Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы успешности предпринимательской деятельности 8
1.1. Основные теоретические подходы к изучению успешности
профессиональной деятельности предпринимателя 8
1.2. Анализ предпринимательской деятельности в России и за рубежом 20
1.3. Психологические факторы успешности предпринимательской
деятельности 32
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Семантическая оценка и эмпирическое исследование психологических факторов успешности предпринимательской деятельности 40
2.1. Организация и проведение исследования 40
2.2. Контент-анализ психологических факторов успешности
предпринимательской деятельности 41
2.3. Статистический анализ результатов исследования 43
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список литературы 66
Приложения
В любом цивилизованном обществе предпринимательская деятельность расцветает, потому что она выступает как одна из основных условий для экономической стабильности и социального благополучия. Предпринимательская деятельность изучается с разных сторон, в изучение свой вклад внесли социологии, культурологи, экономисты, юристы, философы и психологи.
Как профессиональная деятельность, предпринимательство представляет взаимодействие с личностью отдельного человека, можно сказать характерная активность субъекта играет особую роль. Предпринимательская деятельность может быть успешной или наоборот, неуспешной. Успешность предпринимательской деятельности складывается от определенных психологических факторов, это является фактом. Важную роль будут играть психологические особенности самих предпринимателей.
Зарубежные исследователи достаточно ясно показывают это в своих работах, к таким исследователям можно отнести М. Кассона, А. Коула, М. Питерса, Ф. Хайека, П.Друкера, М. Вебер, Й.Шумпетера, Б.Карлоффа. Среди отечественных можно отметить таких как: Т.И.Засловский, С.К.Рощина,
О.С.Дейнеки, А.Л. Журавлева, В.Н.Дружинина. [55].
Люди стремились, и будут стремиться улучшать своё материальное состояние, условия жилья, трудовую деятельность. Многие отказываются работать на кого-то, некоторые считают это вообще рабством. В концепциях современности предпринимательство рассматривают как деятельность, которая связана созданием, развитием и, конечно же, поддержание предприятия, собственного дела, где идет производство товаров и услуг.
Такой вид деятельности заставляет человека идти на определенные риски, принимать решения в ситуациях неопределенности. Для такого рода деятельности важно иметь субъекту особые психологические качества.
Многие исследователи интересуются личностными и профессиональными качествами предпринимателя в современном обществе. К таким исследователям можно отнести ученых с фамилиями В.М. Русалов, Р.Хизрич, И.Бунин, Г.Кошарная.
В жизни много примеров, где можно увидеть успешного предпринимателя, иначе говоря, человека проявляющегося высокую предпринимательскую активность. Такие люди привлекают интерес
психологов, так как до сих пор не ясно какими личностными качествами обладает успешный предприниматель, какие психологические особенности имеются у него.
Сколько бы работ не посвящались по анализу отдельных проблем предпринимательских деятельности, до сих пор нет определенной структуры успешности в деятельности предпринимателя, неизвестны какие именно психологические факторы влияют на успешность предпринимательской деятельности. Данная тема будет актуальна всегда, потому что с развитием общества люди всё больше рвутся к предпринимательской деятельности, и с развитием общества психологические факторы успешности будут меняться. Это объясняет актуальность решения проблемы выделения психологических факторов успешности предпринимательской деятельности для современного мира.
Объект исследования: успешность профессиональной деятельности.
Предмет исследования: психологические факторы успешности
предпринимательской деятельности.
Гипотеза исследования выступило предположение о том, что успешность предпринимательской деятельности определенным образом зависит не только от уровня профессиональных знаний, умений и квалификации, но и от таких психологических факторов, как целеустремленность, ответственность, настойчивость, общительность, выдержка, трудолюбивость. Это предположение позволяет выделить группы «успешных» и «неуспешных» предпринимателей.
Цель исследования: дать семантическую оценку психологических факторов успешности предпринимательской деятельности.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы уточнить основные подходы к изучению проблемы успешности профессиональной деятельности.
2. Провести теоретический анализ предпринимательской деятельности.
3. Проанализировать психологические факторы влияющие на успешность предпринимательской деятельности.
