурорского надзора / В.В. Васильева // Законность. - 2017. - № 11. - С. 15 - 19.
37. Виханская И.С. Вопросы прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере градостроительной и жилищной деятельности / И.С. Виханская, Н.Н. Земеров // Жилищное право, 2018. - № 3. - С. 26 - 31.