4. Провести качественный анализ продуктов деятельности и контент - анализ психологических факторов успешности предпринимательской деятельности;
5.Определить психологические факторы успешности
профессиональной деятельности для прогнозирования эффективности предпринимательской деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования
- системный подход (Б.Ф.Ломов) создал свою концепцию для анализа профессии и взаимодействия человека с ней. Системный подход в различных планах рассматривает профессиональную успешность.
- деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Р. Лурия), при изучении успешности в профессиональной деятельности человека, реализует определенные положения: формирование и проявление психики происходит в деятельности; сильное влияние на психику или психические особенности влияет и предмет профессиональной деятельности.
- субъектно-деятельностный подход (К.А.Абульханова-Славская, Е.А.Климов, А.В.Брушлинский) реализует следующее положение: по этому подходу человека изучают субъекта труда, то есть субъектом может стать тот человек, который заинтересован, обладает необходимыми качествами инициатора, может спланировать преобразующие воздействия к объекту труда для получения определенного ценного результата. И этот человек, как субъект труда, способен активному саморазвитию. Уровень субъектности определяется - такими феноменами как: профессиональная успешность и профессионализм.
Теоретическая база исследования выстроена на основе принципов российской и зарубежной психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, психодинамический принцип и принцип развития.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: контент-анализ; методы статистического анализа эмпирических данных.
Эмпирическую базу исследования составили результаты, полученные на основе контент-анализа и качественного анализа продуктов деятельности известных предпринимателей.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически доказана необходимость определения психологических факторов успешности предпринимательской деятельности в условиях современной рыночной экономики.
2. Выделен универсальный характер психологических факторов, обеспечивающих успешность предпринимательской деятельности.
3. Впервые теоретически определена и эмпирически подтверждена общая структура содержания успешности предпринимательской детальности.
4. Доказано, что единый фактор успешности предпринимательской деятельности включает в себя: общительность, выдержанность, авантюризм, доброта, спроектированность, авторитетность, образованность.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты вносят вклад в ту часть психологии труда, экономической психологии, где рассматривается проблема успешности предпринимательской деятельности: полученные данные раскрывает новый инструментарий для развития успешности в деятельности предпринимателя, увеличения его работоспособности и снижения напряженности.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами, в области профессионального консультирования. А так же, бизнес-тренеры могут использовать при прогнозировании успешности профессиональной деятельности, разработке обучающих программ и тренингов для продуктивного протекания процесса профессионального становления - как в работе с персоналом компаний, так и при подготовке и переподготовке будущего поколения предпринимателей в разного рода учебных заведениях.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержатся материалы эмпирического исследования, рисунки и таблицы.
Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу,
правильность постановки задач исследования, дало возможность
сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
Результаты вносят вклад в ту часть психологии труда,
экономической психологии, где рассматривается проблема
успешности предпринимательской деятельности;
Полученные данные раскрывает новый инструментарий для
развития успешности в деятельности предпринимателя,
увеличения его работоспособности и снижения напряженности;
Результаты исследования могут быть использованы психологами,
в области профессионального консультирования. А так же,
бизнес-тренеры могут использовать при прогнозировании
успешности профессиональной деятельности, разработке
обучающих программ и тренингов для продуктивного
протекания процесса профессионального становления - как в
работе с персоналом компаний, так и при подготовке и
переподготовке будущего поколения предпринимателей в
разного рода учебных заведениях.
Полученные в исследование результаты позволяют сделать следующие
выводы:
1. По мнению А.В. Карпова, Г.Л. Тульчинского, А. Менегетти эти пять
качеств обязаны иметь все предприниматели: настойчивость, трудолюбие,
самостоятельность, амбициозность, стойкость.
2. У предпринимателя должны быть выражены такие личнсотные
черты личности, как гибкость, смелость, амбициозность, энергичность,
надежность, властность, работоспособность, обязательность, уверенность в
себе, склонность к творчеству, работоспособность, независимость,
инициативность, адекватность и другие.
Акмеология/Под ред.А.А.Деркач.-Москва Изд-во РАГС,2002.-680 с.
2. Акперов И.Г. Психология предпринимательства. - Москва: Финансы
и статистика,2003.-544 с.
3. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (Психологические
и этика российско-американского партнерства).-Москва,1994.-
4. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности:
теоретические и прикладные проблемы . - Москва: Институт психологии
РАН,2006.-622 с.
5. Геворкян Г.Г. Психологические детерминанты профессиональной
успешности специалистов ресторанной сферы: Автореферат диссерт. на
соиск. ученой степени. - Ростов н/Дону, 2007.-23 с.
6. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша Н.И. Социальный портрет
предпринимателя // Социологические исследования. - 1992. - № 10. - С. 53.
7. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические
трудности становления малого бизнеса в России//Психологический журнал.-
Т.14.-1993.- № 6.-С.39-45
8. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Предприниматель в структуре
социальных отношений// Социологические исследования.-1994.-№ 5.-С.
9. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность
предпринимателей: методы оценки и воздействия.-Москва,1995
10. Иванченко Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные
проблемы и личностные стратегии выбора//Мир России.-2005.-№ 2.-С.97-125.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-Москва:Питер,2004.-508с.
12. Иоголевич Н.И. Особенности индивидуальности менеджеров с
разным уровнем самоактуализации.-//Психологическая наука и образование.-
2007.-№ 4.-С.29-38
13. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных
перемен//Психологический журнал.-1988.-Т.9.-№ 5.-С.120-128.67
14. Катаева Л.И., Полозова Т.А. К вопросу о сущности
профессионального самоопределения личности в пространстве становления
нового российского общества//Мир психологии.-2005.-№ 1.-С.147-156
15. Климов Е.А. Пути в профессионализм(Психологический взгляд). –
Москва: Флинта,2003.- 318 с.
16. Козубовский В.М. Общая психология: личность.- 2-е изд..-Минск:
Амалфея,2007.-446с.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга.-Москва,1990.-Т.1
18. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… элементы психологии
менеджмента в повседневной работе. - Москва: Дело,1998.-396с.
19.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -
Москва:политиздат, 1975
20. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер Ком, 1998
21. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и
мирового опыта/ Под ред. А.Ю. Чепуренко.-Москва,1995
22. Моррис Р. Маркетинг: ситуация и примеры.-Москва,1992
23. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология.-
Москва:Флинта,2003.-279 с.
24. Нос И.Н. Психодиагностика: тест, психометрия, эксперимент. -
Москва: КСП+, 2000.-309с.
25. Павлова А.М. Мотивационный фактор в актуализации
профессионально-личностного потенциала субъекта труда//Мир психологии.-
2005.-№ 1.-С.170-178.
26. Первин Лоуренс, Джон Оливер, Психология личности: теория и
исследовании/ Пер. с англ. М.С.Жамкочьян. - Москва: Аспект Пресс, 2000.-
606с.
27. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личность и профессиональное развитие
в период зрелости // Вопросы психологии. - 1998. -№ 2.- С. 3-10.
28. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию.-
Москва:Наука,199368
29. Пригожин А. И. Социология организаций. - М.: Наука, 1980.
30. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и
человеческого достоинства. - Москва:ACADEMA, 2001.-476с.
31. Психология/Под ред. Е.И. Рогова. - Москва: ИКЦ Март,2005.-557с.
32. Психология личности/ Под ред. П.Н. Ермаков, Лабунской.-
Москва:Эксмо,2007.-653с.
33. Психология менеджмента/ Под ред. Г.С.Никифорова.-2-е изд., доп.
И перераб. - СПб: Питер, 2004.-639 с.
34. Психология предпринимательской деятельности/ Под ред. В.А.
Бодрова.-Москва,1995
35. Радаев В.В. Российские предприниматели – кто они?
//Экономические реформы в России.-1994.-С.3-14
36. Развитие личности как стратегия гуманизации образования.-
Ставрополь,2007.- С.176-179
37. Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб: Изд-во
Михайлова В.А.,1999.-288с.
38. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной
экономической науке // Вопросы экономики. - 2002. - № 1. - С. 50-53.
39. Российская деловая культура: история, традиции, практика/ Отв.
Ред. П.Н. Шихирев.-Москва,1998.
40. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и
идеология // Психологический журнал. - 1995. — Т. 16. - № 1. - С. 31.
41. Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США//
Психологический журнал.-1993.-Т.14.-№ 5.-С.44-52
42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Москва:
Наркомпрос,1940.
43.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Т.1. – Москва:
«Педагогика», 1989.
44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психологии. Психология человека: Введение в психологию6